Научная статья на тему 'Анализ особенностей налогообложения предприятий малого бизнеса'

Анализ особенностей налогообложения предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1313
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАСЧЁТ / НАЛОГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРИБЫЛЬ / TAX / TAX BASE / TAX SYSTEM / SMALL BUSINESSES / CALCULATION / TAX STRATEGY / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хутова Л. А., Шардан С. К.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы, малый бизнес придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет мощный антимонопольный потенциал, обеспечивает освоение новых перспективных производств. Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Упрощенная система налогообложения (УСН), которая является весьма удобной именно для малых предприятий, имеющих работников по найму, позволяет оптимизировать налоговую политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FEATURES OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES

Small business is an important integral element of the market economy system, small business accelerates the economy needs flexibility, mobilizes financial and production resources of the people, has a strong anti-monopoly potential, and provides development of promising new industries. The most effective way to support small businesses, of course, is to establish this order of taxation, which would improve the economic status of existing small enterprises and gave impetus to the development of small businesses in the production sectors. Simplified tax system (STS), which is very convenient for small businesses that have employees, allows optimizing tax policy.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей налогообложения предприятий малого бизнеса»

22

Экономические науки

УДК 332.1

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Хутова Л. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит,

ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск,

E-mail: Hutova75@mail.ru

Шардан С. К., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит,

ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск,

E-mail: Shardansaida@mail.ru

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы, малый бизнес придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет мощный антимонопольный потенциал, обеспечивает освоение новых перспективных производств. Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Упрощенная система налогообложения (УСН), которая является весьма удобной именно для малых предприятий, имеющих работников по найму, позволяет оптимизировать налоговую политику.

Ключевые слова: налог, налоговая база, система налогообложения, малые предприятия, расчёт, налоговая стратегия, прибыль.

THE ANALYSIS OF FEATURES OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES

Hutovа L. A., candidate of economic sciences, associate рrofessor of finance and credit, FSBEIHPE "North-Caucasian State Humanitarian and Technological Academy", city of Cherkessk; Shardan S. K., candidate of economic sciences, associate professor of finance and credit, FSBEI HPE "North-Caucasian State Humanitarian and Technological Academy", city of Cherkessk

Small business is an important integral element of the market economy system, small business accelerates the economy needs flexibility, mobilizes financial and production resources of the people, has a strong anti-monopoly potential, and provides development of promising new industries. The most effective way to support small businesses, of course, is to establish this order of taxation, which would improve the economic status of existing small enterprises and gave impetus to the development of small businesses in the production sectors. Simplified tax system (STS), which is very convenient for small businesses that have employees, allows optimizing tax policy. Key words: tax, tax base, tax system, small businesses, calculation, tax strategy, profit.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях рынка, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые ме-

тоды регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Упрощенная система налогообложения (УСН) была введена Федеральным законом от 24.07. 2002 г. № 104-ФЗ с целью уменьшения налоговой нагрузки в организациях малого и среднего бизнеса, облегчения ведения налогового и бухгалтерского учета, а также для сокращения отчетности, которая касается налогов. УСН

предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов [1].

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Хотелось бы выделить основные преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения.

Преимущества УСН:

- ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме;

- отсутствие необходимости предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС;

- необходимость подачи налоговой декларации один раз в год вместо двенадцати (ежегодная декларация Единого налога вместо ежеквартальных деклараций по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество);

- возможность выбрать объект налогообложения;

- уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету;

- упрощение налогового учета;

- уменьшение и упрощение налогового бремени: один налог вместо трех.

При этом, во-первых, организация должна не только выполнить, но и восстановить все требования бухгалтерского, налогового учета, которые вытекают из Налогового кодекса РФ, других действующих законодательных и нормативных актов по налогам и сборам, но и также изыскать дополнительные финансовые источники для уплаты налогов, не полученных с покупателей в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Особенно сложна ситуация с косвенным налогом («внутренний» НДС). К моменту, когда налогоплательщику станет известно, что он потерял право на применение упрощенной системы налогообложения, значительная часть товаров, работ, услуг может быть уже отгружена покупа-

телю соответственно без суммы предъявленного налога на добавленную стоимость. Поскольку организация уже стала плательщиком НДС, то она обязана исчислить и уплатить указанный налог с выручки от реализации за все месяцы того квартала, с начала которого применяется общий режим налогообложения.

Во-вторых, организация с момента перехода на общий режим налогообложения признается обязанной вести бухгалтерский учет и должна в полном объеме восстановить синтетический и аналитический учет активов и обязательств, руководствуясь Федеральным законом «О бухгалтерском учете», многочисленными Положениями по бухгалтерскому учету, другими нормативными актами по бухгалтерскому учету [5].

В результате тот объем работы, который организациям придется проделать, и возможные финансовые потери могут не только нивелировать экономическую выгоду от применения специального налогового режима, но и привести к ухудшению финансового состояния организации.

Ситуация усугубляется еще и тем, что действующее законодательство не описывает процедуру «восстановления задним числом» бухгалтерского и налогового учета в случае принудительного перехода на общий режим налогообложения.

В результате чего это влечет за собой снижение активной деятельности малых предприятий на рынке товаров и услуг, а также уменьшение последующих инвестиций субъектов малого предпринимательства на приобретение и обновление собственных основных средств, притом, что инвестиции способны дать основной толчок в развитии и укрупнении малых предприятий.

Кроме общих ограничений для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, действуют и другие дополнительные ограничения. Так, не принимаются убытки, накопленные при применении общего режима при переходе на упрощенный режим, и убытки, накопленные при упрощенном режиме при переходе к общему. Полный запрет переноса убытков при смене режимов является жесткой мерой, дестимулирующей развитие малых предприятий. Существенным недостатком имеющейся системы налогообложения для малого бизнеса является отсутствие четко прописанного порядка

приобретения и утраты применения права использования льготного режима налогообложения. В данном случае проблемы при переходе к общему порядку представляют необходимость перехода от кассового метода определения доходов к методу начислений, в случае если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации превысила один миллион рублей за каждый квартал, и возможное наличие обязательств по уплате процентов [4]. Переход малых предприятий от метода начислений при использовании общего порядка налогообложения к кассовому методу определения доходов, при применении упрощенной системы налогообложения, отягчается наличием остаточной стоимости по амортизируемым активам и обязательств по уплате процентов по ранее взятым кредитам.

Следующим недостатком в применении упрощенной системы налогообложения является то, что для организаций применяющих данную систему налогообложения не выгодно, данное на основании ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, полное освобождение от налога на добавленную стоимость, что не соответствует принципу максимального учета интересов налогоплательщика [2]. Отсутствие системы расчетов по НДС ставит предприятие - производителя в невыгодное для него положение. Приобретая товары (работы, услуги) у организации, работающей по упрощенной системе, предприятие, являющееся плательщиком НДС, не может взять в зачет так называемый «входной» НДС, т. е. налог, включаемый в стоимость товаров (работ, услуг) по общепринятой системе бухгалтерского учета. По этой причине многие предприятия - плательщики НДС отказываются от сотрудничества с предприятиями, работающими по упрощенной системе. В результате чего малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, выпадают из цепочки посредников и становятся нежелательными партнерами для крупных хозяйствующих субъектов. Это вынуждает предприятия малого бизнеса налаживать кооперационные связи только с предприятиями такого же типа, что существенно ограничивает целевую активность этой категории налогоплательщиков, и делает их

неконкурентоспособными во многих отраслях экономики.

Также сохраняются некоторые неблагоприятные элементы, свойственные вмененному налогообложению. Обязательность налога для определенных видов деятельности может привести к невозможности сопоставления результатов налогообложения этих видов деятельности при применении вмененного и общего режимов налогообложения, что в свою очередь сказывается на корректности определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2.

Совершенствование специальных налоговых режимов во многом зависит от реализации данных задач. Далее представлены пути решения проблем УСН и перспективы развития упрощенного режима на примере конкретного предприятия.

Так же для оптимизации налоговой нагрузки необходимо применять налоговую стратегию, которая заключается в формировании достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию совокупности налогооблагаемых баз; приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т. п. (схема 1).

В рамках налоговой стратегии проводится анализ налоговой нагрузки, который представлен на схеме 2.

Данные показатели позволяют оценить структуру налоговых платежей организации. Представленный инструментарий дает возможность оптимизировать налоговые платежи за счет совершенствования аналитического аппарата на предприятии.

ООО «Градстрой» имеет расчетный счет в филиале АО «Заубер Банк» и кассовый аппарат в арендуемом помещении. Расчеты с заказчиками и покупателями ведутся как безналичным способом, так и за наличные деньги.

В основу расчетов положены данные из Книг учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, соответственно показатели прогнозных данных рассчитанных нами методом экстраполяции.

Доход в 2015 г. составит 4 291 312 руб.

Схема 1. Налоговая стратегия предприятия

Расходы ООО «Градстрой» в будущем периоде в среднем остаются неизменными и будут состоять из:

- заработной платы работников, задействованных в деятельности, которая облагается по упрощенной системе налогообложения -1 680 000 руб.;

- взносов на обязательное страхование -127 200 руб.;

- другие расходы - 2 348 499 руб.

Итого годовых расходов - 4 155 699 руб.

Основные расходы, связанные с деятельностью предприятия - строительно-монтажные работы.

В ООО «Градстрой» в качестве объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, что привело к следующим показателям деятельности организации за квартал:

- величина дохода от деятельности -4 291 312,00 руб.;

- общая величина расходов - 4 155 699,00 руб.;

- налогооблагаемая база - 135 613,00 руб.;

- ставка налога - 9 %;

- сумма налога к уплате - 12 205,2 руб.

В случае если бы ООО «Градстрой» при переходе на УСН для определения налогооблагаемой базы применял бы объект налогообложения в

Схема 2. Алгоритм анализа налоговой нагрузки на предприятии

виде доходов, показатели его деятельности могли бы выглядеть следующим образом:

- величина доходов от оказания строительно-монтажных работ составила 4 291 312 руб. (фактически полученные доходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала);

- налогооблагаемая база - 4 291 312 руб. (денежное выражение полученных доходов);

- ставка налога - 6 % (т. к. объектом налогообложения являются доходы; одинакова для всех организаций - независимо от организационно-правовых форм и видов деятельности);

- исчисленная сумма налога -

4 291 312,00 х 0,06 = 257 478,72 руб.;

- налоговые вычеты составляют 24 360 руб. В соответствии со ст. 346.21 п. 3 НК РФ сумма налога, исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот период времени, но не более чем на 50 %;

- сумма налога к уплате =

257 478,72 - 24 360,00 = 233 118,72 руб.

В таблице 1 приведены данные по соотноше-

нию и сопоставлению сумм налогов по УСНО, применяемой ООО «Градстрой» при изменении объекта налогообложения.

Таким образом, анализируя таблицу 1, ООО «Градстрой» выбрало экономичный вариант налогообложения по УСН с применением объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Далее рассмотрим особенности расчета налоговой нагрузки налогоплательщика (табл. 2).

В ООО «Градстрой» за 2016 г. налоговая нагрузка снизится, для деятельности и оптимизации нужно принять решение использовать метод снижения за счет «Доходы - Расходы», что даст возможность снизить налоговую нагрузку до 3,45 % и окажет благоприятное влияние на деятельность предприятия.

На основании вышеприведенного анализа можно сделать вывод, что, ООО «Градстрой» сделало бы правильный выбор, перейдя на упрощенную систему налогообложения с общего режима налогообложения, сэкономив при этом 428 698,04 руб. (576 659,34 - 147 961,30) на уплате налогов в бюджет и упростив ведение бухгалтерского и налогового учета в организации.

Таблица 1

Соотношение сумм налогов по УСНО при изменении объекта налогообложения в 2016 г. (прогноз)

Показатели, применяемые в расчетах Прогнозный период

Объект налогообложения по УСН

Доходы Доходы - Расходы

Доходы (выручка), руб. 4 291 312,00 4 291 312,00

Расходы, руб. не принимаются 4 155 699,00

Налогооблагаемая база, руб. 4 291 312,00 135 613,00

Ставка налогообложения, % 6 % 9 %

Исчисленная сумма налога, руб. 257 478,72 12 205,2

Налоговые вычеты, руб. 24 360,00 -

Сумма налога к уплате, руб. 233 118,72 12 205,2

Таблица 2

Расчет налоговой нагрузки в ООО «Градстрой» за 2016 г.

Общая сумма налогов, руб. Выручка, руб. Налоговая нагрузка, %

1 2 3 = 1/2 • 100 %

«Доходы »

233 118,72 + 48 720,00 + 52 080,00 + 33 600,00 = 367 518,72 4291 312 8,56

«Доходы - Расходы»

13 561,30+48 720,00+52 080,00+33 600,00= 147 961,30 4291312 3,45

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 24.07. 2002 № 104-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08. 2000 № 117-ФЗ (ред. от 09.03. 2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03. 2016).

3. Аджикова А. С. Малое предпринимательство в субъектах Северо-Кавказского федерального округа: оценка состояния, особенности и перспективы развития. [Текст] / А. С. Аджикова // Научно-практический и теоретический журнал «Национальные интересы:

приоритеты и безопасность». - М.: ООО «Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2010. № 12 (69). - С. 62-71.

4. Батов Г. Х. Проблемы формирования и развития новой экономики в регионе. [Текст] / Г. Х. Батов // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2015. - № 1. - С. 171-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Блинов А. О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: Теория и практика. [Текст] // Учебник. -М.: ИТК «Дашков и К», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.