Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ'

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюкова А.Н., Лизунова Л.Р.

В современную эпоху глобализации владение иностранным языком является объективной необходимостью для человека, позиционирующего себя как прогрессивного, успешного и всесторонне развитого члена общества. В этих условиях особое значение приобретает владение профессионально ориентированным иностранным языком, универсальным рабочим инструментом делового человека и высококлассного специалиста. Увеличивающееся число деловых и культурных контактов с зарубежными партнерами создают «общественный заказ» на подготовку кадров, владеющих иностранным языком в сфере своей профессиональной деятельности, способных общаться с представителями различных стран и культур. Одним из важнейших элементов профессионально ориентированной иноязычной подготовки кадров является формирование, поддержание и развитие у студентов высшей школы высокой мотивации к учебной деятельности. Мотивированность является ключом к долгосрочному, стабильному, заинтересованному обучению, нацеленному на достижение заданного результата. В обучении иностранному языку в высшей школе положительная мотивация способствует эффективному развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению профессиональной компетентности и личностно-профессиональному развитию студентов. В статье представлен анализ мотивации студентов к изучению курса профессионально ориентированного английского языка, разработанного для подготовки обучающихся к участию в международных добровольческих проектах. Целью исследования стало изучение мотивов, которые лежат в основе желания добровольцев совершенствовать знание английского языка с помощью предложенного им способа его изучения в режиме онлайн с использованием специализированной лингвистической онлайн-платформы Edvibe.com. Выявленные образовательные и профессиональные потребности, интересы и желания использованы для совершенствования содержания курса, его апробации и измерения результативности. Отмечены наиболее мотивирующие студентов причины изучения профессионально ориентированного английского языка, и сделан вывод об эффективности разработанной методики, актуализированной в соответствии с результатами, полученными в ходе данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крюкова А.Н., Лизунова Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STUDENTS’ MOTIVATION TO LEARN ENGLISH TO JOIN VOLUNTEER PROJECTS ABROAD

In the modern era of globalization, knowledge of a foreign language becomes an objective necessity for people who treat themselves as creative, successful and extensively developed members of society. In this context, the possession of a professionally oriented foreign language, a universal working tool for a business person and a highly qualified specialist, is of particular importance. An increasing number of business and cultural contacts with foreign partners foster a social demand for the training of personnel who speak a foreign language in the field of their professional activity and are able to communicate with representatives of different countries and cultures. One of the most important elements of professionally oriented foreign language training is the formation, maintenance and development of high motivation for learning activities among students of higher education. Motivation is the key to long-term, stable, motivated learning aimed at achieving a given result. In teaching a foreign language in higher education, positive motivation contributes to the effective development of foreign language communicative competence, professional competence, personal and professional development of students. The article presents an analysis of students' motivation to learn a professionally oriented English course designed to prepare students for international volunteer projects. The purpose of the study was to find out the motives that underlie the desire of volunteers to improve their knowledge of the English language using the proposed method of learning it online via the specialized online linguistic platform Edvibe.com. The identified educational and professional needs, interests and desires are used to improve the content of the course, its testing and performance measurement. The most motivating reasons for students to study professionally oriented English are noted and a conclusion is made about the effectiveness of the developed methodology, updated in accordance with the results obtained during this study.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ»

УДК 372

DOI: 10.15593/2224-9389/2022.1.11

А.Н. Крюкова, Л.Р. Лизунова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация

Поступила: 26.01.2022 Одобрена: 15.03.2022 Принята к печати: 15.04.2022

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ

В современную эпоху глобализации владение иностранным языком является объективной необходимостью для человека, позиционирующего себя как прогрессивного, успешного и всесторонне развитого члена общества. В этих условиях особое значение приобретает владение профессионально ориентированным иностранным языком, универсальным рабочим инструментом делового человека и высококлассного специалиста. Увеличивающееся число деловых и культурных контактов с зарубежными партнерами создают «общественный заказ» на подготовку кадров, владеющих иностранным языком в сфере своей профессиональной деятельности, способных общаться с представителями различных стран и культур.

Одним из важнейших элементов профессионально ориентированной иноязычной подготовки кадров является формирование, поддержание и развитие у студентов высшей школы высокой мотивации к учебной деятельности. Мотивированность является ключом к долгосрочному, стабильному, заинтересованному обучению, нацеленному на достижение заданного результата. В обучении иностранному языку в высшей школе положительная мотивация способствует эффективному развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению профессиональной компетентности и личностно-профессиональному развитию студентов.

В статье представлен анализ мотивации студентов к изучению курса профессионально ориентированного английского языка, разработанного для подготовки обучающихся к участию в международных добровольческих проектах. Целью исследования стало изучение мотивов, которые лежат в основе желания добровольцев совершенствовать знание английского языка с помощью предложенного им способа его изучения в режиме онлайн с использованием специализированной лингвистической онлайн-платформы Edvibe.com. Выявленные образовательные и профессиональные потребности, интересы и желания использованы для совершенствования содержания курса, его апробации и измерения результативности. Отмечены наиболее мотивирующие студентов причины изучения профессионально ориентированного английского языка, и сделан вывод об эффективности разработанной методики, актуализированной в соответствии с результатами, полученными в ходе данного исследования.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивы обучения, мотивация добровольцев, профессионально ориентированное обучение английскому языку, английский язык для международного добровольчества.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

A.N. Kryukova, L.R. Lizunova Received: 26.01.2022

Accepted: 15.03.2022

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Published: 15.04.2022 Perm, Russian Federation

ANALYSIS OF STUDENTS' MOTIVATION TO LEARN ENGLISH TO JOIN VOLUNTEER PROJECTS ABROAD

In the modern era of globalization, knowledge of a foreign language becomes an objective necessity for people who treat themselves as creative, successful and extensively developed members of society. In this context, the possession of a professionally oriented foreign language, a universal working tool for a business person and a highly qualified specialist, is of particular importance. An increasing number of business and cultural contacts with foreign partners foster a social demand for the training of personnel who speak a foreign language in the field of their professional activity and are able to communicate with representatives of different countries and cultures.

One of the most important elements of professionally oriented foreign language training is the formation, maintenance and development of high motivation for learning activities among students of higher education. Motivation is the key to long-term, stable, motivated learning aimed at achieving a given result. In teaching a foreign language in higher education, positive motivation contributes to the effective development of foreign language communicative competence, professional competence, personal and professional development of students.

The article presents an analysis of students' motivation to learn a professionally oriented English course designed to prepare students for international volunteer projects. The purpose of the study was to find out the motives that underlie the desire of volunteers to improve their knowledge of the English language using the proposed method of learning it online via the specialized online linguistic platform Edvibe.com. The identified educational and professional needs, interests and desires are used to improve the content of the course, its testing and performance measurement. The most motivating reasons for students to study professionally oriented English are noted and a conclusion is made about the effectiveness of the developed methodology, updated in accordance with the results obtained during this study.

Keywords: motivation in learning, motivation of volunteers, ESP, English for international volunteering.

Введение

В современном обществе, характеризующемся поликультурностью и мультилингвальностью, владение иностранными языками является объективной необходимостью и неотъемлемой чертой прогрессивного, всесторонне развитого человека, нацеленного на успешное личностное и профессиональное развитие [1].

Наличие сформированной на высоком уровне иноязычной коммуникативной компетенции особенно важно для студентов и практикующих специалистов. Повышенное внимание к включению в образовательную программу высшей школы иностранного языка и его профессиональная направленность обусловлены расширяющимися международными контактами между людьми (подготовка специалистов из разных областей для работы за рубежом, обмен научной и производственной информацией, туризм, владение компьютерны-

ми технологиями) [2]. Современный молодой человек должен уметь успешно осуществлять деловую коммуникацию с иностранными коллегами на профессиональные темы, грамотно изъясняясь на языке партнеров. Поэтому развитие у студентов языковых навыков и умений в соответствии с новыми образовательными стандартами в настоящее время направлено в первую очередь на практическое применение их возможностей в будущей профессиональной деятельности. Это подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++, где умение использовать иностранные языки отмечается в качестве одной из универсальных компетенций (УК-4) выпускника вуза [3].

Сущность профессионально ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых умений и навыков. Иностранный язык при этом выступает в качестве средства повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов, поэтому в настоящее время является необходимым условием успешной профессиональной деятельности выпускника современной высшей школы, будущего специалиста [2].

Одним из ключевых лингвистических аспектов в иноязычной подготовке кадров, помимо психологических и переменных установок, является учебная мотивация, поскольку она во многом определяет успех академических достижений в высшей школе. В исследовании представлен анализ учебной мотивации студентов при изучении ими профессионально ориентированного иностранного языка, который проводился в рамках разработки обучающего курса английского языка для участия в международных добровольческих проектах. Цель исследования заключается в изучении мотивов, которые обеспечивают заинтересованность добровольцев в прохождении курса и стимулируют к развитию знаний в области овладения иноязычной коммуникативной компетенцией на профессиональном уровне. Полученные результаты позволяют лучше понять образ добровольца как объекта педагогического воздействия и усовершенствовать содержание разработанной обучающей методики профессионально ориентированного английского языка в соответствии с потребностями и желаниями данной категории обучаемых, выявленными в ходе изучения их мотивации в учебной деятельности.

Методология исследования

Вопросам формирования, поддержания и повышения учебной мотивации посвящены исследования многих ученых, в том числе труды А.А. Алхазишвили, К.Э. Безукладникова, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Д.Л. Гот-либа, П.Б. Гурвич, С.В. Ефименко, И.А. Зимней, Н.Е. Кузовлевой, М.А. Ку-

дашовой, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, В.Г. Роговой, П.М. Якобсона, T. Hutchinson [4-16].

Под учебной мотивацией понимается субъективный процесс образования и формирования внутренних и внешних мотивов, который стимулирует, регулирует и организует деятельность по овладению иностранным языком, которая направлена на достижение образовательных, коммуникативных и иных целей в соответствии с социальными ценностями, интересами, ожиданиями и потребностями на современном этапе развития общества [17]. Важная роль мотивации в процессе обучения заключается в том, что именно она запускает процесс эффективного обучения с высокой заинтересованностью в развитии знаний, навыков и умений. Когда обучающийся успешно приобретает знания и развивает компетенции, которые позволяют учиться еще эффективнее и познавать материал глубже, он ощущает удовлетворение, воспринимает обучение как увлекательный процесс, тем самым еще сильнее подпитывая имеющийся уровень позитивной мотивации, которая заставляет продолжать процесс обучения.

Стоить отметить, что мотивация отражает субъективное восприятие обучающимся процесса обучения, исходя из личных предпочтений, желаний и интересов, интенсивность которых определяется внешней средой (условиями образовательного учреждения, местом проживания) и факторами, которые оказывают влияние на эмоциональную сферу (отношения в коллективе обучающихся и с преподавателем, интерес к изучаемой специальности, опыт изучения иностранного языка в школе и прочее).

Специалисты в области иностранных языков (И.А. Зимняя, А.А. Ми-ролюбов, Е.И. Пассов, Ю.А. Сорокин и др.) сходятся во мнении о том, что мотивация к изучению иностранного языка в основном определяется следующими факторами:

- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);

- особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности;

- организацией педагогического процесса;

- спецификой дисциплины «Иностранный язык» [18].

О.Г. Поляков среди факторов, влияющих на учебную мотивацию, выделяет также факторы, связанные с социокультурным влиянием и отношением обучающегося к стране изучаемого языка [19].

Некоторые из выделенных факторов (например, отношение к изучению языков и культуры других народов в семье, образованность родственников и готовность поддерживать студента, личные взгляды обучающегося) лежат в плоскости, труднодоступной для влияния одного преподавателя. Однако те из них, что поддаются воздействию, могут быть проанализированы и использо-

ваны для совершенствования условий и содержания обучения и достижения высоких показателей сформированности профессиональной коммуникативной компетентности. Эффективное педагогическое влияние на мотивацию к обучению должно проявляться через создание условий для повышения заинтересованности к изучению иностранного языка доступными для педагога путями [20]. Задачей педагога становится наилучшее познание обучающегося, его потребностей, интересов и ожиданий для создания сбалансированного образовательного процесса с точки зрения содержания учебного материала, форм, средств, приемов и среды обучения.

Мотивация определяет направленность поведения обучающегося в зависимости от доминирующих мотивов, которые побуждают человека к тому или иному поведению. Под мотивом в учебной деятельности понимается «намерение, стремление, потребность или конечный результат, который побуждает индивида к действию, определяет выбор им средств и стратегий для наиболее эффективного достижения образовательных, коммуникативных и иных целей в соответствии с социальными ценностями, интересами, ожиданиями и потребностями на современном этапе развития общества» [17].

Знание мотивов, которые лежат в основе заинтересованности студентов в изучении иностранного языка, позволяет лучше понимать студента, актуализировать содержание курса и улучшать способы организации обучения в соответствии с потребностями обучающихся.

Исследование и его результаты

Существуют различные подходы к типологизации мотивов учебной деятельности (Д.Л. Готлиб, О.В. Лепановская, А.К. Маркова, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович и Т.Е. Сахарова и др.) в зависимости от характеристик, присущих мотивам [17, 21-23].

Для настоящей работы воспользуемся классификацией мотивов учебной деятельности, составленной на основе идей Н.Н. Сергеевой и С.В. Угрюмовой, Н.М. Лужанской, С.В. Владимировой, Е.С. Глазыриной [18, 24-26]. В таблице, представленной ниже, отмечены выделяемые авторами мотивы учебной деятельности и их характеристика через призму изучения английского языка для участия в международных добровольческих проектах (табл. 1).

Автором был проведен опрос обучавшихся на курсе английского языка для участия в международных добровольческих проектах о мотивах, которые послужили основанием для заинтересованности и участия в курсе. Примерный набор мотивов, которые могут лежать в основе желания участвовать в обучении, предложенный респондентам, составлен на основе предварительного анализа литературы, посвященной учебной мотивации. Участникам

предлагалось отметить все мотивы, которые, по их мнению, имели к ним отношение. В опросе приняли участие 70 человек. Результаты опроса представлены в табл. 2 в процентном соотношении и по порядку убывания в количестве отмеченных респондентами ответов для удобства восприятия.

Таблица 1

Мотивы изучения английского языка для участия в международных добровольческих проектах

Название мотива Характеристика мотива

По видам

Внешние Социальные мотивы, определяемые потребностями общества (возможность продвижения по карьерной лестнице, возможность бесплатно «освежить» английский язык, возможность найти коллег и обменяться мнениями в ходе дискуссий, возможность положительно отличаться от других коллег и прочее)

Внутренние Истинный внутренний интерес и осознание значимости изучения профессионально ориентированного английского языка для себя (интерес к изучению английского языка или отдельных видов речевой деятельности; осознанное желание выучить английский язык с четко определенной перспективой его использования в профессиональных ситуациях общения и прочее)

Социальные Чувство долга и ответственности перед обществом в вопросе решения социальных проблем на международном уровне

Интеллектуально-познавательные Стремление больше узнать о явлении добровольчества на международном уровне и усовершенствовать иноязычную профессиональную коммуникативную компетенцию

Профессионально-ценностные Стремление усовершенствовать владение английским языком посредством изучения профессионально ориентированного английского языка для повышения своего профессионализма в качестве добровольца, получения более высокой должности на работе

По уровням

Широкие социальные Осознание чувства долга, ответственности, понимания социальной значимости изучения вопросов международного добровольчества с помощью английского языка; стремление через учение утвердить свой социальный статус в обществе

Узкие социальные Получение определенной должности в области добровольчества или иной профессиональной деятельности; получение признания окружающих

Окончание табл. 1

Название мотива Характеристика мотива

Мотивы социального сотрудничества Интерес к общению с людьми, в том числе с иностранными коллегами и получателями социальных услуг; желание завоевать высокий статус в коллективе благодаря приобретению специализированных знаний в области профессионально ориентированного английского языка

Широкие познавательные Интерес к изучению новой информации в целом; совершенствование эрудиции; тренировка памяти через изучение английского языка для международного добровольчества

Учебно-познавательные Интерес к целенаправленному получению знаний в области английского языка и добровольчества; желание узнать больше о возможностях изучения профессионально ориентированного английского языка в онлайн-режиме с применением лингвистической образовательной платформы; заинтересованность в изучении профессионально ориентированного английского языка на основе отобранных и адаптированных аутентичных функциональных материалов

Мотивы самообразования Интерес к приобретению уникальных дополнительных профессиональных знаний в области английского языка и добровольчества; желание узнать о существующих зарубежных информационных ресурсах в области добровольчества

По направленности и содержанию

Мотивы достижения Стремление достижения успеха, высоких результатов как в изучении профессионально ориентированного английского языка, так и в знакомстве с особенностями добровольческой деятельности на международном уровне

Эмоционально -эстетические Удовольствие от содержания обучения, формата его представления (офф- или онлайн с применением образовательной платформы), творческого начала в обучении, от общения с одногруппниками, коллегами и преподавателем

Коммуникативные Возможность использования занятий как места для коммуникации, площадки для обмена информацией в профессиональной сфере деятельности, возможность посещения зарубежных стран, изучения опыта добровольческой деятельности за рубежом и участия в добровольческих проектах

Статусно-позиционные Стремление через изучение английского языка для международного добровольчества утвердиться в близкой человеку социальной группе (например, в волонтерской организации, в которой он состоит; среди коллег, друзей, родственников), более уверенно и свободно чувствовать себя в добровольческой деятельности и в обществе в целом

Утилитарно-познавательные Стремление развить знания в области английского языка для международного добровольчества с целью самосовершенствования

Таблица 2

Опрос участников курса английского языка для участия в международных добровольческих проектах о мотивах выбора курса

Мотив Количество выбравших мотив от общего числа респондентов (К = 70), %

Узнаю специальную лексику по теме «Добровольчество» на английском языке 87,1

Смогу развить навык общения для участия в международных добровольческих проектах 81,4

Познакомлюсь с коллегами-добровольцами 78,5

Бесплатно освежу знания в области английского языка 75,7

Получу опыт обучения английскому языку онлайн с использованием лингвистической образовательной платформы 74,2

С пользой проведу время 71,4

Узнаю о возможностях добровольчества за рубежом 68,5

Смогу участвовать в зарубежных поездках с целью добровольчества 67,1

Узнаю о последних трендах в области добровольчества за рубежом 60

Смогу читать профессиональные тексты о передовом опыте добровольчества за рубежом на английском языке в оригинале 51,4

Смогу реализовать свой социальный долг, помогая нуждающимся по всему миру 51,4

Улучшу уровень своего профессионализма в качестве добровольца и смогу претендовать на повышение по службе 48,5

Смогу писать письма по вопросам сотрудничества в области добровольчества 47,1

Смогу писать статьи на английском языке, посвященные вопросам добровольчества 32,8

Смогу участвовать в конференциях: понимать спикеров и выступать с докладами 30

Узнаю о зарубежных сайтах, посвященных добровольчеству, и смогу понимать информацию, размещенную на них 27,1

Смогу принимать участие в организации сотрудничества по вопросам добровольчества с зарубежными коллегами 27,1

Другое (вписать свой ответ)

Полученные в ходе опроса результаты были использованы для совершенствования содержания курса английского языка для добровольчества с учетом выявленных потребностей, интересов и желаний обучающихся. Так, с учетом отмеченных мотивов было дополнено тематическое содержание курса и наполнение отдельных тем:

Тема 1. Volunteering and beyond

Тема 2. Volunteering vs voluntourism

Тема 3. Volunteer organizations

Тема 4. Volunteering as a lifestyle

Тема 5. Volunteering in the 2030 agenda

Тема 6. English for academic discussions on volunteering

Тема 7. Networking on volunteering

Тема 8. Volunteering online

Тема 9. A model of volunteering in the 21st century

Тема 10. The end-of-course lesson

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение мотивов учебной деятельности позволило определить потребность добровольцев в изучении передовых направлений в области добровольчества и способов участия в зарубежных добровольческих проектах. Такой материал был добавлен в содержание занятий.

Был увеличен объем профессионально ориентированной лексики для изучения (например, аббревиатуры the UNV, SDGs, an NGO и термины an impoverished community, a developing country, a disabled person, an excluded person, a rural community, a refugee) и количество заданий, направленных на закрепление новой лексики.

В связи с интересом обучающихся к развитию навыка общения формат большинства заданий был адаптирован для развития коммуникативной компетенции за счет увеличения количества заданий, направленных на практику общения на английском языке.

Благодаря проведенному опросу была утверждена идея об организации групповых занятий с применением лингвистической образовательной платформы Edvibe.com, поскольку возможность обмена опытом с коллегами-добровольцами и опыт обучения в режиме онлайн с применением образовательной платформы мотивировали к изучению профессионально ориентированного английского языка большинство респондентов [27].

Успешность обучения с учетом адаптированного в соответствии с потребностями студентов содержания учебного курса подтверждается улучшившимися результатами проведенного тестирования развитости иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции по окончании обучения, а также позитивной оценкой курса, которую студенты дали по окончании обучения в ходе устного собеседования.

Заключение

Изучение мотивации учебной деятельности является важнейшим компонентом организации образовательного процесса в высшей школе, поскольку во многом определяет удовлетворенность качеством профессионально ориентированного обучения и его успешность для дальнейшей трудовой деятельности. В связи с этим для достижения высоких показателей сформиро-ванности профессиональной коммуникативной компетенции педагогу необходимо учитывать мотивы, которые вовлекают обучающихся в изучение иностранного языка.

Проведенный анализ мотивации студентов к изучению английского языка для участия в международных добровольческих проектах позволил лучше изучить добровольцев как категорию обучающихся профессионально ориентированному иностранному языку. На основании выявленных мотивов учебной деятельности была усовершенствована разработанная методика обучения английскому языку, что способствовало достижению высоких результатов обучения. Исследование показало важность изучения мотивации учебной деятельности для организации наиболее эффективного обучения в соответствии с учебными потребностями студентов.

Список литературы

1. Косякова Ю.Г. Иностранный язык как один из аспектов формирования поликультурной личности в современном обществе // Электронный науч.-метод. журнал Омск. ГАУ. - 2018. - № 2 (13). - С. 1-4.

2. Бейсенбаева Б.А., Копжасарова У.И. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении английскому языку в неязыковом вузе // Международный журнал эксперимент. образования. - 2014. - Ч. 1. -№ 1. - С. 18-22.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/-FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021 .pdf (дата обращения: 01.10.2021).

4. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.

5. Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сер. Проблемы языкознания и педагогики. - 2021. - № 1. -С. 106-117.

6. Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Способы повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе в условиях воспитательной деятельности и формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся // Но-

вые подходы в лингвистике и педагогическом образовании: монография / под. ред. Р.М. Шамилова. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. лингв. ун-та им. Н.А. Добролюбова, 2020. - С. 49-59.

7. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводи-дактика и методика: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

8. Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. - Владимир, 1972. - 156 с.

9. Ефименко С.В. Формирование профессионально-ориентированной мотивации студентов как условие эффективной иноязычной коммуникативной деятельности // Известия Южн. федерал. ун-та. Сер. Технические науки. - 2012. - № 10 (135). -С. 55-62.

10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

11. Кудашова М.А. Проблема формирования и развития способностей. - М.: Логос, 2001. - 95 с.

12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 287 с.

13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.

14. Рогова В.Г. Основные пути повышения эффективности обучения на современном этапе. - М.: Высшая школа, 2001. - 31 с.

15. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: А.С.К., 2001. - 64 с.

16. Hutchinson T., Waters A. English for specific purposes. A learning-centered approach. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987. - 183 p.

17. Готлиб Д.Л. Обучение иностранному языку как фактор повышения мотивации школьников в условиях модернизации образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Пермь, 2021. - 174 с.

18. Сергеева Н.Н., Угрюмова С.В. Классификация мотивов к изучению иностранного языка // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С. 114-118.

19. Поляков О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 2. - С. 6-11.

20. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: моногр. - 2-е изд., стер. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2011. -207 с.

21. Лепаловская О.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка на неязыковых направлениях // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы 66-й науч. конф. / отв. за вып. С.Д. Ваулин; Юж.-Урал. гос. ун-т. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. - С. 1750-1753.

22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 125 с.

23. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / сост. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991 - 287 с.

24. Лужанская Н.М. Влияние волонтерского участия в международных мероприятиях на мотивацию к изучению иностранного языка // Евразийский союз ученых. -2015. - №3 (12). - С. 78-79.

25. Владимирова С.В. Роль международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков // Вестник Марийск. гос. ун-та. - 2018. - Т. 12. - № 4. -С. 25-31.

26. Глазырина Е.С. Аутентичность языкового материала как фактор повышения мотивации студентов при обучении иностранному языку для специальных целей // Гуманитарные исследования. - 2015. - №3 (7). - С. 135-137.

27. Лингвистическая платформа нового поколения Edvibe.com [Электронный ресурс]. - URL: https://edvibe.com/ru (дата обращения: 05.12.2021).

References

1. Kosiakova Iu.G. Inostrannyi iazyk kak odin iz aspektov formirovaniia polikul'turnoi lichnosti v sovremennom obshchestve [Foreign language as one of the aspects of formation a multicultural personality in the modern society]. Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal Omskogo Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2018, no. 2 (13), pp. 1-4.

2. Beisenbaeva B.A., Kopzhasarova U.I. Professional'naia orientatsiia kak odin iz faktorov formirovaniia motivatsii v obuchenii angliiskomu iazyku v neiazykovom vuze [Professional orientation as one of the factors of motive formation in teaching English of non-language students]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia, 2014, pt. 1, no 1, pp. 18-22.

3. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia -bakalavriat po napravleniiu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal State Educational Standard of Higher Education - bachelor's degree in 44.03.01 Pedagogical education]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/ 440301_B_3_15062021 .pdf (accessed 01. 10.2021).

4. Alkhazishvili A.A. Osnovy ovladeniia ustnoi inostrannoi rech'iu [Fundamentals of mastering oral foreign speech]. Ed. A.A. Alkhazishvili. Moscow, Prosveshhenie, 1988, 128 p.

5. Bezukladnikov K.E., Gotlib D.L. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti v osnovnoi shkole kak sposob povysheniia motivatsii ucheniia na urokakh inostrannogo iazyka [Formation of functional literacy in secondary school as a way to increase learning motivation in foreign language lessons]. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2021, no. 1, pp. 106-117.

6. Zhigalev B.A., Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Sposoby povysheniia motivatsii pri ovladenii inostrannym iazykom v shkole i vuze v usloviiakh vospitatel'noi deiatel'nosti i formirovaniia dukhovno-nravstvennykh tsennostei obuchaiushchikhsia [Increasing motivation within the process of learning a foreign language at school and university in the conditions of educational activities and formation of spiritual and moral values of students]. Novye podkhody v lingvistike i pedagogicheskom obrazovanii. Ed. R.M. Shamilova. Nizhny Novgorod, Linguistics University of Nizhny Novgorod, 2020, pp. 49-59.

7. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriia obucheniia inostrannym iazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology]. 3rd ed. Moscow, Akademiia, 2006, 336 p.

8. Gurvich P.B. Osnovy obucheniia ustnoi rechi na iazykovykh fakul'tetakh [Principles of teaching oral speech at language faculties]. Vladimir, 1972, 156 p.

9. Efimenko S.V. Formirovanie professional'no-orientirovannoi motivatsii studentov kak uslovie effektivnoi inoiazychnoi kommunikativnoi deiatel'nosti [Building of professionally oriented motivation of students as the condition of the efficient foreign communicative activity]. Izvestiia Iuzhnogo Federal'nogo Universiteta. Ser. Tekhnicheskie Nauki, 2012, no. 10 (135), pp. 55-62.

10. Zimniaia I.A. Psikhologiia obucheniia inostrannym iazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages at school]. Moscow, Prosveshchenie, 1991, 222 p.

11. Kudashova M.A. Problema formirovaniia i razvitiia sposobnostei [The problem of abilities formation and development]. Moscow, Logos, 2001, 95 p.

12. Leont'ev A.A. Osnovy psiholingvistiki [Basics of psycholinguistics]. Moscow, Smysl, 1999, 287 p.

13. Passov E.I. Kommunikativnyi metod obucheniia inoiazychnomu govoreniiu [Communicative method of teaching foreign language speaking]. 2nd ed. Moscow, Prosveshchenie, 1991, 224 p.

14. Rogova V.G. Osnovnye puti povysheniia effektivnosti obucheniia na sovremennom etape [The main ways to improve the effectiveness of training at the present stage]. Moscow, Vysshaia shkola, 2001, 31 p.

15. Iakobson P.M. Psikhologicheskie problemy motivatsii povedeniia cheloveka [Psychological problems of human behavior motivation]. Ed. P.M. Iakobson. Moscow, A.S.K., 2001, 64 p.

16. Hutchinson T., Waters A. English for specific purposes. A learning-centered approach. Cambridge, Cambridge University Press, 1987, 187 p.

17. Gotlib D.L. Obuchenie inostrannomu iazyku kak faktor povysheniia motivatsii shkol'nikov v usloviiakh modernizatsii obrazovaniia [Teaching a foreign language as a factor for increasing the motivation of schoolchildren in education modernization]. PhD thesis. Perm, 2021, 174 p.

18. Sergeeva N.N., Ugriumova S.V. Klassifikatsiia motivov k izucheniiu inostrannogo iazyka [Classification of the English language learning motives]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 114-118.

19. Poliakov O.G. Profil'no-orientirovannoe obuchenie angliiskomu iazyku i lingvisticheskie faktory, vliiaiushchie na proektirovanie kursa [Profile-oriented teaching of English and linguistic factors influencing course planning]. Inostrannye iazyki v shkole, 2004, no. 2, pp. 6-12.

20. Bezukladnikov K.E. Lingvodidakticheskie kompetentsii: kontseptsiia formirovaniia [Linguodidactic competencies: Formation concept]. 2nd ed. Ed. K.E. Bezukladnikov. Perm, PNRPU, 2011, 207 p.

21. Lepalovskaia O.V. Rol' motivatsii v izuchenii inostrannogo iazyka na neiazykovykh napravleniiakh [The role of motivation in learning a foreign language in non-linguistic areas]. Nauka Iuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Sektsii

sotsial'no-gumanitarnykh nauk. Proc. 66th Acad. Conf. Chelyabinsk. SUSU, 2014, pp. 1750-1753.

22. Markova A.K. Formirovanie motivatsii ucheniia [Formation of learning motivation]. Moscow, Prosveshchenie, 1990, 125 p.

23. Rogova G.V., Rabinovich F.M., Saharova T.E. Metodika obucheniia inostrannym iazykam v srednei shkole [Methods of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow, Prosveshchenie, 1991, 287 p.

24. Luzhanskaia N.M. Vliianie volonterskogo uchastiia v mezhdunarodnykh meropriiatiiakh na motivatsiiu k izucheniiu inostrannogo iazyka [The influence of volunteer participation in international events on the motivation to learn a foreign language]. Evraziiskii soiuz uchenykh, 2015, no. 3 (12), pp. 78-79.

25. Vladimirova S.V. Rol' mezhdunarodnykh proektov v razvitii motivatsii k izucheniiu inostrannykh iazykov [The role of international projects in the development of motivation to learning foreign languages]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, vol. 12, no. 4, pp. 25-31.

26. Glazyrina E.S. Autentichnost' iazykovogo materiala kak faktor povysheniia motivatsii studentov pri obuchenii inostrannomu iazyku dlia spetsial'nykh tselei [Authenticity of language materials as a factor of hightening students' motivation in teaching a foreign language for specific purposes]. Gumanitarnye issledovaniia, 2015, no. 3 (7), pp. 135-137.

27. Lingvisticheskaia platforma novogo pokoleniia Edvibe.com [New generation linguistic platform Edvibe.com]. Available at: https://edvibe.com/ru (accessed 05.12.2021).

Сведения об авторах

КРЮКОВА Ангелина Николаевна

e-mail: linaangelina0807@yandex. ru

Аспирантка, кафедра методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

ЛИЗУНОВА Лариса Рейновна

e-mail: lizunova@pspu.ru

Кандидат педагогических наук, проректор по образовательной деятельности и информатизации, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

About the authors

Angelina N. KRYUKOVA

e-mail: linaangelina0807@yandex.ru

Postgraduate Student, Department of Foreign Language Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Larisa R. LIZUNOVA

e-mail: lizunova@pspu.ru

Cand. Sc. (Pedagogy), Vice-Rector (Education & IT), Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Крюкова, А.Н. Анализ мотивации студентов к изучению английского языка для участия в международных добровольческих проектах / А.Н. Крюкова, Л.Р. Лизунова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. -№ 1. - С. 121-135.

Please cite this article in English as:

Kryukova A.N., Lizunova L.R. Analysis of students' motivation to learn English to join volunteer projects abroad. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 1, pp. 121-135. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.