Научная статья на тему 'Анализ моделей государственно-частного партнерства на примере энергосервиса'

Анализ моделей государственно-частного партнерства на примере энергосервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛЬ / ЭНЕРГОСЕРВИС / ENERGY SAVING / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / MODEL / POWER SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суходаева Светлана Евгеньевна, Толстой Михаил Юрьевич

Дан обзор социально-экономических моделей в области государственно-частного партнерства. На их основе авторами разработана модель взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в вопросах повышения энергоэффективности в учреждениях образования. Предложена концепция, в основе которой лежит энергосервисный контракт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суходаева Светлана Евгеньевна, Толстой Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP MODELS BY EXAMPLE OF POWER SERVICE

Having reviewed social and economic models in the field of state-private partnership the authors develop an interaction model of the subjects of state-private partnership in the questions of increasing energy efficiency in educational institutions, and propose a conception based on a power service contract.

Текст научной работы на тему «Анализ моделей государственно-частного партнерства на примере энергосервиса»

8. Повышение производительности труда.

9. Улучшение системы управления строительным процессом и организацией в целом и пр.

Роль инноваций в строительных организациях достаточно велика. Инновационная деятельность направлена прежде всего на усиление конкурентных преимуществ за счет использования высокотехнологичных материалов и средств производства. Кроме того, готовая инновационная продукция, выпускаемая

строительными организациями, обладает улучшенными потребительскими свойствами в наибольшей степени. Все вышеперечисленное напрямую влияет на прибыльность предприятий строительного комплекса, поэтому создание необходимых условий для формирования инновационной среды на предприятии является основой практической реализации инноваций и эффективного развития предприятия.

Статья поступила 10.03.2014 г.

Библиографический список

1. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014 г.) // Консультант Плюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149218

2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / ред. кол. Л.И. Абалкин [и др.]; сост. Ю.В. Яковец. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 767 с.

3. Матвеева М.В. Идентификация современной модели экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 15-20.

4. Мончев Н. Разработки и нововведения / пер с болг. М.: Прогресс, 1978. 160 с.

5. Пешков А.В., Сидоренко В.И. К вопросу инвестиционного обеспечения жилищного строительства // Вестник экономической интеграции. 2012. № 4. С. 162-171.

6. Пешков В.В., Токарева К.А. Управление развитием недви-

жимости: Инновационный подход // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2. С. 28-34.

7. Пешкова М.В. Опыт практической реализации инновационных подходов повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных проектов в аспекте проблем землепользования // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2 (3). С. 35-41.

8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 456 с.

9. Peshkov V., Kasyanchik P. Problems of the investment and con-struction sector development in conditions of the national economy moderniza-tion // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis -XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 50-53.

10. Yaskova N., Matveeva Maria. Innovative focus of the investment activity within the modernization of the national economy // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis - XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 42-45.

УДК 69/338.46

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГОСЕРВИСА

© С.Е. Суходаева1, М.Ю. Толстой2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дан обзор социально-экономических моделей в области государственно-частного партнерства. На их основе авторами разработана модель взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в вопросах повышения энергоэффективности в учреждениях образования. Предложена концепция, в основе которой лежит энергосервисный контракт. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова: энергосбережение; государственно-частное партнерство; модель; энергосервис.

ANALYSIS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP MODELS BY EXAMPLE OF POWER SERVICE S.E. Sukhodaeva, M.Yu. Tolstoy

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia

Having reviewed social and economic models in the field of state-private partnership the authors develop an interaction model of the subjects of state-private partnership in the questions of increasing energy efficiency in educational institutions, and propose a conception based on a power service contract. 1 figure. 2 tables. 13 sources.

Key words: energy saving; state-private partnership; model; power service.

1Суходаева Светлана Евгеньевна, магистрант, тел.: 89500923733, e-mail: [email protected] Sukhodaeva Svetlana, Master's Degree student, tel.: 89500923733, e-mail: [email protected]

2Толстой Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, профессор, зав. кафедрой инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, тел.: (3952) 405609, e-mail: [email protected]

Tolstoy Mikhail, Candidate of technical sciences, Professor, Head of the Department of Engineering Communications and Life Support Systems, tel.: (3952) 405609, e-mail: [email protected]

Работа в области энергосбережения и повышения энергоэффективности является ключевым направлением в деле модернизации экономики.

Энергосбережение предусматривает экономию электрической и тепловой энергии, потребления топлива и воды, ограничение оборота энергопотребителей с повышенным нерациональным потреблением энергии, что должно учитываться при формировании государственного заказа и приобретении необходимого имущества.

Одним из основных инструментов, позволяющих привлечь частные инвестиции для модернизации зданий и сооружений бюджетной сферы, является государственно-частное партнерство. Данный подход позволяет повысить активность частных инвесторов для проведения работ по повышению энергоэффективности зданий и сооружений, принадлежащих муниципалитетам и федеральным структурам [4-13].

Государственно-частное партнерство (ГЧП) -

форма для России относительно новая. Даже в Великобритании, считающейся родоначальницей этой формы реализации инвестиционных проектов, первые шаги по формализации ГЧП были приняты в 1981 г. В нашей же стране это понятие впервые появилось в законодательном акте лишь в 2006 г. (закон г. Санкт-Петербурга от 25.12.2006 г. № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнер-ствах» [3]).

Законодательство большинства зарубежных стран позволяет реализовывать ГЧП в любой форме. В России ГЧП можно осуществлять в формах различных моделей: Design/Build and transfer, BOT, BTO/DBTO,BOO/DBOO и Operation and maintenance. При этом за рамками законодательного регулирования остаются BOL/DBOLT/DBOL, BOOT/DBOOT и LABV. Описание моделей приведено в табл. 1.

Для понимания механизма взаимодействия моделей ГЧП приведем их классификацию (табл. 2).

Таблица 1

Описание моделей ГЧП

Модель Описание

Design/Build and transfer (проектирование, строительство, передача) Частный партнер осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, который передается в собственность публичного партнера за вознаграждение

BTO (строительство, реконструкция, передача объекта) Частный партнер осуществляет строительство/реконструкцию объекта, передает объект в собственность публичного партнера, осуществляет эксплуатацию объекта и получает доход от эксплуатации

BOT/DBOT (проектирование, строительство/реконструкция, эксплуатация объекта) Частный партнер осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта и получает доход от эксплуатации, а затем передает объект в собственность публичного партнера

BOO/DBOO (проектирование, строительство/реконструкция, эксплуатация объекта, передача) Частный партнер осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичным партнером срока и получает доход от эксплуатации

BOL/DBOLT/DBOL/DBOLT (проектирование, строительство/реконструкция, передача объекта в аренду) Частный партнер осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта и передает его в аренду публичному партнеру (с правом выкупа).

BOOT/DBOOT (проектирование, строительство/реконструкция, эксплуатация объекта, передача) Частный партнер осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичным партнером срока и получает доход от эксплуатации, а затем передает объект в собственность публичного партнера

Operation and maintenance (эксплуатация и техническое обслуживание) Частный партнер осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичным партнером срока и получает доход от эксплуатации, право собственности на объект остается у публичного партнера

DBFO/PFI (контракт жизненного цикла) Частный партнер осуществляет проектирование, строительство / реконструкцию объекта, финансирование указанных мероприятий и эксплуатацию объекта по стандартам качества, согласованным с публичным партнером, а публичный партнер выплачивает частному партнеру вознаграждение

LABV (совместное предприятие) Публичный и частный партнеры создают совместное предприятие (как правило, в форме компании с целевой правоспособностью), которое осуществляет выполнение проекта ГЧП. Публичный и частный партнеры получают доход с вложенного в предприятие капитала

Таблица 2

Классификация основных моделей ГЧП_

Форма модели ГЧП Инициатор проекта Тип проекта Вид контракта Форма собственности

Сервисный контракт государство моноотраслевой договор подряда не создается

Аренда частное лицо моноотраслевой договор аренды государственная

ВОТ (строительство, передача, организация) государство моноотраслевой концессионное соглашение государственная

BOOT (строительство, владение, эксплуатация, передача) частное лицо моноотраслевой инвестиционное соглашение частная с последующим выкупом государством

Комплексный проект частное лицо межотраслевой инвестиционное соглашение смешанная

Федеральные законы № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1] и № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [2] содержат только по одной форме ГЧП и не позволяют создавать иные формы ГЧП, которые прямо не предусмотрены законом. Такое регулирование существенным образом ограничивает количество проектов, которые можно реализовывать в рамках ГЧП.

Финансирование проектов на основе концессионного соглашения производится с обязательным привлечением государственной гарантии, так как законодательство о концессионных соглашениях не содержит норм, необходимых для обеспечения и защиты прав кредиторов проекта.

Ключевой проблемой является нестыковка норм законодательства федерального уровня в различных сферах (бюджетного и инвестиционного законодательства, земельного законодательства и законодательства о ГЧП) и отсутствие ряда норм в федеральном законодательстве, позволяющих успешно реали-зовывать проекты ГЧП.

В условиях сложности реализации проектов ГЧП со стороны законодательства предлагается разработанная авторами модель взаимодействия субъектов ГЧП в вопросах повышения энергоэффективности в учреждениях профессионального образования, базовых учреждениях начального и среднего профессионального образования на уровне субъекта Российской Федерации.

Целью ГЧП в сфере профессионального образования является создание таких финансовых и других ресурсных условий, которые способствовали бы росту эффективности и конкурентоспособности учебных заведений, инвестиционной привлекательности и росту финансового потенциала, а также обеспечению предоставления обществу социально значимых услуг при сохранении их высокого качества и доступности.

На основе анализа существующих моделей предлагается концепция, основанная на договорных отношениях между всеми участниками ГЧП.

Договорная модель предполагает частное финан-

сирование и управление процессами повышения энергоэффективности при наличии совместной (частно-государственной) собственности. Она наиболее приемлема в отраслях, где инвестиции направлены в первую очередь на сокращение текущих издержек, при этом полученная экономия нередко превышает инвестиционные затраты.

Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергетической эффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение. Его отличительной особенностью является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, привлекаются энергосервисной компанией.

Модель имеет законодательную основу: Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и практику апробации [4].

Схематичное представление модели ГЧП на примере энергосервисного контракта представлено на рисунке.

Для реализации работы по модели, представленной на рисунке, необходимо заключить серию договоров и сформировать структуру оплаты по контрактам.

Основными договорами будут являться:

- решение субъекта Российской Федерации о передаче частичных полномочий публичного партнера государственному образовательному учреждению;

- проведение публичным партнером (наделенным полномочиями субъекта Российской Федерации) конкурсных процедур по выбору частного партнера (энергосервисной компании) для заключения энергосервисного договора с образовательным учреждением;

- договор на организацию работ частного партнера с центром энергосбережения для проведения экспресс-энергоаудита;

Схема модели ГЧП на примере энергосервисного контракта

- договор с производителями оборудования о поставке энергоэффективного оборудования энергосервисной компании;

- договор на выполнение работ со строительной (монтажной) организацией;

- договор на поставку энергоресурсов МОУ с поставщиками энергоресурсов;

- договор на обслуживание зданий и сооружений с организацией, предоставляющей услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Решение субъекта Российской Федерации о передаче частичных полномочий публичного партнера государственному образовательному учреждению: деятельность будет осуществляться в рамках полномочий, частично переданных публичным партнером субъекта Российской Федерации. Организация берет на себя подготовку информации, документов, а также проведения других работ для обеспечения соглашений о ГЧП.

Публичным партнером является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает уполномоченный им орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает уполномоченный им орган местного самоуправления. По решению Правительства Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования от имени публичного партнера по соглашению о ГЧП отдельные полномочия публичного партнера может осуществлять одна из следующих организаций:

1) государственные компании;

2) государственные корпорации;

3) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

4) государственные и муниципальные учреждения;

5) хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей или акций в совокупности принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;

6) дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей или акций в совокупности принадлежит указанным в пунктах 1-5 юридическим лицам;

7) дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей или акций в совокупности принадлежит указанным в пунктах 1-6 дочерним хозяйственным обществам;

8) некоммерческие организации в организационно-правовой форме фондов, созданных Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления;

9) иные лица, участие которых на стороне частного партнера ограничено законодательством или решениями Правительства Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации.

Порядок осуществления такими органами или лицами полномочий публичного партнера, в том числе полномочий по передаче объекта соглашения о ГЧП и/или иного подлежащего передаче частному партнеру по соглашению имущества, определяется соглашением о ГЧП в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования.

Проведение публичным партнером (наделенным полномочиями субъекта Российской Федерации) кон-

курсных процедур по выбору частного партнера (энергосервисной компании) для заключения энергосервисного договора с образовательным учреждением. Решение о заключении договора (соглашения о ГЧП) о выполнении работ частным партнером может быть принято:

- Правительством Российской Федерации в отношении соглашений о ГЧП, стороной по которым выступает Российская Федерация или Российская Федерация и субъект (субъекты) Российской Федерации;

- высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении соглашений о ГЧП стороной, по которому выступает субъект Российской Федерации и/или муниципальное образование (муниципальные образования) и муниципальные образования;

- главой местной администрации городских округов в отношении соглашений о ГЧП стороной, по которому выступает муниципальное образование.

Соглашение о ГЧП заключается путем проведения конкурса в соответствии с решением о заключении соглашения за исключением случая, при котором по решению публичного партнера по согласованию с уполномоченным органом по вопросам ГЧП конкурс признан несостоявшимся в связи с подачей одной заявки на участие в конкурсе.

Энергосервис представляет собой реализацию специальных мероприятий, позволяющих без изменения существующих систем в зданиях значительно снизить энергопотребление, не ухудшая при этом эффективность функционирования этих систем. То есть энергосервис - это рациональное использование энергии применительно к конкретным условиям. В основе лежит энергосервисный контракт, о котором мы уже говорили выше.

Предметом энергосервисного контракта (договор) является осуществление исполнителем действий, направленных на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение, исполнителем которых выступает энергосервисная компания (ЭСКО) [4].

Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

- условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения договора (контракта);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- условие о сроке действия договора (контракта), необходимого для достижения установленной договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов.

Энергосервисный договор (контракт) может содержать:

- условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и

иные согласованные при заключении договора (контракта) условия;

- условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;

условие об определении цены, исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.

Договор на организацию работ частного партнера с центром энергосбережения для проведения экспресс-энергоаудита. Проведение работ осуществляется для верификации энергетического паспорта предприятия, оценки его объективности, определения наиболее эффективных мероприятий для выполнения энергосервисного контракта.

Договор с производителями оборудования о поставке энергоэффективного оборудования энергосервисной компании. Энергосервисная компания заключает договор на поставку необходимого для реконструкции объекта оборудования. Оплата стоимости оборудования может происходить следующим образом:

- частный партнер изыскивает собственные средства для оплаты оборудования;

- частный партнер берет займ в кредитном учреждении для оплаты оборудование, возврат займа и оплата процентов производятся из прибыли, получаемой в результате реализации проекта;

- частный партнер берет оборудование в лизинг, платежи по лизинговому договору производятся из прибыли, полученной в результате реализации проекта.

Договор на выполнение работ со строительной (монтажной) организацией. Предусматриваются договорные отношения между строительно-монтажными предприятиями и частным партнером (энергосервисной компанией) по монтажу и строительным работам, требующим специфического лицензионного подхода.

Договор на поставку энергоресурсов МОУ с поставщиками энергоресурсов. Частный партнер берет на себя обязательства оплачивать счета, выставленные поставщиками энергоресурсов в соответствии с приборами учета. Договор заключается с поставщиком энергоресурсов с обязательным актом сверки с учреждением, осуществляющим владение или оперативное управление объектом потребления энергоресурсов.

Любые действия в области инвестирования подвержены определенным рискам, особенно те, практики по которым относительно немного. Это относится и к работе по предложенной модели.

К рискам данной модели можно отнести:

- риск предоставления заказчиком недостоверной и/или неполной информации как на этапе проведения энергоаудита, так и на этапе эксплуатации;

- риск неквалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования;

- риск неплатежеспособности заказчика.

У энергосервисных организаций могут возникнуть следующие риски:

- правила технической эксплуатации энергоустановок, а также электроустановок потребителей обязывают осуществлять эксплуатацию указанного оборудования подготовленным (аттестованным) теплоэнергетическим и электротехническим персоналом и возлагают ответственность за безопасную эксплуатацию этого оборудования на руководство организации, являющейся собственником оборудования;

- риски, связанные с ответственностью и организацией обслуживания оборудования повышенной опасности, встроенного фрагментарно в действующие инженерные сети образовательного учреждения, но не находящиеся на его балансе;

- риски, связанные с ответственностью за соблюдение требований техники безопасности и охраны труда в ходе эксплуатации этого оборудования, а также при несчастном случае;

- финансовые риски, связанные с затратами на ремонт и техническое обслуживание этого оборудования в первый пятилетний период его эксплуатации;

-имущественные риски, возникающие в этот период;

- риски, связанные с функционированием инженерных систем образовательного учреждения в случае возникновения имущественных претензий или вынесения судебных решений в отношении встроенного энергетического оборудования, не находящегося на балансе учреждения;

- риски, связанные с изменениями в налогообложении Российской Федерации;

- риски, связанные с изменением размера вознаграждения, что не позволит окупить проект или окупить его в планируемый срок;

- риски, связанные с учетом факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов;

- риски урегулирования имущественных отношений между всеми участниками.

Определение степени соответствия разработанной модели взаимодействия субъектов ГЧП требованиям повышения энергоэффективности в учреждениях профессионального образования будет являться

уже целью апробации модели ГЧП.

Можно выделить следующие этапы апробации: заключение контракта между уполномоченным органом и субъектом государственной власти;

определение объекта внедрения энергосберегающих мероприятий;

определение перечня внедряемых энергосберегающих мероприятий и потенциала энергосбережения; выбор исполнителя - частного партнера; заключение энергосервисного контракта с частным партнером;

мониторинг результатов исполнения энергосервисного контракта.

Безусловно, существенное влияние на функционирование ГЧП оказывают такие институты, как банки, инновационные фонды, технопарки, энергосервисные компании, поставщики энергоресурсов. Главной для оценки реализуемости проектов и их инвестиционной привлекательности как со стороны государства, так и со стороны предпринимательских структур является конкретизация основных параметров соглашений в области ГЧП.

В заключение можно отметить возможность внедрения такого инструмента, как энергосервисный контракт на базе ГЧП. Для эффективной работы данного механизма необходимо провести серию мероприятий. НИ ИрГТУ готов принять в них участие. В вузе есть все инструменты, необходимые для участия в качестве партнера: создан научно-образовательный инновационный центр «Энергоэффективность», имеется отдел по государственным закупкам. Наличие опытных профессиональных сотрудников, разбирающихся в энергоэффективных мероприятиях, а также сотрудников, которые умеют проводить торги и закупки, позволит университету участвовать в ГЧП на должном уровне с получением максимального положительного результата.

В случае принятия закона о ГЧП описание методики формирования механизма взаимодействия с различными субъектами на базе энергосервисных контрактов позволит ускорить работу на местах и снизит временные затраты на внедрение данного механизма.

Статья поступила 17.06.2014 г.

Библиографический список

1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 г. (ред. от 21.07.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014 г.) № 115-ФЗ // Гарант: информационно-справочная система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162279

2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 г. (ред. от 02.07.2013) № 94-ФЗ // Гарант: информационно-справочная система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148890

3. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 г. № 627-1 о0 (с изменениями на 6 декабря 2010 г.) // Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL:

http://gov.spb.ru/law?d&nd=8442332&prevDoc=891808830

4. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: федер. закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ // Гарант: информационно-справочная система [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12171109

5. Александрова И.В., Толстой М.Ю. Энергоаудит - оценка потенциала энергосбережения зданий и сооружений // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. № 3 (43). С. 62-66.

6. Варнавский В.Г, Клименко А.В., Королёв В.А. Теоретические основы государственно частного партнерства // Государственно-частное партнёрство: теория и практика: учеб. пособие. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.

7. Государственно-частное партнерство в образовании: сб. ст. / науч. ред. О.П. Молчанова, А.Я Лившин. М.: Книжный дом «Университет», 2009.

8. Молчанов И.Н., Дмитриева Е.А. Государственно-частное партнерство и его роль в реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования // Credo new. 2013. № 3. Т. 2. С. 30-40.

9. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. Женева: Изд-во Организации объединенных наций, 2008.

10. Снельсон П. Государственно-частные партнерства в странах с переходной экономикой // Право на этапе перехода. 2007. С. 30-37.

11. Ульрих М.А. Энергосервисные контракты в жилищном фонде: новые возможности для управляющих компаний //

ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2010. № 10. С. 15-20.

12. Управление многоквартирными домами в Иркутской области (на примере некоммерческого партнерства «Содружество ЖКХ») / М.Ю. Толстой, А.В. Каменев, К.В. Мельникова, Н.Л. Корзун // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 10 (81). С. 368-373.

13. Энергосберегающие технологии с использованием теп-лонасосных установок-станций в тепловодооснабжении гражданских объектов Прибайкалья / М.Ю. Толстой, Н.В. Вилор, Н.А. Ярина, Е.Э. Баймачев // Водоочистка. Водопод-готовка. Водоснабжение. 2012. № 7 (55). С. 26-31.

УДК 338.45

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

_ л о

© А.С. Тазетдинова1, Т.А. Баяскаланова2

Иркутский государственный технический университет, 664047, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Предложен авторский инструментарий разработки методических рекомендаций для активизации инновационной деятельности промышленного комплекса. В основе предлагаемого инструментария лежит расчет индекса инно-вационности субъекта относительно лидера и индекса роста показателей инновационного развития предприятия. В рамках данного инструментария разработана матрица принятия решений по формированию мероприятий для активизации инновационной деятельности промышленного комплекса на основании матрицы типов субъектов, предполагающая следующие ситуации сформировавшихся условий, в которых функционируют предприятия: становление, стагнация, стабильность, неопределенность, переходный этап, депрессия, кризис, упадок. Ил. 2. Табл. 5. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: промышленный комплекс; активизация инновационной деятельности; матрица принятия решений; индекс инновационности субъекта; индекс роста показателей.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS TO PROMOTE INNOVATIVE ACTIVITIES

OF INDUSTRIAL COMPLEX

A.S. Tazetdinova, T.A. Bayaskalanova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664047, Russia.

The article introduces the author's development of methodological recommendation tools for the promotion of innovative activities of the industrial complex. The proposed tools are based on the calculation of the subject's index relative to the leader of innovation and the index of enterprise innovative development indicator growth. The matrix of making decisions on the formation of activities to promote the innovative activity of the industrial complex on the basis of the matrix of subject types is designed as a part of this toolkit. The matrix covers the following situations of the formed conditions, in which enterprises operate: formation, stagnation, stability, uncertainty, transitional stage, depression, crisis and decline. 2 figures. 5 tables. 8 sources.

Key words: industrial complex; promotion of innovative activities; decision-making matrix; innovation index of a subject; index of indicator growth.

На практике совокупность мероприятий органов государственной власти, направленных на обеспечение стимулирующего воздействия на субъекты экономики с целью выпуска ими новых конкурентоспособных видов продукции, разработки и внедрения прогрессивных технологий, новшеств экономического, социального, организационного и иного характера, представляет собой государственную инновационную

политику [2]. Некоторые западные страны уже давно создали у себя конкурентную инновационную среду, в которой результаты научных исследований и инновации становятся востребованными промышленностью и обществом. Россия, к сожалению, занимает лишь 98 позицию в мире по величине инновационного индекса (3,13) [8]. Инновационная продукция в России сегодня не набирает и 1%, в то время как этот же показатель в

1Тазетдинова Александра Сергеевна, аспирант, тел.: В902760В06В, e-mail: [email protected] Tazetdinova Aleksandra, Postgraduate, tel.: В902760В06В e-mail: [email protected].

2Баяскаланова Туяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: В96465Э0191, e-mail: damaВ[email protected]

Bayaskalanova Tuyana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: В96465Э0191, e-mail: damaВ[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.