тактически грамотно организовать тушение пожара и спасение работников и имущества, а также эффективно применять пожарно-техническое оборудование и огнетушащие вещества.
До начала процесса обучения важно грамотно разработать программу обучения и применять такие методы, которые будут обеспечивать активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе изучения теоретического материала.
Руководителю, осуществляющему обучение добровольных пожарных, в процессе проведения занятий необходимо проводить с обучающимися анализ конкретных ситуаций, решать проблемные ситуации, организовывать работу в группах, использовать наглядный материал для того, чтобы вызвать интерес у обучающихся, повысить активность каждого обучаемого и уровень их подготовленности.
Есть мнение, что для качественной подготовки добровольных пожарных команд целесообразно охватывать как можно больше тем по обеспечению пожарной безопасности на объектах нефти и газа, с учетом специфики данных объектов. При этом, необходимо уметь применять знания на практике [3].
По нашему мнению, при организации профессионального обучения важно уделять внимание следующим направлениям:
- изучение общих требований пожарной безопасности на объекте (для профилактики случаев возникновения пожаров по причине человеческого фактора);
- организация технологического производства и характеристика его пожарной опасности;
- знать и уметь практически применять имеющиеся на объекте средства пожаротушения;
- правила тушения пожаров и меры безопасности.
В ходе изучения проблемы подготовки членов добровольных пожарных команд, на объектах нефти и газа, вы выявили определенные противоречия, между потребностью наличия подготовленных специалистов для решения вопросов в области пожарной безопасности и нежеланием отдельных руководителей среднего звена в организации указанных видов занятий.
Также необходимо отметить, что при организации подготовки добровольных пожарных целесообразно привлекать специалистов профессиональной пожарной охраны и их материально-техническую базу.
В завершении, можно сделать вывод, для повышения уровня пожарной безопасности на объектах нефти и газа, целесообразно создание и организация теоретических и практических занятий членов добровольной пожарной команды с привлечением специалистов профессиональной пожарной охраны и их материально-технической базы.
Список литературы
1. Основы пожарной профилактики в технологических процессах производств. Учебное
пособие: В.И. Тарасов, В.В. Леухин. Пермь, 2002. 26 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О добровольной пожарной охране» от
06.05.2011 № 100-ФЗ.
3. Тушение пожаров нефти и нефтепродуктов, А.Ф. Шароварников, В.П. Молчанов. М.:
«Калан», 2002. 448 с.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА Елисеева В.В.1, Лукьянцев М.А.2
'Елисеева Виктория Валерьевна — магистрант; 2Лукьянцев Михаил Андреевич — магистрант, кафедра социологии труда и экономики предпринимательства, Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирский государственный университет, г. Уфа
Аннотация: в статье рассматриваются мотив, движущий сотрудником, цели, поставленные на выполнение, мотивы, движущие человеком, а также влияние мотивации на персонал.
Карьера — это профессиональный рост, связанный с определенными осознанными или неосознанными действиями, с позицией сотрудника в трудовой деятельности. Карьера относительное понятие, которое находится в прямой и косвенной зависимости от множества факторов: целей, способностей, возможностей и конкретных действий самого человека, также от личного отношения начальства, от успехов других сотрудников и от социально-экономической ситуации в обществе в целом, а также многих других факторов [1].
Основной составляющей реализации и развития карьерного роста является обеспечение взаимодействие всех видов карьер, предполагающие выполнение определенного круга задач:
- объединение цели организации и отдельного сотрудника;
- определение карьеры сотрудника с учетом его специфических особенностей;
- обеспечить открытость процесса управления карьерой;
- устранять «тупиковых моментов», при которых фактически нет возможностей для карьерного и профессионального развития сотрудника;
- повышение качества планирования карьеры;
- определение наглядных и конкретных критериев служебного роста, используемых в карьерной практике;
- использовать обоснованные оценки карьерного потенциала работников для минимизации нереалистичных ожиданий;
- определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале для компании.
Освоение трудовой и социальной роли на основе профессиональных знаний, реальных возможностей и личного опыта - это главные составляющие профессиональной карьеры.
| Навыки, полученные 9 вузе
Щ Контакты, приобретенные в вузе
| Инфраструктура в вузе
| Дефицит специалистов вашего профиля
Щ Особенности орг. структуры компании
Высокий приоритет карьеры относительно других сфер жизни
Личные связи
Инициативность в отношениях с начальством
Креативность, энергичность
Исполнительность, готовность работал ьсверхурочно
Рис. 1. Факторы, ускоряющие карьерный рост (в °%)
Сущность профессиональной карьеры в овладении благами, подразумевает более широкий спектр ценностей:
— высшие уровни иерархии, высокие должностные посты;
— ступени квалификации, опыт, профессиональные знания;
— ранг, соответствующий личностному вкладу работника в развитие предприятия, его статус, положение;
— степень влияния в коллективе;
— получение дохода, других видов вознаграждения или льгот [2].
Для помощи работнику в развитии и реализации своих профессиональных знаний и навыки в интересах фирмы, необходимо четко спланировать карьеру работника, представляющую собой организацию его продвижения по ступеням должностного и квалификационного роста.
На сегодняшний день организация работы по планированию и реализации карьеры работников включает в себя:
— ознакомление работников с имеющимися в фирме возможностями продвижения в виде программ обучения и консультаций по индивидуальным планам повышения квалификации;
- регулярное информирование и консультирование по открывающимся в фирме возможностям обучения и вакантным местам;
- разработку программ поддержки и психологического консультирования, противодействующих кризисам карьеры;
- перемещение работников по трем направлениям:
- продвижение вверх по ступеням квалификационного или служебного роста;
- ротацию («горизонтальное» развитие работника);
- понижение [3].
Традиционно, в качестве образцов, берётся опыт карьерных продвижений в компаниях Японии и США - стран с совершенно разной культурой, образом жизни, отличающейся друг от друга системой ценностей и организацией производства. Например, в причине «японского экономического чуда» многие просматривают связь со спецификой японской системы управления, в частности, управления персоналом. Складывающаяся в течение веков восприятие у японцев себя, как части целого, ориентация на достижение коллективных целей и готовность пожертвовать личными интересами для интересов коллектива, так же, не менее важной выступает ориентация на отдаленные цели, которая в поведении выражается в трудолюбии, практицизме и высокой степени самообладания [4].
Все руководящие посты в японских организациях преимущественно занимают «люди компании», т.е. люди, которые преданны компании и полностью разделяют её корпоративную культуру, идею и миссию. При поступлении на работу человек намеревается трудиться в данной организации вплоть до наступления предельного возраста, до пенсии. Охват персонала практически во всех японских различных фирмах - это пожизненный наём работника, который имеет свои особенности: в крупных компаниях к числу постоянных относится подавляющая часть кадров, в более мелких она может быть сведена до управленческого состава.
В американских же компаниях, в противоположность японским, главной составляющей успеха является продвижение вверх по иерархической лестнице аппарата управления. Карьеру работников можно назвать профессиональной. С самого начала своей карьеры в организации работник (впоследствии узкоспециализированный специалист) связан обычно с одним и тем же типом функций и профессиональных умений [5].
Каждый этап карьеры предполагает соответствующие профессиональные требования, и в течение всей своей деятельности, работник постоянно старается совершенствоваться и развиваться в своей профессии, причем, нисколько не ограничиваясь одним предприятием или организацией.
Список литературы
1. Морозюк Ю.В. Основные факторы карьерного роста на малых предприятиях // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XVII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО», 2014. № 10 (17).
2. Назарова У.А. Технологии карьерного целеполагания, г. Уфа, Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ, Служба занятости. М. № 1-2, 2015. С. 74-77.
3. Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н. Человеческий фактор. Психологические аспекты управления персоналом (в контексте обеспечения экономической безопасности организации): Монография. М: Финансовый университет, 2011. 132 с.
4. Оствальд Вильгельм. Великие Люди [Со статьей профессора Эмиля Бауэра]. Перевод с нем. Г. Кваша Санкт-Петербург. Провинция, 1910 г. 400 с.
5. Грейсон Дж. младший, О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 2014. Ч. IV.