ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
УДК 339
АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОЗИЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
Самощенкова Ирина Федоровна
старший преподаватель Бувина Ирина Васильевна
студент
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орел
Гаранкина Римма Юрьевна
кандидат фармацевтических наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва
Аннотация. Рассматривается комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с импортозамещением, а также взаимосвязи перечня ЖНВЛП и минимального ассортимента лекарственных препаратов. При написании статьи учитывались статистические показатели наличия локальных и импортных лекарственных препаратов, а также показатели, принимаемые во внимание при составлении минимального перечня ЛП. В данной работе были рассмотрены изменения, вступившие в силу с 1 марта 2016 года на основании распоряжения Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 2724-р.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, импортозамещение лекарственных препаратов, минимальный ассортимент, перечень ЖНВЛП, АВС-анализ, аптечный сегмент, аптечные организации.
THE ANALYSIS OF THE COMPULSORY MINIMUM RANGE
OF THE PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS FROM AN IMPORT SUBSTITUTION POSITION ON THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET
Samoshchenkova Irina Fedorovna
senior lecturer Buvina Irina Vasilevna
student
I.S. Turgenev Oryol state university, Oryol Garankina Rimma Yur'evna
candidate of pharmacy I.M. Sechenov First MGMU, Moscow
Abstract. In the article the complex of theoretical and practical issues connected with import substitution, as well as interrelations of the list of vital and essential medicines and the minimum range of medicines are examined. Statistical indicators of availability of local and import medicines, and also the indicators taken into account by drawing up the minimum list of medicines are considered. In this work the changes that have come into force on 1 March 2016 by the order of the Government of the Russian Federation dated 26 December 2015 № 2724-r are taken into account.
Key words: pharmaceutical market, import substitution of medicines, the minimum range, the list of vital and essential medicines, ABC-analysis, pharmaceutical segment, pharmaceutical organizations.
Ассортимент аптечной организации - это перечень товаров, находящихся в аптеке и предназначенных для продажи.
В соответствии с п. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством РФ и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи [5]. Минимальный перечень разрабатывается с целью обеспечить возможность доступа пациентов к наиболее востребованным и необходимым для оказания медицинской помощи лекарственным препаратам, наличие которых обязательно в аптечных организациях [2].
С 1 марта 2016 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 2724-р, в котором утверждены: перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, а также минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи и перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофи-зарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Как и ранее, новый перечень Минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, разбит на два раздела:
• раздел I - для аптек (готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов);
• раздел II - для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность [10].
В то же время, в минимальный ассортимент не включаются: лекарственные препараты, находящиеся в перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ; входящие в перечень лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету; входящие в списки сильнодействующих и ядовитых веществ; лекарственные средства в лекарственных формах для инъекционного, инфузионного введения, имплантации, кроме растворителей; лекарственные средства, применение которых предназначено для оказания специализированной медицинской помощи.
В новый минимальный ассортимент дополнительно включены два лекарственных препарата (имеют российских производителей), число международных непатентованных наименований лекарственных препаратов увеличено с 68 до 70 наименований [4].
Формирование обязательного перечня в значительной степени определено правовыми ограничениями и требованиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими обращение лекарственных средств и иных товаров медицинского назначения [2].
При формировании минимального ассортимента лекарственных препаратов учитываются следующие принципы:
- государственная регистрация лекарственных препаратов;
- эффективность и безопасность лекарственных препаратов при использовании для предотвращения и облегчения симптомов заболевания, а также лечения легких, неосложненных форм заболеваний, которые не требуют сложных методов диагностики и лечения при использовании всеми возрастными группами населения;
- возможность безопасного самостоятельного применения лекарственных препаратов пациентами в амбулаторных и домашних условиях при отсутствии необходимости регулярных консультаций и наблюдения со стороны врача (или фельдшера). Формирование минимального ассортимента основано на оценке эффективности ЛП, которые входят в данный перечень, и осуществляют с помощью следующих методов анализа:
1. АВС - анализ / объемно-стоимостной,
2. VEN - анализ.
Российская экономика сегодня переживает не самые стабильные времена. В значительной мере это связано с большой зависимостью отдельных отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. В связи с этим, в фармацевтическом секторе экономики становится особенно актуальным импортозамещение [1].
Нами проанализирован перечень ЖНВЛП. На сегодняшний день он состоит из 567 МНН ЛП, из которых 93 (16 % в количественном выражении) производятся только локальными компаниями, 207 (37 %) - только иностранными, а 267 (47 %) выпускаются как локально, так и за рубежом.
Существующий обязательный ассортиментный перечень содержит 60 МНН, 102 позиции лекарственных форм, 398 торговых наименований 148 из которых отечественного производства, 276 импортные, 28 производятся в странах ближнего зарубежья, 17 позиций обязательного ассортиментного перечня не производятся в России, 16 позиций лекарственных форм представлены на российском рынке исключительно отечественным производителем.
Приближаясь к основному вопросу, остановимся на исследовании аналитической компании DSM Group по ведущим импортируемым позициям и ведущим импортерам по итогам 2015 года [6].
Таблица 1
Т0П-10 корпораций-производителей ГЛС по доле в аптечных продажах в России (в стоимостном выражении) за 2015 год
Рейтинг Компания-производитель Доля от стоимостного объема продаж, руб., % Доля от натурального объема продаж, руб., %
1 NOVARTIS 6,23% 3,11%
2 SAN О FI-AVENUS 5,18% 2,31%
3 BAYER 4,03% 1,29%
4 TAKEDA 3,43% 2,16%
5 TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES LTD 2,96% 2,30%
6 BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/ 2,88% 1,89%
7 ОТИСИФАРМ ОАО 2,77% 2,76%
8 SERVIER 2,70% 0,82%
9 ABBOTT GMBH &. CO.KG 2,49% 0,71%
10 GEDEON RICHTER 2,38% 1,62%
Исходя из таблицы 1, преобладают в численности импортные предприятия, что говорит о приверженности потребителей к данным корпорациям и их выпускаемым препаратам [6].
Доля отечественных и импортных производителей в фармацевтическом секторе продаж ЛП минимального ассортимента за 2014 г.
Россия
□ Зарубежные страны
Рис. 1. Доля отечественных и импортных производителей в фармацевтическом секторе продаж ЛП минимального ассортимента за 2015 год
Если принять во внимание изменение экономической политики государства, социальная направленность деятельности аптечных организаций утрачивается, и на первое место все чаще выходят коммерческие интересы собственников [8]. В этой связи можно сопоставить минимальный ассортимент с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Перечень ЖНВЛП ежегодно утверждается Правительством РФ в целях лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ [10].
Проведя данный анализ, можно сделать вывод о том, что лекарственные препараты, входящие в список ЖНВЛП полностью дублированы в минимальном ассортименте.
Анализ минимального ассортимента с перечнем ЖНВЛП
■ Доля ЛП, входящих в перечень ЖНВЛП
■ Остальные ЛП
Рис. 2. Анализ минимального ассортимента с перечнем ЖНВЛП
Это говорит о том, что несмотря на значимость жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для обеспечения доступности лекарственной помощи, для аптечных организаций не закреплена обязательность их присутствия в минимальном перечне лекарственных препаратов, что не сможет привести к удалению из ассортимента аптечных организаций «неудобных» товаров, для которых предусмотрены дополнительные расходы на организацию их хранения и учета, препаратов
с низкой стоимостью, затраты на продвижение и реализацию, которых значительно превышают доходы от их реализации. Тем самым доступность ЖНВЛП для населения снижаться не будет [8].
Но, для обеспечения полной доступности лекарственной помощи населению целесообразно формировать перечень ЖНВЛП, в котором важно делать отметки, регламентирующие использование препаратов (например, «для стационарной медицинской помощи», «для амбулаторной медицинской помощи», «минимальный ассортимент для аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, для индивидуальных предпринимателей» и др.), совмещая, предназначение двух перечней - перечня ЖНВЛП и обязательного для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей минимального ассортимента лекарственных препаратов.
Фармацевтическая аудитория сегодня переживает не самые стабильные времена, что связано с зависимостью от зарубежных поставщиков. С этой целью фармацевтические структуры одобряют и поддерживают рыночное вытеснение зарубежных медикаментов российскими аналогами. Причем наиболее известные отечественные производители уже внедряют программы по замещению импортной продукции препаратами российского производства. Однако до настоящего времени нет достаточно четкой картины и взвешенного анализа импортозамещающих тенденций [3].
Импортозамещение - это процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны [1]. Данный процесс может носить упреждающий или же реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок. Во втором же происходит вытеснение иностранцев с соответствующих сегментов [7].
Импортозамещение в минимальном ассортименте на отечественные аналоги
■ Незаменяемые ЛП
■ Заменяемые ЛП
Рис. 3. Импортозамещение в минимальном ассортименте
на отечественные аналоги
Анализируя минимальный ассортимент, можно сказать о том, что заменить импортные препараты на отечественные возможно на 87 %.
Если правительство России будет системно заниматься созданием благоприятных условий для отечественных производителей лекарственных препаратов и поддержке высокотехнологичных производств фармацевтических субстанций для создания лекарственных препаратов [3]. То даже за десятилетие можно будет подняться на высокий уровень. Но на полную замену импортных медикаментов потребуется не меньше 20 лет
Таким образом, импортозамещение - это, согласно распространенной трактовке, процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны. Проанализировав минимальный ассортимент, можно сказать о том, что заменить импортные препараты на отечественные возможно на 87 %.
Сопоставив новый минимальный ассортимент с перечнем ЖНВЛП, можно сделать вывод о том, что лекарственные препараты, входящие в
[1].
список ЖНВЛП полностью дублированы в минимальном ассортименте. Это говорит о том, что несмотря на значимость жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для обеспечения доступности лекарственной помощи, для аптечных организаций не закреплена обязательность их наличия в минимальном ассортименте лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, что не сможет привести к удалению из ассортимента аптечных организаций «неудобных» товарных позиций, для которых предусмотрены дополнительные затраты на организацию их хранения и учета, препаратов с невысокой стоимостью, затраты на продвижение и реализацию которых превышают доходы от их реализации.
Список использованных источников
1. Бурко Р.А. Роль импортозамещения в экономике России. 2013. № 11.
2. Невинная И.С. Аптечный минимум. 2010. № 5310.
3. Перегородиева Л.Н. Стратегия импортозамещения в России // Экономика. 2012. № 1.
4. Тарасевич В.Н., Новикова Н.В., Солонинина А.В. и др. Правовое формирование ассортимента товаров в аптечных организациях // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
6. Аналитическая компания DSM-group. URL: http://www.dsm.ru (дата обращения: 23.01.2016).
7. Информационная компания Ремедиум. URL: http://www.remedium.ru (дата обращения: 15.02.2016).
8. Исследовательский центр IMS Health. Режим доступа: http://www.imshealth.com (дата обращения: 01.02.2016).
9. Министерство здравоохранения РФ. URL: http://www. minzdravsoc.ru
10. Информационно-аналитическая газета: «Фармацевтический вестник». URL: http://www.pharmvestnik.ru (дата обращения: 03.03.2016).
11. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.02.2016).
12. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. URL: http://www.roszdravnadzor.ru (дата обращения: 14.01.2016).