Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ТЕХНОЛОГИИ УМНОГО ГОРОДА И ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ"'

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ТЕХНОЛОГИИ УМНОГО ГОРОДА И ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМНЫЙ ГОРОД / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / SMART CITY / IIOT / IOT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жмудь Вадим Аркадьевич, Ляпидевский Александр Валерьевич

В рамках реализации программы «Технологии интернета вещей и смарт сити» НГТУ участвует в проекте, направленном на создание новой учебной программы для формировании компетенций по указанным направлениям. Эта программа реализуется в консорциуме с четырнадцатью организациями, в числе которых университеты и организации России, Казахстана, Монголии, Германии, Греции, Болгарии, Румынии. Программа предполагает создание учебных программ для магистратуры с возможностью получения двух дипломов по результатам одного срока обучения в двух университетах одновременно. Вследствие этого целесообразно проанализировать современное видение будущего развития этого направления. Новосибирский институт программных систем (ПАО «НИПС») является активным участником реализации концепции умного города, прежде всего, в Новосибирске. В данной статье анализируются некоторые общие и частные (региональные) проблемы реализации этой концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Жмудь Вадим Аркадьевич, Ляпидевский Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ТЕХНОЛОГИИ УМНОГО ГОРОДА И ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ"»

Анализ образовательных потребностей региона для реализации программы подготовки по направлению «Технологии умного города и Интернета вещей»

В.А. Жмудь1'2, А.В. Ляпидевский2

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия 2Новосибирский институт программных систем, Новосибирск, Россия

Аннотация. В рамках реализации программы «Технологии интернета вещей и смарт сити» НГТУ участвует в проекте, направленном на создание новой учебной программы для формирования компетенций по указанным направлениям. Эта программа реализуется в консорциуме с четырнадцатью организациями, в числе которых университеты и организации России, Казахстана, Монголии, Германии, Греции, Болгарии, Румынии. Программа предполагает создание учебных программ для магистратуры с возможностью получения двух дипломов по результатам одного срока обучения в двух университетах одновременно. Вследствие этого целесообразно проанализировать современное видение будущего развития этого направления. Новосибирский институт программных систем (ПАО «НИПС») является активным участником реализации концепции умного города, прежде всего, в Новосибирске. В данной статье анализируются некоторые общие и частные (региональные) проблемы реализации этой концепции.

Ключевые слова: умный город, промышленный интернет вещей, Smart City, IIoT, IoT

1. ОБЗОР УМНЫХ ГОРОДОВ

Тематика умных городов активно разрабатывается в последние годы [1-9]. Это особенно актуально в связи с реализацией программы «Цифровая экономика РФ» и созданием шести дорожных карт для реализации этой программы в шести выбранных направлениях развития, связанных с этой программой сквозных технологий [10-12].

В Новосибирске региональные власти и предприятия, разрабатывающие технические решения, уделяют особое внимание не только теоретическим исследованиям в этом направлении, но и практическим шагам по реализации элементов этой концепции для непосредственного улучшения уровня жизни жителей города. Реализуются элементы этой концепции: умные школы, умные остановки, умные светофоры, умное освещение и многие другие. В частности, в умных школах внедряются системы обеспечения питанием школьников с оплатой по именным карточкам школьника, эти карточки также служат пропусками в школу, что обеспечивает более действенную охрану школьных учреждений с целью противодействия терроризму. Питание с оплатой банковской картой исключает необходимость снабжения детей наличными деньгами, что устраняет возможности их отъема или потери, поскольку дети во многих случаях (в частности, на уроках физкультуры) оставляют часть своих вещей без присмотра, это создает условия для мелких краж, воспитание не во всех случаях гарантирует отсутствие подобных

инцидентов. Также в этом случае исключается также использование карманных денег на другие цели, не связанные со школьными обедами. При использовании банковских карт со специальными функциями родители могут получать смс-оповещения о том, что купил ребенок на обед, во сколько он пообедал, когда пришел в школу и когда из нее ушел и так далее. В перспективе предполагается расширение функций этих карт, в том числе для оплаты проезда и так далее. Это техническое решение успешно внедрено Новосибирским институтом программных систем (НИПС) в Иркутской области, оно полностью готово и для внедрения в школах города Новосибирска. В концепции умных остановок предполагается не только уведомление пассажиров о расписании общественного транспорта и о фактическом времени ожидания ближайших транспортных средств, но также и обеспечение комфортного ожидания, включая возможность зарядки смартфонов, обеспечение связи Wi-Fi, отслеживание нахождение всех единиц общественного транспорта на карте города, отображение текущей ситуации по пробкам на дороге и степени опасности той или иной части дороги в связи с обледенением и т.п. Концепция умных светофоров предполагает изменение продолжительности открытия для проезда различных направлений в зависимости от различной транспортной загрузки различных направлений, возможно также использование концепции реверсивных полос движения. Кнопочные светофоры для пешеходов могут иметь дополнительные функции увеличенного

интервала перекрытия движения при использовании перехода инвалидом или престарелым пешеходом, для этих целей такие пешеходы могут иметь специальные карты или жетоны, которые прикладываются к пульту управления светофором. Все эти элементы умного города составляют отдельные решения, для их объединения требуется общая концепция, общие стандарты и единая программная платформа, а также стандартные аппаратные средства. Комплексное применение всех технических решений в рамках единой концепции затруднительно, поэтому

реализуются пилотные проекты в небольших городах. Однако малые города не обладают достаточным финансированием, поэтому пилотные проекты финансируются

централизованно из государственного бюджета и из бюджета области. В частности, так финансируются пилотные проекты в городах Линево и Кольцово, входящих в Новосибирскую область.

1. УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Умное управление - это принципиально новый подход к задаче управления. Функции управления, которые ранее выполнялись лишь исключительно компетентными специалистами, руководителями, теперь достигли такой сложности, что подготовка достаточно компетентного специалиста по всем отраслям знаний, которые требуются для обоснованного и при этом достаточно оперативного решения, превышает возможности отдельного человека. Ранее эта проблема решалась путем использования экспертных советов, однако этот подход приемлем лишь для долгосрочных решений, не требующих быстрого принятия решений. Если для оперативного управления созывать экспертные советы, имеется опасность того, что будут приниматься правильные решения с таким опозданием, что их правильность уже не будет иметь никакого значения. Промежуточный шаг для решения этой проблемы состоит в создании экспертных систем, дающих достаточно быстро ответы на самые разные сложные вопросы из самых различных сфер. В этом случае руководитель все же принимает решение самостоятельно, а экспертная система лишь дает необходимые сведения. Следующий шаг состоит в создании систем помощи принятия решения. Такие системы не только дают исходные сведения, но и способны генерировать возможные варианты решений, а также моделировать развитие ситуации в случае принятия тех или иных решений, то есть осуществлять прогнозы развития ситуации в зависимости от принятых решений. В перспективе можно обсуждать постановку задачи таким образом, чтобы решение принималось исключительно компьютерным интеллектом, без использования

человека. В этом случае приходится пересмотреть место человека в контуре управления, что психологически очень трудно. Однако, это не столь опасно, как видится. Во-первых, исключается элемент субъективизма, устраняется опасность того, что лицо, принимающее решение, не обладает какими-то сведениями, либо забыло их, либо не придало соответствующее значение. Во-вторых, такая система принципиально может лишь улучшаться путем обучения, но маловероятно, чтобы она ухудшалась, как это может иметь место с человеком вследствие его утомления, старения, утраты некоторых навыков, болезни, возбужденного состояния и т.п. Самое главное -это то, что сферы принятия решений полностью компьютерным интеллектом без участия человека могут расширяться постепенно, начиная с наименее значительных. В частности, передача функций управления переключением светофоров не видится опасным. Уже при создании этих устройств они были запрограммированы крайне примитивно, на основе простейшей релейной схемы с фиксированными интервалами вне зависимости от реальной обстановки на дорогах. Безусловно, это решение было неоптимальным, но все же достаточно эффективным. Любое улучшение этой программы управления будет эффективным и не таит никакой опасности. Переключение транспортных потоков на уровне стратегического управления движением городского транспорта - это более важная и более сложная задача. По-видимому, компьютерный интеллект более эффективен для этих целей. Управление расписанием поездов, городского транспорта и т.п., управление вызовами такси и другие задачи близкие по функциональной сложности - это уже такие задачи, в отношении которых не возникает сомнений, что компьютерный интеллект справится с ними лучше, чем человеческий. На очереди дня стоят более сложные задачи, как, например, управление отдельным автомобилем и так далее. Но при этом не вызывает никаких сомнений, что, например, управление поездами метрополитена давно может быть полностью переложено на компьютерный интеллект. Поэтому переход на компьютерное управление не является слишком большой авантюрой, требуется лишь грамотно выстроить последовательность действий по передаче отдельных функций, то есть разработать обоснованную дорожную карту по решению этих задач. Безусловно, остаются такие сферы, в которых передача управления компьютерному интеллекту видится на настоящем этапе категорически невозможной, однако, развитие этого подхода и успехи на отдельных этапах могут изменить расклад сил и экспертные мнения в этом вопросе.

2. УМНАЯ ЭКОНОМИКА

Концепция умной экономики предполагает существенные изменения во многих отраслях промышленности, а также в управлении городом в целом.

В частности известен такой подход как «экономика совместного использования» (sharing economy). Согласно данным исследования Accenture, доля цифровой экономики в мировом ВВП составила 22,8% в 2016 году и вырастет до 24,7% к 2021 году [1].

При этом можно выделить несколько типов глобальных изменений в образе жизни и хозяйствования людей, которые уже формируются цифровыми технологиями:

Рынок труда, бизнес-модели, логистика и т.д.

В новых условиях руководству компаний придется гораздо чаще пересматривать свои стратегии и операционные модели, чтобы не проиграть более быстрым конкурентам. А топ-менеджерам придется самим чаще проходить обучение, чтобы не отстать от потока перемен.

Рано или поздно глубокие изменения затронут всю мировую экономику и общество. Поэтому важно быть в курсе последних инноваций в цифровых технологиях и делать их конкурентными преимуществами.

Передовая городская экосистема включает в себя квалифицированных специалистов и предпринимателей, профильных инвесторов, крупные корпорации, которые не только сами развивают новые технологии, но и готовы развивать партнерства и инвестировать в стартапы, а также инфраструктуру (акселераторы, коворкинги, консультанты и др.). При этом компаниям, работающим в сфере цифровых технологий, приходится учитывать этические требования, порождаемые их работой.

Многим мегаполисам есть смысл проанализировать опыт столицы

Великобритании, чтобы не оказаться «провинциальными» в мире цифровых экономик [1]. Умная экономика также требует высокой защищенности данных, поэтому правительство Российской Федерации в этом вопросе делает ставку на технологии блокчейн [2].

3. УМНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Умная мобильность предполагает решение следующих задач

- Умные средства коммуникации, позволяющие сотрудникам всегда быть на связи и располагать всеми средствами для полноценной работы вне зависимости от их фактического местоположения, возможность участия в вебинарах, совместного редактирования документов всех типов, принимать участие в экспериментах, в руководстве производством и так далее.

- Умные средства отыскания организационных возможностей для мобильности с целью личного профессионального и карьерного роста -повышение квалификации, смена места работы, дополнительные заработки, учебные и производственные мобильности, познавательные туры, мобильность с целью отдыха, языковая мобильность и так далее.

- Умные средства рекрутирования помощников на любые периоды времени.

- Умные средства обратной связи по программам мобильности и средства отыскания финансовой поддержки для мобильности.

- Умные средства для организации летних и зимних школ, для организации гибридных пространств для обучения с элементами мобильности и так далее.

- Умные средства для организации переездов (трансфера) и для того, чтобы путешественник в любой стране чувствовал себя так же комфортно, как дома - система букинга отелей, транспорта, покупки билетов на все мероприятия, которые интересуют путешественника, средства составления наилучшего маршрута и управления пересадками (а также приобретения билетов), в том числе в странах, язык которых не известен путешественнику, и многое другое [3], [4].

4. УМНАЯ СРЕДА

Понятие умной среды тесно связано с двумя понятиями - интернет и беспроводная связь. Сплошное покрытие территории пребывания субъекта беспроводной связью, которая имеет выход в интернет, дает возможность подключения к чему угодно и когда угодно, если при этом скорость трафика достаточна, а оплата трафика несущественна, то вопрос можно считать решенным. Для различных слоев населения понятия ничтожной платы, разумеется, различны, поэтому ориентироваться следует на среднестатистического работающего гражданина со средним уровнем дохода, при этом предполагать следует допустимый объем трафика, существенно превышающий текущие потребности (так называемый безлимитный), иначе говорить об умной среде не приходится. Если пользователю предстоит принимать в расчет объем передаваемой по трафику информации, он будет заниматься экономией, а это означает что никакой «умной среды» не будет. Подобно тому, как гигиена не совместима с задачей экономии воды и мыла, также точно умная среда несовместима со слабым интернетом или слабой беспроводной связью, или с настолько дорогой связью, что пользователю приходится экономить объем передаваемой информации.

Эта проблема в настоящее время практически полностью решена на территории большинства технически развитых

предприятий, а также в местах публичного пользования, таких, как кафе, рестораны, площадки для конференций, некоторые аэропорты. В некоторых случаях бесплатным доступом к сети Wi-Fi оснащены отдельные единицы общественного транспорта - метро, автобусы, маршрутные такси. Однако это далеко не так распространено, как хотелось бы, в частности, нет пока еще бесплатного Wi-Fi на остановках общественного транспорта, в крупных (и любых) магазинах, в парках, в такси, в железнодорожных вокзалах, в автовокзалах, в междугородних автобусах и т.п. Если же говорить всерьез об умном городе как концепции, то такой сетью должен быть покрыт весь город в целом, без лакун, непрерывно, либо эту задачу следует решать через мобильную связь, обеспечив при этом несущественную стоимость и высокую скорость с неограниченным трафиком. Некоторые аэропорты представляют бесплатный Wi-Fi, который не предоставляет возможности использования сети интернет и сетей WhatsApp, Instagram, Telegram. Спрашивается: зачем такая сеть, если она не дает то, для чего вообще говоря сеть нужна?

В источнике [5] говорится о трех уровнях умной среды: повседневный уровень, умные дома и социальный процесс. Трудно согласиться с такой иерархией. Высшим уровнем умной среды хочется назвать, прежде всего, производственный процесс, поскольку для каждого трудоустроенного гражданина наивысшим приоритетом является его возможности выполнять свои профессиональные функции не только непосредственно на рабочем месте, но также и в других точках своего местопребывания - по дороге на работу и домой, дома, даже на отдыхе, поскольку ритм современной работы таков, что удовлетворительные зарплаты выплачиваются лишь тем, кто обладает определенным уровнем ответственности, что предполагает возможность получения срочных заданий не только в рабочее время, но и вне его, также как и оперативное выполнение каких-то срочных работ (включая обработку и передачу информации) вне постоянного рабочего места. С этой целью люди творческих, педагогических и научно -технических профессий не расстаются с компьютерами или какими-либо их заменителями (гаджетами), с этой же целью современные телефоны приобретают все больше функций наладонного компьютера -возможность просмотра и редактирования файлов всех традиционных видов, эффективные браузеры и т.п. Таким образом, высшим уровнем следует признать возможности выполнения профессиональных задач из любой точки «умного» города столь же эффективно, как со своего рабочего места. Эту функцию

можно назвать «мобильный офис» или «умный офис».

Следующим уровнем будет, по-видимому мобильная социальная сеть, что определяется не важностью этого приложения, а ее широким использованием, прежде всего, молодежью. Сюда же примыкает мобильное прослушивание аудиофайлов, мобильный просмотр

видеофайлов, мобильные игровые приложения, что вместе можно назвать «мобильное развлечение» или «умные соц. приложения».

Следующим уровнем надо назвать, по-видимому, умные городские функции - транспорт, информационная система (для иногородних и иностранных граждан, в частности), питание, шопинг, культурные объекты для туризма, энергосбережение. Горожанин признает городскую инфраструктуру «умной» в том случае, если его наиболее насущные проблемы будут решены наиболее просто. Одна из характерных проблем путешественника - это бесплатная или недорогая беспроводная связь. Если таковой связью он обеспечен, следующие его проблемы - как найти на карте необходимые объекты, как до них добраться, в том числе как добраться до забронированной гостиницы и до места назначения, к которому он приехал. Также любому посетителю города немаловажно найти наилучшие точки питания (по соотношению качества и стоимости), интересные места, которые следует посетить, интересующие его торговые точки, а также бесплатные и достаточно чистые места общего пользования. Многие города пренебрегают своей обязанностью обеспечения граждан бесплатными чистыми туалетами и мусоросборниками, если эти задачи не решаются на должном уровне, то в «благодарность» за это они получают непригодные для посещения места, где некоторые недостаточно добропорядочные граждане избавляются от мусора и справляют естественные надобности, примером того могут служить многие города Индии, которые представляют собой просто большой общественный туалет, а также многие города не только Индии, в которых мусор валяется в большом количестве там, где ему не желательно было бы валяться. Решение этих проблем в комплексе можно было бы назвать «умная соц. логистика».

В литературе используется термин «Умная среда обитания», что указывает на возможность распространения подхода «Умный город» не обязательно к городу и не только к жилищу, а к любому месту компактного проживания, а также месту работы.

Умная среда обитания или производства (или и того и другого) складывается из нескольких элементов, не все из которых обязательны.

Также умную среду обитания можно рассматривать на основе географического подхода или личностного подхода. В первом случае это некоторое стационарно расположенное место, которое посещается различными людьми, эти люди могут также покидать это место постоянно или временно. Это может быть университет, студенческий городок, рабочий поселок, наукоград, технопарк, туристический центр, молодежный кэмпинг и так далее. Также можно говорить о применении таких технологий к офисному пространству крупной кампании, к социальному пространству крупной фабрики и т.п.

Во втором случае умная среда обитания привязана к конкретной личности, в этом случае речь ведется обо всех научно-технических и информационных возможностях, которые сопровождают эту личность во всех ее перемещениях. Умную среду обитания невозможно взять с собой в дорогу, как смартфон, но существует концепция, согласно которой перемещающийся индивид не покидает умную среду и везде по мере своего путешествия чувствует себя совершенно как дома. К этому постепенно приводят некоторые шаги навстречу удобству пользователей (пассажиров, прежде всего). В аэропортах, на железнодорожных вокзалах, даже на автобусных остановках, в самолетах, поездах, автобусах появляются точки для подзарядки смартфонов и компьютеров, чаще всего стандартные выходы USB. Множество мест оснащено бесплатными точками доступа беспроводной связи Wi-Fi. Таким образом, пассажир приобретает возможность бесплатной связи с любой точкой мира, причем связи качественной, включающей возможности общения по видео, также доступ к неисчерпаемому источнику информации в сетях Интернет. Это также автоматически предоставляет возможности получения сведений об эффективных перемещениях даже в незнакомом городе и даже при отсутствии знаний языка в чужой стране. Также это дает возможности совершения покупок, собственно организацию перемещений (покупка билетов на все виды транспорта, регистрация, заказ такси и т.п.), кроме того, это еще и возможность организации досуга.

В идеале предполагается, что пользователь умной среды имеет множество предметов, которые «умно реагируют» на его пожелания, или даже предвидят их. Примером может служить «чайник, который включается, когда вы проснулись, шторы, которые раздвигаются, когда вы должны проснуться» [5]. По-видимому, это едва ли можно назвать «умной средой». Такая «умность» недалеко ушла от тривиального будильника. По-настоящему «умное жилище» откроет шторы не по указке от пульта, а тогда, когда в комнате будет темно, и

приготовит не тот напиток, который попросил пользователь, а такой напиток, который ему наилучшим образом рекомендуется с учетом его состояния здоровья, хотя, разумеется, приоритет решения должен оставаться за пользователем. Таким образом, умное жилище должно предложить открыть шторы, поскольку стало темновато в комнате, а пользователь может предпочесть уютный сумрак и отказаться от этого предложения; аналогично, после заказа чашечки кофе, умное жилище может порекомендовать ограничиться чашечкой цикория или какао, либо травяного чая (в зависимости от рекомендаций врача и данных о ненавязчивом обследовании жильца), но пользователь может настоять именно на кофе. Тем самым безальтернативное подчинение не есть умная деятельность, также, как и безальтернативное собственное решение. Либо предложение обоснованных альтернатив с сохранением приоритета выбора за пользователем может быть признано умным на данной стадии понимания этой проблемы.

В публикациях встречается, как правило, следующая трактовка понятия «Умный город» -это «Умные дома, наполненные умными вещами» [5]. Если «умный город» - это совокупность «умных домов», тогда, во-первых, уточнение, что умные дома, наполненные умными вещами излишне - достаточно было в данной формуле использовать слово «умный» лишь один раз: либо это «дома, наполненные умными вещами», либо это «умные дома с соответствующими им вещами». Ведь не может быть умный дом без умных вещей. Во-вторых, совокупность умных домов - это отнюдь еще не дает нового качества, называемого умным городом, подобно тому, как набор всех деталей, из которых состоит автомобиль, еще не является автомобилем. Эти умные дома должны быть по-умному объединены в общую умную сеть, дающую новый синергетический эффект. Кроме того, наряду с домами в городе присутствует множество объектов, не являющихся домами или жилищами, но которые обязательно должны встраиваться в систему умного города. Это производственные и торговые предприятия, учебные заведения, развлекательные центры, музеи, предприятия культуры, парковые системы, транспортная система, коммунальные службы, строительство и капитальный ремонт, противопожарная система, система обеспечения правопорядка, здравоохранения, информационная система, телерадиовещание, пресса и многое другое. Ряд таких предприятий взаимно проникают, так, например, в крупных супермаркетах принято организовывать центры общественного питания, центры детского досуга, центры развлечения (кинотеатры и т.п.), места общего пользования и прочее. Обобщенно можно сказать, что это - система функционирования всех служб города, но такая

формулировка слишком коротка и ничего не раскрывает.

Вторым уровнем называется «городская культура и городская инфраструктура, автоматизированный транспорт,

энергоснабжение, теплообеспечение, к которому этот умный дом подключен» [5]. Это не вполне четкая формулировка. Не понятно, почему выделяется культура, но не указываются места развлечения, к которым культуру можно обобщенно присоединить (музей и театр - это явно культура, аквапарк - это явно только развлечения, но никак не культура, а кино - это и развлечение, и искусство). Теплообеспечение не целесообразно выделять из сферы коммунальных услуг (это обеспечение теплом, водой, горячей водой, электроэнергией, в некоторых случаях газом, канализация и устранение мусора, а также обеспечение текущего срочного ремонта и капитального ремонта, обустройство прилегающих к жилищам территорий).

Преимущество перехода на новый уровень управления, который пока не все четко представляют, но все одинаково называют умным городом, должно состоять именно в выгодности решения всех этих задач в комплексе на основе единого подхода, единой платформы решений (аппаратных и программных), именно на основе такого подхода, который исключает конкуренцию этих подходов и избавляет от дублирования.

Обратимся к примеру, к курортным городам Таиланда. Те, кто там бывал, по-видимому, обратили внимание на большие связки черных проводов, которые протянуты по каждому городу во всех направлениях. Каждый новый пользователь, желающий подключиться к сети интернет, тянет свой собственный кабель. Кабели приобретаются с запасом по длине, поскольку отрезать проще, чем нарастить. Излишки кабеля висят тут же на столбах в виде бухт. В результате вдоль всех улиц тянутся параллельно по несколько десятков, а то и сотен проводов, каждый из которых предоставляет сетевой доступ небольшой группе пользователей. Это уродует облик городов, ремонт таких сетей практически невозможен, при обрыве легче пробросить новый кабель, чем устранить обрыв, при этом старый кабель останется на своем месте практически навечно, поскольку он будет бесхозным, чужое трогать нельзя. Если бы с таким подходом проводился интернет в таком крупном городе, как Новосибирск или тем более Москва, улицы просто потонули бы в проводах. Общая стоимость этих проводов была бы запредельной, обеспечить их сохранность в условиях четырех резко отличающихся сезонов было бы невозможно, связь в сетях постоянно нарушалась бы, и если вместо ремонта прокидывались бы новые сети, со временем весь

город был бы так опутан паутиной проводов, что городской пейзаж превратился бы попросту в вид на кабельное хозяйство. Оптическое волокно, грамотно проложенное не только для существующих потребностей, но и с учетом предполагаемого развития на многие годы вперед, это не только более дешёвый и надежный способ решения такой задачи, это попросту единственно возможный подход для современного быстро растущего города. Точно также все прочие проблемы должны решаться грамотно, централизованно, с учетом возможностей развития и потребностей роста.

Например, установка датчиков расхода воды и электроэнергии в настоящее время осуществляется условно-централизованно, на самом деле относительно хаотично и децентрализовано. Хотя этим занимаются, как правило, специальные службы, пользователь выбирает время замены, тип устанавливаемых датчиков и иногда даже компанию, которая эти датчики устанавливает. В настоящее время большинство датчиков - это устаревшие датчики, предоставляющие информацию лишь для визуального считывания. Средства визуализации намного более дороги, чем могли бы стоить средства отправки сведений в общую сеть. Действительно, все средства визуализации основаны на механических устройствах (как в датчиках расхода воды) или на использовании жидкокристаллических знакосинтезирующих панелей (как на счетчиках электроэнергии). Это относительно дорогая техника. Средства преобразования сигналов в цифровые коды и отправки этих кодов поставщику могли бы быть в разы дешевле, поскольку это чисто электронная техника без сложной механики и без дисплеев, это можно изготавливать в виде единственного чипа, в случае массового производства стоимость такого чипа ничтожна. В настоящее время эта система предполагает следующее: пользователь снимает показания счетчика (записывает их на бумажку), далее в некоторых случаях пользователь вводит их на сайт ЖКХ, далее пользователь осуществляет оплату по начисленным суммам согласно тарифу. При этом чаще всего показания, введенные на сайт, не передаются никуда (известно из личного опыта) и при оплате кассир спрашивает, за сколько кубов холодной и горячей воды пользователь хотел бы заплатить. То же самое и с электроэнергией. По-видимому, время от времени должны приходить специалисты и сверять накопленные показания с фактической оплатой. Это огромная работа. Если пользователь не платит за электроэнергию, поставщик, как правило, считает, что возникает задолженность, поскольку они аппроксимируют предыдущие расходы. Например, если еженедельно был расход 100 КВт • час, а после этого жилец выехал на два месяца в отпуск, то поставщик электроэнергии считает, что за эти

два месяца жилец задолжал ему 100 КВт • час, высылает письма с требованием оплаты и угрозой отключения электроэнергии (известно из личного опыта). Эта проблема еще более заметна при использовании гаражей, где электроэнергия может не расходоваться месяцами и даже годами, что совершенно не устраивает поставщика. Предлагается платить хотя бы какую-то сумму, указывать хотя бы какой-то расход, чтобы не отключили электроэнергию вовсе. Это неправильно - не законно и не справедливо. С другой стороны, поставщики электроэнергии могут нести большие потери вследствие действительно больших задолженностей. Если показания счетчиков считываются автоматически без участия человека и отправляются на соответствующие центры обработки данных, тогда и начисления могут осуществляться автоматически. Пользователь может выбрать, например, один из следующих алгоритмов оплаты. Во-первых, он может установить автоплатеж, если он полностью доверяет системе съема показаний и расчета начислений. Во-вторых, он может установить обусловленный автоплатеж, который работал бы по следующему принципу - если очередной платеж не выходит за рамки десятипроцентного отклонения от среднего за год месячного платежа, он оплачивается автоматически, в случае большого отличия пользователь информируется о сумме начисленного платежа и о величине отличия от среднего. Если пользователь принимает это отличие (согласен с ним, так как знает причину), тогда от подтверждает платеж, если же он причину не понимает, он запрашивает дополнительную информацию. Третий алгоритм состоит в том, что пользователь всегда сначала знакомится с суммой начисления, лишь затем подтверждает платеж или не подтверждает его. Наконец, может быть применен и поход в кассу, что предпочитают делать большинство

пенсионеров. Этот последний вариант явно не вписывается в концепцию умного города, но он не должен быть недоступным, поскольку «клиент всегда прав», и если он предпочитает стоять в очереди в кассу, платить наличными и получать на руки квитанцию, никто не может ему отказать в этом удовольствии.

Данный пример здесь разбирается особо подробно по следующим причинам. Во-первых, уже очевидно, что фактическая «сборка умного города» не будет осуществлена путем демонтажа всей имеющейся системы и монтажа новой системы с нуля, напротив, эта концепция будет реализовываться частями, и первыми фрагментами этой системы будут именно те решения, которые будут немедленно окупаться. Замена счетчиков, требующих визуального считывания, на счетчики, считывание показаний которых будет сделано дистанционно

поставщиком коммунальных услуг - это именно та сфера, где окупаемость будет немедленной, эффективность не вызывает сомнений. Во-вторых, данный пример наиболее ясен, поскольку все читатели сталкиваются с этой задачей ежемесячно, и, по-видимому, большинство не вполне удовлетворено существующей системой сбора данных в этой сфере.

Отмечается также следующая особенность умного города: «Она так или иначе контролируется машинами - эти машины способны перекрыть или решить проблему, или мелкий технологический сбой даже без привлечения человека. В этом смысле умная среда - это комфортная среда, которая реагирует на наши запросы. Она сама себя ремонтирует, сама себя пересобирает - это метафора робота, который сам себя чинит» [5]. Для достижения этого нового качества, по-видимому, нужны абсолютно новые подходы к созданию системы. По-видимому, широко известен сюжет фильма «Терминатор 2», где робот-андроид после того, как его грудную клетку противник пробивает железным ломом, полностью выключается, однако, система сама себя перезапускает, робот «оживает» и продолжает выполнять прерванные функции. Это несколько аналогично тому, как действуют в некоторых случаях лишь очень немногие персональные компьютеры, а именно: после кратковременного обесточивания они выключаются и заново запускают программное обеспечение. В этом случае некоторые последние несохраненные файлы или последние изменения в существующих файлах оказываются потерянными, но в целом система вновь работоспособна. Но каждому пользователю известна и следующая ситуация -компьютер может самопроизвольно

выключиться вследствие какого-то сбоя программного обеспечения даже в том случае, когда питание никак не нарушается. Также зачастую после возникновения неполадок в компьютере приходится применять

специальные меры для его ремонта, зачастую это может сделать лишь специалист высокой квалификации, а в некоторых случаях ремонт невозможен или крайне нерентабелен. Уж если простейший персональный компьютер не может ремонтировать сам себя, то для того, чтобы это делала сложная система, необходимо качественно иное исполнение, это не может быть система на основе большого количества традиционных компьютеров, соединенных в единую сеть. К сожалению, большинство тех, кто обсуждает и разрабатывает новые подходы в обсуждаемом направлении, мыслит именно в категориях существующих в настоящее время вычислительных средств и сетевых технологий, то есть предполагают создание умного города на основе компьютеров, аналогичных

персональным компьютерам, и на основе традиционных интернет-сетей. Этот подход порочен изначально. Персональные

компьютеры и традиционные интернет-сети лишь могут продемонстрировать, что именно можно сделать с помощью таких технологий, на каком уровне, с каким результатом, с каким качественным улучшением. Но это не та программно-аппаратная среда, которой можно доверять столь важную задачу, как управление всем городом в целом, это не те технические средства, которым можно доверять жизни всех жителей города, а понимание того, каким ущербом грозит обрушение системы управления города в том случае, если эта система действительно будет глобальной, еще находится только в зачаточном состоянии, эти апокалипсические ситуации предлагаются вниманию непосвященных зрителей в некоторых кинофильмах, таких как последние выпуски культовых фильмов «Крепкий орешек», Бондиана (по серии романов Яна Флеминга об агенте Джеймсе Бонде) и т.п. В этих фантастических ситуациях, как правило, обрушение общей системы контроля транспорта города осуществляется хакерами, что также представляет собой большую проблему, но не меньшую проблему представляет и обрушение вследствие обычной поломки. Также надо признать, что отличие обычной поломки от поломки вследствие заражения вирусной программой не всегда легко отличить, это не всегда и так уж обязательно. Но ремонт конкретного персонального компьютера - это не столь большая проблема, поскольку пользователь на время ремонта может воспользоваться другим компьютером. А ремонт системы управления городом - это достаточно большая проблема, поскольку ее не так уж просто на время перенести на другую аппаратную часть. Следовательно, для устранения проблемы ремонта должно быть обеспечено абсолютно бесперебойное функционирование, то есть речь должна идти не о ремонте, а о резервировании. Тем самым проблема должна решаться практически мгновенно путем передачи управления от неисправной системы к исправной. Вторая система должна оставаться исправной, по меньшей мере по той причине, что она не заражена вирусом хотя бы уже потому, что она не функционировала до момента передачи ей управления. Если она параллельно работала, тогда она может принять управление без передачи данных от другой системы, но если она работала, то она также может оказаться неисправной по тем же причинам, что и основная, так как если она дублирует все действия, она также может оказаться зараженной вирусом. То есть гарантировано исправной может быть лишь

законсервированная и не включенная система.

Но передача управления к ранее не используемой системе может быть осуществлена лишь совместно с передачей данных, а это означает, что система, которая передает данные, на момент передачи должна быть исправной, не зараженной вирусом и работоспособной. Таким образом, с одной стороны, передача управления может быть успешно осуществлена либо от исправной работающей системе к исправной неработающей, либо от неисправной к исправной, но уже работающей системе. Возможные технические решения могут базироваться на резервном копировании предыдущего состояния (цифровые двойники) и на других подходах, однако, по меньшей мере, об этих подходах уже настоятельно необходимо думать, их следует проектировать, простого пожелания того, чтобы система «сама себя чинила» явно недостаточно. Здесь ситуация сопоставима с системой управления самолетом или с парашютом. Предложение выключиться и совершить перезагрузку в данном случае опасно. Не может парашютист вернуться в самолет и повторно совершить прыжок по той причине, что программно-аппаратное средство «парашют» совершило недопустимую ошибку и было закрыто. Авторы сообщения «Программа совершила недопустимую ошибку и была закрыта. Попробуйте перезагрузить эту программу» разработали алгоритм «починки» ошибки, который, возможно, подходит для офисного компьютера, на котором подготавливаются малозначительные

документы, но этот алгоритм, как и это сообщение неприемлемы для действительно ответственного программно-аппаратного

средства. Сколь бы страшной и неисправимой ни казалась ошибка программно-аппаратного средства, программа не должна прекращать свое действие и рекомендовать перезапуск, она должна диагностировать ошибку, исправлять ее, «лечить себя» не прекращая выполнения программы. Когда подобное сообщение появляется у нас перед глазами во время редактирования длинного документа (если автосохранение не сработало или работает не столь часто, как хотелось бы), мы еще видим последний набранный текст, можем его прочитать, но уже не можем его сохранить. Можно попытаться, например,

сфотографировать его или сохранить иным путем, но персональный компьютер, вошедший в режим генерации такого сообщения, не предоставляет обычному пользователю возможности сохранения того текста, который, тем не менее, еще объективно существует. Это парадокс не слишком талантливого программирования: информация имеется, но ее сохранить или использовать уже нельзя. Это недопустимая безалаберность по отношению к информации, которая генерируется и

обрабатывается с помощью персонального компьютера. Мы можем смириться с ней в офисных приложениях (хотя она нам не нравится), но мы не можем позволить подобное при управлении самолетом, парашютом, атомным реактором, подводной лодкой, космическим кораблем и также умным городом, и вообще любым техническим средством, потеря контроля над которым может нанести ущерб жизни или здоровью людей, или целостности технических средств или иных ценностей.

Поэтому мечту о саморемонтирующейся умной системе управления городом следует отбросить и сосредоточиться на создании такой системы, которая бы вовсе не ломалась.

В области информационной безопасности требуется учесть, что наряду с нарастанием технических возможностей по защите информации нарастает и изобретательность разработчиков алгоритмов социального или социально-технического взлома. Социальный взлом базируется на доверчивости пользователей - предлагается какая-то приманка (скидка, приз, льготные услуги по демпинговым ценам, покупка чего-либо по завышенным ценам и т.п.), после чего запрашиваются данные банковских карт или иные конфиденциальные сведения якобы для перечисления средств, а на самом деле для снятия денежных средств доверчивого пользователя. Какими бы сложными не были технические средства защиты информации, если доверчивый пользователь сообщает секретные коды случайным людям (являющимся хакерами и мошенниками), в этом случае технические средства защиты бессильны. Социально-технический взлом использует одновременно технические средства взлома или добычи информации и социальные методы воздействия. Часть информации добывается методами атаки на технические средства защиты, пользователь не подозревает, что эта дополнительная информация может быть известна взломщикам, поэтому он с большей легкостью сообщает те сведения, которые сами по себе без этой дополнительной информации не могут быть использованы для мошеннических операций. Но в совокупности с информацией, добытой в результате взлома, эта, казалось бы, малозначимая информация может оказаться достаточной для нанесения материального ущерба пользователю.

Далее в работе [5] делается недостаточно обоснованное предположение о том, что вследствие внедрения технологий умного города исчезнет большое количество управленцев, которые этим городом ранее управляли. Автор пишет: «Следующий этап этой умной среды — это уже не столько технологии, сколько социальный процесс. В ситуации, когда и инфраструктура города, и

конкретные практики людей, и их взаимодействие друг с другом, и машинно-машинное взаимодействие, и человеко-машинное взаимодействие настроены таким образом, структура управления городом тоже меняется. Уходит бюрократия, потому что исчезает огромное количество управленцев, которые в ручном режиме организуют и проектируют системы. Больше нет огромного количества администраторов, которые нужны в качестве связующего звена между человеком и услугой. Исчезает много локаций, которые были нужны только для того, чтобы все эти люди там собирались». В ответ на такое утверждение хочется спросить, не на Луне ли обитает автор этого оптимистического прогноза. Либо, возможно, этот абзац написан в духе М.Е. Салтыкова-Щедрина (приедет начальство и наступит всеобщее счастье) или в духе Н.В. Гоголя (вспоминается то место, где Манилов рассказывает о строительстве хрустального моста от поместья Чичикова к поместью Манилова, а правительство, узнав о такой дружбе этих двух помещиков, прослезится и даст им по ордену). Количество управленцев не уменьшится. Давно замечено, например, что с переходом с бумажного документооборота на электронный документооборот количество бумаги, расходуемой в этом самом документообороте не уменьшается, а возрастает. Поэтому пустые мечты лелеять не стоит.

По-видимому, дух Манилова очень заразителен, поскольку и далее автор пишет совершенно в этом духе: «Параллельно возникает большая прозрачность любых управленческих инициатив. И эта прозрачность полезна, потому что любые деструктивные практики управления исчезают, так как становятся видимыми гражданам. Управление, которое подпитывается автоматизированными системами, влияет на работу с пользователями и программирует пользователей на новое поведение не с технической точки зрения, а с идеологической. У пользователей появляются запросы на гораздо более простое взаимодействие с системами поддержки жизнеобеспечения, с медициной и страхованием. Мы понимаем, что можем сэкономить физические усилия и административные усилия, решая какие-то проблемы».

Скажите городским властям, что внедрение технологий умного города преследует следующие цели: а) сокращение количества управленцев в городе; б) достижение прозрачности для всех действий городской администрации перед гражданами города. После этого попросите у правительства города средства для осуществления этой концепции. Или просто попросите моральной поддержки. Желаем вам удачи на этом поприще. Мы

полагаем, что эти цели - это не те цели, которые будут приняты и поддержаны городскими властями.

Отмечается, что и сами граждане умного города должны стать несколько другими. С этим сложно спорить, однако, возникает вопрос, каков механизм изменения граждан? Единственное, что можно предложить, это, во-первых, надо дать гражданам новые возможности, во-вторых, надо надеяться, что на базе этих новых возможностей граждане изменятся так, как это будет для них естественно, безболезненно и желательно. Людям дали литературу, городской транспорт, радио, железную дорогу, телефоны, гражданскую авиацию, телевидение, интернет, сотовые телефоны, смартфоны, они изменялись, начиная пользоваться этими достижениями цивилизации, но при этом никто не переделывал общество целенаправленно. Этого не было, этого и не будет. Дело науки - открывать новые возможности, дело техники - подготавливать возможность реализации этих возможностей, дело промышленности - реализовывать эти возможности, дело коммерции - продавать эти новые возможности, демонстрируя их полезные свойства. То, что называется бизнесом, может участвовать во всех этих видах работ. Но сознание людей формируют средства массовой информации, а также их общественное бытие. Специальных мер воспитания людей для того, чтобы они стали пользователями умного города, по-видимому, никто никогда не будет предпринимать, следовательно, и толковать тут не о чем. Далее автор пишет, что «Мы имеем такую децентрализацию приоритизации задач и решений», ...что «метафора сети, деиерархизации и однорангового производства начинает постепенно распространяться на все практики» [5]. Добро пожаловать в клуб словотворчества! В чешском языке есть слово «емейловать», что означает «писать электронное письмо». Также есть слово «лыжевать», что означает «кататься на лыжах». По-видимому, пора и в русском языке вводит такие слова как «цифровизовать экономику», или «деирархизовать управление»,

«децентрализовать приоритезацию»,

«смартизовать метрополии», «урбанизовать интернетизацию», «интернетизовать

урбанизацию» и тому подобное? Новые слова вводить в свой доклад рекомендовал еще Л.А. Сенека. Ну в те времена, по-видимому, слов в латинском языке было не слишком много, и если каждый докладчик вводит новые слова, это было, по-видимому, скорее полезно, нежели вредно для латинского языка. Однако, отметим, что, во-первых, тот же Сенека рекомендовал, чтобы смысл этих новых слов был очевиден из их звучания, во-вторых, латинский язык все-таки умер, так может быть именно поэтому?

Со ссылкой на Роба Китчина, говорится о проблеме того, что жители умного города ощущают себя под постоянным наблюдением видеокамер, что, возможно, является некомфортным фактором для большинства нормальных людей. По-видимому, это в настоящее время уже не является столь уж сложной социальной преградой. Водители автомобилей приучены к тому, что на дорогах установлены видеокамеры, их нарушения правил дорожного движения могут быть зафиксированы автоматически, что приведет к необходимости выплачивать штраф. Посетители магазинов приучены к тому, что в магазинах также ведется видеонаблюдение. Также видеонаблюдение зачастую осуществляется в банках, в университетах, во многих других учреждениях, вблизи их входов, в парках, у мемориалов и так далее. В университетах практикуется видеонаблюдение во время приема экзаменов, автомобилисты

устанавливают видеорегистраторы. В хоккее уже принято правило, согласно которому видеозапись может использоваться арбитром для уточнения наличия или отсутствия нарушения правил игры.

По-видимому, концепцию тотального видеонаблюдения не следует считать опасной, нарушающей права граждан, если таковое наблюдение не ведется в местах приватных действий, где человек вследствие специфики тех действий, которые естественны, но не предназначены для опубликования, может и должен быть защищен от видеонаблюдения.

Альтернативно мы можем предложить диаметрально противоположную концепцию. Вместо того, чтобы опасаться тотального видео слежения, можно предложить поощрение водителей, которые предоставляют результаты работы их видеорегистраторов для системы обеспечения безопасности движения. Предположим, что каждый видеорегистратор предоставляет возможность считывания информации с него на центральный пульт ГИБДД. Если в некоторой точке произошло ДТП, сотрудники ГИБДД могут получить возможность всестороннего анализа того, что фактически произошло на дороге в этот отрезок времени, получив сведения от всех регистраторов всех транспортных средств, которые в это время находились на этом участке дороги. Это могут быть не только те ТС, которые ехали по тем полосам, где возникло ДТП, а и от средств, ехавших по встречным полосам в противоположном направлении. Таким образом, картина аварии будет абсолютно полной. Это позволит достоверно зафиксировать ситуацию без выезда представителей ГИБДД непосредственно на место аварии. Следовательно, к устранению затора можно приступать незамедлительно. Это позволит оперативно восстановить движение,

снизит длительность существования пробок вследствие ДТП. Если транспортное средство способно передвигаться самостоятельно, оно может очистить проезжую часть немедленно, в противном случае его можно оперативно отбуксировать. В настоящее время такой практики нет, если ограничиваться только результатами регистрации с регистраторов тех ТС, которые были участниками ДТП, информация может быть неполной, недостаточной, ее доказательность также может быть недостаточной. Если же имеется набор видеозаписей от достаточного количества ТС, включая и те, которые не были непосредственными участниками ДТП, картина происшествия может быть достаточно полной даже в том случае, если оба ТС, участники ДТП, не имели видеорегистраторов.

Рассмотрим, что дает такой подход. Оперативное восстановление движения может не просто сократить время существования пробки, оно может также позволить спасти жизни людей. Действительно, необходимость сохранения положения ТС после аварии до прибытия представителей ГИБДД не только приводит к тому, что сохраняется пробка на дорогах, но эта пробка к тому же еще увеличивается. Это препятствует прибытию машины скорой медицинской помощи, задержка такой машины может стоить жизни людям, пострадавшим в этой аварии. Также любая пробка может стоить жизни, например, тем людям, которым нужна скорая медицинская помощь по иным причинам. Также пробки могут усугубить последствия пожара по причине позднего прибытия пожарных команд. Тем самым устранение пробки на дорогах - это важнейшая и актуальнейшая задача, предложенное решение может оказаться очень эффективным. Водителей можно заинтересовать предоставлением этой информации, например, путем предоставления скидок на топливо или иными льготами. Безусловно, альтернативным решением может быть установка камер наблюдения на всех дорогах, но, во-первых, это дорого, во-вторых, долго, в-третьих, недостаточно объективно, поскольку стационарных камер не может быть достаточно, тогда как машин с камерами может оказаться в большинстве случаев не только достаточное количество, но даже избыточное. В современном обществе боязнь камер в общественных местах и на дорогах для лиц, которые не собираются совершать правонарушения - это скорее исключение, чем правило, поэтому едва ли следует эту проблему принимать всерьез.

Совершенно иное дело - это установка камер в личном пространстве - в квартире или иных местах, где человек хотел бы чувствовать себя совершенно свободно. В частности, ресторан является, с одной стороны общественным

местом, с другой стороны - местом, в котором человек хотел бы, вероятно, расслабиться, и нежелание стать объектом наблюдения в этом случае вполне естественно. Концепция умного жилища предполагает иное. Заботливое участие электронного мозга в организации быта жителя подразумевает сбор как можно более полной информации о нем, а это провоцирует взлом такой системы, поскольку он делает данного субъекта крайне уязвимым, что является потенциальным источником обогащения за его счет путем шантажа или путем использования его средств доступа к материальным ценностям, либо обоими этими путями. Многие люди боятся излишнего сближения с другими людьми именно по причине страха потери независимости, здесь же предлагается сближение с техническим устройством, а через его посредство - с его разработчиками или администраторами. Чем сложнее подобная система, тем шире круг людей, которые могут заложить в нее возможности незаконного извлечения информации. Другая причина опасения кроется в возможности поломки просто по тому, что мы почти еженедельно сталкиваемся с поломкой той или иной компьютерной системы - то непосредственно используемый нами персональный компьютер сбоит, то система доступа к интернету, а иногда поломка возникает на каком-то сайте, которым мы регулярно пользуемся, например, на почтовом сервере. Все это убеждает пользователя опасаться передачи всех абсолютно возможностей управления нашим бытом компьютерной системе или сети. Если обычный пользователь на многих примерах убедится, что такая система намного надежнее, чем все другие известные ему системы, эта проблема исчезнет, но пока она еще остается. По-настоящему смарт жилище начнется с того, что исчезнут все чисто механические замки на всех дверях и сейфах подобно тому, как исчезли пленочные фотоаппараты. С этого смарт жилище начнется, без этого оно невозможно. Но этот процесс должен произойти ненасильственно, как он произошел с автомобилями, ведь в настоящее время электронному запиранию автомобилей автовладельцы доверяют больше, чем хитрым чисто механическим противоугонным устройствам, чего еще нет в защите жилища и сейфов.

В работе [5] также найден достаточно витиеватый пассаж в области сомнения в безопасности доступа к частной жизни, а именно, автор пишет: «Есть опасение, что привычки, которые сейчас являются опциональными, будут восприниматься как опасные: то, что я делаю в своем доме, на уровне общественного согласия может не восприниматься как норма, но, поскольку я никому не мешаю, это не контролируется

специально. Если мы вводим логику умной среды, это будет подконтрольно какой-то организации или сообществу, которое может квалифицировать эту привычку как опасность и в логике полицейского государства вмешаться в то, что мы делаем». Не можем разделить опасения автора именно в такой формулировке. По-видимому, здесь имеются в виду нетрадиционные сексуальные увлечения частным образом в частной обстановке приватного жилища. Автор намекает, что подобные наклонности можно безопасно реализовать при уверенности отсутствия свидетелей и записывающей аппаратуры, а если таковая аппаратура будет, то есть вероятность вмешательства государственных структур и даже возникает возможность наказания за подобные действия. Это достаточно странное опасение. В развитых странах то, что не запрещено, разрешено, а то, что запрещено - в любом случае не следует делать, вне зависимости от того, имеются ли свидетели, или не имеются. Если сексуальное отклонение не является преступлением, оно не наказуемо, а если жилец собирается делать наказуемые деяния, проблема не в том, что ему не предоставляются для этого возможности избежать огласки, а именно в том, что такой жилец склонен делать эти действия. Не будем же вы возражать против отсутствия возможности изготавливать фальшивые деньги или подсыпать яд? Если мы не собираемся делать подобное, нам в голову не придет, что возможность огласки таких действий как-либо ущемляет наши права. Вопрос в ином: часть действий личности, которые никак не могут считаться неестественными или

противозаконными, вследствие нашего воспитания и по сложившимся моральным традициям, не принято придавать гласности, как отправление естественных надобностей, зачатие ребенка или принятие ванны. Никто из нормальных психически людей не хочет делать это прилюдно, и каждый понимает, что делать это перед видеокамерой - это то же самое, что делать это прилюдно и даже несколько хуже, поскольку аудитория может это многократно пересмотреть, в том числе и в замедленном режиме, а также использовать в нелицеприятных и даже в бесчестных целях. Да и простое переодевание или примерка одежды должно делаться приватно, видеонаблюдение здесь неуместно. Однако если пациент лежит в реанимации, постоянное наблюдение за ним крайне желательно, и даже самые естественные надобности в этом случае уже становятся не его частным делом, а частью наблюдения за пациентом в ходе его лечения, поэтому здесь наблюдение становится нравственно допустимым, даже необходимым, защита от утечки информации должны быть обеспечена путем высокой нравственности и

ответственности всего персонала, который может иметь доступ к этой информации.

Как известно, в современном обществе не принято стеснятся врача. Разумеется, в рамках его сферы компетенции, мы не устраиваем стриптиз в стоматологическом кабинете. Однако, для особо стеснительных есть выход -врач может быть того же пола, что и пациент. Семейный врач не может отвечать этому требованию. Аналогично, возникает новая этическая парадигма - семья должна перестать стесняться системного администратора, причем он не может быть одного и того же пола со всеми членами семьи, поскольку семья, как правило, разнополая. Системные

администраторы не дают клятву Гиппократа, не связывают себя подобными обязательствами, они могут меняться, меняя место работы, их может быть сразу много, мы не выбираем их по своим предпочтениям (как правило). Мы даже порой не знаем, сколько именно администраторов могут законно иметь техническую возможность узнать наши пароли и логины (предполагаем при этом что ни один из них не воспользуется такой возможностью нам во вред, хотя мы их не знаем ни в лицо, ни по имени, ни по количеству). Это проблема, причем серьезная. Но обратимся к банковской системе. Мы не знаем ни в лицо, ни по имени, ни по количеству тех людей, которые могут воспользоваться нашими средствами, которые имеют доступ к управлению нашими деньгами в силу своих должностных обязанностей. В банковской кабинке, например, при обмене валюты, мы сначала даем свои деньги, затем получаем их эквивалент в другой валюте. Мы же не ожидаем подвоха от кассира, мы не думаем, что он может забрать наши деньги и не вернуть нам ничего. Мы привыкли доверять подобным системам и уверены, что в них сделано все, чтобы обман или мошенничество были невозможны, хотя факты незаконных действий работников банка случаются, как, например, утечка персональных данных. Следовательно, во-первых, даже в условиях не полностью надежной системы, большинство населения ей доверяют, во-вторых, если система надежна не на 100%, следовательно, можно сделать более надежную систему, и если будет убедительно продемонстрирована более высокая надежность этой системы, население со временем будет доверять ей больше.

Поэтому указанный психологический аспект в ряду проблем внедрения умного города не является непреодолимым барьером, достаточно сделать надёжность системы выше существующей и доказать это, после чего психологический барьер исчезнет у большинства пользователей. А на незначительное меньшинство ориентироваться в этом случае не обязательно, даже в наше время еще существую люди, которые принципиально

не пользуются сотовым телефоном, но этот факт провайдеры сотовой связи могут полностью игнорировать.

В указанной статье говорится: «Проблема приватного и публичного в контексте умной среды еще более интенсифицирует и усложняет разговор о том, как система компьютерных сетей и сетей обмена информацией может, или не может быть приватной или публичной. ... С одной стороны, есть точка зрения, согласно которой сокрытие чего-то значит, что мы скрываем нечто плохое и деструктивное. С другой стороны, человечество может разграничивать приватное и публичное, но тогда не очень понятно, как это сделать в условиях датчиков, которые расположены везде, в том числе внутри человека». Ответ дан выше: если человечество получит доказанное свидетельство, что такой сбор информации осуществляется без угрозы безопасности и приватности (как, например, не представляет такой угрозы врач даже самых интимных сфер), эта проблема снимется. До тех пор, пока такое не доказано, эту проблему снимать рано, то есть проблема не в этом, следовательно, этой проблемы не существует. Проблема не в психологии, а в гарантии нашей защиты. Поэтому решать ее надо не убеждениями и не перевоспитанием человечества, а устранением опасностей на техническом, информационном и законодательном уровнях.

Со ссылкой на Роба Китчина утверждается, что «находясь в таком пространстве, где мы все время под наблюдением, мы вольно или невольно начинаем становиться более лояльными к самой системе наблюдения, привыкая к тому, что за нами наблюдают». Небольшой пример. Магазины

самообслуживания возникли задолго до возникновения технических возможностей установки тотального видеонаблюдения в них. Но экономия от необходимости платить зарплату большому количеству продавцов, выгода на увеличении скорости обслуживания, возможности расширения ассортимента и прочие преимущества привели к тому, что магазину выгодно стало даже мириться с небольшими убытками вследствие мелких краж и порчи товара, в особенности вследствие того, что и продавцы могли быть причастны к мелким кражам. В первое время посетители удивлялись этому необычайному доверию, и хотя основным фактором против краж было уже тогда воспитание, имелся определенный контингент, который удерживался от краж не вследствие воспитания, а именно вследствие некоторого контроля (наблюдение, контроль на выходе), пусть и не всегда действенного. Установление видеокамер качественно преобразовали ситуацию, теперь покупатели осведомлены о возможности того, что каждое их действие скрытно или явно фиксируется, поэтому кражи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

небезопасны для них. Предположительно это трансформировало сознание тех покупателей, которые считали мелкую кражу допустимой при условии полной безнаказанности: отныне они стали настолько уверены в неотвратимости наказания, что отбросили всякую мысль о краже. Вследствие этого возникли автоматические кассы, где покупатель сам подносит товар к считывателю поочередно и оплачивает его картой. Даже видеонаблюдение за всем процессом не может полностью исключить бесчестные действия покупателей, но это уже не столь важно, поскольку основная масса покупателей приучены к честному расчету. Можно сколько угодно говорить о том, что в западных странах граждане более порядочные, чем в России, это все безосновательно. Около десяти лет назад писали о том, что в Амстердаме забытый кем-то велосипед пролежал несколько лет в самом центре города и его никто не украл, он даже проржавел за это время. В настоящее время экскурсоводы по городу Амстердаму почти с гордостью сообщают, что ежегодно в этом городе крадут 60 тысяч велосипедов, что, пожалуй, достаточно наглядно говорит об уровне спонтанной честности граждан. Сто шестьдесят четыре велосипеда ежедневно воруется на улицах этого города, практически у каждого жителя хотя бы один раз воровали велосипед (на вопрос о том, какой велосипед лучше приобрести начинающему

велосипедисту, отвечают, что это не имеет значение, поскольку первый велосипед все равно скоро украдут). Таким образом, утверждение о том, что честность граждан (ее средний уровень) является результатом воспитания, т.е. следствием развитости цивилизации, как минимум, не вполне верное. Честность в среднем практически всегда подпитывается системой предупреждения и наказания.

На этом основании можно утверждать, что информационная система с прорехами в обеспечении безопасности всегда будет порождать мошенничество в этой сфере, следовательно, прорех быть не должно. И подход, основанный на латании вновь обнаруженных прорех (этот подход относительно успешно используется в офисных машинах), в данном случае неприменим, как он неприменим в авиации.

Известен один из феноменов социальных сетей, который состоит в том, что, пользуясь анонимностью, некоторые блогеры допускают такие высказывания, которые они не смогли бы позволить себе в приличном обществе. Порой возникает ощущение, что людей, считающих ненормативную лексику и неадекватные реакции на чужое мнение нормой для себя. Возможно, некоторая часть таких блогеров немерено эпатируют публику для привлечения

внимание к себе (чаще к выдуманному имени, которое также зачастую далеко от границ приличия). Хулиганство происходит в среде, где технически можно лишь нахамить. Некоторые подобные блогеры настолько агрессивны, что запугивают своих собеседников угрозами направить вирус, взломать компьютер и т.п. Наибольший ущерб, который могут нанести подобные хамы, состоит в порче аппаратной части пользователя. Даже если принять к сведению возможность порчи аппаратной части компьютера с помощью особо изощренных вирусов, это всего лишь компьютер. Если агрессия подобных лиц распространится на объекты умного жилища, ущерб может оказаться чрезвычайно большим. Воспитание, по-видимому, бессильно, поскольку велика вероятность того, что подобные сетевые агрессоры в быту являются вполне добропорядочными гражданами, а эта агрессия - их способ расслабления.

Оптимисты полагают, что система может быть сделана один раз настолько надежной, что дополнительная и регулярная работа по повышению ее безопасности не потребуется. При этом зачастую авторы проектов в областях «Умный город» и «Промышленный интернет вещей» видят в качестве инструментария уже существующие сетевые технологии. По меньшей мере один из этих взглядов ошибочен. Либо указанные задачи будут решаться на принципиально новых программно-аппаратных средствах (не на персональных компьютерах и не с использованием традиционных интернет-технологий), либо эти технические решения будут нуждаться в регулярном (чаще чем еженедельном) обновлении систем

противодействия вирусам и вирусодобным программам, а также хакерским атакам. Все мы регулярно получаем уведомление, что имеющаяся у нас система обеспечения безопасности устарела и требует обновления, а если обновления не сделать, мы подвергаемся опасности взлома или проникновения вирусных программ. Эта ситуация требует регулярного дополнительного приобретения средств защиты, под которые требуется выделение все большего ресурса (памяти на компьютере и времени на установку противовирусных программ и на их работу). Фактически эти средства также наносят нам ущерб, они отнимают у нас время, место на компьютере и деньги. Некоторые пользователи уже не без основания задумались о том, что наносит больший ущерб, регулярное обновление антивирусных программ, или вероятность заражения вирусом. Возникает парадоксальная ситуация: программы гарантирующие (или обещающие) полную защищенность, потребляют так много ресурсов, что с ними уже становится невозможно работать. Они постоянно перепроверяют файлы в архивах, которые давно не используются, а

пользователь в это время не может нормально работать. Программные средства, которые этого не делают, не столь сильно мешают работе пользователя, но они и не гарантируют полной безопасности.

Следовательно, для систем промышленного интернета и умных городов, умных домов и т.п. необходимы такие технические решения, безопасность которых, по меньшей мере, не требует столь регулярного обновления средств информационной защиты. Следовательно, это не персональные компьютеры и не традиционные сети интернет.

Отметим, что принудительное обновление программных средств, используемых нами, также является нарушением наших прав добросовестного приобретателя.

Если я приобрел телефон, на котором установлено средство оперативной связи (Вотсап, Телеграмм и т.п.), я полагаю, что я решил эту проблему для себя на то время, пока я сам не решу, что оно меня не устраивает. При этом если такое средство требует абонентской платы (например, один раз в год или ежемесячно), это те условия, с которыми я знакомлюсь прежде, чем принять решение о приобретении этого средства. Если продвинутый телефон (смартфон) продается мне в том числе с привлечением рекламы о том, что я бесплатно могу пользоваться приложениями указанного типа, это означает, что те, кто продали мне этот телефон, обязаны мне предоставить именно то, что было прорекламировано, а именно: бесплатная возможность использования этого

программного средства.

На деле происходит иное. Сначала вы получаете уведомление о том, что версия этого ПО, которым вы пользуетесь, устарела, и вам рекомендуется установить новую версию. В этот момент вы можете находиться вне зоны беспроводного интернета и скачивание новой версии для вас может быть дорого, а может оказаться и невозможным. Также вы можете быть заняты другой более важной работой. В любом случае вы имеете право не переходить на новую версию. Однако очень скоро оказывается, что поддержка старой версии прекращается, и если вы не успели перейти на новую версию, вы оказываетесь без связи, которая вам остро необходима, на которую вы рассчитывали, за которую вы заплатили тем, что купили смартфон. Так нарушаются ваши права добросовестного приобретателя. Далее если вы согласны установить новую версию, во-первых, зачастую оказывается, что для нее недостаточно места на вашем смартфоне, также может оказаться, что новые опции вас не устраивают. Кроме того, никто не может исключить, что новая версия не бесплатная. С программным обеспечением Skype ситуация такова, что, если вы скачали ее новую версию, вам необходима

также новая версия программы Internet Explorer, а вы, возможно, привыкли пользоваться другим браузером, вам эта программа не нужна вовсе. Следовательно, наиболее разумным будет вовсе отказаться от этого программного средства, хотя вы уже завели определенные контакты и поделились своим контактом со многими абонентами, возможно даже напечатали его на визитной карточке. Все это примеры необоснованного нарушения прав пользователя.

Если мы покупаем телевизор, он у нас имеется, пока не сломается. Если мы покупаем стиральную машину, пылесос, электроплиту, мы пользуемся этими приборами до тех пор, пока они не сломаются, или пока мы сами не решим, что нам требуется более современное техническое средство. Но если мы покупаем компьютер или смартфон, то разработчик программного обеспечения для него сам за нас решает, когда нам требуется сменить старое обеспечение на новое, он сам решает, каков будет объем памяти (и какие другие минимальные требования компьютера) для новой версии ПО, следовательно, он сам решает, какого уровня устройства станут с некоторого времени непригодными для дальнейшей эксплуатации. Ваш телефон или ваш компьютер придется выбросить, хотя он совершенно исправен, потому что он станет совершенно бесполезным, поскольку используемое на нем программное обеспечение решением разработчика отнесено к устаревшим, а новое невозможно на нем установить.

Теперь давайте подумаем, готовы ли мы, что с нами таким же бессовестным образом будет поступать наше жилище, наше последнее пристанище в бетонных джунглях? Мне приходилось читать на посудомоечной машине сообщение о том, что ее программное обеспечение устарело и требуется переустановить новое. Наверное, мы не очень готовы, что нам подобные сообщения будут направлять телевизор, утюг, чайник, кофеварка, стиральная машина, электроплита. В особенности, нам не понравится, если такие сообщения будут направлять входные двери, сантехнические устройства и другие, остро необходимые предметы быта.

Одна их важнейших задач разработчиков технических решений в это сфере - убедить потенциальных пользователей, что они защищены от агрессивных требований обновления программных решений.

Утверждение о том, что человек не в силах сопротивляться новым решениям, поскольку получает от них больше преференций, чем проблем [5] в этом аспекте не видится столь уж бесспорным. Если после длительного отсутствия (в командировке) я не смогу попасть домой только потому, что своевременно не обновил программное обеспечение для входной

двери, а действие старой версии закончено, меня это совершенно не устраивает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, умные дома смогут быть реализованы лишь путем развития робототехники и управления в технических системах. Большинство современных управляющих систем по-прежнему реализовано на основе аналоговой электронной техники управления, чему нет рационального объяснения, это является лишь следствием традиционного мышления и отставания вследствие того, что аналоговые методы управления более широко преподаются в университетах, что является, по-видимому, следствием высокого среднего возраста преподавателей в этой сфере. Уже дано детальное обоснование отказа от аналоговой техники и перехода полностью и исключительно на цифровую технику практически во всех сферах мехатроники и робототехники, промышленной инженерии и в научной, технологической и технической сфере [10-17]. Цифровая техника выполняет управление всеми подвижными механическими объектами быстрее и эффективнее, чем человек, что многократно доказано экспериментально, а теоретически предсказано задолго до первых экспериментов в этой области. Действительно, сверхвысокое быстродействие АЦП (свыше 300 МГц) в сочетании с высокой точностью (до 14 разрядов) и использование потоковых методов обработки сигналов, получаемых в результате такого преобразования дает надежный инструментарий цифрового управления. Поэтому в области фактической реализации робототехнических изделий, без которых умный дом просто немыслим, все необходимые заделы уже получены. Следует оставаться на позициях того, что направления, затрагиваемые в данной статье, являются преимущественно техническими направлениями науки, преподавание этого направления может производиться в рамках, например, программ подготовки «09.03.01 - Информатика и вычислительная техника», «09.03.02 -Информационные системы и технологии», «27.04.04 - Управление в технических системах». Желательно создание

специализированного профиля обучения с учетом обсуждаемой специфики.

ЛИТЕРАТУРА

[1] https://www.forbes.ru/biznes/361403-ocifrovannoe-budushchee-umnaya-ekonomika-menyaet-podhody-k-biznesu.

[2] https://mir24.tv/news/15798065/umnaya-ekonomika-medvedev-delaet-stavku-na-blokchein.

[3] https://www.content-review.com/articles/42370/.

[4] http://sl2100.ru/Smart-Mobility.

[5] https://roscongress.org/sessions/umnaya-sreda-novyy-ш^oven-razvitiya-gorodov/discussion/

[6] https://postnauka.ru/video/81965.

[7] https://vk.com/smartsreda.

[8] http://sk.ru/opus/p/proiects-winghouse.aspx.

[9] https://roscongress.org/sessions/umnaya-sreda-novyy-uroven-razvitiya-gorodov/discussion/.

[10] В.А. Жмудь, А.А. Ляпидевский, В.С. Аврамчук, О.А. Стукач, Г. Рот. Возможные технологические барьеры для развития технологии промышленного интернета вещей и пути их преодоления. Автоматика и программная инженерия. 2019. №2 (28). С. 50-61. http://www.jurnal.nips.ru/sites/default/files/AaSI-2-2019-6 0.pdf

[11] В.А. Жмудь, А.В. Ляпидевский, В.С. Аврамчук, В. Хардт. Сквозные субтехнологии в кластере виртуальной и дополненной реальности. Автоматика и программная инженерия. 2019. № 2 (28). С. 86-97. http://www.jurnal.nips.ru/sites/default/files/AaSI-2-2019-10 0.pdf

[12] В.А. Жмудь, А.В. Ляпидевский, В.С. Аврамчук,

B. Хардт. Характерные барьеры для реализации дорожной карты программы по развитию технологий дополненной реальности. Автоматика и программная инженерия. 2019. № 2 (28). С. 98106.

http://www.jurnal.nips.ru/sites/default/files/AaSI-2-2019-11 0.pdf

[13] Жмудь В. А. Динамика мехатронных систем: учеб. пособие / В. А. Жмудь, Г. А. Французова, А.

C. Востриков. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. - 176 с.

[14] Жмудь В.А., Ядрышников О.Д. Численная оптимизация ПИД-регуляторов с использованием детектора правильности движения в целевой функции. Автоматика и программная инженерия. 2013. № 1 (3). С. 24-29. http://nips.ru/index.php?option=com content&view= article&id=451: -q-q-3&catid= 165: -q-q&Itemid=437

[15] Zhmud V. A. Feedback systems with pseudo local loops / V. A. Zhmud, V. M. Semibalamut, A. S. Vostrikov // Testing and measurement: techniques and applications : proc. of the 2015 intern. conf. on testing and measurement techniques (TMTA 2015),

Thailand, Phuket Island, 16-17 Jan. 2015. - London: CRC Press, 2015. - P. 411-416. ISBN 978-1-13802812-1-8.

[16] А.А. Воевода, В.А. Жмудь. Астатическое управление объектами с нестационарными матричными передаточными функциями методом приближенного обращения комплексных матриц. Научный вестник НГТУ. - 2006. - N 2(23). с.3-8.

[17] В.А. Васильев, А.А. Воевода, В.А. Жмудь, Хассуонех В.А. Цифровые регуляторы: целевые функции настройки, выбор метода интегрирования, аппаратная реализация. Сборник научных трудов НГТУ, 2006. N 4 (46). С. 3-10.

Вадим Аркадьевич Жмудь -

заведующий кафедрой Автоматики НГТУ, профессор, доктор технических наук. E-mail: oao nips@bk.ru

630073, Новосибирск, Просп. К. Маркса, д. 20

Александр Ляпидевский -

Кандидат экономических наук, директор Новосибирского

института программных систем, автор около 100 научных статей. Область научных интересов и компетенций - программные системы и инструменты, инновационные технологии.

E-mail: nips@nips.ru

Россия, Новосибирск, 630090, просп. Ак. Лаврентьева 6/1. НИПС.

Статья получена 10.07.2019.

Analysis of the Educational Needs of the Region for the Implementation of the Training Program in the Direction of "Smart City Technology and the Internet of Things"

V.A. Zhmud1,2, A.V. Lyapidevskiy2

1 Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia 2 Novosibirsk Institute of Software Systems, Novosibirsk, Russia

Abstract. As part of the implementation of the program "Internet of Things and Smart City Technologies", NSTU is participating in a project aimed at creating a new curriculum for the formation of competencies in these areas. This program is implemented in a consortium with fourteen organizations, including universities and organizations in Russia, Kazakhstan, Mongolia, Germany, Greece, Bulgaria and Romania. The program involves the creation of curricula for graduate studies with the possibility of obtaining two diplomas based on the results of the same term of study at two universities simultaneously. As a result of this, it is advisable to analyze the modern vision of the future development of this direction. The Novosibirsk Institute of Software Systems (PJSC "NIPS") is an active participant in the implementation of the concept of a smart city, primarily in Novosibirsk. This article analyzes some general and particular (regional) problems of implementing this concept.

Key words: smart city, industrial Internet of things, Smart City, IloT, IoT REFERENCES [2] https://mir24.tv/news/15798065/umnaya-ekonomika-

medvedev-delaet-stavku-na-blokchein. [1] https://www.forbesru/biznes/361403-ocifrovannoe- [3] https://www.content-review.com/articles/42370/.

budushchee-umnaya-ekonomika-menyaet-podhody- [4] http://sl2100.ru/Smart-Mobility.

[5] https://roscongress.org/sessions/umnaya-sreda-novyy-uroven-razvitiya-gorodov/discussion/

k-biznesu.

[6] https://postnauka.ru/video/81965.

[7] https://vk.com/smartsreda.

[8] http://sk.ru/opus/p/proiects-winghouse.aspx.

[9] https://roscongress.org/sessions/umnaya-sreda-novyy-uroven-razvitiya-gorodov/discussion/.

[10] V.A. Zhmud, A.A. Lyapidevskiy, V.S. Avramchuk, O.A. Stukach, G. Rot. Vozmozhnyye tekhnologicheskiye bar'yery dlya razvitiya tekhnologii promyshlennogo interneta veshchey i puti ikh preodoleniya. Avtomatika i programmnaya inzheneriya. 2019. №2 (28). S. 50-61. http://www.jurnal.nips.ru/sites/default/files/AaSI-2-2019-6 0.pdf

[11] V.A. Zhmud, A.V. Lyapidevskiy, V.S. Avramchuk, V. Khardt. Skvoznyye subtekhnologii v klastere virtual'noy i dopolnennoy real'nosti. Avtomatika i programmnaya inzheneriya. 2019. № 2 (28). S. 8697. http://www.jurnal.nips.ru/sites/default/files/AaSI-2-2019-10 0.pdf

[12] V.A. Zhmud, A.V. Lyapidevskiy, V.S. Avramchuk, V. Khardt. Kharakternyye bar'yery dlya realizatsii dorozhnoy karty programmy po razvitiyu tekhnologiy dopolnennoy real'nosti. Avtomatika i programmnaya inzheneriya. 2019. № 2 (28). S. 98-106. http://www.jurnal.nips.ru/sites/default/files/AaSI-2-2019-11 0.pdf

[13] Zhmud V. A. Dinamika mekhatronnykh sistem: ucheb. posobiye / V. A. Zhmud', G. A. Frantsuzova, A. S. Vostrikov. - Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2014. - 176 s.

[14] Zhmud V.A., Yadryshnikov O.D. Chislennaya optimizatsiya PID-regulyatorov s ispol'zovaniyem detektora pravil'nosti dvizheniya v tselevoy funktsii. Avtomatika i programmnaya inzheneriya. 2013. № 1 (3). S. 24-29.http://nips.ru/index.php?option=com content&vie w=article&id=451: -q-q-3&catid= 165:-q-q&Itemid=437

[15] Zhmud V. A. Feedback systems with pseudo local loops / V. A. Zhmud, V. M. Semibalamut, A. S.

Vostrikov // Testing and measurement: techniques and applications : proc. of the 2015 intern. conf. on testing and measurement techniques (TMTA 2015), Thailand, Phuket Island, 16-17 Jan. 2015. - London: CRC Press, 2015. - P. 411-416. ISBN 978-1-13802812-1-8.

[16] A.A. Voyevoda, V.A. Zhmud. Astaticheskoye upravleniye ob"yektami s nestatsionarnymi matrichnymi peredatochnymi funktsiyami metodom priblizhennogo obrashcheniya kompleksnykh matrits. Nauchnyy vestnik NGTU. - 2006. - N 2(23). s.3-8.

[17] V.A. Vasil'yev, A.A. Voyevoda, V.A. Zhmud, Khassuonekh V.A. Tsifrovyye regulyatory: tselevyye funktsii nastroyki, vybor metoda integrirovaniya, apparatnaya realizatsiya. Sbornik nauchnykh trudov NGTU, 2006. N 4 (46). S. 3-10.

Vadim Zhmud - Head of the

Department of Automation in

NSTU, Professor, Doctor of

Technical Sciences.

E-mail: oao nips@bk.ru

630073, Novosibirsk,

str. Prosp. K. Marksa, h. 20

Alexander V. Liapidevskiy,

PhD in Economics, director of the Novosibirsk Institute of Program (Software) Systems, the author of about 100 scientific articles. Area of scientific interests and competences - software systems and tools, innovative technologies. E-mail: nips@nips.ru Russia, Novosibirsk, 630090, prosp. Ak. Lavrentieva 6/1. NIPS.

The paper has been recieved on 10.07.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.