УДК 33
Маммедова Г.
студент 2 курса кафедры информационных систем
Туркменский государственный институт экономики и управления
(г. Ашхабад, Туркменистан)
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В
МАКРОЭКОНОМИКЕ
Аннотация: в статье рассматриваются наиболее известные макроэкономические модели человеческого капитала, производится сравнительный анализ. Модели человеческого капитала сегодня наиболее актуальны, поскольку показывают, как можно увеличить темпы экономического роста посредством инвестиций в образование.
Ключевые слова: макроэкономика, человеческий капитал, эндогенный рост, экономический рост.
Как правило в макроэкономических моделях основными факторами производства являются труд и капитал - от объема использования этих факторов, помноженных на технологическую составляющую, зависит уровень выпуска. Однако очевидно, что примерно так можно охарактеризовать процесс производства в индустриальную и доиндустриальную эпохи, когда человек представлял собой лишь рабочий механизм в системе и выполнял монотонный физический труд, так как только в таком случае индивидуальная роль человека нивелируется. На сегодняшний день от качества работы человека часто зависит успех компании, достижение ею поставленных задач, потому что как правило монотонная работа заменилась роботами и человек по большей части выполняет интеллектуальную, либо творческую работу, качество которой определяется множеством факторов, в том числе образованием, общим культурным уровнем, начитанностью, умением устанавливать причинно-следственные связи и так
далее. Таким образом, все большую значимость имеют модели человеческого капитала, поскольку обществу в целом и политикам в частности необходимо понять, как повысить уровень образования, культуры, так, чтобы от инвестиций в эти, казалось бы, непроизводительные сферы, была максимальная отдача и общество смогло выйти на более высокие темпы экономического роста. Модели человеческого капитала распространены менее, чем модели спроса и предложения, но тем не менее, на протяжении истории развития экономической науки рождалась необходимость в моделях такого типа, и они появлялись.
Наиболее известной моделью является модель Ромера [1], в которой темп технологического прогресса зависит от доли исследователей в стране. Эта модель является логичным продолжением модели Солоу, в которой был сделан вывод о том, что на темпы экономического роста влияет только темп роста прогресса. Теперь мы приходим к выводу, что для увеличения темпов роста необходимо, чтобы больше населения занималось исследовательской деятельностью, так как в модели Ромера первого поколения темп роста технического прогресса есть доля исследователей в степени результативности исследований. В модели второго поколения прогресс выше при более высокой результативности деятельности исследователей, более высоком темпе роста населения и более низкой степени дублирования научных открытий разными исследователями.
Также известной моделью, в которой объясняется необходимость инвестиций в образование является модель Гэлора [2]. Модель достаточно хорошо согласуется с эмпирическими данными в том смысле, что в ней описан «мальтусианский» период, когда экономический рост возможен только лишь на основе роста рабочей силы. При достижении некоторого предельного уровня технического прогресса инвестиции в образование становятся оправданными, и экономика переходит к качественному росту, при этом рост доходов уже не оказывает никакого воздействия на численность населения, наступает так называемый «постмальтусианский» период. Модель хорошо описывает события
XIX-XX веков в доиндустриальное и постиндустриальное время и является хорошей попыткой описать процесс принятия решения индивидом о вложении средств в образование детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Romer P. M. Human Capital and Growth: Theory and Evidence // NBER Working Paper. - 1989. - N 3173. doi: 10.3386/w3173
2. Galor, Oded, From Stagnation to Growth: Unified Growth Theory (January 20, 2005). Minerva Center for Economic Growth Working Paper No. 2004-1, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=651526 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.651526
3. Nelson R. R., Phelps E. S. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth // American Economic Review. - 1966. - Vol. 56(1/2). - pp. 6975.
Mammedova G.
Turkmen State Institute of Economics and Management (Ashgabat, Turkmenistan)
ANALYSIS OF HUMAN CAPITAL MODELS IN MACROECONOMICS
Abstract: the article discusses the most famous macroeconomic models of human capital and makes a comparative analysis. Human capital models are most relevant today because they show how economic growth can be increased through investment in education.
Keywords: macroeconomics, human capital, endogenous growth, economic growth.