Научная статья на тему 'Повышение энергоэффективности перекачки за счет перераспределения грузопотоков и оптимального смешения реологически сложных нефтей'

Повышение энергоэффективности перекачки за счет перераспределения грузопотоков и оптимального смешения реологически сложных нефтей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефть / смешение / состав / показатели качества / товарная смесь / отложения / совместимость / реология / модель течения / вязкость / температура застывания / оптимизация / грузопотоки / загрузка / нефтепровод / oil / compounding / composition / quality indicators / commodity mix / pipeline run / oil sediments / compatibility / rheology / model / viscosity / pour point / optimization / oil flows / loading / oil pipeline

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р. М. Каримов, Р. Р. Ташбулатов, Б. Н. Мастобаев

В работе рассмотрены принципы распределения грузопотоков и возможные области применения задач оптимизации в зависимости от вида и конфигурации трубопроводных систем. Сформулировано общее условие оптимизации исходя из критериев энергоэффективности и требований к показателям качества нефти. Даны рекомендации по использованию существующих логистических приемов и задач линейного математического программирования для эффективной загрузки разветвленных нефтепроводных систем с учетом реологических свойств нефтей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р. М. Каримов, Р. Р. Ташбулатов, Б. Н. Мастобаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING ENERGY-EFFICIENCY OF PIPELINE TRANSPORTATION BY THE WAY OF OPTIMAL FLOWS DISTRIBUTION AND COMPOUNDING OF RHEOLOGICALLY COMPLICATED KINDS OF OILS

It is discussed the principles of distribution of cargo flows and possible areas of application of optimization problems are considered depending on the type and configuration of pipeline systems. A general optimization condition is formulated based on energy efficiency criteria and requirements for oil quality indicators. Recommendations are given on the use of existing logistics techniques and linear mathematical programming tasks for efficient loading of branched oil pipelines with regard to rheological properties of oils transported.

Текст научной работы на тему «Повышение энергоэффективности перекачки за счет перераспределения грузопотоков и оптимального смешения реологически сложных нефтей»

УДК 622.692.4.053

ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕКАЧКИ ЗА СЧЕТ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУЗОПОТОКОВ

И ОПТИМАЛЬНОГО СМЕШЕНИЯ РЕОЛОГИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ НЕФТЕЙ

Р.М. КАРИМОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа Р.Р. ТАШБУЛАТОВ, ассистент кафедры транспорта и хранения нефти и газа Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: karimov_rinat@mail.ru

В работе рассмотрены принципы распределения грузопотоков и возможные области применения задач оптимизации в зависимости от вида и конфигурации трубопроводных систем. Сформулировано общее условие оптимизации исходя из критериев энергоэффективности и требований к показателям качества нефти. Даны рекомендации по использованию существующих логистических приемов и задач линейного математического программирования для эффективной загрузки разветвленных нефтепроводных систем с учетом реологических свойств нефтей.

Ключевые слова: нефть, смешение, состав, показатели качества, товарная смесь, отложения, совместимость, реология, модель течения, вязкость, температура застывания, оптимизация, грузопотоки, загрузка, нефтепровод.

Одной из наиболее значимых статей эксплуатационных расходов при транспортировке нефти являются прямые затраты на электроэнергию. Доля затрат электроэнергии в себестоимости магистрального транспорта нефти может достигать 25% и в свете устойчивой тенденции роста тарифов будет продолжать расти. При таких объемах энергопотребления вопросы оптимизации загрузки нефтепроводов и планирования грузопотоков являются наиболее актуальными. Актуальность поиска оптимизационных решений диктуется тем, что любой нефтепровод в силу специфики строительства и поочередного ввода участков в эксплуатацию значительное время работает вне проектной производительности. Загрузка также может меняться вследствие изменений экспортных направлений и внутренних перераспределений грузопотоков нефти в зависимости от мировой конъюнктуры спроса и предложения нефти на рынке энергоресурсов. Иначе говоря, приходится варьировать мощностями таким образом, чтобы обеспечить наилучшие технико-экономические показатели энергоэффективности перекачки, при этом надежность транспортировки нефти должна оставаться на приемлемом уровне, обеспечивая безопасный и бесперебойный транспорт заданного объема.

Основные принципы распределения грузопотоков в системе магистральных нефтепроводов основываются на обеспечении проектных объемов перекачки по заявкам грузоотправителей с заданными показателями качества в соответствии с нормируемыми значениями [1] и схемой нормальных грузопотоков [2].

Все природные нефти и их товарные смеси можно классифицировать двумя большими группами показателей:

- качественными, характеризующими ее товарные свойства, влияющими на сложность переработки, общий выход и качество продуктов переработки;

- эксплуатационными, влияющими на себестоимость ее перекачки.

Если показатели качества нефти являются линейно-аддитивными и могут быть довольно просто вычислены даже при большом количестве компонентов смешения в сложных разветвленных системах магистральных нефтепроводов (МН), то вопросы прогнозирования реологических параметров формируемых смесей на сегодняшний день являются нерешенными, а их актуальность при транспорте аномальных высоковязких и застывающих нефтей многократно возрастает, в том числе и из-за повышенных требований к обеспечению надежности.

Отечественный и зарубежный опыт доказал [3, 4], что снижение энергозатрат на перекачку может быть достигнуто за счет подбора оптимальных соотношений компонентов при формировании товарных партий, эффективных схем смешения и режимов совместной перекачки с учетом особенностей формируемых смесей. С точки зрения энергоэффективности формируемые на различных участках партии нефти должны обладать достаточной текучестью в широком диапазоне температур и скоростей эксплуатации, характеризоваться низкими значениями эффективной вязкости и температуры застывания. При этом как стационарные, так и пусковые режимы после длительных остановок должны соответствовать уровням допустимых рабочих

Рис. 1. Типы нефтепроводных систем в зависимости

от конфигурации: поставщики - сеть - потребители

нефть на НПЗ

Рис. 2. Схема устройства магистральных нефтепроводов России

давлений, в связи с чем значения и скорость роста статического (начального) напряжения сдвига должны быть минимальными для возможности безопасного возобновления перекачки и выхода на рабочий режим.

Совместная перекачка компаундируемых нефтей не должна приводить к увеличению эксплуатационных затрат - росту прямых (температура, давление) и появлению

дополнительных (косвенных) издержек (необходимость применения дорогостоящих специальных методов, увеличение периодичности очистки от асфальтосмолопарафино-вых отложений (АСПО)), что особенно важно при смешении нефтей, сильно различающихся по плотности, где очень часто реологический эффект может быть непредсказуем, а возможность проявления несовместимости и вовсе сведет компаундирование на нет (расслоение нефтей, потери объема при смешении из-за усадки).

Нецелесообразность строительства отдельных ниток трубопроводов и часто невозможность раздельной транспортировки проблемных нефтей при низких объемах добычи на удаленных месторождениях также говорят о необходимости расширения практики совместной перекачки в тех случаях, когда специальная перекачка не обеспечивает требуемый уровень надежности и рентабельности.

Заранее стоит отметить, что вопросы введения систем, аналогичных банкам качества нефтей, в работе целенаправленно не затрагиваются в связи с тем, что они направлены только на защиту прав грузоотправителей, при этом увеличение себестоимости перекачки нефти при компаундировании не учитывается. Более того, при использовании специальных методов перекачки рост энергозатрат и косвенных дополнительных издержек может быть неоправданно высоким.

С целью объективной оценки гибкости различных нефтепро-водных систем для определения возможности использования транспортной оптимизационной задачи при распределении грузопотоков и загрузке нефтепроводов рассмотрим конфигурационные и организационно-правовые особенности каждой из них на примере отечественных и зарубежных предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) (рис. 1, 2).

К первому типу систем (рис. 1а) относятся предприятия, аналогичные по своему устройству Каспийскому

трубопроводному консорциуму (КТК), где весь магистральный нефтепровод поделен на зоны ответственности между сторонами-участниками (КТК-К - это казахстанская часть консорциума, КТК-Р - российская часть консорциума), имеющими в границах своей эксплуатационной ответственности недискриминированный доступ к мощностям нефтепровода. Каждый из участников стремится максимизировать прибыль за счет увеличения объемов в соответствии с обозначенными долями владения, при этом часто не учитываются критерии энергоэффективности и себестоимости перекачки нефти.

Ко второму типу (рис. 1б) можно отнести Трансаляскинский нефтепровод, отличающийся от предыдущей системы МН КТК отсутствием промежуточных узлов с путевыми сбросами и подкачки, - то есть система имеет всего один исток и сток, что многократно упрощает применение оптимизационной задачи.

Третий тип трубопроводной системы (рис. 1в) представляет собой часть вертикально-интегрированной нефтегазовой компании с полным логистическим циклом производства. Характерным представителем подобной системы является нефтепровод Узень-Атырау-Самара, эксплуатируемый на казахстанском участке компанией АО «КазТрансОйл» (АО «НК «КазМунайГаз»). Возможности повышения энергоэффективности нефтепроводов подробно рассмотрены в [5, 6].

Наибольший интерес с точки зрения управления грузопотоками нефти для применения транспортной оптимизационной задачи представляет разветвленная сеть магистральных нефтепроводов России (рис. 2). Грузоотправители, сдающие нефть, не могут влиять на эффективность управления трубопроводом, так как формально пользуются транспортными услугами третьей стороны для доставки собственных объемов груза по заявленным маршрутам в соответствии с требованиями, предъявляемыми к показателям качества, и со схемой нормальных грузопотоков нефти. Все эксплуатационные затраты и ответственность как за возможные риски, так и за потери во время транспортировки нефти ложатся на плечи трубопроводной компании; при этом прибыль зависит только от тарифов на перекачку, себестоимость которой на различных участках в разные периоды может довольно сильно различаться из-за непостоянства перекачиваемой среды, чьи реологические особенности в определенных условиях могут привести к увеличению гидравлического сопротивления, проявлениям несовместимости нефтей и необходимости применения дорогостоящих специальных методов.

Вопросы проявления несовместимости при смешении, наиболее известные из которых - рост количества АСПО, аномалия вязкости и плотности, усадка (потеря объема при смешении тяжелых и легких нефтей) в различной степени изучены в основном по зарубежным источникам [7, 8, 9]. Положительный опыт совместной перекачки разнотипных нефтей и возможность снижения прямых затрат и косвенных издержек специальной перекачки описан в работах [3-6].

Во всех рассмотренных выше случаях (см. рис. 1-2) стороны заинтересованы в максимизации своей прибыли, что может быть достигнуто за счет увеличения объема (грузооборота) перекачки или сокращения эксплуатационных затрат (электроэнергия, затраты на специальные методы перекачки, технологические потери и аварийные розливы),

в основном зависящих от режимов перекачки и реологических свойств перекачиваемого продукта. Если вопросы регулирования режимов работы МН уже достаточно изучены [10, 11, 12, 13], то прогнозирование реологических свойств при компаундировании, задача куда более сложная [14].

Одним из методов нахождения оптимального распределения грузопотоков является решение транспортной задачи Монжа - Канторовича (рис. 3).

Пусть I - это множество поставщиков (месторождений), J - множество промежуточных пунктов или узловых точек, К - множество пунктов потребления. Обозначим через Д-максимальный объем поставки нефти от поставщика /; Бк - объем нефти, который необходимо доставить на к-й пункт потребления нефти; Э^ - максимальное количество нефти, которое может быть доставлено из /-го промежуточного пункта подкачки нефти к-му потребителю; Е/ - максимальный объем нефти, который может быть доставлен из /-го месторождения в /-й промежуточный пункт перекачки нефти; С/к - затраты на перекачку удельного объема определенной нефти из /-го начального пункта через /-й промежуточный пункт перекачки к-му потребителю (/е1, /е^ кеК).

Тогда рассматриваемая задача заключается в определении таких величин, как х^ - объем нефти, который будет перекачан из месторождения / через /-й промежуточный пункт подкачки (нефтеперекачивающие станции с резерву-арным парком) к-му потребителю, для которых выполняются ограничения:

2 2 % < Д/, / е |;

/е_,]кеК

2Х//к > , / е J, к е К ;

/е1

2 % > Е/, / е 1,/е Л

кеК

Х/к > 0, / е I, к е К, / е J.

Тогда эффективность рассматриваемой схемы распределения грузопотоков нефти, характеризующей минимум эксплуатационных затрат на осуществление перекачки необходимого объема нефти, будет оцениваться критерием

т/п2/е12/е1 2кеКС//к ' х/к■

|Рис. 3. Транспортная оптимизационная задача Монжа-Канторовича

В классическом виде рассмотренный метод предназначен для оптимального распределения однородных грузов и не учитывает технологические особенности трубопроводного транспорта в системе магистральных нефтепроводов: отличие реологических свойств нефтей и возможность проявления несовместимости при их смешении. Многоиндексную транспортную задачу по нескольким ключевым параметрам можно реализовать в единой системе нефтепродуктообеспечения, о чем говорит имеющийся опыт ее использования для снабжения нефтебаз и АЗС.

Основной сложностью практической реализации данного метода являются не столько требования, предъявляемые к качеству нефтей, сколько различие их реологических свойств и несовместимость некоторых нефтей при их смешении, что в конечном счете и будет определять себестоимость перекачки. Указанные трудности можно обойти с помощью так называемых мягких вычислений, но для их реализации требуется разработка транспортной классификации нефтей с присвоением им некоего индекса текучести, уникального для каждой нефти.

Общее условие оптимизации грузопотоков нефти для сети МН с различным числом источников и стоков представлено на рис. 4.

Таким образом, задача оптимального распределения грузопотоков в системах МН, исходя из условия энергоэффективности, может быть осуществлена только при решении двух взаимосвязанных задач: частной (узловой) реологической и общей (транспортной) задач линейного математического программирования.

Имеющиеся на сегодняшний день результаты исследований [15] в основном относятся к одноэтапному планированию режимов работы трубопроводов и планированию перекачек по однопродуктовой (монопродукт) нефтепро-водной сети. Предложения по оптимальному планированию приема и поставки нефти по многоэтапной и многопродуктовой нефтепроводной сети до практического применения не доведены. Отсутствуют и актуальные исследования по вопросам стратегического перспективного планирования развития нефтепроводной сети с учетом изменения качественно-количественных показателей перекачки нефти.

Для нахождения оптимального решения необходимо выполнение следующих граничных условий: максимизация

|Рис. 4. Условие оптимизации грузопотоков для нефтепроводной сети

объемов перекачки нефти с учетом ограничений по качеству, предъявляемых на конечных пунктах, и минимизация энергозатрат при максимальной (оптимальной) загрузке существующих нефтепроводов.

Общая (транспортная) задача линейного программирования будет сводится к нахождению максимального (оптимального) потока минимальной стоимости в сети МН, представленной в виде ориентированного графа (рис. 5).

Пусть сеть V = {Л,Б,0,Я} - множество грузоотправителей, нефтепроводов и резервуарных парков нефтеперекачивающих станций:

Л - множество объектов поставки нефти;

5 - множество объектов сдачи нефти;

О - множество направлений перекачки;

Я - множество резервуарных парков.

Дано время планирования Т = (?1, ?2,..,,?п), где ^ - период, когда нефтетранспортная сеть остается неизменной (состав объектов сети и их параметры не изменяются). При долгосрочном планировании используются прогнозируемые объемы сдачи по заявкам грузоотправителей.

Прием нефти в систему МН от грузоотправителей будет характеризоваться графиком планируемой поставки Г= ^а1, va2,...,van), где vaj- суммарный объем нефти, поступающей по данной дуге (нефтепроводу) за время t¡.

Сдача нефти в пунктах конечного потребления характеризуется графиком сдачи Г= №1, vs2,..., vsn), где V,,!- суммарный объем нефти, доставляемой по данной дуге (нефтепроводу) за время

Каждый резервуарный парк (РП) г] характеризуется ограничениями на наличие объемов нефти в РП - ^у(т1п)'^у(тах). Наличие объемов нефти на конец любого периода ^ в РП должно отвечать условию: < V < ^х).

Критерием оптимизации данной сети является минимизация энергозатрат на перекачку за рассматриваемый период Т. При этом для каждого направления перекачки б] должен задаваться набор рабочих режимов работы нефтепровода:

0(б)={(01, N1), (02, Ы2),...(0, Щ).....(0„ Ык)},

где 0Г - объем перекачки по данному направлению (объемный или массовый); Щ - суммарные удельные затраты на перекачку по данному направлению.

В связи с тем, что суммарные эксплуатационные затраты на перекачку Щ складываются как из прямых, так и из косвенных издержек, критериев оптимизации может быть множество, причем они могут зависимыми и независимыми. Зависимыми будут те, при которых оценка альтернативы по одному из критериев определяет оценку и по другому критерию. Увеличение количества критериев влияет на сложность задачи при принятии решений: при небольшом числе задача сравнения по ним может быть выполнена непосредственно, иначе задача становится малообозримой, а для ее решения необходимо использовать специально разработанные алгоритмы многокритериальных задач оптимизации, что многократно усложняет нахождение оптимального решения.

Если задачам разработки алгоритмов оптимизации грузопотоков в системе МН и режимов работы отдельных технологических участков за последние годы уделялось довольно большое влияние [15, 16, 17, 18, 19], а с современным уровнем развития ЭВМ возможность их практической

|Рис. 5. Пример ориентированного графа системы МН при этом все чаще для описания текучести

и подвижности нефтей обращаются к коллоидной химии и исследованиям состава органических дисперсных систем.

Выбор наиболее подходящих реологических моделей течения нефти, расчеты вязкости и температуры застывания смеси, допустимого времени безопасной остановки и пусковых режимов «горячих» нефтепроводов могут производиться только на основании результатов экспериментальных исследований с реальными образцами среды в широком диапазоне концентраций, температур и скоростей. Несмотря на обилие методик и программных средств моделирования для ЭВМ, на сегодняшний день достоверность прогнозирования реологических свойств и характера течения аномально вязких нефтей оставляет желать лучшего, при этом для реализации не вызывает сомнения, то вопросы решения обеспечения надежности критериями энергоэффектив-второй части задачи, реологической, все еще актуальны, ности пренебрегают.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р 51858-2002. Нефть. Общие технические условия.

2. Схема нормальных (технологических) грузопотоков нефти / Приказ Минэнерго России от 3 сентября 2010 года № 425.

3. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Совместный транспорт высоковязких и высокозастывающих нефтей Западного Казахстана по нефтепроводу Узень-Атырау-Самара // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2012. № 1. С. 3-6.

4. Новоселов В.В., Тугунов П.И., Забазнов А.И. и др. Совместный транспорт высоковязких нефти и газового конденсата по магистральному конденсатопроводу Новый Уренгой - Сургут: обз. инф. Серия: Транспорт и подземное хранение нефти и газа. М.: ВНИИЭгазпром, 1991. 33 с.

5. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Реологические особенности западноказахстанской нефтяной смеси // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2011. № 2. С. 3-7.

6. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Особенности трубопроводного транспорта многокомпонентных систем // Азербайджанское нефтяное хозяйство. 2012. № 1. С. 60-63.

7. Евдокимов И.Н., Елисеев Н.Ю., Аллахвердиева Д.Т. Влияние универсальных молекулярных механизмов изменения эксплуатационных свойств нефтяных систем: Отчет о НИР/РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. М., 2002. 79 с.

8. Евдокимов И.Н. Нефтегазовые нанотехнологии для разработки и эксплуатации месторождений. Комплект учебных пособий по программе магистерской подготовки. Ч. 4: Проблемы несовместимости нефтей при их смешении: учеб. пособие. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2008. 93 с.

9. Евдокимов И.Н., Елисеев Д.Ю., Елисеев Н.Ю. Отрицательная аномалия вязкости жидких нефтепродуктов после термообработки // Химия и технология топлив и масел. 2002. № 3. С. 26-29.

10. Вязунов Е.В., Щепетков Л.Г., Голосовкер В.И. Влияние неравномерности перекачки на расход электроэнергии: обз. инф. Серия: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ, 1974. № 10. С.10-12.

11. Вязунов Е.В. Оптимизация режимов работы системы магистральных нефтепроводов: Обз. инф. Серия: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ, 1967. № 10. С. 7-9.

12. Вязунов Е.В. Оптимизация режимов работы системы параллельных трубопроводов: Обз. инф. Серия: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ, 1970. № 2. С. 4-6.

13. Вязунов Е.В. Расчет оптимального режима перекачки по магистральному трубопроводу при регулировании давления методом дросселирования потока: обз. инф. Серия: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ, 1969. № 12. С. 7-9.

14. Фукс Г.И. Вязкость и пластичность нефтепродуктов. Серия: Современные нефтегазовые технологии. М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. 328 с.

15. Велиев М.М. Некоторые задачи оптимизации распределения грузопотоков по сети магистральных нефтепроводов: дис. канд. техн. наук: 25.00.19. Институт проблем транспорта энергоресурсов. Уфа, 2001. 166 с.

16. Веремеенко С.А., Миронов С.П. Оптимальное планирование грузопотоков нефти для разветвленной сети магистральных нефтепроводов: обз. инф. Серия: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ, 1981. № 5. С. 4-5.

17. Владимирский А.И. и др. Определение подпериода планирования при поставке нефтепродуктов на магистральный продуктопровод: обз. инф. Серия: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ, 1976. № 4.

18. Владимирский А.И. и др. Построение автоматизированной системы управления магистральными нефтепро-дуктопроводами: обз. инф. Серия: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ, 1975. № 12. С.1-5.

19. Вязунов Е.В., Голосовкер В.И., Щепетков Л.Г. Оптимальное управление нефтепроводом и оценка его эффективности // Нефтяное хозяйство. 1974. № 5. С. 10-12.

-4L

INCREASING ENERGY-EFFICIENCY OF PIPELINE TRANSPORTATION BY THE WAY OF OPTIMAL FLOWS DISTRIBUTION AND COMPOUNDING OF RHEOLOGICALLY COMPLICATED KINDS OF OILS

KARIMOV R.M., Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of Department of Transport and Storage of Oil and Gas

TASHBULATOV R.R., Assistant of Department of Transport and Storage of Oil and Gas

MASTOBAEV B.N., Dr. Sci. (Tech.), Prof., Head of Department of Transport and Storage of Oil and Gas

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan,

Russia).

ABSTRACT

It is discussed the principles of distribution of cargo flows and possible areas of application of optimization problems are considered depending on the type and configuration of pipeline systems. A general optimization condition is formulated based on energy efficiency criteria and requirements for oil quality indicators. Recommendations are given on the use of existing logistics techniques and linear mathematical programming tasks for efficient loading of branched oil pipelines with regard to rheological properties of oils transported.

Keywords: oil, compounding, composition, quality indicators, commodity mix, pipeline run, oil sediments, compatibility, rheology, model, viscosity, pour point, optimization, oil flows, loading, oil pipeline.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 GOST R 51858-2002. Neft'. Obshchiye tekhnicheskiye usloviya [State Standard R 51858-2002. Oil. General specifications].

2. Skhema normal'nykh (tekhnologicheskikh) gruzopotokov nefti. Prikaz Minenergo Rossii ot 3 sentyabrya 2010 goda № 425 [Scheme of normal (technological) cargo flows of oil. Order of the Ministry of Energy of Russia dated September 3, 2010 No. 425].

3. Karimov R.M., Mastobayev B.N. Joint transport of high-viscosity and high-hardening oils of Western Kazakhstan through the Uzen-Atyrau-Samara oil pipeline. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2012, no. 1, pp. 3-6 (In Russain).

4. Novoselov V.V., Tugunov P.I., Zabaznov A.I., Nigmatullin E.I., Gordiyenko Ye.S. Sovmestnyy transport vysokovyazkikh nefti igazovogo kondensata po magistral'nomu kondensatoprovodu Novyy Urengoy- Surgut [Joint transport of high-viscosity oil and gas condensate through the Novy Urengoy-Surgut trunk condensate pipeline]. Moscow, vNlIEgazprom Publ., 1991. 33 p.

5. Karimov R.M., Mastobayev B.N. Rheological features of the West Kazakhstan oil mixture. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2011, no. 2, pp. 3 - 7 (In Russian).

6. Karimov R.M., Mastobayev B.N. Features of pipeline transport of multi-component systems. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo, 2012, no. 1, pp. 60 - 63 (In Russian).

7. Yevdokimov I.N., Yeliseyev N.YU., Allakhverdiyeva D.T. VIiyaniye universal'nykh molekulyarnykh mekhanizmov izmeneniya ekspluatatsionnykh svoystvneftyanykh system [Influence of universal molecular mechanisms of changes in the operational properties of oil systems]. Moscow, 2002. 79 p.

8. Yevdokimov I.N. Neftegazovyye nanotekhnologlldlya razrabotkiiekspluatatsiimestorozhdeniy. Komplekt uchebnykh posobiy po programme magisterskoy podgotovki Chast' 4. Problemy nesovmestimosti neftey pri Ikh smeshenii [Oil and gas nanotechnology for the development and operation of deposits. A set of teaching aids for the master's preparation program Part 4. Problems of incompatibility of oils during their mixing]. Moscow, RGU nefti i gaza im. I.M. Gubkina Publ., 2008. 93 p.

9. Yevdokimov I.N., Yeliseyev D.YU., Yeliseyev N.YU. Negative anomaly of the viscosity of liquid petroleum products after heat treatment. Khimiya i tekhnologiya topliv i masel, 2002, no. 3, pp. 26-29 (In Russian).

10. Vyazunov Ye.V., Shchepetkov L.G., Golosovker V.I. Influence of uneven pumping on electricity consumption. Transport i khraneniye nefti i nefteproduktov, 1974, no. 10, pp. 10-12 (In Russian).

11. Vyazunov Ye.V. Optimization of operating modes of the oil trunk pipeline system. Transport i khraneniye nefti i nefteproduktov, 1967, no. 10, pp. 7-9 (In Russian).

12. Vyazunov Ye.V. Optimization of the operation modes of the system of parallel pipelines. Transport ikhraneniye nefti i nefteproduktov, 1970, no. 2, pp. 4-6 (In Russian).

13. Vyazunov Ye.V. Calculation of the optimal pumping regime through the main pipeline under pressure regulation by flow throttling. Transport ikhraneniye neftiinefteproduktov, 1969, no. 12, pp. 7-9 (In Russian).

14. Fuks G.I. Vyazkost' iplastichnost' nefteproduktov. Sovremennyye neftegazovyye tekhnologii [Viscosity and plasticity of petroleum products. Modern oil and gas technologies]. Moscow, Izhevsk, Institut komp'yuternykh issledovaniy Publ., 2003. 328 p.

15. Veliyev M.M. Nekotoryye zadachi optimizatsii raspredeleniya gruzopotokov po seti magistral'nykh nefteprovodov. Diss. kand. tekh. nauk [Some problems of optimization of distribution of cargo flows through the main oil pipeline network. Cand. tech. sci. diss.]. Ufa, 2001. 166 p.

16. Veremeyenko S.A., Mironov S.P. Optimal planning of cargo flows for a branched network of main oil pipelines. Transport i khraneniye nefti i nefteproduktov, 1981, no. 5, pp. 4-5 (In Russian).

17. Vladimirskiy A.I. Determination of the sub-period of planning for the supply of petroleum products to the main product pipeline. Transport ikhraneniye neftiinefteproduktov, 1976, no. 4 (In Russian).

18. Vladimirskiy A.I. Construction of an automated control system for oil trunk pipelines. Transport i khraneniye nefti i nefteproduktov, 1975, no. 12, pp.1-5 (In Russian).

19. Vyazunov Ye.V., Golosovker V.I., Shchepetkov L.G. Optimal management of the oil pipeline and evaluation of its effectiveness. Neftyanoye khozyaystvo, 1974, no. 5, pp. 10-12 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.