Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баина М.А.

В данной статье исследован вопрос психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SCIENTIFIC LITERATURE OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF CHILDREN TO TRAINING IN SCHOOL

In this article, the issue of psychological preparedness of preschool children for schooling

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

УДК 37.013.46

Баина М.А. студент, группа МСДО-17 кафедра Дошкольного образования Педагогический институт ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Аннотация: В данной статье исследован вопрос психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Ключевые слова: дошкольное образование, школа, психологическая готовность, обучение, адаптация.

Baina M.A.

Student FGAOY VO «North-Eastern Federal University» Pedagogical Institute of Preschool Education

Groups MSDO-17

ANALYSIS OF SCIENTIFIC LITERATURE OF PSYCHOLOGICAL

READINESS OF CHILDREN TO TRAINING IN SCHOOL Abstract: In this article, the issue of psychological preparedness of preschool children for schooling

Keywords: pre-school education, school, psychological readiness, training, adaptation.

Поступление в школы знаменует собой смену социальной позиции ребенка-дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.

Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А.Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоритическую разработку вопроса [7 с.34].

Л.И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника [7 с.35].

Готовность к школе - понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей искать общие критерии готовности

ребенка к школе. Сейчас при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии не возможны.

Несмотря на различия в подходах к обучению, по - прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определяет психологические качества, но не сами эти качества. К ним относятся:

1. Развитие наглядно - образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

2. Развитие произвольности и организации действий, умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

3. Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

Любой квалифицированный учитель при построении обучения в той или иной мере ориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение вниз от этого уровня не должно служить серьезным препятствием для обучения. Для ребенка же, чьи результаты ниже средних, учеба почти наверняка окажется весьма трудной.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями [14 с. 34].

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие

познавательных интересов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

• Дифференцированное восприятие

• Аналитическое мышление

• Рациональный подход к действительности

• Логическое запоминание

• Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий

• Овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов

• Развитие движений руки зрительно - двигательной координации [10 с. 67].

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания.

Социально - психологическая (коммуникативная) готовность к школьному обучению этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

По мнению ряда исследователей, в структуре социально -психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:

1. коммуникативную компетентность

2. социальную компетентность

3. языковую компетентность

Социальная компетентность - это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально - культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.

Коммуникативная, социальная и речевая компетентность, формирующиеся в процессе социализации и воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства имеют определенный уровень развития, который и отражает уровень социально - психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Эмоционально - волевая готовность имеется в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний.

Использованные источники:

1. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). /И.В. Ганичева. - М.: Книголюб, 2004.

2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. /А.Н. Гвоздев. - М., 2005.

3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. /Н.И. Гуткина. - 4 изд.- СПб.: Питер, 2007.

УДК 37.013.46

Баина М.А. студент, группа МСДО-17 кафедра Дошкольного образования Педагогический институт ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В данной статье изучена проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, школа, мелкая моторика, рука, развитие.

Baina M.A. Student FGAOY VO «North-Eastern Federal University» Pedagogical Institute of Preschool Education

Groups MSDO-17 PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF FINE ARMS OF THE HANDS OF THE CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE Abstract: In this article, the problem of the development offine motor skills in children of the senior preschool age has been studied.

Keywords: preschool education, school, fine motor skills, hand, development.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики [1 с.16].

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно-значимых психических процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.