Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДИНАМИКУ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДИНАМИКУ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Максим Валериевич, Быкова Марина Владимировна, Русанов Алексей Анатольевич, Абуладзе Паата Венорович, Лемиш Владислав Юрьевич

Спорт - неотъемлемая часть жизни современного общества, где личность спортсмена, добившегося определенных достижений, выступает в качестве эталона для многих людей. Спортивные достижения, представляют собой демонстрацию спортсменом своих возможностей спортивной подготовки в определенном виде спорта и оценку этих результатов в каких-либо признанных критериях спортивного успеха. Целью работы является выявление и характеристика основных видов спортивной подготовки, оказывающих наибольшее влияние на динамику спортивных достижений. В статье произведено описание и анализ каждого из основных видов спортивной подготовки, их влияние на повышение результативности спортсмена. В результате исследования выявлена зависимость между выделенными видами спортивной подготовки и их значимость в спортивных состязаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Максим Валериевич, Быкова Марина Владимировна, Русанов Алексей Анатольевич, Абуладзе Паата Венорович, Лемиш Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN TYPES OF SPORTS TRAINING THAT AFFECT THE DYNAMICS OF SPORTS ACHIEVEMENTS

Sport is an integral part of the life of modern society, where the personality of an athlete who has achieved certain achievements acts as a standard for many people. Sports achievements are the demonstration by an athlete of their athletic training capabilities in a particular sport and the evaluation of these results in any recognized criteria for athletic success. The aim of the work is to identify and characterize the main types of sports training that have the greatest impact on the dynamics of sports achievements. The article describes and analyzes each of the main types of sports training, their impact on improving the performance of an athlete. As a result of the study, the dependence between the selected types of sports training and their significance in sports competitions was revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДИНАМИКУ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»

10. Селуянов В.Н. Биомеханизмы циклических локомоций (спринтерский бег, велосипедный спорт, конькобежный спорт) / В.Н. Селуянов // Наука в олимпийском спорте.- 2005. - № 2. - С. 169-182.

11. Стенин Б.А. Теоретико-методические основы совершенствования технико-тактического мастерства конькобежцев в процессе многолетней тренировки : дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук / Стенин Борис Андрианович. - Москва, 1994. - 74 с.

12. Червакова Т. Индивидуализация тактики бега на коньках / Т. Червакова// Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. XVIII научная конференция студентов и молодых ученых МОГИФК, 28-29 апр. 1994 г. : тезисы докладов / Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 1994. - С. 67-68.

REFERENCES

1. Butrameeva, E.Yu. and Dikikh, K.V. (2020), "Features of technical and tactical actions of young skaters at a distance of 500 meters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 33-37.

2. Veselkin, M.S. (2003), Training of 14-16-year-old skaters in technical and tactical actions at medium and long distances of the all-around competition in connection with their individual characteristics, dissertation, Moscow.

3. Gamaliy, V.V. (2004), "Sports equipment as an object of study in the theory of sports", Science of Olympic sport, No. 1, pp. 25-30.

4. Donskoy, D.D. (1968), Laws of movements in sports, Physical culture and sport, Moscow.

5. Kubatkin, V.P., Sokolova, N.N. and. Ilyina, L.E (1988), Tactics in speed skating, Malakhovka.

6. Motuzka, O.M., Medvedeva, G.E. and Bazhanova, S.V. (1993), "General trends in the preparation of the strongest skaters in Russia", Speed skating: Sat. scientific method. art., pp. 28-44.

7. Osadchenko, L.F., Chursin, V.A. and Leontieva, E.I. (2016), "Criteria for assessing the tactical literacy of the world's strongest skaters", Electronic scientific journal, No. 10-3, pp. 326-330.

8. Platonov, V.N. (2014), Periodization of sports training. General theory and its practical application, Olympic Literature, Kiev.

9. Svetikov, R. and V. P. Kubatkin (2000), "Tactics of running speed skaters-sprinters", Moscow State Academy of Physical culture. XXIV Scientific conference of Students and young scientists of the Moscow State Academy of Physical culture, Vol. IX, pp. 73-75.

10. Seluyanov, V.N. (2005), "Biomechanisms of cyclic locomotives (sprint running, cycling, speed skating)", Science of Olympic sport, No. 2, pp. 169-182.

11. Stenin B. A. (1994), Theoretical and methodological bases for improving technical and tactical skills of skaters in the course of long-term training, dissertation, Moscow.

12. Chervakova, T. (1994), "Individualization of the tactics of running on skates", Moscow region state Institute of physical culture. XVIII scientific conference of students and young scientists of MOGIFK, pp. 67-68.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.04.2021

УДК 796.05

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДИНАМИКУ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Максим Валериевич Быков, старший преподаватель, Марина Владимировна Быкова,

старший преподаватель, Алексей Анатольевич Русанов, старший преподаватель, Паата Венорович Абуладзе, преподаватель, Владислав Юрьевич Лемиш, старший преподаватель, Эдгар Луначарович Мовсесян, старший преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Аннотация

Спорт - неотъемлемая часть жизни современного общества, где личность спортсмена, добившегося определенных достижений, выступает в качестве эталона для многих людей. Спортив-

ные достижения, представляют собой демонстрацию спортсменом своих возможностей спортивной подготовки в определенном виде спорта и оценку этих результатов в каких-либо признанных критериях спортивного успеха. Целью работы является выявление и характеристика основных видов спортивной подготовки, оказывающих наибольшее влияние на динамику спортивных достижений. В статье произведено описание и анализ каждого из основных видов спортивной подготовки, их влияние на повышение результативности спортсмена. В результате исследования выявлена зависимость между выделенными видами спортивной подготовки и их значимость в спортивных состязаниях.

Ключевые слова: спортивные достижения, спортивная подготовка, физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка, эмоциональный интеллект.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p67-72

ANALYSIS OF THE MAIN TYPES OF SPORTS TRAINING THAT AFFECT THE DYNAMICS OF SPORTS ACHIEVEMENTS

Maxim Valerievich Bykov, the senior teacher, Marina Vladimirovna Bykova, the senior teacher, Alexey Anatolyevich Rusanov, the senior teacher, Paata Venorovich Abuladze, the teacher, Vladislav Yurievich Lemish, the senior teacher, Edgar Lunacharovich Movsesyan,

the senior teacher, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

Abstract

Sport is an integral part of the life of modern society, where the personality of an athlete who has achieved certain achievements acts as a standard for many people. Sports achievements are the demonstration by an athlete of their athletic training capabilities in a particular sport and the evaluation of these results in any recognized criteria for athletic success. The aim of the work is to identify and characterize the main types of sports training that have the greatest impact on the dynamics of sports achievements. The article describes and analyzes each of the main types of sports training, their impact on improving the performance of an athlete. As a result of the study, the dependence between the selected types of sports training and their significance in sports competitions was revealed.

Keywords: sports achievements, sports training, physical training, technical training, tactical training, psychological training, emotional.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная подготовка представляет собой рациональное использование знаний, методов и средств, позволяющих нацелено воздействовать на спортсмена и обеспечивающих желательную степень готовности к спортивным достижениям. Главной целью спортсмена является достижение наивысших спортивных результатов на различных спортивных состязаниях и соревнованиях.

Спортивные достижения обусловлены комплексом видов спортивной подготовки, влияющих на их динамику. Основу которых составляют физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовки спортсмена.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств

(силы, быстроты, гибкости), на укрепление его органов и систем, повышение их функциональных возможностей, на улучшение способности координировать движения и проявлять волевые качества.

В физической подготовке спортсмена сочетаются две ее разновидности: общая и специальная

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее воспитание физических качеств спортсмена, а также функциональных возможностей и систем организма. Этот вид подготовки имеет большое значение в повышении общего уровня функциональ-

ных возможностей, комплексном развитии физической работоспособности по отношению к различным видам деятельности и систематическом пополнении двигательных навыков и умений спортсмена. Благодаря общей физической подготовке спортсмен приобретает существенный резерв двигательных навыков и умений для дальнейшей технической и тактической подготовки.

Специальная физическая подготовка - это воспитание физических способностей спортсмена, являющихся характерной предпосылкой достижений в определенном виде спорта. Специальная физическая подготовка является специализированным развитием общей физической подготовки. Ее задачи, в отличие от общей подготовки, более специфичны:

1. Развитие физических качеств, характерных для определенного вида спорта;

2. Улучшение двигательных навыков, необходимых для повышения технико-тактического совершенствования в выбранном виде спорта;

3. Укрепление отдельных мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку проработке определенных упражнений;

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако выбранный вид спорта предъявляет свои определенные требования к уровню развития отдельных физических качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому для повышения динамики результатов в спортивных достижениях, спортсменам необходимо в равной степени совершенствовать каждый из видов физической подготовки.

Техническая подготовка направлена на освоение спортсменом системы движений (техники определенного вида спорта), соответствующей особенностям спортивной дисциплины и направленной на установление спортивных достижений. Основная задача технической подготовки спортсмена - это обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также усовершенствование форм спортивной техники. В процессе спортивно-технической подготовки важно добиться от спортсмена, чтобы его техника соответствовала следующим требованиям:

1. Эффективность техники выражается ее соответствием поставленным целям и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психологической подготовки.

2. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.

3. Результативность техники выражается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью и минимальной тактической информативностью для соперника.

Эффективность технической подготовки тем выше, чем больше тренер знает о процессе обучения и умеет воздействовать на его основные элементы. Это относится к формулировке целевых установок на каждом этапе спортивной подготовки, выбору специализированных методов обучения, подводящих и подготовительных упражнений с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей занимающихся, использованию соответствующих носителей информации одновременно или последовательно. Овладение техникой является обязательным условием на пути к повышению спортивных достижений.

Тактическая подготовка в спорте также занимает важное место во влиянии на достижение максимального результата. Тактическая подготовка обучает рациональному использованию приобретенных физических качеств, технических данных и психологической подготовки. Она направлена на воспитание у спортсмена умения совершать спортивные действия в зависимости от создавшейся ситуации, с использованием подходящих способов и приемов, при этом учитывая силы и возможности конкретного соперника. В любом виде спорта тактическая подготовка должна быть специализированной.

Необходимо учитывать физические возможности спортсмена, его личностные особенности, склонность к тем или иным тактическим решениям.

Принято различать общую и специальную тактическую подготовку. Общая тактическая подготовка нацелена на обучение спортсмена различным тактическим приемам, т. е. овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в выбранном виде спорта.

Специальная тактическая подготовка направлена на усвоение знаний и тактических действий, их совершенствования, их применения для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Приемы и средства тактической подготовки различны и зависят от выбранного вида спорта, ситуаций, значимости соревнований, других обстоятельств. Для совершенствования тактического мастерства рационально проводить тренировки соответственно плану, с условным соперником, представляя обстановку будущих соревнований.

Тактический план уточняется и воспроизводится на тренировках и соревнованиях, от него не разрешается отступать на занятиях и во время выступления. Если такая необходимость возникает, то коррекция вносится непосредственно на соревнованиях.

В целом, тактическая подготовка учит использовать приемы соревновательной деятельности так, чтобы позволить спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности с наименьшими издержками, преодолеть сопротивление соперника и достигнуть максимальных результатов.

Важнейшим фактором влияния на повышение результативности в спорте играет и психологическая подготовка спортсмена. Психологическая подготовка представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, ориентированных на формирование психических функций, состояний и свойств личности, обеспечивающих достижение высоких результатов в тренировочном процессе и при участии в соревнованиях.

Главной задачей психологической подготовки спортсмена выступает развитие его волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, целеустремленности, выдержке, настойчивости, упорства.

Принято выделять общую и специализированную психологическую подготовку. Общая психологическая подготовка основывается на формировании и развитии универсальных (разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые, являясь основными в спорте, используются и в других видах деятельности человека.

Специальная психологическая подготовка выражается направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, позволяющих увеличить успешность в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.

Каждый вид психологической подготовки в процессы работы спортсмена постепенно наполняется конкретным содержанием, средствами и приемами. Выделение видов психологической подготовки целесообразно только с условием их взаимного дополнения и обогащения.

Построение психологической подготовки основывается на умении понимать и управлять своими эмоциями в различных ситуациях соревновательной деятельности.

Под умением понимать эмоции, подразумевается способность определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции [2].

Управление эмоциями - это способность принимать эмоции вне зависимости от того, являются ли они желаемыми или нет, и выбирать стратегии поведения с их учетом. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмо-

ции[2].

Делая вывод, можно охарактеризовать главную задачу психологической подготовки как повышение эмоциональной устойчивости спортсменов в соревновательный период. Во многом, решению данной задачи может способствовать развитие эмоционального интеллекта спортсменов.

Совершенствование эмоционального интеллекта положительно сказывается на повышении показателя психологической подготовленности спортсменов, их успешной адаптации к соревновательной деятельности. Важно учитывать уровень развития эмоционального интеллекта, его особенности у спортсменов различных видов спорта.

Для анализа влияния критериев эмоционального интеллекта на психологическую подготовку спортсменов было проведено соответствующее исследование.

В исследовании принимали участие 26 студентов в возрасте 19-20 лет, которые занимаются спортом и обучаются на факультете спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Студентам предлагалось пройти тестирование на эмоциональный интеллект по методике Н. Холла. Опрос показал, насколько студенты владеют собственными чувствами, понимают чувства других людей, контролируют их и умеют применять для решения практических задач (таблица 1) [2].

Таблица 1. Средние значения показателей эмоционального интеллекта у студентов

Шкала эмоционального интеллекта Показатель

Эмоциональная осведомленность 9.14±5.75

Управление своими эмоциями 2.50±4.23

Самомотивация 7.14±4.91

Эмпатия 7.43±3.46

Распознавание эмоций других людей 6.86±3.74

Интегративный уровень эмоционального интеллекта 32.38±6.71

По анализу результатов (таблица 1) тестирования, учитывая шкалу по методике Н. Холла, видно, что у респондентов преобладает средний уровень эмоционального интеллекта. Спортсмены с таким показателем не только хорошо понимают соперника и успешно управляют своими эмоциями, но и имеют перспективы развития в этих областях. Рекомендациями со стороны психологической подготовки для этих показателей будут являться такие факторы как работа над проявлением своих эмоций, концентрация внимания на физических симптомах, на настроении не только своем, но и соперника. Развитие этих качеств и будет способствовать повышению уровня эмоционального интеллекта, тем самым улучшать психологическую подготовку спортсмена.

Подводя итог можно отметить, что каждый из видов подготовки должен быть тщательно продуман тренерским составом и самим тренируемым спортсменом. Это систематизирует представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет сгруппировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и взаимодействия на учебно-тренировочный процесс. Следует учитывать, что и в тренировочной, и в соревновательной деятельности виды подготовки не проявляются изолированно, а объединяются в комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый вид спортивной подготовки зависим от других, определяется ими, и влияет на них. Например, показатели физических качеств связаны с экономичностью техники, специальной психической устойчивостью к утомлению, умением воспроизвести рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в различных условиях. Но и тактическая подготовка не может быть осуществлена без высокого уровня технического мастерства, хорошей функциональной подготовленности, развития целеустремленности, смелости, воли и решительности.

Соответственно анализируемым данным, можно сделать вывод о том, что все виды подготовок влияют на достижение высоких спортивных результатов в каждом виде спор-

та и взаимосвязаны между собой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин - Омск : Сиб-ГАФК, 1998. - 157 с.

2. Быкова М.В. Особенности эмоционального интеллекта и семейного социального климата студентов, занимающихся спортом и не занимающихся спортом / М.В. Быкова, М.В. Быков, А.В. Катылевская // Наука и образование: Сохраняя Прошлое, Создаём Будущее : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2017. - С. 285-288.

3. Теория и методика физической культуры / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшин. - 4-е изд., стер. - Москва : Советский спорт, 2010. - 320 с.

4. Мутко В. Л. Необходимо менять спортивную политику / В. Л. Мутко // Спортивные сооружения и индустрия. - 2008-2009. - № 4(10)-1(11). - С. 8-9.

5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 127 с.

6. Хлебников В.А. Основные принципы технической подготовки в спорте / В.А. Хлебников // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2020. - С. 117-120

REFERENCES

1. Babushkin G. D. (1998), Psychology of physical education, SibGAFK, Omsk, pp.157.

2. Bykova M. V., Bykov M.V. and Katylevskaya A.V. (2017), "Features of emotional intelligence and family social climate of students engaged in sports and not engaged in sports", ХШ International Scientific and Practical Conference "Science and education: Preserving the Past, Creating the Future", Penza, pp. 285-288.

3. Kuramshin Y. P. (2010), Theory and methodology of physical culture, Soviet sport, Moscow.

4. Mutko V. L. (2008-2009), "It is necessary to change the sports policy", Sports facilities and industry, No. 4(10) - 1 (11), pp. 8-9.

5. Filin V. P. (1987), Theory and methodology of youth sports, Physical culture and sport, Moscow.

6. Khlebnikov V. A. (2020), "Basic principles of technical training in sports", Collection of scientific papers based of the materials of the International Scientific and Practical Conference "Science, technology and Education in the XXI century: problems of interaction and integration", Belgorod, pp. 117-120.

Контактная информация: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 02.04.2021

УДК 796.011.1

К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В XIX ВЕКЕ

Владислав Владимирович Варинов, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк, Олег Юрьевич Похоруков, кандидат педагогических наук, доцент, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк, Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

В статье рассматривается исторический аспект развития и организации прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов XIX века. Для проведения исследования авторами был использован метод изучения разноплановых историко-педагогических литературных источников. Авторы сделали заключение, что в Русской армии физическому воспитанию солдат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.