Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ БАНКА КАЧЕСТВА НЕФТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ БАНКА КАЧЕСТВА НЕФТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефть / банк качества нефти / магистральный нефтепровод / трубопроводная система / грузоотправители / смесь нефтей / показатели качества / цена / ценовая корзина / стоимостные коэффициенты / oil / oil quality bank / main oil pipeline / pipeline system / shippers / mixture of oils / quality indicators / price / price basket / cost coefficients

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тимофеев Федор Владимирович

В статье рассмотрены вопросы применения банка качества нефти, как универсальной процедуры, предусматривающей возможность проведения взаиморасчетов между грузоотправителями. Взаиморасчеты предусматривают выплату компенсаций грузоотправителям, сдающим в трубопроводную систему нефть лучшего качества с высокой рыночной ценой за счет штрафов, получаемых от грузоотправителей, сдающих нефть с худшими качественными параметрами и низкой рыночной стоимостью. Проведен анализ наиболее часто применяемых в различных трубопроводных системах моделей банка качества нефти (эталонной, общесистемной и двойной) и соответствующих данным моделям расчетов выплат штрафов и компенсаций. Предложена модель банка качества нефти, адаптированная для сложных трубопроводных систем, к которым относится отечественная система магистральных нефтепроводов. Представлен порядок расчета штрафов и компенсаций за изменение качества нефти по отдельным маршрутным поручениям. Сделан вывод о том, что при транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов может быть использована любая из рассмотренных моделей банка качества нефти, при этом в целом для системы наиболее предпочтительной будет модель банка качества нефти, адаптированная для сложных трубопроводных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Тимофеев Федор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MODELS OF THE OIL QUALITY BANK IN THE PERSPECTIVE OF APPLICATION IN THE SYSTEM OF MAIN PIPELINE TRANSPORT

The article discusses the issues of application of the Oil Quality Bank as a universal procedure that provides for the possibility of mutual settlements between shippers. Mutual settlements provide for the payment of compensation to shippers who deliver the best quality oil with a high market price to the pipeline system due to fines received from shippers who deliver oil with the worst quality parameters and low market value. An analysis was made of the most commonly used in various pipeline systems models of the Bank of Oil Quality (reference, system-wide and dual) and the corresponding models for calculating fines and compensations. A model of the Oil Quality Bank is proposed, adapted for complex pipeline systems, which include the domestic system of main oil pipelines. The procedure for calculating fines and compensations for changing the quality of oil for individual route orders is presented. It is concluded that when transporting oil through the system of main oil pipelines, any of the considered models of the Oil Quality Bank can be used, while in general for the system the most preferable model will be the Oil Quality Bank, adapted for complex pipeline systems.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ БАНКА КАЧЕСТВА НЕФТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 621.644.07:338.518

https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-67-71

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ БАНКА КАЧЕСТВА НЕФТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

ANALYSIS OF THE MODELS OF THE OIL QUALITY BANK IN THE PERSPECTIVE OF APPLICATION IN THE SYSTEM OF MAIN PIPELINE TRANSPORT

Тимофеев Ф.В.

ФГБУ Научно-исследовательский институт проблем хранения Росрезерва, 111033, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9392-201X, E-mail: TimofeevFV@niipkh.rosrezerv.gov.ru

Резюме: В статье рассмотрены вопросы применения банка качества нефти, как универсальной процедуры, предусматривающей возможность проведения взаиморасчетов между грузоотправителями. Взаиморасчеты предусматривают выплату компенсаций грузоотправителям, сдающим в трубопроводную систему нефть лучшего качества с высокой рыночной ценой за счет штрафов, получаемых от грузоотправителей, сдающих нефть с худшими качественными параметрами и низкой рыночной стоимостью. Проведен анализ наиболее часто применяемых в различных трубопроводных системах моделей банка качества нефти (эталонной, общесистемной и двойной) и соответствующих данным моделям расчетов выплат штрафов и компенсаций. Предложена модель банка качества нефти, адаптированная для сложных трубопроводных систем, к которым относится отечественная система магистральных нефтепроводов. Представлен порядок расчета штрафов и компенсаций за изменение качества нефти по отдельным маршрутным поручениям. Сделан вывод о том, что при транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов может быть использована любая из рассмотренных моделей банка качества нефти, при этом в целом для системы наиболее предпочтительной будет модель банка качества нефти, адаптированная для сложных трубопроводных систем.

Ключевые слова: нефть, банк качества нефти, магистральный нефтепровод, трубопроводная система, грузоотправители, смесь нефтей, показатели качества, цена, ценовая корзина, стоимостные коэффициенты.

Для цитирования: Тимофеев Ф.В. Анализ моделей банка качества нефти в перспективе применения в системе магистрального трубопроводного транспорта // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 67-71.

D0I:10.24412/0131-4270-2022-3-4-67-71

Timofeev Fedor V.

Federal State Budgetary Institution Research Institute for Storage Problems of the Federal State Reserve Agency, 111033, Moscow, Russia ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9392-201X, E-mail: TimofeevFV@niipkh.rosrezerv.gov.ru

Abstract: The article discusses the issues of application of the Oil Quality Bank as a universal procedure that provides for the possibility of mutual settlements between shippers. Mutual settlements provide for the payment of compensation to shippers who deliver the best quality oil with a high market price to the pipeline system due to fines received from shippers who deliver oil with the worst quality parameters and low market value. An analysis was made of the most commonly used in various pipeline systems models of the Bank of Oil Quality (reference, system-wide and dual) and the corresponding models for calculating fines and compensations. A model of the Oil Quality Bank is proposed, adapted for complex pipeline systems, which include the domestic system of main oil pipelines. The procedure for calculating fines and compensations for changing the quality of oil for individual route orders is presented. It is concluded that when transporting oil through the system of main oil pipelines, any of the considered models of the Oil Quality Bank can be used, while in general for the system the most preferable model will be the Oil Quality Bank, adapted for complex pipeline systems.

Keywords: oil, oil quality bank, main oil pipeline, pipeline system, shippers, mixture of oils, quality indicators, price, price basket, cost coefficients.

For citation: Timofeev F.V. ANALYSIS OF THE MODELS OF THE OIL QUALITY BANK IN THE PERSPECTIVE OF APPLICATION IN THE SYSTEM OF MAIN PIPELINE TRANSPORT. Transport and storage of Oil Products and hydrocarbons, 2022, no. 3-4, pp. 67-71.

DOI:10.24412/0131-4270-2022-3-4-67-71

Для компенсации расходов, связанных с изменением качества нефти при ее транспортировке по нефтепроводу, зарубежные трубопроводные компании применяют специальные финансовые механизмы, которые принято называть банком качества нефти (БКН). Действующие БКН позволяют производить перерасчеты цены нефти с учетом изменения ее качества при транспортировке [1-4]. С учетом того что при транспортировке нефти по отечественной системе магистральных нефтепроводов (МН) также происходит изменение ее качества, целесообразно рассмотреть возможности использование систем БКН для организации расчетов между грузоотправителями.

При этом при внедрении системы БКН необходимо обеспечить реализацию основных принципов государственной политики, действующих в системе магистрального трубопроводного транспорта:

- участие государства в создании и развитии систем магистрального трубопроводного транспорта;

- определение основ ценовой политики в сфере услуг по транспортировке нефти магистральным трубопроводным транспортом;

- формирование и осуществление налоговой политики;

- установление правил недискриминационного доступа к услугам магистрального трубопроводного транспорта нефти.

Обеспечение недискриминационного доступа достигается за счет запрета:

- на навязывание потребителю условий договора, не относящихся к предмету договора;

- включение в договор дискриминационных условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными потребителями при наличии возможностей по транспортировке продукции.

Для понимания принципов БКН рассмотрим работу данных систем на примере зарубежного опыта [5-7]. К примеру, БКН, действующий в трубопроводной системе Cameron Highway oil pipeline system, имеющей в своем составе 24- и 30-дюймовый нефтепровод, расположенной вдоль внешнего континентального шельфа в Мексиканском заливе и поставляющей сырую нефть с крупных глубоководных месторождений на рынки Texas и Gulf Coast. Требования, предъявляемые к БКН в данной системе, - минимизация снижения или улучшения качества нефти производителей, сдающих нефть в трубопроводную систему для доставки к нефтеперерабатывающим заводам. Поправочные коэффициенты вводятся на изменение цены по значению показателя серы и плотности, по изменению цены корзины между нефтями Луизианы марки Light Sweet (LLS) и South Green Canyon (SGC). Принятая модель БКН устанавливает весовые коэффициенты значений плотности (ВКр = 31,5%) и серы (BKs = 44,3%).

Определяются поправочные коэффициенты по плотности (ПКр) и сере (ПК3) для текущего месяца, по которому производятся расчеты по формулам:

ПКС = ВК--,

c р b

(1)

где а - ценовая разница между котировкой на биржевой площадке PLATTS (platt's) нефти LLS и котировки platt's SGC по месяцу, берущемуся для расчетов; b - разница в цене между LLS и SGC, основанная на средневзвешенной оценке соотношения цены к плотности сырых нефтей в точке, где определяется (а).

ПКs = BKS ■-,

s s c

(2)

где с - разница в цене между LLS и SGC, основанная на средневзвешенной оценке соотношения цены к содержанию серы в сырых нефтях в точке, где определяется (а).

Кредитно-дебетовый расчет на основании плотностных характеристик (КДРр) проводится по формуле

КДРр=(^р- Пр). ПКр). к,

(3)

где Пр - средневзвешенные значения плотности общего потока нефти для данного месяца поставки; Gp - значения плотности конкретного грузоотправителя по каждому акту сдачи в точках приема в трубопроводную систему; V -объем нефти, сданной конкретным грузоотправителем в трубопроводную систему по всем точкам его подключения к системе за полный текущий месяц.

Кредитно-дебетовый расчет на основании характеристик нефти по сере (КДР3) проводится по формуле

КДР3 =((GS - П3). ПК3). К,

(4)

где П3 - средневзвешенные значения по сере общего потока нефти для данного месяца поставки; Gs - данные по сере конкретного грузоотправителя, полученные по каждому из чеков при приеме нефти в трубопроводную систему.

Для создания БКН в системе МН необходимо определять параметры качества нефти, по которым будут производиться расчеты в принятой модели банка качества [8-9]. Учитываемые параметры качества будут определять методику расчета БКН. К основным учитываемым параметрам при проведении необходимых расчетов относится в том числе ценовая корзина или порядок расчета стоимости нефти по ее основным качественным характеристикам на основе статистической информации по стоимости различных марок нефтей на глобальном нефтяном рынке [10, 11].

Основными характеристиками нефти, определяющими ее качество, являются: плотность, содержание серы, выход нефтяных фракций.

Плотность и содержание серы являются учитываемыми параметрами в плотностных методиках, то есть методиках, основанных на определении изменения значений показателей «плотность» и «содержание серы» при приеме нефти в систему и при сдаче нефти из системы.

Выход нефтяных фракций является учитываемым параметром в дистилляционных методиках, методиках, в которых основным параметром расчета является сравнение дис-тилляционных (выходных после переработки нефти) характеристик продуктов, которые получают при переработке смеси нефти, зашедшей на НПЗ, и продуктов, которые могли бы быть получены при сдаче на НПЗ нефтей, принимаемых в систему магистральных нефтепроводов.

В связи с тем что качество нефти в системе МН определятся показателем «содержание серы» согласно схеме нормальных (технологических) грузопотоков нефти [12], в качестве учитываемых параметров целесообразно выбрать изменение показателей «плотность» и «содержание серы».

Рассмотрим возможности различных моделей БКН.

Эталонная модель БКН

При применении эталонной модели БКН для проведения расчетов используется взаимосвязь: качество - цена нефти входящего потока и качество - цена эталонного сорта нефти. В качестве эталонного сорта нефти, как правило, выбирается сорт нефти (смесь), котируемый на торговых площадках.

Расчеты по качеству (цене) ведутся по точке сдачи нефти грузоотправителями в трубопроводную систему:

- определяется показатель качества, по которому будет проводиться сравнительная оценка качества нефтей грузоотправителей с качеством эталонной нефти (смеси);

- для каждой из ьнефти, принимаемой в трубопроводную систему, определяется качество по выбранному показателю (К);

- определяется объем партии нефти, сданной ьм грузоотправителем в трубопроводную систему(V);

- определяется качество эталонной нефти (смеси) по выбранному для расчетов показателю качества (Кэт);

- устанавливается удельный ценовой коэффициент для расчета соотношения цены (качества) нефти к объему партии $/Ы).

Для каждого из грузоотправителей проводится расчет объема выплат (М) по формуле

Mi = (K - K3T )■ V, ■ Q ■ F

р/$,

(5)

где Fp/$ - официальный курс рубля к доллару США по данным Центробанка России.

При этом в целом по системе = 0.

Общесистемная модель БКН

Основным принципом работы общесистемной модели БКН является оценка для каждого из грузоотправителей качественных характеристик нефти, сданной в систему магистрального трубопроводного транспорта, и нефти, полученной в конечном пункте маршрута транспортировки. При этом трубопроводная система рассматривается в виде «черного ящика». В качестве оцениваемых структурных элементов системы используются параметры, учитывающие качество нефти и ее количество. Реализация общесистемной модели БКН при условии возникновения значительного количества потерь нефти от испарения в процессе транспортировки от пункта приема до конечного пункта маршрута, превышающего погрешность расчетов, требует введения коэффициентов, позволяющих учитывать данные потери. Технологические процессы транспортировки, такие как компаундирование или смешение нефти, в общесистемной модели БКН не рассматриваются.

При проведении расчетов учитывается изменение для каждого из грузоотправителей выбранных критериев качества, причем как правило, используются показатели плотности нефти и содержания серы. Плотность нефти переводится в градусы API.

Содержание серы в потоке (S) при смешении партий нефти, полученных от грузоотправителей, определяется по формуле

xms, • v

Sc.

xv

(6)

Zm ..

1 Pr V

x V

(7)

Апк, = V • Хпк, • Кпк I, (9)

где V - объем транспортируемой нефти.

Объем штрафов и компенсаций для /-грузоотправителя (М) за изменение показателей качества нефти рассчитывается по формуле

M: = XAnk,

(10)

где S/ - содержание серы в /-нефти; V/ - объем /-нефти в смеси; т - количество грузоотправителей.

Плотность нефти в потоке (рсм) при смешении партий нефти, полученных от грузоотправителей, определяется по формуле

Двойная модель БКН

Двойная модель БКН подразумевает проведение расчетов в два этапа. На первом этапе проводится расчет дифференциала качества нефти при сдаче ее грузоотправителем в транспортную систему. На втором этапе осуществляется расчет дифференциала качества при сдаче нефтяной смеси в конечном пункте транспортировки.

Преимуществами двойной модели БКН перед общесистемной и эталонной системами является то, что для данной модели не имеет значения направление транспортировки, так как оценка качества нефти проводится непосредственно по месту сдачи нефти в транспортную систему и конкретной партии нефтяной смеси, полученной из транспортной системы.

Для различных значений показателей плотности и серы нефти устанавливаются стоимостные дифференциалы. Расчет стоимостных дифференциалов проводится с учетом параметров качества нефтей и их стоимостных коэффициентов, рассчитанных по ценовой корзине.

Пример расчета штрафов и компенсаций по двойной модели БКН.

Компания А сдает нефть с содержанием серы 1,76%, плотностью 30,7 град. API в объеме 3 тыс. барр.;

компания В сдает нефть с содержанием серы 0,98%, плотностью 36,2 град. API в объеме 8 тыс. барр.;

компания С сдает нефть с содержанием серы 1,5%, плотностью 33,7 град. API в объеме 2 тыс. барр.

Средневзвешенное качество смеси DK определяется по формуле

(KA ■ VA + Kb ■ VB + KC ■ Vc)

D

(VVa + VB + Vc)

(11)

где р/- плотность /-нефти.

Таким образом, в конечной точке транспортировки в связи с изменением качества нефти в смеси все компании получают соответствующий отгрузке (в адрес данной компании) объем нефти с содержанием серы и плотностью, установившимися в общем объеме образовавшейся смеси.

Расчет БКН осуществляется относительно точки приема нефти в систему от производителей и точки сдачи нефтяной смеси в конечном пункте маршрута транспортировки.

Величина изменения значений /-показателя качества (Хпк) определяется по формуле

Хпк, = ПКвх , - ПКсд,, (8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где ПКвхI - значение /-показателя при приеме нефти в систему; ПКсд, - значение /-показателя при сдаче в конечной точке.

Изменение стоимости нефти за счет изменения ьпоказа-теля качества Длк/ определяется по формуле

где КА, Кв, Кс- значение показателя качества в нефти грузоотправителей А, В и С; VA, Vв, Vc- объем нефти сданной грузоотправителями А, В и С.

Соответственно, подставляя исходные данные в формулу 11, получаем:

а) средневзвешенное качество смеси по сере DS, %:

(1,76 • 3000 + 0,98 • 8000 +1,5 • 2000) DS =^-7-:---'- = 1,24;

S (3000+8000+2000)

б) средневзвешенное качество смеси по плотности Dр, град. АР1:

D = (30,7 • 3000 + 36,2 • 8000 + 33,7 • 2000) = р= (3000 + 8000 + 2000) = , .

Объем штрафов и компенсаций для -грузоотправителя (М ) за изменение показателей качества нефти рассчитывается по формуле

M 1 = (К, - DKyVfAnk,

(12)

где Ank - стоимостной дифференциал по показателю качества.

Модель БКН, адаптированная для сложных трубопроводных систем

Сложные трубопроводные системы, такие как отечественная система магистральных нефтепроводов, характеризуются большим количеством грузоотправителей, пунктов приема и сдачи нефти, а также направлений грузопотоков нефтяных смесей различного качества. В свою очередь, производители нефти имеют возможность осуществлять сдачу нефти в систему магистрального трубопроводного транспорта как в нескольких пунктах сдачи, так и в различных направлениях транспортировки, в том числе на внутреннюю переработку и на экспорт. Добыча нефти производителями на различных месторождениях обуславливает неоднородность качества сдаваемой нефти в различных точках сдачи.

В целях упрощения системы расчетов выплат и компенсаций грузоотправителя в БКН можно предложить модель БКН, основанную на анализе результатов транспортировки нефти по конкретному маршрутному поручению и сумме всех расчетов за определенный период.

В рассматриваемой модели БКН при проведении расчета по маршрутному поручению должен проводиться анализ следующих данных:

- количество (объем) нефти, переданной грузоотправителем в трубопроводную систему в точке сдачи;

- количество (объем) нефти, полученной грузоотправителем в конечной точке маршрута;

- качественные характеристики нефти, сданной грузоотправителем в трубопроводную систему;

- качественные характеристики партии нефти, принятой из трубопроводной системы в конечной точке маршрута;

- стоимостные коэффициенты, характеризующие зависимость стоимость нефти от ее качественных характеристик.

Рассмотрим предлагаемый порядок расчетов по адаптированной к сложным трубопроводным системам модели банка качества нефти.

Для каждого грузоотправителя ^ ) проводится анализ:

- объемов нефти, переданной грузоотправителем по каждому маршрутному поручению в систему МН;

- объемов нефти, полученной каждым грузоотправителем в конечных точках маршрутов транспортировки нефти;

- качественных характеристик партий нефти, принятой от грузоотправителя в систему МН;

- качественных характеристик партий нефти, сданной грузоотправителю в конечной точке маршрута;

- стоимостных коэффициентов, характеризующих зависимость стоимости нефти от ее качественных характеристик.

Дифференциал изменения качества нефти (АГ) грузоотправителя G I между начальной и конечной точками маршрутов, по j-му показателю качества определяется по формуле

ДГ, = Г,

-Г,

(13)

Г =

(V Ь 1+У Ь 2+-+У )

V + V?/

Л,)

где Vnj - объем п-партии нефти грузоотправителя G/; ¡/^ -значение /'-показателя качества п-партии нефти грузоотправителя G/.

Объемы партий нефти (V), определяются для каждого маршрутного поручения и каждой точки приема-сдачи в соответствии с документами, подтверждающими фактическое количество приема-сдачи нефти. Значения показателей качества нефти (/) определяются при приеме-сдаче нефти и должны указываться в документах - приложениях к актам приема-сдачи нефти.

Объем нефти, сданной в конечных точках маршрутов (V) определяется по формуле

уса = V +- + уп.

(15)

Приведенная стоимость нефти (Q, $/ЬЫ), сданной в конечной точке маршрута, относительно стоимостных значений показателей качества определяется по формуле

Q = С>з + ^ (16)

где Qs - изменение стоимости нефти в результате изменения содержания серы в нефти; Qp - изменение стоимости нефти в результате изменения плотности нефти.

Сумма выплат/компенсаций грузоотправителя Gj в БКН (М/, $) за счет изменения /-показателя качества, определяется по формуле

(17)

1 1 сд 1вх'

где Г/вх - средневзвешенное значение j-го показателя качества при приеме нефти в систему МН; Г/сд - средневзвешенное значение j-го показателя качества при сдаче нефти из системы МН.

Средневзвешенное (Г,) значение /-показателя качества нефти грузоотправителя ^ ) при приеме (сдаче) нефти определяется по формуле

где К/ - стоимостной дифференциал по j-му показателю качества.

Соответственно:

М = V Д^'ДК и МР = КдАГрАКр.

Стоимостные дифференциалы по сере Д^ и плотности АКр, определяются по методике определения стоимостных дифференциалов.

Общий размер выплат/компенсаций (М ) грузоотправителя G I будет определяться по формуле

М, = М3 + Мр. (18)

Выплату в БКН будут осуществлять грузоотправители, имеющие по результатам расчета положительное значение М/. В свою очередь, грузоотправители, имеющие по результатам расчета отрицательное значение М,, получат компенсацию из БКН.

Одним из условий функционирования БКН является условие, что сумма получаемых грузоотправителями компенсаций за ухудшение качества нефти от БКН должна равняться сумме выплат, проводимых грузоотправителями в БКН за улучшение качества нефти, то есть итоговая сумма платежей по БКН должна иметь нулевое сальдо, обеспечивая нулевой суммарный результат платежей и выплат. Соответственно, расчет по БКН оценивается

/=1

0,

(19)

где п - количество грузоотправителей.

При получении результатов расчета, не соответствующих данному условию, должен вводиться коэффициент сторнирования (Кст), учитывающий изменение качества нефти за счет испарения легких фракций в процессе транспортировки и рассчитываемый по формуле

Кст =

ХМ*

X My

(20)

где !.МХ - сумма выплат грузоотправителей в БКН; Т,Му -сумма компенсаций грузоотправителям из БКН.

Корректировка суммы компенсаций М^ получаемых грузоотправителем Gj из БКН, может быть рассчитана по формуле

-KCT - M,.

(21)

К расчету по БКН за определенный условиями соглашения определенный период (год, квартал, месяц) будет приниматься некий средний коэффициент цены и стоимостные

дифференциалы для плотности и содержания серы. Результатом расчета будет является сводная ведомость платежей участников БКН. Платежи по БКН для каждого грузоотправителя должны считаться отдельно по каждой точке сдачи нефти и после суммироваться. К расчету на выходе должна приниматься информация по отгрузкам нефти в адрес грузоотправителя и ее фактическому качеству. Факт отгрузки нефти и ее качества должен быть подтвержден актами сдачи-приемки и паспортами качества.

Выводы

В зависимости от условий возможного применения для внедрения в практику расчета между грузоотправителями при транспортировке нефти по системе МН может быть использована любая из рассмотренных моделей БКН, при этом в целом для системы наиболее предпочтительной будет модель БКН, адаптированная для сложных трубопроводных систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Steve Cooper - Quality Bank Value Allocation. In: Quality Bank Roundtable, London, June 2013.

2. Козобкова Н.А. Методика расчетов с грузоотправителями по банку качества нефти // Нефть, газ и бизнес. 2007. № 4. С. 80-81.

3. Евлахов С.К., Козобкова Н.А. Качество нефти в трубопроводном транспорте: система управления, технология и контроль. М.: Нефть и газ, 2007. 496 с.

4. Банк качества нефти. URL: https://www.cpc.ru/ru/operations/pages/qb.aspx (дата обращения 24.07.2022).

5. BAKER & O'BRIEN - Trans Alaska Pipeline System (TAPS): Distillation Quality Bank Overview -In: Quality Bank Roundtable, London, October 2008.

6. BAKER & O'BRIEN - Crude Oil Quality Bank Overview, In: Quality Bank Roundtable , London, June 2013.

7. Ashok Anand - Enbridge System and Crude Batching, In: Quality Bank Roundtable, London , 2008.

8. John A Severs - Crude Oil Quality Banks. Approaches to Design and Alternatives - In: Quality Bank Roundtable -London-June 2013.

9. Халидов И.А. Организация банка качества нефти в России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 10. С. 29-34.

10. Козобкова Н.А. Математическая модель банка качества нефти // Нефть, газ и бизнес. 2007. № 3. С. 72-74.

11. Козобкова Н.А. Методика регрессионного анализа ценовой корзины нефти для расчета банка качества // Нефть, газ и бизнес. 2007. № 5. С. 61-64.

12. Об утверждении схемы нормальных (технологических) грузопотоков нефти. Приказ Минэнерго России от 13.02.2 2019 № 103 (ред. от 17.09.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327865/ (дата обращения 24.07.2022).

REFERENCES

1. Cooper S. Quality bank value allocation. Proc. of Quality Bank Roundtable. London, 2013.

2. Kozobkova N.A. Methodology of settlements with shippers on the bank of oil quality. Neft', gaz i biznes, 2007, no. 4, pp. 80-81 (In Russian).

3. Yevlakhov S.K., Kozobkova N.A. Kachestvo nefti v truboprovodnom transporte: sistema upravleniya, tekhnologiya i kontrol' [Oil quality in pipeline transport: management system, technology and control]. Moscow, Neft' i Gaz Publ., 2007. 496 p.

4. Bank kachestva nefti (Bank of oil quality) Available at: https://www.cpc.ru/ru/operations/pages/qb.aspx (accessed 24 July 2022).

5. Baker, O'Brien. Trans Alaska Pipeline System (TAPS): distillation quality bank overview. Proc. of Quality Bank Roundtable. London, 2008.

6. Baker, O'Brien. Crude oil quality bank overview. Proc. of Quality Bank Roundtable. London, 2013.

7. Ashok Anand. Enbridge system and crude batching. Proc. of Quality Bank Roundtable. London, 2008.

8. John A Severs. Crude oil quality banks. Approaches to design and alternatives. Proc. of Quality Bank Roundtable. London, 2013.

9. Khalidov I.A. Organization of the oil quality bank in Russia. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom, 2016, no. 10, pp. 29-34 (In Russian).

10. Kozobkova N.A. Mathematical model of the oil quality bank. Neft', gaz ibiznes, 2007, no. 3, pp. 72-74 (In Russian).

11. Kozobkova N.A. Methodology for regression analysis of the "price basket" of oil for calculating the quality bank. Neft', gaz i biznes, 2007, no. 5, pp. 61-64 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Prikaz Minenergo Rossii ot 13.02.2 2019 № 103 (red. ot 17.09.2020) «Ob utverzhdenii skhemy normal'nykh (tekhnologicheskikh) gruzopotokov nefti» (Order of the Ministry of Energy of Russia dated February 13, 2019 No. 103 (as amended on September 17, 2020) "On approval of the scheme of normal (technological) oil freight flows") Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327865/ (accessed 24 July 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРE / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Тимофеев Федор Владимирович, к.т.н., г.н.с. отдела нефтепродуктов, ФГБУ Научно-исследовательский институт проблем хранения Росрезерва.

Fedor V. Timofeev, Cand. Sci. (Tech.), Chief Researcher, Federal State Budgetary Institution Research Institute for Storage Problems of the Federal State Reserve Agency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.