Научная статья на тему 'Анализ основных функций инновационного менеджмента в условиях модернизации и технологического развития экономики'

Анализ основных функций инновационного менеджмента в условиях модернизации и технологического развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА / МОДЕРНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варюхин А.С.

в статье рассмотрен анализ основных функций инновационного менеджмента в условиях модернизации и технологического развития экономики. Проанализированы основные функции инновационного менеджмента и приведены особенности инновационного менеджмента. Предлагается использовать аппарат инновационного менеджмента в динамично изменяющихся условиях внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных функций инновационного менеджмента в условиях модернизации и технологического развития экономики»

А. С. Варюхин

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

ANALYSIS OF INNOVATIONAL MANAGEMENT MAIN FUNCTIONS IN MODERNIZATION AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF

THE ECONOMY

Аннотация: в статье рассмотрен анализ основных функций инновационного менеджмента в условиях модернизации и технологического развития экономики. Проанализированы основные функции инновационного менеджмента и приведены особенности инновационного менеджмента. Предлагается использовать аппарат инновационного менеджмента в динамично изменяющихся условиях внешней среды.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, основные функции инновационного менеджмента, модернизация и технологическое развитие экономики.

Abstract: the article deals with the analysis of the main functions of innovational management in modernization and technological development of economy conditions. The main functions of innovational management are analyzed, the characteristic traits of innovational management are given. It suggests to use the means of innovational management in the conditions of external environment dynamic changes.

Keywords: innovational management, main functions of innovational management, modernization and technological development of economy.

Актуальность данного вопроса на сегодняшний день обусловлена тем, что быстро изменяющиеся механизмы рыночных отношений влияют на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), модернизацию и технологическое развитие экономики в целом. [4,5. с.41, с.17] На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта сравнительно молодая дисциплина уже показала себя как один из путей накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг [1 с. 59; 2 с. 14; 3 с. Зб].

Как система инновационный менеджмент состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления. Таким образом, процесс управления - это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления.

Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений, обязательно включающее определение управляющего воздействия. Осуществление управляющего воздействия включает передачу управляющих воздействий и при необходимости переоборудование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (продукты и

операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и после управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движением и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления (см. рис.) [2, с. 57].

Информация обратной связи (о состоянии объекта управления)

Вход

Внешняя инф ормация (о ситуации на рынке, постановления правительства, приказы министерства и т.п.)

Субъект управления

Менеджер Аналитики, консультанты, эксперты

Командная информация

Объект у ара влев ня

Новый продукт Новая операция Инн ОБЩИ онный процесс Экономические отношения между участниками инновации

Рис. Взаимосвязь субъекта и объекта управления

Инновационный менеджмент выполняет функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса.

Существуют два типа функций менеджмента инноваций:

I тип - функции субъекта управления, т.е. субъектом управления будет один работник или группа, целенаправленно управляющие функционированием объекта управления: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль.

II тип - функции объекта управления, т.е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций.

Если остановиться подробнее на рассмотрении функции объекта управления, то можно отметить следующее.

Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно вполне вероятно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.

Элементами трудового процесса являются сотрудник, орудия труда, предмет труда и применяемая в процессе труда технология. Для нормального осуществления трудового процесса все его элементы надо скоординировать во времени и

пространстве, что и делается с помощью организации. Таким образом, организация любого процесса (трудового, хозяйственного, управленческого) является координацией во времени и пространстве всех элементов этого процесса.

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями. Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента. В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора, анализа, хранения и передачи информации, терминалы, электронные устройства и т.п.).

Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация), а технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций. Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления. Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, т.е. в самом инновационном процессе. В свою очередь инновационный процесс - это базис, от которого зависит в дальнейшем эффективность использования приемов инновационного менеджмента. Он определяет основную идею инновации, характерные черты и специфику функционирования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует применять для диффузии конкретной инновации.

На втором этапе организации инновационного менеджмента определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Цель - это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т.п. Важным этапом организации является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, их результативность и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Главным субъектом управления, безусловно, является менеджер. Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью. Последнее означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации. В тоже время, следует отметить, что инновационный менеджмент отличается высокой динамичностью. Его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка и экономической ситуации. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать конкретную ситуацию, состояние рынка, место и положение на нем данного продуцента, а также способности менеджера быстро найти хорошее решение в данной ситуации в данный момент времени.

Готовых рецептов в инновационном менеджменте нет и быть не может, но, зная приемы и методы решения тех или иных задач, можно добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации. Важные этапы организации инновационного менеджмента -разработка программы управления инновацией и организация работы по ее выполнению. Программы могут быть целевые и рабочие.

Рабочая программа представляет собой программу, разработанную для реализации какой-то частной цели. Это частная программа, тогда как целевая комплексная программа есть результат применения программно-целевого метода планирования, который предполагает наличие цели и программы по ее реализации. В ней предусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией.

В целом программно-целевой метод планирования инноваций представляет

собой процесс, включающий:

1) наличие проблемы;

2) проработку различных вариантов ее решения;

3) разработку комплексной программы развития системы;

4) создание механизма реализации комплексной программы (с указанием конкретных исполнителей, их прав и обязанностей, участков работы);

5) организацию продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п. Продвижение инновации означает функционирование целостной системы приемов по эффективной продаже инноваций на рынке. Другими словами, продвижение - это комплекс мер, направленных на реализацию инновации. Этот комплекс мер включает в себя производство и использование информации (т.е. информационного продукта), рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации), индивидуальные консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др. Диффузия инновации означает деятельность по доведению инновации до конечных потребителей. Эта деятельность включает выбор каналов продвижения, организацию сбытовой (торговой) сети и т.п.

В заключении сделаем следующие выводы:

- инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления и отличается высокой динамичностью. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации;

- главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии организации, так как определяют все остальные направления ее развития;

- инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления организации в условиях модернизации и технологического развития экономики.

Литература

1. Лобанов А. С. Формулирование и анализ определений понятий на примере менеджмента // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2009. № 10.

2. Маркарян И.Н. Стратегические подходы управления издержками производства: Стратегия развития современной России: проблемы и перспективы: Материалы Х Юбилейной всероссийской научно-практической конференции (13-15 мая 2010 г.). - Сочи, 2010.

3. Основы инновационного менеджмента: Теория практика: Учеб.пособие для вузов по эконом. спец./ Л.С. Барютин, С. Валдайцев, А.В.Васильев и др.; Под ред. П.Н. Завлина и др. - М.: Эконимика, 2000.

4. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. - Спб.: Питер, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.