ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СПРОСА В РОССИИ
М.Н. Андрофагина
Государственная экономическая политика представляет комплекс взаимосвязанных мер, которые предпринимаются органами государственной власти с целью определения направлений развития экономики страны и решения социально-экономических проблем, а также создания и поддержания стабильной экономической системы. Государственное влияние на объем и структуру совокупного спроса велико, поскольку государство является самым крупным покупателем на внутреннем и внешних рынках.
Государственный спрос формируется из основных направлений государственных расходов. Инструменты, реализующие стратегию государственного спроса, можно классифицировать по длительности их реализации на краткосрочные и долгосрочные. Остановимся на долгосрочных инструментах реализации стратегии государственного спроса, имеющих важное общенациональное значение.
Примером краткосрочного национального проекта может служить проведенный в 2012 г. во Владивостоке саммит АТЭС, который включал не только организацию самого международного мероприятия, но и модернизацию инфраструктуры и улучшение экономической ситуации в Дальневосточном ФО.
К краткосрочным проектам также отнесем и проведение в Сочи XXII Олимпийских игр. Для модернизации инфраструктуры Северо-Кавказского региона и его развития государство выделило 1,3 трлн руб. Были проложены транспортные магистрали, налажена сеть очистных сооружений, созданы многие объекты инфраструктуры. Всего к Олимпиаде создано 800 объектов капитального строительства. Непосредственно на проведение Игр государство потратило 100 млрд руб. из федерального бюджета и столько же - из внебюджетных источников.
В декабре 2010 г. Россия выиграла право проводить чемпионат мира по футболу в 2018 г. В апреле 2013 г. Министерство спорта РФ опубликовало проект постановления правительства «О программе подготовки к проведению в 2018 г. в Российской Федерации чемпионата мира по футболу». В документе даны прогнозные оценки по направляемым на мероприятие средствам. Согласно документу, всего планируется привлечь 1 трлн руб., из них половину суммы должен покрыть федеральный бюджет.
Данные мероприятия общегосударственного масштаба являются краткосрочными, поскольку носят целевой характер и по окончании являются завершенными. Государственный спрос на подобные проекты существует
26
для каждой страны, так как позволяет решать национальные задачи патриотического характера, ускоряет модернизацию и улучшает инфраструктуру регионов.
Проблема использования механизма государственных закупок актуальна для стимулирования инновационного развития экономики российских регионов. Повышение эффективности закупок и их влияние на инновационную активность основывается на следующих принципах:
- механизм прямого бюджетного финансирования инновационных разработок;
- инструмент регулирования и стимулирования инновационной деятельности посредством развития рынка инновационной продукции, в том числе за счет стимулирования спроса через закупки новых продуктов и технологий1.
Получение государственного заказа является надежным способом взаимосвязи между бюджетом организации и средствами, выделенными государством на инновационную деятельность. Спрос на инновации со стороны государства диктует необходимость распределения финансовых ресурсов, упрощая процесс государственных закупок для активного вовлечения большего количества бизнес-структур в инновационную деятельность и для влияния государственного управления с помощью вложения государственных средств в российскую экономику.
Государственный заказ формирует новые факторы и условия для воспроизводственного процесса, побуждает и создает предпосылки перехода
«и. 2
на инновационный тип развития2.
В России государственные закупки еще не являются действенным инструментом стимулирования инновационной активности, в то время как в развитых странах закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации. В большинстве высокоразвитых стран основной тенденцией государственных закупок является повышение их инновационной активности на основе перехода к системе sustainable procurement, т.е. государственные закупки в целях устойчивого социально-экономического развития3.
Если не рассматривать коллективную покупательную способность отдельных субъектов, то именно государство через инструмент государственных закупок остается крупнейшим потребителем. Например, суммарный объем государственного заказа с учетом закупок естественных монополий и госкорпораций в 2012 г. составил 13 трлн руб. Принимаемые при осуществлении государственных закупок заказчиками решения о приобретении продукции оказывают существенное влияние на соответствующие рынки, особенно те, где государство выступает в качестве единственного потребителя.
Государственная закупочная политика является движущим фактором развития инновационных компаний по причине доминирующей доли госза-
27
каза в российской экономике, особенно в инновационно-технологических секторах, включая машиностроение, транспорт, энергоэффективность, металлообработку.
Между тем в последние 10 лет, в первую очередь благодаря росту цен на энергоносители, у российского государства появились значительные ресурсы, которые можно использовать для решения ключевых проблем развития. Для достижения жизненно важных для страны целей был, в частности, создан такой институт, как государственные корпорации, - все виды корпораций, находящихся в государственной собственности или под государственным контролем4.
Одним из существенных преимуществ госкорпорации перед иными государственными органами и структурами является быстрая реакция на внешние процессы и своевременное корректирование графика расходования средств. Госкорпорации учреждались в тот период времени, когда государство располагало большими капиталами и существовала возможность направить данные средства на развитие экономики и других сфер. Предполагалось, что государственная структура, обладая огромными ресурсами, будет эффективно функционировать в рыночных условиях, задавая вектор развития в отраслях.
В 2007 г. указом президента РФ В.В. Путина были учреждены шесть госкорпораций, получивших широкий набор функций и имеющих цель развивать и модернизировать национальную экономику. Реализацию государственного спроса в секторе инновационных продуктов и технологий с упором на промышленные технологии и создание высокотехнологичной продукции осуществляет государственная корпорация «Ростех», которая до ребрендинга в 2012 г. называлась «Ростехнологии».
Входящий в ее состав холдинг «Швабе» работает над созданием Национального гелиофизического комплекса — одного из наиболее крупных и значимых проектов РАН, способствующих развитию фундаментальной науки. Гелиофизический комплекс позволит отслеживать процессы, происходящие в ближнем космосе и околопланетном пространстве.
«Швабе» нацелен на производство радиолокаторов, перспективных радиотелескопов и других уникальных астрономических приборов. Так, планируется строительство радиогелиографа, солнечного телескопа-коронографа и оптических инструментов в Бурятии, а также системы радаров в Иркутской области. В частности, каждый комплект проектной документации оценивается в 865,6 млн руб. Общая стоимость проекта Национального гелиофизического комплекса РАН превысит 17 млрд руб. Завершить проект планируется к 2020 г.5
Главным социальным проектом госкорпорации справедливо можно считать разработку неонатальных инкубаторов. Аппараты поддержки дыхания новорожденных являются аналогами аппаратов искусственной вентиляции легких и доказали свою надежность в эксплуатации. Госкор-
28
порация «Ростех» совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и при поддержке Министерства здравоохранения РФ участвует в программе развития перинатальных центров в России. Результатом достижения данной программы должно стать строительство до 2016 г. на территории страны 32 перинатальных центров, оснащенных медицинским оборудованием «Швабе».
Еще одним важным государственным направлением является рынок редкоземельной металлургии, что имеет стратегическое значение в реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Принципиальной отправной точкой в данном направлении стала работа на якутском месторождении Томтор в Свердловской области как крупнейшего в мире.
Россия потребляет в год 700-900 т оксидов редкоземельных металлов. Более 70% приходится на холдинги Ростеха «Росэлектроника» и «Швабе». Ожидается, что к 2020 г. спрос на РЗМ в России достигнет 5-13 тыс. т в год, а на мировом рынке - почти 180 тыс. Сегодня без редкоземельных металлов не обходится ни одно высокотехнологичное производство. Они содержатся в смартфонах, плеерах, гибридных двигателях, компьютерах и прочей электронике6. Прогнозные ожидания сводятся к тому, что к 20172018 гг. «Ростех» превратится в нетто-экспортера высокотехнологичной продукции, одновременно удовлетворяя внутригосударственный спрос на редкоземельные металлы.
Государственные корпорации могут стать локомотивом развития в своих отраслях, на них возлагается реализация важных экономических и государственных проектов. На их платформах консолидированы многие отечественные промышленные предприятия. Именно с таким стартовым функционалом госкорпорации эффективно встраиваются в национальную экономику и становятся значимыми субъектами, имеющими необходимый набор инструментов по реализации государственного спроса.
Из спектра существующих инструментов по реализации государственного спроса социальную направленность имеют приоритетные национальные проекты и составляющие их государственные программы. В 2005 г. запущены приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». Необходимость принятия данного решения состояла в долгосрочном развитии программ медицинского обслуживания, сферы образования и науки, аграрного сектора, обеспечение доступным жильем населения. Государство ежегодно выделяет бюджетные средства, необходимые для реализации данных проектов, так как без государственного финансирования и поддержки успешное выполнение программ недостижимо.
В качестве основных задач в национальном проекте «Здоровье» заложены комплексный подход по профилактике заболеваний, улучшение
29
качества первичной медицинской помощи, модернизация медицинского оборудования и внедрение инновационных разработок, повышение заработной платы медицинскому персоналу, строительство высокотехнологичных медицинских центров.
С начала реализации проекта «Здоровье» объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи в России выросли в 8 раз. В ближайшие полтора года они должны увеличиться еще наполовину. Такую задачу обозначил во время заседания в Тюмени премьер-министр РФ Д. Медведев7. В 2014 г. на развитие высокотехнологичной медицинской помощи регионам планируется выделить по 3 млрд руб. субсидиарной помощи из федерального бюджета. Субсидии будут распределяться между 62 субъектами. Наибольшее финансирование получат Республики Башкортостан и Татарстан, Московская область, Воронежская область, а также Краснодарский край. Региональные бюджеты выделят на реализацию высокотехнологичной помощи в 2014 г. около 19,05 млрд руб.8
Проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В проекте заложено стимулирование необходимых системных изменений в образовании: во-первых, выявление и приоритетная поддержка лидеров - точек роста нового качества образования, во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов9.
Государственный спрос на разработку и внедрение инновационных программ в высшие учебные заведения страны, а также в учебные заведения всей образовательной иерархии преследует цель модернизации образовательного рынка, его материально-технической базы. Тенденция консолидации образовательных и бизнес-технологий, создание бизнес-центров способствуют развитию профессиональных управленческих кадров, что даст возможность организациям легче адаптироваться к динамичным экономическим условиям на микро- и макроуровнях. В рамках национального проекта предусмотрено создание необходимых условий для равных стартовых возможностей школьников. Повсеместная интернетизация и внедрение электронных образовательных ресурсов позволяет сделать образование доступным для сельских школьников, повысить качество образовательных услуг с помощью новейшего учебно-наглядного оборудования и методических разработок. Направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, компоненты которой дополняют друг друга и выводят образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги10.
Формирование новых тенденций государственной жилищной политики - цель приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Механизмами для его реализации служат федеральная
30
целевая программа «Жилище», рассчитанная на 2002-2010 гг., и ее продолжение - федеральная целевая программа «Жилище», рассчитанная на 2011-2015 гг. Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства11.
Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» возможна только с помощью государственного финансирования и разработки специальных кредитных и ипотечных программ. Государство формирует спрос на строительство жилья как основной заказчик, делая данный сектор функционирующим и конкурирующим. Целью национального проекта является формирование рынка доступного и комфортного жилья.
Цель приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» — обеспечение необходимыми жилищными условиями специалистов, проживающих в сельской местности, развитие отрасли животноводства, а также создание необходимых условий для развития малых форм хозяйствования. Аграрный сектор в текущей экономической ситуации имеет высокий конкурентоспособный потенциал. Однако бизнес-структуры не торопятся инвестировать средства в развитие сельского хозяйства. Государство выступает основным инвестором и формирует спрос на сельхозпродукцию отечественных производителей. Министерство сельского хозяйства РФ в 2013 г. на модернизацию сельских территорий израсходовало 42,2 млрд руб. из федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников.
В 2013-2015 гг. на реализацию направления «Социальное развитие села» приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» предусматривается направить 90,2 млрд руб., в том числе 27 млрд руб. из федерального бюджета, 42,8 млрд руб. из консолидированных бюджетов субъектов Федерации, 20,4 млрд руб. из внебюджетных источников12. Данные средства будут израсходованы на развитие систем водоснабжения, газификацию сельских территорий, создание образовательных учреждений, медико-санитарных центров. Особое место в реализации национального проекта занимает улучшение жилищных условий для специалистов и молодых семей, проживающих в сельской местности.
Реализация в России приоритетных проектов, охватывающих основные сферы экономики и общественной жизни, призваны сформировать новый социально-экономический фундамент государства, повысить ценность человеческого капитала и вывести на новый уровень экономику страны. Проекты являются важнейшим инструментом реализации стратегии государственного спроса.
31
Государственный спрос в системе макроэкономических показателей является своеобразным указателем направления развития и формирования новых тенденций в обществе и экономике. Долгосрочные инструменты его реализации являются доминирующим каналом расходования государственных средств и несут основную нагрузку по поддержанию сбалансированности национальной экономической системы.
Примечания
1 Смотрицкая И.И. Государственный заказ как механизм стимулирования инновационной деятельности предприятий-резидентов особой экономической зоны «Дубна». http://www.hse.ru/mag/gz/2010--22/42582557.html
Smotrickaja I.I. Gosudarstvennyj zakaz kak mehanizm stimulirovanija innovacionnoj dejatel'nosti predprijatij-rezidentov osoboj jekonomicheskoj zony «Dubna».
2 Гантимурова Е.А., Афонасова М.А. Государственный заказ на инновационную продукцию как инструмент повышения инновационной активности в регионе // Экономический механизм инновационного развития. http: //econf.rae.ru/arti-cle/7559
Gantimurova E.A., Afonasova M.A. Gosudarstvennyj zakaz na innovacionnuju produk-ciju kak instrument povyshenija innovacionnoj aktivnosti v regione// Jekonomicheskij mehanizm innovacionnogo razvitija.
3 Санкт-Петербургский форум. Обсуждение актуальных тем развития инновационной экосистемы в России. http:www.poUt.ru:8021/news/2012/09/27/jump_forum_ SPb2/
Sankt-Peterburgskij forum. Obsuzhdenie aktual'nyh tem razvitija innovacionnoj jeko-sistemy v Rossii.
4 Соколов А.А. Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции российских государственных корпораций. Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2013. С. 3.
Sokolov A.A. Vlijanie rentoorientirovannogo povedenija na investicii rossijskih gosudarstvennyh korporacij. Аvtoref. dis. ... kand. jekon. nauk: 08.00.05. M., 2013. S. 3.
5 Официальный сайт государственной корпорации «Ростех» // URL: http://rostec. ru/research/project/4299
Oficial'nyj sajt gosudarstvennoj korporacii «Rosteh».
6 Там же. http://rostec.ru/research/project/4299 Tam zhe.
7 Официальный сайт «Российская газета» // URL: http://www.rg.ru/2014/03/03/med-icine-site-anons.html
Oficial'nyj sajt «Rossijskaja gazeta».
8 Там же. Tam zhe.
32
9
10
11
12
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ // URL: минобрнау-ки.рф/проекты/пнпо
Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki RF.
Там же. Tam zhe.
Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хо-зяйства РФ // http://www.gosstroy.gov.ru/images/jilishe-2.pdf Oficial'nyj sajt Ministerstva stroitel'stva i zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva RF. Официальный сайт Правительства РФ «К заседанию президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» // URL: http://government.ru/info/2003 Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF «K zasedaniju prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po realizacii prioritetnyh nacional'nyh proektov i demograficheskoj politike».
33