Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ГИГИЕНЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шебеко Л.Л., Василевска В.А.

В статье проводится анализ условий формирования стоматологического здоровья, оценка и сравнение уровня валеологических знаний в области профилактики стоматологических заболеваний среди студентов всех четырех курсов факультета организации здорового образа жизни, а также обоснование профилактических мероприятий по снижению заболеваний полости рта среди студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шебеко Л.Л., Василевска В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BASIC CONDITIONS FOR MAINTAINING DENTAL HEALTH IN STUDENT YOUTH DURING THE WHOLE PERIOD OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

The article analyzes the conditions for the formation of dental health, evaluates and compares the level of valeological knowledge in the field of prevention of dental diseases among students of all four years of the Faculty of Health Organization, as well as substantiation of preventive measures to reduce oral diseases among student youth.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 616.314:613

Л.Л. ШЕБЕКО, канд. мед. наук, доцент1 В.А. ВАСИЛЕВСКА

старший преподаватель1

1Полесский государственный университет,

г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 1 апреля 2021 г.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье проводится анализ условий формирования стоматологического здоровья, оценка и сравнение уровня валеологических знаний в области профилактики стоматологических заболеваний среди студентов всех четырех курсов факультета организации здорового образа жизни, а также обоснование профилактических мероприятий по снижению заболеваний полости рта среди студенческой молодежи.

Ключевые слова: стоматологическое здоровье, гигиена полости рта, средства и методы гигиены, студенческая молодежь, профилактика, валеологические знания.

SHEBEKO L.L., PhD in Med. Sc., Associate Professor1

VASILEVSKA V.A.

Senior Lecturer1

1Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

ANALYSIS OF THE BASIC CONDITIONS FOR MAINTAINING DENTAL HEALTH IN STUDENT YOUTH DURING THE WHOLE PERIOD OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

The article analyzes the conditions ^ for the ^ formation of dental health, evaluates and compares the level of valeological knowledge in the ^ field of prevention of dental diseases among students of all ^ four years of the Faculty of Health Organization, as well as substantiation ofpreventive measures to reduce oral diseases among student youth.

Keywords: dental health, oral hygiene, means and methods of hygiene, student youth, prevention, valeo-logical knowledge.

Введение. Состояние здоровья подрастающего поколения является предопределяющим условием благополучия общества и его прогрессивного развития. Здоровье студенческой молодежи - это качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, способности к сложному учебному и

профессиональному труду, творческой и общественно-политической активности [1, с.15].

Социальное благополучие человека в обществе напрямую связано с эстетической и речевой функцией полости рта и влияет на качество жизни. В свою очередь качество

жизни, связанное со стоматологическим здоровьем, является интегральной характеристикой физического, психологического и социального состояния, что позволяет считать стоматологическое здоровье не только одной из важнейших составляющих общего здоровья, но и качества жизни, так как стоматологическое здоровье влияет на оценку индивидуумом степени своего благополучия, способности к функционированию в обществе. Для студентов это способности к учёбе, труду, самореализации. [2, с. 41; 3, с. 96; 4, с.3].

Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что определяющая роль в нарушении здоровья населения, в том числе и стоматологического, принадлежит образу жизни, генотипу популяций, уровню оказания медицинской помощи и организации здравоохранения, психологическому статусу и мотивации населения на сохранение здоровья. Несмотря на активное внедрение инновационных технологий в диагностику и лечение болезней полости рта, показатели распространенности кариеса (95-98 %) и заболеваний пародонта (90-100 %) остаются чрезвычайно высокими, не имея тенденции к снижению [5, с.32; 6, с.14].

Многочисленными исследованиями подтвержден тот факт, что у людей в молодом возрасте (от 18 до 30 лет) наблюдается высокая поражаемость зубов кариесом, а также распространены хронические гингивиты. Санация полости рта у студенческой молодежи, проводимая по поводу осложненного кариеса, зачастую заканчивается экстракцией зубов, что, в свою очередь, приводит к снижению неспецифической реактивности организма, а также к росту хронических соматических заболеваний [7].

Таким образом, вышеуказанный возрастной период является критическим для возникновения и хронизации различных заболеваний, в частности стоматологических. Это происходит в связи со сменой места жительства на время учебы, возможными климато-географическими особенностями проживания, интенсивным ритмом жизни, высокими физическими и умственными нагрузками, многочисленными стрессами, нерегулярным и нерациональным питанием, появлением вредных привычек ввиду особенностей возраста и низкой медицинской грамотностью студентов [8, с.3; 9, с.18].

Стоматологическое здоровье студенческой молодежи определяется многочисленными медико-биологическими, гигиеническими

и поведенческими факторами. В большом количестве научных публикаций приводятся данные о состоянии здоровья полости рта студентов без учета профиля и вида вуза. Однако известно, что специфика профессионального обучения играет значимую роль в изменении здоровья полости рта у студентов

[7; 10].

Одной из особенностей образа жизни студентов, регулярно и интенсивно занимающихся физической культурой и спортом, является употребление пищи, содержащей большое количество легко ферментируемых углеводов, что, наряду с увеличением частоты приема пищи, приводит к сдвигу равновесия между де- и реминерализацией тканей зуба в неблагоприятную сторону и способствует возникновению и прогрессированию кариозного процесса.

Также необходимо отметить, что периа-пикальные очаги хронической инфекции, клинически никак не проявляющиеся в покое, при интенсивных физических нагрузках оказывают существенное отрицательное воздействие на организм, особенно на сердечнососудистую систему.

Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта среди студенческой молодежи, в том числе активно занимающейся физической культурой и спортом, обуславливает особую актуальность профилактики этих заболеваний, то есть предупреждение их возникновения и развития. Наиболее значимыми для сохранения здоровья полости рта компонентами образа жизни, по данным Всемирной организации здравоохранения, являются грамотный и тщательный гигиенический уход за полостью рта, сбалансированный рацион и режим питания, проявление инициативы при обращении к врачу за консультацией, активное участие в профилактических мероприятиях. [8, с.5; 11, с.841;]. Профилактические мероприятия могут быть проведены путем обучения правилам рационального питания и правилам гигиенического ухода за ротовой полостью, эндогенного использования препаратов фтора, применения средств местной профилактики, получения валеологических знаний в области профилактики стоматологических заболеваний [12, с.204].

Основной проблемой первичной профилактики заболеваний полости рта среди студенческой молодежи является низкая осведомленность подрастающего поколения о факторах риска развития стоматологических забо-

леваний, а также о правилах и средствах гигиены полости рта [13, с. 276].

Цель исследования: проанализировать и оценить основные условия поддержания стоматологического здоровья у студентов факультета организации здорового образа жизни на протяжении всего периода обучения в вузе и обосновать необходимость проведения профилактических мероприятий по сохранности стоматологического здоровья и снижению заболеваний полости рта.

Методика и объекты исследования. В исследовании приняли участие 250 студентов факультета организации здорового образа жизни Полесского государственного университета, среди которых 61,60% составили юноши, 38,40% - девушки. Из них студенты 1 курса (70 человек), студенты 2 курса (71 человек), студенты 3 курса (55 человек) и студенты 4 курса (54 человека). До поступления в университет 51,73% проживали в сельской местности.

Студенты факультета организации здорового образа жизни в среднем посещают 6-8 занятий в неделю по 90 минут по дисциплинам, подразумевающим достаточно интенсивную физическую нагрузку («легкая атлетика и методика преподавания», «гимнастика и методика преподавания», «плавание и методика преподавания», «спортивные и подвижные игры» и др.), а также, согласно учебному плану, 3 занятия в неделю СПС (спортивно-педагогическое совершенствование) по 90 минут каждое.

Таблица 1. - Оценка общего здоровья

14. Как Вы сами оцениваете Среднее значение

состояние своего здоровья в целом? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Отлично 35,70% 26,80% 21,80% 31,50% 28,95%

Хорошо 50,00% 49,30% 60,00% 42,60% 50,48%

Удовлетворительно 14,30% 23,90% 18,20% 25,90% 20,58%

Плохо 0% 0% 0% 0% 0%

Таблица 2. - Оценка стоматологического здоровья

15. Как Вы сами оцениваете состояние своих зубов и полости рта? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Отлично 24,30% 14,10% 16,40% 14,80% 17,40%

Хорошо 61,40% 53,50% 54,60% 42,60% 53,03%

Удовлетворительно 14,30% 32,40% 29,10% 37,00% 28,20%

Плохо 0% 0% 0% 5,60% 1,40%

Для определения социально-

гигиенического статуса студента нами была разработана анкета на основании анкеты ВОЗ для оценки стоматологического статуса взрослых [14, с.121]. Анкета содержит 43 вопроса по разделам: общие сведения, качество жизни (вредные и пищевые привычки), общее здоровье, стоматологическое здоровье, навыки по гигиене полости рта, уровень знаний по уходу за полостью рта.

Результаты и их обсуждение: Отношение студенческой молодежи к стоматологическому здоровью подразумевает определенную оценку индивидом своего физического состояния, а также наличие определенной системы индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями социальной среды, которые могут оказывать разнонаправленное воздействие на состояние, как общего, так и стоматологического здоровья [1, с.18].

Студентам было предложено сделать самоанализ состояния своего здоровья в целом и состояния своих зубов и полости рта. В результате анкетирования выявлено, что 28,95% студентов оценивают состояние своего здоровья в целом как отличное, 50,48% -как хорошее и 20,58% - как удовлетворительное (таблица 1). И, соответственно, состояние своих зубов и полости рта как отличное -17,40%, хорошее - 53,03% и удовлетворительное - 28,20% (таблица 2).

Таблица 3. - Влияние заболеваний зубов и дёсен на общее состояние организма

16. Как вы считаете, влияет ли заболевание зубов и дёсен на общее состояние организма? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Да 87,10% 88,80% 82,20% 97,00% 88,78%

Нет 4,30% 4,20% 7,30% 0% 3,95%

Затрудняюсь ответить 8,60% 7,00% 5,50% 3,00% 6,03%

С утверждением, что заболевания десен и зубов влияют на общее состояние организма, согласились 88,78% анкетируемых, причем количество студентов 4 курса, согласных с данным утверждением, составляет 97,0%. Стоит также отметить, что среди опрошенных студентов 4 курса респондентов, считающих, что заболевания десен и зубов не влияют на общее состояние организма, нет (таблица 3).

На вопрос «Какие качества побуждают Вас заботиться о своем стоматологическом здоровье?» большинство респондентов ответили «комфорт / удобство при приеме пищи и разговоре» (30,68%) и «безопасность / состояние здоровья организма в целом» (32,33%), ответ «Эстетика / красота» выбрали 22,85% анкетируемых.

По рекомендациям ВОЗ, для поддержания стоматологического здоровья и контроля стоматологических заболеваний необходимо соблюдение следующих основных условий:

- ограничение потребления сахаросодер-жащих продуктов;

- эффективная гигиена полости рта;

- использование фторидов;

- регулярное посещение стоматолога;

- приобретение валеологических знаний о методах профилактики заболеваний полости рта.

Анализ опроса студентов позволил получить определенные результаты по несколь-

ким блокам вопросов. В профилактике кариеса зубов и воспалительных заболеваний па-родонта значительная роль принадлежит питанию как составной части здорового образа жизни. Современный молодой человек включает в свой рацион значительное количество углеводов. Самыми выраженными кариесо-генными свойствами обладает сахароза, почти такими же - сочетание глюкозы и фруктозы, тогда как использование только фруктозы или лактозы менее кариесогенно. Бактерии используют данный тип углеводов для питания и построения матрицы зубного налета, конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вызывает деминерализацию эмали. Снижение неблагоприятного воздействия питания на ткани полости рта крайне необходимо для предупреждения кариеса зубов и болезней пародонта [11, с.845]. Оценка питания студентов выявила следующие особенности.

Употребление сладкой пищи, содержащей простые углеводы (конфеты, варенье, выпечка), несколько раз в день отметили 26,25%; один раз в день 29,08%, несколько раз в неделю - 31,60%; несколько раз в месяц -10,60%. Обращает внимание наибольшее каждодневное употребление простых углеводов среди студентов 3 курса, что можно объяснить самым выраженным тренировочным процессом, который приходится на третий год обучения в университете (таблица 4).

Таблица 4. - Частота потребления простых (легко усвояемых) углеводов

10. Как часто Вы употребляете сладкую пищу (выпечка, конфеты, варенье, чай с сахаром, кофе с сахаром и т.д.)? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Ежедневно несколько раз в день 27,10% 33,80% 20,00% 24,10% 26,25%

Ежедневно один раз в день 17,10% 29,60% 41,80% 27,80% 29,08%

Несколько раз в неделю (2-3 раза) 47,10% 22,50% 30,90% 25,90% 31,60%

Несколько раз месяц 8,60% 9,90% 9,10% 14,80% 10,60%

Редко (несколько раз в год 0% 4,20% 0% 5,60% 2,45%

Никогда 0% 0% 0% 1,90% 0,48%

Таблица 5. - Частота употребления сладких газированных напитков

11. Как часто Вы употребляете Среднее значение

сладкие газированные напитки (Coca-Cola, Sprite, Fanta...)? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Ежедневно несколько раз в день 4,30% 4,20% 5,50% 1,90% 3,98%

Ежедневно один раз в день 1,40% 4,20% 1,80% 3,70% 2,78%

Несколько раз в неделю (2-3 раза) 22,90% 26,80% 30,90% 24,10% 26,18%

Несколько раз в месяц 45,70% 39,40% 25,50% 38,90% 37,38%

Редко (несколько раз в год) 18,60% 22,50% 30,90% 22,20% 23,55%

Никогда 7,10% 2,80% 7,30% 9,30% 6,63%

Ежедневно пьют сладкие газированные напитки типа «Coca-cola» 6,76%, несколько раз в неделю - 26,18%,наибольшее количество опрошенных (37,38% ) пьет подобные напитки несколько раз в месяц и не употребляют такие напитки 6,63% опрошенных студентов, причем наибольшее количество анкетируемых, не употребляющих сладкие газированные напитки являются студентами 4 курса (таблица 5).

На сегодняшний день доказана ведущая роль микроорганизмов зубного налета в возникновении различных заболеваний зубов и периодонта [15, с.11; 16, с. 821]. Устранение болезнетворных бактерий с поверхности зубов, десен и языка, то есть проведение адекватной гигиены полости рта при помощи правильно подобранных средств и методов является профилактикой возникновения многих стоматологических заболеваний [17, с.6].

Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются различные методы, средства и предметы по уходу за полостью рта.

Чистить зубы желательно после каждого приема пищи, обязательно дважды в день -после завтрака и ужина. Если нет возможности почистить зубы после приема пищи, надо сполоснуть рот водой. Для колоний бактерий

Таблица 6. - Частота чистки зубов

продолжительность в 12 часов является пороговой, после которой могут происходить изменения их жизнедеятельности, способствующие закреплению зубного налета на зубах и образованию зубного камня [18, с.183;19, с.56].

При оценке уровня гигиенических знаний установлено, что выполняют чистку зубов 2 раза в день 62,08% анкетируемых, из них наибольшее количество (76,30%) составляют студенты 4 курса; после каждого приема пищи 5,13% опрошенных студентов (таблица 6).

Выполняют эту процедуру утром после еды 32,20% респондентов, вечером после еды - 22,28% (таблица 7).

Временной норматив чистки зубов составляет минимум три минуты, так как антибактериальное и реминерализующее действие зубных паст осуществляется только когда паста находится во рту не менее трех минут.

При анализе времени, затраченного анкетируемыми на чистку зубов, выявлено, что только 31,71% всех опрошенных студентов чистят зубы 3-4 минуты. Среди студентов 4 курса данный показатель был значительно больше - 51,90% (таблица 8).

22. Как часто Вы чистите зубы? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Не чищу 0% 0% 0% 0% 0%

Редко (несколько раз в неделю) 0% 0% 3,60% 0% 0,90%

Один раз в день 44,30% 32,40% 34,60% 20,00% 32,83%

Два раза в день 50,00% 62,00% 60,00% 76,30% 62,08%

После каждого приема пищи 5,70% 5,60% 5,50% 3,70% 5,13%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7. - Режим чистки зубов

23. Когда Вы чистите зубы (возможно несколько вариантов ответа)? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Утром до еды 27,60% 24,80% 25,50% 19,80% 24,43%

Утром после еды 29,90% 29,50% 35,70% 33,70% 32,20%

Вечером до еды 1,60% 0,80% 1,00% 0% 0,85%

Вечером после еды 16,50% 15,50% 18,40% 38,70% 22,28%

Перед сном 22,80% 28,60% 19,40% 7,80% 19,65%

Когда вспомню 1,60% 0,80% 0% 0% 0,60%

Таблица 8. - Продолжительность чистки зубов

25. В течение какого времени Вы чистите зубы? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Одна минута 12,90% 12,70% 27,30% 14,80% 16,93%

Две минуты 40,00% 36,60% 36,40% 20,40% 33,35%

Три минуты 21,40% 15,50% 23,60% 48,20% 27,18%

Четыре минуты 2,90% 4,20% 7,30% 3,70% 4,53%

Не знаю 10,00% 12,70% 3,60% 7,40% 8,43%

До ощущения свежести во рту 14,30% 18,30% 5,50% 5,60% 10,93%

Используют правильную методику чистки зубов только 33,43% анкетируемых, 66,57% -чистят зубы бессистемно. Среди студентов 4 курса, прошедших анкетирование, чистят зубы, используя правильную методику 53,30%.

Чистить зубы следует регулярно и систематически, иначе не будут достигнуты профилактические результаты.

Регулярно чистят зубы 78,65% опрошенных студентов. Однако оставшаяся часть (21,35%) студентов чистят зубы нерегулярно: из них 16,20% - из-за отсутствия желания, 1,95% - из-за отсутствия знаний о правилах

Таблица 9. - Регулярность чистки зубов

чистки зубов и 3,20% - из-за боязни кровоточивости десен (таблица 9). При частом употреблении легкоусвояемых углеводов оптимальным для профилактики стоматологических заболеваний является чистка или полоскание полости рта после каждого их приема.

В течение дня после каждого приёма пищи чистят зубы 10,25% респондентов, ополаскивают полость рта водой (ополаскивателем) 37,0% всех анкетируемых. Обращает внимание, что среди опрошенных студентов 4 курса ополаскивают полость рта водой (ополаскивателем) после каждого приёма пищи 56,10% (таблица 10).

24. По какой причине Вы нерегулярно чистите зубы (возможно несколько вариантов ответа)? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Отсутствие желания 18,30% 19,40% 12,50% 14,60% 16,20%

Боязнь кровоточивости дёсен 4,20% 1,40% 5,40% 1,80% 3,20%

Боязнь болевых ощущений 0% 0% 0% 0% 0,00%

Отсутствие знаний о правилах чистки зубов 4,20% 0% 3,60% 0% 1,95%

Регулярно чищу зубы 73,20% 79,20% 78,60% 83,60% 78,65%

Таблица 10. - Способ очистки зубов после приемов пищи в течение дня

36. В течение дня после

каждого приёма пищи... (возможно несколько вариантов ответа) 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

я всегда использую жевательную резинку 7,70% 7,90% 4,40% 4,90% 6,22%

иногда использую жевательную резинку 28,60% 40,30% 27,90% 29,30% 31,52%

ополаскиваю полость рта водой (ополаскивателем) 36,30% 18,80% 36,80% 56,10% 37,0%

чищу зубы 9,90% 6,70% 16,20% 8,20% 10,25%

ничем не пользуюсь 17,60% 13,50% 14,70% 1,50% 11,82%

Индивидуальная профилактика отличается не только методами и средствами, а также индивидуальным выбором этих средств и методов и индивидуальной кратностью их применения в соответствии с уровнем здоровья индивидуума и характером факторов риска, поэтому целесообразно получить рекомендации врача-стоматолога по выбору наилучшего метода и средств, с помощью которых будет получен оптимальный очищающий и профилактический эффект [17, с.9; 20,с.154] .

Большинство (79,23%) из опрошенных студентов пользуются зубной пастой, которую выбрали сами, только 13,20% используют зубную пасту, которую посоветовал врач-стоматолог, также 7,2% анкетируемых не помнит какой зубной пастой пользуется в настоящий момент (таблица 11).

Таблица 11. - Выбор зубной пасты

Состав зубной пасты, которой чистят зубы, не интересует 72,33% анкетируемых, только 26,80% опрошенных студентов знают, что используют при чистке зубную пасту, содержащую фтор, необходимый для сохранения целостности зубов (таблица 12).

Посещает врача-стоматолога 2 раза в год для профилактики 16,93% опрошенных студентов, а 56,30% посещают врача-стоматолога когда заболит зуб, обнаружится дефект в зубе или выпадет пломба (таблица

13).

В данном контексте необходимо отметить, что 39,78% анкетируемых студентов испытывают страх перед посещением врача-стоматолога (таблица 14).

28. Вы используете зубную пасту, которую. 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Вам посоветовал врач-стоматолог 10,30% 11,30% 12,70% 18,50% 13,20%

Вы выбрали сами 87,10% 77,40% 70,90% 81,50% 79,23%

Не помню какой зубной пастой пользуюсь в настоящий момент 2,90% 11,30% 14,60% 0% 7,20%

Таблица 12. - Использование фторсодержащей зубной пасты

27. Применяете ли Вы зубную пасту, содержащую фторид? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Да 24,30% 29,60% 25,50% 27,80% 26,80%

Нет 8,60% 11,30% 16,40% 13,00% 12,33%

Не знаю 67,10% 59,10% 54,60% 59,20% 60,00%

Таблица 13. - Частота посещения врача-стоматолога

37. Как часто и с какой целью Вы посещаете стоматолога? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Когда заболит зуб 23,60% 30,80% 21,90% 21,90% 24,55%

Когда выпадет пломба 3,40% 15,80% 15,10% 15,90% 12,55%

Когда обнаружу дефект в зубе 24,70% 22,50% 15,10% 14,50% 19,20%

Когда есть проблемы с деснами 3,40% 5,80% 5,50% 4,40% 4,78%

С профилактической целью один раз в год 20,20% 14,20% 26,00% 17,40% 19,45%

С профилактической целью два раза в год 21,40% 6,70% 15,10% 24,50% 16,93%

Не посещаю 3,40% 4,20% 1,40% 1,50% 2,63%

Таблица 14. - Влияние заболеваний зубов и дёсен на общее состояние организма

38. Испытываете ли Вы страх пе- Среднее значение

ред посещение врача-стоматолога? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Да 30,00% 46,50% 40,00% 42,60% 39,78%

Нет 70,00% 54,50% 60,00% 57,40% 60,48%

Приобретение валеологических знаний о методах профилактики заболеваний полости рта касается населения всех возрастов, в том числе и студенческой молодежи, и включает в себя мотивацию к сохранению и поддержанию стоматологического здоровья, формирование убежденности в необходимости регулярного ухода за полостью рта, а также обучение правилам гигиены полости рта [20, с.102; 21, с. 89; 22, с.452].

Только для 39,75% опрошенных студентов основным источником получения знаний по гигиене полости рта является врач-стоматолог, для 24,55% респондентов основным источником получения данных знаний являются родители, 35,73% анкетируемых

студентов получают знания по гигиене полости рта из СМИ и специальной литературы (таблица 15).

Свои знания по гигиене полости рта считают достаточными 51,3% анкетируемых, 43,93% не уверены в их достаточности, и только 4,78% опрошенных студентов считают их недостаточными (таблица 16).

Дополнительную информацию по профилактике стоматологических заболеваний хотели бы получить 53,10% опрошенных студентов, 23,68% анкетируемых не считают получение таких знаний необходимым, 23,22% сомневаются в данной необходимости (таблица 17).

41. Основным источником получения знаний по гигиене полости рта для Вас является... 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Врач-стоматолог 42,50% 37,70% 38,80% 40,00% 39,75%

Родители 30,00% 31,80% 17,90% 18,50% 24,55%

СМИ 15,00% 18,80% 23,90% 27,70% 21,35%

Специальная литература 12,50% 11,80% 19,40% 13,80% 14,38%

Таблица 15. - Источник получения знаний по гигиене полости рта

Таблица 16. - Самооценка уровня знаний по гигиене полости рта

42. Ваши знания по гигиене Среднее значение

полости рта, на Ваш взгляд, 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

являются.

Достаточными 61,40% 57,80% 47,10% 38,90% 51,30%

Не уверен в их достаточности 37,20% 39,40% 50,90% 48,20% 43,93%

Недостаточными 1,40% 2,80% 2,00% 12,90% 4,78%

Таблица 17. -Данные о получении дополнительной информации по гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний

43. Желаете ли Вы получить до-

полнительную информацию по

гигиене полости рта и профилактике 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

стоматологических

заболеваний?

Да 41,40% 50,70% 43,60% 76,70% 53,10%

Нет 35,70% 32,40% 21,80% 4,80% 23,68%

Не знаю 22,90% 16,90% 34,60% 18,50% 23,22%

Выводы. Анализ основных условий формирования и поддержания стоматологического здоровья у студенческой молодежи на протяжении всего периода обучения в вузе позволяет выделить следующие положения:

1. Имеет место высокий уровень самооценки стоматологического здоровья у студентов факультета организации здорового образа жизни (17,40% оценили свое стоматологическое здоровье как отличное, 53,03% - как хорошее), что требует дополнительного объективного стоматологического обследования.

2. Большинство студентов (88,78%) факультета организации здорового образа жизни осознают связь между общим и стоматологическим здоровьем, и влияние последнего на состояние всего организма в целом, из них только 32,33% считают, что забота о своем стоматологическом здоровье непосредственно влияет на состояние общего здоровья организма.

3. Анализ характера питания студентов позволил выявить значительное употребление сахаросодержащих газированных напитков (32,94%) и простых углеводов (86.93%), причем ежедневно употребляют простые углеводы 55,33% опрошенных.

4. По результатам опроса можно констатировать неудовлетворительность навыков индивидуальной гигиены (используют правильную методику чистки зубов 33,43%

опрошенных студентов, чистят зубы 3-4 минуты - 31,71%, после каждого приема пищи - 5,13%, 72,33% опрошенных студентов не интересует состав используемой зубной пасты, 21,35% опрошенных студентов чистят зубы нерегулярно), что говорит о низком уровне знаний по сохранению личного стоматологического здоровья.

5. Отмечаются редкие посещения студентами врача-стоматолога для профилактического осмотра (16,93% анкетируемых студентов), что чаще, по их мнению, вызвано чувством страха перед визитом к врачу-стоматологу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сравнительный анализ гигиенических мероприятий по сохранению стоматологического здоровья среди студентов 1 - 4 курсов факультета организации здорового образа жизни позволил выявить различия, по всей вероятности, обусловленные рядом факторов, среди которых ведущую роль играют валеологические знания в области профилактики заболеваний полости рта, полученные студентами к 4 курсу в процессе обучения.

7. Оценка социально-гигиенического статуса позволяет сделать вывод о недостаточно сформированной культуре стоматологического здоровья у студентов факультета организации здорового образа жизни, что обосновывает необходимость использования в учебном процессе различных образователь-

ных программ по повышению уровня знаний

в области стоматологического здоровья.

Список литературы

1. Безрукова, О. Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие / О. Н. Безрукова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 35 с.

2. Образцов, Ю. Л. Стоматологические здоровье: сущность, значение для качества жизни, критерии оценки / Ю. Л. Образцов // Стоматология. - 2006. - № 4. - С. 41-43.

3. Леус, П. А. Индикаторы стоматологического здоровья. На что они указывают? / П. А. Леус // Современная стоматология. -2015. - № 1. - С. 96.

4. Тристень, К. С. Формирование здорового образа жизни: стоматологические аспекты : монография / К. С. Тристень. - Барано-вичи: Издатель Е. Г. Хохол, 2018. - 236 с.

5. Исследование влияния уровня перфекцио-низма на отношение людей к профилактике стоматологических заболеваний / Л. Ю. Орехова [и др.] // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14. - № 4. - С. 32-37.

6. Здоровье молодежи: приоритетный национальный проект / Л. Ю. Орехова [и др.] // Пародонтология. - 2009. - № 1(50). - С. 13-16.

7. Казарина, Л. Н. Мониторинг показателей стоматологического здоровья студентов / Л. Н. Казарина [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28388. - Дата доступа: 12.04.2021.

8. Орехова, Л. Ю. Проблемы стоматологического здоровья у лиц молодого возраста / Л. Ю. Орехова // Пародонтология. - 2014. - Т. 19. - № 2. - С. 3-5.

9. Александрова, В. Б. Оценка стоматологического здоровья студентов / В. Б. Александрова // Здоровье и образование в XXI веке. - 2014. - Т. 16. - № 10. - С. 18-19.

10. Medical students' health behaviour and self-reported mental health status by their country of origin: a cross-sectional study / A. Tere-bessy, E. Czeglédi, B. C. Balla [et al.] // BMC Psychiatry. - 2016. - Vol. 16. - P. 171. doi:10.1186/s12888 016 0884-8.

11. Добровольская, П. Э. Профилактика стоматологических заболеваний в современ-

ном обществе / П. Э. Добровольская, А. С. Ковалёва, // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. -№ 11. - С. 840-847.

12. Основные направления профилактики стоматологических заболеваний / И. А. Чернецов, Л. А. Зюлькина // Естественные и технические науки. - 2019. - № 6. -С.203-206.

13. Луцкая, И. К. Профилактическая стоматология / И. К. Луцкая, И. Г. Чухрай - М.: Мед. Лит., 2009. - 544 с.

14. Стоматологическое обследование: основные методы / Всемирная организация здравоохранения, 2013 - 5-ое издание. -МГСМУ им. А. И. Евдокимова, 2016. -С.136.

15. Леус, П. А. Отложения на зубах. Роль зубного налета в физиологии и патологии полости рта: учеб.-метод. пособие / П. А. Леус. - Минск: БГМУ, 2007. - 32 с.

16. Николаев А. И. Практическая терапевтическая стоматология: учебн. пособие / А. И. Николаев, Л.М. Цепов. - 8-е издание, доп. и перераб. - М.: МЕДэкспресс- ин-форм, 2008. - 960 с.

17. Бородовицина, С. И. / Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие / С. И. Бородовицина, Н. А. Савельева, Е. С. Таболина; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. - Рязань: ОТСиОП, 2019. - 264 с.

18. Улитовский, С. Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С. Б. Ули-товский - Москва, 2013. - 291 с.

19. Кузьмина, Э. М. Основы индивидуальной гигиены полости рта / Э. М. Кузьмина -Москва, 2011. - 116 с.

20. Леус, П. А. Стоматологическое здоровье населения: учебное пособие / П.А. Леус. -Минск : БГМУ, 2009. - 256с.

21. Стоматологическое здоровье студентов медико-профилактического факультета / Л. Е. Леонова [и др.] // Пермский медицинский журнал. - 2014. - Т. XXXI. - № 3. -С.88-92.

22. Саакян, Э. С. Профилактика в стоматологии - основные ее направления и пути решения / Э. С. Саакян, В. А. Журбенко. // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 450-454.

Received 1 April 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.