Научная статья на тему 'Дефиниция инновационного менеджмента'

Дефиниция инновационного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ / СЕМАНТИКА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА / INNOVATION MANAGEMENT / MANAGEMENT OF INNOVATIONS / SEMANTICS OF INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина Татьяна Валерьевна, Овчинников Владимир Иванович

Рассматривается семантика понятия инновационный менеджмент. В результате анализа определений инновационного менеджмента, приведенных в многочисленных научных публикациях и учебной литературе, установлено, что дефиниция инновационного менеджмента часто не соответствует семантике этого выражения. Инновационность менеджмента в подавляющем большинстве случаев связывается с объектом его применения, а не с самим менеджментом. Уточнено понятие инновационного менеджмента, отличительным признаком которого является применение новых или усовершенствованных хозяйственных механизмов и организационных решений в системе построения менеджмента. Акцентировано внимание на необходимости разграничения концептов инновационный менеджмент и менеджмент инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF INNOVATION MANAGEMENT

The article deals with the semantics of the concept of innovation management. The definition analysis of innovation management, presented in numerous scientific publications and textbooks, allowed to determine that the definition of innovation management often does not correspond to the semantics of this expression. Innovativeness of management in most cases is associated with the object of its application, rather than management itself. The authors specify the concept of innovation management, whose distinctive feature is the application of new or improved economic mechanisms and organizational solutions in the system of management building. The need to distinguish the concepts of innovation management and management of innovations is emphasized.

Текст научной работы на тему «Дефиниция инновационного менеджмента»

УДК 330:001.4

ДЕФИНИЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

л __ о

Т.В. Еремина1, В.И. Овчинников2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается семантика понятия инновационный менеджмент. В результате анализа определений инновационного менеджмента, приведенных в многочисленных научных публикациях и учебной литературе, установлено, что дефиниция инновационного менеджмента часто не соответствует семантике этого выражения. Инноваци-онность менеджмента в подавляющем большинстве случаев связывается с объектом его применения, а не с самим менеджментом. Уточнено понятие инновационного менеджмента, отличительным признаком которого является применение новых или усовершенствованных хозяйственных механизмов и организационных решений в системе построения менеджмента. Акцентировано внимание на необходимости разграничения концептов инновационный менеджмент и менеджмент инноваций. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: инновационный менеджмент; менеджмент инноваций; семантика инновационного менеджмента.

DEFINITION OF INNOVATION MANAGEMENT T.V. Eremina, V.I. Ovchinnikov

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the semantics of the concept of innovation management. The definition analysis of innovation management, presented in numerous scientific publications and textbooks, allowed to determine that the definition of innovation management often does not correspond to the semantics of this expression. Innovativeness of management in most cases is associated with the object of its application, rather than management itself. The authors specify the concept of innovation management, whose distinctive feature is the application of new or improved economic mechanisms and organizational solutions in the system of management building. The need to distinguish the concepts of innovation management and management of innovations is emphasized. 10 sources.

Key words: innovation management; management of innovations; semantics of innovation management.

Широко используемое в научной и учебной литературе выражение инновационный менеджмент часто не соответствует своему семантическому строению. Значение и смысл каждого из входящих в это выражение слов являются достаточно устоявшимися. Однако дефиниция выражения инновационный менеджмент часто не соответствует его семантике. Рассмотрим несколько других подобных попарно сопоставляемых выражений, например: инновационное применение (чего-либо) и применение инновации, инновационное планирование и планирование инноваций, инновационное управление и управление инновацией и т.д. С полной уверенностью можно сказать, что каждое выражение в таких парах имеет разный смысл. Однако в учебной и научной литературе и многочисленных публикациях некоторые авторы пользуются аналогичными выражениями, не задумываясь о правильности их применения. Мы не ставим задачу проводить анализ всего многообразия встречающихся несоответствий используемых выражений тому содержанию, которое вкладывают в них авторы. Проведем обсуждение

лишь одного понятия, которое является достаточно устоявшимся в среде ученых-экономистов.

Определение инновационного менеджмента можно встретить почти во всех учебниках с одноименным названием. В приведенной ниже таблице дается краткий анализ определений и содержания инновационного менеджмента лишь небольшой части известных изданий учебной литературы [1-6]. Обобщая результаты анализа, можно сказать, что приведенные определения и понятия отражают прямо или косвенно единый концепт инновационного менеджмента, а именно его связь со специфическим объектом - инновациями. Хотя в некоторых источниках четко не сформулировано рассматриваемое понятие, из текста можно понять, что при изучении этой дисциплины объектом управления являются области деятельности по созданию, продвижению или использованию нововведений - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организационная и технологическая подготовка производства, маркетинг.

Такое определение инновационного менеджмента

1Еремина Татьяна Валерьевна, помощник проректора по экономике, аспирант, тел.: 89500840861, e-mai:l eremina@istu.edu Eremina Tatyana, Rector's Assistant for Economy, Postgraduate, tel.: 89500840861, e -mai: l eremina@istu.edu

2Овчинников Владимир Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89148938978, e-mai:l ovchinnikov_vi@mail.ru

Ovchinnikov Vladimir, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89148938978, e-mai: l ovchinnikov_vi@mail.ru

нам представляется не точным, так как суть инновационное™ в данном случае связывается с объектом ее направленности - инновационной деятельностью, а не с инновационным характером принципов, методов и форм управления, т.е. самого менеджмента. Определение, данное О.М. Хотяшевой [4, с. 10] (см. табл.), прямо указывает на использование в инновационном менеджменте присущих общему менеджменту принципов и функций. Исходя из такой посылки предполагается, что в процессе управления нововведениями используются известные в общем менеджменте принципы (комплексность и перманентность, целеполагание и стратегическое планирование, коллегиальность в принятии решений и др.) и функции (сбор и анализ информации, постановка целей, разработка стратегий, принятие управленческих решений и т.д.). Но эти признаки не представляют собой новации в менеджменте, поэтому его нельзя считать инновационным.

Инновация здесь является лишь объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм применяется как к процессам создания, реализации и продвижения инноваций, так и к экономическим отношениям, возникающим между производителями, продавцами и покупателями инноваций. Но приведенной дефиниции не будет соответствовать менеджмент, инновационный по своей сути, если он применяется для процессов, не отличающихся какой-либо новизной.

Более точным представляется определение инновационного менеджмента как «взаимосвязанного комплекса действий, нацеленных на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами» [7]. Если предположить, что такое толкование подразумевает необходимость создания для управления инновационным процессом особого хозяйственного механизма, учитывающего особенности деятельности в этой сфере, то этот механизм можно рассматривать как инновацию. Но в предлагаемом определении на этом не акцентируется внимание.

В чем могут проявляться нововведения в инновационном менеджменте? Опираясь на выделенные австрийским экономистом Йозефом Шумпетером (1883-1950) "новые комбинации изменений в развитии" [8], нововведения в менеджменте можно отнести к группе изменений организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п., происходящих на основе использования новых решений. Таким образом, совершенствование механизмов управления, используемых в менеджменте, вносит в него новизну, и в результате менеджмент может быть назван инновационным.

В учебных планах отдельных вузов для специальностей экономического направления предусмотрено изучение дисциплины «Инновационный менеджмент», имеется множество учебников с одноименным названием. Однако в чем состоят инновации менеджмента, установить подчас невозможно, так как его определе-

ние нечетко и не является рабочим. Специализация менеджмента применительно к конкретной сфере

деятельности часто требует новых решений по его построению как системы, и это придает ему черты инновационности. Так, в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова введен курс «Инновационный менеджмент в образовании», задачей которого, как отмечают авторы, является изучение принципов, форм и методов «организационно-управленческого обеспечения инновационно-образовательной деятельности» [9]. На первый взгляд, исходя из сформулированной задачи, иннова-ционность менеджмента связывается с нововведениями в образовательной деятельности. Заметим, что в случае их отсутствия менеджмент в соответствии с представленной формулой потеряет это свойство. Если при изучении таких дисциплин рассматривается совокупность принципов, форм и методов управления инновационными процессами, то новшества не затрагивают систему менеджмента и являются отличительными признаками только управляемых процессов. Но если для управления инновационными процессами могут использоваться методы и формы управления, уже известные и применяемые в общем менеджменте, то можно ли назвать такой менеджмент инновационным? С точки зрения грамматики, прилагательное инновационный характеризует то существительное, к которому оно относится, то есть менеджмент. Поэтому ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным, а название рассматриваемого курса в соответствии со сформулированной задачей должно отражать смысл менеджмента инновационного образования. Но по имеющейся информации [9] программа курса предусматривает построение организационных структур управления для условий учебных заведений, а также методы целеполагания, планирования, финансирования, регулирования, мотивации и оценки результатов образовательной деятельности. Перечисленные элементы менеджмента могут быть инновационными для сферы образования, и название введенного курса представляется вполне корректным при условии правильной расстановки акцентов инноваци-онности.

Использование выражения инновационный менеджмент имеет широкое распространение среди многих ученых-экономистов: В.М. Аньшин, И.Т. Балобанов, М.А. Гершман, Г.Я. Гольдштейн, В.Д. Дорофеев, Н.И. Дынкин, С.Д. Ильенкова, М.И. Лещенко, О.П. Молчанова, Л.Н. Оголева, А.И. Орлов, В.И. Приходько, С.А. Семенова, Р.А. Фатхутдинов, О.М. Хотяшева, С.Ю. Ягудин и др. При этом, называя менеджмент инновационным, авторы предполагают его применение в инновационной сфере, то есть название менеджмента связывается с областью применения, его предназначением. Проведенный анализ нескольких десятков видов менеджмента для различных сфер деятельности или объектов управления показывает, что их названия имеют достаточно определенную смысловую нагрузку и определяют направленность его механизмов или специализацию. Однако в название инновационный менеджмент вкладывается

Анализ определений и содержания понятия инновационный менеджмент

Источник Определение Дополнительные сведения

Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент [1] 1) Инновационный менеджмент -совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. В развернутом виде содержание изучаемой дисциплины включает - понятия инновации и инновационного процесса, научно-технической и инновационной деятельности, виды инноваций и их классификацию; - методы выбора инновационной стратегии; - управление исследовательскими и проектно-конструкторскими работами, прогрессивными производственными технологиями; - анализ спроса на научно-техническую продукцию; - экспертизу инновационных проектов; - эффективность использования инноваций и инновационной деятельности.

Семенова А.А., Марущак И.И. Инвестиционно-инновационный менеджмент [2] 2) То же, что в п.1. В содержании учебного пособия основы инновационного менеджмента представлены его организационными структурами и вопросами информационного обеспечения. Рассмотрен порядок формирования инновационной стратегии, и показаны особенности управления инновационным проектом.

Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент [3] 3) Инновационный менеджмент -одно из основных направлений стратегического менеджмента, главной целью которого является определение направлений инновационной деятельности предприятия, включающих разработку новой продукции и технологии, рационализацию менеджмента, совершенствование организации производства и т.д. В учебном пособии рассматривается роль инновационных процессов в развитии экономики, особенности организационных структур инновационных организаций и методика их проектирования. Большое место уделено организационным вопросам финансирования, прогнозирования, планирования и контроля инновационных программ, выбору наиболее эффективных из них.

Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент [4] 4) Инновационный менеджмент выделяется как процесс управления нововведениями, основанный на применении присущих менеджменту принципов и функций. Автор представляет инновационный менеджмент как современную концепцию управления инновационной деятельностью фирм. В учебном пособии показано расширенное видение инновационных процессов, охватывающих все области управления компанией. Особо выделен инновационный маркетинг, затрагиваются такие проблемные аспекты, как ребрендинг, прогнозирование продаж нового товара, тестирование новой продукции, а также динамично развивающееся направление инновационной деятельности - массовая кастомизация бизнеса.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент [5] 5) Определение не дано. Содержание инновационного менеджмента понятно из поставленной автором конечной цели изучения дисциплины: научить студента организовать проведение НИОКР и организационно-технологической подготовки производства. Система инновационного менеджмента «...состоит из компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций».

Орлов А.И. Менеджмент [6] 6) Учитывая важную роль инноваций в экономической деятельности, автор подчеркивает необходимость управления процессами их создания и применения. Это, по его мнению, и есть инновационный менеджмент. Автор рассматривает инновационный менеджмент как одно из направлений общего менеджмента, объектами которого являются инновации.

двоякий смысл. С одной стороны, он отражает сферу его применения - инновации (в подавляющем большинстве случаев), с другой - нововведение является характерной чертой самого менеджмента.

Когда мы употребляем термин инновационная продукция, то предполагаем, что эта продукция отли-

чается своей новизной. Даже если при ее производстве может использоваться традиционная технология, то новизна продукции от этого не пострадает, она останется инновационной. И наоборот, если при производстве традиционной (не инновационной) продукции применяются новейшие технологии, никто не

назовет эту продукцию инновационной. Очевидно, что здесь инновационной является лишь технология.

Аналогично с менеджментом. Процесс создания новой продукции (машин, оборудования, материалов и других видов инноваций) представляет собой некоторую технологию проведения комплекса работ, начиная от НИР и заканчивая освоением производства. Для эффективного выполнения этого комплекса требуется организация и координация работы всех исполнителей, обеспечение процесса материальными, техническими и финансовыми ресурсами, контроль и анализ и т.д., то есть решение всех задач менеджмента. Если при этом будут использованы известные принципы, методы, приемы и организационное построение системы менеджмента, то менеджмент такого процесса создания новой продукции можно назвать менеджментом инноваций, а сам по себе он не является инновационным.

При рассмотрении инновационного менеджмента как особой организационно-управленческой деятельности по использованию инноваций в учебной литературе большое внимание уделяется особенностям объекта менеджмента - инновационной сфере. Это вполне логично и необходимо для адаптации инструментария общего менеджмента к этой сфере. В результате будет создан менеджмент инновационной деятельности, который следует рассматривать как одно из направлений общего менеджмента. Инновационным же может быть любое направление общего менеджмента.

Проведение работ по созданию и использованию нововведений становится актуальным направлением экономического развития. Значит, в менеджменте субъектов бизнеса это направление не должно оставаться без внимания. Опираясь на понятийный компонент концепта менеджмент, представляемый как «комплексный процесс обеспечения эффективной целенаправленной хозяйственной деятельности организации» [10], можно считать наличие инновационного аспекта в объекте управленческой деятельности обязательным в системе менеджмента. Поэтому менеджмент инноваций становится органической составляющей менеджмента организации наряду с менеджментом персонала, системы качества, маркетинга и др. При этом в каждом из таких видов управленческой деятельности могут использоваться какие-либо новшества, и тогда соответствующий менеджмент становится инновационным (например, инновационный менеджмент персонала, системы качества, нововведений и т.д.). То есть инновационным менеджмент можно назвать тогда, когда при решении задач в этой управленческой деятельности применяются новые идеи и принципы, определяющие его систему, инструменты с учетом области его влияния. И к действующим процессам, не отличающимся какой-либо новизной, может быть применен менеджмент инновационный. Таким образом, дефиниция инновационного менеджмента может быть представлена как одна из модификаций общего менеджмента, нацеленного на поддержание устойчивого развития фирмы и отличающегося применением новых или усовершенство-

ванных хозяйственных механизмов и организационных решений в системе построения менеджмента.

Существуют специфические особенности в управлении разными видами деятельности в научной и проектной работе, в промышленности, строительстве, сфере обслуживания, на транспорте и т.д. Инновационная деятельность может быть выделена в любой сфере, она всегда связана с использованием и внедрением каких-либо новшеств. При этом «конфигурация» менеджмента, то есть совокупность взаимосвязанных методов, приемов и стратегия управления в зависимости от вида объекта нововведения, будет неодинаковой. Она определяется спецификой объекта. В целом такая конфигурация, сконструированная для конкретной инновации с учетом ее особенностей, может быть оригинальной, не встречавшейся ранее.

При наличии оригинальности в построении системы менеджмента решение вопроса отнесения его к инновационному не столь однозначно. С одной стороны, система может быть сконструирована из типовых элементов общего менеджмента, не обладающих новыми качествами, с другой - конструкция системы, то есть состав и взаимосвязи входящих в нее элементов, может отличаться новизной и неповторимостью. В этом случае новизна системы менеджмента в целом определена ее архитектурой. И поскольку эта новизна является отличительной характеристикой системы, то, по нашему мнению, с полным основанием менеджмент может быть назван инновационным.

Необходимо иметь в виду, что этим не ограничиваются нововведения в менеджменте. Они могут также затрагивать лишь отдельные его составляющие: модели, алгоритмы, программы, методы стимулирования, организационной подготовки, оптимизации рисков, принятия решений и т.д. Подобные новации, относящиеся к самому менеджменту, несомненно, придают ему новизну, поэтому он становится также инновационным.

Сформулированные нами положения, очевидно, не претендуют на абсолютность. Ясно лишь одно: прибегая к обозначению менеджмента, необходимо обеспечить, чтобы оно максимально раскрывало суть определяемого понятия и не создавало двусмысленности в восприятии. В ряде случаев прилагательное (определение) к слову менеджмент успешно может заменить несогласованное его определение или дополнение, например, менеджмент производства -производственный; менеджмент, ориентированный на решение проблем - проблемно-ориентированный; менеджмент маркетинга - маркетинг-менеджмент и т.д. Заметим, что любой из названных и им подобных видов менеджмента может отличаться какой-либо новизной, и это может служить основанием расширить их названия определением инновационный (инновационный производственный менеджмент, инновационный менеджмент персонала и т.д.)

Обобщая результаты проведенного анализа, можно рекомендовать в качестве определения для слова менеджмент прилагательное, образованное от объекта его применения, если этот объект означает какое-либо действие (деятельность). Если объект управле-

ния не означает действие, например, инновации, качество, персонал, фирма (предприятие, организация) и т.д., то употребление прилагательных от таких слов вносит совсем иной смысл в характеристику менеджмента.

Таким образом, инновационный менеджмент и менеджмент инноваций (менеджмент инновационной

деятельности) - не одно и то же. Применение первого выражения для идентификации менеджмента инноваций, получившее, к сожалению, широкое распространение, на наш взгляд, некорректно. Термин инновационный должен применяться лишь при наличии соответствующего признака у определяемого им понятия.

Библиографический список

1. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1997. 306 с.

2. Семенова А.А., Марущак И.И. Инвестиционно-инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. М.И. Лещенко. М.: МГИУ, 2007. 249 с.

3. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: учеб. пособ для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 417 с.

4. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. 264 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. 6-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2008. 448 с: ил. (Серия «Учебники для вузов»).

6. Орлов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Изд-во «Изумруд», 2003. 298 с.

7. Инновационный менеджмент. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

8. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В 3-х т. / под ред. В.С. Автономова, пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2001.

9. Власов В.П., Лесовой С.Ф. Инновация: новая дисциплина в вузе // Проблемы формирования инновационного поведения молодежи в современной России: труды Всерос. науч. конф. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. С. 22-32.

10. Клименко Е.О. Концепт "менеджмент" в американской и русской лингвокультурах: дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.20. Волгоград, 2004. 221 с.

УДК 330.332

КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГАРАНТИЙНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л

Н.Я. Калюжнова1

Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.

Рассмотрены вопросы обеспечения финансирования расширенного воспроизводства инвестиционно-строительной сферы. Проанализирован зарубежный опыт реализации концессий и представлены результаты их реализации в России, которые определяются составом участников и их функциями. Определены и рассмотрены условия заключения концессионного соглашения, обслуживающего строительные проекты. Представлен методический подход оценки права реализации производственных концессий, который является гарантией обеспечения технологического преимущества расширенного воспроизводства инфраструктурных объектов на концессионной основе.

Ил. 1. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: концессия; инвестиционно-строительная деятельность; экономическая модель; экономическая природа концессионных соглашений; строительная кооперация.

CONCESSION AS A TOOL OF GUARANTY SUPPORT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION DEVELOPMENT N.Y. Kalyuzhnova

Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.

The article deals with the problems of ensuring financing of the expanded reproduction of investment and construction sector. A foreign experience in the implementation of concessions is analyzed, and the results of their implementation in Russia are presented. The last are determined by the composition of participants and their functions. The author identifies and considers the terms of entering concession agreement that services construction projects. She presents a methodical approach to estimate the implementation right of industrial concessions, which is a guarantee of the technological advantages of the expanded reproduction of infrastructure facilities on a concession basis. 1 figure. 4 sources.

Key words: concession; investment and construction activity; economic model; economic nature of concession agreements; construction cooperation.

Реализация стратегических подходов, отражаю- щих новую экономическую модель, направлена на

1Калюжнова Надежда Яковлевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и управления, e-mail: nk@home.istu.edu.ru

Kalyuzhnova Nadezhda, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Management, e-mail: nk@home.istu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.