финансовая отчетность
анализ особенностей формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности
на различных стадиях жизненного цикла
организаций
т.е. безбородова,
кандидат экономических наук, доцент пензенский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института
Понятие «жизненный цикл системы» предполагает сопоставление результативности системы в течение определенного периода времени. О необходимости использования в экономическом анализе законов развития систем и сформулированной на их основе концепции жизненного цикла неоднократно, в частности, указывалось в работах Н.П. Любушина [1, 2]. Сегодня эта необходимость признана научным сообществом, что нашло отражение при формировании стандартов нового поколения для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Основным информационным источником в экономическом анализе является финансовая (бухгалтерская отчетность). Однако ощущается недостаток теоретических разработок по формированию бухгалтерской отчетности на различных стадиях жизненного цикла систем. Здесь можно назвать работы В.И. Ткача, Н.А. Бреславцевой, В.Г. Широбокова.
В качестве результативного показателя при анализе жизненного цикла организации, как правило, берется прибыль. Прибыль за время существования бизнеса эквивалентна всем чистым поступлениям денежных средств. Достижение предельных значений как прибыли, так и чистых денежных потоков во многом зависит от ресурсов (затрат), которые можно вовлечь в процесс функционирования организации. Это создает необходимость получения нужной информации на этапе зарождения хозяйствующего субъекта, так как многие будущие чистые денежные потоки закладываются именно в это время.
Нехватка чистых денежных потоков на любой стадии жизненного цикла систем предопределяет кризис неплатежей, которые, укорачивая жизненный путь хозяйствующего субъекта, могут привести к состоянию банкротства. Спрогнозировать подобную ситуацию можно, используя различные формы финансовой отчетности, в которые необходимо включить кроме ф-1 «Бухгалтерский баланс», ф-2 «Отчет о прибылях и убытках» и ф-4 «Отчет о движении денежных средств», специальные формы отчетности (табл. 1).
Годовая, а также промежуточная финансовая отчетность, методика заполнения которой регламентирована, имеет следующие недостатки, не позволяющие оперировать ею при принятии ряда управленческих решений:
• к моменту публикации содержащаяся в отчетности информация отражает ретроспективные данные;
• отчетность подвергается аудиту не в полном объеме, а лишь настолько, насколько того требует закон и договор с аудиторской организацией;
• являясь изложением прошедших событий, не содержит прогнозные данные;
• не позволяет оценить стоимость кадров и охватывает не все виды финансовых операций;
• каждая статья актива баланса по большей части имеет несколько источников покрытия, причем не всегда удается установить долю каждого источника покрытия для конкретного вида активов;
• не обеспечивается пространственная сопоставимость (нужны дополнительные данные
Таблица 1
Влияние жизненного цикла хозяйствующего субъекта на содержание и формы финансовой отчетности
Виды финансовой отчетности (ф-1; ф-2; ф-4) Стадии развития систем
Рождение или возникновение Развитие или становление Зрелость Старость Кризис на любой стадии ЖЦС (угроза банкротства)
1. Годовая и промежуточная финансовая отчетность + + + + +
2. Специальные виды финансовой отчетности:
а) прогнозная + + + + +
б) плановая + +
в) нормативная +
г) нулевая + + +
д) вступительная +
е) инвестиционная + + + +
ж) целевая + + +
з) разделительная + + + +
и) объединительная + + + +
к) инновационная + + + +
л) промежуточная ликвидационная + +
м)ликвидационная + +
н) бухгалтерского оформления + + + + +
для сравнения, желателен обзор аналогичных показателей со среднеотраслевыми и средне-прогрессивными значениями);
• текущие нормативные документы по ведению учета и отчетности регламентируют следование принципу нетто, поэтому основные регулирующие статьи в балансе не приводятся (некоторые из них можно видеть в формах ф-3 и ф-5);
• итог баланса не отражает суммы средств, которой реально располагает организация. Причина — несоответствие балансовой оценки средств реальным условиям хозяйствования вследствие инфляции, наличия забалансовых активов, возрастного состава внеоборотных активов, действия факторов научно-технического прогресса. Специальные виды финансовой отчетности
используются для целей, связанных с принятием многих решений, где требуется более точная информация о расходах по видам продукции, позволяющая проводить различия между разно-эффективными видами продукции на основании полученных прибыли и чистых денежных потоков. Чистые денежные потоки образуются как разница между поступлениями от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию. Из приведенных видов специальной финансовой отчетности наибольшее внимание уделяется порядку составления объединительной, разделительной и нулевой финансовой отчетности. При этом не разработана методика составления инвестицион-
ной и инновационной финансовой отчетности, в состав которых необходимо включить помимо перечисленных форм финансовой отчетности отчет об изменениях капитала (ф-3) и приложение к бухгалтерскому балансу (ф-5). Остановимся на особенностях составления целевой, инновационной и инвестиционной отчетности на различных стадиях жизненного цикла систем (табл. 2).
Целевая финансовая отчетность. Система управления затратами, способствующая выживанию организации в конкурентной борьбе, положена в основу целевой финансовой отчетности, которую рекомендуется составлять на стадиях становления и зрелости организации. В качестве инструмента управления затратами используется целевая калькуляция, целевая цена, целевая маржинальная прибыль, где основное внимание уделяется сокращению затрат, что представлено на рис. 1.
В ходе составления целевой калькуляции необходимо выполнить следующие шаги:
1) определить целевую цену, которую потребители готовы платить за продукт;
2) определить целевую маржинальную прибыль и установить целевую себестоимость на основе целевой прибыли;
3) рассчитать фактическую себестоимость продукта;
4) если фактическая себестоимость превышает целевую, определить способы снижения фактических затрат до уровня целевых [3, с. 534].
Таблица 2
Цели, информационная база и мотивация формирования целевой, инновационной и инвестиционной финансовой отчетности
Показатель Целевая финансовая отчетность Инновационная финансовая отчетность Инвестиционная финансовая отчетность
Цель составления финансовой отчетности Система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах хозяйственной деятельности, направленной на управление затратами Система данных об имущественном и финансовом положении организации, результатах хозяйственной деятельности, направленной на своевременное выявление потенциальных возможностей и угроз, возникающих в конкурентной борьбе Система данных об имущественном и финансовом положении организации, результатах хозяйственной деятельности, направленной на учет текущих затрат, осуществляемых в целях получения доходов в будущем
Информационная база финансовой отчетности Целевая калькуляция Целевая цена Целевая маржинальная прибыль Новые виды продукции для продажи на имеющихся рынках Новые виды продукции для продажи на новых рынках Новые рынки для имеющихся видов продукции Источники инвестирования
Мотивация составления финансовой отчетности Определение ценности продукта для потребителя Принятие необходимых мер для защиты организации от всевозможных неожиданностей Вычисление и сравнение доходов по инвестициям в проекты капиталовложений с равными по риску инвестициями
Планирование и проектирование продукта
Смета прогнозной фактической себестоимости
План закупки материалов
_1_
Определение целевой цены продукта
i
Определение целевой маржинальной прибыли
Смета целевой калькуляции
План сбыта
Анализ выявленных отклонений межд^прогнозной фактической себестоимостью и целевой калькуляцией
План производства
Смета целевых капиталовложений
Целевой отчет об изменениях капитала (ф-3)
Целевой отчет о прибылях и убытках (ф-2)
Целевой отчет о
денежных средств (ф-4)
* Величина целевой маржинальной прибыли зависит от планируемых поступлений на инвестиции для организации в целом и от размера прибыли как процентной доли от этих поступлений.
Рис. 1. Формирование целевой финансовой отчетности
Взаимоувязка основных показателей целевой финансовой отчетности при использовании кассового метода определения выручки представлена в табл. 3. Однако прибыль, рассчитанная для какого-то отдельного периода отчетности, может отличаться от всех поступлений наличных средств
за это же время, если используется в финансовом учете метод начисления [3, с. 17].
При определении выручки методом начислений изменения произойдут не только в формах отчетности, приведенных в табл. 3, но и в ф-1 (бухгалтерский баланс), и ф-5 (приложение к бухгалтерскому балансу).
Таблица 3
Взаимоувязка показателей целевой финансовой отчетности при использовании кассового метода определения выручки
Ф-2. Отчет о прибылях и убытках Ф-4. Отчет о движении денежных средств Ф-3. Отчет об изменениях капитала
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (по целевой цене) Средства, полученные от покупателей и заказчиков
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (по целевой калькуляции) Денежные средства, направленные на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья, на оплату труда, на расчеты по налогам и сборам, на прочие расходы
Валовая прибыль (целевая маржинальная прибыль) Чистые денежные средства от текущей деятельности Чистая прибыль/нераспределенная прибыль
Первым шагом на пути составления целевой финансовой отчетности является проведение исследования с точки зрения ценности продукта для потребителя, т. е. как потребитель воспринимает ценность анализируемого продукта и его относительную ценность по сравнению с аналогичными продуктами и ценами на них. Такими исследованиями занимается команда, в которую входят проектировщики, специалисты по закупкам, по производству, маркетингу, по управленческому учету. Подход к составлению целевой финансовой отчетности с использованием команды гарантирует, что ни одна группа в организации не сможет получить функционального преимущества.
Основная цель на этапе проектирования — исключить характеристики, повышающие стоимость, но ведущие к увеличению рыночной цены продукта. В некоторых организациях в группу экспертов включают проектантов, поставщиков, так как они могут предложить включать в конструкцию стандартные детали, благодаря которым себестоимость снижается, а не уникальные.
Проектанты для достижения целевых затрат прибегают к различным методам снижения затрат [4, с. 175], в том числе к послойному анализу и анализу стоимости. Цель послойного анализа — получение данных по конкурентным преимуществам продукта и сравнение относительных преимуществ подхода конкурента к разработке продукта с собственными подходами, в то время как анализ стоимости — это анализ факторов, влияющих на затраты продукта или услуги.
Составление целевой финансовой отчетности целесообразно на стадиях рождения, становления и зрелости жизненного цикла систем, так как ее данные позволят менеджерам рассматривать бизнес как набор взаимосвязанных видов деятельности, которые в конечном итоге добавляют ценность потребителю, пользующемуся продуктом.
Инновационная финансовая отчетность. К ключевым факторам успеха в конкурентной борьбе относят инновации, когда хозяйствующий субъект, чтобы добиться успеха, реализует стратегию, направленную на обеспечение устойчивого потока новых видов продуктов и рынков при постоянной адаптации к изменяющимся потребительским запросам. Инновации — это эффективное средство конкурентной борьбы, ведущее к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Инновации рассматриваются как источник финансирования расширенного воспроизводства, когда прибыль, полученная от инновации, используется на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации. Разработку новых рынков и видов продукции организация планирует и координирует через общие программы действий различных служб путем составления операционного бюджета и сегментарной финансовой отчетности (рис. 2).
В ходе составления бюджетов рассматриваются несколько вариантов действий, для оценки которых предлагается ряд показателей, отражающих гибкость предлагаемых инноваций:
1) оценка ключевых характеристик новых видов продуктов по сравнению с теми, которые предполагают конкуренты;
2) наличие обратной связи о степени удовлетворения потребителей за счет новых свойств и характеристик вновь предложенных продуктов;
3) число новых продуктов, запущенных на рынок;
4) время, требуемое для запуска новых продуктов;
5) число новых рынков сбыта продуктов. Используя структуру и стадии инновационного процесса, разработана схема формирования
Инициации
Цепи и задачи
X
Поиск идеи
X
Технико-экономическое обоснование
Затраты на НИОКР, связанные с поиском и отбором инновационных идей
Реализация; продвижение, оценка эффективности и диффузия инновации
Операционный бщджет
бюджет продаж бюджет производства бюджет прямых трудовых затрат бюджет себестоимости бюджет затрат на маркетинг бюджет коммерческих затрат бюджет административных затрат план прибылей и убытков
Рис. 2. Структура инновационного процесса
инновационной финансовой отчетности, при составлении которой следует руководствоваться следующими нормативными документами по бухгалтерскому учету: ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Именно сегментарная финансовая отчетность позволяет проанализировать полученные результаты при освоении новых рынков сбыта инновационного продукта.
При составлении сметы затрат рекомендуется применять учетную систему, известную в управленческом учете как метод АВС.
Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в табл. 4.
Концепции жизненного цикла инноваций и жизненного цикла систем играют принципиальную
отчетность
Таблица 4
Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса
Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
Социально-психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе
Организацион- но-управленчес- кие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп
роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Они вынуждают руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития. При анализе инновации конкретного продукта можно установить стадии жизненного цикла инновации, ближайшую перспективу, этап спада и ликвидации, поэтому необходима систематическая работа по прогнозированию внедрения и сопровождения инноваций.
Инвестиционная финансовая отчетность. Жизненный цикл систем начинается с принятия инвестиционных решений. Поиск надежных источников финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в целях обновления основных фондов, а также пополнения оборотных средств, может стать экономическим базисом создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, а также позволит обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала. Организации сталкиваются с необходимостью анализа ряда источников, прежде чем будет принято решение о приемлемости одного из них или их комбинации при финансировании инвестиционного проекта. При этом важным моментом является анализ особенностей каждого источника, ограничений, которые имеют место при использовании того или иного способа финансирования, а также стоимость инвестиционных ресурсов.
Основу расчетов в инвестиционном анализе составляют методы, основанные на следующих приемах:
— дисконтирования;
— компаундинга;
— расчета внутренней нормы доходности.
Каждый из перечисленных методов учитывает
влияние на финансовые результаты фактора времени, принятых ставок банковских ссуд, депозитов, инфляции, риска.
Для оценки текущей стоимости будущих поступлений и, наоборот, для оценки будущей стоимости имеющихся сегодня средств необходимо сделать соответствующие поправки вышеуказанными методами компаундинга и дисконтирования. С помощью компаундинга можно определить, как вырастет базовая сумма капитала при ежегодном проценте прироста дохода.
Дисконтирование — обратный процесс, это приведение будущих доходов к сегодняшнему моменту времени, т. е. расчет настоящей, текущей стоимости будущего потока капитала.
Чистая стоимость денежных средств каждого года (PV) — это то, насколько ценится соответствующий будущий доход (FV) сегодня, поскольку решения об инвестировании, его перспективности надо принимать сейчас [5, с. 127].
Чистая приведенная стоимость (NPV) проекта представляет собой разность между суммарной текущей стоимостью будущих денежных потоков за каждый год и суммой первоначальных инвестиционных затрат (используется для оценки различных предложений об инвестициях с использованием общей базы сравнения). При этом необходимо дополнительно рассчитать показатель внутренней нормы доходности (или прибыли) предлагаемого проекта (IRR), т. е. процентную ставку дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость (NPV) или эффект от инвестиций равен нулю.
Проведем сравнительный анализ эффективности источников финансирования инвестиционного проекта по капитальным вложениям — это использование собственных средств предприятия, привлечение кредита банка или приобретение в лизинг.
Критерием для проведения сравнительного анализа является сумма дисконтированных денежных потоков предприятия, что позволит учесть временную стоимость денег (ставку дисконтирования) и рассчитать экономию по налогу на прибыль для каждого из источника финансирования.
При лизинге экономия по налогу на прибыль возникает за счет отнесения на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, лизинговых платежей в полном объеме (ст. 264 п. 1 подп. 10 НК РФ), в то время как проценты по кредиту относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу в размере не выше ставки рефинансирования, умноженной на 1,1 (ст. 269 НК РФ). Формулы для расчета сумм налога на прибыль, налога на имущество, отток денежных средств и дисконтированный отток денежных средств приведены в табл. 5.
В табл. 5 использованы следующие обозначения:
ЛП — лизинговый платеж в месяц без НДС;
Ав — авансовый платеж по договору лизинга;
НИ — налог на имущество;
А — амортизационные отчисления;
НП — ставка налога на прибыль;
П — проценты по кредиту;
Э — экономия налога на прибыль;
НДС — уплаченный НДС;
НДСвозм — возмещенный налог;
СМР — стоимость строительно-монтажных работ без НДС;
Таблица 5
Основные показатели, характеризующие затраты источников финансирования капитальных вложений
Рассчитываемый показатель Собственные средства Кредит Лизинг
Экономия налога на прибыль (А+НИ) *НП (А+НИ+П) *НП (ЛП+Ав+НИ+А) *НП
Налог на имущество СИср. г*Сни СИср. г*Сни При учете имущества на балансе лизингодателя показатель не рассчитывается
СИср. г*Сни
Отток денежных средств -Им+Э+НДСвозм-НИ-СМРсндс -Им-СМРсндс+Кпр-Кв %+ Э+НДС возм-НИ -ЛП-НДС- СМР+Э+НДСвозм-ВС
Дисконт отток денежных средств ОТД*1/ (1+г/12) 11 ОТД*1/ (1+Г/12) 1 ОТД*1/ (1+Г/12) 1
ВС — выкупная стоимость имущества;
СИср. г — среднегодовая стоимость имущества;
Сни — ставка налога на имущество;
Им — стоимость имущества с НДС;
г — ставка дисконтирования.
При лизинговой схеме налог на имущество рассчитывается только в том случае, если выбран метод учета имущества на балансе лизингополучателя. Базой для исчисления налога на имущество является остаточная стоимость имущества, при этом первоначальная стоимость имущества соответствует сумме лизинговых платежей без НДС. Налог на имущество уплачивается раз в квартал.
Расчет НДС, подлежащего к возмещению: вне зависимости от схемы финансирования предполагается, что у предприятия есть возможность возмещать уплаченный НДС ежемесячно в размере
НДС, начисленного в составе лизинговых платежей. Следует отметить, что у каждого предприятия данная величина индивидуальна и зависит от размера НДС, подлежащего к уплате в бюджет, а также других налогов, зачисляемых в бюджет федерального уровня. Платежи по кредиту (долг и проценты) выплачиваются согласно установленному графику.
Рассмотрим затраты при приобретении объекта основных средств при различных источниках финансирования. На основании полученных данных в табл. 6 определим дисконтированный поток денежных средств и выявим экономию по налоговым платежам, проведя сравнительный анализ (табл. 7, 8, 9, 10).
Из результатов расчета видно, что при использовании лизинга для приобретения станка
Таблица 6
Расчет затрат предприятия при приобретении объекта основных средств при различных источниках ( инансирования
Показатель расчета Единица измерения Значение
Объект основных средств руб. 1 180 000,0
— срок службы имущества мес. 108
— метод начисления амортизации для целей налогового учета - Линейный
— метод начисления амортизации для целей бухгалтерского учета - Линейный
— стоимость имущества без НДС руб. 1000000
— ставка НДС к стоимости имущества % 18,0
— месяц ввода имущества в действие мес. 1
Приобретение за собственные средства
Необходимые средства руб. 1 180 000
Коэффициент ускорения амортизации коэф. 1
Кредит
Сумма кредита руб. 1 180 000
Срок кредита мес. 36
Процентная ставка по кредиту % 17,0
Периодичность выплаты основной суммы кредита мес. 1
Периодичность выплаты процентов мес. 1
Коэффициент ускорения амортизации коэф. 1
Собственные средства руб. 0
Лизинг
Срок лизинга мес. 36
Окончание табл. 6
Показатель расчета Единица измерения Значение
Ежемесячное вознаграждение лизингодателю (без НДС) руб. 38930,0
Величина отчислений лизингодателю (без НДС) руб. 1401480,00
Ежемесячные страховые отчисления по предмету лизинга (без НДС) остат 0,00 %
Выкуп имущества в конце срока лизинга да 0,00
Ставка НДС к вознаграждению лизингодателя % 18
Ставка НДС к страховым отчислениям % 18
Ставка НДС к выкупной стоимости в случае выкупа имущества % 18 %
На чьем балансе находится имущество - Лизингодателя
Авансовый платеж (в % от стоимости имущества) (без НДС) % 0
Авансовый платеж без НДС руб. 0
Ставка НДС к авансовому платежу % 0
Сумма НДС к авансовому платежу руб. 0
Коэффициент ускорения амортизации коэф. 3
Таблица 7
Расчет дисконтированного потока денежных средств и экономии по налогам при приобретении станка
за собственные средства, руб.
Показатель Сумма 1-й год 2-й год 3-й год
Стоимость имущества (без НДС) 100 000 100 000 - -
НДС к стоимости имущества 18 000 18 000 - -
Амортизационные отчисления (для целей налогового учета) 32 407 10 185 11 111 11 111
Амортизационные отчисления (для целей бухгалтерского учета) 32 407 10 185 11 111 11 111
Остаточная стоимость имущества (балансовая) 89 815 78 704 67 593
Расчетная база для налога на имущество 72 917 88 194 77 083
Налог на имущество 5 240 1 604 1 940 1 696
Экономия по налогу на прибыль 9 035 2 829 3 132 3 074
Возмещение НДС 18 000 18 000
Поток денежных средств (отток) (96 205) (98 775) 1 192 1 378
Дисконтированный отток денежных средств (97 079) (99 044) 973 992
Таблица 8
Расчет дисконтированного потока денежных средств и экономии по налогам при приобретении станка в кредит, руб.
Показатель Сумма 1-й год 2-й год 3-й год
Стоимость имущества (без НДС) 1 000 000 1 000 000 - -
НДС к стоимости имущества 180 000 180 000 - -
Сумма кредита 1 180 000 1 180 000 - -
Выплаты суммы основного долга 1 147 222 360 556 393 333 393 333
Выплата процентов по кредиту 308 794 158 344 108 658 41 792
Амортизационные отчисления (для целей налогового учета) 324 074 101 852 111 111 111 111
Амортизационные отчисления (для целей бухгалтерского учета) 324 074 101 852 111111 111111
Остаточная стоимость имущества (балансовая) - 898 148 787 037 675 926
Расчетная база для налога на имущество - 965 278 854 167 562 500
Налог на имущество 52 403 16 042 19 403 16 958
Экономия по налогу на прибыль 164 465 66 297 57 401 40 767
Возмещение НДС 180 000 180 000 - -
Поток денежных средств (отток) (1 163 954) (288 644) (463 993) (411 317)
Дисконтированный отток денежных средств (947 038) (261 882) (385 120) (300 035)
Таблица 9
Расчет дисконтированного потока денежных средств и экономии по налогам при приобретении станка в лизинг, руб.
Показатель Сумма 1-й год 2-й год 3-й год
Стоимость имущества (без НДС) 1 401 480 467 160 467 160 467 160
НДС к стоимости имущества 252 266 84 089 84 089 84 089
Выкупная стоимость - - - -
НДС с выкупной стоимости - - - -
Амортизационные отчисления (для целей бухгалтерского учета) - - - -
Остаточная стоимость имущества (балансовая) - - - -
Расчетная база для налога на имущество - - - -
Налог на имущество - - - -
Экономия по налогу на прибыль 336 355 112 118 112 118 112 118
Возмещение НДС 245 259 77 081 84 089 84 089
Поток денежных средств (отток) (1 072 132) (362 049) (355 042) (355 042)
Дисконтированный отток денежных средств (894 624) (341 851) (294 230) (258 543)
Таблица 10
Сравнительный анализ эффективности, руб.
Показатель Приобретение Кредит Лизинг
Налог на имущество 52 402,8 52 402,8 0,0
Экономия по налогу на прибыль 90 354,4 164 465,0 336 355,2
НДС к возмещению 180 000,0 180 000,0 245 259,0
Отток денежных средств -962 048,3 -1 163 954,0 -1 072 132,2
Дисконтированный отток денежных средств -970 791,2 -947 037,8 -894 624,4
600000
400000
200000
90354,444 52402,77774 52402,77774
._........ о
-200000] -400000\ -600000\ -800000\ -10000001 -12000001 -14000001
Отток денежных средств
Налог на имущество Экономия по налогу на НДС к возмещению прибыль
Дисконтированный отток денежных
3724
-1163953,981
□ Приобр. ИКредит □ Лизинг
Рис. 3. Эффективность приобретения имущества
исследуемое предприятие сэкономит 52 413,4 руб. по сравнению с кредитом и 76 166,8 руб. по сравнению с приобретением за собственные средства. По сравнению с другими способами приобретения оборудования (покупка, банковский кредит и т. д.) основным преимуществом лизинга являются налоговые и амортизационные льготы:
налог на имущество предприятие не уплачивает, так как имущество находится на балансе лизингодателя, а к моменту выкупа оно полностью самортизировано за счет ускоренной амортизации с коэффициентом 3; включая лизинговые платежи в себестоимость, предприятие тем самым уменьшает налогооб-
лагаемую базу по налогу на прибыль, отсюда экономия по налогу составит 336 355,2 руб., в то время как при кредите — 164 465,0 руб., при покупке за собственные средства — 903 54,4 руб.; — вне зависимости от того, на каком балансе (лизингодателя либо лизингополучателя) будет учитываться предмет лизинга, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные лизингополучателем лизингодателю по договору лизинга с переходом права собственности на предмет лизинга, подлежат вычету в полном объеме независимо от окончания срока действия договора лизинга в тех налоговых периодах, в которых производится уплата лизинговых платежей, при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 Налогового кодекса, и в порядке, предусмотренном ст. 172 Налогового кодекса. Отсюда НДС к вычету при лизинге — 245 259,0 руб., при кредите и приобретении за собственные средства — 180 000 руб. Тем самым предприятие экономит 65 269,0 руб.;
Литература
— всего дисконтированный отток денежных средств при лизинге составит 894 624,4 руб., что на 52 413,4 руб. меньше, чем при кредите, и на 76 166,8 руб., чем при приобретении за собственные средства (рис. 3). Результаты проведенного анализа источников финансирования инвестиционного проекта могут быть положены в основу составления инвестиционной финансовой отчетности, которая должна помочь как собственникам, так и инвесторам в определении оптимального варианта финансирования. Выбранный источник финансирования инвестиционного проекта отразится в учетной политике предприятия на предстоящий период, а также на содержании всех форм инвестиционной бухгалтерской отчетности.
Учет особенностей формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности на различных стадиях жизненного цикла организаций, включая целевую, инновационную и инвестиционную, позволит повысить аналитичность отчетности, что отразится на качестве принимаемых управленческих решений.
1. Любушин Н. п., ЧирковаМ. Н. Управление бизнесом на основе законов развития технических систем. В кн.: Любушин Н. П., Чиркова М. Н. Маркетинговая и финансовая деятельность предприятий: Монография. - Н. Новгород, 1996. - С. 19 - 54.
2. Любушин Н. п. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.
3. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 655 с.
4. Экономическое обоснование проектных решений: Пособие для конструктора-судостроителя: Справочник/Н. И. Третников, Н. П. Любушин, В. А. Бируля, А. Ф. Иконников. Под общей ред. Н. П. Любушина. - Л.: Судостроение, 1990. - 216 с.
5. Васильева Е. В. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения лизинговых операций // Налоговый вестник. - 2001. - № 4. - С. 118 - 127.
6. хендриксен Э. С., Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. С. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 576 с.
7. E-mail: made@binec. ru.