АНАЛИЗ МИРОВЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ
Л.А. БЕКБОТОВА Финансовая академия при Правительстве РФ
Мировые тенденции макроэкономического развития последних десятилетий свидетельствует о том, что крупные акционерные общества как национального, так и транснационального масштаба становятся базисными структурами глобальной экономической системы. При всей безусловной важности малых и средних форм предпринимательства именно крупные корпоративные структуры, имеющие огромные собственные производственные и финансовые ресурсы, а также значительные возможности по их созданию и привлечению, определяют экономический потенциал своих государств, способны конкурировать на международных рынках и определять динамику развития мировой экономики. Так, 500 крупнейших корпораций мира производят более трети мирового валового продукта [3, с. 26]. В США на акционерные общества, составляющие 20% всех предприятий страны, приходится 90% совокупного объема продаж товаров и услуг [5, с. 18].
В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет свои особенности. Исследователи выделяют три основные модели: англо-американскую, японскую и немецкую. Рассмотрим подробнее сущность каждой модели.
Для англо-американской модели1 характерны наличие индивидуальных и независимых акционеров, то есть не связанных с корпорацией (они называются «внешними» акционерами, или аутсайдерами), а также четко разработанная законодательная основа, определяющая права и обязанности основных участников (рис. 1).
1 Англо-американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других стран.
Рис. 1. Англо-американская система управления акционерным обществом
Основные участники. Здесь три основных участника: менеджеры, директора и акционеры. Они взаимодействуют между собой с помощью так называемого треугольника корпоративного управления.
Эта модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях, что очень важно с деловой и социальной точек зрения, то есть инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции управления менеджерам и платят им как своим агентам по ведению дел.
Интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют ан-гло-американскую модель управления, решает это противоречие разными способами. Самый важный
из них — это избрание акционерами совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, то есть действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением.
Структура владения акциями. В послевоенные годы в Великобритании и США наметился сдвиг в сторону увеличения институциональных акционеров (внешних и внутренних). В 1990 году в Великобритании они владели приблизительно 61% акций корпораций, а индивидуальные инвесторы — всего 21% (для сравнения, в 1981 году индивидуальные инвесторы владели 38%) [6, с. 29].
Состав совета директоров. В советы директоров большинства корпораций Великобритании и США входят как «внутренние» члены, или «инсайдеры», так и «внешние» (независимые), или «аутсайдеры». Традиционно председателем совета директоров и генеральным директором является одно и то же лицо. Еще десять лет назад такое совмещение функций наблюдалось в 75% крупнейших корпораций США. В настоящее время и американские, и английские компании тяготеют к включению в совет директоров все большего числа независимых директоров [8, с. 69 - 70].
В центре внимания акционеров постоянно находятся состав совета директоров и представительство в совете. Думается, это происходит потому, что другие вопросы корпоративного управления, такие, как раскрытие информации и механизмы взаимодействия между корпорациями и акционерами, в основном решены.
Советы директоров в США и Великобритании меньше по численности, чем в Японии или Германии. Обследование 100 крупнейших американских корпораций, проведенное в 1993 году компанией «Спенсер Стюарт», показало, что в среднем в них входит 13 членов (в 1988 году - 15) [7, с. 7].
Законодательная база. Взаимоотношения между управляющими, директорами и акционерами определяются рядом законов и правил.
В США Федеральное агентство, Комиссия по ценным бумагам и биржам регулируют деятельность рынка ценных бумаг, устанавливают требования к раскрытию информации, а также координируют отношения между акционерами, с одной стороны, и корпорациями и акционерами — с другой.
Весь акционерный капитал США делится примерно в равной пропорции между домохозяй-ствами (гражданами) и институциональными инвесторами. Среди последних самыми крупными держателями акций являются пенсионные
фонды (17,6% от общей величины акционерного капитала). За ними следуют взаимные инвестиционные фонды (5,2%), банковские трасты (3,2%), страховые компании (2,7%) [9, 160 - 161].
Основу законодательной базы по правам и обязанностям акционерных обществ в США составляют законы штата, в котором учреждена и зарегистрирована та или другая корпорация. По сравнению с другими рынками капитала в США существуют самые жесткие правила по раскрытию информации и действует четкая система взаимоотношений между акционерами.
Требования к раскрытию информации. В Соединенных Штатах разработаны, пожалуй, самые строгие нормы раскрытия информации. В других странах, использующих англо-американскую модель, они тоже высоки, однако не до такой степени, как в США.
В США корпорации должны предоставлять самую различную информацию. В годовой отчет или повестку дня ежегодного общего собрания акционеров (официальное название: «Извещение для акционеров для получения доверенности на голосование») включаются: финансовая информация, данные о структуре капитала; справка о прежней деятельности назначаемых директоров (включая имена, занимаемые должности, отношения с компанией, владение акциями в компании); размер зарплаты, выплачиваемой исполнительным директорам, а также сведения о выплате вознаграждения каждому из пяти наиболее высокооплачиваемых руководителей (их имена должны быть указаны); данные о всех акционерах, владеющих свыше 5% акционерного капитала; сведения о возможном слиянии или реорганизации, предполагаемых изменениях и дополнениях в Уставе, а также имена лиц или компаний, приглашаемых для аудиторской проверки [2, с. 20-21].
В Великобритании и других странах, использующих англо-американскую модель, требования к раскрытию информации аналогичны. Однако отчетность предоставляется каждые полгода и, как правило, с меньшим объемом данных по всем статьям, включая финансовую информацию и сведения о назначаемых директорах.
Действия, требующие одобрения акционеров. Обязательного одобрения акционеров требуют: избрание директоров и назначение аудиторов; составление и применение плана выпуска опционов, приобретение акций служащими и руководством (что непосредственно влияет на выплаты управляющим и директорам); слияния и поглощения; реорганизация, изменения и дополнения к Уставу корпорации.
При этом существует важное различие между Великобританией и США: в США акционеры не имеют права голосовать по размеру дивидендов, предлагаемому советом директоров, а в Великобритании, наоборот, этот вопрос выносится на голосование.
В англо-американской модели акционеры имеют право вносить предложения в повестку дня ежегодного общего собрания. Эти предложения должны касаться непосредственно деятельности корпорации. Акционеры, владеющие более чем 10% акционерного капитала корпорации, имеют также право созывать внеочередное (чрезвычайное) собрание АО.
Взаимоотношения между участниками. В анг-ло-американской модели четко определены вопросы взаимоотношений акционеров между собой и с корпорацией. Важную роль в управлении корпорацией играют независимые и саморегулируемые организации.
Акционеры могут осуществлять свое право голоса, не присутствуя на ежегодном общем собрании. Все зарегистрированные акционеры получают по почте повестку дня собрания со всей необходимой информацией, все предложения, годовой отчет корпорации и бюллетень для голосования.
Акционеры имеют возможность голосовать «по доверенности», заполняя бюллетень и высылая его по почте. Тем самым акционер уполномочивает председателя совета директоров действовать от его имени, выступать его доверенным лицом.
Институциональные инвесторы и различные финансовые специалисты следят за деятельностью корпорации и корпоративным управлением.
Японская система корпоративного управления является многосторонней и базируется вокруг ключевого банка и финансово-промышлен-ной сети, или кейрецу (многие японские корпорации имеют крепкие финансовые связи с сетью связанных с ними компаний; такие сети характеризуются общим заемным и акционерным капиталом, торговлей товарами и услугами и неформальными деловыми контактами и называются кейрецу).
Основной банк и кейрецу — это два разных, но дополняющих друг друга элемента японской модели. Практически каждая японская корпорация имеет тесные отношения со своим основным банком. Банк предоставляет корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску облигаций, акций, ведению расчетных счетов и консалтинговые услуги. Банк, как правило, является основным акционером корпорации.
Основные участники. Основными участниками японской модели являются: главный банк (основной внутренний акционер); связанная с корпорацией (аффилированная) компания или кейрецу (еще один основной внутренний акционер); правление и правительство. Взаимодействие между участниками направлено на установление деловых контактов, а не на поддержание баланса сил, как в англо-американской модели (см. рис. 2).
В этой схеме четыре сплошные прямые представляют взаимосвязь интересов четырех основных участников: правительства, управляющих, банка и кейрецу. Прерывистые линии в верхней части показывают отсутствие взаимного интереса у независимых или внешних участников, поскольку они играют незначительную роль.
Большой совет директоров (численность доходит до 50 человек), в него обычно входят только «внутренние» представители
Когда финансовое положение компании ухудшается, акционеры, владеющие контрольным
пакетом акций, посылают своих представителей в совет директоров
(акционеры, не имеющие — (независимые директора)
контрольного пакета акций)
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕЙРЕЦУ
, БАНК
___________ Кредитор —"" /
УПРАВЛЯЮЩИЕ
Депозитарий
Голосующий агент
Рис. 2. Японская модель управления акционерным обществом
Структура владения акциями. В Японии рынок акций целиком находится в руках финансовых организаций и корпораций. Так же, как в Великобритании и США, в послевоенный период здесь заметно увеличилось число институциональных акционеров. В 1990 году финансовые организации (страховые компании и банки) владели примерно 43% японского фондового рынка, а корпорации (за исключением финансовых организаций) — 25%; иностранные инвесторы - примерно 3% [1, с. 13].
Банки развивают прочные связи с корпорациями. Они оказывают множество различных услуг, и их интересы перекрещиваются с интересами корпорации. В этом основное отличие от анг-ло-американской модели, где такие отношения запрещены антитрестовым законодательством. Американские и английские корпорации получают финансовые и другие услуги из разных источников, включая хорошо развитые рынки ценных бумаг.
Состав совета директоров. Совет директоров японских корпораций практически полностью состоит из внутренних участников, то есть исполнительных директоров, управляющих, руководителей крупных отделов компании и правления. Если объем прибыли компании уменьшается в течение продолжительного периода, основной банк и члены кейрецу могут снять директоров и назначить своих кандидатов. Другое привычное для Японии явление — назначение отставных чиновников различных министерств и ведомств в состав совета директоров корпорации.
В японской модели состав совета директоров зависит от финансового состояния корпорации. В отличие от англо-американской модели здесь в составе совета директоров редко встречаются представители независимых акционеров (то есть «аутсайдеров»).
Состав совета директоров в японских компаниях, как правило, больше, чем в США, Великобритании или Германии. Средний японский совет состоит из 50 членов.
Законодательная база. Правительство традиционно оказывало огромное влияние на промышленную политику Японии. Министерства осуществляют также контроль за деятельностью корпораций. Однако в последние годы начал действовать ряд факторов, замедляющих формирование всеобъемлющей экономической политики. Во-первых, в связи с растущей ролью японских корпораций внутри страны и за рубежом в формировании политики стал участвовать ряд министерств во главе с Министерством финансов и Министерством международной торговли и промыш-
ленности. Во-вторых, увеличивающаяся интернационализация японских корпораций сделала их менее зависимыми от внутреннего рынка и, следовательно, от промышленной политики. В-тре-тьих, рост японского рынка капиталов приводит к их частичной либерализации и открытости, хотя и незначительной по мировым стандартам. Однако, несмотря на это, промышленная политика по-прежнему во многом определяет законодательство, особенно в сравнении с англо-американской моделью.
Требования к раскрытию информации. Требования к раскрытию информации в Японии достаточно строгие, но не такие, как в Америке. Корпорации должны сообщать: финансовую информацию (каждое полугодие); данные о структуре капитала; сведения о каждом кандидате в совет директоров (включая имена и фамилии, занимаемые должности, отношения с корпорацией, владение акциями корпорации); данные о вознаграждениях, выплачиваемых исполнительным работникам и членам совета директоров; сведения о предлагаемых слияниях и реорганизации; предлагаемые изменения и дополнения к Уставу; имена лиц и/или названия компаний, приглашаемых для аудиторской проверки.
Процедура раскрытия информации в Японии имеет ряд существенных отличий. Финансовая информация предоставляется каждые полгода, а в США - каждый квартал. В Японии сообщается сумма совокупного вознаграждения управляющим и директорам, а в США — по каждому лицу. То же касается и списка крупных владельцев: в Японии это десять крупнейших акционеров, в то время как в США — все акционеры, владеющие пакетами более 5%. Кроме того, существуют заметные различия между японскими и американскими стандартами финансовой отчетности.
Действия, требующие одобрения акционеров. В обычный круг вопросов, требующих одобрения акционеров, входят выплата дивидендов и распределение средств, выборы совета директоров и назначение аудиторов. Кроме того, без согласия акционеров нельзя решать вопросы, касающиеся капитала корпорации; принимать поправки к Уставу (например, изменение численности и/или состава совета директоров или утвержденного вида деятельности); выплачивать выходные пособия директорам и аудиторам; повышать верхний предел вознаграждения директорам и аудиторам. Внеочередные действия корпорации, требующие одобрения акционеров,— это слияния, поглощения и реорганизация.
До 1981 года в Японии закон не разрешал акционерам выносить свои предложения на рассмот-
рение ежегодного общего собрания. В 1981 году была принята поправка к типовому кодексу, устанавливающая, что акционер, владеющий по крайней мере 10% акций компании, может выступать с предложениями на ежегодном/внеочередном общем собрании [1, с. 14].
Взаимодействия между участниками. Механизм взаимодействия между основными участниками способствует укреплению отношений между ними. Это главная отличительная черта японской модели. Здесь корпорации заинтересованы в долгосрочных, предпочтительно аффилированных акционерах.
Годовые отчеты и материалы, связанные с проведением общего собрания, доступны всем акционерам. Они могут присутствовать на собрании лично, голосовать по доверенности или по почте. Теоретически система достаточно проста, однако на практике иностранным инвесторам голосовать очень сложно.
Ежегодное собрание — это чисто формальное мероприятие, и корпорации не приветствуют какие-либо возражения акционеров. Более того, активность акционеров ослабляется и тем, что большинство корпораций проводят свои собрания в одно и то же время, тем самым препятствуя присутствию или голосованию институциональных инвесторов в разных корпорациях.
Немецкая модель2 управления акционерными обществами существенно отличается от англо-американской и японской. Хотя некоторое сходство с японской моделью все-таки существует.
Банки являются долгосрочными акционерами немецких корпораций, и их представители выбираются в советы директоров. Однако в отличие от японской модели представительство банков в совете постоянно.
Существуют три основные особенности, которые отличают немецкую модель.
Во-первых, эта модель предусматривает двухпалатный совет, состоящий из правления - исполнительного совета (чиновники корпорации, то есть внутренние члены) и наблюдательного совета (представители рабочих, служащих компании и акционеров). Палаты абсолютно раздельны: никто не может быть одновременно членом правления и наблюдательного совета.
Во-вторых, численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами.
^Немецкая модель используется в германских и австрийских корпорациях. Некоторые ее элементы присутствуют также в Нидерландах и Скандинавии. Недавно их начали применять некоторые корпорации Франции и Бельгии.
В-третьих, в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконены ограничения прав акционеров в части голосования, то есть лимитируется число голосов, которое акционер имеет на собрании и которое может не совпадать с числом акций, находящихся в его собственности.
Большинство немецких корпораций предпочитает банковское финансирование акционерному, поэтому капитализация фондового рынка невелика по сравнению с потенциалом экономики. Доля индивидуальных акционеров в Германии низка, что отражает общий консерватизм инвестиционной политики страны. Поэтому неудивительно, что структура управления акционерным обществом сдвинута в сторону контактов между ключевыми участниками: банками и корпорациями.
Система в какой-то степени противоречива по отношению к мелким акционерам: с одной стороны, она позволяет им вносить предложения, с другой — дает возможность компаниям налагать ограничения на право их голоса.
Процент иностранных инвесторов достаточно велик: в 1990 году он составлял 19%. Это обстоятельство постепенно оказывает влияние на модель, так как иностранные инвесторы из Европейского сообщества и других стран начинают защищать свои интересы. Распространение рынка капитала заставляет немецкие корпорации пересматривать свою политику. Когда компания «Даймлер-Бенц АГ» решила зарегистрировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже в 1993 году, она была вынуждена принять существующие общие стандарты бухгалтерской отчетности США и отчитываться о крупных убытках, которые можно было бы скрыть, применяя немецкие правила бухгалтерского учета [7, с. 25].
Основные участники. Банки и в меньшей степени корпорации являются основными участниками в немецкой модели управления. Как и в японской модели, банк играет несколько ролей: он выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием (банк-хранитель) и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях акционеров.
В Германии корпорации могут иметь долгосрочные вложения в других неаффилированных компаниях, которые не принадлежат к определенной группе связанных (коммерчески или про-мышленно) между собой АО. Это похоже на японскую модель, но в корне отличается от англоамериканской, где ни банки, ни корпорации не могут быть ключевыми институциональными ин-
весторами. Еще одним отличием немецкой модели от японской и англо-американской является включение в состав наблюдательного совета представителей рабочих и служащих.
Структура владения акциями. Основными акционерами в Германии являются банки и корпорации. В 1990 году корпорации владели 41% немецкого фондового рынка, а институциональные инвесторы (в основном банки) — 27%. Институциональные агенты, такие, например, как пенсионные фонды (3%) или индивидуальные акционеры (4%), не играют важной роли в Германии. Несмотря на относительно низкую долю иностранных инвесторов, в настоящее время их влияние на немецкую систему управления акционерными обществами возрастает [6, с. 33].
Состав правления и наблюдательного совета. Двухпалатное правление — уникальная черта немецкой модели. Наблюдательный совет назначает и распускает правление, утверждает решения руководства и дает рекомендации правлению, проводит совещания обычно раз в месяц. В Уставе корпорации оговаривают документы, требующие утверждения на наблюдательном совете.
Правление несет ответственность за ежедневное руководство компанией. Оно состоит исключительно из сотрудников корпорации. В наблюдательный совет входят только представители рабочих/служащих и акционеров.
Состав и численность наблюдательного совета определяются законами о промышленной де-
мократии и о равноправии служащих. Эти законы определяют также количество представителей, выбранных рабочими, служащими и акционерами. В небольших корпорациях (менее 500 человек) акционеры избирают весь наблюдательный совет, в средних - одну треть, а больших - половину.
Существует два основных отличия немецкой модели от японской и англо-американской: численность наблюдательного совета устанавливается законом и не подлежит изменению и в наблюдательный совет входят представители рабочих и служащих компании.
То, что в наблюдательный совет не входят «инсайдеры», совсем не означает, что он состоит только из «аутсайдеров». Членами наблюдательного совета, избираемого акционерами, обычно являются представители банков и корпораций, то есть крупных акционеров. Было бы правильнее назвать их «аффилированными аутсайдерами». Более наглядно это представлено на рис. 3.
Законодательная база. В Германии существуют сильные федеральные традиции. Федеральные законы включают в себя законы «Об акционерных обществах», «О фондовых биржах», «О коммерции», а также законы о составе наблюдательных советов. Однако регулирование деятельности бирж является прерогативой местной власти — законодательств земель.
Федеральное агентство по ценным бумагам было создано в 1995 году. Оно и Дополнило недостающий элемент немецкого законодательства.
Рис. 3. Немецкая система управления акционерным обществом
Требования к раскрытию информации. В Германии разработаны достаточно строгие правила раскрытия информации. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете или на общих собраниях разнообразную информацию, включая финансовую (каждое полугодие); данные о структуре капитала; ограниченные сведения о каждом кандидате в наблюдательный совет (с указанием имени и фамилии, адреса, места работы и занимаемой должности); о вознаграждениях, выплачиваемых членам правления и наблюдательного совета; данные об акционерах, владеющих более чем 5% акций корпорации; информацию о возможном слиянии или реорганизации; предлагаемые изменения и дополнения к Уставу, а также имена лиц или название компаний, приглашаемых для аудиторской проверки.
Правила раскрытия информации в Германии отличаются от принятых в США. Так, финансовая информации сообщается раз в полгода, а не ежеквартально, как в США. В Германии предоставляются совокупные данные о вознаграждении директорам и менеджерам, в отличие от индивидуальных сведений в США не сообщаются сведения о членах наблюдательного совета и об их владении акциями компании. Кроме того, существуют заметные различия между немецкими и американскими стандартами бухгалтерской отчетности.
В Германии корпорациям разрешается аккумулировать часть средств из дохода ("income") на резервном счете ("reserves"), что позволяет им не показывать его на счете «нераспределенная прибыль» ("retained earnings") и не выплачивать дивиденды.
До 1995 года немецкие компании должны были оглашать имена лиц, владеющих более чем 25% акций. В 1995 году этот предел был снижен до 5%, что совпадает с международными стандартами [6, с. 34].
Действия, требующие одобрения акционеров. В компетенцию акционеров входит распределение чистого дохода (выплата дивидендов, использование средств), утверждение решений правления и наблюдательного совета за прошедший финансовый год, выборы наблюдательного совета, назначение аудиторов. Утверждение этих решений по существу означает «печать одобрения» или «вотум доверия». Если акционеры хотят предпринять какие-либо действия против отдельных членов совета или против совета в целом, они откажутся от утверждения решений совета за прошедший год. В отличие от англо-американской и японской моделей здесь акционеры не имеют право изменять численность или состав наблюдательного совета.
Другими действиями, также требующими одобрения акционеров, являются: решение об осуществлении затрат, сотрудничество с филиалами, изменения Устава (например, изменение вида деятельности), повышение верхнего предела вознаграждения членами наблюдательного совета.
Внеочередные действия, требующие одобрения акционеров, - слияние, покупка контрольного пакета акций и реорганизация.
Взаимодействие между участниками. Существующая в Германии законодательная база учитывает интересы служащих, корпораций, банков и акционеров.
В целом система ориентирована на основных участников. Вместе с тем немало внимания уделяется и мелким акционерам.
В Германии большинство акционеров покупают акции через банк, а банки, будучи депозитариями, имеют право голосовать на собраниях. Процедура здесь такова: акционер дает банку доверенность, по которой тот имеет право голосовать в течение установленного срока — до 15 месяцев. Корпорация высылает повестку дня и годовой отчет банку-хранителю (кастодиану). Банк передает акционеру эти материалы, а также свои рекомендации по голосованию. В случае если акционер не дает специальных инструкций по голосованию, банк вправе голосовать по своему усмотрению. Это может привести к конфликту интересов между банком и акционером. Но, поскольку число индивидуальных акционеров в Германии невелико, это не представляет собой проблемы, хотя, с другой стороны, отражает «про-банковскую» и «антиакционерную» сторону системы.
Участию акционеров в делах корпорации препятствуют, кроме того, узаконенные ограничения права голоса и невозможность голосования по почте. Однако, несмотря на это, мелкие акционеры не исключаются из процесса и на собраниях часто вносят свои предложения против управляющих. В Австрии мелкие акционеры не столь активны. Может быть, потому, что австрийское правительство прямо или косвенно выступает крупным акционером в большинстве компаний.
Доминирование инсайдерской модели собственности и управления - наиболее общая характеристика российских компаний. Как это принято в мировой практике корпоративизма, у российских корпоративных предприятий значительное число собственников. Однако, если по западным меркам функционально-управленческая конфигурация может быть представлена треугольником «управляющие — акционеры - совет дирек-
торов», то современные российские компании насчитывают по меньшей мере шесть главных центров интересов (физических лиц и относительно устойчивых коллективных субъектов): руководитель (генеральный директор); администрация (высшие руководители); работники как физические и юридические лица; трудовой коллектив; акционеры как физические и юридические лица; собрание акционеров как управленческий орган [4, с. 27 - 28]. Трудности уравновешивания интересов в такой сложной шестиполюсной конфигурации, а также согласования интересов, объема полномочий и меры ответственности в рамках каждой из названных групп существенно снижают эффективность традиционных методов корпоративного управления. Так, в России весьма характерны чрезмерные объемы полномочий в удовлетворении своих интересов у высшего руководства при его непропорционально низкой ответственности. Типичным стало пренебрежение интересами акционеров, на собственность которых в конечном счете как раз и ложится имущественная ответственность за эффективное руководство компанией (через курсовую стоимость акций, размер дивидендов и т.п.).
Попыткой решения этих проблем стала работа над Российским кодексом (далее - Кодекс) корпоративного поведения, которая началась в 2000 году, а в феврале 2002 года проект этого документа был одобрен Правительством РФ для применения российскими обществами. Все положения Кодекса носят рекомендательный характер и основываются на принципах корпоратив-
ного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества (ОЭСР), которые были подписаны на заседании Совета ОЭСР 26 - 27 мая 1999 года. Вместе с тем в ближайшие годы России предстоит проделать большую работу по совершенствованию структуры и эффективности корпоративного контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Булах Ю.Б., Флястер А.М. Финансовый контроллинг и аудит собственного капитала корпораций Японии // Финансы. - 1992. - № 1.
2. Гиляровская JI.T. Экономический анализ в аудировании деятельности компаний США // Бухгалтерский учет. - 1992. - № 9.
3. Калин А. Национальные особенности корпоративного развития // Экономика и жизнь. - 1998. - № 1.
4. Клейнер Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике // Вопросы экономики. - 1999. - № 8.
5. Лунев B.JL Тактика и стратегия управления фирмой. - М.: Финпресс, НГАЭ и У, 1997.
6. Мазулло Джефри. Три модели управления акционерными обществами // Журнал для акционеров.
- 1997. - № 6.
7. Супян В.Д. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М.: «Анкил», 2001.
8. Сыродоева О.Н. Новые тенденции в корпоративном праве США и Российское законодательство об акционерных обществах // Государство и право.
- 2000. - № 2.
9. Nicholas V. Gianaris. Modem Capitalism. Privatization, Employee Ownership and Industrial Democracy. Westport, 1996. - P. 160, 161.