Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z'

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поколение Z / обучение / образование / университет / теория поколений / generation Z / learning / education / university / generational theory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.С. Филиппова, Д.Д. Старикова

Подготовка специалистов имеет особое влияние на становление будущей рабочей силы государства. В данной работе предпринята попытка обосновать социологическую значимость адаптации обучения для поколения Z. Рассмотрены аспекты индивидуализации поколения, ценностные ориентиры в соответствии с теорией поколений У. Штрауса и Н. Хоува. Также упомянуты различные вариации изменения методологии обучения для молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING THE CHARACTERISTICS OF LEARNING OF GENERATION Z

The training of specialists has a special influence on the formation of the future labor force of the state. This paper attempts to substantiate the sociological significance of adaptation of training for generation Z. The aspects of individualization of generation, value orientations according to the generational theory of W. Strauss and N. Howe are considered. Different variations of changing the methodology of training for young specialists are also mentioned.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z»

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z

Е.С. Филиппова, студент Д.Д. Старикова, канд. филол. наук, ассистент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-66-68

Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Уфимского университета науки и технологий (ПРИОРИТЕТ-2030).

Аннотация. Подготовка специалистов имеет особое влияние на становление будущей рабочей силы государства. В данной работе предпринята попытка обосновать социологическую значимость адаптации обучения для поколения Z. Рассмотрены аспекты индивидуализации поколения, ценностные ориентиры в соответствии с теорией поколений У. Штрауса и Н. Хоува. Также упомянуты различные вариации изменения методологии обучения для молодых специалистов.

Ключевые слова: поколение Z, обучение, образование, университет, теория поколений.

В современном мире особое внимание уделяется принципам образования поколения, с целью добиться наибольших успехов в мотивации студентов, их эффективном обучении как теоретическим основам научного знания, так и практическим особенностям желаемой специализации. Поколение Ъ является поколением будущего, и, несомненно, отличается от предыдущих поколений образом мышления, способностью к адаптации и прочими индивидуальными характеристиками. Социологическая значимость поколения обусловлена теорией поколений, которая уже показала свою правдивость перед научным сообществом. Теория поколения У. Штрауса и Н. Хоува [1] заключается в том, что по истечении определенных временных рамок с 1944 года образуются четыре поколения, при этом каждое поколение уникально и обладает исключительно индивидуальным спектром особенностей.

Вопрос обучения молодых специалистов уже долгое время является предметом многих научных исследований и дискуссий. Подобная тема рассматривалась такими научными деятелями, как: Ю.А. Левада, НА. Трикоз, Е.М. Шамиз и др. [2] В основе исследования особенностей образования поколения Ъ не только социологические, но и психологические и педагогические науки, исходя из чего дан-

ный вопрос следует рассматривать комплексно.

Студентов как индивидов различают по группам, направлениям подготовки и соответствующему возрасту, однако на данный момент большинство студентов относятся к поколению Ъ. Социологические характеристики поколения, такие как: клиповое мышление, популяризация неформального стиля общения и активная жизненная позиция [3]. Клиповое мышление - особый стиль восприятия информации, которому присуще быстрое усвоение и наглядность представляемых материалов. Подобный термин появился в результате ускоренного развития цифровизации, социальны сетей и прочего, где информация поступает до-зированно и в строго установленный короткий промежуток времени. В результате возникновения подобного типа мышления возникает проблема оптимизации учебного процесса для работы с феноменом.

Одним из ключевых факторов повышения эффективности обучения является развитие стрессоустойчивости и желания к познанию у молодых специалистов. На данный момент популяризация образования связана лишь с получением диплома, что не несет за собой положительную тенденцию [4]. Стрессоустойчивость студентов связана с отличительной инфантильностью представителей поколения [5]. Также

стоит отметить, что поколение Ъ зачастую не задумывается о будущем, исходя из особенностей клипового мышления, циф-ровизации, и, соответственно, быстро меняющейся реальности. По причине постоянного нахождения в экономической неопределенности и ускоренного развития цифровых профессий образования для студентов приобретает не приоритетное значение [6].

Переходя к практической части, следует уточнить результаты проведенного социологического исследования в рамках студентов Уфимского университета науки и технологий. В исследовании принимало участие 73 студента, и 72,6% студентов отметили, что фактор успеха лекции - интересная подача материала, наличие диалога между студентами и преподавателем, и внедрение различных интерактивов в процессе объяснения лекционного материала. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что система образования в университете требует модернизации и адаптации для представителей поколения Ъ.

В качестве предлагаемого алгоритма

в каждое занятие студентов по одному небольшому интерактиву (5-10 минут), что позволит студентам отвлечься от большого потока информации и погрузиться в усвоение материала иными методами, и обеспечит доверие к преподавателю исходя из более неформальной обстановке в коллективе.

Средствами «интересной подачи» лекционного курса могут быть различные цифровые инструменты передачи зрительной информации. Поколение Ъ отличается клиповым мышлением, и именно это диктует необходимость в предоставлении зрительного насыщения информацией.

В результате данной работы можно выделить, что индивидуальными характеристиками поколения Ъ можно выделить: клиповое мышление, потребность в изменении обстановки и развитии сосредоточенности, быстрое утомление от монотонной подачи информационных материалов. Было предложено внедрение интерактивов в каждое занятие лекционного курса, развитие диалога между студентами и преподавателем в рамках темы обсуждаемой дискуссии.

модернизации можно выделить: внедрение

Библиографический список

1. Козырева Г.И., Колупаева Е.А., Книга М.Д. и др. К вопросу обучения поколения Z // Образование и право. -2023. - №1. - С. 77-80.

2. Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг. - 2001. - №5. - С. 7-14.

3. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. - 2018. - №2 (42). - С. 1-10.

4. Решетников О.В. Поколение Ъ и недалёкое будущее рынка труда // Школьные технологии. - 2014. - №1. - С. 58-71.

5. Никитина Д.О. Поколение Z: особенности и характеристики // Социология. - 2021. -№3. - С. 136-140.

6. Киуру К.В., Попова Е.Е., Маковецкая Ю.Г. Отношение поколения Z к новым формам обучения в условиях цифровизации образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. - С. 169-171.

ANALYZING THE CHARACTERISTICS OF LEARNING OF GENERATION Z E.S. Filippova, Student

D.D. Starikova, Candidate of Philological Sciences, Associate Teacher Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The training of specialists has a special influence on the formation of the future labor force of the state. This paper attempts to substantiate the sociological significance of adaptation of training for generation Z. The aspects of individualization of generation, value orientations according to the generational theory of W. Strauss and N. Howe are considered. Different variations of changing the methodology of training for young specialists are also mentioned. Keywords: generation Z, learning, education, university, generational theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.