АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДИК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ
ГУДВИЛЛА
О. И. Калинский
THE ANALYSIS OF BASIC ECONOMIC EVALUATION METHODS OF GOODWILL COST
Kalinskiy O. I.
The basic methods of calculating goodwill cost, which are accepted abroad and user in Russia more often at present, are considered in the article. Several techniques which are secondary, but frequently used nowadays for goodwill evaluation at sale of companies have been also investigated.
Key words: goodwill, methods of goodwill calculation, excess profit, capitalization, corporate look, surplus profits.
Рассматриваются основные методики расчета стоимости гудвилла, приняты1е за рубежом и все чаще используемы/е в России. Также исследуется ряд методик, которые не являются основны>1ми, но в последние годыI все чаще применяются для оценки гудвилла при продаже компании.
Нлючевы/е слова: гудвилл, методыы расчета гудвилла, сверхприбыэ1ль, капитализация, репутация компании, избыточные прибыли.
УДК 330.526.33
К настоящему моменту в нормативно-правовой базе в России упоминается лишь один способ оценки стоимости гудвилла, используемый при осуществлении сделок по покупке активов. Однако этот способ применим далеко не для всех организаций. Например , если компания не является публичной, данный метод оценки не может быть использован корректно. Кроме того, зачастую оценка гудвилла необходима раньше, чем осуществляется сама сделка.
Важно понять, что в процессе проведения оценки экономист может использовать различные подходы, некоторые из которых достаточно подробно рассмотрены в иностранной и отечественной литературе.
Перед исследованием существующих методов оценки необходимо заметить, что понятие «деловая репутации» и «гудвилл» могут использоваться как синонимы, но лишь в том случае, если речь идет о стоимостной оценке деловой репутации.
Итак, любая компания в процессе своего развития достигает такого момента, когда наступает осознание необходимости с высокой достоверностью оценить собственную деловую репутацию. Говоря об оценке стоимости деловой репутации, можно с большой уверенностью утверждать, что в этом случае компания будет рассчитывать величину собственного гудвилла.
Международные стандарты финансовой отчетности (38 «Нематериальные активы» и другие) гласят, что внутренне созданная деловая репутация не признается как актив,
поскольку не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надежно оценен. Иными словами, рентабельная, успешно работающая компания с прочными деловыми связями, с пользующейся спросом продукцией, постоянно преумножающая свои достижения, не имеет права поставить на баланс собственный гудвилл. И тем не менее, современной компании необходимо четко представлять, сколько стоит ее репутация в тот или иной момент времени.
Методология оценки нематериальных активов наилучшим образом разработана американскими учеными. При этом они оперируют понятием «гудвилл» (как и автор данной статьи) применительно к стоимости деловой репутации.
Под гудвиллом в западной литературе, как правило, принято понимать деловую репутацию, доброе имя и положительный имидж фирмы. Традиционными составляющими гудвилла являются: репутация, или неосязаемая цена бизнеса, в основе которой хорошие отношения с клиентурой; условная стоимость деловых связей; высокий моральный дух и компетентность сотрудников; репутация топ-менеджмента компании; добросовестность в осуществлении предпринимательской деятельности; лояльность к контрагентам; деловая активность предприятия; прозрачность организационной и финансовой структуры и др.
Синергетический эффект от комплексного взаимодействия отдельных составляющих гудвилла можно выделить как еще один дополнительный элемент стоимости. Учет этого эффекта в ряде случаев существенно повышает реальную стоимость совокупных активов организации, когда они оцениваются как целостный бизнес.
Объективная необходимость оценить гудвилл возникает в случае осуществления сделок по слиянию, поглощению компаний и прочих действиях, влекущих за собой объединение активов. Например, в США, покупатель бизнеса заинтересован в снижении стоимости, относимой на гудвилл, так как гудвилл не относится к амортизируемым активам. Поэтому оценщики покупающей
стороны стремятся идентифицировать и оценить совокупную стоимость всех нематериальных активов.
Гудвилл всегда неразрывно связан с конкретной организацией или фирмой. Даже если источник гудвилла может быть отделен от предприятия, он никогда не может быть продан отдельно. Гудвилл исчезает при обособлении от предприятия.
Как показывает практика, существуют различные ситуации, когда гудвилл можно считать отсутствующим, даже несмотря на сверхприбыль.
• Организация существует только для выполнения заказов по небольшому числу контрактов. В случае если указанные контракты окажутся разорванными, прибыль такой компании может значительно снизиться или привести к банкротству.
• Избыточная прибыль, получаемая организацией, связана с успешной деятельностью собственника или менеджера. В случае его ухода из компании сверхприбыль и сверхстоимость будут потеряны.
• Если организация существует непродолжительный срок времени, то говорить о формировании устойчивой величины гудвилла было бы неправильно, т. к. репутация не может сложиться за короткий временной отрезок.
Некоторые оценщики определяют деловую репутацию как стоимость всех элементов нематериальных активов, другие - как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость материальных и нематериальных активов, отраженных в бухгалтерской отчетности предприятия. Вообще, гудвилл в бухгалтерском понимании и понимании оценщика значительно различается. Если бухгалтер рассматривает, анализирует и рассчитывает стоимость деловой репутации уже после проведения сделки, для постановки на баланс, когда одна компания поглотила другую или две фирмы соединились, то оценщик проводит оценку стоимости гудвилла до сделки, т. е. рассчитывается реальная рыночная стоимость тех дополнительных прибылей, которые генерирует деловая репутация компании. Сложность экспертной оцен-
ки деловой репутации связана с необходимостью выделения из нее стоимости торговой марки, фирменного стиля и прочих элементов, которые обычно являются составляющими гудвилла.
В деятельности любого хозяйствующего субъекта есть всего два случая, когда необходимо знать точную оценку собственной деловой репутации:
- в случае продажи компании;
- в случае, если репутации был нанесен ущерб.
Однако оценка гудвилла вне этих случаев позволяет компании понимать, как она воспринимается в глазах общества, деловых партнеров, государства. В связи с этим процедуру оценки гудвилла можно считать обязательным атрибутом деятельности любой современной организации, ориентированной на стратегическое развитие в долгосрочной перспективе.
В настоящее время существует значительное количество методик оценки гудвилла. Каждая методика имеет различные преимущества и недостатки. Как правило, основные требования, предъявляемые к той или иной методике, это достоверные результат и возможность применения (а желательно еще и простота) в условиях данного предприятия или фирмы.
В рамках настоящей работы мы рассмотрим несколько основных методов оценки гудвилла, а именно: 1) оценку гудвилла компании как разницы между справедливой стоимостью бизнеса и стоимостью чистых активов; 2) оценку гудвилла по объему оборота; 3) оценку гудвилла методом избыточных прибылей. В заключение рассмотрим несколько методов, которые не являются основными, но в последнее время все чаще и чаще встречаются в экономической практике при оценке гудвилла.
1. Оценка гудвилла компании как разницы между справедливой стоимостью бизнеса и стоимостью чистых активов
Данный метод оценки является фундаментальным с исторической точки зрения. Он сложился в Западной Европе практиче-
ски одновременно с формированием понятия гудвилл в период разложения феодальных отношений и становления капиталистического производства.
Это время характеризовалось быстрыми темпами концентрации капитала, в том числе скупкой мелких компаний на открытом внутреннем рынке. Целые предприятия рассматривались в качестве отдельных объектов коммерческих сделок и могли быть проданы или приобретены в собственность. Несмотря на примитивный характер оценки сделок купли-продажи предприятий, наличие особого объекта сделки приводило к тому, что сделка, цена которой полностью совпадала с рыночной стоимостью скорректированных чистых активов приобретаемого предприятия, не могла считаться справедливой и обоснованной, так как не соответствовала «действительной» стоимости предприятия. Другими словами, покупатель приобретал не отдельные активы, а взаимосвязанные, благодаря производственному процессу, имущественные объекты, и чтобы сохранить производственную взаимосвязь между объектами средств производства и трудом работников, соглашался заплатить за целое предприятие сумму большую, чем стоимость всего имущества. Стоимость данного превышения получило название «гудвилл».
Таким образом, применение данного метода позволяет определить размер сверхстоимости предприятия, полностью согласующийся с фактическим определением понятия «гудвилл».
В России на сегодняшний день этот метод является «официальным» и регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, выступая основным способом определения величины гудвилла (сверхстоимости предприятии) при осуществлении сделок купли/продажи или слияния активов.
Суть данного метода состоит в том, что гудвилл организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Согласно ПБУ 14/2000 «Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества товара, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п.
Для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).
При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации».
Использование данного метода предполагает выяснение двух основных обстоятельств:
- определение рыночной стоимости организации;
- определение стоимости чистых активов компании.
Для компаний, чьи акции свободно обращаются на фондовом рынке, определение рыночной стоимости является не самым сложным вопросом. Зная количество акций организации и их текущие котировки, можно определить величину капитализации. Эту сумму, с поправкой на объемы долговых обязательств, фактически и можно считать рыночной стоимостью компании, т. к. покупка 100 % акций означает полный переход прав собственности над фирмой к владельцу этих ценных бумаг.
Стоимость чистых активов предприятия определяется согласно правилам российского бухгалтерского учета.
Порядок определения стоимости чистых активов изложен в Приказе Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.03 № 10н/03-6/пз. Согласно этому документу стоимость чистых активов определяется как разница между стоимостью всех активов, принимаемых к расчету и стоимостью всех пассивов, принимаемых к расчету. К числу активов для расчета относят следующие строки бухгалтерского баланса: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров, прочие внеоборотные активы (включая сумму отложенных налоговых активов), запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность (за минусом задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал), денежные средства, прочие оборотные активы (стр. 110 + стр. 120 + стр. 130 + стр. 135 + стр. 140 + стр. 150 + стр. 210 + стр. 220 + стр. 240 - стр. 244 + стр. 250 - стр. 252 + стр. 260 + стр. 270).
К числу пассивов для расчета относят следующие строки бухгалтерского баланса: долгосрочные обязательства по займам и кредитам, прочие долгосрочные обязательства (включая сумму отложенных налоговых обязательств), краткосрочные обязательства по займам и кредитам, кредиторскую задолженность, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства, включая суммы резервов, созданных в связи с условными обязательствами и прекращением деятельности (стр. 510 + стр. 520 + стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 650 + стр. 660).
Таким образом, использование данного метода расчета сводит определение гудвилла к поиску разницы между величиной капитализации и суммой чистых активов
GW = Рыночная стоимость - ЧА, (1) где GW - стоимость гудвилла предприятия; ЧА - стоимость чистых активов предприятия.
Данный метод используется обычно в тех случаях, когда необходимо определить величину сверхстоимости после осуществле-
ния сделки для постановки гудвилла на учет в бухгалтерский баланс. Однако определение рыночной стоимости компании с помощью величины капитализации возможно лишь в том случае, если акции организации обращаются на фондовом рынке. В противном случае определение рыночной стоимости компании затрудняется необходимостью использовать классические подходы оценки бизнеса.
Таким образом, применение данной методики оценки может стать затруднительным для компании, не представленной на фондовом рынке.
2. Оценка гудвилла по объему оборота
Метод оценки гудвилла по объему оборота (или с помощью показателя деловой активности) одним из первых был предложен Б. Колласом (11, с. 514) и развивался на практике в основном в Европе при определении стоимости деловой репутации фирмы, как вклада в размер выручки.
Суть данного метода состоит в выявлении возможности определения величины сверхстоимости предприятия (гудвилла) на основе сведений об объемах продаж фирмы, т. е. в качестве показателя деловой активно-
сти выступает выручка (или объем продаж, чаще всего средний за последние три года).
Для определения гудвилла в рамках данного метода к величине объема продаж применяют коэффициент-множитель
GW = к х Упрод., (2)
где GW - стоимость гудвилла предприятия; Упрод. - средний объем продаж компании за последние три года.
Этот метод чаще всего используется для оценки коммерческих предприятий, где гудвилл отождествляется с деловыми активами и представляет собой основу оценки предприятия, которая заключается главным образом в способности предприятия «сделать объем продаж».
Так, деловые активы булочной могут стоить от 70 до 80 % годового объема продаж; деловые активы ресторана - от 60 до 120 %; деловые активы аптеки - от 100 до 145 % и т. д. (табл. 1).
Данные коэффициенты используются на практике судебными органами, а также входят в оценочную шкалу налоговых органов, где для каждого вида торговой деятельности указаны предельные значения данного коэффициента.
Таблица 1
Доля гудвилла от объема продаж для различных видов деятельности
Вид деятельности Значение коэффициента
Туристические услуги 0,95 - 1 годового объема продаж
Риэлторские услуги 1 - 1,50 ежегодной средней чистой прибыли
Прачечная 0,7 - 1 годового объема продаж
Канцтовары 0,15 - 0,25 годового объема продаж
Парикмахер ская 0,75 - 1,15 годового объема продаж
Периодические издания 0,35 - 0,55 годового объема продаж
Лаборатории медицинского анализа 0,5 - 0,7 годового объема продаж
Ателье 0,4 - 0,8 годового объема продаж
Ресторан 0,6 - 1,2 годового объема продаж
Главное преимущество метода - его простота. Но оценивать деловые активы исходя только из объема продаж достаточно рискованно, и поэтому оценщику необходимо узнать финансовые результаты, которые не всегда так же хороши, как объем продаж.
Еще одним ограничивающим фактором для повсеместного применения данного метода является его достаточно узкая направленность.
Принято считать, что гудвилл составляет большую часть бизнеса у компаний, за-
нимающихся торговлей или реализующих услуги, т. е. работающих все производственной сферы. На деятельность предприятий, производящих конечную готовую продукцию (а тем более продукцию промышленного назначения), действует значительно больше факторов, поэтому принимать долю от объема продаж в качестве значения сверхстоимости не совсем корректно.
С другой стороны, проблема оценки собственной сверхстоимости у таких предприятий изучена достаточно слабо. Наличие большого числа статистических данных могло бы позволить выявить средние значения коэффициента, определяющего отношение сверхстоимости к объему продаж. В таком случае использование данного метода могло бы стать дополнительным (но не основным) инструментом в руках оценщика, т. к. для достижения высокой степени достоверности результата оценки необходим по возможности индивидуальный подход к каждой организации
3. Оценка гудвилла методом избыточных прибылей
Концепция метода оценки гудвилла с позиции избыточной прибыли была разработана Налоговым Управлением США и введена Министерством финансов США в 1920 году. Предполагалось, что активы всех компаний приносят одинаковую прибыль. Таким образом, определив нормативную прибыль на единицу активов нужно сопоставить ее с реальным показателем прибыльности активов и определить объем неучтенных активов, то есть гудвилл. Инструкцией налоговой инспекции США № 68-609 от 1968 г. ставки дохода для материальных и нематериальных активов были установлены директивно. Для предприятий с низким уровнем риска 8 % - ставка дохода для материальных активов и 15 % для нематериальных. Для предприятий с высоким уровнем риска - 10 % и 20 % соответственно. В российской практике отсутствуют подобного рода закрепленные коэффициенты прибыльности, что, с одной стороны, усложняет проведение оценки, а с другой - в результате тщательного подбора предприятий анало-
гов, позволяет повысить достоверность оценки и избежать допусков, присущих широким обобщениям.
Данный метод оценки деловой репутации организации также Леоном Ретелем (Leon Retail) в 1924 г. (11, с. 14) в работе об оценке деловых активов. В рамках данного способа предприятие, по крайней мере частично, рассматривается как инвестиция.
Оценка гудвилла методом избыточных прибылей является наиболее распространенным способом определения сверхстоимости любого предприятия. Он применяется в рамках доходного подхода к оценке нематериальных активов. Применение доходного подхода считается одним их самых надежных способов оценки актива, как инвестиции. Зачастую использование других подходов к оценке лишь дополняет основную работу по применению доходного подхода. Основная идея метода избыточных прибылей следующая: гудвилл появляется там, где результат предприятия превышает результат, который оно должно получить в нормальных условиях благодаря своим осязаемым элементам, стоимость которых может быть измерена, например, с помощью чистых скорректированных активов или действительной стоимости.
В основе метода лежит утверждение, что гудвилл, как стоимость нематериальных элементов бизнеса, это дисконтированная стоимость ряда сверхприбылей, которые были получена за счет этих элементов. Предположим, что предприятие получает прибыль ЧП при норме рентабельности активов t. Тогда гудвилл может быть рассчитан по формуле:
GW = ЧП ~t Х A , (3)
a
где GW - сумма гудвилла; ЧП - среднегодовая сумма чистой прибыли предприятии; А -среднегодовая стоимость активов предприятия; t - среднеотраслевая норма рентабельности активов; a - ставка дисконтирования (капитализации).
Практическое применение этой формулы предполагает наличие следующих, весьма неоднозначных факторов:
- расчет сверхприбыли, которая может изменяться;
- выбор ставки дисконтирования.
Определение сверхприбыли на основании использовании среднеотраслевой ставки рентабельности может оказаться не совсем корректным, т. к. в этом случае не учитывается специфика деятельности конкретного предприятия. Выбор ставки дисконтирования также не является однозначным вопросом. Поэтому применение данного метода в классической интерпретации может вызывать ряд затруднений.
4. Прочие методы оценки
В практике оценки сверхстоимости предприятия есть также достаточное количество менее распространенных методов, которые, тем не менее, требуют упоминания.
4.1. Оценка гудвилла методом опционов
Использование метода опционов является одним из новых направлений в современной практике оценки сверхстоимости предприятия (12). Опцион на покупку (колл-опцион) дает право его владельцу приобрести акции (или любые другие активы) по заранее оговоренной цене в оговоренный период времени.
Стоимость колл-опциона в момент, непосредственно предшествующий его исполнению (или неисполнению, если того пожелает владелец), определяется с помощью ломаной линии на рис. 1.
Рис. 1. Диапазон значений стоимости колл-опциона
Как видно из рисунка, при цене исполнения, равной Р*, опцион обесценится, если
цена акции будет меньше P* - его владельцу нет смысла исполнять опцион, когда на рынке он может приобрести акцию дешевле; при цене акции, большей P*, стоимость опциона будет равна разности между рыночной ценой и ценой исполнения.
Сложнее вычислить стоимость опциона, когда срок исполнения еще не наступил. Ее нижний предел соответствует ломаной, представленной на рис. 1, верхний - прямой, параллельной восходящему участку ломаной линии. Само же значение стоимости опциона будет находиться на кривой, определяемой точками A, B и C. Зная характер изменения стоимости опциона, тем не менее, достаточно сложно определить ее значение. Дело в том, что методы, связанные с моделированием денежных потоков и их последующим дисконтированием по ставке альтернативной доходности, неприемлемы, т. к. если первая часть задачи сложна, но выполнима, то ставка дисконтирования изменяется при каждом изменении цены акции (и даже при постоянной цене акции она меняется со временем).
В 1973 году Ф. Блэк и М. Шольц разработали формулу для определения стоимости опциона:
Колл-опцион = PxN(d1) - EXxexp(-rxt)x N(d2),
(4)
где
d1 =[ln (P/EX) + (r + sigma2/2)xt]/(sigmaxt05); d2 =d1-sigmaxt05;
N(d1), N(d2) - кумулятивная нормальная вероятность функции плотности; P - цена акции; EX - цена исполнения; r - безрисковая процентная ставка; sigma - среднее квадратическое отклонение; t - период до исполнения опциона.
Теория опционов изначально использовалась для операций с ценными бумагами, однако позднее она стала находить применение и в реальной экономике, т. к. многие процессы в бизнесе можно представить в виде опционов. В частности, если фирма берет банковский кредит или выпускает облигационный заем, она фактически продает активы кредиторам, имея при этом колл-
опцион на их выкуп (по цене основного долга с процентами). Если к моменту погашения займа стоимость активов превысит обязательства, компания погасит долг, сняв тем самым обременение со своего имущества; в противном случае она предпочтет не исполнить опцион и подвергнуться процедуре банкротства.
Изложенный подход используется и при оценке бизнеса. В этом случае в формуле Блэка-Шольца под P понимается стоимость активов фирмы, под ценой исполнения EX -номинальная стоимость долга, под t - дюра-ция (продолжительность) долга, когда обязательства компании представляются в виде эквивалентной бескупонной облигации со сроком погашения, равным t, под sigma -стандартное отклонение стоимости активов компании.
Возможно и решение обратной задачи -зная стоимость бизнеса (капитализацию компании), по формуле Блэка-Шольца определяется рыночная стоимость активов, а затем вычисляется деловая репутация (Goodwill) как разница между рыночной ценой активов и их балансовой стоимостью.
4.2. Оценка гудвилла по методики
Brand Finance
По методике Brand Finance гудвилл оценивается через дисконтирование прогнозных и постпрогнозных потоков прибыли, генерируемой деловой репутацией. Ставка дисконтирования рассчитывается по формуле:
R = Rf + bxRf, (5)
где Rf - безрисковая норма доходности; b -коэффициент, который определяется с помощью графика, характеризующего силу гудвилла.
Прогнозирование потоков прибыли, которая может быть получена от реализации товаров и услуг компании, имеющей значительную деловую репутацию, осуществляется с помощью специально разработанных фирмой Interbrand отраслевых коэффициентов.
4.3. Оценка гудвилла через мультипликатор М
Метод основывается на исторических результатах деятельности компании. Мультипликатор М принимает значения в диапазоне от 0 до 20 и рассчитывается по уравнению кривой 8:
у = - 0,900293х + 55,1202х2 - 11,0116х3 --392764х4 + 160681х5, (6)
где х - значение силы гудвилла (в долях единицы).
Сначала путем индексации на величину инфляции определяется текущая стоимость прибыли компании на собственный капитал за каждый из трех предшествующих годов. Затем на основании отраслевых коэффициентов Interbrand из полученных величин выделяется прибыль, приходящаяся на гудвилл. После этого рассчитывается чистая прибыль от деловой репутации (прибыль, приходящаяся на гудвилл, минус налог на прибыль), которая взвешивается в соответствии с коэффициентами: 1/6 (для чистой прибыли за период двухлетней давности), 2/6 (для чистой прибыли за предпоследний год) и 3/6 (для чистой прибыли за последний год). Полученная взвешенная чистая прибыль от гудвилла, умноженная на мультипликатор М, и дает стоимость деловой репутации.
4.4. Косвенные методы оценки
Применение данных методов позволяет оценить не абсолютную стоимость гудвилла компании, а скорее в относительных величинах сравнить деловую репутацию с показателями конкурентов. К таким методам относятся:
• Пресс-рейтинги, в которых учитывается количество упоминаний организации в СМИ, позитивный и негативный контекст, частота обращений к мнению представителей банка как компетентных профессионалов;
• Сравнительный анализ объемов размещаемой рекламы;
• Опрос целевых групп (определяются отдельные элементы, им присваиваются весовые коэффициенты и респондентов просят
оценить каждую составляющую репутации по определенной шкале).
Заключение
В заключении важно еще раз отметить, что гудвилл в большинстве западных компаний является самым значительным активом, при этом ни руководство фирмы, ни ее бухгалтеры не могут правильно оценить гудвилл. Понятие деловой репутации пока еще мало изучено, так как в структуре баланса организации доля нематериальных активов достаточно мала в сравнении, например, с долей основных средств и инвестиций. Как следствие, данному виду активов не уделяют достаточного и должного внимания. Практика показывает, что нематериальные объекты оцениваются значительно реже объектов недвижимости, оборудования, бизнеса. Этим обусловлено сла-
бое развитие методологии оценки нематериальных активов и гудвилла в частности, как в мире, так и в России.
В связи с этим разработка универсального способа оценки сверхстоимости компании с учетом ее индивидуальных особенностей является объективной необходимостью. Среди основных требований к такому методу будут:
- надежность и точность оценки;
- простота использования;
- ориентированность на специфику конкретной отрасли и непосредственно предприятия.
Такая работа автором на примере российских непубличных металлургических компаний в данный момент ведется, и ее результаты будут опубликованы в последующих работах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина О. Н., Иноземцев В. Л. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе // Мировая экономика и международные отношения. — 1998. — № 7. — С. 19-29.
2. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. Т. 2. — Киев: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. — 512 с.
3. Горин С. В. Деловая репутация организации. — Ростов-н/Д.: «Феникс», 2006. — 252 с.
4. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 344 с.
5. Дамант Д. Оценка активов // Внедрение МСФО в кредитной организации. — 2004. — № 6. — С. 103-124.
6. Европейские стандарты оценки 2000 / пер. с англ. Г. И. Микерина, Н. В. Павлова, И. Л. Артеменкова. — М.: ОО «Российское общество оценщиков», 2003. — 264 с.
7. Елисеев В. М. Гудвилл: проблема оценки и отражения в отчетности // Вопросы оценки. — 2004. — № 1. — С. 31-37.
8. Ершова Е. А . Гражданско-правовая роль особых нематериальных активов в странах
общего права // Законодательство. — 2002. — № 12. — С. 24-29.
9. Ершова Е. А. Правовые проблемы продажи бизнеса в странах общего права // Законодательство. — 2002. — № 3. — С. 36-42.
10. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 512 с.
11. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: учебное пособие / пер. с франц., под ред. проф. Я. В. Соколова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 576 с.
12. Лашхия В. Ю. Определение деловой репутации компании методом опционов // Финансовая газета. — № 18. — 2001.
13. Международное руководство по оценке № 4 (МР 4) Оценка стоимости неосязаемых (нематериальных) активов.
14. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебное пособие / под ред. Н. А. Абдулаева, Н. А. Колайко. — М.: Издательство «ЭК-МОС», 2000. — 346 с.
15. Оценка бизнеса: учебник для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой — М.: Финансы и статистика, 1999. — 509 с.
16. Соколов Я. В., Пятов М. Л. Гудвил: «новая» категория бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. — 1997. — № 2. — С. 46—50.
17. Integrating Acquired Companies: Managing accounting and Reporting Issues / еd. C. H. Johnson.
18. Larson K. D., Miller P. W. Financial accounting. — 6th ed. — Chicago: Irwin, 1995. — 686p.
Об авторе
Калинский Олег Игоревич, НИТУ Московский институт стали и сплавов, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики. Сфера научных интересов - сущность и методы оценки нематериальных активов; методики оценки гудвилла; оценка гудвилла публичных и непубличных компаний. [email protected]