Научная статья на тему 'Анализ основных институтов рекрутации политических элит'

Анализ основных институтов рекрутации политических элит Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
487
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / РЕКРУТАЦИЯ ЭЛИТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭЛИТАРНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самусевич А.В.

В работе рассматривается актуальный вопрос деформации механизмов рекрутации политических элит. Сравнительный анализ основных акторов политической элиты в России строится на исследовании качественного и количественного состава российского истеблишмента, проведенным профессором В.Э. Багдасаряном. Результатом проведенного анализа служит сравнительная матрица институтов и механизмов рекрутации политических элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных институтов рекрутации политических элит»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

УДК 323.2 УДК 37.035.91

А.В.Самусевич

Студент 4 курса

ф-т Государственного и муниципального управления Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕКРУТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ

Аннотация

В работе рассматривается актуальный вопрос деформации механизмов рекрутации политических элит. Сравнительный анализ основных акторов политической элиты в России строится на исследовании качественного и количественного состава российского истеблишмента, проведенным профессором В.Э. Багдасаряном. Результатом проведенного анализа служит сравнительная матрица институтов и механизмов рекрутации политических элит.

Ключевые слова

Политическая элита, рекрутация элит, государственное управление, политическая система, элитарная

группа.

Проблематика содержания понятия «политическая элита» в российской и зарубежной научной среде разработана весьма тщательно. Однако не теряющим актуальность всегда остается вопрос деформации политической элиты и связанных с ней политических процессов под воздействием изменений внутренней и внешней среды политической системы. Изучение политических элит - один из наиболее репрезентативных методов оценки государственного управления. Взаимосвязь данных категорий может быть описана следующей логической схемой. Процессы функционирования элит влияют на все уровни управления: стратегирование и разработка политического курса, тактическое управление и составление государственных программ, оперативное управление по реализации государственных решений и непосредственная работа с населением. Таким образом, формируется качественная картина государственного управления: количественный и качественный состав государственного аппарата, характер взаимосвязи уровней и коммуникации участников государственного управления, результативность принятых решений, их скорость и рациональность, доля решенных социально-экономическим проблем населения и т.д.

Началом данной формулы можно считать процесс формирования политической элиты - рекрутинг элит. С точки зрения эффективного и качественного государственного управления, правящий круг постоянно должен следить за процессом обновления элитарной группы, обеспечивая беспрерывную циркуляцию элиты. В любой стране качество элит в полной мере является интегральным показателем состояния социума, а сами элиты - ключевыми драйверами социальных изменений [2, 3]. Успешная реализация программ общественных преобразований возможна в случае, если элита представляет активную пассионарную группу, обладающую необходимой энергией и решительностью. Постоянный процесс включения новых членов в элитарную группу и выход из нее старых, неспособных принимать волевые решения и реализовывать роль актора социальных изменений, позволяет элите гибко реагировать на требования внешней среды и сохранять свои позиции у власти. В свою очередь, перед вновь включенными в элиту акторами стоит множество стратегических и тактических задач по реализации роли центра политической системы, и качество выполнения этих задач зависит от следующих предшествующих стадии рекрутации факторов:

> институт подготовки нового элемента к деятельности в элитарной группе;

^ уровень профессиональной компетентности нового элемента;

> механизм включения нового элемента в элитарную группу.

Анализируя специфику российской политической действительности, процессы функционирования элитарных групп, включая рекрутинг, подверглись сильной трансформации под влиянием бизнес-структур и «политического шока» 90-х гг. XX века. Несистемный, во многом форсированный процесс демократизации политического управления вывел на политическую арену российского государства «новых» участников борьбы за место у политического руля, что моментально привело к деформации принципов формирования элит. Все это в целом повлияло на изменение типа политической системы государства: политические

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

институты перешли в формат политико-финансовых, система элитарного рекрутинга охарактеризовалась патернализмом, который распространялся и на процесс принятия государственных решений. В вопросах консолидации политических кругов стал преобладать клиентелизм, предоставляя возможность элитам и контрэлитам договориться на «политическом рынке».

Компетентность членов элитной группы, инициированных бизнес-структурой сложна для определенной оценки. На сегодняшний день, когда бизнес в большинстве своем вошел в формат нормативно-правового регулирования своей деятельности, представители бизнес-элиты обладают достаточными навыками и знаниями в области экономических процессов, институтов и рынков и готовы к защите и лоббированию экономических интересов. Однако достаточно ли этих знаний для комплексного осуществления социальных преобразований - вопрос неоднозначный.

Вхождение в элитарную группу представителей государственных (силовых) структур можно определить как ответ на борьбу экономических интересов и распределение административных и финансовых ресурсов государства. По данным исследования В.Э. Багдасаряна, представленного в 2010 году, удельный вес в современной политической элите представителей органов безопасности и силовых правоохранительных структур составил 27% от всего российского истэблишмента[1, с. 120].

Диаграмма 1.

Процентное соотношение качественного состава высшей политической власти в России на 2010 год

23%

27%

50%

Бизнес-структуры

Силовые структуры

Прочие

Данную статистику можно рассматривать как реакцию правящей элитарной группы, которая преследует цель лоббировать государственные интересы, интересы целостности и сохранения политического и административного устройства. В вопросах реализации своих полномочий в ранге членов правящей элиты, представители государственных структур бесспорно весьма компетентны. Стоит отметить, что при участии «государственной подгруппы» элиты вероятность реализации социальных обязательств определенно выше, чем в ситуации с бизнес-сообществами.

Политические партии также представляют собой источник политической элиты, но относящийся к внутренней среде политической системы. Тем не менее, данная позиция не определяет партии как первичный институт формирования элиты. Являясь непосредственным элементом политической системы, политические партии скорее предоставляют бизнесу и государственным структурам упрощенный (ускоренный) путь к политической арене и лоббированию интересов. Пренебрегая качественно-профессиональным анализом состава партий, в общем варианте механизм рекрутации в данном случае можно представить как построение политической карьеры в партии власти либо в партиях оппозиции - т.е лидирующих контрэлитах. При этом определяющим принципом деятельности партий как участников формирования элиты является борьба за сохранение и приобретение властных позиций.

В качестве еще одного института подготовки кандидатов на вступление в элитарные группы стоит выделить высшие учебные заведения. Осуществляя экспертно-аналитическую и образовательную деятельность, они способны создать необходимую материально-техническую и интеллектуальную базу для профессиональной подготовки будущего управленца высшего звена. Обеспечивая высокий уровень политической и экономической объективности вместе с хорошим уровнем знаний и навыков, вузы, с теоретической точки зрения на идеальное государственное управление, представляют лучшую форму института рекрутинга элиты. Вместе с тем существует ключевая практическая проблема: вузы как экспертные центры и центры подготовки кадров для политического и государственного управления не

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

воспринимаются другими участниками политической системы как действительно весомый институт подготовки политической элиты. Поэтому сегодня стратегия действий вузов сводится, скорее, к борьбе за сотрудничество и поддержку государственных и бизнес-структур. В итоге, выпускник, в случае успешных стратегических и тактических действий своей альма-матер на «околополитической» арене, получает доступ к непосредственным институтам рекрутации новых членов элиты - органы государственной власти, политические партии, бизнес-корпорации и пр. Данная ситуация на практике позволяет охарактеризовать высшие учебные заведения как самый слабый институт рекрутинга элит.

Таким образом, на основе проведенного анализа представляется возможным построить матрицу институтов, соответствующих механизмов рекрутинга политической элиты и принципов функционирования данных механизмов.

Таблица 1.

Сравнительная матрица институтов рекрутации политических элит

Институт Механизм Принципы функционирования

Бизнес-структуры «Деловые связи» финансового характера Борьба экономических интересов

Государственные (силовые) структуры Поддержка государства и правящей элиты Борьба за государственные интересы

Политические партии Построение политической карьеры в партийной организации Борьба за властные позиции

Высшие учебные заведения Построение партнерских отношений с ведущими работодателями для трудоустройства выпускников Борьба за сотрудничество с другими институтами

Данная таблица, безусловно, не демонстрирует полного перечня институтов, механизмов и возможных стратегий формирования политической элиты. Проблематика работы остается актуальной и требует дальнейшего исследования затронутых в данной статье аспектов элитологи - области политологического знания, представляющего сегодня наиболее важную сферу научных исследований для совершенствования государственного управления и политических процессов в России. Список используемой литературы:

1. Багдасарян, В. Э. О реальных механизмах рекрутинга политических элит / В.Э. Багдасарян // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010. - №3, том 3. - с. 119-121.

2. Гаман-Голутвина, О. Метафизические измерения трансформаций российских элит / О. Гаман-Голутвина // Вестник аналитики. - 2013. - №3. - с. 17-24.

3. Гаман-Голутвина, О. Метафизические измерения трансформаций российских элит / О. Гаман-Голутвина // Вестник аналитики. - 2013. - №3. - с. 26-32.

© А.В. Самусевич, 2015.

УДК 323.1

И.Р. Хисматуллин

магистр географического образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

г. Уфа, Российская Федерация

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН

Аннотация

В статье проанализированы некоторые проблемные аспекты этнической политики в Республике Башкортостан. Акцентируется внимание на отношений представителей органов государственной власти к данным проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.