ного интересов в существовании эксклюзивных торговых контрактов [6].
Таким образом, можно констатировать отсутствие каких-либо теоретически обоснованных работ, исследующих экономические интересы и взаимоотношения внутри каналов распределения с оценкой последствий проявления рыночной власти ритейлеров для производителей. Поскольку рыночная власть ритейлеров, как розничных операторов, увеличивает издержки обращения предприятий-производителей, она тем самым негативно влияет и на прибыль производителей, соответственно понижая их стимулы к инвестированию. В определенной
степени такое негативное влияние устраняется с использованием концепции "входных билетов". То есть, проанализировав ситуацию и выделив основные изменения, произошедшие в современном мире, необходимо делается вывод о важности более подробного рассмотрения влияния на поведение и стимулы к инвестированию предприятий-производителей. Для этого, по нашему мнению, надо построить модель, которая бы объединила имеющиеся достижения в данной области, но позволила рассмотреть вопрос влияния данных изменений на производителей и выделить основные направления для противодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Allain M-L. The Balance of Power between Producers and Retailers; a Differentiation model, Louvain Economic Review 68(3), 2002.
2. Dobson Consulting, Buyer Power and its Impact on Competition in the Food Retail Distribution Sector of the European Union, report for the European Commission, publications of the European Commission, (1999).
3. Katz M. L. Vertical Contractual Relations, in Handbook of Industrial Organization, R. Schmalensee et R. Willig ed., North-Holland, 1989.
4. Kelly K. H. The Antitrust Analysis of Grocery Slotting Allowances, The Procompetitive case Journal of Public Policy & Marketing, No 17(2), 2001, 173-184.
5. Porter M. E. Interbrand Choice, Strategy, and Bilateral Market Power. Cambridge: Harvard University
Press, 1976.
6. Rey P. and Stiglitz J.E. The role of exclusive territories in producers'competition, Rand Journal of Economics, 1995, 26-3, 431-451.
7. Shaffer G. (2005). Slotting Allowances and Optimal Price Variety, Advances in Economic ¿Analysis and Policy, vol. 5, issue 3, article 3.
8. Steiner R. L. (1985). The nature of vertical restraints, The Antitrust Bulletin, Spring, 1985, 143-197.
9. Sullivan M. W. Slotting ¿Allowances and the Market for New Products. Journal of Law & Economics, No 40(2), 1997, 461-493.
10. Wang H Slotting Allowances and Retailer Market Power, 2005.
Балашева О.С.
оценка эффективности управленческих решений на основе анализа стоимости деловой репутации компании
Концепция управления стоимостью компании, согласно которой управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании, является одной из ключевых экономических парадигм современного экономического сообщества. Стоимость компании рассматривается менеджерами как один из основных показателей ее эффективности и одновременно инструмент для принятия решений. Перед менеджером, ориентированным на рост рыночной стоимости компании, стоит глобальная задача - качественное улучшение стратегических, тактических и опера-
тивных решений на всех уровнях управления за счет концентрации усилий на ключевых факторах стоимости. К таковым относятся: стоимость чистых активов, деловая репутация, чистая прибыль, объем продаж и т. п.
Управление стоимостью компании можно рассматривать как непрерывный процесс, включающий в себя следующие этапы: этап анализа деятельности компании и этап планирования и формирования количественных значений результатов достижения системы целей и задач путем реализации методологии оценки бизнеса.
Существует проблема выявления показателей, наглядно демонстрирующих влияние тех или иных управленческих решений на результативный показатель - стоимость компании. Суть проблемы заключается в том, что менеджеру необходимо сформировать инструментарий - совокупность показателей, которые, являясь критериями эффективности хозяйственной деятельности, учитывают практически всю информацию, связную с функционированием компании, и одновременно характеризуют результативность деятельности и эффективность управления компанией. Оперирование подобными показателями позволяет улучшить качество управления в целом, поскольку обеспечивает лицу, принимающему решения, выбор той альтернативы, которая способствует увеличению рыночной стоимости компании.
К таким показателям можно отнести так называемый "гудвилл" или "деловую репутацию компании". Сложность применения данного показателя определяется во многом отсутствием однозначности в терминологии несмотря даже на длительный период использования гудвилла в практике коммерческой деятельности.
Как утверждают исследователи Соколов Я.В. и Пятов М.Л. "понятие «гудвилл» появилось в коммерческой практике Англии в первой половине
XV века, т. е. до выхода в свет трактата Л. Пачоли (1494 г.)" [1]. Однако законодательство более чем 200 лет запрещало сделки с гудвиллом, считая их способствующими ограничению конкуренции. Поэтому термин "гудвилл", или "добрая воля", означал, что сделка с переплатой происходит по доброй воле сторон, без принуждения с чьей-либо стороны.
Существование множества нерешенных вопросов, связанных с неоднозначными и противоречивыми трактовками гудвилла, существенным образом влияет на методы стоимостной оценки рассматриваемой категории. Целью настоящей статьи является систематизация подходов к расчету гудвилла с точки зрения современных потребностей управления стоимостью компании и обоснование предложений автора по оптимизации системы количественных оценок стоимости деловой репутации.
В настоящее время в экономическом сообществе нет единого определения понятия гудвилл. Однако в рамках теории бухгалтерского учета вне зависимости от стандартов бухгалтерского учета понимание сущности гудвилла заключается в следующем: гудвилл возникает в момент, когда компания приобретается по цене, превышающей сумму рыночных стоимостей ее активов (см. табл. 1).
Таблица 1
Определение гудвилла в стандартах бухгалтерского учета
Стандарт Определение деловой репутации
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» Деловая репутация рассматривается как разница «между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств» [2]. При этом ПБУ 14/2000 определяет положительную деловую репутацию в качестве надбавки к цене, которую покупатель оплачивает в ожидании будущих экономических выгод; отрицательную деловую репутацию - в качестве скидки с цены, которая предоставляется покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и В бухгалтерском учете положительный гудвилл отражается в финансовой отчетности в составе нематериальных активов в качестве отдельного инвентарного объекта, отрицательный гудвилл - в составе доходов будущих периодов. Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация равномерно относится на финансовые результаты компании как операционный доход.
МСФО (Д^З) 3, Объединение компаний Гудвилл, возникающий при объединении компаний, - это уплачиваемая покупателем сумма сверх рыночной стоимости покупки в ожидании будущих экономических выгод. Будущие экономические выгоды могут возникать в
Окончание табл. 1
МСФО (IFRS) 3, Объединение компаний результате эффекта синергии приобретенных идентифицируемых нематериальных активов или активов, которые по отдельности не подлежат признанию в финансовой отчетности, но которые являются частью стоимости покупки. Гудвилл - это превышение стоимости покупки над приобретенной долей в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов, которое неотделимо от приобретаемой компании. Фактическая стоимость гудвилла - это стоимость покупки за минусом разницы справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств [3].
US GAAP, SFAS 142, Гудвилл и другие неосязаемые активы Гудвилл - это превышение стоимости приобретенной компании над стоимостью ее идентифицируемых активов за вычетом обязательств Гудвилл отражает такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, хорошее управление, эффективность производства, удачное местоположение и др.[3].
Таблица 2
Определение гудвилла в стандартах оценки
Стандарт Определение деловой репутации
Международные стандарты оценки МСО 2003 (TV'S 2003) Гудвилл - неосязаемый актив, возникающий благодаря наименованию, репутации, наличию постоянной клиентуры, местоположению, продуктам и аналогичным факторам, которые нельзя выделить и/или оценить по отдельности, но которые создают экономические выгоды. Гудвилл, или сгруппированная неосязаемость, - это остаточные неосязаемые активы после вычета из их общей суммы стоимости всех идентифицированных неосязаемых активов (МРО 4 «Оценка стоимости неосязаемых активов»). Гудвилл включает две различные составляющие: гудвилл, который специфичен для имущества или внутренне присущ имуществу, и персональный гудвилл, который ассоциируется с собственником или менеджером [3].
Европейские стандарты оценки (TEGOVA 2000) Нематериальные активы, подлежащие оценке, делятся на три категории: гудвилл бизнеса (нераспределенные нематериальные активы), персональный гудвилл, идентифицируемые нематериальные активы. Гудвилл бизнеса неотделим от компании и может быть учтен на балансе после продажи компании в соответствии с МСФО. Персональный гудвилл не передается при продаже и не учитывается при расчете стоимости компании [3].
Стандарт Американского общества оценщиков (ASA) BSV-1 Гудвилл - нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентурой, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и др. Эти факторы отдельно не выделяются и/или не оцениваются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли [3].
Федеральные стандарты оценки Российской Федерации разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ. Утвержденные к настоящему времени ФСО № 1, 2, 3 не дают определения понятия «деловая репутация» или «гувилл».
Определения гудвилла, содержащиеся в стандартах оценки, более разнообразны, чем в стандартах бухгалтерского учета (см. таблицу 2).
Таким образом, оценочный подход к определению гудвилла существенно отличается от бухгалтерского подхода, а именно:
— если стандарты бухгалтерского учета исходят из того, что определить стоимость гудвилла можно только при продаже компании, то оценщики
допускают возможность расчета стоимости гудвилла компании без смены ее собственника;
— в оценочной деятельности под гудвиллом понимаются некоторые активы (квалификация персонала, технологии, высокий уровень менеджмента и др.), отличающиеся от обычных активов тем, что до настоящего времени не разработаны приемлемые и достоверные способы их идентификации. Термином "гудилл" эти разнообразные
активы объединяются в одну группу, и появляется возможность их оценки. В бухгалтерском учете под гудвиллом понимается не актив, а превышение цены продажи бизнеса над рыночной стоимостью его чистых активов [3].
Таким образом, суммируя все вышеизложенное, гудвилл компании можно определить как показатель, отражающий наличие и применение в финансово-хозяйственной деятельности функционирующего бизнеса особого вида нематериальных ресурсов, не воспроизводимых и не отчуждаемых в пользу третьих лиц - преимуществ. Гудвилл увеличивает стоимость компании на величину дополнительной прибыли, причем вероятность ее получения существует только в данной компании.
Существующие в настоящее время методы стоимостной оценки гудвилла нельзя охарактеризовать как универсальные способы расчета стоимости деловой репутации, применимые в любых ситуациях: от продажи бизнеса до принятия оперативного управленческого решения. Ниже приведен анализ методов расчета стоимости гудвилла.
Существующие методы расчета стоимости гудвилла
1. Остаточный метод. Стоимость гудвилла определяется как разница между покупной ценой компании и стоимостью ее активов:
Хдр Цк Са, (1)
где Хдр - стоимость гудвилла, Цк - покупная цена компании, С - стоимость активов компании.
' а
К несомненным достоинствам метода можно отнести его отражение в нормативно-правовом акте (ПБУ 14/2000) и простоту расчета.
Недостатками метода являются:
— ограниченность в применении: применим только при продаже компании;
— подчиненность гудвилла бухгалтерским процедурам и предназначенность для уравновешивания активов и капитала при приобретении компании;
— влияние величины обязательств на величину гудвилла: при приобретении компании ее обязательства переходят к покупателю. На их сумму увеличивается разрыв между покупной ценой приобретенной компании и стоимостью ее активов. Если гудвилл - актив, то его стоимость не должна зависеть от структуры капитала;
— влияние неэкономических факторов: покупная цена компании может учитывать множество неэкономических факторов, имеющих значение для сторон (например, умение продавца обосновывать высокую цену или умение поку-
пателя сбить цену, комиссионные посредники, премии или скидки к цене и т. п.), но не имеющих отношение к величине активов приобретаемой (продаваемой) компании;
— существенное влияние ошибок в оценках стоимости идентифицируемых активов;
— влияние правил расчета гудвилла, зафиксированных стандартами финансовой отчетности. Например, ПБУ 14/2000 понимает под стоимостью активов компании - их стоимость по бухгалтерскому балансу, а например, МСФО (IFRS) 3 - рыночную стоимость.
2. Метод на основе разницы между рыночной стоимостью компании и рыночной стоимостью ее чистых активов. Из названия метода видно, что стоимость гудвилла определяется как разница между рыночной стоимостью компании, рассчитанной доходным и/или сравнительным подходом, и рыночной стоимостью ее чистых активов:
Х = РС - РС , (2)
др к а 4 '
где РСк - рыночная стоимость компании, рассчитанная доходным и/или сравнительным подходом; РСа - рыночная стоимость чистых активов компании.
Достоинством метода является объективность результатов, а недостатками - нарушение принципа независимости результатов, полученных разными оценочными подходами; значительная трудоемкость; неинформативность фондового рынка в России.
3. Метод избыточных прибылей заключается в определении стоимости гудвилла как разницы среднегодовой суммы чистой прибыли компании и среднегодовой стоимости ее активов, умноженной на среднеотраслевую норму рентабельности активов:
Хдр = ЧПф - (А * НПс), (3)
где ЧПф - среднегодовая сумма чистой прибыли компании; А - среднегодовая стоимость активов компании; НПс - среднеотраслевая норма рентабельности активов, выраженная десятичной дробью [4].
К достоинствам метода можно отнести простоту расчетов, а к недостаткам - неинформативность показателя в случае нулевого или отрицательного гудвилла: если рентабельность активов компании равна или ниже среднерыночного уровня, то величина гудвилла при этом становится равной нулю или принимает отрицательное значение. Однако с экономической точки зрения это неправильно: компания, имеющая средний или даже ниже среднего, но положительный уровень рентабель-
ности активов, не может иметь отрицательную репутацию. Когда рентабельность чистых активов положительна (хотя и меньше среднеотраслевой), достигается вся система целей управления: выживание, получение прибыли, экономический рост [5].
4. Метод на основе показателя деловой активности. Стоимость деловой репутации определяется как произведение показателя деловой активности на коэффициент зависимости, который, в свою очередь, определяется на основе статистических показателей развития отрасли экономики в целом:
Х = к * СА, (4)
др ' 4 '
где СА - показатель деловой активности (в западноевропейской оценочной практике чаще всего используется средний объем продаж (выручки) за последние три года, предшествующих дате оценки); к - коэффициент зависимости, мультипликатор.
К достоинствам метода можно отнести удобство применения результата для целей финансового управления, так как мультипликатор можно представить как функцию от нескольких переменных:
к = %1, х2, х3,..., хп), (5)
где х1, х2, х3,..., хп - элементы гудвилла, определяемые через факторы, влияющие на стоимость гудвилла.
Недостатками метода являются:
— субъективный характер;
— необходимость участия независимых экспертов-оценщиков для обоснования значения мультипликатора в каждом конкретном случае;
— необходимость проведения непосредственного анализа макроэкономических показателей для проверки соответствия пределов значений мультипликатора экономическим реалиям.
5. Косвенные методы [6] представляют собой целую группу методов, в которую можно включить:
— пресс-рейтинги, в которых учитывается количество упоминаний компании в СМИ, позитивный и негативный контекст, частота обращений к мнению представителей банка как компетентных профессионалов;
— сравнительный анализ объемов размещаемой рекламы;
— опрос целевых групп (определяются отдельные элементы, им присваиваются весовые коэффициенты и респондентов просят оценить каждую составляющую репутации по определенной шкале).
Достоинствами косвенных методов являются:
— понимание восприятия компании деловым окружением;
— реклама: проведение опросов, наличие компании в пресс-рейтингах приводит к ее узнаваемости на рынке;
— распространение информации о компании широким слоям населения.
К недостаткам рассматриваемых методов можно отнести:
— отсутствие точной количественной оценки, указание лишь на направление - в худшую или лучшую сторону произошло изменение;
— неискренность, предвзятость, неинформированность респондентов;
— невозможность использования результатов в расчетах стоимости компании.
Таким образом, существующие методы расчета стоимости деловой репутации практически неприменимы для оперативной оценки эффективности управленческих решений, а потому практически неприменимы с точки зрения современных потребностей управления стоимостью компании. Это связано, в первую очередь, с тем, что для достижения заметного эффекта любые предпринимаемые менеджерами действия по управлению стоимостью компании в целом и/ или стоимостью деловой репутации в частности должны носить долгосрочный и системный характер, быть интегрированы в ключевые бизнес-процессы. Приведенные же выше методы расчета стоимости деловой репутации носят в основном разовый характер и не позволяют непрерывно отслеживать изменение стоимости компании в целом и/или стоимости деловой репутации в частности в зависимости от тех или иных принимаемых управленческих решений.
Ниже представлен метод определения стоимости гудвилла, сочетающий в себе простоту расчетов, объективность результатов, а также позволяющий количественно оценить влияние принимаемых управленческих решений на получение компанией дополнительной прибыли, а значит, и на ее стоимость:
Хдр = (Х - Х1 - Х) / (Я - (6)
где Хдр - стоимость деловой репутации; Я- ставка дисконтирования; t - среднегодовой темп роста денежных потоков; Х - переменная, представляющая собой сумму чистой прибыли и годовой суммы амортизационных отчислений:
Х = ЧП + А (7)
где ЧП - величина чистой прибыли компании (строка 190 Отчета о прибылях и убытках, форма
№ 2), А - годовая сумма амортизационных отчислений (сумма счетов 02 "Амортизация основных средств" и 05 "Амортизация нематериальных активов"); Х1 - переменная, представляющая собой произведение средней нормы амортизации и среднегодовой стоимости основных средств:
XI = иа *Сг, (8)
где На - средняя норма амортизации, которая в
свою очередь рассчитывается по формуле (9):
На = I у * Н1, (9)
где у - весовой коэффициент; Н1 - норма амортизации 1-того основного средства; Сг - среднегодовая стоимость основных средств, которая рассчитывается по формуле (10):
С = (1/2 * ОС, + ОС + ОС3 +....+ ОС., +
г 4 12 3 1-1
+ 1/2 * ОС.) / (п - 1), (10)
где п - число периодов (месяцев, кварталов и т. п.); ОС. - стоимость основных средств в /-ом периоде.
Для упрощения вместо формулы (10) часто используют формулу (11):
С = (ОС + ОС ) / 2, (11)
г 4 нач кон7 ' 4 '
где ОСнач - стоимость основных средств на начало года; ОСкон- стоимость основных средств на конец года; Х2 - переменная, представляющая собой произведение среднегодовой стоимости оборотного капитала и ставки по депозитам надежного банка. Таким образом,
Х2 = О * у,(12) где О - среднегодовая стоимость оборотного
капитала, рассчитывается по формулам, аналогичным (10) и (11); у - годовая ставка по депозитам надежного банка.
Приведенный выше метод расчета стоимости деловой репутации позволяет не только оценить, как именно повлияет то или иное управленческое решение на стоимость компании, но и количественно рассчитать изменение стоимости компании, что особенно важно, когда менеджер компании стоит перед выбором одного из нескольких альтернативных решений.
Так, например, наличие на складе предприятия избыточного количества некоторых видов сырья приводит к росту затрат на складирование, продолжительности нахождения капитала в запа-
сах, что, в свою очередь, вызывает снижение его оборачиваемости и снижение эффективности деятельности. В этом случае менеджменту компании необходимо наладить поставку сырья на предприятие в количествах, необходимых для обеспечения бесперебойного производственного процесса. Через показатель "среднегодовая стоимость оборотного капитала" можно рассчитать, насколько вырастет стоимость деловой репутации компании, и, следовательно, через метод накопления чистой стоимости активов определить, насколько возрастет и вся стоимость компании в целом.
Предположим, что одновременно с необходимостью налаживания логистики запасов на складе перед предприятием стоит задача сокращения дебиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности приводит к сокращению обеспечения реализации денежной массой и, следовательно, отрицательно сказывается на стоимости компании в целом. Через тот же показатель "среднегодовая стоимость оборотного капитала" можно оценить влияние сокращения дебиторской задолженности на стоимость компании, что позволит менеджеру компании выявить первоочередную задачу, требующую решения. Кроме того, можно рассчитать, как именно изменится стоимость компании, если одновременно наладить логистику запасов на складе и сократить дебиторскую задолженность: изменится ли она в той же степени, как если бы менеджмент компании направил усилия на решение одной задачи, а потом другой, или же будет иметь место синергетический эффект.
Таким образом, приведенный выше метод расчета стоимости деловой репутации компании позволяет количественно оценить, как изменится стоимость рассматриваемой компании, если то или иное управленческое решение будет реализовано. Представленный метод можно рассматривать как один из алгоритмов определения целесообразности внесения изменений в систему управления компанией, а сам показатель стоимости деловой репутации - как один из критериев оценки эффективности управленческих решений, которые позволяют выявить резервы повышения эффективности функционирования предприятия, а значит и его стоимости.
СПИСОК ЛИТЕАРТУРЫ
1. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Гудвилл: "новая" 2. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нема-
категория бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. териальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное При-1997. № 2. казом Министерства финансов Российской Федерации
от 16 октября 2000 г № 91н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 // Российская Бизнес-газета, № 4, 23.01.2001.
3. Просвирина И.Н. Категория гудвилла в практике учета и оценки // Финансовый менеджмент. 2006. № 1.
4. Горин С.В. Деловая репутация организации /
С.В. Горин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы / Пер. с фр.; Под ред. проф. Я.В. Соколова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
6. Шко. щи А. Репутация под лупой // Финансовая газета. № 21. 2004.
Байбеков А.Ш.
исследование реализации принципов организации непрерывного производства на предприятиях химической отрасли
Ключевыми задачами достижения цели - непрерывного развития производственной системы предприятия, являются наращивание производственных мощностей и инновационное техническое перевооружение существующих производств, а также строительство заводов для выпуска новой продукции, что позволит обеспечить рост производства и продаж конкурентоспособной продукции. Такое состояние производственной системы возможно на основе соблюдения как уже известных принципов организации производства, так и новых принципов, предлагаемых автором. Среди них выделим принципы соответствия, сочетаемости и соразмерности.
В рамках предложенного автором методического подхода к анализу и прогнозированию непрерывного технико-экономического развития производственной системы - химического производства проведена оценка производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Казаньоргсинтез" на соответствие принципам организации производства и главнейшему из них - непрерывности, как производительной силы. Ключевая составляющая такого анализа - идентификация потерь на предприятии.
Первым этапом при проведении анализа соблюдения принципов организации непрерывного производства являлось получение сводной информации о производственных неполадках на основе данных журнала учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, за рассматриваемый период. В табл. 1 представлена сводная информация о случаях простоев на промышленном предприятии химического комплекса России ОАО "Казаньоргсинтез" в 2000-2007 годах.
Информация о простоях на предприятии структурирована по видам причин простоев, объединенных в несколько больших групп. Наибольший вклад в невозможность достижения непрерывности производства химической продукции вносят три группы причин - это необеспеченность энергоресурсами, вина обслуживающего персонала и неполадки оборудования.
Если простой первой группы причин, в первую очередь, зависят от внешнего поставщика энергетических ресурсов ОАО "Татэнерго", то простои, вызванные двумя другими причинами, безусловно поддаются управлению и, как следствие, минимизации и ликвидации.
Анализируемые данные табл. 1 показывают неоднозначность в динамике количественных показателей простоев по отдельным группам причин, их вызывающих (периоды роста простоев сменяются их значительным снижением). Однако с уверенностью можно отметить, что наметилась достаточно четкая тенденция увеличения общего числа случаев производственных поломок (25 в 2007 году против 20 в 2005 году).
Следующий этап аналитической работы по идентификации глубинных причин несоблюдения принципов организации непрерывного производства заключается в переходе от анализа общей ситуации с простоями на предприятии к анализу производственных неполадок и поломок в рамках подгрупп причин и непосредственно оценке самих случаев простоев.
К примеру, на рис. 1 приведена динамика простоев по группе "Неполадки оборудования" в разрезе подгрупп причин - механических, электрических и неполадок КИПиА.