Научная статья на тему 'Анализ образа современного туриста как инструмент оценки социокультурного потенциала региона: на примере курортного региона Кавказские Минеральные Воды'

Анализ образа современного туриста как инструмент оценки социокультурного потенциала региона: на примере курортного региона Кавказские Минеральные Воды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Особо охраняемый курортный регион / аттрактивность курорта / социокультурный потенциал / туристско-экскурсионная услуга / образ туриста / Specially protected resort region / attraction of the resort / socio-cultural potential / tourist and excursion service / image of a tourist.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Елена Николаевна, Гетманская Марина Юрьевна

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы формирования и развития социокультурного потенциала туристских территорий Российской Федерации. Особая значимость исследования состоит в том, что оно выполнено на примере одного из старейших в стране туристско-рекреационных кластеров, имеющего статус особо охраняемого эколого-курортного региона, группы курортов федерального значения, Кавказские Минеральные Воды. В настоящее время востребованность курорта среди туристов продолжает оставаться высокой в связи с возможностью реализации большого спектра их потребностей. Бальнеологические ресурсы, целебный климат и разнообразие рекреационных ландшафтов в регионе способствует восстановлению здоровья и работоспособности отдыхающих. Поэтому анализ социокультурного потенциала туристской территории является одной из важнейших задач построения комплексного стратегического планирования развития региона. А изучение образа современного туриста, приезжающего в регион, действительно становится значимым инструментом оценки социокультурного потенциала туристской территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMAGE OF A MODERN TOURIST AS A TOOL FOR ASSESSING THE SOCIOCULTURAL POTENTIAL OF THE REGION: USING THE EXAMPLE OF THE RESORT REGION CAUCASIAN MINERALNYE VODY

The article is devoted to the study of the actual problem of the formation and development of the socio-cultural potential of the tourist territories of the Russian Federation. The special significance of the study lies in the fact that it was carried out on the example of one of the oldest tourist and recreational clusters in the country, which has the status of a specially protected ecological resort region, a group of resorts of federal significance, Caucasian Mineral Waters. Currently, the demand for the resort among tourists continues to be high due to the possibility of realizing a wide range of their needs. Balneological resources, a healing climate and a variety of recreational landscapes in the region contribute to the restoration of health and efficiency of vacationers. Therefore, the analysis of the socio-cultural potential of the tourist territory is one of the most important tasks of building a comprehensive strategic planning for the development of the region. And the study of the image of a modern tourist coming to the region is really becoming an important tool for assessing the socio-cultural potential of the tourist territory.

Текст научной работы на тему «Анализ образа современного туриста как инструмент оценки социокультурного потенциала региона: на примере курортного региона Кавказские Минеральные Воды»

Анализ образа современного туриста как инструмент оценки социокультурного потенциала региона: на примере курортного региона Кавказские Минеральные Воды

Гончарова Елена Николаевна,

кандидат социологических наук, доцент, кафедра туризма и гостиничного сервиса, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» E-mail: elena-suschenko@yandex.ru

Гетманская Марина Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра теоретической лингвистики и практики межкультурного общения, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

E-mail: getmanskaia@pgu.ru

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы формирования и развития социокультурного потенциала туристских территорий Российской Федерации. Особая значимость исследования состоит в том, что оно выполнено на примере одного из старейших в стране туристско-рекреационных кластеров, имеющего статус особо охраняемого эколого-курортного региона, группы курортов федерального значения, Кавказские Минеральные Воды. В настоящее время востребованность курорта среди туристов продолжает оставаться высокой в связи с возможностью реализации большого спектра их потребностей. Бальнеологические ресурсы, целебный климат и разнообразие рекреационных ландшафтов в регионе способствует восстановлению здоровья и работоспособности отдыхающих. Поэтому анализ социокультурного потенциала туристской территории является одной из важнейших задач построения комплексного стратегического планирования развития региона. А изучение образа современного туриста, приезжающего в регион, действительно становится значимым инструментом оценки социокультурного потенциала туристской территории.

Ключевые слова: особо охраняемый курортный регион, ат-трактивность курорта, социокультурный потенциал, туристско-экскурсионная услуга, образ туриста

<п ■_

CJ

На территории региона Кавказских Минеральных Вод сосредоточен весь необходимый потенциал для удовлетворения потребностей населения в туристских услугах. При помощи средств бальнеологии, целебного климата и разнообразных рекреационных ландшафтов в регионе восстанавливается здоровье и работоспособность населения.

Анализу состояния и перспектив развития туризма на Кавказских Минеральных Водах посвящены социологические исследования разного характера. Это изучение рынка туристских услуг [5], рекреационной деятельности населения [3], географии образа жизни [11, с. 168]. Однако комплексные исследования социокультурного потенциала особо охраняемого региона Кавказских Минеральных Вод еще не проводились. С этой целью нами было проведено социологическое исследование. Для реализации поставленной цели потребовалось осуществление следующих задач:

1) выявить основные факторы, влияющие на выбор туристом места отдыха;

2) определить уровень развития услуг и востребованность курортов Кавказских Минеральных Вод в современном обществе;

3) найти зависимость выбора места отдыха от социального положения;

4) выявить производственные и социальные проблемы курорта.

Объектом исследования являлись отдыхающие в городах региона Кавказских Минеральных Вод разных возрастных категорий. Предметом исследования - выявление общей социокультурной ситуации на курорте, а также удовлетворенность отдыхающих деятельностью курорта.

В опросе участвовали отдыхающие в городах-курортах региона - Кисловодске, Пятигорске, Железно-водске и Ессентуках, где хорошо представлена туристская отрасль. Анкета для исследования была составлена помощью сервиса Yandex Forms. В качестве опросного метода выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространенный способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. Анкета включала закрытые и полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых, но с учетом индивидуальных особенностей респондентов. Всего в опросе приняли участие 1500 отдыхающих.

В результате исследования были получены следующие данные. Среди респондентов в большинстве оказались местные жители из региона Кавказских Минеральных Вод (30,3%), Ставропольского края (21,2%) и республик Северо-Кавказского федерального округа (21,2%). Данные опроса показали, что регион является популярным местом для отдыха как у местных жителей, так и отдыхающих из соседних регионов, потому как города Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и Железно-водск образуют наиболее привлекательное туристско-

экскурсионное пространство, наполненное природными и культурными достопримечательностями. В число отдыхающих из отдаленных регионов России вошли жители Москвы и Московской области, Ростовской области, Краснодарского и Красноярского края, а также жители Ханты-Мансийского автономного округа.

Основными целями, которые преследуют отдыхающие, являются забота о своем здоровье (своих родных, близких) - 53,3%, развлечения - 33,3% и знакомство с туристскими маршрутами - 26,7%. Это говорит о том, что важнейшей специализацией курорта здесь продолжает оставаться санаторно-курортное лечение, которое является привычной частью национальной культуры [9].

Большинство отдыхающих признались, что бывали в регионе уже не один раз и первоначально узнали о нем от друзей и знакомых, либо из сети Интернет. Средняя продолжительность пребывания туристов на Кавказских Минеральных Водах составляет: 3 дня у 36,4% опрошенных, месяц и более -22,7%, две недели - 31,8%, неделя -9,1%. Данные результаты подтверждают то, что регион популярен для кратковременного отдыха среди населения Ставропольского края и близлежащих республик Северо-Кавказского федерального округа.

Респонденты, которые не раз отдыхают на Кавказских Минеральных Водах, говорят об изменении туристско-экскурсионной отрасли региона в лучшую сторону. Среди опрошенных 54,8% считают, что увеличился спектр экскурсионных маршрутов, благоустраиваются локации для отдыха и развлечений в регионе. Наиболее привлекательными экскурсиями среди отдыхающих оказались обзорные, природоведческие и историко-культурные (63,5%). Паломнические экскурсии выбрали 21,3% респондентов, а военно-патриотического и литературного направления по 7,6% опрошенных. Среди наиболее привлекательных объектов для отдыха туристы выбирают парки культуры и отдыха, которые есть в каждом курортном городе региона. Это основное место для проведения досуга населения и гостей Кавказских Минеральных Вод. Парки благоустроены фонтанами, тенистыми аллеями, необычными скульптурами, памятниками и архитектурой, живописными ландшафтами, озерами, а также терренкурами для активного туризма. Такого рода туристско-экскурсионное пространство удовлетворяет культурно-досуговые потребности населения [1, 127]. Также большинство опрошенных находит привлекательными памятники природы. И это не удивительно, ведь регион Кавказских Минеральных Вод богат природными памятниками, которые являются и символами региона [1, с. 47]. Среди них стоит выделить все 17 гор-лакколитов региона, озеро Провал, грот Лермонтова, гора Кольцо.

Архитектурные сооружения заняли второе место по данным опроса. Это говорит о том, что респонденты интересуются исторической архитектурой, ведь курортные города региона Кавказских Минеральных Вод в XIX веке начали застраиваться великолепными усадьбами, особняками, другими общественными зданиями, которые дожили до наших дней практически в первозданном виде, многие из них связаны с известными личностями и богемой XIX века. Почти наравне с архитектурой у респондентов популярны памятники археологии, истории и культуры, во многом, их популярность обусловлена развитым культурно-познавательным туризмом в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Что касается музеев, экспозиций и выставок, то сейчас они имеют небольшую популярность и это может быть связано с устаревшей материально-технической базой музеев. Однако выставки и экспозиции, проходящие в городах региона Кавказских Минеральных Вод,

в основном, являются передвижными и располагаются в таких выставочных центрах как «Лермонтовская галерея» в городе Пятигорск и «Пушкинская галерея» в городе Железноводске.

Статистика пользования респондентов услугами туристских компаний региона показала, что полученные ответы делятся почти пополам. Те, кто пользуется услугами туристских компаний Кавказских Минеральных Вод и не пользуются услугами вообще и предпочитают самостоятельное изучение туристско-экскурсионного пространства или с помощью интернет ресурсов. Лидерами в списке туристских компаний оказались туроператоры «Ладья» и «Лайт» города Пятигорска.

По привлекательности среди туристов города-курорты распределились в результате опроса следующим образом. Лидером в списке привлекательных городов-курортов оказался г. Кисловодск, вторым -г. Пятигорск, третье место у г. Железноводска и на четвертом месте - г. Ессентуки.

Качество предоставляемых туристско-экскурсионных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод по данным опроса не совсем устраивает отдыхающих. Результаты оценки оказались распределены следующим образом: «высокое» - 34,8%, «среднее» - 59,1% «низкое» - 6,1%. Однако для более точной статистики по данному опросу, по нашему мнению, необходимо отдельно опросить респондентов, которые пользуются услугами туристских компаний региона и могут объективно оценить качество предоставляемых услуг.

В целом 97% респондентов удовлетворены отдыхом на Кавказских Минеральных Водах. В основном они предпочитают отдыхать в регионе с друзьями (37,9%) или с семьей (30,3%). Парами предпочитают отдыхать 18,2%, а самостоятельные путешественники оказались в меньшинстве - 13,6%. Следует отметить, что всего лишь 39,1% респондентов довольны организацией детского отдыха. Большинство туристов считают, что необходимо провести реорганизацию детских санаториев и лагерей для улучшения качества и разнообразия детского отдыха в регионе. По их мнению, следует разнообразить детский отдых развлекательными парками, тематическими экскурсиями, интерактивными музеями. Необходимо и в целом совершенствовать туристско-экскурсионную сферу разнообразием событийных мероприятий, выставок, созданием новых локаций для отдыха и развлечения туристов разного возрастного сегмента. В регионе уже на протяжении нескольких лет реализуются такие мероприятия как «Фестиваль воздушных шаров», «Хрустальный источник», однако их недостаточно для привлечения массового потока туристов.

Среди перечня нетривиальных экскурсий существующих на сегодняшний день в регионе и заинтересовавших туристов акцент был сделан в пользу квест-экскурсий, конных экскурсий, интерактивных и виртуальных экскурсий, а также экскурсий на ретропоезде и воздушном шаре. Однако респонденты признались, что ранее никогда не слышали о таких, что говорит о слабой информированности организаторами потенциальных потребителей. В связи с тем, что спрос на отдых в регионе Кавказских Минеральных Вод возрастает среди молодежи, необходимо расширять спектр квест-экскурсий. Они позволяют глубже окунуться в атмосферу тематики экскурсии. Следует сказать, что данное направление в регионе Кавказских Минеральных Вод пока не совсем развито. Фото-экскурсии также заинтересовали респондентов. Прекрасные пейзажи, ландшафты региона завораживают, поэтому увлекательная фотосессия во время тура поможет туристу получить профессиональные снимки на фоне великолепных достопримечательностей. Сегодня туристы

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

<п

I_

и

с удовольствием становятся участниками интерактивных экскурсий с дополненной реальностью. В современном мире технический прогресс подарил нам возможности, о которых раньше люди только мечтали: отправиться в экскурсию по древнему миру, повстречать динозавров, древних людей и рассмотреть необычные леса, которые существовали на земле миллионы лет назад. В регионе Кавказских Минеральных Вод такую экскурсию предлагает мультимедийный музей Визит-центр национального парка «Кисловодский» в городе Кисловодске [7]. Также молодых путешественников интересуют такие активные направления отдыха как катание на лыжах и горных велосипедах, полеты на парапланах, рафтинг, пейнтбол и ла-зертаг, а также джиппинг и квадрациклы.

Помимо этого, наше исследование показывает, что 70% отдыхающих частично, либо полностью реализовали свои ожидания от отдыха на курорте Кавказских Минеральных Вод, однако, их не устраивает уровень благоустройства региона. Причиной таких данных служит то, что 67% респондентов в основном недовольны состоянием дорог, зданий и окружающей среды (много мусора на периферийных улицах города). Это говорит о возросшей в настоящее время требовательности туристов.

По данным Российской Федеральной Службы Государственной Статистики в настоящее время средний прожиточный минимум на душу населения в России составляет 14.375 рублей [2]. Проводя исследование, мы пришли к выводу, что Кавказские Минеральные Воды посещают люди с достаточно высокими доходами. Более 76% приезжающих отметили, что их доход превышает средний прожиточный минимум. Данная категория отдыхающих приезжает по санаторным путевкам, продолжительность которых составляет от двух недель и до месяца. Это жители средней полосы России, СевероЗападного и Европейского Севера, Дальнего Востока и Западной Сибири. Доля туристов с низкими доходами на курортах мала. К этой категории относятся жители Ставропольского края, где отмечен низкий уровень благосостояния населения. Проведенный опрос показывает, что все же половина туристов Ставропольского края предпочитает отдыхать на Кавказских Минеральных Водах не более двух недель. По нашему мнению, выбор такого кратковременного отдыха определяется, скорее, близким расстоянием.

На основании обработанных данных по результатам опроса мы можем составить среднестатистический образ туриста, который будет служить неким ориентиром, в определении перспективных направлений, так как до-суговые предпочтения отдыхающих, их мнение по поводу привлекательности и благоустройства туристско-экскурсионного пространства региона это один из факторов влияния на его развитие. На сегодняшний день это мужчина в возрасте 40-45 лет, житель Уральского федерального округа. Он знаком с целебными свойствами минеральных источников региона. Основная цель его поездки - забота о своем здоровье. Попутно он пользуется развлекательными услугами, и знакомится с туристскими маршрутами региона. На выбор места отдыха оказали влияние природно-климатические условия. О существовании Кавказских Минеральных Вод и качестве услуг в регионе он узнал от друзей и знакомых.

Отдыхающий считает себя обеспеченным человеком. Его доходы выше прожиточного минимума, что позволяет приобрести санаторную путевку. Продолжительность его отдыха составляет 14 дней. Здесь отдыхал уже несколько раз и, считает, что условия в регионе заметно меняются в лучшую сторону и курорт имеет высокий уровень востребованности в современных российских условиях.

Качеству предлагаемых услуг в целом в регионе он дает среднюю оценку. Отмечает хороший уровень познавательного и рекреационного видов туризма. По его мнению, спектр предлагаемых туристских маршрутов достаточно скуден и однообразен. Отдыхающий невысоко оценивает культурную инфраструктуру региона. По его мнению, среднее развитие, имеют лишь музеи, выставки и концерты, меньший уровень развития характерен для кинотеатров, а самый низкий у театров и библиотек. Индустрия развлечений также, по его мнению, имеет среднее развитие. Лидируют парки отдыха, спортивные и зрелищные предприятия.

Отдыхающий не достаточно удовлетворен качеством услуг по благоустройству региона. По его мнению, в неудовлетворительном состоянии находится уличное освещение, состояние дорог и пешеходных дорожек, терренкуры (отсутствие туалетов, стаи собак, отсутствие ограничений на пропуск машин в курортную зону). Но, тем не менее, он высоко оценил озеленение территории и эстетическое оформление курортной части городов. В целом он удовлетворен отдыхом в регионе и собирается вернуться на курорт еще не один раз.

Опираясь на проведенный нами анализ социокультурного потенциала и результаты социологического исследования, мы можем определить, какие перспективные направления могут способствовать развитию туристско-экскурсионного пространства региона. Кавказские Минеральные Воды имеют огромный потенциал, который требует развития. Особенности рельефа и климата служат ценными в целебном отношении факторами производства рекреационных услуг. Минеральная вода, лечебные грязи, а также туристско-рекреационные ресурсы региона дополняют друг друга и составляют социокультурный потенциал сферы туризма, который позволяет удовлетворять потребности туриста в лечебном, оздоровительном, экологическом, спортивном и рекреационном туризме.

Благодаря наличию историко-культурного наследия на курорте развивается познавательный туризм. Оно сформировалось в результате благодатных природных условий и удобного географического положения, которые издавна привлекали сюда людей из разных районов России, и они, в свою очередь, оставляли свой след в истории данного региона. Следовательно, регион Кавказских Минеральных Вод представляет собой туристско-рекреационный комплекс, который обладает всеми условиями способными сформировать необходимый социокультурный потенциал, для удовлетворения потребностей отдыхающих, не только в лечебно-оздоровительном направлении, но и в туризме. Но требуется принятие мер для усовершенствования курорта и выведения его на мировой уровень, на что и нацелено наше государство.

Подводя итоги, можно сказать, что данные, полученные нами в ходе социологического опроса, отражают то, как функционирует туристско-экскурсионное пространство в особо охраняемом регионе Кавказских Минеральных Вод на сегодняшний день. В целом, туристско-экскурсионное пространство удовлетворяет потребности туриста, большинство респондентов довольно своим отдыхом в регионе, хотя и считают, что качество предоставляемых услуг находится на среднем уровне.

На основе полученных нами результатов исследования можно выделить несколько проблем, связанных с обустройством туристской сферы региона и организацией туристско-экскурсионной деятельности, на которые стоит обратить внимание:

- устаревшая материально-техническая база многих

культурных учреждений;

- необходимость реставрации экскурсионных объектов;

- средний уровень качества предоставления туристс-

ко-экскурсионных услуг в регионе;

- недостаточно развитая туристско-экскурсионная

сфера для детского отдыха.

Также полезны результаты, касающиеся привлекательности городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, ведь их облик и благоустройство туристско-экскурсионного пространства формируют привлекательность и востребованность у отдыхающих. Стоит обратить внимание на полученные данные, для того, что бы улучшить привлекательность туристско-экскурсионного пространства таких городов как Железноводск и Ессентуки, которые, по результатам опроса, не слишком популярны среди отдыхающих. Более того, большинство респондентов волнует реставрация экскурсионных объектов. Данный вопрос не стоит оставлять без внимания, так как внешний облик туристско-экскурсионного пространства построен вокруг экскурсионных объектов, которые его представляют, поэтому очень важно для аттрактивности региона привести в порядок культурно-исторические, архитектурные памятники в городах-курортах региона Кавказских Минеральных Вод.

Полученная статистика помогает определить потребительский спрос на туристско-экскурсионные объекты и услуги, которые удовлетворяли бы потребности туристов и развивать туристско-экскурсионное пространство в этих направлениях. Особенно внимание привлекает тот факт, что отдыхающие заинтересованы в новых видах экскурсий, в том числе с использованием виртуальных технологий, а также фото и квест-экскурсии. Многие заинтересованы и в расширении спектра различного рода досуговых предприятий: фестивалей, выставок, что является фактором для продолжения развития событийного туризма в туристско-экскурсионном пространстве региона.

Тема развития экскурсионных направлений всегда будет актуальна и перспективна. Мир не стоит на месте, тенденции меняются довольно часто, а потребности туристов в проведении культурно-познавательного досуга не перестают существовать, даже наоборот, начинают приобретать специфические особенности в виде индивидуальных запросов, поэтому индивидуальные экскурсии начали приобретать популярность. В качестве разработки перспективных экскурсионных направлений, которые могут выступать в качестве индивидуальных или массовых экскурсий, мы предлагаем несколько вариантов.

Учитывая широкую известность великого поэта М.Ю. Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах, признание его романа «Герой нашего времени» и популярность такого вида досуга как квесты, можно превратить культурно-познавательную экскурсию в нечто большее - маршрут квест-экскурсии «По следам Печорина». Экскурсанты, интерактивно вовлеченные в экскурсию, смогут почувствовать атмосферу эпохи XIX века и стать участниками в решении увлекательных заданий, связанных с историей романа и его героями. Такая экскурсия будет актуальна для школьников разных возрастных групп с учетом разработки для них подходящих заданий.

Другой вид экскурсионного направления - иммер-сивная экскурсия по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Концепция такой экскурсии строится вокруг актеров, одетых в наряды XIX века и создающих антураж того времени. Экскурсанты слушают экскурсовода и наблюдают за действиями героев, которые разворачивались в городе более 100 лет назад. Перемещение между локациями будет интереснее, если его органи-

зовать на ретро транспорте (дилижансе или омнибусе). По индивидуальным запросам, можно организовать наряды и аксессуары в стиле XIX века для всех участников, а также фотосессию с актерами.

Следующее экскурсионное направление, которое в перспективе можно реализовать в туристско-экскурсионном пространстве Кавказских Минеральных Вод - архитектурное. Экскурсия с гидом-архитектором, который поведает информацию и научит разбираться в архитектурных стилях городов курортов, о знаменитых и малоизвестных архитектурных достопримечательностях, о том, как они проектировались, подробно излагая историю каждого объекта и судьбу знаменитых архитекторов.

Как мы знаем, регион КМВ богат природными достопримечательностями и в экскурсионной деятельности, с самого момента ее основания, они являются неизменно популярными и, можно сказать, незаменимыми объектами экскурсионного показа. Многие путешественники любят запечатлеть живописные пейзажи с помощью фотоаппарата. Но сегодня мы можем предоставить экскурсантам, взглянуть по-новому на природу Кавказских Минеральных Вод и создать красивый пейзаж не через объектив, а кистью или карандашом. Практически каждый турист знаком с таким мероприятием как художественный мастер-класс и возможно многие были его участниками. Добавление в экскурсионную программу такого элемента как художественный мастер-класс привнесет изюминку и уникальность в экскурсионную программу, а также подарит экскурсантам возможность создать свой пейзажный шедевр со знаменитыми природными достопримечательностями, который останется на долгую память об отдыхе на Кавказских Минеральных Водах.

Таким образом, подводя итог можно с уверенностью сказать, что, предпочтения отдыхающих - это важный, а иногда и ключевой показатель, определяющий перспективные направления развития туристско-экскурсионного пространства. Сформировавшийся в ходе исследования образ туриста и анализ полученных данных помогли определить некоторые перспективные направления, которые в дальнейшем могут способствовать развитию туристско-экскурсионного пространства региона:

- формирование программы популяризации социокультурного потенциала туристско-экскурсионного пространства Кавказских Минеральных Вод за счет активных рекламных кампаний в регионах России;

- привлечение инвесторов с целью проектирования и реализации программ, концепций по совершенствованию туристско-экскурсионного пространства;

- разработка мер по совершенствованию качества в сфере туристско-экскурсионных услуг, усиления контроля качества предоставляемых услуг;

- проведение плана мероприятий по реставрационным работам экскурсионных объектов для улучшения облика курортных городов и повышения их ат-трактивности.

Предложенные в статье такие экскурсионные направления как обзорная экскурсия с элементами им-мерсивности, квест-экскурсия, архитектурная экскурсия помогут масштабнее задействовать социокультурный потенциал городов Кавказских Минеральных Вод, обновить и разнообразить экскурсионную базу. Все это выведет регион на новый уровень развития на российском туристском рынке и позволит занять место рядом с наиболее развитыми и популярными дестинациями, туристско-экскурсионное пространство которых функционирует за счет использования всех имеющихся природ-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

ных и культурно-исторических ресурсов, а также за счет

качественной туристско-экскурсионной сферы услуг.

Литература

1. Батнасунов А.С., Лежебоков А.А., Сущенко Е.Н. Особенности туризма в современной России (на примере Кавказских Минеральных Вод). - Не-винномысск. - 2005. - С. 47.

2. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации // Официальный сайт Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ya.ru/search/

3. Карасев А.С., Мажар Л.Ю. Методы исследования туристско-рекреационных ресурсов // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/пвп/Down-loads/metody-issledovaniya

4. Майбога Ю. Благоустройство курорта продолжается // Общественно-политический еженедельник «Железноводские ведомости». - 2020. - № 18. - 29 апр. - С. 12.

5. Маркетинговое исследование рынка туристических услуг Российской Федерации 2017-2023 с прогнозом до 2035 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://expertcc.ru/upload/iblock/

6. Отдыхающих на КМВ стало больше. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rol.ru

7. Официальный сайт «Визит-центр музей истории и природы национального парка Кисловодский» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kispark. ru/places/vizit-tsentr/

8. Семенова Л. В., Мутавчи Е.П., Социокультурное пространство города как ресурс развития туристской дестинации // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/sotsiokulturnoe-prostranstvo-goroda-kak-resurs-razvitiya-turistskoy-destinatsii

9. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досу-говых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод): дисс... канд. социол.н. - Ставрополь, 2006. - С. 127.

10. Черевичко Т.В. Туризм как система: методология исследования // Концепт. - 2015. - № 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/turizm-kak-sistema-metodologiya-issledovaniya

11. Швец, И. Ю., Czyz-Gwiazda, E., Demczuk, M. Развитие кластерной формы пространственной организации территории в сфере туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2014. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-klasternoy-formy-prostranstvennoy-organizatsii-territorii-v-sfere-turizma

12. Щитова Н.А. География образа жизни: теория и практика регионального исследования. - Ставрополь, 2005. - С. 168.

<п ■_

U

см о см

ANALYSIS OF THE IMAGE OF A MODERN TOURIST AS A TOOL FOR ASSESSING THE SOCIOCULTURAL POTENTIAL OF THE REGION: USING THE EXAMPLE OF THE RESORT REGION CAUCASIAN MINERALNYE VODY

Goncharova E.N., Getmanskaya M. Yu.

Pyatigorsk State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the study of the actual problem of the formation and development of the socio-cultural potential of the tourist territories of the Russian Federation. The special significance of the study lies in the fact that it was carried out on the example of one of the oldest tourist and recreational clusters in the country, which has the status of a specially protected ecological resort region, a group of resorts of federal significance, Caucasian Mineral Waters. Currently, the demand for the resort among tourists continues to be high due to the possibility of realizing a wide range of their needs. Balneological resources, a healing climate and a variety of recreational landscapes in the region contribute to the restoration of health and efficiency of vacationers. Therefore, the analysis of the socio-cultural potential of the tourist territory is one of the most important tasks of building a comprehensive strategic planning for the development of the region. And the study of the image of a modern tourist coming to the region is really becoming an important tool for assessing the socio-cultural potential of the tourist territory.

Keywords: specially protected resort region, attraction of the resort, socio-cultural potential, tourist and excursion service, image of a tourist.

References

1. Batnasunov A.S., Lezhebokov A.A., Suschenko E.N. Features of tourism in modern Russia (on the example of Caucasian Mineral Waters). - Nevinnomyssk. - 2005. - p. 47.

2. The value of the subsistence minimum per capita and by the main socio-demographic groups of the population as a whole in the Russian Federation // The official website of Consultant Plus. [Electronic resource]. Access mode: https://ya.ru/search/

3. Karasev A.S., Mazhar L. Yu. Methods of research of tourist and recreational resources // Scientific electronic library «CyberLen-inka» [Electronic resource]. Access mode: file:///C:/Users/pvp/ Downloads/methody-issledovaniya

4. Mayboga Yu. The improvement of the resort continues // Socio-political weekly «Zheleznovodsk Vedomosti». - 2020. -No.18. - 29 Apr. - P. 12.

5. Marketing research of the tourism services market of the Russian Federation 2017-2023 with a forecast up to 2035 [Electronic resource]. Access mode: https://expertcc.ru/upload/iblock/

6. There are more tourists on the KMW. [Electronic resource]. Access mode: http://www.rol.ru

7. The official website of the «Visit Center Museum of History and Nature of the Kislovodsk National Park» [Electronic resource]. Access mode: http://kispark.ru/places/vizit-tsentr/

8. Semenova L. V., Mutavchi E.P., Socio-cultural space of the city as a resource for the development of a tourist destination // Scientific result. Business and service technologies. 2017. No.3. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsiokulturnoe-prostranstvo-goroda-kak-resurs-razvitiya-turistskoy-destinatsii

9. Suschenko E.N. Tourism as a sphere of realization of leisure values in modern Russian society (on the example of the Caucasian Mineral Waters): dissertation... cand. sociol.n. - Stavropol, 2006. - p. 127.

10. Cherevichko T.V. Tourism as a system: research methodology // Concept. - 2015. - No.7. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-kak-sistema-metodologiya-issledovaniya

11. Shvets, I. Yu., Czyz-Gwiazda, E., Demczuk, M. Development of the cluster form of spatial organization of the territory in the field of tourism // Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service. - 2014. - No.4. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-klasternoy-formy-prostranstvennoy-organizatsii-territorii-v-sfere-turizma

12. Shchitova N.A. Geography of lifestyle: theory and practice of regional research. Stavropol, 2005. - p. 168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.