Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 4(8), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/06/
URL статьи: https://regrazvitie.ru/modeli-ekzogennogo-i-endogennogo-ekonomicheskogo-rosta-v-kontekste-
razvitiya-ekonomiki-rossii/
УДК 330.341.12
Модели экзогенного и эндогенного экономического роста в контексте развития экономики России
© 2015 Шалимов Сергей Михайлович
кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет Е-mail: [email protected]
Ключевые слова: модели экзогенного экономического роста, модели эндогенного экономического роста, темпы роста национального дохода, технологический уклад, человеческий капитал, экономика знаний
Аннотация. В рамках научных исследований моделей экономического роста сложилось представление, что его основными факторами являются капитал, труд и научно-технический прогресс. При этом, научно-технический прогресс в одних моделях экономического роста представлен как экзогенная переменная, в других моделях - как эндогенная переменная. Становление нового технологического уклада и формирование экономики знаний, обязательные условия развития экономики России.
Exogenous and endogenous economic growth models in the context of Russian economic development
© 2015 Shalimov Sergey Mikhailovich
Ph.D. in Economics, the associate professor Samara State University of Economics E-mail: [email protected]
Key words: exogenous and endogenous economic growth models, rates of increase in the national income, technological mode, human capital assets, economy of knowledge.
Abstract. As part of the scientific studies of economic growth models, it was discovered that the main factors are capital, labor and scientific-technological progress. At the same time different economic growth models show that scientific-technological progress can be present as an exogenous or an endogenous variable.
48164C
Региональная экономика
The formation of a new technological mode and the economy of knowledge are an indispensable prerequisite for Russian economic development.
Выходные сведения статьи:
Шалимов С.М. Модели экзогенного и эндогенного экономического роста в контексте развития экономики России // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 4(8). URL: https://regrazvitie.ru/modeli-ekzogennogo-i-endogennogo-ekonomicheskogo-rosta-v-kontekste-razvitiya-ekonomiki-rossii/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Насколько экономический рост действительно является экзогенным или эндогенным - в настоящее время одна из центральных проблем современных теорий экономического роста.
Важнейшим внешним (экзогенным) фактором интенсивного экономического роста в экономической литературе считается научно-технический прогресс. Попытку подсчитать темп экономического роста с учетом фактора технического прогресса сделал голландский экономист Ян Тинберген, лауреат Нобелевской премии по экономике. Он усовершенствовал функцию Кобба-Дугласа, введя в нее показатель темпа технического прогресса:
Y = A K Lp e r ,
где е - основание натурального логарифма, а в целом сомножитель e rt -фактор временного (t) изменения научно-технического прогресса.
Однако, на практике слишком трудно выявить и тем более подсчитать вклад научно-технического прогресса в экономический рост. Во-первых, научно-технический прогресс - весьма долгосрочный фактор, его сложно наблюдать в кратко- и среднесрочных отрезках времени. Во-вторых, научно-технический прогресс, проявляется в большей степени неявно, а опосредовано, через улучшение качества факторов производства. Воплощенный, т.е. материализованный научно-технический прогресс можно оценить как степень улучшения качества капитала, его производительности. Невоплощенный, т.е. нематериализованный технический прогресс, включающий в себя прогресс знаний (производственных и управленческих), очень сложно выделить и оценить отдельно от других факторов, повышающих производительность на единицу затрат.
Теоретический подход в оценке нематериализованного научнотехнического прогресса в экономическом росте предложен в модели «остаток Солоу» и в подходе, используемом в фундаментальной науке, который нередко называют «остатком Денисона».
Модель «остаток Солоу» основана на функции Кобба-Дугласа. Принцип расчета таков: из общего прироста совокупного дохода Y вычитается та его часть, которая образовалась за счет прироста капитала К и прироста труда L. Считается, что оставшаяся часть совокупного дохода создана за счет фактора научно-технический прогресс.
Известно, что прирост капитала на АК увеличит производство на
МРК ■ АК. Аналогично, расширение фактора труда на AL приведет к расширению объема производства на величину MPL ■ AL. Соответственно, при одновременном изменении этих двух факторов прирост совокупного продукта со-
48164C
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
ставит: AY = МРК ■ АК + MPL ■ AL. Экономический рост измеряется в темпах прироста. Учитывая, что доля капитала в произведенном продукте выражается как а = МРК ■ К/Y, а доля труда, как в= MPL ■ L/Y, что соответствует показателям а + в в производственной функции Кобба-Дугласа, функцию темпов прироста производства можно записать в следующем виде: AY/Y = а ■ АК/К + в ■ AL/L + АА/А, где АА/А показывает вклад прироста совокупной производительности факторов K и L в увеличение общего объема производства. Таким образом, получаем возможность оценить долю технического прогресса в приросте объема производства (АА/А) остаточным методом:
АА/А = А Y/Y - а ■ АК/К - в ■ AL/L
Показатель АА/А в экономической теории называется остатком Солоу и служит мерой участия технического прогресса в экономическом росте.
Большой вклад в исследование роли технического прогресса внес Эдвард Ф.Денисон. В работе «Исследование различий в темпах экономического роста» (1967г.) ему удалось подсчитать величину остаточного фактора экономического роста, включающую в себя, все факторы, которые влияют на экономический рост помимо труда, капитала и земли.
Сопоставление содержания модели остатка Солоу и остаточного фактора Денисона (или остатка Денисона) показывает очевидность, что они представляют собой один и тот же показатель, учитывающий фактор научнотехнического прогресса.
Следует отметить, что ученые, специализирующиеся по проблемам экономического роста, обоснованно подчеркивают, что для проведения эффективной политики стимулирования экономического роста необходимо реалистично оценивать темпы изменения национального дохода. Обращается внимание на следующие закономерности. Наиболее высокие темпы роста характерны для перехода национальной экономики к более высокому уровню экономического развития, который часто осуществляется в виде скачка в производственных и организационных технологиях. Этому периоду предшествует стадия с низкими темпами роста национального дохода, а возможно, и отрицательными, что отражает потребность экономики в этом скачке. После осуществления перехода к более высокому уровню экономического развития и распространения новой производственно-управленческой технологии как доминирующей, темпы национального дохода замедляются и стабилизируются. В странах, где правительство, стимулируя рост национального дохода, делает ставку на повышение производительности с помощью прогресса знаний и технологий, высокие темпы будут обеспечиваться преимущественно за счет увеличения так называемого остаточного фактора. Следует помнить, что высокие темпы характерны только для промежуточного, переходного периода к более высокому уровню производства.
В условиях нормального режима работы экономики необоснованно ставить задачу сохранения высоких темпов роста. Цель экономической политики в этот период должна переориентироваться на поддержание более умеренных, но стабильных темпов. Необходимо изменить и способ достижения этой цели: перенести акценты с мер активизации внешних факторов экономического роста
48164C
Региональная экономика
на внутренние факторы (совокупный спрос и совокупное предложение). Соответственно, основными инструментами достижения этой цели послужат стимулирующие кредитно-денежная и налогово-бюджетная политики, воздействие на уровень занятости, поддержание необходимого баланса между сбережениями и инвестициями.
Неоклассические модели Кобба-Дугласа и Солоу легли в основу большого числа современных моделей экономического роста, появившихся в последней трети XX века. Авторы новых исследований предлагают несколько иные, расширительные условия моделей по сравнению с базовыми. В неоклассических моделях Кобба-Дугласа и Солоу научно-технический прогресс был единственным долгосрочным фактором экономического роста. В современных и производных от них моделях рассматриваются такие долгосрочные факторы роста, как норма сбережения, темпы прироста рабочей силы, уровень инвестиций в человеческий капитал и новая для нас категория - норма накопления человеческого капитала, sH. Следует отметить, что в стандартной модели Солоу, норма сбережения не влияла на долгосрочный темп экономического роста.
Авторы новых теоретических моделей экономического роста придают им эндогенный характер. Эндогенные переменные определяются, в отличие от экзогенных, не вне экономической системы, а внутри нее. В то время, как создатели более ранних моделей полагали, что экономический рост в долгосрочном плане носит по отношению к экономике страны всецело экзогенный характер, как и сам научно-технический прогресс.
Новые теоретические модели экономического роста вошли в экономическую теорию под общим названием модели эндогенного экономического роста. В качественно новых теоретических моделях предпринята попытка обосновать эндогенную природу технологических изменений, порождающих экономический рост. Принципиальная особенность этих моделей заключается в том, что их производственная функция содержит в той или иной форме новую переменную -человеческий капитал, - характеризующую объём научных знаний и практического опыта, накопленных в процессе обучения.
Рассмотрим несколько моделей эндогенного экономического роста.
«Новая теория роста», разработанная в 1980-х гг. американским экономистом Полом Ромером и его последователями, поставила во главу угла технологическое развитие. Согласно этой теории, прирост знания имеет эндогенный характер и связан с такими экономическими факторами, как улучшение возможностей для получения прибыли или рост образования. Таким образом, темпы технологических перемен отнюдь не стабильны, а их скорость в значительной мере зависит от деятельности государства и отдельных компаний. На основании построенной модели П. Ромер делает вывод, что страны с большим накопленным объемом человеческого капитала будут иметь более высокие темпы развития.
Влияние международной торговли на современном этапе технологического развития в контексте эндогенного экономического роста изучалось Дж.Гроссманом (Принстонский университет) и Е.Хэлпманом (Университет Тель-Авива). Их модель учитывает, в частности, возможность-
48164C
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
международного перелива капиталов для финансирования НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), и предсказывает при определенных условиях формирование транснациональных корпораций по мере приближения экономики к равновесной, сбалансированной траектории роста (устойчивому состоянию в долгосрочном динамическом периоде).
Наиболее известная модель эндогенного экономического роста - модель Мэнкью-Ромера-Уэйла. Данная модель разработана в 1992г. и вошла в экономическую литературу под английской аббревиатурой, соответствующей первым буквам фамилий авторов (MRW model).6 Данная модель представляет собой модификацию базовых моделей Кобба-Дугласа и Солоу с учетом фактора человеческого капитала.
Авторы модели Мэнкью-Ромера-Уэйла включили в нее человеческий капитал (Н) в качестве самостоятельного фактора экономического роста, имеющего эндогенный характер, и производственная функция приобрела следующий вид:
Y = К H -(AL)1-a~e,
где а - коэффициент эластичности выпуска Y по фактору физического капитала, в - коэффициент эластичности выпуска по фактору человеческого капитала, 1-а-в - коэффициент эластичности выпуска по фактору труда, AL - количество единиц эффективного труда.
Тогда, производственная функция, в расчёте на одного работника (известная как функция Солоу) с учетом человеческого капитала преобразуется в выражение:
у = ka • h
Данное выражение получено посредством деления всех членов предыдущей формулы на AL: у= Y/AL, k = K/AL, h = H/AL.
С помощью математических преобразований Мэнкью, Ромер и Уэйл получили, возможность проверить расширенную модель Солоу на временных рядах и применять ее для межстрановых сопоставлений, объясняющих различия в темпах и причинах экономического роста.
Данная модель показывает определенную закономерность для экономики с устойчивой траекторией роста. Необходимо помнить, что при этом, должно сохраняться условие - инвестиции равны сбережениям ( I = S), а темпы увеличения k - запаса физического капитала на одного работника и темпы роста h - запаса человеческого капитала на одного работника - равны между собой. Если увеличение нормы сбережения s приводит к большему объему производства, то это обусловливает более высокий устойчивый уровень человеческого капитала, даже если доля дохода, идущего на накопление человеческого капитала, sH не изменяется.
Однако, следует иметь ввиду, что увеличение темпов роста населения п отрицательно влияет на темпы накопления h при сбалансированном, устойчивом росте. Это объяснимо, поскольку при прочих равных условиях увеличение насе-
48164C
Региональная экономика
ления уменьшает объем человеческого капитала, приходящегося на одного работника.
Мэнкью, Ромер и Уэйл делают вывод о том, что чем дальше идет страна в своем экономическом развитии, тем большую роль для роста экономики играет качество или уровень развития человеческого капитала. Другие факторы - неквалифицированный труд и физический капитал - становятся относительно более пассивными, нейтральными и не вызывают заметных сдвигов в объёме производства. Таким образом, государственная поддержка инвестиций в образование, в научные исследования и разработки, аккумулирующие новые знания, рассматривается как важнейший эндогенный фактор экономического роста.
В завершении можно констатировать, что с учетом других неоклассических моделей экономического роста современные ученые осуществили попытку отразить новые тенденции и подходы в экономической науке. В частности, человеческий капитал, а также норма сбережения включаются в модель экономического роста в качестве его важнейших эндогенных факторов. Установленная зависимость между расходами на образование, нормами накопления человеческого и физического капитала и темпами долгосрочного экономического роста позволяют сделать предположение о том, что в условиях современного производства долгосрочный экономический рост может носить эндогенный характер.
Сложившаяся в 2000-е годы модель экономики России, хотя и обеспечила достаточно уверенное преодоление кризиса 2008—2009 гг., не позволяет выйти на новую траекторию устойчивого экономического роста.
Дальнейшие перспективы развития российской экономики представляются крайне неоднозначными. Мировая экономика находится в глубоком системном кризисе, и неясно, когда она сумеет выйти из него. Сопутствующая этому неопределенность повышает волатильность цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта, зависимость от которых остается высокой.
Преодолеть существующие в российской экономике проблемы в рамках сложившейся в начале 2000-х годов модели экономического роста принципиально невозможно. В разработанной по инициативе правительства РФ экспертным сообществом в 2011 г. Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020г. («Стратегия-2020»)7 предложена, по сути, новая модель экономического роста, опирающаяся на обеспечение макроэкономической стабильности, структуризацию экономики, масштабные институциональные преобразования и «новую социальную политику» (ориентированную на повышение уровня развития человеческого капитала).
Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020г. основывается на эндогенном подходе экономического роста. Требуются тактические действия Правительства РФ, основанные на новой экономике. Под новой экономикой обычно понимается экономика знаний.
Любая деятельность порождает больший объем знаний, чем потребляет. При каждой передаче знаний количество их обладателей увеличивается. При этом, в отличие от материальных благ, цена которых, как правило, пропорциональна их редкости, чем больше в обществе потребляется знаний, тем больше
48164C
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
их становится, тем они качественнее и ценнее. Знания можно уподобить философскому камню в экономике - они дают возможность бесконечного самовоспроизводящегося экономического роста, подъема благосостояния и качества жизни населения.
Однако использование знаний требует определенных усилий. Знания приобретают ценность только в рамках определенной технологии их применения.
Литература:
1. Солоу Р. Перспективы теории роста. Мировая экономика и международные отношения. 1996. №8.
2. Grossman G., Helpman Е. Innovation and Growth in the World Economy. Cambridge. MIT Press. 1991.
3. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. М., 2008.
4. Нуреев Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Норма», 2008.
5. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
6. Mankiw N.G., Romer D., Weil D. A Contribution to the Empirics of Economic Growth. Quarterly Journal of Economics. May 1992.
7. Сайт «Стратегия-2020». www.2020strategy.ru
References:
1. Solow R. Perspektivy teorii rosta [The prospects of growth theory]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World E^nomy and International Relations], 1996, no. 8.
2. Grossman G., Helpman Е. Innovation and Growth in the World Economy. Cambridge. MIT Press. 1991.
3. Nikiforov A.A., Antipina O.N., Miklashevskaya N.A. Makroekonomika: nauchnye shkoly, koncepcii, ekonomicheskaya politika [Macroeconomics: school of sciences, conception, economic policy]. Moscow, Delo i servis Publ., 2008.
4. Nureev R.M. Ekonomika razvitiya: modeli stanovleniya rynochnoy ekonomiki [Economics of growth: establishment of the market economy models. 2nd ed]. Moscow, Norma Publ., 2008.
5. Mankiw N.G. Macroeconomics [Russ. ed.: Mankiw N.G. Makroekonomika]. Moscow, MSU Publ., 1994.
6. Mankiw N.G., Romer D., Weil D. A Contribution to the Empirics of Economic Growth. Quarterly Journal of Economics. May 1992.
7. http://www.2020strategy.ru
48164C