Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правовых основ деятельности Государственной корпорации «Ростех» и ее кадровой политики'

Анализ нормативно-правовых основ деятельности Государственной корпорации «Ростех» и ее кадровой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
871
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / STATE CORPORATION RUSSIAN TECHNOLOGIES / РОСТЕХНОЛОГИИ / РОСТЕХ / ROSTEC / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PERSONNEL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арешкин Алексей Сергеевич

В статье автор детально анализирует все нормативно-правовые акты, согласно которым осуществляется деятельность государственной корпорации «Ростех». Также исследуются отличительные особенности правового положения. Автором детально разбирается кадровая политика, которой руководствуется исследуемая организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арешкин Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the legal bases of the state corporation «Rostec» and its personnel policy

In the present article, the author analyzes in detail all the normative-legal acts that connected with the State Corporation «Rostec «. Also this article explores the distinctive features of the legal position. The author analyzed in detail personnel policy, which is guided by this organization.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правовых основ деятельности Государственной корпорации «Ростех» и ее кадровой политики»

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «РОСТЕХ» И ЕЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

А.С. Арешкин

ЗАО «РТ-Охрана»

Большой Сухаревский пер., 26/1, Москва, Россия, 127051

В статье автор детально анализирует все нормативно-правовые акты, согласно которым осуществляется деятельность государственной корпорации «Ростех». Также исследуются отличительные особенности правового положения. Автором детально разбирается кадровая политика, которой руководствуется исследуемая организация.

Ключевые слова: государственная корпорация, Ростехнологии, Ростех, кадровая политика.

Ростех является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации [5. п. 1 ст. 2]. Государственная корпорация, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, — это имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [6; 7].

Корпорация существует с конца 2007 г. Полное ее наименование — Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», а сокращенное — Государственная корпорация «Ростех» [5. Ст. 3].

Причиной ее создания стала сложная ситуация, в которой оказалась российская промышленность. За четверть века существования Российской Федерации значительная часть предприятий военно-промышленного комплекса и гражданских областей оказались в состоянии глубокого кризиса. Предпринимавшиеся в 2000-е гг. попытки реанимации отечественной промышленности с помощью оказания финансовой помощи конкретным организациям не привели к существенным положительным сдвигам. Начался поиск иных путей решения проблемы, и в качестве выхода был найден такой способ, как создание в стране крупной интегрированной структуры для аккумуляции сохранившихся разрозненных предприятий, рассредоточенных по всей территории Российской Федерации.

Для создания наиболее комфортных условий для работы в новой структуре и защиты ее от внешних негативных факторов были приняты несколько специальных нормативных правовых актов.

Основополагающим является Федеральный закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехно-

логичной промышленной продукции "Ростех"» от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ. В нем закреплен особый статус корпорации, ее цель, задачи, порядок назначения руководства и деятельности (ст. 1) [5].

Вторым, но не менее важным стал Указ Президента РФ «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии"» от 10 июля 2008 г. № 1052. В соответствии с ним в ведение корпорации были переданы несколько сотен юридических лиц (федеральных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ), находившихся в федеральной собственности. Таким образом, были сформированы имущественный базис и финансовые основы деятельности государственной корпорации (ст. 1) [3].

Справедливости ради стоит отметить, что основная часть переданных предприятий были в сложном финансово-экономическом положении. Так, по состоянию на 2009 г. из переданных корпорации активов 148 организаций находились в предкризисном и кризисном состоянии, 28 — в стадии банкротства, 17 не вели хозяйственную деятельность, 27 частично утратили свое имущество либо имели значительный риск его утраты. Суммарная задолженность указанных юридических лиц составляла 630 млрд руб. Между организациями были разрушены производственные цепочки, изношенны основные фонды и оборудование, ощущалась острая потребность в квалифицированных кадрах. Ситуация усугублялось неблагоприятной рыночной конъюнктурой.

Начав работать в столь непростых условиях, корпорация за счет осуществления продуманных действий и подбора грамотных исполнителей смогла переломить ситуацию в лучшую сторону.

В 2009 г. выручка госкорпорации составляла 511 млрд руб., налоговые выплаты в бюджеты всех уровней — 62 млрд руб., выработка на одного работника не превышала 1 млн руб. К 2011 г. выручка организации увеличилась на 60% до 817 млрд, а в 2012 г. составила свыше 931 млрд руб. Для сравнения — прирост промышленного производства за тот же период по России в целом составил 15%.

Также если в 2009 г. совокупные убытки организаций, вошедших в Государственную корпорацию «Ростех», составили 61 млрд рублей, то по итогам 2011 г. они уже имели общую чистую прибыль в размере 46 млрд руб. Выработка на 1 сотрудника увеличилась почти в 2 раза. Средняя заработная плата за тот же период также возросла на 40%. В 2011 г. она составила 23,7 тыс. руб., что на 10% выше средней российской ежемесячной зарплаты.

Корпорации удалось решить и иные сложные задачи. Был проведен аудит, оформлены должным образом права собственности на объекты недвижимого имущества и получены права на управление активами структуры. С 2009 г. началось построение системы управления, разработка стратегии развития государственной корпорации, индивидуальных программ для предприятий, оптимизация производственных процессов, налаживание связей с ведущими российскими и зарубежными компаниями. Значительная часть указанных успешно мероприятий завершилась.

На сегодняшний день в Государственную корпорацию «Ростех» входят 663 организации в 60 субъектах Российской Федерации. Они объединены в 13 холдингов, из которых 8 выполняют задачи для оборонно-промышленного комплекса и 5 работают в гражданских отраслях. Также в составе государственной корпорации 21 организация прямого управления [2].

Все организации корпорации работают на реализацию возложенной на нее цели, сформулированной как содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых Государственная корпорация «Ростех» в силу преобладающего участия в их уставных капиталах и в соответствии с заключенными между ними договорами либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, а также путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс [5. П. 1 Ст. 3].

Для выполнения данной цели корпорация осуществляет следующие основные функции:

- содействие организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции, проведении перспективных исследований и развитии технологий;

- обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;

- участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения, а также организации в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана, долгосрочных целевых программ, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества;

- привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;

- осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;

- оказание содействия организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в проведении прикладных

исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок высокотехнологичной промышленной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания;

- оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения [5. П. 3 Ст. 3].

Помимо этого корпорация несет на себе и немалую социальную нагрузку. В настоящий момент в структуре Государственной корпорации «Ростех» находится 21 градообразующее предприятие. От эффективности их функционирования практически полностью значит судьба жителей моногородов. Поэтому корпорация не только дает населению работу, но обеспечивает их дома теплом, электричеством, газом, вкладывает деньги в городскую инфраструктуру и т.д.

Государственная корпорация «Ростех» представляет собой внушительную крайне важную для страны структуру, в которой работает около 1 млн человек, а, следовательно, в ней необходимо проведение грамотной и взвешенной кадровой политики.

Проведя исследование нормативно-правовых основ деятельности Государственной корпорации «Ростех» в целом, перейдем непосредственно к анализу ее кадровой политики. Ее особенности заключается в следующем:

- многоуровневость системы управления, состоящий из 2-5 уровней подчинения (государственная корпорация — концерн — концерн — предприятие), что требует от высшего руководства корпорации делегировать нижестоящим руководителям значительную часть полномочий;

- громоздкость структуры корпорации — в Государственной корпорации «Ростех» входит 663 организации, многие из которых уникальны, а значит, они испытывают потребность в узкоспециализированных кадрах и во главе таких организаций должны быть специалисты в соответствующих областях;

- значительная часть юридических лиц, входящих в корпорацию, в настоящий момент имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества, в силу чего в них, помимо исполнительного органа (единоличного и коллегиального), действуют советы директоров и ревизионные комиссии, как минимум состоящие из 5 и 3 человек соответственно;

- корпорация сбывает продукцию не только на российский рынок, но и за рубеж, поэтому ей требуются переводчики, юристы-международники и иные специалисты со знанием языков;

- к государственной корпорации постоянно происходит присоединение новых организаций, что требует их интеграции в систему управления в целом и в систему управления персоналом в частности;

- в ней как нигде сильна потребность в преданных кадрах, проработавших в корпорации как можно дольше, так как периодические реструктуризации и иные перемены снижают понимание новыми сотрудниками происходящего и своего места в организации.

Вышеизложенные особенности кадровой политики Государственной корпорации «Ростех» говорят прежде всего о том, что она испытывает колоссальную потребность в кадрах, как руководящих, так инженерных и рабочих.

Что касается цели кадровой деятельности в Государственной корпорации «Ростех», то ей является формирование высококвалифицированного, стабильного, сбалансированного кадрового состава с оптимальной численностью [1].

Достижение указанной цели происходит через решение следующих задач:

- последовательность реализации единой кадровой политики для всех организаций, входящих в корпорацию;

- использование в кадровой работе достижений науки, передового отечественного и зарубежного опыта;

- управление кадровыми процессами на основе современных информационно-аналитических технологий;

- постоянное совершенствование локальных актов, регулирующих управление персоналом;

- определение оптимальной численности сотрудников каждой организации корпорации и их подразделений;

- подбор квалифицированных и компетентных работников;

- развитием современных технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- осуществление мер по повышению эффективности использования интеллектуальных и духовных возможностей отдельных сотрудников;

- воспитание и укрепление корпоративных традиций;

- ротация кадров.

Несмотря на значительные успехи Государственной корпорации «Ростех» и достаточно эффективную кадровую политику, она не лишена изъянов.

Среди проблем кадровой политики в корпорации можно выделить следующие:

- многоуровневость системы управления при необходимости проведения единой кадровой политики в государственной корпорации сильно осложняет возможность последней;

- дефицит специалистов по корпоративному управлению для замещения должностей в советах директоров, ревизионных комиссиях и работы в качестве корпоративного секретаря;

- перегруженность ряда руководителей в силу занятия ими не только должностей в системе управления корпорацией (или концерном), но и в советах директоров и иных рабочих органах;

- слабое понимание реалий современного экономического и правового пространства со стороны руководства ряда предприятий, стоящих во главе них с советских времен;

- старение персонала и потребность в молодых кадрах.

Проанализировав проблемные области, автор решил предложить ряд мер

по совершенствованию кадровой политики в Государственной корпорации «Ростех».

Для устранения существующих проблемных областей можно предпринять следующие действия:

- провести укрупнение концернов и холдингов внутри госкорпорации;

- активнее привлекать для работы в советах директоров и ревизионных комиссиях независимых директоров, в том числе представляющих российские профессиональные сообщества;

- ввести внутри корпорации ограничение на количество совмещаемых должностей до 3-х единиц;

- провести аттестацию руководящих кадров предприятий государственной корпорации, по результатам которой предпринять кадровые решения (осуществить направление на повышение квалификации, уволить, перевести на иную должность и т.д.);

- для ликвидации дефицита инженерных кадров активнее использовать механизмы целевого обучения в вузах, принять программу привлечения специалистов из-за рубежа (например, Украины), предусмотреть возможность предоставления служебного жилья для необходимых кадров из других регионов России и государств СНГ [1].

Подводя итог, следует отметить, что Государственная корпорация «Ростех» постоянно продолжает совершенствоваться, с успехом преодолевая все возникающие проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Программа инновационного развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на 2011-2020 годы. Утверждена Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии» 31 марта 2011 г., протокол № 2. URL: http://omskmark.moy.su/BuUetin-INNO/ENNO-law/2011_03_31_program_innovative_ development_russian_.pdf.

[2] Стратегия развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на период до 2020 года. Утверждена Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии» от 5 апреля 2013 г., протокол № 3. URL: http://rostec.ru/content/files/press-rel/ RT%20-%20strategy.pdf.

[3] Указ Президента РФ «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии"» от 10 июля 2008 г. № 1052. URL: http://base.garant.ru/193569.

[4] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/10105879.

[5] Федеральный закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"» от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12157231.

[6] Ястребов О.А. Концептуальные подходы к пониманию юридического лица в правовой науке // Российская юстиция. — 2010. — № 4.

[7] Ястребов О.А. Теории о юридических лицах // Юридический мир. — 2010. — № 5.

ANALYSIS OF THE LEGAL BASES OF THE STATE CORPORATION «ROSTEC» AND ITS PERSONNEL POLICY

A.S. Areshkin

ZAO «RT-Ohrana»

26/1, Bol'shoj Suharevskijpereulok, Moscow, Russia, 127051

In the present article, the author analyzes in detail all the normative-legal acts that connected with the State Corporation «Rostec «. Also this article explores the distinctive features of the legal position. The author analyzed in detail personnel policy, which is guided by this organization. Key words: state corporation Russian Technologies, personnel policy, Rostec.

REFERENCES

[1] Programma innovacionnogo razvitija Gosudarstvennoj korporacii «Rostehnologii» na 2011— 2020 gody. Utverzhdena Nabljudatel'nym sovetom Gosudarstvennoj korporacii «Rostehnologii» 31 marta 2011 g., protokol № 2. URL: http://omskmark.moy.su/Bulletin-INNO/INNO-law/2011_03_31_program_innovative_development_russian_.pdf.

[2] Strategija razvitija Gosudarstvennoj korporacii «Rostehnologii» na period do 2020 goda. Utverzhdena Nabljudatel'nym sovetom Gosudarstvennoj korporacii «Rostehnologii» 5 aprelja 2013 g., protokol № 3. URL: http://rostec.ru/content/files/press-rel/RT%20-%20strategy.pdf.

[3] Ukaz Prezidenta RF «Voprosy Gosudarstvennoj korporacii po sodejstviju razrabotke, proiz-vodstvu i jeksportu vysokotehnologichnoj promyshlennoj produkcii "Rostehnologii"» ot 10 ijulja 2008 g. № 1052. URL: http://base.garant.ru/193569.

[4] Federal'nyj zakon «O nekommercheskih organizacijah» ot 12 janvarja 1996 g. № 7-FZ. URL: http://base.garant.ru/10105879.

[5] Federal'nyj zakon «O Gosudarstvennoj korporacii po sodejstviju razrabotke, proizvodstvu i jeksportu vysokotehnologichnoj promyshlennoj produkcii "Rosteh"» ot 23 nojabrja 2007 g. № 270-FZ. URL: http://base.garant.ru/12157231.

[6] Yastrebov O.A. Konceptual'nye podhody k ponimaniju juridicheskogo lica v pravovoj nauke // Rossijskaja justicija. — 2010. — № 4.

[7] Yastrebov O.A. Teorii o juridicheskih licah // Juridicheskij mir. — 2010. — № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.