Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА ДНР / СОЛИДАРНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ЕДИНЫЙ ВЗНОС НА ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СТРУКТУРА И ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ВЫПЛАТУ ПЕНСИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна, Иноземцева Лада Юрьевна

Исследовано бюджетное законодательство ДНР, рассмотрены организационно-экономические основы деятельности Пенсионного фонда ДНР, особенности финансового планирования и бюджетирования в органах Пенсионного фонда. По данным Управления Пенсионного фонда ДНР в г. Снежное выполнен анализ структуры и динамики источников финансирования его деятельности и расходов на организацию пенсионного обеспечения. Обосновано, что в сфере пенсионного обеспечения ДНР присутствуют три группы проблем: отсутствие устойчивой финансовой основы пенсионного обеспечения за счет средств единого страхового взноса; недостаточно высокий уровень пенсионного обеспечения; сложности организации персонифицированного учета. Решение данных проблем напрямую зависит от восстановления территориальной целостности ДНР и стабилизации социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

И.Н. ОЛЕЙНИКОВА

Доктор экономических наук Профессор кафедры экономики и финансов ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

Л.Ю. ИНОЗЕМЦЕВА

Магистрант кафедры экономики и финансов ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Исследовано бюджетное законодательство ДНР, рассмотрены организационно-экономические основы деятельности Пенсионного фонда ДНР, особенности финансового планирования и бюджетирования в органах Пенсионного фонда. По данным Управления Пенсионного фонда ДНР в г. Снежное выполнен анализ структуры и динамики источников финансирования его деятельности и расходов на организацию пенсионного обеспечения. Обосновано, что в сфере пенсионного обеспе-

Пенсионная система ДНР, солидарная пенсионная система, единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, уровень пенсионного обеспечения, структура и динамика расходов на выплату пенсий.

Тематический рубрикатор e-Library: 06.73.15.

чения ДНР присутствуют три группы проблем: отсутствие устойчивой финансовой основы пенсионного обеспечения за счет средств единого страхового взноса; недостаточно высокий уровень пенсионного обеспечения; сложности организации персонифицированного учета. Решение данных проблем напрямую зависит от восстановления территориальной целостности ДНР и стабилизации социально-экономического развития.

В результате политических событий 2014 г. в Луганской и Донецкой областях были сформированы независимые от центрального правительства органы власти и созданы независимые народные республики, которые до февраля 2022 г. де-юре не были признаны мировым сообществом. На сегодняшний день независимость ДНР и ЛНР признана тремя государствами-членами ООН -Россией (21 февраля 2022 г.), Сирией (29 июня 2022 г.), КНДР (13 июля 2022 г.), а также частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия. С момента провозглашения независимости этих республик начали формироваться ключевые признаки государственности, в том числе и собственная пенсионная система. Концепция пенсионной системы ДНР начала формироваться в 2015 г. в рамках модели общеобязательного социального страхования с принятием закона ДНР № 37-IHC [1]. Социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований ставит целью предоставление дополнительной социальной защиты сверх собственно социального страхования, поскольку призвано обеспечить лиц, которые не имеют права на социальное обеспечение за счет средств социального страхования и в силу своей деятельности не подлежат общеобязательному социальному страхованию или не работали и не имеют соответствующего страхового стажа для назначения социального обеспечения за счет средств социального страхования [2].

Общеобязательное социальное страхование представляет собой систему прав, обязанностей и гарантий, которая предоставляет социальную защиту, включающую материальное обеспечение граждан в различных страховых случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, которые форми-

руются путем уплаты страховых взносов собственником или уполномоченным им органом, гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом, в государственные или негосударственные страховые фонды.

В систему общеобязательного социального страхования в ДНР включены следующие элементы: пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности [2, ст. 1].

Стоит отметить, что в процессе становления пенсионных систем в различных государствах зародились различные подходы к формированию и распре -делению средств пенсионных фондов. В мировой практике получили распространение две основные системы пенсионного обеспечения - солидарная и накопительная. Солидарная (или распределительная) система предусматривает, что трудоспособное население, осуществляя отчисления определенной части своей заработной платы, практически финансирует пенсионеров в обмен на гарантии государства, что при достижении пенсионного возраста им также будет предоставлен гарантированный доход. В накопительной системе каждый гражданин самостоятельно делает отчисления на свою пенсию. Эти средства аккумулируются на его личном счете, а размер пенсии зависит от величины накоплений, а также от полученного инвестиционного дохода. Функции государства сводятся только к контролю над деятельностью пенсионных фондов [3, с. 70].

В Донецкой Народной Республике пенсионное страхование осуществляется по солидарной системе Пенсионным фондом ДНР и фактически является

пенсионным обеспечением. Иных форм пенсионного страхования в республике не существует и не предусмотрено законодательством. К основным задачам фонда можно отнести реализацию государственной политики по вопросам пенсионного страхования и пенсионного обеспечения, а также управление средствами бюджета Пенсионного фонда. Деятельность Пенсионного фонда ДНР регламентируется Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 января 2015 г. № 1-26 8 «Об утверждении Положения и структуры Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики» [4].

В указе достаточно подробно определены функции Пенсионного фонда. Проанализировав и обобщив, приведём основные из них в табл. 1.

На сегодняшний день Пенсионный фонд и его территориальные управления составляют единую централизованную систему органов управления средствами государственного внебюджетного фонда.

Для того чтобы выявить особенности организации деятельности Пенсионного фонда ДНР, целесообразно провести сравнительный анализ нормативного регулирования его деятельности и деятельности пенсионных фондов Украины и России (табл. 2).

Таким образом, для ДНР и Украины характерно включение пенсионного обеспечения в состав общеобязательного социального страхования, в России система пенсионного обеспечения регламентируется специальным законодательством. Несколько различается статус пенсионных фондов в рассматриваемых экономиках. В России Пенсионный фонд - это государственное финансово-кредитное учреждение, выступающее страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд ДНР также имеет статус государственного учреждения, без акцента на финансово-кредитную составляющую. В Украине Пенсионный фонд включен в состав центральных органов исполнительной власти.

Нормативно-правовое регулирование финансовых аспектов деятельности Пенсионного фонда ДНР осуществляется на нескольких уровнях. Основополагающим документом является Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» [5]. В документе приведено понятие бюджетного учета, определены основы бюджетного учета и бюджетной отчетности и делегированы полномочия по формированию единой методологии и стандартов бюджетного учета Министерству финансов ДНР.

В ДНР средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Республиканский бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов.

Средства бюджета Пенсионного фонда ДНР являются государственной собственностью, не входят в состав других бюджетов и не подлежат изъятию, бюджет составляется с учетом принципа сбалансированности. Пенсионный фонд ДНР является распорядителем бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств. Проект бюджета Пенсионного фонда ДНР составляется органом управления фонда на очередной финансовый год и представляется в Правительство Донецкой Народной Республики [5].

Основным источником финансовых ресурсов обязательного пенсионного страхования в ДНР являются взносы работодателей и застрахованных лиц. Бюджетные и другие источники средств, необходимых для осуществления общеобязательного социального страхования, предусматриваются соответствующими законодательными актами Донецкой Народной Республики.

Функции Пенсионного фонда ДНР [4]

Таблица 1

Наименование функции Содержание функции

Функции, связанные с формированием и исполнением бюджета Пенсионного фонда - разработка проекта бюджета пенсионного фонда, отчет об исполнении бюджета, представление их в форме законопроекта в Правительство ДНР; - распределение финансовых ресурсов при исполнении бюджета фонда; - осуществление бюджетных полномочий главного администратора доходов, главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования бюджета

Функции, связанные с пенсионным обеспечением граждан - назначение и перерасчет пенсий, организация выплат пенсий и других выплат; - выдача пенсионных удостоверений; - обеспечение использования сведений о застрахованных лицах для назначения пенсий; - осуществление информационно-разъяснительной работы по вопросам пенсионного законодательства

Контрольная функция - контроль за использованием средств в территориальных управлениях фонда

Законодательная функция - разработка предложений по усовершенствованию пенсионного законодательства

Таблица 2

Сравнительная характеристика особенностей нормативно-правового регулирования деятельности __органов Пенсионного фонда в ДНР и соседних государствах_

Признаки сравнения Донецкая Народная Республика Украина Российская Федерация

Действующие нормативно- правовые акты, регулирующие деятельность Пенсионного фонда - Закон ДНР № 37^Ж от 30.04.2015 «Об основах общеобязательного социального страхования»; - Закон ДНР № 35^Ж от 24.04.2015 «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики»; - Указ Главы ДНР №220 от 03.07.2020 «Об утверждении Положения о Пенсионном фонде ДНР» - Закон Украины № 1058-ГУ от 9.07.2003 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»; - Постановление кабинета министров Украины от 23 июля 2014 года №280 «Об утверждении Положения о Пенсионном фонде Украины» - Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ; - Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; - Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»

Статус фонда Государственное учреждение Центральный орган исполнительной власти Государственное учреждение, страховщик по обязательному пенсионному страхованию

Структура Пенсионного фонда Центральный аппарат, территориальные управления Пенсионного фонда (в городах) Центральный аппарат, территориальные управления (в областях и городах) Центральный аппарат (исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР); управления ПФР в субъектах РФ; отделения ПФР в муниципальных образованиях

Форма собственности Государственная собственность

Состав уровней пенсионного обеспечения 2-уровневая: - государственная базовая пенсионная выплата; - солидарные пенсионные выплаты 3-уровневая: - обязательное пенсионное страхование; - государственное пенсионное обеспечение; - негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение 3-уровневая: - солидарная система; - накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; - система негосударственного пенсионного обеспечения

Понятия единого взноса, застрахованного лица раскрыты во Временном порядке о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденном постановлением Президиума Совета Министров ДНР от 18.04.2015 № 6-7 [6;7]. Единый страховой взнос на общеобязательное государственное социальное страхование - это страховой платеж, который уплачивают работодатели за своих работников, лиц, получающих доходы по гражданско-правовым договорам, а также самостоятельно уплачивают физические лица - предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность. В настоящее время это юридические лица - работодатели; физические лица - предприниматели; военнослужащие (кроме военнослужащих, проходящих срочную службу), лица, проходящие службу в органах и подразделениях гражданской защиты.

В современных реалиях ситуация складывается таким образом, что не все предприятия могут вовремя оплатить единый взнос для урегулирования и стабилизации ситуации. В связи с этим был разработан Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки (рассрочки) уплаты денежных обязательств (задолженности) по налогам, сборам, взносам и другим обязательным платежам, а также сумм пеней и штрафных (финансовых) санкций и утвержден Постановлением Совета Министров от 31.05.2016 № 7-50. Применение процедур отсрочки неоднократно продлялось и в настоящее время регламентируется Постановлением Правительства ДНР №34-11 от 15.04.2022 [8]. Таким образом, можно предположить, что в условиях нестабильности функционирования экономики данный источник не обеспечивает в полной мере сбалансированность бюджета Пенсионного фонда ДНР. В этой связи целесообразно провести анализ финансовых аспектов формирования и расходования средств бюджета Пенсион-

ного фонда ДНР. В современных условиях проведение такого анализа в определенной мере ограничено раскрытием информации на официальном сайте Пенсионного фонда ДНР. В рамках статьи проанализированы данные по финансированию деятельности Управления Пенсионного фонда ДНР в г. Снежное, полученные в ходе практической деятельности, которые позволяют в определенной мере сделать вывод об общих тенденциях финансирования пенсионного обеспечения граждан в ДНР (табл. 3).

Основываясь на данных анализа, приведенного в табл. 3, можно сделать ряд выводов:

- объем финансирования на цели пенсионного обеспечения в 2020 году возрос по сравнению с 2019 годом на 405 635 631,41 руб., или на 29,75%, что связано с увеличением размера пенсий на законодательном уровне;

- в 2019 г. структура финансирования пенсионных выплат выглядела следующим образом: 45,63 % приходилось на долю объема финансирования за счет средств ЕСВ, а 54,37 % - за счет средств республиканского бюджета. Но уже в 2020 г. объем финансирования расходов по пенсионным выплатам за счет ЕСВ значительно снизился - с 45,63% до 29,65%, т.е. на 15,97 %. Наблюдалось значительное увеличение доли объема финансирования за счет средств республиканского бюджета (на 11,65%). Также появились такие источники финансирования, как благотворительные поступления (4%) и межбюджетные трансферты из бюджетов государственных внебюджетных фондов (0,39%);

- объем финансирования деятельности по обеспечению выполнения полномочий Управления Пенсионного фонда в рассматриваемом периоде осуществлялся исключительно за счет средств ЕСВ и возрос с 2019 по 2020 г. на 968 640, 71 руб., или на 8%.

Ознакомившись со структурой и динамикой финансирования деятельности Управления Пенсионного фонда по данным бюджетных смет, целесообразным будет изучить в таком же разрезе и расходы учреждения по пенсионным выплатам (табл. 4).

В результате анализа расходов по выплате пенсий можно сделать следующие выводы:

- расходы по выплате пенсий и оплате услуг по доставке пенсий и пособий возросли с 2019 по 2020 г. на 168846961,54 руб., или на 12,38 %;

- удельный вес расходов по оплате услуг на выплату пенсий за счет средств ЕСВ снизился незначительно (0,02%), в суммарном выражении он, наоборот, возрос на 1339 600 руб., или на 9,73 %;

- в 2020 г. структура расходов на выплату пенсий в разрезе источников финансирования выглядела следующим образом: за счет средств ЕСВ -27,44%, за счет бюджетных средств - 64,69 %, за счет благотворительных поступлений - 6,56 %. Выплата пособий на погребение составила 0,15 % всех расходов.

Подводя итог, необходимо выявить основные проблемы и перспективы деятельности Пенсионного фонда ДНР.

Первая проблема - это отсутствие стабильно функционирующей экономки, которая не создает устойчивой финансовой основы пенсионного обеспечения за счет средств единого страхового взноса. Как показал анализ, преобладающую долю в системе источников пенсионных выплат составляют бюджетные средства, что формирует дополнительную нагрузку на бюджет. Смежной с этой макроэкономической проблемой для ДНР является проблема пенсионного обеспечения при задержке платежей по ЕСВ. В настоящее время в рамках её решения Правительством созданы необходимые условия для своевременного пенсионного обеспечения работников, предприятия которых имеют задолженность по уплате ЕСВ. Пенсионному фонду поручено при назначении или перерасчете пенсий работникам предприятий промышленности засчитывать в страховой стаж периоды работы на предприятиях промышленности с 1 мая 2015-го по 31 декабря 2020 года и учитывать начисленную заработную плату за указанный период независимо от ЕСВ.

Таблица 3

Анализ структуры и динамики расходов на содержание аппарата Управления Пенсионного фонда,

Показатели 2019, тыс. руб. Уд. вес, % 2020, тыс. руб. Уд. вес, % Изменение

Абсолютн. тыс. руб. Относит. %

Финансирование деятельности по социальному обеспечению населения Управления Пенсионного фонда ДНР

Остаток средств на начало года - -1241930,36 -0,07

Объем финансирования расходов за счет средств ЕСВ 622196,7 7 45,63 524669,54 29,65 -97527,23 -15,67

Объем финансирования расходов за счет средств республиканского бюджета 741505, 18 54,37 1168242,57 66,03 426737,39 57,55

Объем финансирования расходов за счет благотворительных поступлений - - 70737,76 4,00 70737, 76 -

Объемы финансирования расходов за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов государственных внебюджетных фондов - - 6929,64 0,39 6929,64 -

Всего 1363701,95 100 1769337,57 100 405635,43 29,75

Финансирование деятельности по обеспечению полномочий Управления Пенсионного фонда ДНР

Объем финансирования расходов за счет средств ЕСВ 12106,55 100 13075,19 100 968,64 8,00

Таблица 4

Анализ структуры и динамики расходов на выплату пенсий, утвержденных сметой

Показатели 2019, тыс. руб. Уд. вес, % 2020, тыс. руб. Уд. вес, % Изменение

Абсолютн. тыс. руб. Относит. %

Расходы на выплату пенсий и пособий, на оплату услуг по доставке и выплате пенсий и пособий, всего: 1363701, 94 100,00 1532548,90 100,00 168 846, 96 12,38

В том числе:

Выплата пенсий гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение, за счет средств ЕСВ - - 420585,00 27,44 - -

Выплата пенсий гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение, за счет средств республиканского бюджета - - 991383,00 64,69 - -

Выплата пенсий гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение, за счет благотворительных поступлений - - 100539,30 6,56 - -

Выплата пособий на погребение пенсионеров за счет средств ЕСВ - - 2693,30 0,18 - -

Выплата пособий на погребение за счет средств республиканского бюджета - - 2235,30 0,15 - -

Оплата услуг на выплату пенсий за счет средств ЕСВ 13773,40 100,00 15113, 00 100,00 1339,60 9,73

Вторая проблема - недостаточно высокий уровень пенсионного обеспечения. Хотя пенсии в республике 1. неоднократно индексировались, на 1 июля 2022 г. уровень минимальной пенсии установлен в размере 10 тыс. руб., что затронуло 640 тысяч пенсионеров. Согласно принятой Главой ДНР Программе социально-экономического развития на 2022-2024 годы, размер пенсии в республике будет увеличиваться и в дальнейшем и сравняется с уровнем пенсий в Ростовской области РФ. В ДНР за три года 2. намерены поднять средние пенсии до 13,8 тыс. руб. [9]. Однако уже сейчас ясно, что в данную программу будут вноситься корректировки, обусловленные необходимостью восстановления освобожденных в ходе специальной военной операции территорий республики. 3.

Третья проблема - организация персонифицированного учета. Особо сложный вопрос - отсутствие первичных документов, на основании которых должны выдаваться документы для назначения пенсий. 4. Речь идёт о первичных документах, утерянных, вывезенных, сгоревших, - в общем, так или иначе пропавших в связи с войной [10]. Определенные проблемы возникают и будут возникать при подтверждении рабочего стажа.

Это далеко не исчерпывающий перечень проблем, решение которых во многом зависит от окончания военных действий, восстановления экономики и 5. стабилизации социально-экономической ситуации в ДНР.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Об основах общеобязательного социального страхования: Закон Донецкой Народной Республики от 30.04.2015 № 37-IHC (ред. от 29.05.2020) [принят Народным Советом ДНР 30 апреля 2015 года]. - Текст : электронный // Фонд социального страхования ДНР. - URL: http://www.fsssvn-dnr.ru/download/file/2015/05/zakon_obscheobyaz_so ts_str.pdf (дата обращения: 22.08.2022). Семенов И.В. Социальное страхование: сущность, виды / И.В. Семенов // Социально-политические науки. - 2014. - №1. - С. 53-58. - Электронная версия печатной публикации. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnoe-strahova nie-suschnost-vidy. - Доступ свободный. Деева А.И. Финансы и кредит: учебное пособие / А.И. Деева. - Москва : КноРус, 2009. - 544 с. -ISBN 978-5-390-00449-4. - Текст : непосредственный.

Об утверждении Положения и структуры Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики: постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 января 2015 г. № 1-26. -Текст : электронный // Пенсионный фонд ДНР. -URL: http://www.pfdm. ru/norm_base/normativnyy _аЙу/Постановления/1 -26.pdf (дата обращения: 22.08.2022).

Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике : Закон Донецкой Народной Республики от 28 июня 2019 г. № 46-IIHC (ред. от 24.06.2022) [принят Народным Советом ДНР 28 июня 2019

года]. - Текст : электронный // Народный Совет ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-osnovah-byudzhetnogo-ustrojstva-i-byudzhetnogo-protsessa-v-donetskoj-narodnoj-respublike/ (дата обращения: 22.08.2022).

6. Временный порядок о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики: постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 № 6-7. - Текст : электронный // Правительство Донецкой Народной Республики. -URL: https://pravdnr.ru/npa/ (дата обращения: 22.08.2022).

7. Цокур А.А. Понятие, сроки и отсрочка уплаты единого взноса на общеобязательное социальное страхование / А.А. Цокур, А.В. Ефремова. - Текст : непосредственный // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2021. - Т. 4. - № 13. -С. 302-307.

8. Об утверждении категорий работодателей, которые имеют право заключить с органами доходов и сборов Соглашение о применении единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере 15 процентов, а также существенных условий таких соглашений: постановление Правительства ДНР от 15.04.2022 № 34-11. - Текст : электронный // Правительство Донецкой Народной Республики. - URL: http://npa. dnronline.su (дата обращения: 22.08.2022).

9. В ДНР пенсии и социальные пособия будут расти в 2023-2024 годах. - Текст : электронный // Комсомольская правда : официальный сайт. - 2022. -URL: https://www.donetsk.kp.ru/online/news/46323 89/ (дата обращения: 22.08.2022).

10. Важные аспекты пенсионного обеспечения граждан ДНР. - Текст : электронный // Информационный портал «Всё о ДНР» : официальный сайт. - 2019. - URL: https://vsednr.ru/vazhnye-aspekty-pensionnogo-obespecheniya-grazhdan-dnr/ (дата обращения: 22.08.2022).

© Ирина Николаевна Олейникова, 2022 © Лада Юрьевна Иноземцева, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.