Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НАСЛЕДИЯ УЧИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВУШЕК В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

АНАЛИЗ НАСЛЕДИЯ УЧИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВУШЕК В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / стиль воспитания / старший подросток / мать / отец.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарова Майрамби Давлатовна

в статье представлены результаты эмпирического исследования связи осознанной регуляции эмоциональной активности (одного из уровней эмоционального интеллекта согласно концепции М. Зейднера и соавторов) девочек старшего подросткового возраста со стилями их воспитания. Установки и методы воспитания родителей исследовались путем изучения представлений детей о стиле родительского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафарова Майрамби Давлатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НАСЛЕДИЯ УЧИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВУШЕК В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

АНАЛИЗ НАСЛЕДИЯ УЧИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВУШЕК В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Сафарова М.Д.

Сафарова Майрамби Давлатовна - кандидат педагогических наук,

факультет педагогика, Таджикский государственный педагогический университет имени

Садриддина Айни, г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования связи осознанной регуляции эмоциональной активности (одного из уровней эмоционального интеллекта согласно концепции М. Зейднера и соавторов) девочек старшего подросткового возраста со стилями их воспитания. Установки и методы воспитания родителей исследовались путем изучения представлений детей о стиле родительского воспитания. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, стиль воспитания, старший подросток, мать, отец.

Воспитательный процесс, учитывающий не только физическое, но и духовное развитие ребенка определенного пола - это настоящее искусство, которое требует как общих знаний в области психологии, так и внимательного отношения к индивидуальным особенностям каждого ребенка. В этой статье мы рассмотрим рекомендации психологов по воспитанию девочек - будущих женщин и мам.

Сегодня от девушки требуется решительность, рассудительность, умение справляться с трудностями. Ей необходимо быть уверенной в себе и нравственные ориентиры. Но в то же время полностью отрицать качества, по обыкновению причисляемые к женским, нельзя. Психологи рекомендуют придерживаться баланса, развивая в девочках: умение находить компромисс, рассудительность;

уверенность в собственных силах, решительность и самостоятельность; готовность прийти на помощь, позаботиться о близких, проявить добросердечие; хозяйственность; нравственность;

За почти четверть столетия изучения эмоционального интеллекта было создано достаточное количество его концепций, которые принято делить на две группы. Первая группа включает в эмоциональный интеллект когнитивные способности, свойства личности и мотивацию, поэтому концепции, входящие в нее, относят к «смешанным моделям». Во вторую группу входят теории, которые рассматривают

эмоциональный интеллект как ментальную способность, отвечающую за переработку эмоциональной информации, поэтому их называют «моделями

способностей». В рамках «смешанных моделей» для диагностики эмоционального интеллекта чаще используются опросники, в рамках «моделей способностей» — тесты достижений.

Характеристики этих уровней связаны эволюционно: развитие нижележащих уровней является основой для развития вышележащих. Завоевания одного уровня являются основой для потенциального развития других уровней. На каждом из этих уровней действуют как биологические, так и социальные факторы. Роль контекста, среды растет с возрастом. Влияние среды может быть, как прямым, так и непрямым. В первом

случае родители напрямую передают эмоциональные способности своим детям через явные и неявные уроки, тренировку, во втором — родители передают эти навыки бессознательно: дети наблюдают за поведением родителей и моделируют его.

Таким образом, за одним исключением, результаты исследований свидетельствуют о том, что воспитание, в частности его стиль, является предиктором развития эмоционального интеллекта детей. При этом чаще эмоциональный интеллект изучается на смешанной по полу выборке детей, а влияние родителей либо рассматривается совместно, либо исследуется только роль матерей. Исследований, проведенных на российской выборке, нами не обнаружено.

Исходя из вышесказанного, настоящее исследование посвящено изучению на российской выборке связи эмоционального интеллекта детей со стилями не только материнского, но и отцовского воспитания. Специально оговоримся, что установки и методы родительского воспитания диагностировались путем изучения представлений о них детей.

Было показано, что осознанная регуляция эмоциональной активности девочек-подростков теснее связана с отцовским стилем воспитания, а не материнским.

Диагностика установок и методов воспитания путем изучения представлений детей о них является следующим ограничением данного исследования. На указанные представления может оказывать влияние как объективный (действительные отношения и воспитательная практика родителей), так и субъективный факторы (тот образ, который создал подросток о воспитательной практике). Последний фактор сам может быть обусловлен уровнем развития эмоционального интеллекта респондента. Дополнительное исследование связи субъективного и объективного факторов могло бы полностью исключить данную вероятность.

Список литературы

1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.

2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Методика «Подростки о родителях» (ПоР). основные этапы апробации русскоязычной версии // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 86—95.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А.П. Исаевой. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 560 с.

4. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Отв. ред.: Д.В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264—278.

5. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3—22.

6. Alegre Albert. The Relation Between the Time Mothers and Children Spent Together and the Children's Trait Emotional Intelligence // Child Youth Care Forum. 2012. Vol. 41. P. 493—508.

7. Alegre Alegre. Is There a Relation between Mothers' Parenting Styles and Children's Trait Emotional Intelligence? // Electronic Journal of Research on Educational Psychology. 2012. Vol. 26. P. 5—34.

8. Bar-On R., Parker J.D.A. Bar-On Emotional Quotient Inventory: Youth Version. Technical Manual. North Tonawanda, NY: Multi-Health Systems. Inc. 2000.

9. Brackett M.A., Palomera R., Mojsa-Kaja J., Reyes M.R. & Salovey P. Emotionregulation ability, burnout, and job satisfaction among British secondary-school teachers // Psychology in the Schools. 2010. Vol. 47. P. 406—417.

10. Goleman D. Inteligencia emocional. Barcelona: Editorial Kairos. 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.