Научная статья на тему 'Анализ основных изменений в законодательстве Российской Федерации, направленных на совершенствование контрольно-надзорных функций государства в сфере высшего профессионального образования (за период 2010–2011 гг. )'

Анализ основных изменений в законодательстве Российской Федерации, направленных на совершенствование контрольно-надзорных функций государства в сфере высшего профессионального образования (за период 2010–2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / TERTIARY EDUCATION / HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / LICENSING OF EDUCATIONAL ACTIVITY / STATE ACCREDITATION / STATE CONTROL / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шляхов Андрей Анатольевич

В статье рассматриваются основные изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования за период 2010 – 2011 гг., направленные на совершенствование контрольно-надзорных функций со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации и оптимизацию предоставления государственных услуг в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шляхов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN LEGISLATION INNOVATIONS CONCERNING IMPROVING OF STATE CONTROL IN THE SPHERE OF TERTIARY EDUCATION IN RUSSIA (2010-2011 ANALYTICAL REVIEW)

In the paper the main innovations in the Russian legislative acts concerning state control in the sphere of tertiary education and optimization of main state services in this field involved during 2010–2011 are analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ основных изменений в законодательстве Российской Федерации, направленных на совершенствование контрольно-надзорных функций государства в сфере высшего профессионального образования (за период 2010–2011 гг. )»

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЗА ПЕРИОД 2010 - 2011 ГГ.)

Шляхов А.А.

В статье рассматриваются основные изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования за период 2010 - 2011 гг., направленные на совершенствование контрольно-надзорных функций со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации и оптимизацию предоставления государственных услуг в данной сфере

In the paper the main innovations in the Russian legislative acts concerning state control in the sphere of tertiary education and optimization of main state services in this field involved during 2010-2011 are analyzed.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательное учреждение, лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация, государственный надзор, государственный контроль качества

образования

Keywords: tertiary education, high educational establishment, licensing of educational activity, state accreditation, state control, quality of education

В период 2010 - 2011 годов в законодательстве Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования произошли серьезные изменения: приняты новые законодательные акты Российской Федерации о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, направленные на совершенствование контрольно надзорных функций со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и оптимизацию предоставления государственных услуг в данной сфере.

Инициирующим началом явилось Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования», утвердившее План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования.

Основными целями проведения плановых мероприятий явились1: введение бессрочной лицензии на право ведения образовательной деятельности;

сокращение сроков проведения лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений в 2 раза (соответственно с 90 до 45 и с 210 до 105 дней);

сокращение перечня документов, представляемых заявителем для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности и для выдачи свидетельства о государственной аккредитации;

исключение необходимости проведения экспертизы при лицензировании образовательной деятельности и подтверждении документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;

исключение возмещения заявителем затрат на проведение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности и подтверждении документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (с уточнением при необходимости размера государственной пошлины за совершение соответствующих юридически значимых действий);

исключение возмещения заявителем затрат на проведение государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, установление государственной пошлины за совершение соответствующих юридически значимых действий, дифференцированную по типам образовательного учреждения (уровням образовательных программ);

обеспечение территориальной доступности получения государственной услуги по подтверждению документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях путем передачи соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации для их осуществления.

Федеральный закон РФ от 08.11.2010 г. № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», подготовленный в рамках реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 297-р, внес следующие основные изменения:

в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон)2:

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования».

2 Федеральный закон РФ от 08.11.2010 г. № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

1. Стали обязательными при реализации образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, соответствующих образовательных программ федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры), а также к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки (статья 9, пункт 10 Закона).

2. Тип и вид образовательного учреждения устанавливается учредителем при создании образовательного учреждения и изменяется по решению учредителя (статья 12, пункт 6 Закона).

3. Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (статья 12, пункт 6 Закона).

4. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации (статья 12, пункт 6 Закона).

5. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением (статья 27, пункт 1 Закона).

6. Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает по реализуемым им аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (статья 27, пункт 2 Закона).

7. Сведения о выданных документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях вносятся в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, формирование и ведение которого на электронных носителях организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, в целях информационно-технологического обеспечения проверки подлинности таких документов (статья 27, пункт 8 Закона).

8. В главу II «Система образования» Закона дополнительно введена статья 271 «Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях»;

9. За федеральным органом государственной власти в сфере образования закреплен государственный контроль качества образования в образовательном учреждении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), федеральными государственными требованиями (ФГТ), включая принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний (статья 28, подпункт 23 Закона).

10. К компетенции образовательного учреждения дополнительно включены (статья 32 Закона):

1) предоставление учредителю и общественности ежегодных отчетов о результатах самооценки деятельности (самообследования) (пункт 2, подпункт 3);

2) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении ( пункт 2, подпункт 24);

3) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет» (пункт 2, подпункт 25).

11. Образовательному учреждению вменено обеспечить открытость и доступность следующей информации (статья 32, пункт 4 Закона):

1) сведения:

- о дате создания образовательного учреждения;

- о структуре образовательного учреждения;

- о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;

- об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона (при их наличии);

- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;

- о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);

- об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;

- о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования);

- о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям;

- о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся;

- о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

2) копии:

- документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

- свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

- утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;

3) отчет о результатах самообследования;

4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;

5) сведения, указанные в пункте 3.2. статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях».

12. Информация, указанная в пункте 4 статьи 32 Закона, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.

13. Статья 33 «Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности» Закона - признана утратившей силу;

14. Дополнительно введена статья 331 «Лицензирование образовательной деятельности» Закона, которая предусматривает следующие кардинальные изменения по данному направлению деятельности:

1) Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций (далее -организации) по образовательным программам.

Самостоятельное лицензирование образовательной деятельности филиалами организации не предусматривается, что повлечет за собой, как

следствие, внесение изменений в приказ Минобрнауки России от 01.12.2005 № 297 «Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)», в Уставы образовательных учреждений, имеющих в своем составе филиалы, и Положения о филиале образовательного учреждения.

Организация обращается в лицензирующий орган за разрешением на осуществление образовательной деятельности в своих филиалах.

По каждому филиалу организации оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии организации, с указанием наименования и места нахождения филиала.

2) Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее -лицензия) действует бессрочно.

3) Принятие решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

4) Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

5) По истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год.

6) Предусмотрена процедура действий лицензирующего органа и лицензиата, а также его учредителя в случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий вплоть до возбуждения дела об административном правонарушении и приостановлении (аннулировании) лицензии.

15. Дополнительно введена статья 332 «Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций» Закона, которая предусматривает следующие изменения по данному направлению деятельности:

1) Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является, прежде всего, подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

2) Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений высшего профессионального образования всех типов и

видов, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами3.

3) При проведении государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени).

Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованных образовательном учреждении или научной организации и (или) их аккредитованных филиалах в соответствии с лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени), являются аккредитованными.

4) Образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные организации заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в них и (или) их филиалах и относящиеся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени), при условии наличия обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году.

5) Установлен порядок проведения аккредитационной экспертизы, сформулировано определение эксперта комиссии по аккредитационной экспертизе, изложены основные положения организации работы по аттестации, отбору, учету и привлечению экспертов для проведения аккредитационной экспертизы.

3 Статья 9, пункт 9 закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (действующая редакция).

6) Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа. В состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений и государственно-общественных объединений. При проведении государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций в отношении профессиональных образовательных программ в состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются также представители объединений работодателей.

7) При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении или научной организации и их филиалах, аккредитационный орган принимает отдельное решение относительно образовательного учреждения или научной организации и каждого их филиала по образовательной программе, заявленной для государственной аккредитации, и (или) укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).

8) Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации.

9) При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет шесть лет для образовательного учреждения высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации.

10) Сформулированы основания для отказа аккредитационного органа образовательному учреждению или научной организации в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей:

выявление недостоверной информации в документах, представленных образовательным учреждением или научной организацией;

наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе.

11) Сформулированы основания для лишения аккредитационным органом образовательного учреждения или научной организации государственной

аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей.

12) Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.

16. Сформулированы основные положения организации государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования (статья 38 Закона):

1) Выделены объекты и субъекты государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования.

2) Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

3) Изложен алгоритм действий органов по контролю и надзору в сфере образования и образовательных учреждений (научных организаций) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и (или) требований федерального государственного образовательного стандарта или федеральных государственных требований, допущенного образовательным учреждением (научной организацией).

в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс):

1. Установлены размеры государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление образовательной деятельности (переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу), за выдачу (переоформление) свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения.

Так, например,

за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения высшего профессионального образования размер государственной пошлины составляет 130 000 рублей плюс 70 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в образовательном учреждении и каждом его филиале;

за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения высшего профессионального образования в связи с установлением иного государственного статуса размер государственной пошлины составляет 70 000 рублей;

за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения высшего профессионального образования в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей размер государственной пошлины составляет:

по каждой укрупненной группе направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования - 70 000 рублей;

за укрупненные группы направлений подготовки и специальностей послевузовского профессионального образования, дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования - 60 000 рублей.

В целях практической реализации выше перечисленных основных изменений, внесенных в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Правительством Российской Федерации утверждены следующие Положения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования4; Положение о лицензировании образовательной деятельности5; Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций6.

Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден План подготовки следующих проектов нормативных правовых актов7:

Об утверждении Порядка формирования и ведения на электронных носителях федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, в том числе порядок предоставления доступа к содержащимся в нем сведениям, а также перечень сведений, вносимых в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования».

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

7 Приказ Минобрнауки России от 15.03.2011 № 1359 «Об утверждении плана подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от

8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

Срок подготовки - июнь 2011 г.

1. Об утверждении Порядка формирования и ведения федеральной базы данных об апостилях, проставленных на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Срок подготовки - июнь 2011 г.

2. Об утверждении Порядка лицензирования образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования.

Срок подготовки - июнь 2011 г.

3. Об утверждении Порядка проведения государственной аккредитации федеральных университетов, университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального.

Срок подготовки - июль 2011 г.

4. Об утверждении Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, в том числе порядок проведения экспертизы таких документов.

Срок подготовки - май 2011 г.

5. Об утверждении Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, в том числе порядок проведения экспертизы таких документов

Срок подготовки - май 2011 г.

6. Об утверждении формы свидетельства об установлении эквивалентности документа иностранного государства об образовании.

Срок подготовки - июнь 2011 г.

7. Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, и формы приложения к нему.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

1. Об утверждении технических требований к документу, подтверждающему наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, и приложению к нему.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

2. Об утверждении формы заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, временной лицензии, о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и формы документов, прилагаемым к таким заявлениям.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

3. Об утверждении Правил проведения образовательным учреждением или научной организацией самообследования.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

12. Об утверждении квалификационных требований к экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

13. Об утверждении Порядка аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (в том числе порядок ведения реестра экспертов), отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

14. Об утверждении формы свидетельства о государственной аккредитации и формы приложения к нему.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

15. Об утверждении технических требований к форме свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об

утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

16. Об утверждении формы заявлений о проведении государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

17. Об утверждении Порядка формирования и ведения информационных систем государственной аккредитации, доступа к сведениям, содержащимся в них.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

18. Об утверждении перечня показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

19. Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

20. Об утверждении лицензионных нормативов.

Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

Приведенный обзор состоявшихся и ожидаемых изменений в законодательной базе в сфере высшего профессионального образования Российской Федерации может быть полезным административно-хозяйственному, научно-педагогическому и учебно-вспомогательному персоналу высших учебных заведений при совершенствовании образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.