Научная статья на тему 'Анализ научно-педагогических исследований в области создания и использования электронных образовательных ресурсов'

Анализ научно-педагогических исследований в области создания и использования электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
видеоурок / дидактические возможности / информационные и коммуникационные технологии / электронный образовательный ресурс / цифровая платформа / video tutorial / didactic opportunities / information and communication technologies / electronic educational resource / digital platform

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Михаил Сергеевич

В процессе исследования современных научно-методических разработок обоснована актуальность решения проблемы реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе создания электронных образовательных ресурсов. Целью исследования является выявление целесообразности использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения различным дисциплинам, в том числе математике. Научной новизной является предложение использования видеоуроков как электронного образовательного ресурса, способствующего повышению мотивации обучения, а также подготовке учителя к работе с определенной цифровой платформой для разработки видеоуроков. Основные методы исследования: анализ ключевых положений теоретических разработок в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании; изучение и обобщение существующего опыта разработки и использования электронных образовательных ресурсов, в том числе видеоуроков, а также подготовки педагогических кадров в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH IN THE FIELD OF CREATION AND USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

In the process of researching modern scientific and methodological developments, the relevance of solving the problem of implementing the didactic capabilities of information and communication technologies in the process of creating electronic educational resources is substantiated. The purpose of the study is to identify the feasibility of using electronic educational resources in the process of teaching various disciplines, including mathematics. The scientific novelty is the proposal to use video tutorials as an electronic educational resource that contributes to increasing the motivation of learning, as well as preparing teachers to work with a specific digital platform for developing video tutorials. Main research methods: analysis of the main provisions of theoretical developments in the use of information and communication technologies in education; study and generalization of existing experience in the development and use of electronic educational resources, including video tutorials, as well as the training of teaching staff in this field.

Текст научной работы на тему «Анализ научно-педагогических исследований в области создания и использования электронных образовательных ресурсов»

УДК 37:004

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-23-26

Анализ научно-педагогических исследований в области создания и использования электронных образовательных ресурсов

Попов М.С.

ГБОУ Школа № 597 «Новое поколение»,125502, Москва, Россия E-mail: popov_mikle@mail.ru

Резюме: В процессе исследования современных научно-методических разработок обоснована актуальность решения проблемы реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе создания электронных образовательных ресурсов. Целью исследования является выявление целесообразности использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения различным дисциплинам, в том числе математике. Научной новизной является предложение использования видеоуроков как электронного образовательного ресурса, способствующего повышению мотивации обучения, а также подготовке учителя к работе с определенной цифровой платформой для разработки видеоуроков. Основные методы исследования: анализ ключевых положений теоретических разработок в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании; изучение и обобщение существующего опыта разработки и использования электронных образовательных ресурсов, в том числе видеоуроков, а также подготовки педагогических кадров в этой области.

Ключевые слова: видеоурок, дидактические возможности, информационные и коммуникационные технологии, электронный образовательный ресурс, цифровая платформа.

Для цитирования: Попов М.С. Анализ научно-педагогических исследований в области создания и использования электронных образовательных ресурсов // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 23-26. D0l:10.24412/2226-2296-2022-1-23-26

ANALYSIS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH IN THE FIELD OF CREATION AND USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES Mikhail S. Popov

School No. 597 "New Generation", 125502, Moscow, Russia E-mail: popov_mikle@mail.ru

Abstract: In the process of researching modern scientific and methodological developments, the relevance of solving the problem of implementing the didactic capabilities of information and communication technologies in the process of creating electronic educational resources is substantiated. The purpose of the study is to identify the feasibility of using electronic educational resources in the process of teaching various disciplines, including mathematics. The scientific novelty is the proposal to use video tutorials as an electronic educational resource that contributes to increasing the motivation of learning, as well as preparing teachers to work with a specific digital platform for developing video tutorials. Main research methods: analysis of the main provisions of theoretical developments in the use of information and communication technologies in education; study and generalization of existing experience in the development and use of electronic educational resources, including video tutorials, as well as the training of teaching staff in this field.

Keywords: video tutorial, didactic opportunities, information and communication technologies, electronic educational resource, digital platform.

For citation: Popov M.S. ANALYSIS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH IN THE FIELD OF CREATION AND USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES. History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 1, pp. 23-26. DOI:10.24412/2226-2296-2022-1-23-26

В настоящее время в состав учебно-методического обеспечения, предназначенного для использования в системе образования, включаются средства обучения, реализующие возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В качестве такого средства в учебном процессе используется широкий спектр электронных образовательных ресурсов. В этой связи в отечественной педагогической науке особое внимание отводится вопросам использования средств ИКТ в учебно-образовательном процессе, в том числе создания и применения электронного образовательного ресурса, а также подготовки учителей в этой области.

Педагогическая целесообразность реализации дидактических возможностей средств ИКТ (осуществление интерактивного диалога, визуализация учебной информации,

моделирование изучаемых объектов и процессов, автоматизация поисковой и вычислительной деятельности и т.д.) в процессе изучения различных учебных предметов обоснована в работах И.В. Роберт [1, 2]. Умение учащихся осуществлять самостоятельную информационную деятельность (возможность поиска учебной информации по определенным признакам, ее обработки и представления в различном виде, управление экранным отображением моделей изучаемых объектов или процессов и т.д.) способствует интенсификации процесса освоения основных содержательных линий определенной предметной области. В этой связи особую значимость приобретает необходимость создания методических систем обучения, направленных на формирование у учащихся умений осуществлять информационную деятельность в процессе освоения учебного материала. Ав-

1 •2022

История и педагогика естествознания

\23

тор отмечает целесообразность функционирования информационно-коммуникационной предметной среды, обеспечивающей условия для осуществления учебной деятельности с информационным ресурсом определенной предметной области и активизации познавательной деятельности обучаемого [2]. При этом особая роль отводится учителю-предметнику, чья успешная профессиональная деятельность связана с готовностью применения средств обучения, в которых реализованы дидактические возможности ИКТ. Вместе с тем необходимо отметить, что существующая подготовка учителя-предметника предполагает изучение технико-технологических аспектов применения средств ИКТ без учета особенностей его профессиональной деятельности, определяющих необходимость знания психолого-педагогических, содержательно-методических, дизайн-эргономических требований к электронным образовательным ресурсам, в том числе распределенным в интернете [2].

Необходимость систематического повышения квалификации учителей в области использования ИКТ в условиях постоянного совершенствования средств информатизации и коммуникации обосновывается в работе Т.А. Лавиной [3]. При этом наряду с исследованием общих вопросов использования ИКТ в профессиональной деятельности в процесс подготовки учителя-предметника следует включить вопросы психолого-педагогической оценки качества электронных средств и распределенного информационного ресурса образовательного назначения для их отбора и дальнейшего применения, а также знание принципов их разработки и размещения в локальных и глобальной сетях. В этой связи в описание квалификационной характеристики учителя-предметника предлагается включить виды его профессиональной деятельности, предполагающие разработку электронных средств образовательного назначения, а также создание методических систем обучения содержанию учебного предмета с их использованием [3].

Необходимость систематизации образовательных ресурсов, представленных в электронном виде, отмечается в работах А.И. Башмакова и В.А. Старых [4]. Авторы предлагают классифицировать информационные ресурсы образовательного назначения по определенным типам и уровням, разделяя их на локальные и сетевые. В процессе типизации информационных ресурсов авторы представляют примеры информационных аудио- и видео-ресурсов. В ходе рассмотрения вопросов создания информационного ресурса образовательного назначения предлагается учитывать его содержательную направленность. При этом, определяя способы структуризации предлагаемого учебного материала, необходимо следовать дидактическим принципам обучения. Грамотный выбор инструментальных средств позволит разработчикам осуществить программно-технические решения, направленные на реализацию способов информационно-поисковой деятельности, алгоритмов автоматизированного контроля знаний, методов генерации учебных заданий и т.д.

Определенные подходы к развитию образовательных ресурсов в Сети предлагаются в работах А.Д. Иванникова, Б.М. Позднеева и др.[5]. По мнению авторов, при создании электронного образовательного ресурса для всех уровней образования необходимо учитывать его направленность на повышение качества обучения, что является одной из важнейших педагогических задач. Использование электронного ресурса в процессе изучения различных учебных предметов должно обеспечить учителю возможность разработки и апробации современных авторских методик. При этом развитие инструментальных средств позволит совершенствовать процесс создания электронного ресурса и его использования в образовательных целях. Авторы также отмечают,

что наличие современных сервисов и совершенствование существующих механизмов необходимо для создания систематизирующих образовательный контент каталогов и осуществления поиска необходимых ресурсов в интернете.

Вопросы создания электронных образовательных ресурсов и их использования в процессе дистанционного обучения рассматриваются в диссертации М.В. Лапенок [6]. Обосновывая педагогическую целесообразность функционирования информационной среды дистанционного обучения, автор отмечает необходимость ее наполнения соответствующими информационными образовательными ресурсами. В работе особое внимание уделяется проблеме определения качества электронного образовательного ресурса, его педагогико-эргономических характеристик, для определения которых автором сформулированы содержательно-методические, технико-технологические и дизайн-эргономические требования. При этом в качестве одного из содержательно-методических требований определяется необходимость создания условий для обеспечения вариативности дистанционного обучения. В части технико-технологических требований отмечается необходимость обеспечения возможности доступа к электронному образовательному ресурсу и работы с его контентом с различных устройств, что приобретает особую значимость в условиях дистанционного обучения. Формулируя требования к дизайн-эргономическим характеристикам электронного образовательного ресурса, автор отмечает обеспечение возможности реализации технологии мультимедиа в процессе интерактивного взаимодействия обучающихся с предлагаемым ресурсом в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения. Вместе с тем в работе отмечается недостаточность подготовки современного учителя как эксперта в области оценки пе-дагогико-эргономического качества электронных образовательных ресурсов, что снижает эффективность функционирования информационной среды и оказывает негативное влияние на процесс дистанционного обучения.

Необходимость реализации авторских методик преподавания, обеспечивающих активизацию самостоятельной деятельности учащихся в процессе применения дистанционных образовательных технологий, обоснована в диссертации О.В. Насс [7]. В этой связи автор определяет необходимость формирования компетентности преподавателей в области создания электронного образовательного ресурса в соответствии с определенными педагогическими и технологическими требованиями к их качеству, использование которого обеспечит реализацию авторских методик преподавания [7]. Формулируя технологические требования к созданию электронного образовательного ресурса, автор определяет необходимость реализации технологий мультимедиа, гипертекста и гипермедиа. В качестве обязательного требования к ресурсу отмечается обеспечение возможности доступа к внешним источникам информации за счет наличия в предлагаемом учебном материале гиперссылок. Отмечая необходимость формирования компетентности преподавателей в области создания электронных образовательных ресурсов для реализации авторских методик, направленных в том числе и на активизацию самостоятельной деятельности студентов в процессе применения дистанционных образовательных технологий, О.В. Насс предлагает использование адаптивных инструментальных комплексов (взаимосвязанное сочетание инструментальных средств, состав которых определяется в соответствии с выдвигаемыми педагогическими и технологическими требованиями к создаваемым электронным образовательным ресурсам).

Технологические решения, направленные на решение проблемы оценки качества программных средств образо-

История и педагогика естествознания

1 ■2022

вательного назначения, представлены в работе И.Е. Вос-трокнутова [8]. Автором разработана модель организации учебного процесса на базе программных средств образовательного назначения, в ходе которого анализируется информационная деятельность, осуществляемая между обучающимся и обучаемым, обучающимся и программным средством обучения и т.д. В процессе исследования модели и анализа полученных результатов обоснована педагогическая целесообразность использования программных средств образовательного назначения. При этом особо отмечается влияние эргономических характеристик программного средства образовательного назначения на восприятие учащимися учебной информации. В этой связи в качестве основных критериев оценки качества программного средства образовательного назначения определяется необходимость учета возрастных особенностей учащихся, а также санитарных норм работы в условиях организации учебной деятельности на базе средств ИКТ. В ходе исследования автор определяет целесообразность разработки системы оценки качества программных средств образовательного назначения, функционирование которой требует создания испытательной лаборатории, организующей экспертизу и определенный порядок ее проведения.

В исследовании В.И. Снегуровой на основе анализа возможностей электронных образовательных ресурсов, размещенных в современных образовательных мультимедиа-системах, обоснована целесообразность их использования как средства для достижения методических целей в процессе дистанционного обучения математике [9]. При этом автор отмечает также возможность решения определенных психолого-педагогических проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения математике [9].

Недостаточность учебно-методических и программно-технологических разработок, реализующих дидактические возможности ИКТ для освоения школьного курса математики, отмечается в работах Л.П. Мартиросян [10, 11]. Определяя педагогические цели использования средств ИКТ в процессе обучения математике, автор предлагает методическое обоснование развития познавательного интереса к изучаемому предмету за счет осуществления учебно-экспериментальной деятельности в условиях применения программных продуктов образовательного назначения [10]. Отмечая необходимость приобщения обучаемого к современным методам исследования изучаемых явлений, процессов, объектов и др., Л.П. Мартиросян определяет прикладную направленность обучения математике в условиях организации учебной деятельности с применением средств ИКТ. При этом автор обосновывает возможность достижения целей изучения математике в условиях прикладной направленности процесса обучения [10]. Рассматривая вопросы подготовки учителя математики в соответствии с современными тенденциями в развитии средств ИКТ, автор определяет необходимость не только применения электронных образовательных ресурсов, но также освоения методами оценки их содержательно-ме-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

тодической значимости. Кроме того, отмечается необходимость знания современным учителем основных положений разработки электронных средств, предназначенных для достижения определенных методических целей обучения математике [10].

Вопросы использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике рассматриваются Н.В. Никоновой [12]. На основе анализа автором сделан вывод о возможности применения отдельных компонентов электронных средств учебного назначения, в которых в той или иной степени реализованы дидактические возможности средств ИКТ, направленные на повышение мотивации обучения школьному курсу математики. Используя отдельные компоненты различных электронных средств учебного назначения в определенной взаимосвязи, учитель может обеспечить наглядное представление учебной информации, что усилит мотивацию обучаемого в исследовании закономерностей предмета математики. Возможность автоматизации поисковой и вычислительной деятельности обеспечит активизацию самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики. В ходе обоснования недостаточной реализации возможностей ИКТ в отдельно взятом электронном средстве учебного назначения по математике автор отмечает целесообразность взаимосвязанного использования совокупности различных компонентов, при отборе которых следует учитывать определенные педагоги-ко-эргономические требования, для достижения учителем методических целей обучения [12].

Таким образом, в исследованиях современных авторов обоснована целесообразность использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения различным дисциплинам, в том числе математике, что обеспечит формирование у учащихся компетентностей в области применения средств ИКТ для постижения содержательных линий изучаемой дисциплины, а также повышение их мотивации к учению. Вместе с тем отмечается недостаточное количество электронных образовательных ресурсов для реализации учителем математики определенных методических целей обучения, в том числе в процессе организации учебно-познавательной деятельности учащихся, что позволило сделать вывод о целесообразности разработки учителем авторских ресурсов в цифровом виде. Однако в этих работах недостаточно рассматриваются вопросы создания учителем математики электронных образовательных ресурсов, реализующих авторские методики обучения. Следует также отметить недостаточность разработок в области создания видеоуроков как определенной организационной формы обучения, предполагающих использование электронного образовательного ресурса. При этом для разработки видеоуроков необходима определенная цифровая платформа и знание учителем ее технологических возможностей, реализация которых повысит мотивацию обучения за счет включения различных визуализаций, фото- и видео-фрагментов, возможности пересмотра любой части видеоурока и др.

1.

2.

Роберт И.В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий // Электронные библиотеки. 2020 Т. 23. № 1-2. С. 145-164^и https://doi.org/10.2B907/15B2-5419-2020-23-1-2-145-1B4 (дата обращения 25.12.2021).

Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты: моногр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.

3. Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: дис. д-ра. пед. наук: 13.00.02. М., 2006. 310 с.

4. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. М.: Европейский центр по качеству, 2003. 384 с.

5. Позднеев Б. М., Иванников А. Д., Зуев М. В., Поляков С. Д. Развитие системы образовательных порталов в аспекте стандартизации и сертификации информационно-коммуникационных технологий // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». М.: Просвещение, 2005. Вып. 3. С. 48-64.

6. Лапенок М.В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (на примере подготовки учителей): автореф. дис. д-ра пед. наук:13.00.02. М., 2014. 43 с.

1 •2022

История и педагогика естествознания

15

7. Насс О.В. Теоретико-методические основания формирования компетентности преподавателей в области создания электронных образовательных ресурсов (на базе адаптивных инструментальных комплексов): дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2013. 374 с.

8. Вострокнутов, И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2002. 387 с.

9. Снегурова В.И. Методическая система дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2010. 51 с.

10.Мартиросян Л.П. Информатизация математического образования: теоретические основания; научно-методическое обеспечение. М.: ИИО РАО, 2009. 236 с.

11. Мартиросян Л.П. Теоретико-методические основы информатизации математического образования: дис. д-ра. пед. наук: 13.00.02. М., 2010. 312 с.

12.Никонова Н.В. Методические подходы к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в средней общеобразовательной школе (на примере обучения математике в 5-6 классах): дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2007. 156 с.

REFERENCES

1. Robert I.V. Directions for the development of informatization of domestic education in the period of digital information technologies. Elektronnyye biblioteki, 2020, vol. 23, no. 1-2, pp. 145-164 (In Russian).

2. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya. Psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty [Theory and methodology of informatization of education. Psychological-pedagogical and technological aspects]. Moscow, BINOM. Laboratoriya znaniy Publ., 2014. 398 p.

3. Lavina T.A. Sovershenstvovaniye sistemy nepreryvnoy podgotovki uchiteley v oblasti ispol'zovaniya sredstv informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy vprofessional'noy deyatel'nosti. Diss. dokt. ped. nauk [Improving the system of continuous training of teachers in the field of using information and communication technologies in professional activities. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2006. 310 p.

4. Bashmakov A.I., Starykh V.A. Sistematizatsiya informatsionnykh resursov dlya sfery obrazovaniya: klassifikatsiya i metadannyye [Systematization of information resources for education: classification and metadata]. Moscow, Yevropeyskiy tsentr po kachestvu Publ., 2003. 384 p.

5. Pozdneyev B. M., Ivannikov A. D., Zuyev M. V., Polyakov S. D. Development of the system of educational portals in the aspect of standardization and certification of information and communication technologies. Internet-portaly: soderzhaniye i tekhnologii, 2005, no. 3, pp. 48-64 (In Russian).

6. Lapenok M.V. Nauchno-pedagogicheskiye osnovaniya sozdaniya i ispol'zovaniya elektronnykh obrazovatel'nykh resursov informatsionnoy sredy distantsionnogo obucheniya (na primere podgotovki uchiteley). Diss. dokt. ped. nauk [Scientific and pedagogical grounds for the creation and use of electronic educational resources of the information environment of distance learning (on the example of teacher training). Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2014. 43 p.

7. Nass O.V. Teoretiko-metodicheskiye osnovaniya formirovaniya kompetentnosti prepodavateley v oblasti sozdaniya elektronnykh obrazovatel'nykh resursov (na baze adaptivnykh instrumental'nykh kompleksov). Diss. dokt. ped. nauk [Theoretical and methodological foundations for the formation of teachers' competence in the field of creating electronic educational resources (based on adaptive instrumental complexes). Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2013. 374 p.

8. Vostroknutov I.YE. Teoriya i tekhnologiya otsenki kachestva programmnykh sredstv obrazovatel'nogo naznacheniya. Diss. dokt. ped. nauk [Theory and technology for assessing the quality of software for educational purposes. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2002. 387 p.

9. Snegurova V. I. Metodicheskaya sistema distantsionnogo obucheniya matematike uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol. Diss. dokt. ped. nauk [Methodical system of distance learning mathematics for secondary school students. Dr. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, 2010. 51 p.

10. Martirosyan L.P. Informatizatsiya matematicheskogo obrazovaniya: teoreticheskiye osnovaniya [Informatization of mathematical education: theoretical foundations; scientific and methodological support]. Moscow, IIO RAO Publ., 2009. 236 p.

11. Martirosyan L.P. Teoretiko-metodicheskiye osnovy informatizatsii matematicheskogo obrazovaniya. Diss. dokt. ped. nauk [Theoretical and methodological foundations of informatization of mathematical education. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2010. 312 p.

12. Nikonova N.V. Metodicheskiye podkhody k kompleksnomu ispol'zovaniyu elektronnykh sredstv uchebnogo naznacheniya v sredney obshcheobrazovatel'noy shkole (na primere obucheniya matematike v 5-6 klassakh). Diss. kand. ped. nauk [Methodological approaches to the integrated use of electronic educational tools in a secondary school (on the example of teaching mathematics in grades 5-6). Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2007. 156 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Попов Михаил Сергеевич, учитель высшей категории, учитель математики, старший эксперт предметной комиссии ЕГЭ по математике, школа № 597 «Новое поколение», Москва.

Mikhail S. Popov, Teacher of the highest category, Mathematics teacher, Senior expert of the subject commission of the Unified State Exam in mathematics, School No. 597 "New Generation", Moscow.

261

История и педагогика естествознания

1 •2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.