Научная статья на тему 'Анализ особенностей инновационных проектов сфере образования'

Анализ особенностей инновационных проектов сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATION PROJECTS / АНАЛИЗ ИННОВАЦИЙ / ANALYSIS OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков Виктор Яковлевич, Романов И. А.

Рассмотрены особенности анализа инновационных проектов применительно к сфере образования. Дано различие между новацией и инновацией. Показано, какие проекты не являются инновационными. Определены разные типы инноваций. Приведены признаки оценки общественной эффективности инноваций. Эти признаки позволять более объективно оценивать инновационные проекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INNOVATIVE PROJECTS IN EDUCATION

The features of the analysis of innovative projects in relation to education. Given the difference between innovation and innovation. Shows what projects are not innovative. Define different types of innovation. Shows signs of public performance evaluation of innovation. These features allow a more objective assessment of innovative projects

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей инновационных проектов сфере образования»

УДК 378.1: 001.895

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Цветков В.Я., д.э.н., профессор, Московский государственный университет геодезии и картографии, , E:mail:[email protected]

Романов И.А., Московский институт инженеров электроники и математики

Аннотация. Рассмотрены особенности анализа инновационных проектов применительно к сфере образования. Дано различие между новацией и инновацией. Показано, какие проекты не являются инновационными. Определены разные типы инноваций. Приведены признаки оценки общественной эффективности инноваций. Эти признаки позволять более объективно оценивать инновационные проекты. Ключевые слова Инновации, образование, инновационные проекты, анализ инноваций.

ANALYSIS OF INNOVATIVE PROJECTS IN EDUCATION

Tsvetkov V. Ya, D.Scienc., Moscow State University of Geodesy and Cartography, proff., E:mail:[email protected]

Romanov I.A., Moscow Institute of Electronics and Mathematics

Abstract The features of the analysis of innovative projects in relation to education. Given the difference between innovation and innovation. Shows what projects are not innovative. Define different types of innovation. Shows signs of public performance evaluation of innovation. These features allow a more objective assessment of innovative projects Keywords Innovation, education, innovation projects, analysis of innovation.

В настоящее время в сфере образования широко применяют термин «инновационные» в разных сочетаниях. Например «инновационные образовательные технологии», «инновационное образование», «инновационные образовательные проекты» и пр. При этом не делается попыток обосновать применение данного термина. Не делается попыток различить новацию и инновацию. В данной статье обратим внимание на следующие моменты:

• различие между понятиями новация и инновация;

• типизацию инноваций;

• существенные признаки инноваций

Различие между понятиями новация и инновация построим на основании определения новация (модернизация).

Минимальная свойство инновации - новизна. Это означает, что продукт, процесс, метод обеспечения сбыта или организационный метод должны быть новыми. Однако это свойство не является единственным. Многие объекты, обладающие этим свойством,

являются новациями.

Новация - какое-то новшество, которого не было раньше. По гражданскому праву новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством [1].

Новации - важнейшие составляющие инноваций, но не тождественны им. Не всякая совокупность новаций также является инновацией. Новация обладает определенным положительным эффектом, но, как правило, меньшим по эффекту и масштабу чем инновация

Определим инновацию с этих позиций как целостную совокупность новаций, обеспечивающую в дополнении к сумме эффектов новаций синергетический эффект от совокупности. Таким образом, инновация отличается от новации большим масштабом, большим эффектом и наличием синергетического эффекта.

Какие новшества заведомо не являются инновацией [2]?

Прекращение использования (образовательного) процесса, метода, методов организации или выпуска специалистов.

Простое капитальное вложение или расширение организации

Покупка нового оборудования, незначительные расширения и обновления существующего оборудования, обновление программного обеспечения — не являются процессными инновациями.

Изменение цены обучения или учебного процесса, приводящего росту прибыли не является инновацией. Например, инновации не возникают, когда модель компьютера продается по более низкой цене только потому, цена компьютерных чипов падает.

Изготовление на заказ. Если одноразовый образовательный проект существенно отличается от проектов, которые образовательная организации ранее делала, он не является продуктовой инноваций

Регулярные сезонные и другие циклические изменения не являются инновациями.

Копирование других методов. Продукт, процесс, метод или организационные преобразования, осуществляемые другими организациями, даже, если они является новыми для данной организации, не являются инновациями.

Инновацией является внедрение новых или значительно усовершенствованных продуктов (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях [2].

Инновации являются новыми для рынка (отрасли), когда организация впервые вводит новшество на своем рынке (отрасли).

Инновация имеет мировой уровень, когда организация впервые ввела инновацию для всех рынков и отраслей, внутренних и международных. Новое в мире подразумевает качественно более высокую степень новизны, чем новые для рынка. В этой части образовательные научные проекты часто необоснованно приписывают себе уровень новизны.

Сфера инновации близка к информационной сфере. В сфере информатизации существуют два вида стандартов «де юре» и «де факто» [3]. Первые отражены специальными документами, вторые признаются мировом сообществом, хотя не отражены в официальных документам. Их называют неформальными стандартами. Примерами неформальных стандартов являются стандарты Интернет или фирмы Майрософт. В отечественной практике не только мало нормативной литературы по инновациям, до даже в УДК отсутствует такая рубрика. Работы по инновациям проходят как инвестиции.

В Евросоюзе таким неформальным стандартом в области инноваций является документ, называемый коротко «Руководство Осло» [2]. Поскольку Россия пытается интегрироваться в Евросоюз и участвует в некоторых инновационных программах [4], целесообразно прибегнуть к этому документу.

В соответствии с принятым международной организацией сотрудничества и развития (OECD) руководством, инновации подразделяют на четыре типа: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [2].

В сфере образования превалируют процессные и организационные. Однако многие «разработчики» инноваций не пытаются даже классифицировать то, что они называют инновацией. А это необходимо, поскольку существенные признаки, по которым соотносят тот или иной тип, меняются. От типа инновации зависит метод оценки ее эффективности.

Эффективность инновационного проекта - категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников. В информационном поле это означает наличие информационного соответствия между целями и функциональными возможностями проекта [5 ]

Для разных участников инновационного проекта его эффективность может быть различной. Эффективность инновационных проектов может оцениваться количественными и качественными характеристиками. При анализе инновационных проектов в зависимости от их характера и целей используются показатели общей и/или сравнительной эффективности.

Эффективность инновационного проекта в общем включает в себя:

общественную (социально-экономическую) эффективность проекта и коммерческую эффективность проекта. Если коммерческая эффективность определяется на основе расчетов, то общественная чаще всего на основе экспертных оценок.

В сфере образования большинство инновационных проектов имеют общественную эффективность, которая оценивается экспертными методами и часто самими разработчиками. Такая ситуация создает предпосылки для преувеличения значения проекта, что часто наблюдается при оценке заявок научных проектов.

Один из авторов статьи регулярно выступает экспертом таких проектов как внутри страны, так и по международным программам и тенденция преувеличения имеет место и там и там.

Тем не менее, существуют механизмы позволяющие «объективизировать» оценку общественной эффективности инновационных проектов. К таким методам относятся: оценка реализуемости, оценка факторов неопределенности, оценка риска, наличие синергетического эффекта, классифицируемость.

Оценка реализуемости проекта строится на основе организационно-экономического механизма. Организационно-экономический механизм включает следующие существенные признаки:

• нормативные документы, на основе которых осуществляется информационное взаимодействие участников;

• обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта;

• механизм гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;

• систему управления реализацией проекта, обеспечивающую (при возможных изменениях условий реализации проекта) должное информационное соответствие между участниками проекта и между участниками и вышестоящей организацией;

• механизм синхронизации деятельности участников проекта, корректировку их действий в целях успешного завершения проекта.

Если сам по себе проект индивидуален и сравнение его с другими относительно сложно, то оценка факторов неопределенности и оценка риска относятся к сопоставимым категориям, особенно внутри одной отрасли или страны.

К «инновационности» проекта, кроме повышенного эффекта, необходимо относить и наличие синергетического эффекта. Это хорошо формализуемый показатель, который легко проверяется любым экспертом.

Для характеристики проекта необходимо классифицировать его с определенным

типом инновации. Если инновация не соотнесена с известными типами, авторы сами не уверены что они создали. Рассмотрим признаки основных типов инноваций.

Продуктовые инновации [2] могут использовать новое знание или технологии, или могут быть основаны на новом использовании или комбинациях существующего знания или технологий. Термин "продукт" использован, чтобы обобщить понятия товаров и услуг. Новые изделия включают и введение новых товаров и услуг и существенные усовершенствования функциональных особенностей или пользовательских особенностей существующих товаров и услуг

Процессные инновации могут быть предназначены, для уменьшения себестоимость обучения, улучшения качества образования, производства новых или значительно улучшенных образовательных продуктов.

Маркетинговая инновация - выполнение нового метода расширения образовательных услуг, приводящего к существенным изменениям в размещении образовательных продуктов и услуг, или их продвижении. Маркетинговые инновации нацелены на улучшение потребностей клиента, открытие новых рынков.

Отличительный признак маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговых инструментах - выполнение метода обеспечения сбыта, не ранее используемого. Это должна быть часть новой концепции маркетинга или стратегии, которая представляет существенный отход от существующих .

Организационные инновации - создание нового организационного метода в практике деловых отношений, организации управления, рабочего места или внешних отношениях. Организационные инновации могут быть предназначены, чтобы увеличить эффективность работы образовательного учреждения, уменьшить административные расходы или операционные затраты, улучшить условия работы (и таким образом повысить производительность труда), использовать нематериальные активы или сокращать затраты.

Отличительные признаки организационного новшества по сравнению с другими организационными изменениями в фирме - выполнение организационного метода (в практике деловых отношений, организации рабочего места или внешних сношениях), который не использовался прежде в фирме и является результатом стратегических решений, принятых управлением

Пример организационного новшества в структурировании видов деловой деятельности - интеграция образования с производством

Общая черта инноваций - осуществимость. Этим инновация отличается от идеи. Новые процессы или организационные методы в сфере образования осуществимы, если

описан реальный механизм их внедрения..

Таким образом, введение вышеуказанных характеристик в инновационные проекты позволит по мнению авторов существенно повысить качество анализа инновационных проектов как для разработчиков, так и для инвесторов. Такой подход применим не только в сфере образования, но и в других отраслях.

Список литературы

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов (вторая редакция), утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999г

2. The measurement of scientific and technological activities. Proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data / OSLO MANUAL - European Commission Eurostat. Organisation for Economic Co-operation and Development -2004. -93р.

3. Цветков В.Я. Особенности развития информационных стандартов в области новых информационных технологий //Информационные технологии, 1998 - №8, - с 27.

4. Розенберг И.Н., Цветков В.Я., Романов И.А. Проблемы взаимодействия России и Евросоюза по программе «Эврика» / 8-я Международная научно-практическая конференция «Геопространственные технологии и сфера их применения». Материалы конференции. - М.: Информационное агентство «Гром» 2012 - с. 117-121.

5. Цветков В.Я. Информационное управление. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany 2012 -201с. ISBN: 978-3-659-18089-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.