Научная статья на тему 'Анализ организации и управления целевым приемом (на примере СПбГЭТУ)'

Анализ организации и управления целевым приемом (на примере СПбГЭТУ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛЕВЫМ ПРИЕМОМ В ВУЗЫ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА / MANAGEMENT OF TARGET ENROLLMENT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MODEL OF TARGET ENROLLMENT ORGANIZATION / ECONOMIC MECHANISM OF THE TARGET ENROLLMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вишнякова Е. А., Исаев Ю. Н., Маслова Т. Д., Холуянов К. К.

В статье проведен анализ организации и управления целевым приемом в техническом вузе (на примере Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»). На его основе предложены механизмы повышения экономической эффективности целевого приема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вишнякова Е. А., Исаев Ю. Н., Маслова Т. Д., Холуянов К. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of organization and management of the target enrollment (case of St. Petersburg State University of Electric Technology)1St. Petersburg State Electric Engineering University “LETI”

Looking at the case of St. Petersburg State University of Electric Technology, the authors analyze the organization and management of the target enrollment, and offer way of increasing the efficacy of the procedure.

Текст научной работы на тему «Анализ организации и управления целевым приемом (на примере СПбГЭТУ)»

В.В.КНИГА, В.А.ГУЛЬШИНА

О перспективах повышения качества профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в 2011-2015 гг.

Книга В.В., Гульшина В.А. О перспективах повышения качества профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в 2011—2015 гг.

В статье рассматриваются перспективы повышения качества профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в Российской Федерации по материалам выступлений министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой, региональных программ модернизации здравоохранения, вновь принятого Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также разработанного Минздравсоцразвития России проекта Федерального закона от 28.02.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Kniga V.V., Gulshina V.A. Professional post-graduate education of medical and pharmaceutical specialists: prospects for quality improvement in 2011—2015

The article tells about the prospects for quality improvement of professional post-graduate education of medical and pharmaceutical specialists in the Russian Federation based on the message from Tatiana Golikova, the minister of Health and Social Development of the Russian Federation, regional healthcare modernization programmes, newly adopted Federal Law N326-Ф3 dated 29.11.2010 «Obligatory medical insurance in the Russian Federation» and the draft federal law of the Russian Ministry of Health and Social Development «Fundamentals of the population health protecion in the Russian Federation» dated 28.02.2011.

Ключевые слова: аккредитация специалиста, профессиональная подготовка, образовательные стандарты, порядки и стандарты медицинской помощи, сертификат специалиста, высшее медицинское и фармацевтическое образование Key words: specialist accreditation, professional education, education standards, medical aid rules and standards, specialist certificate, higher medical and pharmaceutical education

В докладе «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2010 г. и задачах на 2011 г.» на коллегии 25 марта 2011 г. министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голикова в качестве главной задачи в области здравоохранения обозначила принятие и реализацию региональных программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Программы включают в себя три основных направления:

1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здраво-

В.В.КНИГА, заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора, д.м.н., проф., [email protected];

В.А.ГУЛЬШИНА, главный специалист-эксперт отдела медицинских технологий Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора, к.б.н., [email protected]

охранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специа-листами.

Внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи требует соответствующей квалификации медицинского персонала.

С 2011/2012 учебного года будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям здравоохранения. Принципиальным отличием федеральных государственных образова-

Рисунок 1. Структура медицинского кадрового состава в 2009 г.

работников медицинские работники

медицин- ты и прови-ский зоры персонал

Обеспеченность врачами — 44,1 на 100 000 чел. Дефицит врачей составляет 30%

Рисунок 2. Дефицит медицинских работников в 2009 г.

2000000

1500000

1000000

500000

00 I

1л1

Врачи

Средний

медперсо-

нал

Щ — штатное расписание [~~| — физические лица

К Б — £ 1.ІГ.

Младший

медперсо-

нал

Прочие

При доле сельских жителей 27,0% доля врачей, работающих в сельской местности, — 7,4% (в 3 раза ниже норматива)

тельных стандартов третьего поколения является существенное увеличение объема клинической подготовки и приобретение в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций — знаний и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в учреждениях первичного звена здравоохранения непосредственно после окончания учебного заведения. К этому времени будут также внесены изменения в программы обучения в соответствии с принятыми по-

рядками и утвержденными стандартами оказания медицинской помощи.

Одним из разделов программы модернизации является обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, снижение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами и увеличение укомплектованности должностей врачей различных специальностей.

По данным Минздравсоц-развития России, в настоящее время дефицит врачебных кадров в отрасли составляет около 30% (рис. 1, 2). Нехватку кадровых ресурсов испытывают учреждения,оказывающие амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь. Сохраняется высокая потребность в анес-тезиологах-реаниматологах, фтизиатрах, врачах скорой медицинской помощи, врачах клинической лабораторной диагностики, психиатрах и психиатрах-наркологах.

Планируемые в рамках программ модернизации объемы подготовки и переподготовки врачей отражают потребность в дополнительном профессиональном образовании и формируются с учетом количества специалистов, работающих в отрасли, и периодичности обучения один раз в 5 лет. Планы нацелены на снижение дефицита врачей и повышение укомплектованности первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи.

В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения одними из центральных вопросов являются вопросы качества подготовки медицинских и фармацевтических специалис-

тов и вопросы сертификации профессиональной медицинской трудовой деятельности.

Согласно действующему законодательству лица, получившие высшее профессиональное образование, для допуска к осуществлению медицинской деятельности должны пройти соответствующую профессиональную подготовку. Профессиональная подготовка организуется в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздравсоцраз-вития России от 07.07.2009 №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».

Однако случаи трудоустройства специалистов, профессиональная подготовка которых не соответствует требованиям действующего законодательства, не являются редкостью. Так, наиболее часто встречающимися причинами грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, выявленных Рос-здравнадзором в 2010 г., являлись: несоблюдение срока (не реже одного раза в 5 лет) повышения квалификации специалистов, осуществляющих разрешенные лицензией на медицинскую деятельность работы (услуги), и отсутствие документов, подтверждающих наличие послевузовского образования (интернатура, диплом о профессиональной переподготовке) у состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлекаемых им на законном основании для осуществления медицинской деятельности по соответствующим услугам специалистов (рис. 3).

Кроме того, выявлены факты нарушений процедуры допуска лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, к профессиональной деятельности в Российской Федерации. В ряде случаев специалисты, получившие медицинское и фармацевтическое образование за рубежом, принимаются на работу без прохождения вышеуказанной процедуры допуска, что не исключает оказание населению медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами неквалифицированными специалистами.

Так, по результатам экспертизы документов, представленных в Росздравнадзор соискателями для допуска к медицинской и фармацевтической деятельности

на территории Российской Федерации в 2010 г., в 98 случаях (4% от общего количества заявителей) было выявлено несоответствие реального уровня подготовки заявленным квалификационным характеристикам, отсутствие последипломной подготовки и первичной специализации, что послужило причиной отказа в допуске к профессиональной деятельности.

В этой связи возрастает необходимость жесткого регулирования допуска к медицинской и фармацевтической деятельности и весьма актуальными становятся изменения, предлагаемые Минздравсоцразви-тия России в проекте Федерального закона от 28.02.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Это базовый правовой акт для всей сферы здравоохранения, который устанав-

ливает правовые основы ее регулирования, конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 65 указанного проекта федерального закона устанавливает следующие основные положения, регулирующие право граждан на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью:

1. Право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и свидетельство об аккредитации специалиста, а также лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах и допущенные к медицинской деятель-

Рисунок 3. Причины нарушений лицензионных требований

1 — Отсутствие документов на помещение, 25

2 — Другие причины, 12

3 — Отсутствие документов на подготовку, 45

4 — Отсутствие договоров на техобслуживание МТ, 3

5 — Отсутствие рег. удостоверений и сертификатов на МТ, 5

6 — Отсутствие сан.-эпид. заключения, 10

ности в порядке, установленном частью 8 настоящей статьи.

2. Право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и свидетельство об аккредитации специалиста, лица, имеющие право на занятие медицинской деятельностью и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, а также лица, получившие фармацевтическое образование в иностранных государствах и допущенные к фармацевтической деятельности в порядке, установленном частью 8 настоящей статьи.

3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности определенного вида и профиля в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи либо к осуществлению фармацевтической деятельности в установленном порядке. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в 5 лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности по профилю полученной специальности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и аккредитации.

5. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью на должностях среднего медицинского или фармацевтического персонала в порядке, уста-

навливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Лица со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности по профилю полученной специальности после подтверждения своей квалификации в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и аккредитации.

7. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после признания и установления в Российской Федерации эквивалентности имеющихся у них документов об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи специального экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и прохождения аккредитации.

8. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей б9 проекта Федерального закона предусматривается, что медицинские и фармацевтические работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Особенности подготовки медицинских и фармацевтических работников изложены в статье 72.

Практическая подготовка медицинских и фармацевтических работников при получении ими среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, дополнительного профессионального образования обеспечивается путем участия обучающихся в осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами.

Практическая подготовка в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами организуется:

1) на базе структурных подразделений образовательных и научных организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность (клиник);

2) на базе медицинских организаций, в которых располагаются структурные подразделения образовательных организаций (клинической базе);

3) на базе организаций-производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, в которых располагаются структурные подразделения образовательных организаций.

Организация практической подготовки медицинских и фармацевтических работников осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и медицинской организацией либо организацией-производителем лекарственных средств и медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением и иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья граждан. Данный договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся и работников образовательных организаций в медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, участия работников медицинских организаций, орга-низаций-производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, в образовательном процессе.

Практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, организуется для государственной или муниципальной образовательной и научной организации на безвозмездной основе.

Участие обучающихся по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам в оказании медицинской помощи гражданам и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с образовательными программами под контролем работников образовательных и научных организаций, несущих ответственность за проведение практической подготовки и состоящих в трудовых отношениях с организациями, на базе которых осуществляется практическая подготовка, в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования определяется Минздравсоцразвития России.

При оказании медицинской помощи в рамках практической подготовки медицинских работников пациент должен быть предварительно проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от оказания ему медицинской помощи с участием обучающихся. Медицинская организация не вправе отказать такому пациенту в оказании ему медицинской помощи в установленном порядке без участия обучающихся.

До вступления в силу положений статьи 65 проекта федерального закона, предусматривающих прохождение медицинскими и фармацевтическими работниками процедуры аккредитации:

1) право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и сертификат специалиста, а также лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах и допущенные к медицинской деятельности в порядке, установленном подпунктом 5 настоящей части;

2) право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и сертификат специалиста, а также лица, имеющие право на занятие медицинской деятельностью и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, а также лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах и допущенные к фармацевтической деятельности в порядке, установленном подпунктом 5 настоящей части;

3) лица с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности по профилю полученной специальности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и при наличии сертификата специалиста;

4) лица со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности по профилю полученной специальности после подтверждения своей квалификации в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и при наличии сертификата специалиста;

5) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после признания и установления в Российской Федерации эквивалентности имеющихся у них документов об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования, сдачи специального экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и при наличии сертификата специалиста.

Действие сертификата специалиста сохраняется в течение 5 лет со дня его выдачи. Форма и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливается Минздрав-соцразвития России.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

1) совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

2) развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

3) наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. предусматривает повышение качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров за счет:

1) разработки комплекса мероприятий для подготовки специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием согласно государственным приоритетам;

2) совершенствования целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным

учреждением и администрацией субъекта Российской Федерации с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий;

3) создания учебно-научно-клинических комплексов, объединяющих образовательные учреждения (медицинский вуз, училище), профильные научно-исследовательские институты и клинические базы;

4) оптимизации правовых и экономических взаимоотношений между медицинскими образовательными учреждениями и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы;

5) развития информатизации обучения в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях: формирование электронных библиотек и справочно-информационных баз данных, внедрение информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) совершенствования системы непрерывного медицинского образования:

■ пересмотра образовательных стандартов высшего профессионального образования (5—6 лет обучения с выдачей диплома и предоставлением права профессиональной деятельности по специальностям общего профиля);

■ ранжирования длительности ординатуры (1—2 года — для врачей терапевтических специальностей,

3—5 лет — для врачей хирургических специальностей) в учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, с выдачей документа государственного образца и предоставлением права профессиональной деятельности по одной из специальностей);

■ формирования и внедрения системы персональных допусков к отдельным видам медицинской деятельности;

■ развития государственных программ международного обмена в рамках профессионального совершенствования медицинских работников; государственная поддержка перекрестных стажировок студентов и специалистов в ведущих клиниках мира и иностранных учащихся — в ведущих клиниках Российской Федерации;

■ совершенствования подготовки управленческих кадров в здравоохранении и специалистов кадровых служб медицинских организаций, основанных на современных принципах управления качеством и стандартизации, многопрофильных профессиональных знаниях (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) и навыках управления кадрами;

■ разработки системы страхования ответственности медицинских работников на случай ошибки и при наличии степени риска медицинского вмешательства, а также личного страхования в случае, когда исполнение

служебных обязанностей сопряжено с угрозой для жизни и здоровья;

■ разработки единых критериев формирования профессионального сообщества по медицинским специальностям (группам специальностей), развитие механизмов их участия в разработке стандартов оказания медицинской помощи, клинических протоколов, в лицензировании медицинской деятельности и сертификации специалистов;

■ совершенствования работы аппарата главных внештатных специалистов с участием специалистов субъектов Российской Федерации, руководителей профильных научных организаций, ведущих ученых, представителей профессиональных обществ и ассоциаций и др.;

■ повышения роли научных, экспертных и консультативных органов; развитие медицинских профессиональных обществ и ассоциаций.

Уже в 2010—2015 гг. планируется достичь:

■ подготовки медицинских специалистов, соответствующих новым требованиям к профессиональной медицинской деятельности; соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:3—5;

■ внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение» и федеральных государственных требований к последипломному медицинскому образованию (в том числе интернатура, ординатура и др.);

■ разработки и внедрения реестра образовательных медицинских учреждений, осуществляющих послевузовское и дополнительное профессиональное образование, включающего перечень медицинских специальностей и персональных допусков к видам медицинской деятельности;

■ апробации системы допуска к осуществлению медицинской деятельности;

■ оптимизации системы непрерывного медицинского образования;

■ формирования системы профессионального роста;

■ разработки и введения в действие механизмов реализации прав работников системы здравоохранения на страхование в случаях, когда исполнение обязанностей связано с угрозой их жизни и здоровью;

■ создания системы страхования профессиональной ответственности на случай ошибки и при наличии риска в связи с медицинским вмешательством;

■ создания условий для развития профильных секций аппарата главных внештатных специалистов, научных, экспертных и консультативных органов, профессиональных обществ и ассоциаций, повышения их роли и ответственности за состояние и развитие системы здравоохранения.

НОВОСТИ П

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НАХОДЯТСЯ ПОД ПОСТОЯННЫМ КОНТРОЛЕМ РОСЗДРАВНАДЗОРА

На основании бюджетного Послания Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 особое внимание необходимо уделить системам образования, здравоохранения и социального обслуживания. Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб. При этом законодательством РФ определено, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам. В настоящее время в РФ применяется 22 национальных стандарта соцобслуживания. На территории Владимирской области утверждено 13 государственных стандартов, в число которых включены 6 основных национальных стандартов. Для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, социальными службами предлагается одна из форм социального обслуживания — стационарная (психоневрологические интернаты, дома-интернаты, дома милосердия и т.д.). В стационарных учреждениях предоставляются меры по созданию для граждан указанной категории наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организация их отдыха и досуга. В рамках исполнения полномочий по контролю и надзору за соблюдением государственных стандартов специалисты Управления Росздравнадзора проводят проверки в психоневрологических интернатах области. Так, в феврале 2011 г. по инициативе работников прокуратуры проведены контрольно-надзорные мероприятия за качеством жизни престарелых и инвалидов в ОГСУ «Хольковский психоневрологический интернат», в том числе за качеством оказания медицинской помощи. Во время проверки было отмечено, что в 2010 г. в нарушение ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не проводился ежегодный осмотр проживающих с целью решения вопроса об их дальнейшем содержании в учреждении, а также о возможности пересмотра решений об их недееспособности. Не выполняются в полном объеме медицинские реабилитационные мероприятия, предусмотренные ИПР инвалида. Процедурный кабинет не оснащен необходимым оборудованием и средствами для оказания первой медицинской помощи. Не соблюдаются правила организации хранения лекарственных средств в учреждении. Низкий уровень укомплектованности медицинскими специалистами учреждений социального обслуживания. Особенно остро данная проблема проявляется для учреждений, расположенных в сельской местности. Так, в ОГСУ «Хольковский ПНИ» врач-психиатр одновременно выполняет должностные обязанности врача-те-рапевта. По итогам контрольно-надзорных мероприятий весь материал был направлен в прокуратуру Меленковского района Владимирской области для принятия соответствующих мер реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.