Научная статья на тему 'Анализ опыта внедрения социально-образовательного портала ЮФУ'

Анализ опыта внедрения социально-образовательного портала ЮФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / ЦИФРОВОЙ КАМПУС / EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SOCIAL NETWORKS / EDUCATIONAL WEB PORTAL / DIGITAL CAMPUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельчанинова Наталья Борисовна

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании является одним из актуальных направлений развития современного информационного общества. В данной статье проведен анализ внедрения образовательного портала Южного федерального университета – Цифрового кампуса, в основу которого положен принцип организации социальных сетей. Рассмотрены основные возможности Цифрового кампуса, этапы его внедрения и возникшие проблемы. Особое внимание уделено вопросам эффективного взаимодействия студентов и преподавателей, обеспечения стабильной работы портала, поддержания используемых баз данных в актуальном состоянии. Рассмотрены также функции, которые остались нереализованными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF SOCIAL AND EDUCATIONAL WEB PORTAL DEPLOYMENT

Application of information and communication technologies in education is one of the actual directions of development of modern information society. Analysis of experience of Southern federal university educational web portal deployment is considered in this article. Digital campus is based on the principles of social networks functioning. The special attention is devoted to problems of effective interaction of students and teachers, ensuring stable work of the web portal, maintenance of used databases in an actual condition. Functions which remained unrealized are considered also.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта внедрения социально-образовательного портала ЮФУ»

Корректировка действий региональных администраций должна осуществляться на основе мониторинга функционирования уже созданных объектов рыночной инфраструктуры. Непрерывное исследование фактических изменений в этой сфере позволит, с одной стороны, повысить эффективность деятельности сдельных субъектов за счет расширения возможности распространения достоверных и систематизированных данных, необходимых потенциальным потребителям услуг. С другой стороны, всесторонний мониторинг деятельности субъектов рыночной инфраструктуры выступит основой составления прогнозов состояния инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в регионе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пчелинцев О.С., Минченко М.М. Региональная инфраструктура как условие экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2004. - № 6. - С. 3-15.

2. Агафонов В.А. Инвестиционная стратегия региона и "точки роста" // Экономическая наука современной России. - 2008. - № 2. - С. 66-76.

3. Ranis, G., Stewart, F. & Ramirez, A. Economic Growth and Human Development // World Development. - 2000. - № 28 (2). - Р. 197-219.

4. Сердюкова Ю.С., Валиева О.В., Суслов Д.В., Старков А.В. Инновационная система в регионах России // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 1. - С. 179-197.

5. Зубаревич Н.А. Российский бизнес в регионах // Неприкосновенный запас. - 2006.

- № 4/5. - С. 95-105.

6. Проклин А.Н., Карьков А.В. Системный анализ региональной политики поддержки предпринимательства как основы для развития рыночной инфраструктуры территории // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 8 (133). - С. 133-138.

Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор И.Н. Олейникова.

Дейнека Любовь Николаевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371742; кафедра инженерной экономики; к.э.н.; доцент.

Проклин Александр Николаевич - e-mail: [email protected]; кафедра инженерной экономики; к.э.н.; профессор.

Deineka Lubov Nikolaevna - Federal State-Owned Autonomous Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371742; the department of engineering economic; cand. of econ. sc.; associate professor.

Proklin Alexsander Nikolaevich - e-mail: [email protected]; the department of engineering economic; cand. of econ. sc.; professor.

ББК 74.263.2 Р

Н.Б. Ельчанинова

АНАЛИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПОРТАЛА ЮФУ

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании является одним из актуальных направлений развития современного информационного общества. В данной статье проведен анализ внедрения образовательного портала Южного федерального университета - Цифрового кампуса, в основу которого положен принцип организации социальных сетей. Рассмотрены основные возможности Цифрового кампуса, этапы

его внедрения и возникшие проблемы. Особое внимание уделено вопросам эффективного взаимодействия студентов и преподавателей, обеспечения стабильной работы портала, поддержания используемых баз данных в актуальном состоянии. Рассмотрены также функции, которые остались нереализованными.

Образование; информационно-коммуникационные технологии; Интернет; социальные сети; образовательный портал; Цифровой кампус.

N.B. Elchaninova

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF SOCIAL AND EDUCATIONAL WEB PORTAL DEPLOYMENT

Application of information and communication technologies in education is one of the actual directions of development of modern information society. Analysis of experience of Southern federal university educational web portal deployment is considered in this article. Digital campus is based on the principles of social networks functioning. The special attention is devoted to problems of effective interaction of students and teachers, ensuring stable work of the web portal, maintenance of used databases in an actual condition. Functions which remained unrealized are considered also.

Education; information and communication technologies; social networks; educational web portal; Digital campus.

Хартия глобального информационного общества, которая была принята на саммите «Большой восьмерки» в 2000 г., утверждает, что информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества [1].

Как отмечал А.И. Яковлев [2], создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов: внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям; активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы, отвечающей требованиям современного информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в сферу образования отмечаются также международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО [3].

Мировая практика показывает, что имеется два типа содержательных ориентиров информатизации образования. К первому типу относится расширение доступности образования за счет применения информационно-коммуникационных технологий. Ко второму типу относится изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения на основе активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов [4].

В Южном федеральном университете с целью формирования единой информационно-образовательной среды был разработан Цифровой кампус ЮФУ (ЦК) -портал образовательного учреждения, реализующий функции единой образователь-

Зб

ной информационно-коммуникационной среды вуза, построенной на основе технологии социальной сети, включающий в себя элементы образовательной среды, образовательные ресурсы, инфраструктуру доступа к образовательным ресурсам [5].

К специфическим особенностям ЮФУ, которые требовали создания подобной среды, можно отнести следующие: регионально-распределенная структура университета; многоуровневый процесс образования; необходимость интеграции учебного процесса в различных структурных подразделениях, входящих в состав университета; необходимость взаимодействия научных и научно-образовательных учреждений; необходимость наличия объединяющей коммуникационной программной платформы для интеграции разнородных информационных систем и систем автоматизации вуза и его филиалов.

В основе идеологии ЦК лежит построение масштабируемого инструмента поддержки учебного процесса на основе технологии социальной сети. Механизмы социальной сети являются идеальной платформой, в которую сотрудники и студенты вуза с готовностью вовлекаются, и где может происходить живое общение пользователей. Именно такая модель общения наиболее востребована среди абитуриентов, студентов, аспирантов, для большинства из которых стало уже привычным использование социальных сетей (Одноклассники, Вконтакте, Facebook и др.).

Большое внимание при разработке Цифрового кампуса было уделено вопросам безопасности системы. Для каждого типа узлов были реализованы специальные так называемые маркеры безопасности, иерархически регламентирующие доступ к каждому узлу и взаимодействие с другими узлами сети. К основным характеристикам политики конфиденциальности ЦК относятся: четко организованная иерархия зон видимости персональной информации, акцептная модель самоорганизации свободного сегмента сети, доступность личных сообщений только для их отправителей и получателей.

На Международной конгресс-выставке «Global Educatuon - Образование без границ» в 2009 г. Цифровой кампус получил диплом лауреата, а в 2010 г. - награжден золотым дипломом, что подтверждает общественное признание нового подхода к организации учебной и управленческой деятельности в вузе, построенного на основе оригинальной идеи и самой современной технологической платформы.

Функционал ЦК имеет два четко выраженных раздела: учебный и социальный. К первому из них относятся возможности размещения учебно-методических материалов, проведения интерактивных контрольных работ, on-line консультаций, заполнения электронных журналов успеваемости и посещений. Социальные инструменты ЦК включают механизмы создания тематических сообществ, проведения различных мероприятий с возможностью добавления сопутствующих материалов и участия в дискуссиях в рамках форума, ведения личного блога, а также формирования межличностных взаимосвязей на основе технологии «дружбы», широко распространенной в современных социальных сетях.

Возможности ЦК также могут быть использованы в сфере организации и осуществления научной работы. Южный федеральный университет является университетом распределенного типа, структурные подразделения которого расположены в разных городах. К числу таких подразделений относятся факультеты, кафедры, научно-исследовательские институты, научно-образовательные центры, учебно-научные лаборатории и др. Учитывая территориальную удаленность указанных структурных подразделений, возникает проблема организации распределенной виртуальной научно-исследовательской деятельности, их совместного функционирования и взаимодействия.

Для решения данной проблемы успешно используются такие инструменты ЦК, как «Сообщества» и «Мероприятия». Сообщества могут создаваться в рамках социально-образовательной деятельности не только для внеучебной активности и

развлечений, но и для достижения общих научно-исследовательских целей. Формы такого использования могут быть различными. Прежде всего, это организация и сопровождение совместных научно-исследовательских проектов, реализуемых несколькими структурными подразделениями. Для этой цели обычно создается интернет-сообщество, определяется состав участников, назначается администратор и модераторы. Функционал сообщества позволяет размещать на его странице различные материалы, вести дискуссию в рамках форума, публиковать новости, осуществлять быстрый переход к персональным страницам всех участников сообщества, рассылать им сообщения, создавать и проводить мероприятия в рамках данного сообщества.

В рамках инструмента «Мероприятия» могут быть организованы научные конференции и семинары. Тезисы докладов, презентационные материалы к выступлениям размещаются в разделе «Материалы» на странице текущего мероприятия для обеспечения возможности ознакомления с ними всех участников и дальнейшего обсуждения в рамках тематического форума, также входящего в функционал проведения мероприятий. Имеется возможность публиковать новости, автоматически рассылать сообщения всем участникам текущего мероприятия. Достаточно полезным и информативным инструментом разделов «Сообщества» и «Мероприятия» является «стена», которая является электронным аналогом традиционной доски объявлений. На «стене» в рамках поддержки проведения конференций или научных семинаров могут размещаться правила оформления и сроки сдачи тезисов докладов, программа конференции, контакты оргкомитета и другая полезная информация.

Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль ЦК в организации научно-исследовательской работы студентов. В настоящее время на портале создано достаточно большое количество сообществ, организаторами и участниками которых являются студенты и преподаватели, совместно проводящие научные исследования, выступающие с докладами на молодежных конференциях студентов и аспирантов, побеждающие во всероссийских конкурсах на лучшую студенческую научную работу. В рамках портала на постоянной основе действуют несколько студенческих научных клубов по разным научным направлениям. Все они также организованы в форме интернет-сообществ, в рамках которых регулярно проводятся заседания, реализуемые с помощью инструмента «Мероприятия». Здесь также активно используются предоставленные возможности публикации новостей, размещения сопутствующих материалов и последующего их обсуждения в рамках открытого тематического форума.

Кроме того, портал может использоваться для поддержки деятельности диссертационных советов, организованных в формате интернет-сообществ, на страницах которых можно размещать авторефераты диссертаций, отзывы на них, объявления о дате и месте проведения защиты, а также участвовать в обсуждении диссертации в рамках форума.

Следует отметить, что в настоящее время функционал ЦК, к сожалению, не обеспечивает поддержку системы послевузовского образования, в том числе аспирантуры и докторантуры. Портал предусматривает весьма ограниченный набор возможных ролей пользователей: студент, преподаватель, руководитель и выпускник.

Рассмотрим некоторые функции, не вошедшие в основной функционал Цифрового кампуса, или не до конца реализованные в нем.

В разделе «Материалы» преподаватели размещают учебно-методические ресурсы и рекомендуют студентам ознакомиться с ними. Однако в ЦК не реализована обратная связь, позволяющая вести статистический учет просмотра или копирования материалов. Поэтому преподаватель лишен возможности определить, все ли студенты изучили рекомендованные материалы.

3S

Раздел «Мои контрольные» имеет достаточно широкие возможности организации контролируемой самостоятельной работы студентов. Однако механизм формирования вариантов заданий не полностью доработан. В частности, предусмотрен расширенный редактор, содержащий усеченную панель стандартных инструментов для оформления и форматирования текста, который должным образом не функционирует. Кроме того, не предусмотрена возможность включения в описание варианта задания графических изображений и формул, в связи с чем преподаватель вынужден эту информацию размещать отдельно во вкладке «материалы». Также установлены жесткие ограничения объема текста в задании по количеству символов, что также сокращает возможности преподавателя при формировании вариантов.

К существенным недостаткам ЦК можно отнести отсутствие возможностей создания и загрузки тестовых заданий и организации на их основе компьютерного тестирования для промежуточного и итогового контроля знаний. В то же время, наличие механизма компьютерного тестирования с удаленным доступом является необходимым элементом любой системы дистанционного обучения, и поэтому отсутствие такой возможности существенно сокращает круг возможных направлений использования данного портала.

Большинство существующих социальных сетей имеют модифицированные версии для мобильных устройств. Это существенно расширяет круг пользователей и делает процесс применения портала более удобным. В частности, можно, находясь в кафе или в транспорте по дороге в университет, почитать лекции, пройти компьютерное тестирование, проконсультироваться с преподавателем и др. Поэтому полезно было бы предусмотреть возможность реализации мобильной версии портала.

Раздел «Мои консультации» обеспечивает интерактивное общение студентов с преподавателем, которое осуществляется в рамках тематического форума в формате коротких сообщений, представляющих собой вопросы и ответы. Положительным моментом является то, что все эти сообщения протоколируются и сохраняются после окончания консультации. Таким образом, студент может вернуться к ним в любой момент времени, а любой студент, не принимавший участие в консультации по какой-либо причине, может позже ознакомиться со всеми обсуждаемыми материалами. Недостатком такой формы общения является отсутствие возможности визуального контакта посредством видеоконференций и других инструментов для общения в форме аудио- и видеотрансляций. Научными исследованиями доказано, что человек способен воспринимать значительно больше информации при использовании не только аудиального, но и визуального канала. Поэтому обеспечение возможности проведения консультаций с использованием механизма видеотрансляций сможет существенно повысить эффективность усвоения материала. Более того, данный инструмент можно будет использовать не только для проведения консультаций, но еще и для чтения лекций с удаленным доступом.

Раздел «Мои журналы» позволяет вести электронные журналы двух видов: журнал посещаемости и журнал успеваемости. Это позволяет преподавателям избавиться от ручной работы по заполнению журнала, а также автоматизировать подведение итогов путем формирования встроенных форм отчетов. В настоящее время причина невысокой популярности электронных журналов среди преподавателей заключается в том, что в ЦК не предусмотрена возможность автоматического формирования рейтинг-листов для деканата на основе заполненного журнала. Поэтому преподаватель вынужден переносить итоговые данные из электронного журнала в ведомость вручную, фактически выполняя двойную работу. С целью эффективного использования электронных журналов необходимо также обеспечить стабильный ”^-Рі-доступ к сети Интернет во всех учебных аудиториях для заполнения журналов непосредственно во время занятий.

Необходимо также отметить важную организационную проблему внедрения ЦК. С одной стороны, портал позволяет существенно сократить аудиторную нагрузку преподавателя, перенеся ее часть в виртуальное пространство. Однако для работы в этом пространстве требуется ничуть не меньше времени. Поэтому при заполнении индивидуальных планов преподавателей необходимо предусмотреть нормативы времени, затрачиваемого на работу в ЦК, чтобы стимулировать процесс его внедрения. В противном случае администрации вуза достаточно сложно обеспечивать выполнение преподавателями дополнительной работы, не входящей в их основные обязанности.

В заключение хотелось бы обратить внимание на две чрезвычайно важные проблемы, решение которых является залогом успеха внедрения и дальнейшего продвижения социально-образовательного портала. Первая проблема - обеспечение стабильной и непрерывной работы. ЦК, как и любая социальная сеть, должен гарантировать круглосуточный бесперебойный доступ. Любые временные отключения негативно сказываются на имидже образовательного портала, снижают его популярность среди пользователей и, как следствие, затрудняют процесс его внедрения. Вторая, не менее серьезная, проблема заключается в обеспечении регулярного обновления и поддержания актуальности баз данных по контингенту студентов, преподавателей, расписанию занятий и другой достоверной информации, наличие которой позволяет правильно настроить взаимосвязи между расписанием занятий, учебными группами, преподавателями, читаемыми дисциплинами и т.п. В настоящее время, несмотря на достаточно длительный период эксплуатации Цифрового кампуса, указанные проблемы до сих пор не решены. Это является основной причиной невысокой популярности ЦК среди преподавателей и студентов, имеющих возможность сравнивать его работу с другими социальными сетями.

Несмотря на указанные недостатки, Цифровой кампус в текущем состоянии обладает огромным потенциалом. По причинам организационного и технического характера некоторые задачи, которые был призван решить ЦК, остались невыполненными, в частности: взаимодействие научных и научно-образовательных подразделений, поддержка сообщества выпускников, поддержка механизма опережающего трудоустройства, поддержка связей между образованием и бизнесом, поддержка инновационного процесса в университете.

В настоящее время в Цифровом кампусе остались нереализованными следующие функции: поддержка проектной деятельности (в частности, проектные сообщества, обладающие соответствующим инструментарием и ролями пользователей); поддержка аспирантуры и докторантуры; наличие специализированных клиентов для доступа с мобильных устройств; инструменты обратной связи; автоматическое формирование ведомостей для деканата на основе заполненных электронных журналов; интегрированная система антиплагиата; инструментарий для общения преподавателей и студентов в форме аудио - и видеотрансляций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хартия глобального информационного общества. - Окинава, 2000. http://www.iis.ru/ library/okinawa/charter.ru.html.

2. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. - 2001. - Вып. 2. - С. 32-37.

3. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. - М., 2000. - 168 с.

4. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.

- М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231 с.

5. Целых А.Н., Болотов М.В., Дикарев С.Б. Социально-образовательный портал ЮФУ.

- Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор В.П. Карелин.

Ельчанинова Наталья Борисовна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371652; кафедра теории права; к.т.н.; доцент.

Elchaninova Natal’ya Borisovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371652; the department of law theory; cand. of eng. sc.; associate professor.

УДК 336 (075.8)

О.А. Колчина, М.А. Грезина, М.С. Ракитина

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА*

Бюджетный сектор экономики обеспечивает воспроизводство общественно значимых (социальных) услуг и выступает как доминирующий стержневой компонент всей системы жизнеобеспечения населения. В статье рассмотрены направления реформирования бюджетного сектора в контексте социально-экономического развития региона, разработаны рекомендации, позволяющие решить вопрос внедрения в бюджетной сфере новых экономических механизмов и одновременно обеспечить надежную основу для реализации социальных гарантий, сохранив объекты социальной сферы в государственной и муниципальной собственности, создать конкурентные способы распределения бюджетных средств.

Бюджетный сектор; бюджетные учреждения; реформа; социально-экономическое развитие региона.

O.A. Kolchina, M.A. Grezina, M.S. Rakitina

ANALYSIS OF FORMATION AND IMPLEMENT FEDERAL TARGETED

PROGRAMS

Federal targeted programs and program-targeted method in general are an most important tool for the implementation of structural policy, an active impact on the social and economic processes in the country. The article deals with features of formation of federal programs under current conditions, shortcomings in the management of their realization are identified, recommendations to improve the mechanism offederal programs as an effective tool of state economic regulation are developed, maintaining social facilities in the state and municipal property, to create competitive ways to budget allocation.

Federal target programs; program-target method; budget; budget expenditures; budget investments.

Принимая во внимание значимость и результативность воздействия общегосударственных инструментов развития на основные социальные и экономические процессы как в стране в целом, так и в отдельном субъекте РФ, правомерно считать бюджетный сектор в качестве одной из наиболее важных сфер использования механизмов совершенствования микросреды региона, направленных на сглаживание территориальных диспропорций социально-экономического развития России [7, 8, 10].

*

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Факторы и пути преодоления неравномерности социально-экономического развития регионов в условиях реформирования бюджетного сектора» (проект № 13-32-01256).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.