Научная статья на тему 'Анализ обеспечения функциональной динамики системы образованияметодами теоретической кибернетики'

Анализ обеспечения функциональной динамики системы образованияметодами теоретической кибернетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ обеспечения функциональной динамики системы образованияметодами теоретической кибернетики»

УДК 519.71:007.51 А.Н. Флоренсов

Омский государственный технический университет, г. Омск

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДАМИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ

Кибернетика как наука возникла в середине XX века в результате попыток осознания проблем в конструировании и использования сложных систем управления и на основе операционного понятия информации. Если предыдущие представления об информации имели оценочный и субъективный характер, то новое представление, введенное К. Шенноном, позволило обращаться с ней как точно вычислимым объектом, допускающим математическое измерение и, как следствие, использование в строго доказываемых теоремах. Вначале кибернетика декларировалась как общая наука об формировании, хранении, преобразовании и передачи информации в машинах и живых организмах, но в дальнейшем естественное развитие области вычислительных машин породило широкие области технической и теоретической информатики, а проблемы использования общих идей кибернетики в других областях либо перешли к собственной тематике этих областей, либо оказались невостребованными в них. Когда сложная система, включающая внутренние подсистемы управления, функционирует, удовлетворяя своих пользователей, сложнейшие проблемы изучения этих подсистем не вызывают практического интереса. Упрощенно и образно говоря, «знание функционирования системы пищеварения не помогает переваривать пищу». Практическая потребность изучения возникает в случае нарушения нормального функционирования таких систем.

Система образования складывалась в течение многих веков трудами и энтузиазмом отдельных людей и ее обычно рассматривают как предмет изучения гуманитарных наук с их подробным описанием и сравнением деталей и субъективным оцениваем влияния этих деталей друг на друга. Такая ситуация удовлетворяла человеческое общества до тех пор, пока не стали активными попытки и компании резкой переделки, называемые «усовершенствованием», длительно исторически сложившихся систем образования. Явно проявившиеся следствия в виде резкого ухудшения качества результатов образования вынужденно ставят задачи вне гуманитарного анализа проблем этой системы.

Из всего многообразия методов точных и естественных наук для такого анализа наиболее подходящими оказываются методы кибернетики, причем даже мало использовавшиеся последнее время теоретические достижения кибернетики середины прошлого века. В ней существует фундаментальный закон кибернетики, сформулированный У. Р. Эшби на основе математической теории игр и использования понятия энтропии в применении к информации. Он рассматривает системы, имеющие регулирующую часть, которая должна выполнять регулирующие воздействия, обеспечивающие гомеостазис системы, адаптацию или поддержание существования, соответствующее некоторой цели.

Сформулированный в математических положениях [1], в словесной форме этот закон обычно описывается, как «управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей системы управления), по крайней мере, не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации». Термин «разнообразие» соответствует смысловому значению «минимум энтропии» в исходной математической формулировке.

Рассмотрим упрощенный вариант образования в применению к отдельному обучаемому, когда с помощью преподавателей, учебников, методик и вспомогательных учебных ин-

289

струментов, в частности тестов, формируется умозрительно желаемый уровень подготовки выпускника такой системы. (Более общей вариант может включать групповые и одиночные взаимодействия между обучаемыми, которые в большинстве практических ситуаций значительно менее значимы, чем перечисленные выше источники образования, но попытка систематического и точного их учета качественно усложняет задачу анализа.)

С точки зрения точных наук эту совокупность из обучаемого, системы образования и реального окружающего мира можно и нужно рассматривать как общую систему с контуром управления. На вход этой системы поступают информационные воздействия от реального мира и от преподавателя (в единственном или множественном числе), на выходе системы постоянно формируются отклики и реакции на воздействия, часть из которых поступает в подсистему «обратной связи», которую образуют преподаватель в качестве основной ее части, и, может быть, ответы на ряд стандартных задач в методических материалах (задачниках и т.п.) и числовые оценки по тестам (в современных системах с их использованием).

В соответствие с теоремой Эшби, для обеспечения функциональности системы обучения (достижения ее целей, а не просто механического и практически безрезультатного изменения состояний системы), необходимо, что бы разнообразие системы «преподаватель + ответы на ряд стандартных задач в методических материалах и числовые оценки по тестам» были не меньше, чем «информационные воздействия от реального мира», на обучения правильного реагирования на которые настроена система обучения.

Теоретически, если в цели системы обучения стоит «натаскивание» обучаемого на «узко канцелярские» воздействия в очень длительно стабильной системе человеческого управления, которых количественно очень немного, то такая система обучения может формироваться исключительно на заучивания и ограниченного числа стандартных форм и схем.

Если же в системе образования ставиться задача формирования человека, способного адаптационно и правильно реагировать на многообразие реальных человеческих отношений, тем более, если ставиться цель формирования адаптационной реакции на воздействия от постоянно совершенствуемых технических систем, то фиксированный объем просто запоминаемой информации будем несоизмерим с реальным разнообразием на входе рассматриваемой системы и, в соответствии с теоремой Эшби, система образования принципиально не может выполнить свои функции.

Из этого промежуточного заключения можно вывести и практические результаты. Во-первых, реальное разнообразие реакций профессионала-преподавателя потенциально значительно больше, чем может сознательно воспринять конкретных информационных ситуаций пассивно обучаемый, просто читая различные тексты без воздействия обратной связи по результатам их попыток осознания. Полумеханическое чтение незнакомых и непонятных с первой попытки текстов не является собственно множественным входным информационным воздействием, поскольку обучаемый, как показывает практический опыт, воспринимает его даже не расчлененным, а просто как текст, который нужно запомнить целиком и поточнее.

Во-вторых, в ходе социальной эволюции систем познания с помощью специальных языков (формул, правил вывода, формальных грамматик) удалось сформировать чрезвычайно важные (для моделирования множественных различных ситуаций, воздействий и явлений) абстрактные инструменты компактного и сжатого определения широких классов конкретной информации. Так формула квадратного уравнения задает не один короткий набор информации, а множественный, практически бесконечный набор информационных ситуаций при произвольных подстановках коэффициентов. Не только запомненные, но усвоенные на уровне правил вывода и частной интерпретации, конструкции языков программирования позволяют не просто по сходной ситуации воспроизвести запомненный текст, а произвольно,

290

хотя синтаксически и семантически правильно строить широчайший (опять же, потенциально бесконечный) набор конкретных программ.

Из последнего рассмотрения вытекает не всегда понятная для тех специалистов, которые не сталкиваются с указанными выше системами интерпретации специальных языков, в первую очередь для традиционных гуманитариев, что обучение с помощью только однозначно интерпретируемых текстов принципиально не может дать большого разнообразия системе обучения, и как следствие сформировать в обученном внутреннюю для него действительно разнообразную систему личностного моделирования окружающего мира и способности сознательно и действительно адаптивно и созидательно реагировать на множество практических ситуаций и реального мира. Практически упор только или в основном на запоминаемую информации, далее используемую практически без заметных индивидуальных

модификаций не может построить систему создания чего-либо существенно нового, но в лучшем случае только искусственное комбинирование уже известных фрагментов.

Переформирование системы высшего образования, в частности подготовки магистров, путем удаления практических и лабораторных занятий, при оставлении только лекций и экзаменов, описывается на уровне кибернетической модели как практическая ликвидация обратной связи в работе системы обучения. Формируемая этим динамика системы образования соответствует жесткому управлению без обратной связи. При этом экзамены выполняют всего только функцию выходного контроля изделия. Как известно, даже в машиностроении без обратной связи (выполняемой человеком в ходе технологического процесса или автоматикой в современном производстве) не могут быть произведены и простые механические детали. Поэтому в сколько-нибудь массовом производстве магистров и специалистов система обучения без обратной связи принципиально неспособна формировать ничего кроме брака. Если иногда, хотя и достаточно редко так не происходит, то причиной этому может быть только внутренняя обратная связь в самом обучаемом, которые оказывается способным выполнять психологическую роль преподавателя самому себе, критически оценивая свои промежуточные достижения, многократно проверяя и уточняя свои внутренние реакции и ощущения на отдельные порции информации. Такая прирожденная способность в какой-то мере аналогична артистической способности перерождаться в другие личностные и социальные роли, но является редким искусством, поэтому на нее бесполезно рассчитывать в широком образовании.

Рассмотренная модель позволяет научно оценить потенциальные возможности системы тестов в системе образования. Поскольку информационное разнообразие любого конечного теста существенно и многократно меньше чем это разнообразие даже учебного пособия, то его действительная эффективность в системе формирования образованного человека практически ничего не может дать именно в плане информационном, опять же в качестве следствия из указанной выше теоремы. Если сравнивать реальные возможности оценивания знаний с помощью тестов и аналогичное оценивание специалистом-человеком, то опять же по этой теореме разнообразие управляющей системы человека в плане реакции на внешние взаимодействия несравненно шире, особенно из-за самого характера обратной связи, обеспечивающей многократные итерации уточняющего опроса и оценивания при относительно неточном ответе, где система тестирования принципиально в жестком управлении способна принимать только два варианта решения.

Библиографический список

1. Эшби, У. Р. Введение в кибернетику / У. Р. Эшби. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1959. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.