Анализ налоговой системы РФ в условиях цифровизации строительной отрасли Analysis of the Russian tax system in the context of digitalization of the construction
industry
Ь й московский щршномшш
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10745 Евдокимова Юлия Александровна,
Сибирский федеральный университет, Институт Экономики, Гос управления и финансов
Бурдуковский Егор Сергеевич, Сибирский федеральный университет, Инженерно-строительный институт
Арашкеев Павел Андреевич, Сибирский федеральный университет, Инженерно-строительный институт
Караулов Никита Андреевич, Сибирский федеральный университет, Институт Экономики, Гос управления и финансов
Новикова Владислава Николаевна, Сибирский федеральный университет, Инженерно-строительный институт
Evdokimova Yulia Aleksandrovna, Siberian Federal University, Institute of Economics, public Administration and Finance Burdukovsky Yegor Sergeevich,
Siberian Federal University, Institute of civil Engineering
Arakcheev Pavel Andreevich,
Siberian Federal University, Institute of civil Engineering
Karaulov Nikita A.,
Siberian Federal University, Institute of Economics, public Administration and Finance Novikova Vladislava Nikolaevna,
Siberian Federal University, Institute of civil Engineering
Аннотация. В статье рассмотрены основные возможности цифровизации строительства. Отмечено, что строительство является одной из наиболее инертных в отношении цифровизации отраслей. Выявлены основные проблемы и ограничения цифровизации в строительной отрасли наряду с системой налогообложения.
Налоговая система и налоговое регулирование представляет собой меры косвенного воздействия на экономику, с помощью специальных приёмов, методов, а также различных
инструментов управления налогообложением. Налоговое регулирование охватывает не только отдельные предприятия, но и экономику в целом.
Налоговый механизм выступает наиболее действенным и результативным рычагом в сфере государственного регулирования экономики. Целью налоговой системы государства является выработка и утверждение управленческих решений в области налогообложения.
Цель данного исследования - раскрыть сущность и значение налоговой системы РФ в условиях цифровизации.
Summary. The article discusses the main possibilities of digitalization of construction. It is noted that construction is one of the most inert industries in terms of digitalization. The main problems and limitations of digitalization in the construction industry along with the tax system are identified.
The tax system and tax regulation are measures of indirect impact on the economy, using special techniques, methods, as well as various tax management tools. Tax regulation covers not only individual enterprises, but also the economy as a whole.
The tax mechanism is the most effective and efficient lever in the sphere of state regulation of the economy. The purpose of the state tax system is to develop and approve management decisions in the field of taxation.
The purpose of this research is to reveal the essence and significance of the tax system of the Russian Federation in the context of digitalization.
Ключевые слова: налоговая система, цифровизация, регулирование, государство, управление, налог, налогообложение.
Keywords: tax system, digitalization, regulation, state, management, tax, taxation, methods, functions
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются совокупность методов научного познания: формально-логического, комплексного, сравнительного правоведения, системного анализа, статистического и т.д.
Теоретическую основу исследования составили теоретические и научно-практические работы российских ученых по вопросам налогового устройства цифровизации.
Для того чтобы подробно охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации нужно изучить теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы, а также основные функции.
В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы — «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами» [3, С.438].
Экономическое содержание, роль и назначение налогов определяется экономическим и политическим строем государства, его природой и задачами. В зависимости от конкретных задач, стоящих перед государством от конкретных этапов развития общества могут вводиться или отменяться определенные виды налогов. Налоги как основной источник8 формирования государственных финансов известны с давних времен.
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].
В современных условиях налоги выполняют четыре основные функции:
- фискальная- обеспечение государства необходимыми ресурсами;
- распределительная обеспечение эффективного государственного управления путем распределения и перераспределения национального дохода;
- регулирующая — регулирование качественных и количественных параметров воспроизводства
В соответствии с рисунком 1, можно сделать вывод, что экономическая сущность налогов напрямую вытекает из их функций. Степень реализации функций налогов зависит выбора набора экономических инструментов, которые использует государство [4].
Состояние правовой основы налоговой системы постоянно меняется, вносятся определенные корректировки для улучшения стабильности налоговой системы в целом, так как от состояния экономики и организации экономической деятельности зависит объём налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. А также во внебюджетные государственные фонды.
В нынешних условиях налоги реализовывают четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную. Каждая из этих функций по-своему важна, так как экономическая сущность и роль налогов вытекает из этих самых функций. Существуют разные классификации налога по признаку, но каждый из них играет первостепенную роль в формировании государства в целом.
Одним из главных трендов 2020 года является цифровизация. Такие понятия как «цифровая экономика», «цифровая среда», «искусственный интеллект», пожалуй, уже превзошли термины «блокчейн» и BigData.
Буквально за прошедшие 3 года в России втрое увеличилось число проектов по внедрению искусственного интеллекта, и наша страна благополучно перешагнула среднемировой уровень. В частности, этому поспособствовала сформированная Правительством РФ национальная программа «Цифровая экономика».
Не обошла цифровизация и налоговую систему РФ. Еще с начала 90-ых годов налоговая служба начала заниматься внедрением автоматизированных систем. Тогда инспекторы налоговики работали лишь с печатными машинками.
А на текущий момент была проделана действительно впечатляющая своими результатами работа по цифровизации, создана мощная технологическая база, активно набирают обороты различные электронные сервисы, которые упрощают жизнь бизнесу и простым гражданам.
Самые важные последние новеллы в цифровизации налоговой системы - это упрощение процедуры регистрации ИП.
ФНС планирует к концу 2020 года предоставить услугу по регистрации ИП посредством мобильного приложения интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Для полноценного запуска потребуется внесение ряда изменений в Федеральный закон за номером 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Второй проект — упрощенная процедура вычета НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика.
С помощью той же "цифры" налоговики хотят внедрить услугу упрощенной процедуры вычета НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика. Налоговые вычеты это одна из наиболее популярных услуг, с их помощью граждане всячески пытаются сэкономить на налогах. Самый распространенный — стандартный вычет на ребенка, однако по суммам лидирует именно имущественный вычет по расходам на покупку недвижимости. Кроме того, воспользоваться вычетом можно также и на медицинские, образовательные и прочие социально одобряемые расходы.
Еще один проект - это развитие удостоверяющего центра (далее — УЦ) для выдачи сертификатов квалифицированной электронной подписи (далее КЭП) индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и нотариусам.
Смысл такой услуги, которая, кстати, будет бесплатной, заключается в следующем: заявитель буквально из дома без личной явки за счет удаленной идентификации личности подает пакет документов онлайн, а по итогу получает КЭП. Перевыпуск подписи, соответственно, тоже предполагается без физического присутствия заявителя. Ожидается, что к 2022 году благодаря развитию УЦ бизнес сможет сэкономить порядка 144 млрд руб..
Строительная отрасль является наиболее консервативной и инерционной в отношении цифровизации. При этом отрасль обладает большим потенциалом для цифровизации и иных инноваций. В настоящее время исследуются возможности применения искусственного интеллекта в строительстве — уже создан новый сервис контроля строительных работ, соединивший применение дронов и процесс передачи и анализа информации через облачные технологии. Серьезный толчок к инновационному развитию строительная отрасль получила с внедрением технологии информационного моделирования (В1М-технологии). В1М-технологии, давно и успешно использующиеся в строительстве за рубежом, позволяют: — на 30% сокращать затраты на строительство и эксплуатацию; — на 40% сокращать ошибки и погрешности при проектировании; — на 20% сокращать сроки реализации проекта. В1М-технологии представляют собой новый подход к организации процессов в строительной отрасли, позволяющий качественно организовать создание, обмен, обработку и хранение информации по строительным объектам от их проектирования до сноса.
Налоги — это один из важных экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику. Налоги, как и вся налоговая система, выступают мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
В данном исследовании были затронуты как теоретические основы налогового регулирования, так и практические проблемы и перспективы развития цифровизации налогового регулирования.
С учетом теоретических основ налогового регулирования, а также норм РФ налоги являются основным механизмом налогового регулирования в области экономики.
Эффективность процессов цифровизации способствует развитию и улучшению налоговой системы в целом.
Список литературы
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 09.11.2020)
2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020)
3. Ганусенка, Е.В. Налоговая политика в механизме взаимодействия государства, права и экономики / Е.В. Ганусенка // Сибирский юридическийвестник. - 2017 - No1. - С. 15-22.
4. Минфин России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru (дата обращения: 11.11.2020).
5. Налоговая аналитика: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 11.11.2020)
References
1. «Tax code of the Russian Federation (part one)» of 31.07.1998 N 146-FZ (as amended on 09.11.2020)
2. Federal law No. 129-FZ of 08.08.2001 (as amended on 31.07.2020) «On state registration of legal entities and individual entrepreneurs» (as amended). and add., Intro. effective from 19.10.2020)
3. Panasenko, E. V. Tax policy in the mechanism of interaction between the state, law and economy / E. V. Ganusenko / / Siberian legal Bulletin. — 2017-No1. — Pp. 15-22.
4. Ministry of Finance of Russia [Electronic resource] — access Mode: https://www.minfin.ru/ru (accessed 11.11.2020).
5. Tax Analytics: official website of the Federal tax service of the Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (date accessed: 11.11.2020)