12.3. АНАЛИЗ ОБЩЕГО УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЮМЕНИ
Боярских Артем Викторович, к. соц.н., доцент. Должность: заместитель директора по работе с территориями, набору и рекламе. Место работы: Тюменский Государственный университет, Институт дистанционного образования. E-mail: [email protected] Аннотация: В статье рассматриваются факторы социально-экономического развития Тюменского региона. По мнению автора, при высоком потенциале инноваций Тюменского региона социальноэкономическое развитие инновационного бизнеса затруднено существующей системой бюджетного, налогового, патентного законодательства, которая на практике не поддерживает новации и новаторов, хотя должна стимулировать их.
Ключевые слова: регион, социально-
экономическое развитие, инновационная деятельность, институциональные структуры.
ANALYSIS OF THE COMMON LEVEL OF INNOVATION IN TYUMEN’S SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
Boyarskikh Artem Viktorovitch, PhD in Sociology, associate professor. Position: deputy director on work with territories, intake and advertising department. Place of employment: Tyumen State University, Distance Education Institute. Email: [email protected] Annotation: In the article factors of Tyumen region's social and economic development are discerned. At the author's opinion, with high potential of Tyumen region's innovations social and economic development of innovative business is made difficulties by the existent system of budget, tax, patent legislation, which in practice doesn't support innovations and innovators, though should stimulate them.
Keywords: region, social and economic development, innovative activity, institutional structures.
За последнюю четверть XX в. Тюменская область превратилась в один из наиболее развитых индустриальных регионов России. Для региона в силу суровых климатических условий характерно неравномерное расселение населения, слабая освоенность территории. Ведущим технологическим укладом Тюменского региона является сырьевой уклад (геологоразведка и добыча нефти и газа), которому подчинены все остальные отрасли народного хозяйства (торговля, транспорт, связь и строительство). Технологический способ производства сохраняет ресурсоемкий индустриальный тип, использующий энергию нефти и газа. Доходы бюджета на душу населения в Тюменской области в 3-7 раз выше показателей по другим регионам страны. По объему валового регионального продукта в расчете на душу населения область не имеет себе равных в России, занимая 1-е место на протяжении последних лет. Однако столь высокие показатели обеспечивает в основном Ханты-Мансийский автономный округ за счет добычи нефти и газа.
В период последних 20 лет органы государственной власти области и автономных округов имели благоприятные возможности для ведения социально ориентированной политики, что отразилось на социальноэкономических показателях. По индексу развития че-
ловеческого потенциала (ИРЧП) Тюменский регион в последние 15 лет устойчиво занимает первое-второе места среди 79 учитываемых российских регионов. К примеру, другие регионы, входящие в УрФО, не поднимаются в рейтинге регионов России по ИРЧП выше 33-го места1.
Соседние области отстают по этому показателю от Тюменской области. Несоответствия между уровнями основных составляющих (частными индексами) ИРЧП, которые отражают качество жизни населения, - доход на душу населения, долголетие, образование - усиливались, начиная с 2000 г.2.
По структуре занятости заметно, что добыча полезных ископаемых сконцентрирована в северных округах области, а услуги - на юге области. Поэтому три субрегиона области находятся в сильной зависимости друг от друга, и некогда единый народнохозяйственный комплекс, созданный в регионе еще в советское время, имеет ярко выраженную специфику, ориентированную на обеспечение добычи углеводородного сырья. Тем не менее, в последние 10 лет власти стали обращать внимание на диверсификацию экономики, были вложены серьезные средства в поддержку сельского хозяйства (на юге области), развитие науки и инноваций. Обрабатывающие производства развиты явно недостаточно, слабо внедряются в экономику инновационные разработки, недостаточна эффективность научно-исследовательской деятельности, а именно в этой сфере находятся основной резерв развития экономики региона.
Однако высокий уровень экономического развития, доходов и расходов жителей области не обеспечил региону высокие показатели качества жизни населения. Население ХМАО и ЯНАО, живущее в более суровых условиях Тюменского Севера, чаще воспринимает свое место жительства как временное, 12-15% жителей округов собираются переехать в другие регионы России. Это вполне понятно и поддерживается государственными программами переселения граждан в другие регионы, например в рамках программы «Сотрудничество».
На сегодняшний день наиболее удовлетворены своим местом работы сотрудники государственных и муниципальных предприятий (72%), на втором месте -владельцы собственного бизнеса (66%), третье место по степени удовлетворенности своим местом работы занимают сотрудники акционерных предприятий с участием государства (53%). Меньше всего доля удовлетворенных своей работой людей среди тех, кто занимается индивидуальной трудовой деятельностью (24%). Чаще всего работники желали бы изменить предприятие, где они работают, на государственное или муниципальное3, кроме тех, кто занят на государственных или на своих собственных предприятиях.
В то же время в регионе есть потенциал для инновационного развития. Это особенно актуально ввиду того, что субъекты Российской Федерации, их государственные и муниципальные органы обладают реальными полномочиями и ресурсами, которые позволяют
1 Индекс развития человеческого потенциала // Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Сост. и ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. - М.: Academia, 2009. Прил. 1. - С. 791.
2 Там же. - С. 792.
3 Социально-культурный портрет Тюменской области: коллективная монография / Научн. ред. Г.Ф. Ромашина, В.А. Юдашкин. -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - С. 140.
3'2012
Пробелы в российском законодательстве
создавать более или менее благоприятные условия для инновационной деятельности в регионах, их научно-исследовательских, производственных и иных ор-ганизациях4.
Рассматривая инновационный потенциал данного региона, отметим, что Тюменская область остается на втором месте в Уральском федеральном округе по количеству организаций, выполнявших исследования и разработки, но по их удельному весу в общем числе организаций область занимает предпоследнее место в УрФО5. По численности персонала, выполняющего научные исследования и разработки, область в 2-3 раза отстает от соседних Свердловской и Челябинской областей, опережая лишь Курганскую область (в 8 раз). Зато по затратам на одного исследователя Тюменская область занимает первое место, опережая ближайшую к ней Свердловскую область почти в 2 раза. Таким образом, можно сказать, что Тюменская область находится в срединном звене регионов России по инновационному потенциалу.
В Тюменской области действует ряд законодательных актов и программ, регламентирующих и регулирующих инновационную и научно-интеллектуальную сферу: «Стратегия экономического развития Тюменской области до 2020 г.»6; закон Тюменской области № 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области»7; областная целевая программа «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области на 2008-2010 гг.» . Цель этой программы - повышение конкурентоспособности региональной экономики за счет активизации инновационной деятельности предприятий, создания и внедрения новых технологий. Кроме мероприятий по созданию технопарка, этой программой предусмотрена государственная поддержка в научной, научно-технической и инновационной сферах.
Принципиально важно поэтому, чтобы основные элементы инноваций, системы их связей и институты действовали совместно, ради достижения основных целей инновационной системы, а элементы этой системы не подчинялись и не направлялись какой-либо одной структурой. Сегодня в Тюменской области оказываются различные виды инновационной поддержки: в форме предоставления субсидий; возмещения процентной ставки, компенсации расходов, связанных с патентованием результатов исследовательской деятельности; компенсации затрат на оплату сертификации научно-инновационной продукции.
Субъектами, реально содействующими инновационной деятельности, помимо физических лиц, должны
4 Лапин Н.И. Региональные условия инноваций на предприятиях // Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. - М.: Логос, 2008. - С. 185-192.
5 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. / Рос-стат. - М., 2007. Разд. 13, 18. - С. 789, 815, 823.
6 В 2005 г. Правительством Тюменской области разработана «Стратегия развития Тюменской области до 2020 г.». В Стратегии подчеркивается значение нефтегазового комплекса для экономики региона и факт недоиспользования высокого научноисследовательского потенциала юга области (в основном г. Тюмени) базовым сектором экономики региона. В рамках Стратегии предложено создать «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа».
7 Закон Тюменской области № 544 «О научной, научно-
технической и инновационной деятельности в Тюменской области». Принят постановлением Тюменской областной Думы от 15.02.2007 г. № 3209 / [Электронный ресурс] URL:
http://www.uprav72.ru/ about /clause /79/39479/.
URL: http://www.tyumen-technopark.ru/imgfiles/news_img.
являться инвесторы, организации инновационной инфраструктуры, органы государственной власти, общественные объединения, организации, способствующие развитию инновационной деятельности.
Как само население оценивает свое участие в подобных и других инновациях? Ответы респондентов на вопрос об участии в последний год в создании каких-либо новшеств (новая фирма, новый продукт, новая технология) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группы населения Тюменской области по их участию в инновациях (2009 г., % от числа опрошенных)
Регион Участвовал как организатор Участвовал наравне с другими Не участвовал Затрудняюсь, нет ответа Всего
Новая фирма
Юг ТО 2 2 74 22 100
ХМАО 4 2 69 25 100
ЯН АО 3 3 74 20 100
Тюменская область 3 2 72 23 100
Россия 2 2 93 3 100
Новый продукт
Юг ТО 1 3 72 25 100
ХМАО 1 5 68 26 100
ЯН АО 1 3 74 22 100
Тюменская область 1 4 71 25 100
Россия 0,3 1 96 3 100
Новая технология
Юг ТО 1 3 72 25 100
ХМАО 1 2 70 27 100
ЯН АО 1 3 73 23 100
Тюменская область 1 3 71 25 100
Россия 1 1 95 3 100
С начала 1990-х гг. широкие слои населения активно участвовали в процессе приватизации предприятий, малом и индивидуальном предпринимательстве, индивидуальных (в т.ч. фермерских) крестьянских хозяйствах, приватизации жилых помещений и других институциональных инновациях. О масштабах институциональных инноваций свидетельствуют данные (табл. 2).
Таблица 2
Институциональные инновации _________в Тюменском регионе
Показатели 1993 1996 2000 2006 2007 2008 2009
Число учтенных организаций, ед. 11096 53606 65973 54977 73547 82822 90168
Число малых предприятий, ед. 6357 32824 12529 17452 18537 21430 36057
Число зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств 3223 4478 3150 2121
Число п ри в атизи ро в ан н ых организаций (объектов}, ед. 1116 118 72 25 23 16 14
Число приватизированных квартир, тыс. 117,4 36,9 17,8 36,8 17,3 17,5 34,7
В том числе по формам собственности (в % из 100% числа учтенных организаций)
Формы собственности 1996 2000 2006 2007 2008 2009
Всего 100 100 100 100 100 100
В ТОМ числе: тсудшехаешм. 5,9 4.5 3,9 3.1 2.7 2.6
муниципальная 6,4 7,2 8,9 6,6 6,4 5,9
общественных и религиозных организаций 2,6 7,3 4,5 3,6 3,3 3,2
частная 74,7 73,6 79,9 84,5 85,5 86,3
потребительской кооперации — — 0,4 0,3 0,2 0,2
смешанная российская 9,3 6 3 1,8 1.2 1.1 1,1
иностранная, совместная 1.1 1,1 0,7 0,8 0,8 0,8
Рассматривая регион в целом, отметим, что инновационная активность в наибольшей степени связана с тем, на предприятии какого типа желал бы работать человек, причем инновационно-активные респонденты, безусловно, предпочли бы работу на частном предприятии. Связь с типом предприятия, на котором работает респондент (несколько более инновационно активны работники государственных предприятий), оказалась слабой, статистически неустойчивой.
Как относится население к инноваторам и участникам инноваций? По данным опроса, при организации новой фирмы 10,1% участников инноваций встретили противодействие чиновников, 13,8% - противодейст-
вие конкурентов. При этом поддержку кредитом получили 28,6% инноваторов, поддержку администрации ощутили лишь 16,5%.
Если бы правовая среда мотивировала инноваторов (например, как в Японии), тогда новаторство в науке, технике и производстве развернулось бы само собой, и в случае реальной поддержки научнотехнологической и финансовой инфраструктурой венчурными инвестфондами, технопарками, техниковнедренческими зонами было бы и российское производство, в котором инновационный процесс не только начинался бы любознательными людьми, но и завершался изготовлением реально конкурентоспособных изделий. Низкий уровень реальной инновационной деятельности при высоком культурном капитале населения является следствием негативных тенденций в развитии Тюменской области.
Процессы дезинтеграции, начавшиеся в конце XX -начале XXI в., привели к фактически автономному существованию северных округов, что привело к отстранению сил и возможностей областного центра от инновационных потребностей севера.
В начале XXI в. экономические и политические интересы элит северных субрегионов обслуживают, в основном, Москва и Екатеринбург (как центр УрФО), обладающие гораздо большими возможностями, чем Тюмень.
В то же время население северных регионов тяготеет к Тюмени как региональному центру, к другим региональным столицам (Екатеринбург и пр.), где, как правило, учатся дети работающих северян, куда ездят лечиться; в Тюмени и Екатеринбурге многие предпочитают приобретать недвижимость для детей, также многие стремятся переехать туда жить в преддверии пенсии.
В инновационном контексте это означает, что стимулы для развития коммерциализации новых продуктов и формирование самой инфраструктуры коммерциализации технологий у большинства жителей северных регионов Тюменской области со временем угасают.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о неравномерном развитии компонентов, составляющих инновационную среду Тюменского региона. Так, за последние 15 лет налицо экстенсивный рост инновационной инфраструктуры. Низка доля радикальных, экономически значимых нововведений; высока продолжительность освоения новшеств в производстве; относительно немногочисленны разработки, получившие широкое распространение на отечественном и зарубежном рынках. Кроме того, можно отметить, что отсутствует важнейший элемент инновационной среды - защита интеллектуальной собственности. Бюджетное, налоговое, патентное законодательство на практике отторгают новации и новаторов, хотя должны стимулировать их. Все эти факторы становятся тормозом на пути социальноэкономического развития региона.
Список литературы:
Закон Тюменской области № 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области». Принят постановлением Тюменской областной Думы от 15.02.2007 г. № 3209 / [Электронный ресурс] URL: http://www.uprav72.ru/ about /clause /79/39479/.
Индекс развития человеческого потенциала // Регионы в России: социокультурные портреты регионов в
общероссийском контексте / Сост. и ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. - М.: Academia, 2009. Прил. 1.
Лапин Н.И. Региональные условия инноваций на предприятиях / Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. - М.: Логос, 2008. - С. 185-192.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. / Рос-стат. - М., 2007. Разд. 13, 18. - С. 789, 815, 823.
Социально-культурный портрет Тюменской области: коллективная монография / Научн. ред. Г.Ф. Ромашина, В.А. Юдашкин. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - С. 140.
Literature list:
Law of Tyumen region № 544 «About scientific, scientific and technical and innovative activity in Tyumen region». Adopted by Tyumen regional Duma's decree from 15.02.2007 № 3209 / [Electronic resource] URL:
http://www.uprav72.ru/ about /clause /79/39479/.
Index of human potential's development // Regions in Russia: sociocultural portraits of regions in All-Russian context / Writer and editor N.I. Lapin, L.A. Belyaeva. - M.: Academia, 2009. Appendix 1.
Lapin N.I. Regional conditions of innovations on enterprises / Lapin N.I. Theory and practice of innovations. -М.: Logos, 2008. - P. 185-192.
Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2007: statistic collection / Ros-stat. - М., 2007. Part 13, 18. - P. 789, 815, 823.
Socio-cultural portrait of Tyumen region: collective monograph / Scientific editor G.F. Romashina, V.A. Yadash-kin. - Tyumen: Tyumen State University' s Publishing house, 2011. - P. 140.
Рецензия
на статью А.В. Боярских «Анализ общего уровня инновационности в социально-экономическом развитии Тюмени»
В представленной работе отмечается, что, несмотря на богатство Тюменской области, местные власти не поддерживают сельское хозяйство и науку, не внедряют инновационные разработки в различные сферы жизнедеятельности региона. Все это приводит к тому, что население Тюменской области не удовлетворено условиями жизни и недовольно своим положением. В то же время, как справедливо отмечает исследователь, в Тюменской области действует несколько законов и программ, направленных на улучшение научноинтеллектуальной сферы.
Важной особенностью работы является то, что автор приводит ряд таблиц и данных, демонстрирующих результаты социологического опроса населения и итоги внедрения институциональных инноваций.
Особый интерес представляет вывод о том, что инновационное развитие Тюменского региона проводится неравномерно. Все это происходит, как верно считает автор работы, из-за несовершенства бюджетного, налогового и патентного законодательства, которые блокируют новаторские разработки и тормозят, таким образом, социально-экономическое развитие региона.
Статья А.В. Боярских «Анализ общего уровня инновационности в социально-экономическом развитии Тюмени» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть рекомендована к публикации в издании, входящем в список ВАК.
Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»
кандидат социологических наук
Лихачева Т.Л.