опора на культурный ландшафт и инициативы местных сообществ, обеспечение устойчивости и экологичности сооружений, транслирование или формирование идентичности в образах объектов гостеприимства, - соответствуют критериям концепции устойчивого туризма и могут быть применены при стратегическом планировании винных регионов юга России и Северного Причерноморья в целом, с учетом их особенностей.
Список цитируемой литературы:
1. Белова, Д. Курорты России не справляются с потоком, а туроператоры опять переносят туры / Д. Белова // Экономика сегодня : [сайт]. - Опубликовано 11 июня 2021 г. - URL: https://rueconomics.ru/523918-kurorty-rossii-ne-spravlyayutsya-s-potokom-a-turoperatory-opyat-perenosyat-tury (дата обращения: 03.05.2022).
2. Ирбитская, И. Коммуникабельные города / Ирина Ирбит-ская // Типоукладный подход к сохранению и устойчивому развитию культурного наследия Кишинева : тезисы доклада, 2018-2019, Кишинев, Молдова. - Guvernul Republicii Moldova. Ministerul Economiei : [официальный сайт]. - Опубликовано 6 июня 2021 г. - URL: https://mei.gov.md/sites/default/files/irbi-tskaya_communicable_cities_12.11.2019.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
3. Исаченко, Т. Е. Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта / Т. Е. Исаченко // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2014. - №1. - С. 61-68. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/etnicheskiy-turizm-kak-faktor-degradatsii-i-sohraneniya-traditsionnogo-kulturnogo-landshafta (дата обращения: 02.05.2022).
4. Budovsky, G. Tourism and environmental conservation: Conflict, coexistence, or Symbiosis / G. Budovsky // Environmental conservation. - 1976. - Vol. 3 (1). - Pp. 27-31. - URL: https:// www.semanticscholar.org/paper/Tourism-and-Environmental-Conservation%3A-Conflict%2C-Budowski/7fe92896b91789ccfc 48dbba3c49d3279156ca81 (дата обращения: 02.05.2022).
5. Caminos del vino en Argentina // El portal de Mehdoza : [official website]. - URL: http://elportaldemendoza.com/
blog/caminos-del-vino-en-argentina/ (fecha de la aplicación: 03.05.2022).
6. Fernández, A. G. Wine Tourism and Wine Marketing in Family-Owned Micro Wineries in Guadalupe Valley / Adrian García Fernández, Lino Meraz Ruiz, Eduardo Raúl Díaz Gómez // Rosa dos Ventos / Universidade de Caxias do Sul. - Brasil, 2018. -Vol. 10, No. 4. - Pp. 690-705. - URL: https://www.redalyc.org/ journal/4735/473557643004/473557643004.pdf (date of access: 02.05.2022).
7. Gambarota, D. M. El turismo como estrategia de desarrollo local / Daniela Melisa Gambarota, María Amalia Lorda // Revista Geográfica Venezolana. - 2017. - Vol. 58, Núm. 2. - Pp. 346-359. - URL: https://www.redalyc.org/jatsRepo/3477/347753793006/html/index. html (fecha de la aplicación: 03.05.2022).
8. Il Cammino del Bardolino : progetto preliminare // Costermano sul Garda : sito ufficiale. - URL: https://www.costermanosulgarda. eu/cammino-del-bardolino/progetto-preliminare-relazione-illu-strativa/ (data della domanda: 03.05.2022).
9. López-Guzmán, T. Wine routes in Spain: A case study / Tomás López-Guzmán, Sandra María Sánchez Cañizares, Rodríguez García // Tourism: An international Interdisciplinary Journal. - 2009.-Vol. 57, № 4. - Pp. 421-434. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/44131505_Wine_routes_in_Spain_A_case_study (date of access: 03.05.2022).
10. Mele, B. Somnium: la casa a portata di viaggio : una tesi per il corso di Laurea Magistrale in Architettura per il Progetto Sostenibile / Beatrice Mele ; Politecnico di Torino. - Torino, 2020 // Politecnico di Torino : [official website]. - URL: https://webthesis.biblio.polito. it/11958/1/tesi.pdf (data della domanda: 03.05.2022).
11. Ruta del Vino de Rioja Alavesa : [official website]. - URL: https:// www.rutadelvinoderiojaalavesa.com (date of access: 02.05.2022).
12. ^95^5830^0, u. Q3oBob o^i^otiCob
Cobo a¿B3°OT56g5ob : 3gAb3gJO°30^° bi;j5AOT3g^ro3o : bili^ob^Aro BiclAroCo
M^igoob / b<rogo3<ro b¿9¿^¿S3o<™o; o3¿Bg x¿3¿boS3o^ob bibg^m&ob rn&o^obob bibgi^C^ogro. — rn&o^obo, 2018 // openscience.ge : Digital Repository of Georgian Scientific Works. -URL: https://openscience.ge/bitstream/1/1511/1/samagistro%20 samadashvili.pdf (date of access: 02.05.2022).
Е. С. Карпова 10.24412/cl-35672-2022-1-0078
E. S. Karpova
Практический потенциал «субтрактивного подхода» в реконструкции объектов культурного наследия The practical potential of "subtractive withdrawal" in the reconstruction of cultural heritage sites
Ключевые слова: субтрактивный подход, утраты, адаптация исторических сооружений, реконструкция объектов культурного наследия, теория реставрации, архитектурная практика.
Keywords: subtractive approach, loss, adaptation of historical buildings, reconstruction of cultural heritage, theory of preservation and conservation, architectural practice.
Аннотация: Статья посвящена вопросам разрушения исторических сооружений, проблемам и потенциалу утрат в сфере наследия. Естественные разрушения и намеренная деконструкция рассматриваются как архитектурный метод в области реконструкции историко-культурного наследия. На основе анализа практического опыта исследуется и уточняется содержание теоретического понятия «субтрактивный подход».
Abstract: The article is devoted to the destruction of historical buildings, problems and potential losses in the field of heritage. Natural destruction and intentional deconstruction are considered as an architectural method in the field of reconstruction of historical and cultural heritage. Based on the analysis of practical experience, the content of the theoretical concept of "subtractive approach" is investigated and clarified.
В 2020 году в книге Preservation and Social Inclusion было мнению авторов, обозначенный подход сосредотачива-введено понятие «субтрактивного» подхода. Согласно ется на возможностях удаления исторических матери-
алов и конструкций с целью реализации социальной функции наследия [3, с. 198]. Также признается факт, что существует практика разрушения исторических сооружений [2]. Проблема удаления исторических материалов и конструкций актуальна сегодня, т. к. число памятников продолжает увеличиваться, и их содержание становится все более затруднительным с финансовой точки зрения [1]. Такое положение вещей выявляет следующие конфликты: с одной стороны, наследие, хотя и находится под охраной, подвергается незаконному сносу или медленно разрушается под действием сил природы. С другой — уничтожение исторической материи, хотя и противоречит классической европейской теории реставрации, все же имеет место в современной практике реконструкции исторических сооружений.
Для архитектуры субтрактивный подход представляет интерес как инструмент устранения противоречий между сохранением исторической материи, которое требует дополнительного финансирования, и развитием, которое определяется имеющимися возможностями и потребностями. То есть интерес представляют методы субтрактивного подхода, которые были бы приемлемы с теоретической точки зрения и наносили бы минимальный ущерб в практическом отношении.
Рассмотрим две группы примеров. В первую очередь обратимся к реконструкциям, где творческая деятельность архитектора проявляется в осмыслении уже существующих утрат:
Интересным примером является Кафетерий в здании Арсенала в Касселе, где утраты стали частью архитектурно-художественного образа, но не решали конкретных социальных задач.
Ренессансный Арсенал, заложенный в 1582 году, сильно пострадал во время бомбардировки 1943 года. В послевоенные годы в здании образовалась стихийная свалка. В 1972 году администрация снесла две трети Арсенала и выстроила на освободившейся территории новый школьный корпус. Однако это не решило проблему запущенности, и свалка просто переместилась в сохранившуюся часть Арсенала. Проблему асоциального использования удалось решить только в 1980-90-е годы за счет того, что Арсенал был признан памятником и законсервирован, а на расчищенной территории был возведен кафетерий для студентов и местных жителей.
Проект кафетерия был предложен местным жителем и директором строительного департамента Гансом-Иоа-кимом Нойкатером. Он разрабатывался в 2008 году при активном участии местного сообщества. Прямоугольное в плане дополнение имеет 3 уровня, минимальное количество опор и мезонин вместо верхнего этажа. Эти приемы и широкое использование стекла максимально облегчили современную конструкцию. Кафетерий не касается Арсенала, а фундамент приподнят на решетке, благодаря чему историческая кладка остается открытой для зрителей. Таким образом, был создан призрачный объем, который не искажает руину, и в то же время способствует сохранности и позволяет пресечь попытки вандализма.
В данном примере можно отметить, что активное вмешательство жителей позволило восстановить историко-культурную значимость Арсенала и решить актуальные проблемы использования. Утраты же, хоть и были введены в архитектурно-художественный образ, не решали конкретных социальных и бытовых задач, но позволяли посетителям кафетерия принять факт утраты былого величия и созерцать картину естественного распада (рис. 1 а, б).
Другим примером, иллюстрирующим исключительно архитектурно-художественное отношение к утратам, служит францисканский Монастырь cвятого Франциска. Он был выстроен между 1721 и 1729 годами в испанском городке Сантпедор. Он состоял из трех зданий и церкви в стиле барокко. В 1835 году конфискованный у ордена монастырь был разграблен и разрушен. Позднее он использовался как больница, склад, скотобойня, как жилые дома и церковно-приходская школа. Реконструированная в 1956 году церковь была признана объектом культурного наследия и адаптирована под нужды дома культуры. В 1979 году град повредил крышу постройки, отчего здание пришло в негодность и опустело почти на 30 лет.
Рис. 1. Реконструкция ОКН. Утраты как часть архитектурного образа: а - Кафетерий в руине Арсенала. Фото Constantin Meyer. Источник: https://www.baunetz.de/meldungen/Meldungen-Eroeffnung_ einer_Cafeteria_in_Kassel_743734.html?bild=1). б - Монастырь святого Франциска. Фото: Jordi Surroca. Источник: https://davidcloses.wordpress.com/2012/05/18/convent-de-sant-francesc-2/#jp-carousel-474)
В начале 1990-х годов монастырь был передан Институту Ауро. В 1996 году все сооружения за исключением церкви и фрагмента стены, которые входили в предмет охраны, были снесены и на их месте возвели институтский учебный корпус. Церковь была реконструирована между 2003 и 2011 годами под руководством Дэвида Клозеса. К моменту реконструкции были утрачены хор, фрагменты сводов нефа и часовен.
Дэвид Клозес обратил внимание на выдающиеся пространственные качества интерьера, а также на свет и воздух, заполнившие помещение благодаря пролому в крыше. Кроме того, перед ним стояла задача дополнить постройку площадями, необходимыми для организации современных сценариев использования. В результате провал в кровле был перекрыт фонарем, интерьер центрального нефа сохранен как единое пространство, а необходимые дополнения - частично расположены за пределами церкви и выполнены с использованием подчеркнуто контрастных материалов.
В данном примере потенциал утрат был раскрыт в образе, без взаимосвязи с социальной функцией наследия. Такой метод вмешательства сохраняет значимые историко-культурные качества здания, а также интегрирует в образ документальную ценность и ценности новизны.
В другой группе примеров утраты создаются целенаправленно и намеренно вводятся архитекторами в проект реконструкции.
Значимым примером представляется Бункер 599, который намерено подвергается разрушению, чтобы полнее раскрыть его военно-историческую и культурную ценность. Он был выстроен вблизи Амстердама в 1940 году как элемент серии оборонительных сооружений Новой Голландской Ватерлинии, которая последовательно возводилась с 1815 по 1940 год и предназначалась для того, чтобы затопить часть Голландии. В 2014 году Новая Голландская Ватерлиния стала национальным объектом культурного наследия, состоящим из 700 рукотворных сооружений. Однако большинство построек не обладает ни социальной значимостью, ни художественной ценностью, они остаются заброшенными со времен окончания Второй мировой войны и содержатся на государственные средства.
В 2010 году ландшафтный архитектор Рональд Рит-вельд и художник Эрик де Лион 1 на основе бункера создали туристическую достопримечательность. Они разрезали постройку на части и удалили центральный фрагмент. Сквозь здание был проложен пешеходный маршрут, который спускается с верхнего берега, проходит сквозь укрытие, затем превращается в пристань и, наконец, в две оси деревянных стоек, которые заканчиваются там, где был бы уровень воды в случае затопления. В результате посетители смогли увидеть типичное внутреннее пространство группового укрытия и оценить масштаб возможных изменений в ландшафте. Кроме того, реконструкция не помешала включить весь военно-исторический ансамбль в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть линии обороны Амстердама.
1 RAAAF и Atelier de Lyon
В данном случае объект культурного наследия был дополнен актуальными аспектами ценности: социокультурной, образовательной и художественной. В результате такой интерпретации типовое утилитарное сооружение стало скульптурным объектом, а его значимость после реконструкции возросла.
И, наконец, рассмотрим широко известный центр искусств CaixaForum в Мадриде, где реконструкция первоначального архитектурного замысла была проведена ради интеграции актуальных социальных, культурных и экономических ценностей. Южная электростанция была выполнена Хосе Балье в неомавританском стиле в 1899-1900 годах и частично реконструирована Моде-сто Лопесом Отеро в 1916 году. В XX веке она была признана объектом культурного наследия местного значения, предмет охраны составляли внешние стены и их художественно-стилистическое решение. Постройка была заброшена в 1990-е годы. Кроме того, к концу ХХ века в центральной части Мадрида не осталось территорий для развития, и реконструкция исторических сооружений стала необходимостью. В результате, электростанция была реконструирована Herzog & de Meuron в 2003-2008 годах ради улучшения качества городской среды и создания современной культурно-общественной доминанты.
Рис. 2. Намеренная деконструкция объекта как часть проекта реконструкции: а - Бункер 599. Фото RAAF. Источник: https://www.archdaily. com/256984/bunker-599-rietveld-landscape?ad_source=search&ad_
medium=search_result_all). б - CaixaForum. Источник: Eva Benson. Caixa Forum by Herzog and de Meuron. URL: https://startuptemplesjsu.files.wordpress. com/2016/02/caixa-forum-madrid_herzog-demeuron.pdf
В ходе преобразования, во-первых, были созданы востребованные городские пространства: в первую очередь был удален цоколь, а на его месте была организована общественная площадь. Дополнительные пространства удалось высвободить за счет сада электростанции, сноса автозаправки и высвобождения нынешней Plaza de las Letras, которая появилась после пожара 2004 года. Во-вторых, сложился совершенно новый образ на основе исторического сооружения. На ритмичный рисунок исторического фасада были наложены абстрактно расположенные оконные проемы, электростанция была надстроена контрастным объемом из перфорированного металла, который является современной метафорой старого окружения, а на стене соседнего здания был организован вертикальный сад.
В данном случае целенаправленное удаление цоколя позволило создать общественные пространства и внести вклад в совершенствование транспортно-пешеходной инфраструктуры. Включение объекта реконструкции в транспортно-пешеходную и туристическую стратегии городского развития позволило обосновать формальное отношение к предмету охраны.
В свете сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, можно разграничить субтрактивный подход и иные ситуации, связанные с разрушением памятников. Например, разрушения Арсенала и монастыря святого Франциска были связаны с финансовыми аспектами сферы наследия и применялись в отрыве от архитектурного проекта реконструкции, а деконструкция (в Бункере 599 и CaixaForum) являлась творческим действием и представляла собой неотъемлемую часть проекта реконструкции, способствуя решению конкретных задач. В Бункере решалась проблема популяризации наследия и его поддержания, а в CaixaForum были решены некоторые градостроительные задачи, которые повысили уровень комфорта для местных жителей. Таким образом, рассмотренные примеры подтверждают, что в архитектурной практике субтрактивный подход связан с проблемой реализации социальной функции.
Во-вторых, проанализированный материал позволяет определить область применения субтрактивного подхода. Можно заметить, что использование деконструкции возможно только на объектах наследия местного значения или на типовых исторических постройках, то
есть в тех случаях, где социальный потенциал памятника сопоставим с его историко-культурной и художественной ценностью.
В-третьих, можно выявить допустимые стратегии субтрактивного подхода. CaixaForum является примером включения новых нарративов. Бункер 599 представляет собой художественно-эстетическую репрезентацию объекта, которая делает историю более понятной и привлекательной для публики. Однако уже сейчас можно выявить исключение в применении субтрактивного метода. Согласно материалам книги Préservation and Social Inclusion, «реинтерпретация (исторических событий. - Е. К.) остается недоказанным путем к репрезентативной справедливости» [3, с. 197], так как в этом случае история корректируется на политическом уровне. В архитектурной практике отсутствуют подобные примеры, что можно считать подтверждением данного заявления.
В заключение отметим, что приведенные примеры говорят о сложностях решения проблем наследия в рамках городского бюджета, перегруженного социально-экономическими проблемами города. Опыт введения понятия «субтрактивного подхода» во многом мотивирован этой проблемной коллизией. Авторы нового термина вынуждены сами говорить о недоказанной корректности рассматриваемого приема. Очевидно, что затронута важная тема городской жизни, и что она еще далека до успешного решения. Однако осмысленное отношение к утратам может обладать существенным потенциалом для развития местного сообщества.
Список цитируемой литературы:
1. Управление объектами всемирного культурного наследия : [информационное руководство] / Г. Виджесурия, Дж. Томпсон, К. Янг [и др.]. - Париж : Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), 2013. - URL: http://icomos.org.ru/images/docs/ upravlenie_objektami_vsemirnogo_kulturnogo_nasledija-1.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
2. Otero-Pailos, J. Experimental Preservation / J. Otero-Pailos. - DOI: 10.22269/1609137 // Places Journal. - 2016. - URL: https://plac-esjournal.org/article/experimental-preservation/?cn-reloaded=1#0 (дата обращения: 20.10.2021).
3. Preservation and Social Inclusion / E. Avrami (ed.). - New York : Columbia Books on Architecture and the City, 2020. - URL: https:// www.arch.columbia.edu/books/reader/503-preservation-and-so-cial-inclusion (date of access: 20.10.2021).