Поддержка высокой конкурентоспособности означает, что все ресурсы предприятия используются настолько продуктивно, что оно оказывается более прибыльным, чем его главные конкуренты.
Несмотря на наличие множества подходов к оценке конкурентоспособности, их объединяет единая целевая направленность - оценка товара предприятия с определённой базой, которая является наилучшим представлением анализируемого критерия.
Вопрос оценки конкурентоспособности требуют более детального изучения, поскольку нерешенными остаются проблемы выбора универсального показателя и набора факторов конкурентоспособности предприятия, также преодоление субъективизма при ее оценке.
Определение конкурентоспособности предприятия является одним из главных инструментов, который используется для эффективной и прибыльной деятельности фирмы. Поэтому нужно постоянно и систематически анализировать рыночную, экономическую и технологическую ситуации в области, в стране и за ее пределами.
Литература
1. Беляев М.К. Конкурентоспособность - стратегическая цель предприятия: Монография. - М.: Издательский дом «Наука», 2012. - 148 с.
2. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - Управление конкурентоспособностью: Учеб. пособие. -Саратов: Корпорация «Диполь», Ай Пи Эр Медиа, 2013. - 388 с.
3. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: Учеб. пособие для студ. вузов («Менеджмент», «Экономика»). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 295 с.
4. Царев В.В., Кантарович A.A., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 799 с.
УДК 338.24
Канд. экон. наук Д.В. ВАРЛАМОВА (Университет ИТМО, [email protected])
АНАЛИЗ НАДЁЖНОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК С УЧЁТОМ ПРАВОВОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Надёжность цепей поставок, правовой элемент в логистике, коэффициент надёжности, менеджмент качества
В настоящее время вопрос обеспечения надёжности цепей поставок становится всё более актуальным. Среди таких факторов, как глобализация рынков, усложнение информационного поля, интеграция в цепях поставок, более крупные суммы договоров и повышенные риски, сложность технологий и технических систем и другие, правовая составляющая также является важнейшим фактором обеспечения и поддержания надёжности логистических процессов и систем.
Понятие надёжности является одной из ключевых характеристик эффективного функционирования цепей поставок наряду с другими их характеристиками: безопасностью, адаптивностью, восстанавливаемостью, устойчивостью, сопротивляемостью, скорым реагированием и другими [1,2].
Выделим три подхода к анализу надёжности логистических цепей поставок:
1. Технический подход, предметом которого выступает функционирование цепей поставок с позиции надёжности технических систем.
2. Финансово-экономический подход, рассматривающий надёжность логистической цепи с позиции расчёта прибыли, затрат, определения рентабельности бизнес-процессов и другие.
3. Теория управления рисками, в основе которой лежит риск-ориентированное мышление и работа с рисками.
Рассмотрим классификацию методов повышения надёжности цепей поставок на основе данных подходов.
Таблица 1. Методы повышения надёжности цепей поставок
№ Подходы Методы
1 Технический Уменьшение интенсивности отказов системы Сокращение времени непрерывной работы Резервирование Восстанавливаемость системы Применение наиболее надежных элементов Стандартизация и унификация Совершенствование методов управления Снижение влияния случайных факторов
2 Финансово- Оценка логистических издержек
экономический Анализ нарушения договорных обязательств Расчёт ключевых показателей деятельности (KPI) Анализ нарушения внутрифирменных стандартов Оценка эффективности производства
3 Теория управления рисками Интеграция с поставщиками Резервирование Хеджирование рисков Передача рисков Страхование рисков Диверсификация рисков Диссипация рисков SWAP - контракты Контроль качества бизнес-процессов Стандартизация качества
Данная классификация может рассматриваться с учётом присутствия правового элемента. Нами ранее изучались вопросы нормативно-правового обеспечения цепей поставок [3]. Необходимо отметить, что информационная и правовая составляющие имеют непосредственное влияние на повышение надёжности логистических бизнес-процессов, а также способствуют регулированию их экономичности, безопасности и эффективному функционированию.
В качестве правового обеспечения надёжности цепей поставок используются такие инструменты, как:
- международные акты (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 1980 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628; Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств от 1992 г.; Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс - 2010»);
- законы и нормативно-правовые акты (например, федеральные и отраслевые акты и законы субъектов РФ, регулирующие вопросы организации и управления в цепях поставок (по области применения, по видам транспорта, по районам);
- стандарты (например, стандарты серии ISO 28000:2007 «Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия» (в том числе ISO 28001:2007, ISO 28003:2007, ISO 28004:2007); Стандарт ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования»; Стандарт ISO 31000:2009 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»; Стандарт ISO/IEC 15288:2002 «Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем»; Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (Стандарты ВТО);
Стандарт PAS 99:2012 «Спецификация требований системы общего менеджмента как основы для интеграции»);
- договоры (например, договоры поставки, купли-продажи, посреднические договоры (поручения, агентский, комиссии, дилерский и др.), договоры транспортной экспедиции и перевозки, хранения, страхования);
внутренние административные акты (например, организационные
(общекорпоративные правила, должностные инструкции), распорядительные (приказы, распоряжения, указания), информационные (инструкции, методические указания) документы, внутренние нормативные акты (правила, предписания) и другие).
Необходимо отметить, что данный юридический инструментарий носит, по большей части, универсальный характер, и может быть применён ко всем методам повышения надёжности цепей поставок.
Для того, чтобы решать задачи повышения надёжности, необходимо произвести её оценку. В частности, введём коэффициент оценки надёжности цепей поставок Кн. Данный коэффициент может быть рассчитан по следующей формуле (1):
Кн = Кт х Кэ х Кр, (1)
где Кн - коэффициент оценки надёжности цепей поставок;
Кт - коэффициент оценки технической надёжности цепей поставок;
Кэ - коэффициент оценки финансово-экономической надёжности цепей поставок;
Кр - коэффициент оценки управления рисками в цепях поставок.
Возвращаясь к табл. 1, можно допустить, что каждый из коэффициентов технической, финансово-экономической надёжности и управления рисками включает в себя ряд показателей, рассчитав коэффициенты надёжности которых, можно наглядно продемонстрировать «слабые» места обеспечения надёжности логистических процессов и логистических цепей движения продукции. Данные показатели приведены в табл. 2.
Таблица 2. Показатели надёжности цепей поставок
№ Виды надёжности Показатели надёжности Обозначение
коэффициентов
1 Техническая Устойчивость системы к отказам Ко
Показатель количества времени непрерывной работы Кнр
Резервирование Крез
Восстанавливаемость системы Квос
Надёжность применяемых элементов КЭЛ
Оценка уровня стандартизации и унификации 1 г '^civii
Оценка методов управления Купр
Оценка влияния случайных факторов Кфакт
2 Финансово- Оценка логистических издержек Кцзд
экономическая Анализ нарушения договорных обязательств Кдог
Расчёт ключевых показателей деятельности (KPI) Kkpi
Анализ нарушения внутрифирменных стандартов Ксх
Оценка эффективности производства кш
3 Управление Показатель интеграции с поставщиками Кпост
рисками Резервирование Крез
Хеджирование рисков Кхедж
Передача рисков Крис к
Страхование рисков -^страх
Диверсификация рисков Кдия
Диссипация рисков Кдис
SWAP - контракты Inswap
Уровень контроля качества бизнес-процессов Kroht
Стандартизация качества Ккач
При этом возникает некоторая трудность расчёта коэффициентов отдельных показателей. Предлагается использовать несколько методов расчёта:
1. Расчёт коэффициента по формуле.
2. Определение коэффициента на основе экспертных оценок.
3. Определение коэффициента на основе данных об аудите системы менеджмента качества предприятия.
Расчёт коэффициента по формуле (2) предполагает отношение количества операций, которое повлияло на повышение надёжности процессов и систем, к общему количеству операций:
К, = (2)
1 общ
где К; - коэффициент показателя;
Тконкр - количество операций, повлиявших на надёжность процессов;
Т0бщ - общее количество операций.
Например, для показателя устойчивости системы к отказам (К0) расчёт коэффициента будет иметь следующий вид:
К0 = (3)
1 оп
где К0 - коэффициент устойчивости системы к отказам;
Т0 - количество операций без отказов;
Топ - общее количество операций в работе системы.
Не ко всем показателям возможно применение расчётного метода определения коэффициента. В таком случае предлагается использование экспертного метода, основанного на оценке каждого показателя независимыми экспертами. Эксперты проставляют оценки по балльной шкале от 0 до 1, после чего выбирается среднее значение. Данный метод может быть успешно применим в отношении таких труднорассчитываемых в количественном плане показателей, как оценка уровня стандартизации и унификации (Кст.ун), уровень контроля качества бизнес-процессов (КК0Нт), страхование рисков (КстраХ) и другие.
Аналогом определения коэффициентов показателей путём расчёта является применение третьего метода. В его основе лежит оценка коэффициентов на данных аудита системы менеджмента качества предприятия. Выявление соответствий или несоответствий требованиям внедрённых стандартов менеджмента качества [4] может служить основанием для определения надёжности работы системы предприятия, в том числе логистических бизнес-процессов. Взаимосвязь логистики и менеджмента качества предполагает общность использования процессного подхода и риск-ориентированного мышления, позволяющих рассматривать логистические цепи поставок как цепочку процессов с входными и выходными данными и следующими друг за другом этапами движения материального и иных потоков (рис. 1):
Возвращаясь к расчёту коэффициента надёжности того или иного показателя технической, финансово-экономической систем или системы управления рисками, предложим следующую формулу (4):
Кцадеж (4)
где Кнадеж - коэффициент надёжности; С - количество установленных соответствий;
П - общее количество бизнес-процессов логистической системы организации. Анализируя показатели выявленных соответствий, несоответствий и замечаний (наблюдений), можно выявить проблемные зоны, ослабляющие обеспечение надёжности системы.
макроуровень
Входы:
Рис. 1. Схема обеспечения логистических процессов в организации
Средние значения коэффициентов Кэ, Кр определяются по аналогии.
Таким образом, предоставляется необходимым в целях обеспечения и поддержания надёжности цепей поставок придерживаться следующих действий:
- обеспечить нормативно-правовую поддержку логистических систем;
- внедрить систему менеджмента качества предприятия, в том числе и в отношении логистических бизнес-процессов;
- производить периодическую оценку надёжности цепей поставок, по итогам которой предпринимать корректирующие действия.
Опираясь на формулу (1), предложим следующий график определения среднего значения коэффициента Кт (рис. 2).
0 8
Ко Кнр Крез Квос Кэл Кст.уеКупрКфакт
Показатели надёжности
Рис. 2. График определения коэффициента технической надёжности
Исходя из вышеизложенного, в целом предоставляется возможным внести следующие рекомендации:
1. Методы обеспечения надёжности цепей поставок включают в себя ряд инструментов правового характера, которые необходимо предусмотреть и использовать.
2. Для определения надёжности цепей поставок предлагается ввести коэффициент оценки надёжности, основанный на техническом, финансово-экономическом подходах и теории управления рисками.
3. Расчёт коэффициента надёжности возможно производить тремя способами: по расчётной формуле, экспертным методом, путём расчётов, основанных на итогах аудита системы качества.
4. Итоговая формула позволяет определить общий коэффициент надёжности системы с учётом областей, подлежащих корректировке и исправлению, в целях обеспечения большей надёжности цепей поставок в целом.
Литература
1. Бочкарев П.А., Бочкарев А.А. Проблема расчета надежности цепи поставок // Логистика: современные тенденции развития: Мат. IX междунар. науч.-практ. конф. 15, 16 апреля 2010 г. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - С. 64-67.
2. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс: Учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2011. -782с.
3. Varlamova D.V. Quality management in the supply chain // Academic science - problems and achievements VII, Vol. 2. North Charleston, USA, 20Í5. - P. 264 - 267.
4. ISO 28000:2007 «Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия» // Консорциум Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394/ (дата обращения 27.03.2016). "
УДК 338.436
Канд. экон. наук A.A. ДИБИРОВ (СПбГАУ, [email protected]) Соискатель Х.А. ДИБИРОВА (ФГБНУ СЗНИЭСХ, [email protected])
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ И КООПЕРАТИВНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ АПК В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Теория размещения, принципы, факторы, агропромышленная интеграция, кооперация, регион
Основой развития интеграционных процессов регионального уровня являются положения теории размещения и институциональной экономики. В соответствии с положениями этих теорий проблема повышения самообеспечения продовольствием населения региона за счет местных производителей требует наличия конкурентоспособных специализированных агроформирований, построенных на основе учета опыта функционирования современных различных организационно-экономических форм. Речь идет об организационно-экономических формах, которые в состоянии контролировать всю цепочку производства и доведения продукции до потребителя, способны обеспечить конкурентоспособное производство мирового уровня на основе современных технологий, используя эффект масштаба, создавая возможность заказывать и внедрять инновации.
В советский период специализация регионов в аграрной сфере на производстве конкретной сельскохозяйственной продукции и концентрация производства, как правило, были продиктованы политическими целями и реалиями закрытости экономики страны от внешнего мира. Не всегда комплексно учитывался принцип наилучшего эффективного