Научная статья на тему 'Анализ непроизводительных потерь при техническом обслуживании и ремонте воздушных судов в авиакомпании «Аэрофлот»'

Анализ непроизводительных потерь при техническом обслуживании и ремонте воздушных судов в авиакомпании «Аэрофлот» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
200
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Соловьев Юрий Александрович

В статье представлены некоторые результаты обобщения опыта эксплуатации процессов технического обслуживания и ремонта воздушных судов в АТЦ ОАО «Аэрофлот». Выявлена структура непроизводительных потерь ВС при ТО. Даны рекомендации устранения непроизводительных потерь за счет мер совершенствования организации производственных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Соловьев Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ непроизводительных потерь при техническом обслуживании и ремонте воздушных судов в авиакомпании «Аэрофлот»»

2005 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 85

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

УДК629.735.017.083.7

АНАЛИЗ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АВИАКОМПАНИИ «АЭРОФЛОТ»

Ю.А. СОЛОВЬЕВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Пивоваровым В.А.

В статье представлены некоторые результаты обобщения опыта эксплуатации процессов технического обслуживания и ремонта воздушных судов в АТЦ ОАО «Аэрофлот». Выявлена структура непроизводительных потерь ВС при ТО. Даны рекомендации устранения непроизводительных потерь за счет мер совершенствования организации производственных процессов.

ОАО «Аэрофлот» является авиакомпанией федерального значения, осуществляющей крупномасштабные перевозки пассажиров и грузов. Объем самолетного парка составляет 90 самолетов отечественного и иностранного производства. Год от года увеличивается объем работ по ТОиР, что диктует необходимость четкой организации производственных процессов, а также их подготовки.

Известно, что процесс обслуживания ВС является составной частью общей графоаналитической модели процесса технической эксплуатации ВС [1], которая представляет собой последовательную во времени смену различных состояний ВС ( рис. 1).

18 " г 21

V у \

Рис. 1. Типовая графоаналитическая модель состояний и переходов ВС : 1-полет; 2-ожидание периодического обслуживания; 3-ожидание ремонта; 5,6,7,8-периодическое ТО по различным форма; 9-смена двигателей; 10,11,12 -оперативное обслуживание перед вылетом, после прилета, транзитное; 13-обеспечение вылета; 14,15 -ремонтные формы;

16- доработка по бюллетеням промышленности; 17-устранение неисправностей; 18-ожидание запасных частей; 19,20,21-готовность после периодического обслуживания, оперативного обслуживания и ремонтных форм соответственно

К этим состояниям могут быть отнесены различные виды и формы ТОи Р, диагностика ВС, готовность к полетам, транспортирование, хранение, ожидание поступления ВС в каждое из выделенных состояний эксплуатации.

Большинство выделенных состояний (кроме состояний ожидания) относятся к процессам поддержания летной годности ВС в соответствии с требованиями действующей в настоящее время системой сертификации ВС в ГА (ССГА).

Каждое из состояний (переходов) модели может характеризоваться нормативной и фактической продолжительностями. Так, например, нормативная продолжительность ТО самолетов Ил-96-300, Ил-86 представлена в таблице. Видно, что запланированные календарные простои на ТО больше, чем непосредственные простои на ТО. Это продиктовано реальными условиями производства, где всегда имеют место т.н. потери по организационным причинам (оргпотери) [2].

Практика показывает, что фактические календарные простои на ТО существенно больше, чем нормируемые.

Таблица Нормы простоя самолетов Ил-96-300 и Ил-86 при ТО в АТЦ ОАО «Аэрофлот» (час.)

№ п.п Форма ТО Ил-86 ИЛ-96-300

Непосредств. простой Календарн. простой Непосредств. простой Календарн. простой

1. Форома Аб 6,0 9,0 5,0 8,0

2. Форома Б 9,0 12,0 9,0 12,0

3. Форма-1 24,0 36,0 20,0 32,0

4. Форма-2 36,0 60,0 22,0 34,0

5. Форма-3 60,0 108,0 44,0 68,0

6. Этап-1 36,0 60,0 24,0 48,0

7. Этап-2 36,0 60,0 24,0 48,0

8. Этап-3 36,0 60,0 24,0 48,0

9. Этап-4 36,0 60,0 24,0 48,0

10. Этап-5 36,0 60,0 24,0 48,0

11. Этап-6 36,0 60,0 24,0 48,0

12. ОЗП пер1 4,0 4,0 5,0 5,0

13. ОЗП пер2 5,0 6,0 2,0 2,0

14. ОЗП пер3 7,0 7,0 0 0

15. ВЛП 4,0 4,0 0 0

16. СД 1 дв. 15,0 27,0 15,0 27,0

Собранные статистические сведения показывают, что дополнительные неучитываемые простои могут быть разделены на 8 групп (рис.2). Доминирующими простоями, как видно, являются простои, связанные с поиском и устранением причин отказов и неисправностей в многокомпонентных функциональных системах ЛА и АД ( на рис.2 принят за 1,0). Весьма высоки простои из-за отсутствия запасных частей и комплектующих изделий (КИ).

1.0

---------------------------------------------------------------------^

1 2 3 4 5 6 7 8 Виды потерь

Рис. 2. Соотношение непроизводительных потерь при ТОиР АТ в АТЦ ОАО «Аэрофлот»: 1-поиск причин отказов и неисправностей в многокомпонентных функциональных системах ЛА и АД; 2-отсутствие запасных частей; 3-отсутствие КИ; 4-организационные потери; 5-неисправность спецавтотранспорта; 6-некомплект персонала;

7- погодные условия; 8-прочие

Для улучшения ритмичности производственного процесса ТО предлагается видоизменить организационную схему управления процессами ТОиР (рис. 3). Взаимосвязь руководства АТЦ и исполнителей работ в случае возникновения нештатных ситуаций осуществляется через центр управления производством, в задачи которого входят:

оперативное решение задач поиска причин отказов и неисправностей штатной бригадой, состоящей из специалистов разного профиля, которые работают в параллельном с работами по ТО режиме;

прогнозирование потребности и приобретение запасных частей, КИ с учетом возможных нештатных ситуаций;

разработка алгоритмов поиска причин функциональных отказов и неисправностей ЛА и

АД;

информирование руководства, служб диагностики и НК, а также цехов о взаимосвязях функциональных отказов с возможными причинами.

В функции центра могут быть включены работы по осуществлению рекламационно-претензиционной деятельности, аутентичности запасных частей (их подлинности), а также диспетчеризации производственного процесса в условиях необходимости проведения работ по поиску и устранению неочевидных причин отказов.

Рис. 3. Организационная схема управления процессом ТОиР в АТЦ ОАО «Аэрофлот»

Проведенные расчеты и практика показывают, что предлагаемая схема будет способствовать повышению эффективности процесса ТОиР в авиакомпаниях ГА, осуществляющих большой объем перевозок пассажиров и грузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов Н.Н., Ицкович А.А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. - М.: Транспорт, 1987.

2. ДалецкийС.В., Деркач О.Я., Петров А.Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов ГА -М.: Воздушный транспорт, 2002.

THE ANALYSIS OF UNOPERATIONAL LOSSES DURING REPAIR AND MAINTENANCE IN

«AEROFLOT» COMPANY

Solovyov Y.A.

Some results of the aircrafts repair and maintenance experience in “Aeroflot” company are presented. The structure and reasons of unoperational losses are revealed. The recommendations of unoperational losses elimination are presented. These recommendations are the results of modernization of technological prossese management.

Сведения об авторе

Соловьев Юрий Александрович, 1949 г.р. окончил МГТУГА (1975), начальник лаборатории ТД и НК АТЦ ОАО «Аэрофлот», аспирант кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, область научных интересов -эффективность технической эксплуатации самолетов ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.