Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие в образовательной среде'

Сетевое взаимодействие в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СООБЩЕСТВЕ / ЦИФРОВОЙ КАМПУС / СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ / СЕТЕВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL NETWORK / EDUCATIONAL PROCESS IN COMMUNITY / DIGITAL CAMPUS / COMMUNITY OF TEACHERS AND STUDENTS / NETWORK EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинко Владимир Иванович, Тараров Александр Германович

В статье рассматриваются возможности организации образовательного процесса в сообществе педагогов и студентов, особенности сетевой учебной деятельности, взаимодействия и обмена данными с помощью инструментов социальных сетей и цифрового кампуса. Область применения результатов: система профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гинко Владимир Иванович, Тараров Александр Германович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION IN THE EDUCATIONAL SPHERE

In article possibilities of the organization of educational process in community of teachers and students, features of network educational activity, interaction and data exchange by means of tools of social networks and a digital campus are considered. Practical implications: the system of education.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие в образовательной среде»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-4-13 УДК 37.01:007

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Гинко В.И., Тараров А.Г.

В статье рассматриваются возможности организации образовательного процесса в сообществе педагогов и студентов, особенности сетевой учебной деятельности, взаимодействия и обмена данными с помощью инструментов социальных сетей и цифрового кампуса. Область применения результатов: система профессионального образования.

Ключевые слова: социальная сеть, образовательный процесс в сообществе, цифровой кампус, сообщество педагогов и студентов, сетевая учебная деятельность.

NETWORK INTERACTION IN THE EDUCATIONAL SPHERE

Ginko V.I., Tararov A.G.

In article possibilities of the organization of educational process in community of teachers and students, features of network educational activity, interaction and data exchange by means of tools of social networks and a digital campus are considered. Practical implications: the system of education.

Keywords: social network, educational process in community, a digital campus, community of teachers and students, network educational activity.

С развитием новых форм общения на основе технологий Интернета стали образовываться социальные сети - т.е. совокупности участников, объединен-

ных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой. В педагогическом сообществе все чаще обсуждаются проблемы и рассматриваются перспективы сетевого взаимодействия в профессиональной сфере и в том числе для достижения образовательных целей с помощью инструментов социальной сети.

В словарях встречается следующая трактовка слова «сеть» (network): «сеть - это расширенная группа людей со схожими интересами, взаимодействующих друг с другом и поддерживающих неформальный контакт с целью взаимной поддержки и помощи». Под сетевым взаимодействием понимаются разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве.

Социальная сеть (как технология Интернета) - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Социальная сеть обладает комплексом приложений - программных систем, позволяющих пользователям взаимодействовать и обмениваться данными. Среди них [1]:

□ Системы мгновенного обмена сообщениями (позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени).

□ Интернет-чаты (позволяют одновременно нескольким пользователям общаться в режиме реального времени).

□ Интернет-форумы (где пользователь может создавать новую «тему», доступную для других пользователей, которые могут просматривать тему и оставлять свои комментарии в режиме последовательной записи).

□ Веб-блоги (или кратко блоги - личные онлайн-журналы отдельных пользователей, в котором владелец может размещать сообщения в своем журнале, в то время как другие пользователи (читатели) могут оставлять к ним свои комментарии).

□ Вики-справочники (веб-сайты, содержимое которых может редактироваться посетителями сайта).

Современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

□ в большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей - т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторую информацию для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника;

□ работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, тем не менее идентификация пользователя происходит постоянно;

□ помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение - внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы;

□ социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных web-сервисов, объединенных общим названием «сервисы Web 2.0».

Основная деятельность педагога при работе в сетевом сообществе заключается не в информационном наполнении (это необходимый компонент, но не самоцель), а в организации учебного процесса. Образовательный процесс в сообществе - это совместная деятельность участников, которые взаимодейству-

ют, оставляя комментарии к постам, общаясь, комментируя события, редактируя страницы Вики-учебника.

Кроме широко известных социальных сетей Интернета существуют построенные на парадигме социальной сети и дополненные учебными сервисами предназначенные для студентов, преподавателей и руководителей Интернет-ресурсы называемые Кампусами и образующие единую информационную образовательную среду.

Информационные сервисы Кампусов являются инструментами, специально предназначенными для организации образовательного процесса и даже решения конкретных педагогических задач. Перечислим некоторые инструменты Цифрового кампуса:

□ Возможность организации интернет-представительства для любого образовательного учреждения, учебной группы или курса.

□ Создание личного учебного портфеля (портфолио достижений), то есть накопление старшеклассниками и студентами учебных материалов с целью презентации образовательных достижений и информационного обмена между участниками сообщества.

□ Возможность работодателя активно взаимодействовать с потенциальными сотрудниками во время их обучения в высшей школе, популяризовать в молодежной среде профессии, востребованные рынком.

□ Проведение межвузовских профессиональных конкурсов и олимпиад с привлечением работодателей.

□ Учебная проектная деятельность. Развитие проектной исследовательской деятельности учащихся средствами сетевых технологий.

□ Возможность организации и проведения обучения на основе использования дистанционных образовательных технологий.

□ Интерактивный вики-учебник.

□ Онлайн биржа труда. Организация взаимодействия старшеклассников, студентов и будущих работодателей. Возможность работодателю влиять на

профессиональную ориентацию выпускников общеобразовательных школ, рек-рутинг.

□ Учебная проектная деятельность. Развитие проектной исследовательской деятельности учащихся средствами сетевых технологий.

□ Сервис для составления учебного расписания.

Например, Цифровой Кампус Южного Федерального Университета (Incampus 2.0), построенный на парадигме социальной сети и дополненный учебными сервисами, дает студентам, преподавателям и руководителям уникальные средства для наиболее эффективной организации своей учебы и повседневной работы.

Данный проект объединяет всех участников учебного процесса в сообщество: своя особая виртуальная среда теперь есть у трех категорий пользователей - студентов, преподавателей, руководителей. Для каждой категории созданы максимально комфортные условия для разностороннего развития и общения с общими разделами - «Мои друзья», «Мои группы», «Мои сообщения» и уникальными - «Мои контрольные» (для студента), «Мои студенты» (для преподавателя), «Мои отчеты» (для руководителя).

На странице Студента - список преподавателей, которые ведут у него те или иные курсы, одногруппники. Через портал студент может сдавать контрольные работы, увидеть комментарии преподавателя, узнать результаты проверки, получать онлайн консультации и просто общаться. Также доступны разделы «мои фотографии», «мой блог», «мои новости», «мои мероприятия» и другие.

Преподаватель, в свою очередь, видит всех своих студентов по группам. Он может организовывать контрольные работы, проверять их в удобном интерфейсе и там же выставлять оценки. У преподавателя также есть возможность приглашать студентов на онлайновые консультации в форме текстового чата, в ближайшем будущем - в форме аудио- и видеоконференций.

Пользователь «Руководитель» благодаря порталу получает быстрый доступ ко всем своим сотрудникам - в вертикали его управления предусмотрен список подразделений вуза. Руководители могут выстраивать систему оперативного взаимодействия с подчиненными посредством различных подсистем: личных сообщений, событий, мероприятий или материалов. Специальный модуль - «Мои отчеты» - предоставляет доступ к сводной отчетной и статистической информации по вверенным руководителю подразделениям. В любое удобное время он может проследить активность преподавателей и студентов в рамках учебного процесса [4].

Таким образом, в социальной Кампусной сети участники образовательного процесса объединены многими средствами общения и взаимодействия, что позволяет создать сообщество педагогов и учащихся, в котором происходит сетевая учебная деятельность и решение различных педагогических задач.

Нами при обучении студентов - будущих педагогов вопросам экологической, техногенной и социальной безопасности также используются социальные сети как средства обучения. Так, например, с использованием социальной сети «В контакте» студенты совместно создают сетевой учебный контент с использованием технологий «форум» и «вики». Работая в виртуальной группе, студенты комментируют, редактируют собственные и совместные письменные сетевые проекты, а также дополняют их наглядным материалом (фотографии, аудиозаписи, видеозаписи), проводят социологические опросы по проблемам безопасности жизнедеятельности. Также студенты принимают участие в Интернет-проекте молодежного объединения студентов и молодых ученых России и Ближнего Зарубежья «Молодежь за Чистый Интернет» с использованием технологии «форум». Размещенные на сайте материалы отражают независимую молодежную точку зрения и активную позицию студенчества, основанную на четко проанализированных фактах и событиях в сфере противодействия терроризму и экстремизму. Данный вид работы позволяет формировать у студентов навыки взаимодействия и креативного мышления. Общее для студентов ком-

муникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника группы и оценки его вклада в коллективное творчество [2].

С использованием технологии «форум» также проводят Интернет-конференции, что позволяет повысить качество проводимых мероприятий путем привлечения широкой аудитории для публичного обсуждения студенческих научных работ, обмена идеями и замечаниями. Так, нами организована конференция «Психолого-педагогические вопросы обеспечения социальной безопасности детей и молодежи» в рамках Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [3].

Таким образом, сетевое взаимодействие при правильной организации деятельности студентов может стать средством выращивания интереса к теоретическому мышлению и теоретическому знанию. Главная задача преподавателя при этом состоит в повышении профессиональной и информационно-коммуникативной компетентности студентов - будущих педагогов, научить их ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, мыслить самостоятельно, критически и творчески.

Список литературы

1. Гинко В.И., Гинко М.С. Программное обеспечение и технологии Интернета для информационных технологий обучения // Ученые записки РГСУ. 2011. Том 9 (часть 2). С. 220-229.

2. Кисляков П.А. Методические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих педагогов в области социальной безопасности // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 24-29.

3. Кисляков П.А. Обучение вопросам социальной безопасности с использованием Интернет-пространства // Научный поиск. 2013. № 2-6. С. 3133.

4. Цифровой Кампус ЮФУ (Incampus 2.0). URL: http://incampus.ru (дата обращения: 19.02.2014).

References

1. Ginko V.I., Ginko M.S. Uchenye zapiski RGSU [Scientific notes RSSU], no. 9 (2011): 220-229.

2. Kislyakov P.A. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia], no. 1 (2013): 24-29.

3. Kislyakov P.A. Nauchnyypoisk [Scientific search], no. 2-6 (2013): 31-33.

4. Cifrovoj Kampus YUFU (Incampus 2.0). http://incampus.ru (accessed February 19, 2014).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Гинко Владимир Иванович, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения, кандидат педагогических наук, доцент ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: vigin220177@rambler.ru

Тараров Александр Германович, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения, кандидат технических наук, доцент ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: tararoff.al@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Ginko Vladimir, Associate Professor of Health and Safety and Tutoring Technique, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: vigin220177@rambler.ru

Tararov Alexander, Associate Professor of Health and Safety and Tutoring Technique, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: tararoff.al@yandex. ru

Рецензент:

Кисляков П.А., декан технологического факультета, кандидат педагогических наук, доцент Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.