Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СУДОСТРОЕНИИ'

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СУДОСТРОЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
FINANCING OF SHIPBUILDING / PRICING IN SHIPBUILDING / SHIPBUILDING PRICE / PAYMENT METHODS IN SHIPBUILDING / TERMS OF PAYMENT / SHIP COMPETITIVENESS / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОСТРОЙКИ СУДНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СУДОСТРОЕНИИ / СТОИМОСТЬ ПОСТРОЙКИ СУДНА / ФОРМЫ РАСЧЕТОВ В СУДОСТРОЕНИИ / УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СУДНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедова Лейла Эльдар Гызы, Гоголюхина Мария Евгеньевна

Настоящее исследование направлено на изучение основных принципов и проблем, возникающих в процессе ценообразования на судостроительную продукцию, в том числе при финансировании строительства судна. Цель. Структурировать и проанализировать современные способы финансирования постройки судна как ключевого элемента в формировании цены судна и принятии решения о начале строительства. Задачи. Рассмотреть различные виды условий финансирования и форм расчетов с заказчиком; изучить преимущества и недостатки различных видов финансирования строительства судна; определить область применения приведенных методик финансирования. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены основные виды финансирования, применяемые в сфере судостроения, выявлены проблемы и определены основные взаимосвязи. Результаты. Выбранная форма финансирования судна имеет ключевое влияние на конечную цену готового судна. Этот фактор был не существенным в условиях плановой экономики в связи с тем, что строительство судов полностью финансировалось из государственного бюджета. Сегодня судостроительное предприятие является равноправным участником рыночных отношений и вынуждено думать не только о снижении затрат на постройку судна, но и о снижении стоимости финансирования. В исследовании приведены формулы расчета суммарной стоимости постройки судна при различных контрактных условиях и выявлены их особенности. Выводы. Изучение различных условий финансирования позволяет выявить основные преимущества и проблемы, возникающие у судостроительного предприятия при выборе определенной формы финансирования строительства судна, что в свою очередь позволит верфи снизить издержки финансирования в каждом конкретном случае, повысить конкурентоспособность готовой продукции и в конечном счете эффективность деятельности всего предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Certain Aspects of Pricing in Shipbuilding

The presented study examines the basic principles and problems of pricing in shipbuilding and financing of shipbuilding. Aim. The study aims to structure and analyze the modern means of financing of shipbuilding as a key element in ship pricing and making the decision to start building. Tasks. The authors examine different terms of financing and methods of payment, determine the benefits and drawbacks of different means of financing in shipbuilding, and iden tify the field of application of the proposed financing methods. Methods. This study uses general scientific methods of cognition to examine major types of financing used in shipbuilding in various aspects, to identify problems and to determine fundamental relationships. Results. The selected form of financing of shipbuilding has a critical impact on the final price of the finished ship. In the context of planned economy, this factor was not as significant due to the fact that shipbuilding was funded entirely from the government budget. Nowadays, shipbuilding companies are equal participants in market relations and need to think about reducing the cost not only of shipbuilding, but also of financing. This study provides formulas for calculating the total cost of shipbuilding under various contractual terms and determines their features. Conclusion. Examination of different terms of financing reveals major benefits and problems that a shipbuilding company would face when selecting a specific form of financing for shipbuilding, which in turn allows the shipyard to reduce financing costs in each case, enhance the competitiveness of the finished product, and eventually improve the overall efficiency of the company.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СУДОСТРОЕНИИ»

Анализ некоторых аспектов ценообразования в судостроении

Analysis of Certain Aspects of Pricing in Shipbuilding

Мамедова Лейла Эльдар гызы

доцент Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, кандидат экономических наук 190121, Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, д. 3

Leyla E. g. Mamedova

St. Petersburg State Marine Technical University Lotsmanskaya Str. 3, St. Petersburg, Russian Federation, 190121

Гоголюхина Мария Евгеньевна

доцент Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, кандидат экономических наук 190121, Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, д. 3

Mariya E. Gogolyukhina

St. Petersburg State Marine Technical University Lotsmanskaya Str. 3, St. Petersburg, Russian Federation, 190121

<

0.

Ш ©

О

о; с

УДК 629.5 cj Ш

0.

^

I

О со О

0

с

1

e

Настоящее исследование направлено на изучение основных принципов и проблем, возникающих в процессе ценообразования на судостроительную продукцию, в том числе при финансировании строительства судна. Цель. Структурировать и проанализировать современные способы финансирования постройки судна как ключевого элемента в формировании цены судна и принятии решения о начале строительства.

Задачи. Рассмотреть различные виды условий финансирования и форм расчетов с заказчиком; изучить преимущества и недостатки различных видов финансирования строительства судна; определить область применения приведенных методик финансирования. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены основные виды финансирования, применяемые в сфере судостроения, выявлены проблемы и определены основные взаимосвязи. Результаты. Выбранная форма финансирования судна имеет ключевое влияние на конечную цену готового судна. Этот фактор был не существенным в условиях плановой экономики в связи с тем, что строительство судов полностью финансировалось из государственного бюджета. Сегодня судостроительное предприятие является равноправным участником рыночных отношений и вынуждено думать не только о снижении затрат на постройку судна, но и о снижении стоимости финансирования. В исследовании приведены формулы расчета суммарной стоимости постройки судна при различных кон-

трактных условиях и выявлены их особенности.

Выводы. Изучение различных условий финансирования позволяет выявить основные преимущества и проблемы, возникающие у судостроительного предприятия при выборе определенной формы финансирования строительства судна, что в свою очередь позволит верфи снизить издержки финансирования в каждом конкретном случае, повысить конкурентоспособность готовой продукции и в конечном счете эффективность деятельности всего предприятия.

Ключевые слова: финансирование постройки судна; ценообразование в судостроении; стоимость постройки судна; формы расчетов в судостроении; условия платежа; конкурентоспособность судна.

Для цитирования: Мамедова Л. Э. г., Гоголюхина М. Е. Анализ некоторых аспектов ценообразования в судостроении // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 75-79.

The presented study examines the basic principles and problems of pricing in shipbuilding and financing of shipbuilding. Aim. The study aims to structure and analyze the modern means of financing of shipbuilding as a key element in ship pricing and making the decision to start building. Tasks. The authors examine different terms of financing and methods of payment, determine the benefits and drawbacks of different means of financing in shipbuilding, and iden-

© о

о о

tify the field of application of the proposed financing methods.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition to examine major types of financing used in shipbuilding in various aspects, to identify problems and to determine fundamental relationships. Results. The selected form of financing of shipbuilding has a critical impact on the final price of the finished ship. In the context of planned economy, this factor was not as significant due to the fact that shipbuilding was funded entirely from the government budget. Nowadays, shipbuilding companies are equal participants in market relations and need to think about reducing the cost not only of shipbuilding, but also of financing. This study provides formulas for calculating the total cost of shipbuilding under various contractual terms and determines their features.

Conclusion. Examination of different terms of financing reveals major benefits and problems that a shipbuilding company would face when selecting a specific form of financing for shipbuilding, which in turn allows the shipyard to reduce financing costs in each case, enhance the competitiveness of the finished product, and eventually improve the overall efficiency of the company.

Keywords: financing of shipbuilding; pricing in shipbuilding; shipbuilding price; payment methods in shipbuilding; terms of payment; ship competitiveness.

Citation: Mamedova L. E. g., Gogolyukhina M. E. Analiz nekotorykh aspektov tsenoo-brazovaniya v sudostroyenii [Analysis of Certain Aspects of Pricing in Shipbuilding]. Ekonomika i upravleniye, 2018, no. 10 (156), pp. 75-79.

Введение

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение при принятии решений о приобретении продукта в большинстве сфер деятельности, в том числе судостроении. Она является источником информации, необходимой для принятия хозяйственных решений [1, c. 251]. При работе предприятий в условиях рыночных отношений цены на суда определяются, с одной стороны, конъюнктурой, складывающейся на рынке судостроительной продукции, с другой — затратами судостроителей на постройку судов.

Стоимость постройки судна напрямую зависит от его технических параметров и используемой технологии. Для судостроителя рыночная цена судна является ориентиром, а стоимость постройки — объективной реальностью. При выходе на рынок и рассмотрении предложений вероятного заказчика по постройке судов прежде всего необходимо знать возможную стоимость их постройки на своем предприятии, а именно уметь достаточно быстро оценить

собственные затраты на постройку судна. Рассмотрим более подробно один из факторов, влияющий на ценообразование, который часто обходят вниманием — финансирование постройки судна.

Основная часть

Основным документом, который регламентирует взаимоотношения судостроителя и заказчика, является судостроительный контракт, в котором фиксируются все основные требования, предъявляемые к будущему судну, контрактная цена, условия взаиморасчетов. Контрактная цена судна включает в себя следующие основные компоненты [2, с. 258]:

• стоимость постройки судна согласно заданным в контракте техническим характеристикам, подтвержденным чертежами и спецификациями, включая стоимость оборудования и комплектующих;

• стоимость доработок, связанных с дополнительными требованиями классификационных обществ и иных нормативных документов, вступающих в силу после начала, но до завершения строительства;

• расходы на проведение испытаний судна;

• расходы, связанные с получением всех необходимых документов и сертификатов, в том числе освидетельствование на класс;

• расходы, связанные с финансированием постройки судна.

Условия платежа — это условия и формы расчетов, предусмотренные в контракте и оказывающие большое воздействие на размер цены. Условия расчетов определяют, на каком этапе движения товара осуществляется его оплата, а также будет ли она производиться единовременно или путем нескольких взносов.

До 1985 г. проблема финансирования постройки судов особых тревог ни у одной из сторон, заключающих сделку, не вызывала. Постройка военных кораблей финансировалась из государственного бюджета. Не намного хуже обстояло дело и у гражданских заказчиков. Строительство велось по специальным программам, также фактически финансируемым из бюджета, оплата осуществлялась по частичной готовности.

В настоящее время положение решительным образом изменилось. Возможны следующие варианты финансирования постройки судна [3, с. 320]:

1. Оплата полностью готового судна заказчиком, который принимает к оплате входящую в цену судна стоимость пользования банковским кредитом.

2. Равномерное или согласованное иное обеспечение предприятия оборотными средствами

для постройки судна или то же, что оплата работ по частичной готовности.

3. Постройка судна предприятием путем кредитования в банке, однако при условии, что заказчик в момент подписания контракта вносит некоторый аванс, величина которого определяется из экономически обосновываемых соображений.

4. Предприятие принимает судно к постройке на условиях предоплаты, однако при этом заказчик получает скидку, которая компенсирует ему невыгодность предоплаты (скидка сконто).

5. Финансирование постройки судна на правах инвестора.

Для формальной записи выражений для цены судна и других экономических показателей введем некоторые основные обозначения:

Р — цена судна, включая себестоимость, плату за кредит и прибыль; 5 — себестоимость судна; L — плата за кредит для финансирования постройки судна;

г — процентная ставка за пользование кредитом (в долях);

f — функция нарастания затрат; К — коэффициент нарастания затрат; О — чистая прибыль предприятия в составе цены;

Т — срок постройки судна. Рассмотрим более подробно основные формы финансирования постройки судов, приведенные выше:

1. Наиболее простой и желательный для судостроительного предприятия случай — оплата заказчиком полностью готового судна:

Р = 5 + L + О. (1)

В этом выражении себестоимость определяется обычным калькуляционным методом. Прибыль, если цена заранее не оговорена контрактом, определяется по принятому уровню рентабельности продукции в долях от себестоимости. Расчетные сложности представляет только определение платы за кредит L. Можно выделить следующие варианты расчета платы за кредит:

1.1. Когда судно строится не более года, нет нужды в применении аппарата дисконтирования (приведение затрат и доходов по времени). В этом случае плата за кредит определяется, исходя из среднего остатка оборотных средств, связанных в заказе.

L = г • и • Т; и = К • 5, (2)

где и — средний остаток оборотных средств (средняя сумма оборотных средств, связанная в постройке).

1.2. Когда судно строится несколько лет (бо- 5

лее одного года) и плата за пользование кре- ©

дитом исчисляется с учетом дисконтирования. ^

Плата за кредит в этом случае исчисляется ^

по формуле: ^

Ь = в / - /и )-(1 + г)т -, (3) |

t=1 со

О

где ft_1 — значения функции нарастания ^ затрат в конце года и начале t-го года. ^

2. Возможен вариант оплаты работ по ча- | стичной готовности. Рассмотрим данный вариант оплаты. Срок постройки судна стараются разбить, как правило, на равные отрезки времени, и примерно пропорционально этой разбивке разбивается на части и цена судна. По окончанию каждого отрезка времени, так называемого этапа, составляется акт об окончании работ по этому этапу, и на этом основании производится соответствующая выплата, т. е. выплачивается определенная доля стоимости заказа.

Рассмотрим следующую ситуацию: постройка судна разбита на Т этапов (по числу лет постройки), заказчик ежегодно получает средства, равные стоимости одного этапа постройки, и стоит перед альтернативой: оплачивать постройку судна поэтапно, по частичной готовности, или пускать эти средства в оборот до окончания постройки и в конце последней оплатить полную стоимость банковского кредита. В данном случае предпочтительность той или иной альтернативы определяется для заказчика суммой упущенной выгоды. Обозначим ставку, по которой заказчик будет пускать деньги в оборот, через q. В частном случае депонирования средств в банк это будет, как говорят, ставка депозита или ставка привлечения.

К концу постройки сумма, накопившаяся у заказчика, составит:

Я = |-[(1 + д)т-1 +... + (1 + д)2 +(1 + д) +1]. (4)

Возьмем простейший случай, когда функция нарастания затрат линейна, т. е. ежегодно на постройку расходуются одинаковые части себестоимости. Приведя платежи по частичной готовности к моменту окончания постройки Т, получим величину себестоимости постройки, приведенную к моменту сдачи судна заказчику:

Ь + 5 = Т-[(1 + г)т-1 +... + (1 + г)2 +(1 + г) +1]. (5)

Вычитая из накопленной суммы ф выражение для L + 5 при условии, что функция нарастания затрат линейна, получим:

Q - (Б + Ь) = § - {[(1 + Ч)Т-1 - (1 + г)т-1] +.

+[(1 + ?)-(! + г)]}.

о о

Это выражение можно упростить, рассматривая каждое выражение в квадратных скобках как разность — разность квадратов, разность кубов и далее разность двух величин в степени не выше Т-1. Тогда оно может быть записано:

Я-(Б + Ь) = Т'{(Ч -г) '(2 + Ч + г) + + [(1 + ч)2 + (1 + ч + г + ч ' г) + (1 + г)2]..}.

(7)

Очевидно, что знак данного выражения зависит только от первого множителя, второй множитель положительный. Поэтому, если доходность операций заказчика q выше ставки банковского кредита, ему имеет смысл накапливать долг и оплачивать полностью готовое судно и том числе банковский кредит по ставке размещения. В противном случае для заказчика выгоднее система платежей по частичной готовности.

3. В сделках с зарубежными партнерами чаще всего имеют место контракты, в силу которых предприятия строят суда за свой счет, кредитуясь для этого в банковском учреждении. Однако в качестве определенной гарантии заказчик при заключении контракта выплачивает предприятию-строителю некоторый аванс на случай возможного отказа от приобретения судна на любой стадии его постройки. Иными словами, авансом компенсируют риск, с которым связана постройка судна за счет предприятия и под его фактическую коммерческую ответственность. Естественно, что существует возможность арбитража, но практика показывает, что дело это долгое, очень дорогое и не всегда надежное, особенно для россиян, не имеющих особого опыта в международных судебных разбирательствах.

Рассмотрим экономические резоны, на основании которых была обоснованно назначена величина аванса. Будем исходить из того, что судно, от которого отказался заказчик по контрактной цене, случайному покупателю продано быть не может. Потенциальный покупатель наверняка осведомлен о тяжелом положении предприятия, имеющего непроданное судно, значительный объем связанных в нем средств и немалую задолженность в учреждении, финансирующего постройку. Зная крайнюю заинтересованность такого предприятия в реализации судна, потенциальный покупатель будет стремиться использовать преимущества своего положения и назначить цену как можно ниже. Однако и его возможности снижать цену также ограничены. Конкуренция существует не только среди продавцов, но и среди покупателей. Когда в процессе согласования цены реализации эта цена упадет до определенного уровня, найдутся другие желающие совершить выгодную покупку.

Понятно, что уровень снижения цены зависит от многих факторов, в первую очередь от конъюнктуры на рынке судов данного типа [4, с. 157]. Обозначим цену, при которой возникает конкуренция покупателей при реализации судна, продаваемому не по контракту, через Р1. Разность между Р и Р1 определяет и может компенсировать риск, который принимает на себя предприятие, начинающее постройку судна на основании аванса. Однако эта разность нуждается в существенной корректировке. Аванс вносится в момент подписания контракта, убыток может быть понесен в случае отказа заказчика только после постройки судна. Поэтому разность Р-Р1 должна быть приведена (дисконтирована) к моменту окончания постройки, и тогда величина экономически обоснованного (страхового) аванса А определяется выражением:

А =

Р - Р

(1 + г )т

(8)

4. Постройка судов на условиях полной предоплаты. В мировой практике встречаются случаи, когда судно заказывается на условиях полной предоплаты, однако при этом заказчик получает скидку, аналогичную сконто. Экономически величина этой скидки может быть определена из следующих соображений. Цена судна, полученная предприятием от заказчика в начале постройки, в этот момент полностью ему не нужна. У него появляется возможность использовать оставшуюся ненужной для постройки судна, постепенно уменьшающуюся часть средств, для иных своих потребностей. Это для предприятий выгодно, так как уменьшает его потребность в банковском кредите. Естественно, что размер скидки должен назначаться, исходя из полученной таким образом выгоды. Определим ее.

Ценность полученной предоплаты, приведенная к моменту окончания постройки и реализации судна, определяется выражением:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(5 + G) • (1 + г)т

(9)

С другой стороны, фактические затраты предприятия на постройку судна, приведенные к моменту сдачи заказа, составят:

5 Т

{(1 + г)Т-1+(1 + г)Т-2 +... + (1 + г)2 +(1 + г) +1}.

(10)

Вычитая из приведенной суммы предоплаты затраты предприятия за период постройки и причитающуюся ему в конце постройки прибыль G, получим чистую выгоду предприятия от предоплаты Б:

Б = 5'

(1 + г )Т - 9

9'(1+г)Т -1

гТ

О[(1 + г)г -1]. (11)

В этих пределах (не более Б) и может быть согласована скидка за предоплату. Для ясности необходимо оговорить, что г — ставка размещения, ставка кредита, ибо именно в ее размере получает выгоду предприятие.

5. Финансирование постройки судна в порядке инвестирования. Идея этого экономического решения заключается в следующем. Инвестор (чаще всего ссудосберегательное учреждение) финансирует постройку судна, но не на условиях оплаты кредита, а на условиях участия в прибыли. Суммарная плата за использование кредита составит:

[(1 + г)т -1

L =

r • T

-1

S.

(12)

Пусть доля прибыли, которую взамен оплаты кредита получит инвестор, составит к • О.

Тогда условие выгодности такой замены может быть записано

L < k • G.

(13)

Очевидно, что для этого учреждения такой контракт будет выгоден, если причитающаяся ему доля прибыли будет, по крайней мере, не меньше суммарной платы за кредит.

Заключение

Суда представляют собой очень крупные технически сложные объекты, обычно состоящие из металлического корпуса и надстройки, большого количества технических систем, комплектующих изделий и оборудования. Установление контрактных цен на суда требует анализа стоимости корпуса, судового и технологического оборудования, энергетической установки, жилых и служебных помещений, навигационной аппаратуры и т. д. Конструктивные особенности и специфичность судна в целом или любой его составляющих (машинного отделения, судового или технологического оборудования, жилых помещений и т. д.) — все это влияет на величину издержек производства и уровень цен.

Цена такого товара, как судно, имеет обычно разовый характер, выявляется окончательно при согласовании контракта и является коммерческой тайной продавца и покупателя. Поэтому и финансирование строительства судов отличается от других крупномасштабных технических проектов. Схемы финансирова-

ния изменяются от «оплаты покупателем» до «оплаты изготовителем».

Такие характерные особенности судостроения обусловливают большое количество переменных факторов, влияющих на стоимость постройки конкретного судна и в целом на конкурентоспособность как судна и судостроительного предприятия, так и отрасли в целом.

Литература

1. Туричин Г. А., Гоголюхина М. Е., Мамедова Л. Э. Инновационные лазерные технологии на судостроительном производстве: экономические, технологические и организационные аспекты // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4. С. 251-255.

2. Логачев С. И., Чугунов В. В. Мировое судостроение: современное состояние и перспективы развития. СПб.: Судостроение, 2001. 312 с.

3. Александров В. Л., Перелыгин А. В., Соколов В. Ф. Судостроительное предприятие в условиях рынка. СПб.: Судостроение, 2003. 423 с.

4. Грицан А. Б. Методы инженерно-экономического анализа в ценообразовании на суда и плавсредства. Ч. 1: Производительность, конкурентоспособность и тенденции в отечественном и мировом судостроении. СПб.: Бостон-спектр, 2004. 492 с.

References

1. Turichin G. A., Gogolyukhina M. E., Mamedova L. E. Innovatsionnyye lazernyye tekhnologii na sudo-stroitel'nom proizvodstve: ekonomicheskiye, tekh-nologicheskiye i organizatsionnyye aspekty [Innovative laser technologies in the shipbuilding industry: economic, technological and organizational aspects]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye, 2018, vol. 7, no. 4, pp. 251-255.

2. Logachev S. I., Chugunov V. V. Mirovoye sudostroy-eniye: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy raz-vitiya [World shipbuilding: current state and development prospects]. St. Petersburg: Sudostroyeniye Publ., 2001. 312 p.

3. Aleksandrov V. L., Perelygin A. V., Sokolov V. F. Sudostroitel'noye predpriyatiye v usloviyakh rynka [Shipbuilding enterprise in market conditions]. St. Petersburg: Sudostroyeniye Publ., 2003. 423 p.

4. Gritsan A. B. Metody inzhenerno-ekonomicheskogo analiza v tsenoobrazovanii na suda i plavsredstva. Ch. 1: Proizvoditel'nost', konkurentosposobnost' i tendentsii v otechestvennom i mirovom sudostroyenii [Methods of engineering and economic analysis in the pricing of ships and boats. Pt. 1: Productivity, competitiveness and trends in domestic and world shipbuilding]. St. Petersburg: Boston-spektr Publ., 2004. 492 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.