Научная статья на тему 'Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе'

Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1323
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ДО) / ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СИНХРОННЫЕ / АСИНХРОННЫЕ / КОМБИНИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ КАМПУС / DISTANT TEACHING IT / TECHNOLOGIES / INTERNET TECHNOLOGIES / SYNCHRONOUS / ASYNCHRONOUS / COMBINED TECHNOLOGIES / DIGITAL CAMPUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Ольга Серажутдиновна

Статья касается одной из актуальных проблем обучения иностранным языкам с использованием новых дистанционных технологий в техническом ВУЗе. Рассматриваются 3 категории коммуникативных технологий в рамках дистанционного образования (асинхронные, синхронные, комбинированные технологии) и их частичное использование на базе цифрового кампуса ТТИ ЮФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF DISTANT IT TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIN LANGUAGES AT TECHNICAL UNIVERSITY

This article touches upon one of the most actual problems nowadays teaching foreign languages by using new distant IT technologies at technical university. Three categories of communicative technologies (synchronous, asynchronous, combined technologies) are regarded and partial usage of them is shown on the base of Taganrog Institute of Technology Southern Federal University digital campus

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе»

УДК 378:004.77

ОХ. Тарасенко ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДИК В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья касается одной из актуальных проблем - обучения иностранным языкам с использованием новых дистанционных технологий в техническом ВУЗе. Рассматриваются 3 категории коммуникативных технологий в рамках дистанционного образования (асинхронные, синхронные, комбинированные технологии) и их частичное использование на базе цифрового кампуса ТТИ ЮФУ.

Дистанционное обучение (ДО); технологии; Интернет-технологии; синхронные; асинхронные; комбинированные технологии; цифровой кампус.

O.C. Tarasenko

THE USAGE OF DISTANT IT TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIN LANGUAGES AT TECHNICAL UNIVERSITY

This article touches upon one of the most actual problems nowadays - teaching foreign languages by using new distant IT technologies at technical university. Three categories of communicative technologies (synchronous, asynchronous, combined technologies) are regarded and partial usage of them is shown on the base of Taganrog Institute of Technology Southern Federal University digital campus.

Distant teaching, IT technologies, communicative technologies, Internet technologies, synchronous, asynchronous, combined technologies, digital campus.

Образование - это путь в будущее. Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в новых условиях цивилизации. Сегодня дистанционное обучение [1, 3] стало реальным элементом развития образования. Как новая технология она подчиняется основным законам педагогики, хотя и трансформирует их в соответствии с новыми условиями обучения и требует переосмысления. Применение новых информационных технологий, при условии обеспечения

, -

давания иностранных языков. В эпоху быстрого развития информационных технологий студенту нет необходимости встречаться с преподавателями в аудитории. Он имеет возможность самостоятельно работать в сети Интернет, обращаться к преподавателю за индивидуальными консультациями по электронной почте, прослушать курс лекций на мультимедийном диске и т.д.

В современной системе образования огромное значение приобретают информационные технологии обучения [2, 3], раскрывающие творческий потенциал, ин-, . -

граммы, деловые игры, групповые семинары (tutorials), психологическое тестирование и т.д. Интернет-технологии открыли реальные перспективы для системы

, :

для наглядного представления учебной информации с использованием видео изображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; обеспечение свободы выбора методики и средств обучения для раскрытия и выявления творческих и индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе новых информационных .

Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы, повышение требований к преподавателю и изменение его роли, повышение роли личности обучаемого и его индивидуальных особенностей, изменение роли учебного заведения, резкое увеличение объема используемых информационных ресурсов.

В России дистанционная форма обучения актуальна из-за обширности территории и удаленности многих регионов от образовательных центров. Дистанционное обучение в Интернет с использованием интерактивного общения и электронной почты обеспечивает интенсивный и тесный двусторонний обмен информацией между обучающимися и преподавателями (тьюторами).

Существует несколько десятков российских образовательных учреждений, в той или иной степени реализующих дистанционные образовательные технологии. В рамках межведомственной программы “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” создана национальная магистральная инфраструктура компьютерных телекоммуникаций, функционирует ряд региональных высокоскоростных сетей передачи данных. Федеральная университетская компьютерная сеть RUNNET (Russian University Network), является опорной сетью в системе дистанционного образования и обеспечивает связь между основными регионами России.

2000 . -, ,

образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-, , . этом в содержание образования включены как обязательные дисциплины, так и иностранные языки и информационные технологии.

, , начиная со II класса начальной школы вводится изучение английского, немецкого, , .

Принцип непрерывного языкового образования в области иностранных языков соответствует современным потребностям личности и общества. Тот факт, что в техническом вузе иностранный язык изучается в объеме 340 часов, является признаком объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост уровня образо, , межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Обучение иностранному языку в техническом вузе дает большой практический эффект в плане повышения качества владения иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в системе дополнительного образования, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным , .

Специфика преподавания иностранного языка в техническом ВУЗе традиционно сводилась к акценту на приобретение студентами навыков чтения и понимания технических текстов. Необходимость изучения иностранной технической литературы специалистом никогда не ставилась под сомнение, однако речевой контакт считался маловероятным [4]. За последнее время появились причины, обусловливающие смещение акцента к обучению именно устной речи. В числе таких причин расширение международных контактов в научном мире, развитие средств коммуникации и компьютерных технологий, изменение спроса на рынке труда.

Несмотря на то, что данные факторы повышают значение предмета “иностранный язык”, количество часов, выделяемых на обучение иностранному языку в технических вузах, неуклонно сокращается. В данных условиях необходимо провести оптимизацию учебного процесса. Эффективность учебного процесса при заданном количестве часов, отводимых на обучение, зависит от нескольких составляющих, включающих: мотивацию к обучению; учебные материалы; методику обучения; средства обучения и т.д.

Одно из направлений оптимизации обучения - применение информационных технологий в дистанционном обучении. Данное направление охватывает все необходимые факторы эффективности учебного процесса, включая и мотивацию к ,

свободы в выборе учебных графиков.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы.

В 1997 г. был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области . -. 2002 .

, . - 20 -реждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и те- . -ные учебные материалы (б^овые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО. Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. Однако, как и любая методика дистанционное образование имеет свои плюсы и минусы. Среди основных плюсов ДО принято выделять:

1. .

2. .

3. Доступность.

4. Мобильность.

5. Технологичность.

6. Социальное равноправие.

7. .

Однако существуют и очевидные минусы.

1. .

2. - -.

3. .

4. , .

5. , -

сийского человека является мощным побудительным стимулом.

6. -- , , -

давать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.

7. .

Коммуникационные технологии в рамках дистанционного образования можно разделить на три категории: асинхронные (или отсроченные) технологии, примером может служить обычная почтовая корреспонденция, электронная почта и

компьютерные конференции; синхронные (в режиме реального времени) технологии: телефония, аудиоконференции, видеоконференции и др.; комбинированные технологии, например, стационарные мультимедийные конференции.

Асинхронные технологии традиционно используются для обучения письменным коммуникативным навыкам, поскольку не требуют, чтобы участники взаимодействия были в сети одновременно. Поток заданий и результатов их выполнения между преподавателем и студентом организован, как правило, посредством электронной почты или специализированных веб конференций, где преподаватель может оставить задание и уведомить группу студентов о необходимости его забрать и выполнить в назначенное время. Данные технологии частично реализованы на базе цифрового кампуса ТТИ ЮФУ.

На нашем цифровом кампусе можно познакомиться с персональными страничками преподавателей, студентов, получить приглашение на консультации и участвовать в обсуждении различных вопросов на форуме учебных групп в режиме on-line, выполнить контрольную работу, отправить ее на проверку преподавателю и увидеть не только оценку, но и комментарии преподавателя , можно найти друзей, единомышленников, узнать новости и т.д.

Синхронные технологии (в режиме реального времени) предполагают, что участники вступают во взаимодействие в одно и то же время, как правило, заранее запланированное. К таким технологиям относятся телефония, аудиоконференции, видеоконференции и др. Данный вид коммуникационной технологии идеально подходит для формирования коммуникативных умений в таких видах речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение. Занятия могут быть как индивиду, .

Комбтированные технологии являются, пожалуй, самыми сложными, поскольку комбинируют асинхронную и синхронную коммуникацию с применением компьютерного программного обеспечения, реализуя возможность свободного обмена различными видами информации и прямого общения территориально разобщенных групп людей.

Данные технологии позволяют в полной мере раскрыть воспитательную и информативную ценность обучения иностранному языку, которая проявляется в приобщении студентов технических вузов к мировой культуре через общение на новом для них языке.

,

развития дистанционных технологий образования являются требования к обучае-, : ;

; ; -ваться электронной почтой; умение пользоваться Интернет-браузерами; высокая

.

Организация дистанционного обучения иностранному языку представляет собой сложный процесс. Этот процесс, прежде всего, включает выбор модели дис.

Вне зависимости от выбранной модели неизменным для обучения иностранному языку остается коммуникация. Мы считаем, что немаловажное место занимает выбор методов дистанционного обучения в вузе, которые отличаются степенью интенсивности взаимодействия преподавателей и обучаемых.

Принимая во внимание все преимущества и недостатки дистанционного обучения по сравнению с традиционным, следует сделать вывод о том, что дистанционное обучение - это шаг вперед, однако, еще не разработана идеальная модель дистанционного обучения иностранному языку в вузе, лишь только используются

отдельные дистанционные технологии, в частности асинхронная технология, которая частично реализуется на базе цифрового кампуса ТТИ ЮФУ.

Применение новых технологий открывает новые перспективы в сфере преподавания иностранных языков, повышает эффективность образовательного процес, , студентам приобрести навыки самостоятельной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белов В.Ю., Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы // Материалы IV международной конференции по дистанционному образованию. - М.: Изд-во МЭСИ, 1998.

2. Солдаткин В.И. и др. Основы открытого образования. Монография. - М.: Изд-во РГИОО, 2002. - Т. 1.

3. . .

иностранному языку // Научно-методический журнал «ПИТИС», секция «Обр^ование и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - № 2 (22). - С. 74-79.

4. . .

подготовки студентов технических вузов (На материале обучения говорению): дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 164 с.

Тарасенко Ольга Серажутдиновна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371496.

Tarasenko Olga Serajutdinovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

УДК 378

В.С. Хорешман

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена теоретическим вопросам компетентностного подхода, в частности, проблеме учебно-познавательной компетенции. Произведён анализ научнопедагогической литературы по данной теме, приведены различные точки зрения на её структуру и содержание.

Автором представлен собственный обобщённый взгляд на сущность понятия «учебно-познавательная компетенция», дано определение, сделаны выводы о структуре и содержании этого понятия.

Компетентностиый подход; ключевые компетенции; учебно-познавательная компетенция; учебно-познавательная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.