УДК 372 ББК 74.100
Г.Р. Худайгулова АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛьНых ПРОГРАММ
дошкольного образования с позиции формирования познавательной культуры у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается анализ содержания образовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Истоки») с позиции исследования проблемы формирования познавательной культуры дошкольника. Анализ программ проведен на основе разработанных автором критериев. Критический анализ содержания данных программ позволил автору выявить степень их соответствия обозначенным критериям. В статье также представлены организационно-методические рекомендации для педагогов по решению задач, направленных на формирование основ познавательной культуры старших дошкольников.
Ключевые слова: образовательная программа дошкольного образования, познавательная культура дошкольника, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
G.R. Hudaygulova AN ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL PROGRAMS
of pre-school education from the STANDPOINT
OF THE FORMATION OF THE COGNITIVE FOUNDATIONS OF THE CULTURE OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE
The article deals with the analysis of the content of pre-school education programs («From birth to school», «Sources») to study the position of the problem of formation of preschool cognitive culture. Analysis of the programs is carried out on the basis of criteria developed by the author. Critical analysis of program data has allowed the author to identify the degree of their compliance with the defined criteria. The article also presents the organizational and methodological recommendations for teachers on how to start cognitive development of senior preschool children.
Key words: educational program of preschool education, preschool cognitive culture, Federal State Educational Standard of preschool education.
На современном этапе образовательная программа дошкольного образования является обязательным нормативным и управленческим документом дошкольной образовательной организации. В соответствии со статьёй 12 п. 6 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования «разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» [4, с. 44]. С 2013 года основой для разработки Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации и разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования является Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, направленный на решение задач «...формирования общей культуры личности детей, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [3, с. 4].
С решением этих задач связана тема нашего научного исследования проблемы формирования основ познавательной культуры детей старшего дошкольного возраста. С целью определения значимости данной проблемы, ее включения в содержание образовательного процесса мы провели анализ комплексных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Истоки») по следующим критериям:
• основные целевые ориентиры;
• основная научная идея; построение отношений всех субъектов образовательного процесса на субъект-субъектной позиции;
• особенности познавательного интереса детей;
• условия для познавательного развития ребенка;
• ценностное отношение ребенка к результатам познавательно-продуктивной деятельности;
• задачи, связанные с развитием познавательной активности ребенка;
• возможность выбора ребенком вида деятельности, места работы, партнеров, материалов;
• методическое сопровождение формирования познавательной культуры дошкольников;
• рекомендации по подготовке предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ;
• диагностический инструментарий для проведения оценки индивидуального развития детей для определения уровня сформированности познавательной культуры дошкольников;
• участие родителей в процессе формирования познавательной культуры дошкольников.
Основные целевые ориентиры программы «От рождения до школы» направлены на «создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности ребенка» [2, с. 8].
Основная научная идея программы базируется на позиции гуманистической педагогики с опорой на ведущие дидактические принципы развивающего обучения и культуросообразности.
Построение отношений всех субъектов образовательного процесса на субъект-субъектной позиции отражается в направленности программы на лич-ностно ориентированную модель воспитания свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Программа ориентирована на развитие познавательно-исследовательского интереса, мотивации к дальнейшему обучению у детей старшего дошкольного возраста через наблюдения, занимательные опыты, фокусы, простейшие эксперименты. На наш взгляд, необходимо разнообразить формы работы с дошкольниками по развитию познавательного интереса. Такие формы работы, как групповые и межгрупповые проекты, акции, клубы по интересам, не только послужат дополнительным мотивом к познавательной деятельности, но и повысят познавательную активность дошкольников.
Согласно поставленным задачам программы, педагогу дошкольной образовательной организации необходимо создавать условия для познавательного развития ребенка через организацию педагогических ситуаций, стимулирующих познавательное развитие дошкольников, а также через реализацию детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Это необходимо для самостоятельного установления детьми связей и отношений между системами объектов и явлений.
Ценностное отношение ребенка к результатам познавательной деятельности педагог формирует через атмосферу поддержки, помощи в обнаружении ошибок, в своих рассуждениях при обсуждении
X
го ш о
о
со
§ 15
0 о
1 а р
ГО со
2 £ £ о го у
£р
ю
X .0
о ¡£
3
о
4
£ ф
3 3
О О.
4 ГО
2 О ^ «
ГО т
^ £ с ^
X 5
5 о.
го * ш >2 о о
Я 1 го .а
ю <и о I-
■
го ш
0
и
го
1
си
творческих вопросов и при решении проблемно-противоречивых ситуаций. Результатом познавательной деятельности могут быть книжки-малышки с сочиненными сказками о различных представителях живой и неживой природы, предметного мира, заполненные календари наблюдений, коллективные макеты и рисунки. Вследствие разной продолжительности наблюдения, эксперимента или проекта, быстрое получение продукта познавательной деятельности не всегда возможно.
Задачи, связанные с развитием познавательной активности ребенка, направлены на формирование любопытства, любознательности, инициативности, познавательного интереса у детей дошкольного возраста, познавательной деятельности дошкольников. Учитывая перечисленные познавательные процессы, необходимо принимать во внимание, что познавательная активность сопровождает познавательное развитие детей в течение всего дошкольного периода.
Возможность выбора ребенком вида деятельности, места работы, партнеров, материалов зависит от соблюдения педагогом принципа вариативности предметно-пространственной среды при создании активных площадок (мастерских, исследовательских площадок, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), игрового пространства в соответствии с возникающими игровыми ситуациями. Согласно условиям, предложенным авторами программы, дети имеют право находиться в одновозрастной или разновозрастной группе дошкольной образовательной организации.
Методическое сопровождение формирования познавательной культуры дошкольников имеется в виде учебно-методического комплекта по познавательному развитию (методические и наглядно-дидактические пособия, научно-методическая литература).
Рекомендации по подготовке предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ даны в виде специального пособия, в котором помимо принципов организации развивающей предметно-пространственной среды приведены
подробные перечни материалов и оборудования для оснащения помещений (групповых комнат и пр.) и участка детского сада. Обозначенный критерий не раскрыт в самой образовательной программе, поэтому педагогу для подбора дидактических материалов необходимо будет руководствоваться не только приведенным перечнем игр и игрушек, но и быть компетентным в области педагогической и психологической экспертизы игрушек.
Диагностический инструментарий для проведения оценки индивидуального развития детей по определению уровня сформированности познавательной культуры дошкольников имеется в виде карт наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам. Этот инструментарий позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе познавательной деятельности.
Участие родителей в процессе формирования познавательной культуры дошкольников авторы программы предлагают организовывать в виде самых разнообразных общепринятых и инновационных форм работы: акции, посещение семьями программных мероприятий: семейный абонемент, семейные гостиных, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, проектная деятельность, дни открытых дверей в детском саду, консультации, конференции, родительские и педагогические чтения, родительские школы и др. Родительская страничка, представленная в каждом пособии программы «Школа Семи Гномов», способствует повышению педагогической образованности родителей.
Основные целевые ориентиры программы «Истоки» направлены на полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей [1].
Концепция программы построена на основных научных идеях дошкольной педагогики: деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса; теория А.В. Запорожца об
амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности, фундаментальное положение Л.С. Выготского о создании «зоны ближайшего развития», опирающееся на потенциальные возможности ребенка, возрастная периодизация Д.Б. Эль-конина, со спецификой развития дошкольника на каждом этапе [там же, с. 5].
Построение отношений всех субъектов образовательного процесса на субъект-субъектной позиции с учётом деятельностного подхода к развитию ребенка предполагает субъектность деятельности, поскольку ее строит сам ребенок. Стоит отметить, что в основе содержания программы заложена педагогика диалога ребенка со взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями, что также немаловажно при субъект-субъектной позиции всех участников образовательного процесса.
Особенности познавательного интереса детей к объектам живой и неживой природы отражены в программе через процесс экспериментирования и установления причинно-следственных связей. Помимо интеллектуальной составляющей познавательной деятельности, успешность формирования познавательного интереса дошкольников во многом зависит и от эмоционально-волевых способностей воспитанников.
Благоприятными условиями для познавательного развития ребенка авторы программы считают поисковую деятельность и экспериментирование с новым материалом.
Ценностное отношение ребенка к результатам познавательно-продуктивной деятельности педагог формирует вместе с детьми через предварительный анализ образцов. Бесспорно, предложенная авторами программы схема обследования объекта важна при анализе результатов познавательно-продуктивной деятельности. Итогом деятельности ребёнка может быть коллективная работа, выполненный опыт с предметом, выращенное растение. Следовательно, будет актуален анализ всего познавательного процесса за тем или иным явлением.
Задачи, связанные с развитием познавательной активности ребенка, направлены на развитие общих познавательных способностей детей через организацию поисковой деятельности. Мы согласны с формулируемыми задачами, но считаем необходимым учёт всех познавательных производных при формулировании задач по развитию познавательной активности.
Авторы программы делают акцент на формировании «обучающего детского сообщества», в котором предусмотрена возможность выбора ребенком вида деятельности, места работы, партнеров, материалов через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду [там же, с.134]. Тем самым стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления, партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в которых замыслы, идеи, способы действия выбираются детьми, а воспитатель оказывает помощь в их осуществлении, помогает организовать взаимодействие между детьми.
Методическое сопровождение формирования познавательной культуры дошкольников присутствует в виде перечня методических материалов и пособий к программе, что не в полной мере обеспечивает подготовку воспитателей к познавательному развитию дошкольников.
Авторами программы даны рекомендации по подготовке предметно-пространственнойразвивающейсредыне только в здании ДОУ, но и на территории детского сада. Главным лозунгом при построении предметно-пространственной среды авторы программы считают «отсутствие развивающего эффекта при наличии готовой среды» и предлагают создание из разных поделочных материалов детализированной самодельной среды, создаваемой детьми по ходу игры в соответствии с их игровыми замыслами [там же]. Несомненно, в каждом образовательном центре по определенной образовательной области должны присутствовать заготовки для познавательной деятельности дошкольников.
X
■
ш о
о
со
§ 15
0 о
1 а р
Со со
2 £ Я о го у
Ю
X .0
о ¡£
3
о
4
£ ф
3 3
О О.
4 ГО
О ГО ф
^ £ с ^
X 5
5 о.
го * ш >2 о о
Я 1 го .а
ю Ф о I-
■
со ^
с;
■
X
<
го ш
0
и
го
1
си
Диагностический инструментарий для проведения оценки индивидуального развития детей, для определения уровня сформированности познавательной культуры дошкольников представлен в виде трехуровневого мониторинга: экспресс-оценка развития детей с опорой на интегральные показатели развития ребенка, комплексная характеристика личностного развития ребенка на конец каждого психологического возраста и целевые ориентиры по своему содержанию. В случае получения результатов диагностики, не соответствующих возрастным особенностям ребенка, педагог составляет индивидуальный образовательный маршрут воспитанника и усиливает свою педагогическую работу.
Участие родителей в процессе формирования познавательной культуры дошкольников авторы программы видят через традиционные и интерактивные формы сотрудничества с семьями воспитанников - проектную деятельность, интеллектуальную викторину, экологические акции, просмотр и обсуждение видеофрагментов, фотопрезентации о жизни детей в детском саду и семье, игровое взаимодействие с детьми.
Анализ программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Истоки») показал, что взаимодействие субъектов образовательного процесса построено на основе субъект-субъектных позиций; во всех программах предусмотрена возможность выбора ребенком вида деятельности, места работы, партнеров, материалов. При работе с родителями в процессе формирования познавательной культуры дошкольников предлагаются разнообразные формы взаимодействия.
Несмотря на все преимущества этих образовательных программ, мы считаем, что необходимо разнообразить формы работы с детьми по развитию у них познавательного интереса. В числе педагогических условий реализации образовательных программ необходимо включить подготовку педагогов дошкольных образовательных организаций к этому процессу. Отметим, что в проанализированных нами программах («От рожде-
ния до школы», «Истоки») недостаточно полно раскрыто ценностное отношение ребенка к результатам индивидуальной и совместной познавательной деятельности. Задачи, связанные с развитием познавательной активности ребенка, не в полной мере отражены в их программном содержании. Методическое сопровождение этих программ с позиции нашего исследования недостаточно.
В результате анализа образовательных программ дошкольного образования нами разработаны организационно-методические рекомендации, направленные на формирование основ познавательной культуры старших дошкольников:
• проводить мониторинг индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста по формированию основ познавательной культуры (участие детей в создании условий для познавательно-исследовательской деятельности, уровень развития познавательного интереса и познавательной активности детей, совместная познавательная деятельность дошкольника, использование детьми продуктов индивидуальной и совместной познавательной деятельности);
• разнообразить формы работы с детьми по развитию познавательного интереса у дошкольников (групповые и межгрупповые проекты, акции, клубы по интересам, коллекционирование и др.);
• обновить содержание ценностного отношения ребёнка к результатам индивидуальной и совместной познавательной деятельности (участие в экспериментальной деятельности, в выставках, в устных журналах и др.);
• при планировании образовательной деятельности конкретно формулировать задачи, связанные с развитием познавательной активности ребенка, сопровождающие все виды познавательной деятельности;
• создавать условия для развития самостоятельной индивидуальной и совместной познавательной деятельности детей;
• доработать методическое сопровождение образовательной программы дошкольного образования по основам
формирования познавательной культуры старших дошкольников;
• при создании предметно-пространственной среды группы учитывать актуальные задачи формирования основ познавательной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
знавательной культуры дошкольников;
• рекомендовать педагогам дошкольных организаций систематически (2 недели в год) повышать профессиональную компетенцию в области по-
Библиографический список
1. Парамонова Л.А. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л.А. Парамонова. - 5-е изд. - М.: Сфера, 2014. - 161 с.
2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-синтез,
3. Приказ Миобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
References
1. Origins: The approximate educational program of preschool education. L.A. Paramonova. 5th ed. M.: Sphere, 2014. Р. 161. [in Russian].
к
2. From birth to school. An exemplary educational program of preschool education. Ed. N.E. Veraksa, T.S. Komar- Ц
ova, M.A. Vasilyeva. M.: Mosaic syntez, 2014. Р. 368. [in Russian]. m
о
3. Order of the Ministry of Education of Russia № 1155 from October 17, 2013 "On approval of the federal state educational standards of preschool education." [in Russian]. ^
4. Federal Law of 29.12.2012 number 273-FZ (as amended on 02.03.2016.) "On Education in the Puis-sian Federation» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (reference date Ц 18/04/2016). [in Russian]. li
2014. - 368 с.
Сведения об авторе: худайгулова Галия Раисовна,
магистр педагогических наук, младший научный сотрудник, Научно-исследовательская лаборатория социокультурного развития дошкольника, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ), г. Уфа, Российская Федерация. Ктай: galja500@yandex.ru
Information about the authors: Hudaygulova Galia Raisovna,
Master of Pedagogy, Junior Researcher, Research Laboratory of socio-cultural development of a preschooler,
"Eastern Economic and Law Humanitarian Academy" (Academy VEGU), Ufa, Russia.
E-mail: galja500@yandex.ru
о О.
S 5
чг
Ж .0
ca >s о о