ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ SOCIOLOGICAL SCIENCES
Босов Д.В., Доля Р.Ю.
АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К РАССМОТРЕНИЮ ПОТЕНЦИАЛА КИНОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ.
ЧАСТЬ 2. КОМПЛЕКСНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ОКАЗАНИЯ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ
Босов Дмитрий Вячеславович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия E-mail: [email protected] тел.: +7 (920) 581 61 49
Доля Руслан Юрьевич, аспирант кафедры социальной работы
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский
университет», Белгород, Россия
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (910) 224 16 36
Тема влияния кинотерапии на детей, имеющих психические отклонения, является актуальной для современной социологической и психологической теории и практики. Научная проблема состоит в противоречии между потребностями социальной практики в применении эффективных социальных и психологических технологий в работе с детьми с психическими отклонениями, с одной стороны, и неразработанностью методологических и технологических основ для оказания помощи таким несовершеннолетним - с другой.
Целью исследования является анализ различных подходов, теорий и концепций кинотерапии, которые могли бы быть применимы в работе с детьми, имеющими психические отклонения. Используемые методы: компаративистский метод; сравнительно-исторический метод; комплексный анализ; синтез; систематизация; типологизация.
Результаты исследования показали, что наиболее универсальными для внедрения в социально-психологическую практику являются научные концепции Б. Вуде-
УДК 316.4
DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11013
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
ра (избавления от проблем эмоционального характера посредством применения специально подобранных художественных фильмов, реализуемых в конкретных киножанрах) и А. Менегетти (синемалогии - дешифрования образных посланий кинопродукции и осуществления адекватного самооценивания, извлечения и закрепления полученной информации в качестве урока). Однако использование данных концепций предъявляет высокие требования к кинотерапевту, мотивируя его к постоянному совершенствованию собственной практики и учету вида психических отклонений.
Ключевые слова: кинотерапия, арт-терапия, дети, психические отклонения, социальная технология, психотехнология.
Для цитирования: Босов Д.В., Доля Р.Ю. Анализ научных подходов к рассмотрению потенциала кинотерапии в работе с детьми, имеющими психические отклонения. Часть 2. Комплексный социологический анализ теоретических основ оказания адресной помощи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 130-139. DOI: 10.24411/20781024-2020-11013.
Bosov D.V., Dolya R.Yu.
ANALYSIS OF SCIENTIFIC APPROACHES TO CONSIDERING THE POTENTIAL OF CINEMA THERAPY IN WORKING WITH CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES.
PART 2. INTEGRATED SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE THEORETICAL BASES OF CASEWORK
Bosov Dmitry Vyacheslavovich, Candidate of Sociology, an associate professor of the Department of Social work
FSAEI of HE "Belgorod State National Research University", Belgorod, Russia E-mail: [email protected] tel.: +7 (920) 581 61 49.
Dolya Ruslan Yuryevich, a post graduate student of the Department of Social work FSAEI of HE "Belgorod State National Research University", Belgorod, Russia E-mail: [email protected] tel.: +7 (910) 224 16 36
The issue of the effect of cinema therapy on children with mental disabilities is relevant for modern sociological and psychological theory and practice. The scientific problem consists in the contradiction between the needs of social practice in applying effective social and psychological technologies in working with children with mental disabilities, on the one hand, and the lack of development of methodological and technological foundations for helping such minors, on the other.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
The aim of the study is to analyze various approaches, theories and concepts of cinema therapy, which could be applied in working with children with mental disorders. The methods used are the following: a comparative method; a comparative and historical method; a comprehensive analysis; synthesis; systematization; typologization.
The results of the research showed that B. Wooder's scientific concepts (ge t-ting rid of emotional problems through the use of specially selected feature films realized in specific film genres) and A. Meneghetti's concepts (cinema therapy is deciphering figurative messages of film production and the implementation of adequate self-esteem, extraction and consolidation of the information received as a lesson) were the most universal for the introduction into socio-psychological practice. However, the use of these concepts places high demands on a cinema therapist, motivating him to constantly improve his own practice and to take into account the type of mental deviations.
Key words: cinema therapy, art therapy, children, mental disorders, social technology, psychotechnology.
For citation: Bosov D.V., Dolya R.Yu. Analysis of scientific approaches to considering the potential of cinema therapy in working with children with mental disabilities. Part 2. integrated sociological analysis of the theoretical bases of casework // Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 1(44). P. 130-139. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11013.
Помимо наиболее универсальных, рассмотрим те теории, концепции и подходы к изучению кинотерапии, которые могут быть применены в рамках анализа наиболее эффективных способов работы с несовершеннолетними, имеющими какие-либо конкретные психические отклонения.
Теория синематерапии (dnematherapy) Г. Соломона. Социальный терапевт и психотерапевт с докторской практикой Гари Соломон полагает, что кинотерапия помогает ускорить процесс исцеления или существенно облегчить профилактику болезней [6, с. 107]. Ребенок с психическими отклонениями в процессе кинопоказа получает мотивирующие послания специального характера, освоение которых воздействует на потенциальные возможности личного роста пациента [11, с. 58]. Согласно Соломону кинотерапия позволяет клиенту обнаружить и понять причины и суть собственных решений [14, с. 8-9]. Таким образом, обнаружение и восприятие фактов и явлений жизни, которые несовершеннолетние, скорее всего, не желают, либо же не в состоянии прежде самостоятельно осознать [13, с. 142]. Психотерапевт рекомендует метод Cinematherapy не только в области лечения пациентов, в частности тех, кто переживает психические отклонения, но и в практике с различной клиентурой и в индивидуальном, и в групповом режиме [17, с. 218].
132
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
Транзактный анализ в теории кинотерапии. Транзактный подход в кинотерапии базируется на особой модели личности и межличностного взаимодействия [16, с. 111]. Его положения быстро принимаются клиентами в рамках групповой кинотерапии, в том числе несовершеннолетними, и вскоре они уже используют данные положения в качестве «рабочего языка» [4, с. 66]. Личностная структура, согласно основателю транзактного анализа Э. Берну включает в себя 3 компонента или эго-состояния (см. Диаграмму 1): 1) Р - родитель; 2) В - взрослый; 3) Д - дитя.
■ 1. Р (родитель) 2. В (взрослый) 3. Д (дитя)
Диаграмма 1. Личностная структура, по Э. Берну.
Транзактный анализ в теории кинотерапии
Определенное эго-состояние (Д., Р. и В.) по сути было связано с эмоциональным опытом определенных периодов жизни человека, а также вызывает воспоминания, воспроизводит образы людей, которые важны для клиента [12, с. 350]. Кинотерапевт, работая с группой несовершеннолетних с психическими отклонениями, следит за тем, как проявляются эго-состояния [4, с. 18]. Благодаря данным наблюдениям он выбирает техники реагирования. Транзактный анализ позволяет успешно интерпретировать кинотерапевтический процесс, вскрывать и уничтожать предубеждения и иллюзии представителей групповой терапии [19, с. 116]. Кинотерапия в рамках транзактного анализа - это процесс деконтаминации Взрослого как освобождение от стереотипного набора Дитя и Родителя [7, с. 189].
Кинойога Т. Спаркса. Создатель данной теории американский психолог Тэв Спаркс полагает, что потенциал «исцеления» есть фактически у каждой кинокартины, и сам фильм в состоянии «взломать» проблему, победить болезнь, трансформировать сознание и саму жизнь [9, с. 40]. Причем сам клиент, в том числе и несовершеннолетний с психическими отклонениями, способен без вме-
133
ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
шательства психотерапевта использовать нужный список фильмов, способных погрузить клиента в его проблему и помочь ее преодолеть [10, с. 65]. Метод кинойоги Т. Спаркса предполагает следующее (см. Диаграмму 2).
■ 1. обращение внимания на чувства, активизировавшиеся и вскрывшиеся во время и после просмотра кино
■ 2. разрешение, данное фильмам на преобразование себя
Диаграмма 2. Метод кинойоги Т. Спаркса
Способ интеграции со своим внутренним миром Спаркс изложил в своей монографии «Кинойога», в основании которой цементируется «Навигационная система осознавания». Иными словами, система исцеляющего характера [15, с. 110-111]. Она сродни декартовой системе координат (см. график 1).
II
координатная четверть
2 -- координатная четверть
1 "
-4 -3 -2 -1 0
ш -1"
координатная 2 четверть
1-1-1-^
1 2 3 X
-3 --
IV
координатная четверть
График 1. Декартова система координат 134
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
На представленном графике ось абцисс (OX) охватывает такие значимые элементы, как система отношений отдельного индивида с окружающим миром, а также совокупный внешний опытный набор, который человек приобретает в деятельности вне себя [20, с. 130]. На оси ординат (OY) расположен человеческий внутренний мир, и все происходящее у него внутри [1, с. 27]. Все, что находится ниже оси абцисс (область Ш и IV координатных четвертей) - это совокупность вопросов персонального характера, возникающих у любого человека и связанных со следующими важными для него темами: его прошлым, забытым, мотивирующимю [2, с. 41]. Выше оси абцисс (область I и II координатных четвертей) аккумулирует личностный опыт, представляющий высшее Я, стремление к обретению целостности [3, с. 18].
София-аналитическая кинотерапия А. Меркурио и Г. Сорджи. Итальянские психотерапевты предложили психотерапевтический метод, который синтезирует идеи мифологии, психоанализа и психодрамы, и вместе с тем имея непосредственное отношение к экзистенциальной психотерапии. София-аналитическая кинотерапия трактует кинокартины как специфическую продукцию, перенасыщенную многослойными по своему содержанию современными мифами. Исходя из этого, Габриел-ла Сорджи и Антонио Меркурио ратуют за применение кинофильмов в процессе тестирования участников групповой кинотерапии. Тем самым кинотерапевт фиксирует реакции зрительской аудитории и это позволяет с легкостью определить: насколько клиент функционирует как полноценная личность, в состоянии ли он испытывать и проявлять чувства любви и дружбы, переживать свободу, брать на себя ответственность в принимаемых в конкретных сферах жизни решениях и действиях или же как несовершеннолетний с психическими отклонениями, переживая состояние ТЖС (трудной жизненной ситуации), вынужден репродуцировать деструктивный набор стратегического характера (фальшь, ложь и др.) и подобные ему позиции («жертва»). Оригинальность концепции София-аналитической кинотерапии заключена в акцентировании на участие клиента в разработке своего перформанса, т.е. по сути ребенок создает собственный фильм, и это для данного направления итальянской психотерапии выступает первоочередной задачей [8, с. 117]. Тем самым, целью София-аналитической кинотерапии становится человек-артист, и такой клиент, вникая в предложенную роль, реализует в поведенческой сфере собственный личный проект, который выстраивается с ориентированием на установление на высоком артистическом уровне отношений гармонии с иными проектами детей [9, с. 32; 5, с. 10]. По мнению Г. Сорджи, подобный человек-артиста, получивший свое воплощение в роли клиента и есть сам по себе миф, воплощенный в игре, искусственной реальности кинотерапии. И если в синемалогии А. Менегетти утверждается, что осуществляется причинная обусловленность поведения индивида в процессе использования киноте-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
рапевтических практик, то София-аналитическая кинотерапия, по своей сути, не соглашаясь с данной интерпретацией, выдвигает и выводит целевую заданность, тем самым констатируя иной тип причинности, что является основной целью и в то же время основанием для реализация личного проекта [9, с. 16; 18, с. 40].
Выводы. Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии применительно к работе с детьми, обладающими психическими отклонениями, позволил продемонстрировать следующие результаты. Среди подходов, теорий и концепций, используемых в социально-психологической практике, выделим следующие: теория Cinematherapy Г. Соломона (получение мотивирующих посланий специального характера, освоение которых воздействует на потенциальные возможности личного роста пациента), транзактный анализ в теории кинотерапии (отслеживание проявлений эго-состояний, на основе которых выбор техник реагирования, достижение деконтаминации «Взрослого» как освобождения от стереотипного набора «Дитя» и «Родителя»), кинойога Т. Спаркса (потенциал «исцеления» любой кинокартины, способной «взломать» проблему, победить болезнь, трансформировать сознание, жизнь в самостоятельном киновыборе несовершеннолетнего клиента как обращение к декартовой по сути «Навигационной системе осо-знавания»), София-аналитическая кинотерапия А. Меркурио и Г. Сорджи (кинофильм есть воплощение современного мифа, следовательно в кинотерапии необходима практика перформанса, т.е. создания собственного фильма как практики избавления или профилактики психических отклонений и их последствий).
Необходимость использования кинотерапии в практической работе с детьми, обладающими особыми социально-психологическими качествами в целом и психическими отклонениями в частности, не только восходит к особому обостренному восприятию детским сознанием содержания продукции экранной культуры. Она также предъявляет высокие требования к кинотерапевту, заставляя его постоянно совершенствовать уровень овладения широким диапазоном подходов, теорий и концепций, которые обогащают профессиональный багаж специалиста, работающего с несовершеннолетними, имеющими различные психические отклонения.
Литература:
1. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: на примере студентов гуманитарного профиля: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2011. 157 с.
2. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг: практическое пособие для психологов и социальных работников. Самара, 2003. 112 с.
3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб.: Эксмо-Пресс, 2002. 251 с.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
4. Босов Д.В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2017. 196 с.
5. Босов Д.В. Отечественный мэйнстрим-кинематограф и студенческая молодежь // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2, №2(62). С. 7-11.
6. Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. №3. С. 97-103.
7. Верхотурова И.Н. Кинотренинг как средство развития социального интеллекта подростков с девиантным поведением // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. С. 188-190.
8. Данина М.М. Кинотерапия как средство развития саногенного мышления // Человек. Сообщество. Управление. 2011. №1. С. 98-123.
9. Дмитриева В.А., Одинцова В.В., Намди Д.М. Психология кино: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2016. 44 с.
10. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. №2(30). С. 57-65.
11. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
12. Макеева С.А., Макеева А.А. Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми // Молодой ученый. 2017. №1.1. С. 76-78.
13. Пантюк И.В. Методы и технологии социальной работы: конспект лекций. Минск: БГУ, 2014. 301 с.
14. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002. 832 с.
15. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Воронеж, 2003. 176 c.
16. Тенбрук Ф. Репрезентативная культура // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12, №3. С. 93-120.
17. Ballard M.B. The Family Life Cycle and Critical Transitions: Utilizing Cin-ematherapy to Facilitate Understanding and Increase Communication // Journal of Creativity in Mental Health. 2012. No. 2. Р. 212-219.
18. Schulenberg S.E. Psychotherapy and Movies: On Using Films in Clinical Practice // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2003. Vol. 33, No. 1. P. 35-48.
19. Walter F.O. Cine-education en America Latina: reflexiones metodologicas a partir del dialogo Brasil - Cuba // Campinas. - SP. 2019. Vol. 21, No. 1. P. 105-125.
20. Wolz Birgit. E-Motion Picture Magic: A Movie Lover's Guideto Healing and Transformation. Centennial: Glenbridge Publishing Ltd., 2004. 231 р.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
Literature:
1. Akhmedzyanova A.E. Actualization of personal empathy by means of cinema training: on the example of humanitarian students: dis. ... Cand. of Psychology. Kazan, 2011. 157 p.
2. Berezin S.V. Cinema therapy and cinema training: a practical guide for psychologists and social workers. Samara, 2003. 112 p.
3. Betenski M. What do you see? New methods of art therapy. St. Petersburg: Eksmo-Press, 2002. 251 p.
4. Bosov D.V. Mainstream cinema as a factor in the formation of value orientations of student youth: dis. ... Cand. of Sociology. SPb., 2017. 196 p.
5. Bosov D.V. Domestic mainstream cinema and student youth // Bulletin of Kemerovo State University. 2015.Vol. 2, No. 2(62). P. 7-11.
6. Volkova O.A., Bosov D.V. The image of a female programmer in movies and TV shows // A Woman in the Russian society. 2018. No. 3. P. 97-103.
7. Verkhoturova I.N. Cinema training as a tool for the development of social intelligence of deviant adolescents// Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2008. V. 14. P. 188-190.
8. Danina M.M. Cinema therapy as a means of developing sanogenic thinking // A Man. Community. Management. 2011. No 1. P. 98-123.
9. Dmitrieva V.A., Odintsova V.V., Namdi D.M. Psychology of cinema: a teaching tool. SPb: SPbSU, 2016. 44 p.
10. Zakharova E.I., Karabanova O.A. Cinema therapy: a modern look at the possibilities of application // National Psychological Journal. 2018. No 2(30). P. 57-65.
11. Luman N. The reality of mass media. M.: Praxis, 2005. 256 p.
12. Makeeva S.A., Makeeva A.A. Cinema art as a means of art therapy in working with children // A Young scientist. 2017. No 1.1. P. 76-78.
13. Pantyuk I.V. Methods and technologies of social work: lecture notes. Minsk: BSU, 2014. 301 p.
14. Parsons T. About social systems. M.: Academic Project, 2002. 832 p.
15. Penzin S.N. Cinema and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Voronezh, 2003. 176 p.
16. Tenbrook F. Representative culture // Sociological review. 2013. V. 12, No. 3. P. 93-120.
17. Ballard M.B. The Family Life Cycle and Critical Transitions: Utilizing Cin-ematherapy to Facilitate Understanding and Increase Communication // Journal of Creativity in Mental Health. 2012. No. 2. P. 212-219.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
18. Schulenberg S.E. Psychotherapy and Movies: On Using Films in Clinical Practice // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2003. Vol. 33, No. 1. P. 35-48.
19. Walter F.O. Cine-education en America Latina: reflexiones metodologicas a partir del dialogo Brasil - Cuba // Campinas. - SP. 2019. Vol. 21, No. 1. P. 105-125.
20. Wolz Birgit. E-Motion Picture Magic: A Movie Lover's Guide to Healing and Transformation. Centennial: Glenbridge Publishing Ltd., 2004. 231 p.
УДК 316.444.5 Б01: 10.24411/2078-1024-2020-11014
Ключникова Т.Н., Давыдова О.В., Барча С.С. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РАЗНЫХ ГРУПП УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Ключникова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и информационных технологий
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления -
филиал, Орёл, Россия
Е-шаП: [email protected]
тел.: +7 (910) 269 95 32
Давыдова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры социологии и информационных технологий
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления -филиал, Орёл, Россия Е-шаП: [email protected] тел.: +7 (920) 809 83 25
Барча Светлана Сергеевна, магистр кафедры социологии и информационных технологий
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления -
филиал, Орёл, Россия
Е-mail: [email protected]
тел.: +7 (910) 269 95 32
В статье рассматриваются проблемы формирования активной жизненной и гражданской позиции учащейся молодёжи. Актуальность разработки дан-
139