Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ ХМАО-ЮГРЫ'

АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ ХМАО-ЮГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / МИНИ-ФУТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Говорухина Алена Анатольевна, Гондарева Людмила Николаевна, Мальцев Виктор Петрович, Ротов Евгений Павлович, Бесчетнова Александра Сергеевна

Выполнена оценка показателей морфофункционального развития и психофизиологических параметров организма юных спортсменов, занимающихся мини-футболом в условиях ХМАО-Югры. Установлено, что мальчики, занимающиеся спортом, отличались от своих сверстников по показателям физического развития (ИМТ, ОГК), а также имели низкие показатели крепости телосложения. Установлены достоверные отличия по показателям ЧСС, ДАД. Полученные результаты могут быть обусловлены сочетанным влиянием неблагоприятных климато-экологических факторов, интенсивными учебными и тренировочными нагрузками, сочетающимися с активными ростовыми процессами, характерными для данного возрастного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Говорухина Алена Анатольевна, Гондарева Людмила Николаевна, Мальцев Виктор Петрович, Ротов Евгений Павлович, Бесчетнова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MORPHOFUNCTIONAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SCHOOLCHILDREN 9-10 YEARS OLD, ENGAGED IN SPORTS IN THE CONDITIONS OF KMAO-YUGRA

The evaluation of morphofunctional development indicators and psychophysiological parameters of the organism of young athletes engaged in mini-football in the conditions of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra was carried out. It was established that boys involved in sports differed from their peers in terms of physical development (BMI, OGC), as well as had low indices of body strength. Significant differences in HR and DAP were established. The results obtained may be due to the combined effect of unfavorable climatic and environmental factors, intensive educational and training loads, combined with active growth processes, typical for this age period.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ ХМАО-ЮГРЫ»

ствуют о том, что подростки, с одной стороны, зависящие от мнения родителей, с другой старающиеся абстрагироваться от него, не могут сделать окончательный выбор в пользу той или иной профессии, а потому пребывают в состоянии кризиса. Подростки с данным типом привязанности склонны прислушиваться и к мнению родителей, и к своему собственному, поэтому показатель неопределенной профессиональной идентичности снижается и в большинстве случаев переходит в состояние моратория.

В подростковом возрасте не следует говорить о целостной профессиональной идентичности, а уместнее о статусе достигнутой профессиональной идентичности. Исследование показало, что подростки, которые недооценены своими родителями, стремятся перебирать профессионально значимые альтернативы, что является нормативным для данного возраста. Дети, которые ощущают высокий позитивный интерес и низкую враждебность со стороны родителей имеют сформированные представления о своем профессиональном будущем. Профориентационную работу в школе нужно проводить с учетом изучения типов привязанности в детско-родительских отношениях у подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаева М.М. Формирование профессиональной идентичности у студентов -психологов / М.М. Абдулаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 7 (693). - С. 20-33.

2. Коньшина Т.М. Детско-родительские отношения как условие развитие личной профессиональной перспективы в старшем подростковом возрасте : дис.... канд. психол. наук / Коньшина Татьяна Михайловна. - Москва, 2018. - 237 с.

3. Литвинова Е.Д. Профессиональное самоопределение старшеклассников / Е.Д. Литвинова, В. Н. Меркулова // Юный ученый. -- 2016. - № 3 (6). - С. 91-93.

4. Меркулова, В.Н. Статусные характеристики профессиональной идентичности старших подростков на ранних стадиях профессионального определения / В.Н. Меркулова // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г).— Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 57-63.

5. Рождественская, Н.А. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников / Н.А. Рождественская, И.Л. Можаровский, В.В. Макарян // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 38-49.

REFERENCES

1. Abdullayeva, M.M. (2014), "Formation of professional identity among psychology students", Bulletin of the Moscow State Linguistic University, No. 7 (693), pp. 20-33.

2. Konshina, T.M. (2018), Child-parent relations as a condition for the development ofpersonal professional prospects in older adolescence, dissertation, Moscow

3. Litvinova, E D. and Merkulova V.N. (2016), "Professional self-determination of high school students", Young scientist, No. 3 (6), pp. 91-93.

4. Merkulova, V.N. (2013), "Status characteristics of the professional identity of older adolescents at the early stages of professional determination", Psychology in Russia and abroad : materials of the IIInternational Scientific Conference, St. Petersburg, pp. 57-63.

5. Rozhdestvenskaya, N.A., Mozharovsky, I.L. and Makaryan, VV (2018), "The connection of personal and professional identity in high school students", National Psychological Journal, No. 1 (29), pp. 38-49.

Контактная информация: wampnat@yandex.ru, svebogd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2022

УДК 159.91

АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ В

УСЛОВИЯХ ХМАО-ЮГРЫ

Алена Анатольевна Говорухина, доктор биологических наук, доцент, Людмила Николаевна Гондарева, доктор биологических наук, профессор, Виктор Петрович Мальцев,

кандидат биологических наук, доцент, Евгений Павлович Ротов, аспирант, Александра Сергеевна Бесчетнова, студент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

Выполнена оценка показателей морфофункционального развития и психофизиологических параметров организма юных спортсменов, занимающихся мини-футболом в условиях ХМАО-Югры. Установлено, что мальчики, занимающиеся спортом, отличались от своих сверстников по показателям физического развития (ИМТ, ОГК), а также имели низкие показатели крепости телосложения. Установлены достоверные отличия по показателям ЧСС, ДАД. Полученные результаты могут быть обусловлены сочетанным влиянием неблагоприятных климато-экологических факторов, интенсивными учебными и тренировочными нагрузками, сочетающимися с активными ростовыми процессами, характерными для данного возрастного периода.

Ключевые слова: физическое развитие, сенсомоторные реакции, здоровье, дети, мини-футбол.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p538-544

ANALYSIS OF MORPHOFUNCTIONAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SCHOOLCHILDREN 9-10 YEARS OLD, ENGAGED IN SPORTS IN THE CONDITIONS OF KMAO-YUGRA

Alena Anatolyevna Govorukhina, the doctor of biological sciences, docent, Lyudmila Niko-

laevna Gondareva, the doctor of biological sciences, professor, Viktor Petrovich Maltsev, the candidate of biological sciences, docent, Evgeny Pavlovich Rotov, the post-graduate student, Alexandra Sergeevna Beschetnova, the student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Abstract

The evaluation of morphofunctional development indicators and psychophysiological parameters of the organism of young athletes engaged in mini-football in the conditions of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra was carried out. It was established that boys involved in sports differed from their peers in terms of physical development (BMI, OGC), as well as had low indices of body strength. Significant differences in HR and DAP were established. The results obtained may be due to the combined effect of unfavorable climatic and environmental factors, intensive educational and training loads, combined with active growth processes, typical for this age period.

Keywords: physical development, sensorimotor reactions, health, children, mini-football.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время специалисты отмечают высокий уровень заболеваемости подрастающего поколения. В России лишь 10% выпускников школ остаются здоровыми к концу обучения. В связи с этим исследования состояния здоровья школьников и мер по его сохранению и укреплению являются приоритетным направлением современной российской науки [1].

Одним из ведущих факторов здорового образа жизни подрастающего поколения является двигательная активность. Выступая необходимым условием поддержания и сохранения здоровья детей и подростков, двигательная активность увеличивает адаптационные резервы и экономизацию функционирования всего организма [2]. Несмотря на сравнительную изученность влияния двигательной активности на состояние здоровья учащихся, проблема не утрачивает своей актуальности, поскольку образ и стиль жизни школьников достаточно разнообразны и постоянно меняются [4]. Своевременная оценка состояния функциональных систем организма школьников, в частности -спортсменов, представляет особый интерес в условиях Северных территорий, поскольку их организм наряду с учебными и тренировочными нагрузками испытывает на себе влияние целого комплекса неблагоприятных климато-эколических факторов. Стогов М.В.,

Кучин Р.М. [6] отмечают, что в северных регионах присутствуют уязвимые группы, для которых занятия отдельными видами спорта могут приводить к нарушениям функции систем организма с повышением рисков развития патологии. К таким группам стоит отнести детей от 7 до 12 лет, а также все категории лиц, занимающихся спортом на открытом воздухе [6]. При этом направленность и интенсивность физических нагрузок оказывают существенное влияние на состояние организма. В этой связи изучение групп спортсменов разной специализации представляет особый интерес.

Цель исследования - проанализировать морфофункциональные и психофизиологические характеристики мальчиков 9-10 лет, занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом в условиях ХМАО-Югры.

МЕТОДИКА И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в 2021 году в городе Сургуте на базе Сургутского государственного педагогического университета. В исследовании принимали участие мальчики 9-10 лет (п=46), которые занимались мини-футболом четыре раза в неделю - (гр 1), а также контрольная группа (гр 2) - дети 9-10 лет, не занимающиеся спортом (п=52). От родителей (законных представителей) было получено информированное согласие на участие в исследовании. В исследовании не включали детей, которые имели жалобы на состояние здоровья или в течение 21 дня, предшествующего исследованию, обращались за медицинской помощью. У испытуемых определяли параметры: сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление) аппаратом отгоп; антропометрии (длина тела, масса тела, обхват грудной клетки). На основе данных параметров были рассчитаны индексы Кетле, Эрисмана, Леви и индекс Рорера. Анализ психофизиологических параметров включал следующие методики: Определение скорости зрительно-моторной реакции проводилось с использованием методик «Простая зрительно-моторная реакция - (ПЗМР)», «Реакция выбора - (РВ)». Для определения скоростных характеристик двигательного аппарата, темпа и устойчивости моторного действия была использована Экспресс-методика «Теппинг-тест». Расчетные показатели ПЗМР позволили оценить функциональное состояние ЦНС.

Описательный статистический анализ и анализ достоверности межгрупповых различий проводили с использованием программы Statistiсa 7.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Уровень физического развития ребенка зависит от выраженности и сочетаемости антропометрических признаков, определяющих понятие пропорциональности и гармоничности. Общеизвестно, что интенсивность изменений показателей физического развития тем выше, чем моложе ребенок. Соответственно, оценка гармоничности физического развития организма и его морфофункциональной зрелости на каждом этапе онтогенеза ребенка имеет важное значение в аспекте оценки состояния морфологического здоровья и прогноза физического развития подрастающего организма [5].

Обобщенные показатели физического развития мальчиков когорты обследования обобщены в табл. 1

Среднегрупповые абсолютные показатели антропометрии мальчиков, когорты обследования вне зависимости от занятия спортом по средним значениям основных антропометрических показателей укладываются в диапазон возрастно-половых региональных нормативов [7].

Таблица 1 - Показатели физического развития мальчиков 9-10 лет, занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом в условиях ХМАО-Югры, М± о._

Показатели Гр 1 (п=46) Гр 2(п=52) Норма

Рост, см 144,4±8,1 141,2±9,0 132,0-146,0

Масса тела, кг 33,9±2,0 35,0±3,9 28,0-42,0

ОГК, см 68,9±5,6 66,3±7,8* 63,0-75,1

Показатели Гр 1 (п=46) Гр 2(п=52) Норма

ИМТ, у.е. 16,5±1,9 17,3±3,5 16,1 -19,7

Индекс Леви, у.е. 47,7± 3,6 45,8±8,3 50-55

Индекс Эрисмана, у.е. -3,3±5,2 -7,3±15,1 1-(-3) см

Индекс Рорера, у.е. 11,5±1,9 12,3±2,3 10,7-13,7

Примечание: * - достоверные межгрупповые различия показателей, при р <0,05.

Среднее значения роста мальчиков-спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Средние показатели массы тела у детей, не занимающихся спортом, на уровне тенденции превышают значения аналогичных показателей спортсменов. Установлено, что 13,5% не занимающихся спортом мальчиков выше весовой нормы. При этом показатели массы тела мальчиков-спортсменов менее вариативны (коэффициент вариации гр 1 не превышает 6%, во 2 гр - порядка 12%).

Показатели ИМТ не занимающихся детей относительно выше аналогичных показателей мальчиков-спортсменов. В каждой из исследуемых групп превалирует число детей с низким соотношением массы тела росту обследованных (47% в 1 гр. и 55% - во 2 гр.) Значения ИМТ, соответствующие срденекрвартильному диапазону нормы отмечены у 34% мальчиков 1 гр. и 40% - 2 гр., что свидетельствует об астеничности развития большинства обследованных. На основании определения индексов физического развития установлено, что большинство обследованных мальчиков имели низкие показатели развития грудной клетки. Развитие грудной клетки детей не спортсменов ниже, чем у занимающихся спортом детей.

На рисунке представлено распределение детей по уровню физического развития

По индексу Рорера, установлено, что в группе мальчиков, не занимающихся спортом на 20 % больше лиц, имеющих низкое физическое развитие. У занимающихся мини-футболом мальчиков этот процент, не превышает 25 %. Большинству юных спортсменов свойственно гармоничное среднее физическое развитие (57% обследуемым). Высокое физическое развитие отмечено у менее пятой части выборки.

Анализ полученных физиологических показателей сердечно-сосудистой системы позволил установить, что используемые в мини-футболе физические нагрузки положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Результаты обобщены в таблица 2.

Таблица 2 - Показатели сердечно-сосудистой системы мальчиков 9-10 лет, занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом в условиях ХМАО-Югры, М±о_

Показатели Гр. 1 (п=46) Гр. 2 (п=52) Норма P

ЧСС, уд./мин 91,8±10,1 97,2±18,2 70-110 0,01

САД, мм рт.ст 105,6±9,4 103,2±12,5 100-125 -

ДАД, мм.рт.ст 61,0±7,4 66,1±10,5 60-82 0,03

60 1-5350 40 30 20 10 0

низкое ФР гармоничное высокое ФР

, ФР г, гр 1 гр 2

Рисунок - Процентное распределение мальчиков групп обследования по уровню физического развития

40

18 18

15

Установлено, что значения ЧСС не занимающихся спортом мальчиков выше, чем ЧСС мальчиков аналогичного возраста, занимающихся спортом (р=0,01). Систолическое и диастолическое артериальное давление у занимающихся мальчиков повышалось по сравнению с САД и ДАД не занимающихся мальчиков и стабилизировалось в рамках оптимальных величин. Это говорит о том, что в сердечно-сосудистой системе вовлечены

адаптационные реакции на физические нагрузки.

Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений. Специфика игровой деятельности футболиста определяется следующими особенностями содержания игры в футбол: многообразием технических и тактических приемов; значительной двигательной активностью игроков; постоянным изменением направления и скорости полета мяча; относительно коротким временем контролирования мяча одним спортсменом; постоянной динамикой игровых ситуаций, возникающих на поле, и быстрой сменой игровых эпизодов [3]. Важным аспектом спортивного совершенствования в игровом виде спорта валяется сформированность сенсомоторных реакций. В рамках нашего исследования мы провели оценку разных видов сенсомоторных реакций юных футболистов. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели сенсомоторных реакций мальчиков 9-10 лет, занимающихся мини-футболом в условиях ХМАО-Югры, M±m

Показатель Значение показателя Нормативный диапазон

ПЗМР, мс 321,08±3,04 227-353

Функциональный уровень системы (ФУС), у.е. 3,9±0,01 4,5-3,3

Устойчивость реакции (УР), у.е. 1,5±0,05 2,2-0,8

Уровень функциональных возможностей (УФВ), у.е. 2,8±0,04 3,7-2,1

Реакция выбора, мс 455,4±12,5 408-604

Результаты по методике «Простая зрительно-моторная реакция» позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии ЦНС, что в свою очередь указывает на работоспособность юных спортсменов.

Сопоставление средних показателей группы обследования с нормативными значениями констатирует оптимальную скорость сенсорной обработки информации большинства обследованных мальчиков, занимающихся мини-футболом. Средние значения в группе в целом соответствует медиальным значениям референтного коридора возвратной нормы. Расчетные критерии ПЗМР позволяют заключить об оптимальной активирован-ности и функциональном состоянии ЦНС обследованной когорты мальчиков. Можно предположить, что в процессе тренировок мальчикам развивают способность к быстрому реагированию, так как низкую скорость реагирования в исследовании демонстрирует всего 1 занимающийся. Следует отметить, что сенсомоторная реакция у 22% обследованных мальчиков носит малостабильный характер за счёт высокого уровня вариативности показателей ПЗМР, незначительно превышающий диапазон нормы (46-126 мс).

Более половины всех обследованных спортсменов имеют среднюю устойчивость нервной системы, о которой свидетельствует величина показателя УР (13 % обследуемых футболистов имеют высокий показатель УР, 74 % - средний показатель и 13% - низкий показатель). Оптимальный функциональный уровень системы отмечался у 96 % юных спортсменов, высокий - у 43,5 %, средний - у 52,5 % и низкий - у 4 %. У спортсменов были зарегистрированы средние (87 %), высокие (4 %) и низкие (9 %) уровни функциональных возможностей.

Результаты исследуемой группы мальчиков по методике «Реакции выбора», отражают оптимальную скорость сложно-рефлекторного реагирования, присущую большинству обследованных (74%), средний уровень скорости реакции имеют 22% обследованных. Низкую скорость реагирования продемонстрировал 1 обследованный. Важно отметить, что средние показатели вариативности по методике РВ в целом равняются показателями ПЗМР. Стандартные отклонения, полученные в ходе работы, характеризовались высоким уровнем лишь у 22% игроков. Полученные результаты характеризуют оптимально сформированный компонент условно-рефлекторного дифференцировочного торможения, важного компонента переключаемости и переключения внимания.

В исследовании было важным выявить уровень работоспособности мальчиков 9-10 лет, занимающихся мини-футболом в условиях ХМАО-Югры (таблица 4), так как сильная нервная система выдерживает большую по величине и продолжительности нагрузку, которая присуща в игровых видах спорта.

Таблица 4 - Показатели «Теппинг-теста» мальчиков 9-10 лет, занимающихся мини-футболом в условиях ХМАО-Югры

Средняя частота ударов Число ударов Уровень лабильности Уровень выносливости

6,3±0,07 187,4±2,2 5,7±0 6,6±0,15

По полученным показателям, характеризующим общую работоспособность и силу нервных процессов, установлено, что мальчики, занимающиеся мини-футболом, имеют средне-слабую нервную систему, в целом соответствующую возрастно-половым особенностям развития детского организма, так как ни один обследованный не характеризовался выпуклым типом, который свидетельствует о наличии у обследуемого сильной нервной системы. 4% занимающихся мини-футболом характеризуются ровным типом кривой, 22% - промежуточным типом, нисходящий тип кривой имеют 65% обследованных, вогнутый - 9%. Полученные показатели лабильности и выносливости отражают оптимальную согласованность реакций зрительно-моторных и психомоторных реакций обследованных и характеризуют удовлетворительный уровень производительность нейромоторного аппарата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведен анализ функционального состояния мальчиков 9-10 лет, занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом. На основании показателей установлено, что большинство обследованных мальчиков имели низкие и средние показатели телосложения, одной из причин которых могут быть интенсивные учебные и тренировочные нагрузки, сочетающиеся с активными ростовыми процессами, характерными для данного возрастного периода. Мальчики, занимающиеся спортом, имели более гармоничное физическое развитие и более оптимальное функциональное состояние сердечнососудистой системы по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом.

Средние показатели сенсомоторного обеспечения характеризуют оптимально-удовлетворительные показатели функционирования ЦНС, как в условиях простой, так и сложной условно-рефлекторной деятельности когорты мальчиков 9-10 лет, занимающихся мини-футболом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багнетова Е.А. Региональные аспекты культуры здоровья и образа жизни учащихся / Е.А. Багнетова // «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе» : мат-лы XXXVII междунар. конф. Крым-Ялта-Гурзуф, 2010. - С. 123-124.

2. Беспалова Т. А. Влияние двигательной активности на уровень здоровья мальчиков 10 лет /Т.А. Беспалова // «Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе» : мат-лы VI Всерос. науч.-пракг. конф.. - Москва, 2016. - С. 59-62.

3. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы / Ю.П. Игнатова, И.И. Макарова, К.И. Яковлева, А.В. Аксенова // Ульяновский медико-биологический журнал. - 2019. - № 3. - С. 38-51.

4. Мальцев В.П. Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности как элемент здоровьесберегающего пространства школы / В.П. Мальцев, Н.А. Белоусова, М.Н. Ту-пикова // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2018. - № 1 (13). - С. 161-164.

5. Нейрофизиологический статус и его связь с морфотипом у спортсменов-футболистов / Т.Г. Петрова, Н.Н. Хасанова Т. А., Филимонова и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2013. - № 4. - С. 116-120.

6. Стогов, М.В. Оценка рисков здоровью при занятиях спортом в условиях северного региона / М.В. Стогов, Р.В. Кучин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции

«Наука и социум». - 2020. - № 13. - С. 182-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Тепляков А.А. Региональные нормативы физического развития детей пришлого населения среднего Приобья и их сравнительный анализ / А.А. Тепляков, А.И. Шамилина, О.А. Якушина и др. // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - № 3. - С. 72.

REFERENCES

1. Bagnetova, E.A. (2010), "Regional aspects of health culture and lifestyle of students", Information technologies in science, education, telecommunications and business, Proceedings of the XXXVII International Conference, Krym-Yalta-Gurzuf, рр. 123-124.

2. Bespalova, T.A. (2016), "Influence of motor activity on the level of health of boys of 10 years", Problems of theory and practice of development ofphysical culture and sports at the present stage, Proceedings of the VI All-Russian Scientific-Practical Conference, Moscow, рр. 59-62.

3. Ignatova, Yu.P., Makarova, I.I., Yakovleva, K.I. and Aksenova, A.V. (2019), "Visual-motor reactions as an indicator of the functional state of the central nervous system", Ulyanovsk medical and biological journal, No. 3, pp. 38-51.

4. Mal'cev, V.P., Belousova, N.A., Tupikova,M.N. (2018) "Extracurricular activity of sports and health orientation as an element of health-saving space of school", Health, Education and Safety, No. 1 (13), рр.161-164.

5. Petrova, T.G., Hasanova N.N., Filimonova T.A. et al. (2013), "Neurophysiological Status and its Relationship to Morphotype in Sportsmen-Footballers", Bulletin of Adygeya State University. Series 4: Natural-mathematical and technical sciences, No. 4, рр. 116-120.

6. Stogov, M.V, Kuchin, R.V. (2020) "Assessment of health risks in sports activities in the northern region", Science and Society, Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, No.13, рр. 182-184.

7. Teplyakov, A.A., Shamilina, A.I., Yakushina, O.A. et al. (2015), "Regional norms of physical development of children of the middle Priob'ye population and their comparative analysis", Journal of Siberian Medical Sciences, No. 3, рp. 72.

Контактная информация: b.alexandra01@outlook.com

Статья поступила в редакцию 29.04.2022

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

15-16 ЛЕТ

Ольга Игоревна Ерина, ассистент, Юлия Игоревна Ерина, ассистент, Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Галина

Анатольевна Кузьменко, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Московский педагогический государственный университет, Москва

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения спортивной мотивации и разработке методических подходов управления ею в практике работы с юными атлетами. Устойчивость мотивации к занятиям спортом у юных баскетболистов обусловлена многими факторами, в перечне которых использование тренерами методов психолого-педагогического стимулирования и подкрепления мотивации юных спортсменов. Оценка устойчивости интереса к занятиям спортом у юных баскетболистов 1516 лет зафиксировала невысокую степень его сформированности почти у половины обследованных. Последующая реализация методических подходов, направленных на стимулирование юных спортсменов и включающие активное использование психолого-педагогических приемов и методов поощрения деятельности юных спортсменов, создание благоприятных взаимоотношений в команде, формирование ответственности и осознанности спортсменами значимости своей деятельности и ее результатов, усиливающих достиженческий потенциал юных спортсменов позволили скорректировать устойчивость интереса к занятиям спортом. Наряду с этим, исследование показателей связанности параметров спортивной мотивации у юных атлетов в зависимости от выраженности устойчивости интереса к спорту позволили определить векторы дальнейшего развития содержа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.