П. А. Берова 10.24412/cl-35672-2022-1-0077
P. A Berova
Анализ опыта пространственного развития энотуристических макротерриторий архитектурно-градостроительными средствами
Analysis of the experience of spatial development of enotouristic regions by architectural and urban planning means
Ключевые слова: пространственное развитие, Северное Причерноморье, энотуризм, архитектура туристического кластера, устойчивый туризм.
Keywords: spatial development, Northern Black Sea region, enotourism, tourist cluster architecture, sustainable tourism. Аннотация: Тема статьи связана с проблемой развития туристических макротерриторий юга России. Выделяются критерии конкурентоспособности и анализируются пять винных регионов мира с точки зрения архитектурно-градостроительных средств, способных ее повысить. Выявляются актуальные тенденции, которые возможно применить при формировании концепций пространственного развития Северного Причерноморья. Abstract: The topic of the article is related to the problem of the development of tourist macro-territories in the south of Russia. The criteria of competitiveness are highlighted and five wine regions of the world are analyzed in terms of architectural and urban planning means that can increase it. Reveals the current trends that are applicable in the formation of concepts of spatial development of the northern Black Sea region.
Потребность в отдыхе у человека является базовой, поэтому, несмотря на влияние пандемии коронавируса, по всему миру прослеживается восстановление туризма, особенно внутренних направлений. В России стало очевидным отсутствие достаточного уровня плотности инфраструктуры, количества и качества средств размещения туристов даже в самых востребованных регионах, - например, в Северном Причерноморье [1].
В то же время туризм взаимодействует с окружающей средой по модели «природа - население - хозяйство», поэтому неорганизованная и массовая его формы приводят к деградации среды вместо синергетическо-го воздействия на другие региональные отрасли экономики [4]. На территории Северного Причерноморья сложился ряд проблем, вызванных воздействием массового туризма. Так, в одном случае, принятые модели застройки в рекреационных зонах ведут к отрыву туристических комплексов, работающих на местных ресурсах, от городских ландшафтов, не способствуя развитию городской ткани и взаимодействию с местными инициативами [3]. В другом - приводят к хаотичной застройке береговых линий и природных территорий, визуально загрязняя среду, расползаясь за границы поселения. Данные факты не могут не оказывать влияние на концепции пространственного развития. Поэтому одно из приоритетных направлений исследования - анализ мирового опыта для последующего проектирования сценариев и моделей туристической инфраструктуры, основанных на устойчивом подходе. Подтверждением актуальности темы является отсутствие сформулированных комплексных стратегий по развитию юга России и недавнее открытие национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», призванного поддержать подобные инициативы.
Для оценки и анализа релевантного опыта проектирования, необходимо сформулировать базу оценочных критериев. Важным ориентиром является концепция «устойчивого туризма», созданная после осмысления всех возможностей и рисков развития отрасли [7, 10].
Ее основные принципы подкрепляются различными междисциплинарными исследованиями: по экономической и рекреационной географии Р. Мендеса; теорией эндогенного развития; работами географа Исаченко Т. Е., исследовавшей возможные факторы деградации и сохранения культурного ландшафта; положениями «типоукладного метода» архитектора Ирины Ирбит-ской.
Обобщая, можно обозначить эти принципы следующим образом:
- Повышение связности элементов и взаимоинтеграция могут содействовать развитию региона и сохранению его культурного ландшафта. Для этого необходимо формирование маршрутов, образованных на общей тематике дестинаций, и их последующее брендирование, основанное на идентичности региона.
- Соблюдение интересов местных сообществ, сохранение самобытности и создание условий, в которых туризм способен поддерживать традиционные виды хозяйственной деятельности, превращая их в объект показа.
- Комплексное планирование, синхронизирующее местные инициативы между собой, необходимое для управления развитием отрасли и контроля массового туризма.
- Повышение качества мест размещения, повышение доступности средствами благоустройства и размещения точек проката экологичных видов транспорта.
- Разумное использование ресурсов и минимизация загрязнения.
Видами туризма, способствующими реализации вышеописанных принципов и способными стать центральной темой, объединяющей объекты на маршруте, являются этнический, экологический, гастрономический, сельский туризм. Также востребованными становятся винные маршруты, которые могут включаться в любой из перечисленных видов, поскольку основываются на характерном для территории укладе жизни, традиционном виде хозяйственной деятельности и под-
держивают местное производство. В то же время для регионов Северного Причерноморья свойственно наличие винного и рекреационного укладов, взаимоинтеграция которых может способствовать как комплексному развитию конкретной территории, так и системы расселения в целом.
Для формирования подходов к проектированию было проанализировано пять энотуристических территорий, расположенных в Италии, Испании, Аргентине, Мексике и Грузии. Выбор был сделан как на основе их месторасположения (Страны Нового и Старого Света) и конкурентных преимуществ этих маршрутов, так и с учетом их нахождения на различных стадиях формирования. Италия и Испания (рис. 1) имеют наиболее развитую туристическую инфраструктуру, Аргентина и Мексика (рис. 2) создают новые проекты в этом направлении, а Грузия только недавно начала поиск решений в области туризма, выбирая свой путь (рис. 3).
1. Strada del vino Bardolino. Бардолино, Венето, Италия. Национальная программа по созданию сети винных маршрутов сформировалась в стране к 2001 году, хотя их массовое появление в большинстве винных регионов пришлось на 1990-е годы. Критерием выбора пути в Бардолино стал факт попадания территории вокруг озера Гарда (единственной из Италии) в топ 10 винных регионов мира за 2019 год. Успеху предшествовала совместная работа шести муниципалитетов и архитектурного бюро LAND [8]. Начиная с 2016 года началась разработка концепции Cammino del Bardolino, распределяющей потоки с побережья вглубь регионов. Основной целью было связать объекты туризма сетью троп и маршрутов, создать структуру, объединяющую шесть городов и расположенные поблизости достопримечательности, винодельни, отели и объекты сельского хозяйства. Весь путь был разделен на 18 трасс различной длины, от 3 до 20 км. Проектом предусматривались решения каждого типа дорог, их благоустройство. Все
маршруты оборудованы информационной навигацией, велодорожками и местами отдыха. Учитывались существующие тропы, их сеть была расширена. Факт того, что отель должен находиться не далее 5 км от основной дороги, стал основой для заполнения образовавшихся лакун. Приоритет отдан велосипедистам и пешеходам. В общей сложности маршрут объединил 60 виноделен, 70 средств размещения и около 130 км пути, выполнив миссию по укреплению связей между географией территории и ее социокультурным и экономическим наполнением.
2. Ruta del vino Rioja Alavesa. Риоха-Алавеса, Испания. Программа развития испанских винных дорог появилась к 2000 году как альтернатива пляжному туризму на побережье. После неудачной попытки организации маршрута в Риоха-Алавеса в 1970-х и создания ACEVIN 1 в 1994 году, в Испании была разработана сертификация винных путей, согласно которой любой маршрут должен быть реструктурирован в соответствии с пятью критериями качества: планирование и управление; субъект (проработка инфраструктуры, доступности общественных услуг и т.д.); производство и маркетинг; туристические услуги; диверсификация винодельческой отрасли. Один из эталонных маршрутов расположен в Риоха-Алавеса. Его создание обеспечило территории мировую известность, сделав самым посещаемым винным регионом [11]. Путь объединяет 15 муниципалитетов, 4 административных совета, 50 виноделен, 20 средств размещения, 23 деревни и виллы, тесно связанных с производством вина D.O.Ca Rioja. Общая протяженность маршрута, связывающего отражающие быт и культуру места объекты, составляет более 200 км. Приоритет отдается велосипеду и общественному виду транспорта. Единого мастер-плана, в отличие от итальянского референса, не существова-
1 Испанская ассоциация винодельческих городов
Рис. 1. Инфраструктура энотуристических маршрутов в Италии (Бардолино) и Испании (Риоха-Алавеса)
ло. Большая часть решений была разработана благодаря инициативе местных предпринимателей, активно подключившихся к формированию имиджа места. Например, владельцы Marques de Riscal, с оглядкой на опыт винодельни «Исиос», которую спроектировал Сантьяго Калатрава, пригласили Фрэнка Гери, повторившего эффект Бильбао и создавшего прецедент формирования новой точки притяжения на существующей винодельне, привлекая таким образом еще больше туристов. В итоге, местная инициатива и грамотное управление привели к мировой узнаваемости и высокой туристической привлекательности территорий, созданию новых дестина-ций за счет характеристик архитектуры.
3. Ruta del vino. Долина Укко, Мендоса, Аргентина. Мендоса - мировой центр производства вина и восьмая международная винная столица, согласно OIV1 (что стало причиной ее выбора для анализа). Регион располагает 75% виноградников страны и большей частью винодельческих предприятий. В Аргентине, в отличие от предыдущих примеров, нет единых винных маршрутов, которые соединяли бы между собой все объекты инфраструктуры и виноделия. Их структура определяется проходящим вдоль всей страны «маршрутом №40». Его создание инициировало Министерство туризма Аргентины, пытаясь стимулировать как международный, так и внутренний туризм на западе страны [5]. Вдоль главной дороги было реконструировано множество региональных трасс. Среди них - путь №89, который является ключевым для винного туризма и проходит сквозь долину Уко, один из субрегионов Мендосы. Здесь отсутствует единый мастер-план, а энотуризм развивается благодаря созданной дорожной инфраструктуре. Трасса объединяет более 100 виноделен и 120 отелей, составляя более 270 км путей. Основным видом транспорта при такой организации туризма служит автомобиль, что является ее недостатком. В то же время, благодаря удобной коммуникации и имеющимся природным ресурсам,
1 Международная организация виноградарства и виноделия
в долине получила распространение типология винного поселка как второго жилья на винограднике, позволяющая совмещать функции рекреации и агротуризма.
4. Ruta del vino de Baja California. Долина Гуадалу-пе, Мексика. Эта территория в Байе является одним из старейших винодельческих районов Нового Света, а ее расположение недалеко от границы с США превращает регион в привлекательное место для международного туризма выходного дня [6]. Критерием выбора стала высокая оценка маршрута: согласно интернет-изданию 10Best, он вошел в топ-10 лучших в Америке за 2021 год. Виноделие в Мексике составляет сравнительно небольшую долю мирового производства, поэтому виноделы привлекают гостей посредством формирования маркетинга через сферу гостеприимства. Этот путь привел к созданию территориального кластера: появилось понимание, что маршруты должны включать различные инфраструктурные объекты, чтобы синергети-ческий эффект от взаимодействия позволил достичь необходимой бизнесу степени коммерциализации. Со временем предприниматели, будучи заинтересованными в устойчивом развитии территории, подключились к формированию кластера. Сейчас он объединяет около 144 частных виноградников, более 100 виноделен и 150 отелей, а также включает пролегающий по территории маршрут длиной около 60 км. Приоритетными видами перемещения внутри долины являются велосипед, аренда гольфкаров, пеший или конный способы передвижения. За ее пределами возможно использование только автомобильного транспорта, что является существенным минусом. Несмотря на начальную стадию формирования энотуристического региона, за счет компактного размещения объектов, вовлеченности сообщества и удобного географического расположения вдоль трассы, туристический поток растет, а маршрут оказывает положительное воздействие на развитие территории.
Рис. 2. Инфраструктура энотуристических маршрутов в Аргентине (Долина Укко) и Мексике (Долина Гуадалупе)
5. «Винные пути Грузии». Кахетия, Грузия. В связи с новыми археологическими открытиями и осознанием успешного мирового опыта в сфере энотуризма, в 2012 году Грузия запустила свой национальный проект винных дорог, опирающийся на ее признание как родины вина. Также местные власти пришли к выводу, что создание маршрутов могло бы способствовать развитию сельских территорий. Поскольку у многих семей имеются винные подвалы и производства, а на территории расположено множество культурных достопримечательностей, то их объединение и снабжение необходимой инфраструктурой могло бы привести к появлению туристического интереса [12]. К 2021 году был начат второй этап проекта: география участников расширилась, была создана электронная база объектов, продолжилось создание навигационной инфраструктуры и карт маршрутов, наконец, началось благоустройство некоторых винных дорог в микрозонах Грузии. Кахетия как винный регион, имеющий свои уникальные способы изготовления вина и сосудов для его выдержки, заложила эту особенность в основу стратегии продвижения. При создании энотуристической территории, власти руководствуются концепцией шести элементов территориального бренда - это туризм, политика, бизнес, культура, люди, экспортные продукты. Маршрут по Кахетии на сегодняшний день доступен лишь для автомобилистов. Он совпадает с основными автотрассами, составляет 200 км и соединяет 100 виноделен, 150 отелей и множество достопримечательностей. Проект винных дорог в Грузии основывается на локальной идентичности, и, несмотря на начальную стадию формирования, стимулирует развитие значимых аспектов, позволяющих винному туризму влиять на развитие территории.
Таким образом, можно выделить различные архитектурные и градостроительные средства, повышающие конкурентоспособность маршрутов:
- связность и доступность объектов размещения (в Италии);
- сформированная концепция развития региона, осуществленная градостроительными средствами (в Аргентине) или реализацией кластерного подхода (в Мексике);
- брендирование, выраженное либо в индивидуальном архитектурном образе объектов (в Испании), либо в образе, основанном на локальной идентичности (в Грузии).
Прослеживается тенденция создания тематических туристических маршрутов и национальных концепций «винных дорог» [9]. Анализ их пространственных схем показал, что важными факторами, определяющими маршрут и объекты на нем, являются: плотность культурных точек притяжения; вариация первоначального аттрактора; особенности геокультурного пространства; состояние дорожной сети.
Планировочно можно выделить несколько стадий развития маршрутных сетей: вначале характерна организация кольцевых-радиальных типов; затем они объединяются центральным линейным; завершающая стадия характеризуется наличием плотной взаимосвязи дести-наций и кластеров, пронизанных несколькими линейными маршрутами, радиально сходящимися к районным центрам. Целесообразная протяженность маршрута внутри района - около 100 км, плотность внутренних связей наращивается до 5-10 км между средствами размещения или пунктом каршеринга, преодолеваемыми пешком [8]. Якорная функция определяет два типа развития: создание промышленно-рекреационных и рекреационно-про-мышленных кластеров. Первый вариант предполагает развитие сети объектов общественного назначения, необходимых для комфортного отдыха. Второй - заполнение лакун недостающими объектами гостеприимства на участке маршрута. Для наиболее развитых концепций характерно наличие комплексных мастер-планов, синхронизирующих проекты между собой [7].
Выявленные тенденции, такие как: развитие дестина-ций на маршрутах, комплексное мастер-планирование,
Рис. 3. Инфраструктура энотуристического маршрута в Грузии (Кахетия)
опора на культурный ландшафт и инициативы местных сообществ, обеспечение устойчивости и экологичности сооружений, транслирование или формирование идентичности в образах объектов гостеприимства, - соответствуют критериям концепции устойчивого туризма и могут быть применены при стратегическом планировании винных регионов юга России и Северного Причерноморья в целом, с учетом их особенностей.
Список цитируемой литературы:
1. Белова, Д. Курорты России не справляются с потоком, а туроператоры опять переносят туры / Д. Белова // Экономика сегодня : [сайт]. - Опубликовано 11 июня 2021 г. - URL: https://rueconomics.ru/523918-kurorty-rossii-ne-spravlyayutsya-s-potokom-a-turoperatory-opyat-perenosyat-tury (дата обращения: 03.05.2022).
2. Ирбитская, И. Коммуникабельные города / Ирина Ирбит-ская // Типоукладный подход к сохранению и устойчивому развитию культурного наследия Кишинева : тезисы доклада, 2018-2019, Кишинев, Молдова. - Guvernul Republicii Moldova. Ministerul Economiei : [официальный сайт]. - Опубликовано 6 июня 2021 г. - URL: https://mei.gov.md/sites/default/files/irbi-tskaya_communicable_cities_12.11.2019.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
3. Исаченко, Т. Е. Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта / Т. Е. Исаченко // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2014. - №1. - С. 61-68. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/etnicheskiy-turizm-kak-faktor-degradatsii-i-sohraneniya-traditsionnogo-kulturnogo-landshafta (дата обращения: 02.05.2022).
4. Budovsky, G. Tourism and environmental conservation: Conflict, coexistence, or Symbiosis / G. Budovsky // Environmental conservation. - 1976. - Vol. 3 (1). - Pp. 27-31. - URL: https:// www.semanticscholar.org/paper/Tourism-and-Environmental-Conservation%3A-Conflict%2C-Budowski/7fe92896b91789ccfc 48dbba3c49d3279156ca81 (дата обращения: 02.05.2022).
5. Caminos del vino en Argentina // El portal de Mehdoza : [official website]. - URL: http://elportaldemendoza.com/
blog/caminos-del-vino-en-argentina/ (fecha de la aplicación: 03.05.2022).
6. Fernández, A. G. Wine Tourism and Wine Marketing in Family-Owned Micro Wineries in Guadalupe Valley / Adrian García Fernández, Lino Meraz Ruiz, Eduardo Raúl Díaz Gómez // Rosa dos Ventos / Universidade de Caxias do Sul. - Brasil, 2018. -Vol. 10, No. 4. - Pp. 690-705. - URL: https://www.redalyc.org/ journal/4735/473557643004/473557643004.pdf (date of access: 02.05.2022).
7. Gambarota, D. M. El turismo como estrategia de desarrollo local / Daniela Melisa Gambarota, María Amalia Lorda // Revista Geográfica Venezolana. - 2017. - Vol. 58, Núm. 2. - Pp. 346-359. - URL: https://www.redalyc.org/jatsRepo/3477/347753793006/html/index. html (fecha de la aplicación: 03.05.2022).
8. Il Cammino del Bardolino : progetto preliminare // Costermano sul Garda : sito ufficiale. - URL: https://www.costermanosulgarda. eu/cammino-del-bardolino/progetto-preliminare-relazione-illu-strativa/ (data della domanda: 03.05.2022).
9. López-Guzmán, T. Wine routes in Spain: A case study / Tomás López-Guzmán, Sandra María Sánchez Cañizares, Rodríguez García // Tourism: An international Interdisciplinary Journal. - 2009.-Vol. 57, № 4. - Pp. 421-434. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/44131505_Wine_routes_in_Spain_A_case_study (date of access: 03.05.2022).
10. Mele, B. Somnium: la casa a portata di viaggio : una tesi per il corso di Laurea Magistrale in Architettura per il Progetto Sostenibile / Beatrice Mele ; Politecnico di Torino. - Torino, 2020 // Politecnico di Torino : [official website]. - URL: https://webthesis.biblio.polito. it/11958/1/tesi.pdf (data della domanda: 03.05.2022).
11. Ruta del Vino de Rioja Alavesa : [official website]. - URL: https:// www.rutadelvinoderiojaalavesa.com (date of access: 02.05.2022).
12. ^95^5830^0, u. Q3oBob o^i^otiCob
Cobo a¿B3°OT56g5ob : 3gAb3gJO°30^° bi;j5AOT3g^ro3o : bili^ob^Aro BiclAroCo
M^igoob / b<rogo3<ro b¿9¿^¿S3o<™o; o3¿Bg x¿3¿boS3o^ob bibg^m&ob rn&o^obob bibgi^C^ogro. — rn&o^obo, 2018 // openscience.ge : Digital Repository of Georgian Scientific Works. -URL: https://openscience.ge/bitstream/1/1511/1/samagistro%20 samadashvili.pdf (date of access: 02.05.2022).
Е. С. Карпова 10.24412/cl-35672-2022-1-0078
E. S. Karpova
Практический потенциал «субтрактивного подхода» в реконструкции объектов культурного наследия The practical potential of "subtractive withdrawal" in the reconstruction of cultural heritage sites
Ключевые слова: субтрактивный подход, утраты, адаптация исторических сооружений, реконструкция объектов культурного наследия, теория реставрации, архитектурная практика.
Keywords: subtractive approach, loss, adaptation of historical buildings, reconstruction of cultural heritage, theory of preservation and conservation, architectural practice.
Аннотация: Статья посвящена вопросам разрушения исторических сооружений, проблемам и потенциалу утрат в сфере наследия. Естественные разрушения и намеренная деконструкция рассматриваются как архитектурный метод в области реконструкции историко-культурного наследия. На основе анализа практического опыта исследуется и уточняется содержание теоретического понятия «субтрактивный подход».
Abstract: The article is devoted to the destruction of historical buildings, problems and potential losses in the field of heritage. Natural destruction and intentional deconstruction are considered as an architectural method in the field of reconstruction of historical and cultural heritage. Based on the analysis of practical experience, the content of the theoretical concept of "subtractive approach" is investigated and clarified.
В 2020 году в книге Preservation and Social Inclusion было мнению авторов, обозначенный подход сосредотачива-введено понятие «субтрактивного» подхода. Согласно ется на возможностях удаления исторических матери-