Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НАРРАТИВНОСТИИ ОПЫТА СТОРИТЕЛЛИНГА В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛОГА "PARFENON"'

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НАРРАТИВНОСТИИ ОПЫТА СТОРИТЕЛЛИНГА В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛОГА "PARFENON" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВНОСТЬ / СТОРИТЕЛЛИНГ / PARFENON / ТОЧКА ВНИМАНИЯ / #НМДНИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Футерман Евгения Борисовна

В статье анализируется практический опыт применения мультимедийных средств репрезентации документальных элементов в аудиовизуальных медийных проектах способом сторителлинга. В роли нарратора выступает журналист Леонид Парфенов - создатель влога «Parfenon» с более чем миллионной аудиторией, автор и ведущий проекта «#НМДНИ». Материалом исследования послужил выпуск за 2021 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Футерман Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOME ASPECTS OF NARRATIVE AND STORYTELLING EXPERIENCE IN THE AUDIOVISUAL WORKS OF THE VLOG "PARFENON"

The article analyzes the practical experience of using multimedia tools for representing documentary elements in audiovisual media projects using the storytelling method. The narrator is journalist Leonid Parfenov, the creator of the Parfenon vlog with more than a million audience, the author and host of the #NMDNI project. The material for the study was the 2021 issue.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НАРРАТИВНОСТИИ ОПЫТА СТОРИТЕЛЛИНГА В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛОГА "PARFENON"»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 66-73. eISSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print). Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;4(46): 66-73. eISSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10409

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НАРРАТИВНОСТИ И ОПЫТА СТОРИТЕЛЛИНГА В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛОГА «PARFENON»

Евгения Борисовна Футерман

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, bluztv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3738-6301

Аннотация. В статье анализируется практический опыт применения мультимедийных средств репрезентации документальных элементов в аудиовизуальных медийных проектах способом сторителлинга. В роли нарратора выступает журналист Леонид Парфенов - создатель влога «Parfenon» с более чем миллионной аудиторией, автор и ведущий проекта «#НМДНИ». Материалом исследования послужил выпуск за 2021 год.

Ключевые слова: нарративность, сторителлинг, Parfenon, точка внимания, #НМДНИ

Для цитирования: Футерман Е. Б. Анализ некоторых аспектов нарративности и опыта сторителлинга в аудиовизуальных произведениях влога «Parfenon» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). C. 66-73. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10409.

Original article

ANALYSIS OF SOME ASPECTS OF NARRATIVE AND STORYTELLING EXPERIENCE IN THE AUDIOVISUAL WORKS OF THE VLOG «PARFENON»

Evgeniia B. Futerman

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, bluztv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3738-6301

Abstract. The article analyzes the practical experience of using multimedia tools for representing documentary elements in audiovisual media projects using the storytelling method. The narrator is journalist Leonid Parfenov, the creator of the Parfenon vlog with more than a million audience, the author and host of the #NMDNI project. The material for the study was the 2021 issue.

Key words: narrative, storytelling, Parfenon, point of view, #NMDNI

For citation: Futerman E. B. Analysis of some aspects of narrative and storytelling experience in the audiovisual works of the vlog «Parfenon». Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022; 4(46): 66-73. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10409. (In Russ.).

Введение

Конфликт меняет жизнь. Так утверждают многие авторы научнопопулярных книг о сторителлинге. Сторителлинг (storytelling) - это умение рассказывать истории. «История - это динамическая эскалация движимых конфликтом событий, которые вызывают значимые изменения в жизни главного героя» [5]. Искусство рассказывания историй - не просто повествование за кадром, отстраненное комментирование видеоряда. Видеоряд и звучащий текст должны слиться в единый, новый информационный поток и в своей кульминационной точке внимания родить новый продукт, вызвать взрыв чувств и эмоций зрителя.

В труде К. Брукса и Р. Уоррена «Понимание прозы» (1943) используется понятие «фокус наррации». От слова «фокусировка» (фр. «focalization») произошел термин «фокализация», введенный одним из основателей современной нарратологии, представителем структурализма Жераром Женеттом [2. С. 204]. Донесение смыслов нарратором до потребителя в некоей кульминационной точке и есть фокализация [8. С. 14-15]. Мы предлагаем называть кульминационный момент в аудиовизуальном сторителлинге

© Футерман Е. Б., 2022

точкой внимания. Точка внимания, обладая суггестивным эффектом, условно говоря, завораживает зрителя, формируя созвучные ощущения, оставляя стойкие «зацепки» в памяти, на которые зритель будет ориентироваться при принятии решения о дальнейшем просмотре данного произведения данного автора [9. С. 25-26.]

Такая захватывающая, цепляющая история, рассказанная нарратором (от латинского глагола narrare - рассказывать, объяснять подробно, излагать), визуально оформленная и снабженная аудиальным сопровождением будет работать на привлечение внимания в любом случае, даже если тема повествования не самая интересная для зрителя, либо не попадающая в его целевые предпочтения. «Нарративная журналистика - это явление, характеризующееся сочетанием свойств журналистики и художественной литературы в одном произведении: с одной стороны, журналистские нарративы затрагивают социально значимые темы, отличаются фактографической точностью излагаемой информации, которая добывается посредством погружения журналиста в описываемые события; с другой стороны, они представляют увлекательные истории, написанные живым языком, с драматическим сюжетом, в которых явно звучит голос автора». [1. С. 11-14].

Профессиональными навыками сторителлинга и нарратологии обладает автор и ведущий влога «Parfenon» Леонид Парфенов (Parfenon, https://www.youtube.eom/c/parfenon/featured, дата обращения: 21.08.2022). Благодаря таланту вовлеченного рассказчика каждый новый выпуск его проекта #НМДНИ (Parfenon. #НМДНИ, https://www.youtube.com/watch?v=CdJOVLDAZ6k, дата обращения: 20.08.2022) набирает в среднем почти миллион просмотров. Наша цель - выявить наиболее яркие приемы нарративности и сторителлинга, создающие цепляющий зрителя контент в аудиовизуальных работах журналиста.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования послужили выпуски проекта #НМДНИ на канале «Parfenon» хостинга YouTube. Наименование является стилизацией от телевизионной программы «Намедни», правообладателем названия которой является канал НТВ. Наиболее подробно рассмотрен выпуск за 2021 год, результаты исследования приведены в Таблице №1. Для анализа применен авторский метод дискурсивно-семиотического анализа аудиовизуального контента.

Результаты исследования и их обсуждение

Отечественная нарративная журналистика исторически начинала развиваться на стыке литературы и журналистики: в прозе особую популярность стал завоевывать жанр нон-фикш, а в публицистике -художественность изложения фактологического материала. Так возник прием сторителлинга, хорошо работающий как на документальном материале, так и на художественном. Такие гибридные произведения рождают наибольший спрос у читателей и зрителей, причем речь идет о любых произведениях: фильмах, ток-шоу, спектаклях, докудрамах или рекламных роликах. Главное, чтобы в них были герои, конфликты и события вокруг них. Этот факт не отменяет социальную значимость темы, точность излагаемой информации, однако история должна быть написана живым языком по всем законам драматургии [6. С. 73-78].

Применение нарративных приемов, включение в них визуальных техник при создании аудиовизуального произведения (кинофильма, шоу на YouTube, клипа, компьютерной игры, видеоблога и др.) сегодня практически гарантирует успешность проекта. Однако, необходим поиск адекватных средств репрезентации драматургических элементов для разных нарративных жанров, будь то чисто журналистские (репортаж, очерк) или гибридные (докудрама, нон-фикшн).

Исследователь нарратологии Л. В. Татару говорит о том, нарратив является специфической формой мышления. «Это целостный образ мира истории, получаемый только в результате конвергенции всех когнитивных операций, происходящих в процессе порождения и восприятия этого мира. Глобальная ментальная репрезентация мира истории порождает аналогичную репрезентацию в сознании реципиента и служит источником ее интерпретаций. Это то, что отличает нарративный дискурс от всех остальных типов дискурсивных практик» [7].

Если говорить о структуре нарративного произведения, выстроенном с применением приемов сторителлинга, то часто применяется термин трехчастной структуры: начало истории (пролог и завязка), середина (конфликт, перипетии, развитие событий) и конец (кульминация и выводы) [3].

Конечно, эту технологичную схему необходимо наполнить интересными событиями, поступками героев, преодолением препятствий, тогда может получиться динамично развивающаяся история с кульминацией и развязкой. Если же речь идет о журналистских произведениях, в которых фигурируют реальные события, то часто применяется метод пяти «W»:

□ Who — кто сделал

□ What — что сделал

□ When — когда сделал

□ Where — где это произошло

□ Why — почему это произошло

При смешивании, коллаборации этих методов, при условии их грамотного применения может получиться стройный притягательный гибридный сторителлинг.

Драматургические миры, талантливо прорисованные многими писателями, могут быть систематизированы и поделены на несколько сюжетных типов, которые применялись еще во времена мифов и сказаний. Об этом, в частности, говорит журналист К. Букер [10]. Он выделает 7 типов: преодоление монстра (победы над невзгодами), из грязи в князи (становление великих личностей и неожиданных удач), перерождение (постижение истины), путешествие и возвращение (попадание в новые обстоятельства), приключение (искушения на пути к цели), комедия (недопонимания, но все хорошо кончается) и трагедия (негативные персонажи приходят к прозрению, но бывает уже поздно). Конечно, главный цемент во всех этих происшествиях - конфликт. Основных типов конфликтов три:

□ человек против общества

□ человек против себя

□ человек против стихии.

Во всех типах конфликтов обязательным является препятствие. Герой должен его преодолеть через потери и трагедии, после чего должна последовать кульминация - наивысшая точка напряжения (в нашем исследовании это точка внимания, самый яркий и напряженный момент, оформленный визуально в том числе). Это должен быть поступок, конкретное действие, ведущее к переменам, фитбэкам.

Все вышеперечисленные теоретические выкладки находят применение в практической деятельности автора проекта #НМДНИ Леонида Парфенова, изложенные в Таблице 1. В колонке под названием нарратив (линия повествования) кратко изложена суть происходящего в эпизоде, каждый содержит конфликт, героя, действия, проблемы и результат. В следующей колонке - «семиотический код» - зашифрован некий месседж, эмоция, какой-то феномен современности. Про киносемиотику и закодированный язык образов писал Ю. М. Лотман: «Режиссер, киноактеры, авторы сценария, все создатели фильма что-то нам хотят сказать своим произведением. Их лента - это как бы письмо, послание зрителям. Но для того, чтобы понять послание, надо знать его язык» [4. С. 8]. В этих двух колонках также выявляется специфика журналистского дискурса, особенности современного языка повествования, жанровые границы диалога со зрителем, стилистические приемы актуального сторителлинга, тип повествования, тональность, степень достоверности, эмоциональной и личной вовлеченности при выстраивании отношений между автором журналистского произведения и потребителем экранной продукции. В колонке «дискурс (приемы, фигуры, монтаж)» зафиксированы аудиовизуальные технологии (графические решения, видеодизайн, шумомузыка, субтитрирование, световые и цветовые эффекты и другие), при помощи которых развивается сторителлинг. В последней колонке «примечания» зафиксированы интересные наблюдения, достойные нашего внимания, по мнению автора статьи.

Таблица 1

Дискурсивно-семиотический анализ проекта #НМДНИ2021

Название фрагмента Тайминг Нарратив (линия повествования) Семиотические коды Дискурс (приемы, фигуры, монтаж) Примечания

Приветствие 00:00 Стандартно -повторяющееся приветствие с постоянным узнаваемым слоганом «Это события, люди, явления. То, без чего нас невозможно представить , еще труднее -понять. Очередной год, очередная серия». Завязка сторителлинга. Обыденность , линейность течения жизни, но яркость сцены. Световые и цветовые пятна. Динамика и доброжелательность ведущего , предвкушение, интерес, узнавание. Калейдоскоп событий, яркое театральное шоу, большой экран с цифрами прошлого года, совсем недавние события, которые прожиты каждым. Эффект сопричастности. Внутрикадровый монтаж, приближение ведущего из затемнения. Тумбы в виде хештега -примета современности. Нарративный дизайн визуализируется при помощи графического 3Э рисунка ключевых слов в динамке

Анонс событий года 00:23 Перечисление эпизодов феноменологии. События, ставшие феноменами года по версии автора: самокаты на земле и некосмонавты в космосе, №Г, QR-код, Юра Борисов, Мишлен в России, гражданский рэп, «Я в моменте» и др. Феномены перечисляются в нарастающем развитии: чем дальше - тем интереснее Фактчекинг , сонастройка воспоминаний автора и зрителя, совпадающая раскодировка визуальных образов, эффект присутствия, про прошлое как настоящее, полиэкранность, достоверность Технические смазки (переходы) имитирующие листание страниц, анонсирование феноменов года через героев (эстетика сторителлинга), контраст профессиональной речи ведущего и разговорности пользовательского контента (темпоритмические качели), репортажность Авторский, оригинальный аудиодизайн обостряет настроение и атмосферность поисхоящего на экране.

Штурм Капитолия 02:57 Нарратив передан через конфликт, нарастающее напряжение, кульминационную информацию о пострадавших и проигрыш действующего президента Отстраненная информационно-нейтральная подача информации с одной стороны и сторителлинг через драматургию - с другой. Сопричастность, переживание Внутрикадровый монтаж ведущего в студии на контрасте - динамичная клиповая нарезка хроникальных кадров события. Взвешенность, нейтральность автора, безоценочность. Креативное субтитрирование Аудиальная нарезка -перебивка из звукового коллажа знаковых мемных узнаваемых фраз

Скриптонит 09:20 Культурный феномен -«работающий по-русски» выходец из Казахстана. Один из ведущих селебов, нарушающий все правила популярности: не публичен, скрытен, редко дает интервью. Целых 3 альбома рэпера Адиля Джалелова (Скриптонита) в 2021 году в топе музыкальных стри-мингов. Герой, достойный сопереживания, желания подражать, быть похожим, отождествление, загадка. Национальный колорит, национальная и вкусовая идентичность раскодировки послания автора и смотрителя. Обилие деталей, интересных мелочей личной жизни, ореол загадочности создается с помощью отрывков из клипов и песен. Непохожесть, бунтарство , притягательность героя подчеркнута при помощи слоу-мо, монтажных фраз и текстового комментария автора. Мир, сформированный вокруг, становится объемным и осязаемым благодаря песням (медитативной, задумчивой читке)

Вакцинация 14:37 По словам Пескова, люди без прививки не смогут работать, они несут угрозу для общества. Однако вакцинация воспринята неоднозначно, русскую вакцину не регистрирует ВОЗ. Власти по-всякому заставляют граждан прививаться, но к концу года это сделает половина россиян. Волны пандемии захлестывают Россию. Опасность, недоверие, сомнение, желание противостоять, поиски дополнительной информации из сомнительных источников. Смертность от ковида сопоставима с потерями в ВОв. QR-код как новый паспорт. Аллюзии в тексте, сравнение с разбушевавшейся стихией, ирония в виде мемов про вакцинацию в виде агитационных плакатов времен Маяковского. Шаржи и ирония (Иван Ургант). Кадры реанимации. Люди в спецодежде, тревожная, напряженная шумомузыка. Президент на прямой линии. Брелок с qr-кодом), акцент на интересных мелочах. Взвешенная позицияавтора: показаны как сторонники прививок, так и антиваксеры.

Популярность « вакцинного » туризма . Противопос-тавление «свой-чужой».

Электро-самокаты 21:42 Новый транспорт на батарейках - приходят в российские регионы, а в столице их использование возрастает в несколько раз. Пока это - езда без правил. Конфликт -человек на самокате - это пешеход или управляющий транспортным средством? Случаи аварий с участием самокатов. Наглядность, пригодность для людей любого возраста. Доступность, простота в обращении. Детская игрушка - и вдруг для взрослых? Удобнее, чем велосипед. Ведущий катится на самокате по студии, произносит стендап на самокате. Овеществление. Кадры из культовых фильмов («Псих» реж. Ф. Бондарчук), высказывания блогеров. Пранк (священник на самокате) и соревнования самокатчиков (нарезка из интернета), шутки стендаперов про самокатчиков. Вскользь обозначена вторая линия проблем: самокаты и плохие российские дороги.

Юра Борисов 37:18 Индустрия кино по-русски способна раскрутить актера за сезон. Новый рекорд востребованности: победы в 6-ти фестивалях. Юра настаивает на уменьшительном имени себя. В этом году он для страны и мира - главное русское лицо на киноэкране. «Анна К.» - первый русский сериал, снимаемый специально для Net-flix. Скромность русских актеров, трудолюбие, возможность играть в разных амплуа. Скрытое противопоставление западной голливудской культуре, такой же высокий уровень актерского мастерства с уникальным русским характером. Репортажные приемы: интервью с актером, кадры с фестивальных награждений, документальная основа, повествование, нарезка из фильмов. Положительная рецензия с упором на универсальность и уникальность актерских качеств героя. Элементы портретного очерка. Интеграция в мировую киноиндустрию. Дан обзор фильмов с участием героя эпизода, как кинематографическое просвещение зрителя.

Победа в DOTA2 41:31 Впервые россияне побеждают в мировом чемпионате по игре в Dota 2. Шокирующей новостью становится приз победителям в размере 18 млн. $. 5 российских игроков начали с поражения на отборочном этапе, но сумели пройти в основную партию турнира и победить противников из Китая. И даже Путин поздравляет победителей. Киберспорт как полноправный частник соревнований. Наши «дотеры» - достойны восхищения и даже зависти. Зрительский диссонанс - а что, за это можно получить 18 млн. $??? Рефреном звучит слоган проекта. Победители приглашены в студию. Кадры из самой игры с комментированием соревнований. Полное погружение в атмосферу состязаний, накал страстей, переданный интонационно, взрыв эмоций после победы, аналогия с футбольными болельщиками. Ирония, сарказм «Можно подумать, что в шахматах «выходят на арену силачи» (из песни В. Леонтьева)». Ироничная фраза в ответ на сомнения в том, что компьютерные игры - это спорт, впервые выдает авторскую точку зрения на феномен

Некосмо-навты в космосе 01:31:36 2021 - год нового соревнования в космосе. Сразу несколько компаний из Великобритании и США отправляют на орбиту непрофессионалов. Начался настоящий бум космического туризма. Роскосмос и Первый канал дают Западу асимметричный ответ. Возникает целая индустрия. Идея - сделать космос доступным. Наши непофессионалы для съемок фильма тоже летят в космос. Отсылка к 1961-му (полет Юрия Гагарина) со знаменитым «Поехали». Ностальгия , воспоминания , умиление, гордость. Полеты миллионеров, доступные только им. Это круто и завидно. Но - гордость за наших кинематографистов-космотуристов, патриотизм. Хроника полета Ю. Гагарина, ретроспектива кадров и комментариев про «симметричные» ответы: в 80-х гг. американцы отправляют туристов, и мы отправляем. Кадры мировых телеканалов полетов миллионеров, наши прямые включения из ракеты. Приглашенный в студию турист-кинематографист говорит: «Как тебе такое, Илон Маск?». Узнаваемые песни. Продолжение соревнования «Догоним и обгоним Америку».

Женский стендап 1:50:45 В нулевых и 10-х модный жанр стендапа в России оставался почти сплошь мужским. Теперь с миллионами просмотров в интернете и высокими рейтингами по ТВ выходит шоу «Женский стендап». С 2021 стендапу в России «без женщин нет нельзя на свете, нет!». Равноправие женщин, сексизм, независимость, смешные шутки, мягкое состязание в уме и юморе с мужчинами. Высмеивание мужских штампов по отношению к женщинам, более тонкий и интеллектуальный юмор. Ирина Мягкова приглашена в студию как соведущий к Парфенову. Нарезка из выступлений женщин-комиков с узнаваемой музыкальной заставкой. Герои шоу - герои эпизода. Фильм про героиню стендапа анонсируется как доказательство популярности жанра Все бабы - дуры, все мужики - козлы! Эта формула - кринж! И это доказано эпизодом Парфенова.

Мишлен в России 01:56:00 Главный мировой гастрономический гид - французский Мишлен приходит в Москву. Отмечены 69 ресторанов. В том числе 7 заведений - одной звездой, и два - сразу двумя звездами. Мишлен заявляет о стремительном развитии гастрономической культуры в России. На фоне политического напряжения, гастрономия в России остается очень открытой Выход русской кухни на мировой уровень, гордость, информированность, желание посетить указанные заведения. Азарт - категорию надо подтверждать ежегодно . Интернационализм. Субтитрированная графика с музыкальной поддержкой. Узнаваемый бренд Мишлен, больше известный у нас как представитель автомобильного бизнеса. Хроникальные кадры ресторанов дореволюционной России, кадры с церемонии награждения. Комментарий эксперта - придает документальности. Наименования некоторых блюд и их макро-съемка - настоящее современное искусство)

Нобелевский лауреат Муратов 02:15:56 Торжественное зачитывание Председателем Нобелевского комитета имен победителей, среди которых Дмитрий Муратов, с формулировкой: «За мужественную борьбу и свободу слова». Нарратив: премия дана журналистам, их, коллег из таких разных частей мира, объединяет борьба за демократию. С момента основания «Новой газеты» убито рекордное количество ее журналистов - 6 человек. Сопричастность к этой победе всего журналистского сообщества , удовлетворение. Подача информации через героя. Флешбэки, обобщения. Конфликт: вокруг фейки и дезинформация, а журналисты получают Нобелевские премии. Победу Муратова высоко оценивает Кремль. Муратов появляется в студии #НМДНИ. Кадры вручения премии, бурные аплодисменты. Пресс-конференция Муратова, как фактология, хроника начала его деятельности как «этапы большого пути». Дайджест знаковых высказываний главного редактора «Новой газеты» для понимания момента. Монтаж встык: обращение бойцов полка Кадырова к Путину с просьбой пресечь оскорбления со стороны «Новой газеты» Здесь работает контекст: на сегоняшний день известно, как поступит Муратов с премией и как сложится его судьба в дальнейшем.

«Я в моменте» 02:20:52 Мода на психотерапию. «Я в моменте» - значит, наслаждаюсь происходящим. «Я в потоке» - занят своим внутренним миром. Быть в процессе проживания жизни в отличие от желания достичь конечного результата. «Я в ресурсе» Легкий сарказм, конфликт поколенческого недопонимания. Акцент на чувственность, эмоциональность. Субтитрирование на веселеньком ярком фоне: перевод языка мемов на русский. Дайджест многочисленных блогеров , проповедующих такой подход к жизни. Клип). «Я в моменте - я в Намедни» Песня-закрывашка в студии Джарахов & Магки1 «Я в моменте» перед прощанием «Пока»

Выводы

Таким образом, каждый из проанализированных эпизодов является самостоятельным мини-сюжетом, каждая история содержит свой нарратив, рассказанный по всем законам сторителлинга: с завязкой, перипетиями героев, преодолениями, кульминацией, развязкой. Сюжеты подобраны по законам сюжетной композиции: это либо путешествие, либо летопись современности, документирование новейшей истории, либо трагедия и др. Сохранен принцип калейдоскопа: нет важных и неважных событий. Все события -от бытовых до геополитических (появления женского стендапа и вакцинация от короновируса), являются важными феноменами, характеристиками года, составляют линейную разноплановую последовательность течения человеческой жизни. Такое выстраивание нарратива через сторителлинг со всеми присущими этому способу передачи информации характеристиками (наличие конкретного героя, конфликт, контекст, в котором действуют герои, преодоление преград, преображение героя или события) - все это позволяет добиться бесшовного, цельного восприятия 2,5 часового выпуска «#НМДНИ2021» на одном дыхании, с сопричастностью к происходящему и с неизменным узнаванием себя в точках внимания, сонастройкой автора и зрителя. Многие социально-значимые, актуальные, не всегда позитивные события, обозначены дайджестом в стиле «no comments» и не совсем подходят для анализа. Например, эпизод «Талибы снова правят Афганистаном», «Отравление метанолом под Оренбургом», «Гибель шахтеров в Кузбассе», «Горит Якутия» и др. Мы не стали подробно рассматривать эти эпизоды.

В конце нарративных эпизодов, по возможности, герои в студии произносят неизменный вот уже более 30-ти лет слоган телепрограммы «Намедни» Леонида Парфенова ( сегодня - #НМДНИ на канале «Parfenon»), в котором закодирован концентрированный нарратив всей работы журналиста: «События, люди, явления, определившие образ жизни. То, без чего нас невозможно представить, еще труднее - понять».

Список источников

1. Бозрикова С. А. История нарративной журналистики в России // Вестник Томского государственного ун-та. 2012. № 359. С. 11-14.

2. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. / Жерар Женетт; Пер. с фр. Е. Васильевой и др. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. 469 с.

3. Киуру К. В., Линьков С. В. Драматургический дизайн, нарративный дизайн и визуальный сторителлинг как этапы создания медиапродукта // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 73-80. DOI: https://doi. org/10.47475/2070-0695-2022-10308.

4. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 92 с.

5. Макки Р., Джерас Т. Сториномика. М. : Альпина Диджитал, 2018. 260 с.

6. Пронин А. А. Нарративный подход в изучении теледокументалистики: возможности и проблемы // Век информации. 2016. № 1. С. 73-78.

7. Татару Л. В. История знаменитости как новый жанр журналистского нарратива // Narratorium. 2011. № 1-2. URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027593 (дата обращения: 25.07.2022).

8. Татару Л. В. Точка зрения и ритм композиции нарративного : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2009. 419 с.

9. Футерман Е. Б. Профессионализм в журналистике: Леонид Парфенов : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2022. 174 с.

10. Booker Ch. The seven basic plots: why we tell stories. London: Publisher, 2006. 736 p.

References

1. Bozrikova, S. A. (2012). Istoriya narrativnoy zhurnalistiki v Rosii [History of narrative journalism in Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 359, pp. 11-14. (in Russ.).

2. Zhanett, Zh. (1998). Figury [Figures]. Moscow: Publisher named after the Sabashnikovs, 204 p. (in Russ.).

3. Kiuru, K. V. & Linkov, S. V. (2022). Dramaturgicheskiy dizayn, narrativniy dizayn I vizualniy storytelling kak etapy sozdaniya mediaprodukta [Dramatic design, narrative design and visual storytelling as stages of media product creation]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 3 (45), pp. 73-80. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10308. (In Russ.).

4. Lotman, Yu. M. (1973). Semiotika kino I problem kinoestetiki [Semiotics of cinema and problems of cinema aesthetics]. Tallinn: Eesti Raamat, 92 p. (in Russ.).

5. Makki, R. & Dzheras, T. (2018). Storinomica [Storinomics]. Moscow: Alpina Digital, 260 p. (in Russ.).

6. Pronin, A. A. (2016). Narrativniy podxod v izuchenii teledokumentalistiki: vozmozhnosti I problemy [Narrative Approach to the Study of TV Documentaries: Opportunities and Challenges]. Vek informatsii [Information age], 1, pp. 73-78. (in Russ.).

7. Tataru, L. V. (2011). Istoriya znamenitosti kak noviy zhanr zhurnalistskogo narrative [The story of a celebrity as a new genre ofjournalistic narrative]. Narratorium, 1-2, available at: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027593 (accessed 25.08.2022) (in Russ.).

8. Tataru, L. V. (2009). Tochka zreniyaI ritm kompozitsii narrativnogo [The point of view and the rhythm of the composition of the narrative] : author. dis. ... Dr. Philol. Sciences Saratov, 419 p. (in Russ.).

9. Futerman, E. B. (2022). Professionalizm vzhurnalistike: Leonid Parfenov [Professionalism in journalism: Leonid Parfenov]. Chelyabinsk: Publishing house Chelyab. state University, 174 p. (in Russ.).

10. Booker, Ch. (2006). The .seven basic plots: why we tell stories. London: Publisher. 736 p.

Информация об авторе Е. Б. Футерман - кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства.

Information about the author Evgeniia B. Futerman - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Media Production.

Статья поступила в редакцию 25.07.2022; одобрена после рецензирования 29.08.2022;

принята к публикации 18.09.2022. The article was submitted 25.07.2022; approved after reviewing 29.08.2022; accepted for publication 18.09.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.