РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В КОЛЛЕДЖЕ
А.Н. Каширин
Kashirin A.N. Development of innovation and educational processes in college. The article deals with the essence of innovation management in college. It is revealed the system of development of innovations in education, innovation management functions. It is analyzed the stages of organizational structure of development model of innovation and educational processes in college.
Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций в образовании. Местом возникновения этих отношений является рынок образовательных продуктов и услуг.
Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления инновациями - инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент -это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:
1. Целенаправленный поиск идей, служащих фундаментом для данной инновации.
2. Организация инновационного процесса для данной инновации. Это предполагает проведение целого организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в предмет (образовательную услугу), готовый для продажи.
3. Процесс продвижения и реализации инноваций на рынке - это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.
Инновационный менеджмент, в том числе в образовании, включает в себя стратегию и практику развития. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу способствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент в образовании можно рассмотреть как систему развития. Система развития инноваций состоит из двух звеньев или подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Связь субъекта с объектом развития осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.
Таким образом, процесс управления -это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта развития на объект развития. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации и принятие решений. Осуществление управляющего воздействия включает его передачу и при необходимости преобразования его в форму, непосредственно воспринимаемую объектом развития.
Субъектом развития может быть один или группа работников (специалистов по маркетингу), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта развития.
Объектом развития являются образовательные инновации (новые продукты и образовательные технологии), инновационный процесс и экономическое отношение между участниками рынка инноваций (продуктов, продавцов, покупателей).
Важным элементом инновационного менеджмента является информация или информационный продукт. Процесс управления инновациями осуществляется через движе-
ние информации: внешней, командной, информации о состоянии объекта до управления им и после управления и др. Движение информации - это ее сбор, хранение, перера-
ботка, передача, контроль за ее движением и оценка результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.
Информация обратной связи (о состоянии объекта развития)
Внешняя информация (о ситуации на рынке, постановления правительства, приказы министерства и т.п.)
Управляющая подсистема (субъект развития)
Менеджер, аналитики, консультанты, эксперты
Управляемая подсистема (объект развития)
Новый продукт Новая операция Инновационный процесс Экономические отношения между участниками инновации
Рис. 1. Схема развития инноваций в образовании
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Различают два типа функций менеджмента инноваций:
1) функция субъекта развития;
2) функция объекта развития.
К функциям субъекта развития относятся: прогнозирование; планирование; организация; координация; стимулирование; контроль. К функциям объекта развития относятся: рисковое вложение капитала; организация инновационного процесса; организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузия.
Функции субъекта развития представляют собой общий вид деятельности человека в хозяйственном процессе. Эти функции являются конкретным видом управленческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решений, преобразования его в команду.
Функция прогнозирования (от греч. Prognosis - предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длительную перспективу изменения технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
Результатом прогнозирования является прогноз, т.е. предположение о возможном направлении соответствующих изменений.
Особенностью прогнозирования образовательных инноваций является альтернативность технологических и экономических показателей, заложенных в процессе создания инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей. В этом процессе значение имеет правильность определения наметившихся тенденций научнотехнического процесса и тенденций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые исследования.
Развитие образовательных инноваций на основе предвидения требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также умения принимать гибкие экстренные решения.
Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инновационную программу на базе каких-либо правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т.п.
Функция регулирования (от лат. Regulate -подчинение определенному закону, порядку) заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технологической и экономической сис-
тем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
Функция координации (от лат. Co(n) - с, вместо + ordination - расположенные в порядке) означает согласованность всех звеньев системы управления и отдельных специалистов. Координация обеспечивает единство отношений субъекта и объекта развития.
Функция стимулирования заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п., посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе ее жизненного цикла, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента.
Контроль предполагает анализ техникоэкономических результатов. Анализ также является частью планирования. Следовательно, контроль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций.
Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как уже указывалось, выполняет три функции: 1) рисковое вложение капитала; 2) организация инновационного процесса; 3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузия. Содержание этих функций объекта развития инновации заключается в следующем.
Функция рискованного вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или новую образовательную технологию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных фондов.
Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает все этапы инновационного процесса.
Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов и операций: рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п.
Педагогическая система может обеспечить себе конкурентное преимущество, если
будет учитывать внешние факторы (социальный заказ общества, региональные потребности и особенности, личностные интересы обучаемых и др.) и придерживаться следующих стратегий: открытие новых специальностей и направлений; создание взаимовыгодных связей с предприятиями; снижение стоимости обучения без ущерба качества, отыскание надежных «потребителей» своих выпускников.
Организационная структура модели развития инновационно-образовательных процессов в колледже включает следующие этапы: диагностико-прогностический, регулирующий, анализирующий и верификационный. Значение разновидностей структур и их основных этапов необходимо для определения всей системы развития инновационнообразовательных процессов, потому что этот процесс состоит из микроинновационных процессов, которые необходимо вариативно корректировать в процессе общения.
Диагностико-прогностический этап начинается с осознания руководителем существования противоречий и желания устранить их в процессе проектирования инновационной деятельности педагогической системы. С этой целью руководитель анализирует позиции преподавателей, критикующих состояние системы, рассматривает их предложения, выстраивает перспективный путь развития инновационной структуры с учетом ценностей в образовании. В первую очередь вовлекается преподаватель-критик, имеющий высокую инновационную потребность и творческий потенциал. Преподаватель-критик существующей системы присваивает себе роль новатора-исследователя и подключается к исследованию обозначенных руководителем проблем.
На основе результатов проведенных исследований руководитель и новатор формируют новые требования, предъявляемые к уровню подготовки студентов и к уровню квалификации преподавателя, после чего формулируют цели инновационно-образовательного процесса.
Понимание перестройки педагогической системы находится на уровне осознания представления результата деятельности участников образовательного инновационного процесса заказчиками: личностью, обществом государством.
Модель развития инновационно-образовательных процессов составляется на ограниченный промежуток времени и является «частной» моделью, учитывающей особенности развития определенной инновационной структуры. Эта модель может изменяться под влиянием ускоренного темпа развития научнотехнического прогресса и информатизации образования, которая влечет за собой развитие средств обработки информации. Все эти условия способны вносить существенные изменения в деятельность любой инновационной структуры учебного заведения.
Руководитель должен оценивать как внешние условия, так и внутренние ресурсы для успешного внедрения инноваций, разрабатывать проект и технологию осуществления деятельности в реальных условиях работы коллектива своего структурного подразделения. При этом:
1) преподаватель рассматривается как активный участник инновационного процесса, который развивает свои способности;
2) требования к уровню профессиональной компетентности преподавателя формируются в соответствии с потребностями обучающихся, общества, государства и с учетом современных тенденций развития образования.
Реализация данной модели осуществляется с помощью коммуникаций творческого типа, которые направлены на:
- расшатывание стереотипов в деятельности преподавателя посредством осознания им существующих противоречий;
- выявление преподавателем причин противоречий и их зависимости от его собственной деятельности;
- поиск способов разрешения выявленных противоречий;
- построение новой деятельности, позволяющей разрешить их.
Поступила в редакцию 17.03.2011