Хорошавин А.В. Анализ новых требований международного стандарта ISO 14001 версии 2015 года и процедура его внедрения // Лидерство и менеджмент. — 2015. — Т. 2. — № 3. — С. 159-168. — doi: 10.18334/lim.2.3.541
Язык публикации: русский
Leadership and Management, 2015, Volume 2, Issue 3
Analysis of New Requirements of ISO 14001, Version 2015, and the Procedure for Its Implementation
Anton Khoroshavin1®
1 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation
ABSTRACT_
ISO 14001, a widely used international standard related to environmental management systems that has not been changes for the past eleven years (this is the only example of exceeding regulatory time limits of such regulatory documents cross international standardization) is finally released in a new version in the 4th quarter of 2015. In this regard, the article provides an analysis of the new requirements for environmental management systems. It also describes the specifics of the transition to a new version of international standard related to a significant transformation of the requirements applicable by the business to the of environmental management tools.
KEYWORDS_
environmental management, leadership, sustainable development, risk management, life cycle assessment
CITATION_
Khoroshavin, A.V. (2015). Analysis of New Requirements of ISO 14001, Version 2015, and the Procedure for Its Implementation. Leadership and Management, 2(3), 159-168. doi: 10.18334/lim.2.3.541
JEL: G32, L15, Q57 Original Research Language: Russian
Received: 4 Aug 2015, Published: 30 Sep 2015
© Khoroshavin A.V. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
► ISO/IEC Directive introduced in 2014, stipulates that requirements of all management system standards (environmental, quality, food safety, etc.) are reduced to a single form
► a single procedure for document management in the enterprise, incorporation of environmental protection requirements within the selection of suppliers and contractors or arrangement of staff training shall be defined in the context of environmental protection
► from the date of official publication of ISO 14001:2015 scheduled for the 4th quarter of 2015 a transition period for implementing the requirements of the new version of the standard shall be counted down
Лидерство и менеджмент, 2015, Том 2, Выпуск 3
Анализ новых требований международного стандарта ISO 14001 версии 2015 года и процедура его внедрения
Антон Хорошавин1
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
АННОТАЦИЯ_
Широко применяемый международный стандарт по системам экологического менеджмента ISO 14001, не претерпевавший изменений одиннадцать лет (а это единственный пример превышения нормативных сроков жизни таких нормативных документов во всей международной стандартизации), наконец вышел в новой версии в 4 квартале 2015 года. В связи с этим в статье приводится анализ новых требований к системам экологического менеджмента. Также представлены особенности перехода на новую версию международного стандарта, связанные со значительным преобразованием требований к применяемым бизнесом инструментам экологического менеджмента.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
экологический менеджмент, лидерство, устойчивое развитие, риск-менеджмент, оценка жизненного цикла
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Хорошавин А.В. Анализ новых требований международного стандарта ISO 14001 версии 2015 года и процедура его внедрения // Лидерство и менеджмент. — 2015. — Т. 2. — № 3. — С. 159-168. — doi: 10.18334/lim.2.3.541
JEL: G32, L15, Q57 Язык публикации: русский
© Хорошавин А.В. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
и
Для связи: [email protected]
ТЕЗИСЫ
► в 2014 году введена Директива ISO/IEC6, согласно которой структура требований всех стандартов на системы менеджмента (экологии, качества, пищевой безопасности и т. д.) приводится к единой форме
► в контексте охраны окружающей среды должен быть определен единый порядок документооборота на предприятии, учета природоохранных требований в рамках процедур выбора поставщиков и подрядчиков или процедур организации обучения персонала
► со дня официального опубликования ISO 14001:2015 в 4-ом квартале 2015 года начался отсчет времени переходного периода внедрения требований новой версии стандарта
Об авторах:
Хорошавин Антон Вадимович, ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет ([email protected])
Введение
Итак, летом 2015 года был издан окончательный проект новой редакции «ISO/FDIS 14001:2015» (примечание: окончательный проект стандарта ISO 14001 версии 2015 года).
Первое что сразу бросается в глаза, это кардинальное изменение структуры самого нормативного документа. Это связано с введением в 2014 году Директивы ISO/IEC Части 1, согласно которой структура требований всех стандартов на системы менеджмента (экологии, качества, пищевой безопасности и т.д.) приводится к единой форме, а также тем, что около 30 % требований должны иметь идентичный текст, а соответственно, и идентичные требования. Данное усовершенствование сделано для удобства интегрированного применения стандартов на системы менеджмента в одной организации и подразумевает управление организацией по единому порядку с учетом требований в области качества, экологии, безопасности и т. д. В контексте охраны окружающей среды, это может касаться определения единого порядка документооборота на предприятии, учета природоохранных требований в рамках процедур выбора поставщиков и подрядчиков или процедур организации обучения персонала.
В чем состоит новизна
Новая структура стандарта ISO 14001 версии 2015 года представлена на рисунке.
При анализе окончательного проекта стандарта (ISO/FDIS 14001:2015) целесообразно отметить следующие основные изменения, относительно широко применяемых к настоящему моменту предприятиями всего мира требований текущей версии стандарта:
— Внедрение нового раздела «Контекст», подразумевающего управление экологическими аспектами на базе анализа ожиданий заинтересованных сторон (надзорных органов, общественности, заказчиков, конкурентов, подрядчиков). Также новый раздел предполагает проведение анализа особенностей самой организации (состояния инфраструктуры, технологий, кадрового потенциала и др.).
— Упразднение функции назначенного представителя руководства по системе экологического менеджмента с возложением ответственности напрямую на высшее руководство организации, что призвано усилить участие высшего уровня руководства в природоохранной деятельности и повысить статус СЭМ в организации.
Рисунок. Структура новой редакции стандарта ISO 14001:2015 Источник: составлено автором
- В новой версии ISO 14001 расширены требования непосредственно к охране окружающей среды, что было «слабым элементом» в предыдущей версии, в которой звучало только обязательство по «предотвращению загрязнения», т. е. деятельности организации по внедрению технологий или практик работ, снижающих воздействия на окружающую среду. Новая же версия стандарта дополняет экологическую политику организации обязательством непосредственно по «защите окружающей среды», т. е. если раньше для подтверждения соответствия требованиям стандарта достаточно было демонстрировать снижение воздействий на окружающую среду, то теперь организация должна доказать, что на каждом отрезке времени уровень ее воздействия «не разрушает окружающую среду».
- В дополнение к существующим требованиям по управлению экологическими аспектами версия 2015 года стандарта ISO 14001 расширяет требования к этапам жизненного цикла продукции или услуг организации. Так, каждая организация должна будет учитывать экологические аспекты и воздействия, связанные с закупаемыми услугами (т. е. контроля соблюдения природоохранных требований, например, при закупке услуг или аутсорсинге видов деятельности), а главное, анализом воздействий от эксплуатации своей продукции,
включая методы ее утилизации и как минимум информирования потребителя об установленных правилах.
— Уточнены требования к определению области применения СЭМ (примечание: в контексте законодательства России понятие, схожее с лицензируемым видом деятельности или областью аккредитации). В новой версии даны четкие параметры, которые должны быть задокументированы организацией при заявлении соответствия своей СЭМ требованиям ISO 14001:2015, а именно: определение самой организации (например, юридическое лицо или группа лиц), вид деятельности (основные производственные процессы) и продукция/услуги, а также местоположение производства (указание местонахождения производственных площадок).
— Внедряется «риск-ориентированный» подход при постановке экологических целей, т. е. процедура планирования должна базироваться не только на результатах оценки соответствия компании природоохранному законодательству и выявленным существенным экологическим аспектам, как этого требует действующая версия стандарта, а на базе оценки возможностей и угроз для бизнеса. Например, анализ возможности использования природоохранных проектов для повышения имиджа компании и позиционирования на рынке или возможные штрафные санкции при отказе от реализации программ, снижающих воздействие на окружающую среду. Поддерживает подход на базе оценки риска также новое положение стандарта по интеграции экологического менеджмента в ключевые в ключевые бизнес-процессы организации. Отдельно обозначим, что в опубликованной версии проекта стандарта, по сути, отсутствуют требования к ведению документированной информации о рисках, кроме упоминания данного вопроса в рамках информации, используемой для анализа со стороны руководства.
— Объединение понятий «документ» и «запись» в понятие «документированная информация», включая объединение процедур по управлению ими. Данное изменение призвано поддержать компании в деле оптимизации документооборота систем менеджмента, внедрения современных методов электронного документооборота, хотя насколько компании России готовы к таким изменениям, покажет практика применения новой версии стандарта.
Подводя итог по анализу основных предполагаемых изменений, необходимо отметить, что опубликованный окончательный проект
стандарта ISO 14001:2015, является версией последний перед проведением итоговых сессий по утверждению окончательной версии документа (т. е. возможны определенные корректировки относительно опубликованных требований). Поэтому на настоящий момент специалистам, перед которыми стоит задача приведения инструментов и процедур функционирующих ныне систем экологического менеджмента к новым требованиям стандарта ISO 14001 2015 года, важно акцентировать свое внимание именно на перечисленных выше изменениях, так как их внедрение должно быть реализовано в связи с уже действующими требованиями Части 1 Директивы ISO/IEC 2014 года.
Для перехода нужно время
В заключительной части статьи рассмотрим особенности процедуры внедрения новой редакции стандарта ISO 14001 для компаний с сертифицированными системами менеджмента. Итак, со дня официального опубликования ISO 14001:2015 начался отсчет времени так называемого «переходного периода» внедрения требований новой версии стандарта, который в этот раз увеличен с полутора до трех лет в связи с большим количеством нововведений. Переходный период означает возможность применения старой версии стандарта ISO 14001:2004 теми компаниями, которые имеют действующие сертификаты соответствия, при том что новая сертификация возможна уже только на соответствие требованиям ISO 14001:2015.
За эти три года ранее сертифицированная на соответствие ISO 14001:2004 компания должна привести свою систему менеджмента и практику деятельности в соответствие с требованиями ISO 14001:2015 и подтвердить это в рамках одного из надзорных/ре-сертификационных аудитов, попадающих в рамки данного переходного периода. Таким образом, организация будет обладать достаточным запасом времени ориентировочно до 2018 года (в зависимости от индивидуальных сроков действия сертификатов) для планомерного ознакомления с новыми требованиями и их внедрения в практику работы компании.
Если же организация в ближайшее время планирует пройти процедуру сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 14001, то ей необходимо проанализировать на какой стадии подготовки компания находится, чтобы принять одно из решений:
1. Или пройти сертификацию на соответствие ISO 14001 версии 2004 года, что возможно было сделать только до опубликования версии
стандарта 2015 года (т. е. до октября 2015 года) и далее планомерно внедрять новые требования версии 2015 года в течение переходного периода;
2. Или уже в настоящий момент внедрять СЭМ в соответствии с требованиями опубликованного документа ISO/FDIS 14001:2015, чтобы пройти процедуру сертификации уже по новой версии стандарта. Саму сертификацию на соответствие ISO 14001:2015 возможно планировать на срок не позже первого квартала будущего года с учетом необходимой процедуры.
Отдельно обратим внимание на то, что в связи с особенностями российского законодательства, а также сложностями в развитии рынка экологически безопасной продукции и вторичных материалов (например, использованной упаковки) такие новые требования стандарта ISO 14001:2015, как управление жизненным циклом продукции, могут вызвать понятные сложности при реализации.
ИСТОЧНИКИ:
1. Григорьева, В.В., Смоландер, М. (2013). Анализ возможностей развития российско-
шведского сотрудничества в сфере экологических технологий. Охрана окружающей среды и природопользование, 3, 20-23.
2. Донченко, В.К. (2011). Исторические аспекты формирования европейской системы
экологического управления. Региональная экология, 3-4, 7-22.
3. Мельников, О.Н., Зайцев, А.А. (2015). Перспективы перехода предприятий на
инновационные концепции управления современным производством. Креативная экономика, 9(6), 721-734.
4. Пахомова, Н.В., Титов, В.О. (2015). Дискуссионная панель «Эффективность экономики,
устойчивое развитие и окружающая среда» в рамках Международного экономического симпозиума. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика, 2, 143-153.
5. Хорошавин, А.В. (2014). Разработка и применение базовых инструментов
экологического менеджмента и маркетинга на предприятиях России. Экономика природопользования, 4, 23-37.
6. Хорошавин, А.В. (2014). Подходы к реализации международных требований
экологического менеджмента в России. Экологическое право, 4, 20-25.
7. Хорошавин, А.В. (2014). Разработка и применение базовых инструментов
экологического менеджмента на предприятиях России. Экология промышленного производства, 4, 75-81.
8. Хорошавин, А.В. (2014). Анализ проблем результативного внедрения систем
экологического менеджмента. Применение процессного подхода в экологическом менеджменте. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 2, 614-624.
9. Хорошавин, А.В. (2014). Развитие системы сертификации продукции по критериям
экологической безопасности в России. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 1.