Научная статья на тему 'Анализ мирового становления цифровой экономики'

Анализ мирового становления цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗНАНИЯ / РЕСУРС / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мрочковский Н.С.

Автором статьи рассматривается понятийный аппарат цифровой экономики, а также экономико-теоретические основания формирования современной концепции цифровой экономики. В статье представлены обоснования развития современной концепции цифровой экономики, на которое оказывает влияние общая экономическая теория научно-технического прогресса, инновационной деятельности и методология виртуальных экономических отношений, основанная на использовании интеллектуальных информационных технологий. Далее рассмотрен один из наиболее репрезентативных интегральных измерителей интенсивности развития цифровой экономики и экономики знаний индекс развития человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ мирового становления цифровой экономики»

Анализ мирового становления цифровой экономики

г-

сэ

см

сэ £

Б

а

2 о

Мрочковский Николай Сергеевич,

к.э.н., заведующий базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных проб грамм «КАПИТАНЫ» ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», nikolay@mrochkovskiy.ru

Автором статьи рассматривается понятийный аппарат цифровой экономики, а также экономико-теоретические основания формирования современной концепции цифровой экономики. В статье представлены обоснования развития современной концепции цифровой экономики, на которое оказывает влияние общая экономическая теория научно-технического прогресса, инновационной деятельности и методология виртуальных экономических отношений, основанная на использовании интеллектуальных информационных технологий. Далее рассмотрен один из наиболее репрезентативных интегральных измерителей интенсивности развития цифровой экономики и экономики знаний - индекс развития человеческого потенциала.

Ключевые слова: предпринимательство, цифровая экономика, знания, ресурс, индекс развития человеческого потенциала

Одним из наиболее активно развивающихся в 2010 гг. сегментов мировой экономики, представляющих интерес для субъектов предпринимательства различного профиля, является цифровая экономика. Активное развитие данного сегмента непосредственно связано с совершенствованием социально-экономических отношений постиндустриального типа, а технологической базой для функционирования субъектов цифровой экономики стали качественное совершенствование компьютерных технологий и сетей, а также средств мобильных коммуникаций и интегрированных с ними приложений.

Следует отметить, что в специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания понятия "цифровая экономика". Так, например, в тексте официальной государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017 г.) точная законодательная дефиниция данного понятия отсутствует. Содержание цифровой экономики в данном нормативно-правовом акте трактуется посредством отдельных направлений государственного регулирования данной области, таких как обеспечение информационной безопасности, подготовка инновационных кадров для цифровой сферы и т.п. [1].

Одним из первых употребил понятие «цифровая экономика» американский исследователь Д. Тэпскотт в работе 1994 г. По его мнению, «цифровая экономика представляет собой сектор современной экономики, в рамках которого принципиально значимую роль играет экономическая информация» [9]. Однако сведение содержания цифровой экономики только к информационным процессам является не вполне корректным, некоторым образом сужает содержание рассматриваемого экономического понятия. В конечном счете, экономическая информация играла значимую роль и для многих субъектов предпринимательства, функционировавших в рамках индустриальных или даже доиндустриальных экономических отношений, в то время как цифровая экономика является системой отношений, характерных именно для постиндустриального общества.

Б. Гейтс, по существу, отождествляет содержание цифровой экономики и Интернет-экономики [б]. Подобное отождествление представляется не вполне корректным: глобальная компьютерная сеть Интернет, наряду с локальными сетями предприятий, мобильными устройствами и т.п., представляет собой всего лишь одну из информационно-коммуникационных сред формирования и реализации отношений в рамках цифровой экономики. В этой связи более корректно рассматривать глобальные компьютерные сети и реализуемые на основе их технологического потенциала финансово-экономические процессы в качестве виртуального сегмента цифровой экономики в целом.

А.В. Бабкин, Д.Д. Буркальцева, Д.Г. Костень, Ю.Н. Воробьев предлагают троякое определение содержания цифровой экономики, что само по себе свидетельствует о сложности и неоднозначности рассматриваемого экономического понятия [4]:

- цифровая экономика - тип экономики, характеризующийся активным внедрением и практическим использованием цифровых технологий сбора, хранения, преобразования и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности;

- цифровая экономика - это система социально-экономических и организационно-технических отношений, основанная на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий;

- цифровая экономика - сложная организационно-техническая система в виде совокупности различных элементов (технических, организационных, инфраструктурных, программных, нормативных, законодательных и др.) с распределенным взаимодействием и взаимным использованием экономическими агентами для обмена знаниями в условиях перманентного развития.

Согласно точке зрения М.А. Комарова и А.И. Прокопьева, «цифровая экономика -это симбиоз виртуальной и реальной экономики, базирующийся на взаимодействии и создании общественных ценностей» [7]. Действительно, цифровая экономика представляет собой не только экономические отношения, которые реализуются в вирту-

Рисунок 1 - Экономико-теоретические основания формирования концепции цифровой экономики (систематизировано автором)

Рисунок 2 - Значения индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) по государствам групп G7 и БРИКС, 2017 г.1

альном экономическом пространстве, но, например, и широкий круг экономических процессов по автоматизации производственной деятельности, интеграции реальных бизнес-процессов развития предпринимательских структур с экономическим потенциалом сети Интернет и т.п. Вместе с тем, рассматриваемое М.А.

Комаровым и А.И. Прокопьевым «создание общественных ценностей» как некоторый ключевой атрибут именно цифровой экономики представляется достаточно спорным.

Президент Российской Федерации В.В. Путин констатирует, что «цифровая экономика - это не отдельная отрасль,

по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества» [2]. В рамках данного подхода акцентируется внимание на межотраслевом характере экономических отношений, формируемых и реализуемых в рамках цифровой экономики.

Цифровая экономика представляет собой систему отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, основанную на использовании технологических возможностей средств электронных коммуникаций и информационных платформ, обеспечивающую существенный рост вклада интеллектуального капитала в формирование стоимости продукции или услуг, качественную модификацию социально-трудовых отношений, совершенствование предпринимательских коммуникаций, обеспечение условий для формирования и развития виртуальных экономических институтов, интенсификации процессов глобализации мировой экономики и, в конечном итоге, создание условий для неопостиндустриального технологического уклада.

Основные экономико-теоретические основания формирования современной концепции цифровой экономики представлены на рисунке 1.

Как показано на рисунке 1, современная концепция цифровой экономики непосредственно проистекает из теории смены технологических укладов.

Другим теоретическим основанием формирования и развития концепции цифровой экономики является экономика знаний. В рамках экономики знаний, непосредственно корреспондирующей с различными сегментами цифровой экономики, знания являются и важнейшим фактором обеспечения эффективности предпринимательской деятельности, и одновременно одним из наиболее распространенных специфических товаров (в рамках систем образования различного уровня, в т.ч. дистанционного и виртуального, торговли экономической информацией и т.п.).

Положения теории знаний при этом непосредственно корреспондируют с современной теорией человеческого капитала, в рамках которой именно человеческий капитал(потенциал)признается в качестве основного драйвера как обеспечения эффективности предпринимательской деятельности, так и социально-экономического прогресса в целом. При этом человеческий капитал в наибо-

© £

Я

3

9

а

2 а

7

г-

сэ

см

сэ £

Б

а

2 ©

лее общем виде включает в себя систему общих и специальных знаний индивида, уровня его образования и интеллекта, как основного инструмента обработки массивов информации, состояние здоровья и общий культурный уровень [3].

На формирование современной концепции цифровой экономики оказывает влияние общая экономическая теория научно-технического прогресса, инновационной деятельности и методология виртуальных экономических отношений, основанная на использовании специфического экономического потенциала глобальной компьютерной сети.

Знания в рамках цифровой экономики играют двоякую роль, выступая одновременно и одним из основных специфических факторов предпринимательской деятельности, и особой формой товара. При этом одним из наиболее репрезентативных интегральных измерителей интенсивности развитии экономики знаний в государстве является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (рисунок 2).

Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по таким трем значимым социально-экономическим параметрам, как степень развитости систем общего и профессионального образования различного уровня в государстве, качество здравоохранения, при недостаточном уровне которого даже потенциал в среднем образованных граждан вряд ли эффективно трансформируется в результаты производственной деятельности, а также уровень экономического развития в целом. ИРЧП измеряется по унифицированной шкале от 0 до 1.

Как показано на рисунке 2, по показателю ИРЧП развитие социально-экономической системы РФ являлось в 2017 г. достаточно удовлетворительным: значение рассматриваемого показателя составило 0,817, что несколько ниже уровня ИРЧП развитых государств ЕС, но достаточно существенно превышает значения аналогичных показателей по группе БРИКС - Китаю, Индии, ЮАР, Бразилии. По нашему мнению, относительно высокий уровень показателя ИРЧП РФ, отражающего возможности дальнейшего совершенствования как экономики знаний, так и цифровой экономики, связан, в первую очередь, с сохранившимися достаточно эффективными элементами системы высшего образования, в первую очередь естественно-технического профиля, а также сравнительно качественной системой среднего общего образования, не уступающей аналогичным системам США

Рисунок 3 - Экономико-статистическая функция влияния индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) на средний уровень рентабельности субъектов предпринимательства по группе государств G7 и БРИКС, 2017 г.

и большинства современных государств Европейского Союза.

Для оценки характера влияния индекса развития человеческого потенциала, в наиболее общем виде отражающего интенсивность функционирования экономики знаний в государстве, на средний уровень эффективности предпринимательской деятельности воспользуемся инструментарием корреляционно-регрессионного анализа (рисунок 3).

Как показано на рис. 3, с ростом ИРЧП устойчиво увеличивается средний уровень рентабельности предпринимательской деятельности по исследуемой группе государств мира. Более того, выявленная зависимость, аппроксимируемая экспоненциальной функцией, является эластичной: имеет место выраженный маржинальный эффект увеличения индекса развития человеческого потенциала на средний уровень эффективности предпринимательства в экономике.

Индекс ИРЧП отражает не только возможности формирования экономики знаний в целом, но и перспективы развития цифровой экономики. Так, как показано на рисунке 2, наименьший уровень данного индекса характерен для таких государств БРИКС, как Индия и ЮАР.

Уровень цифровизации экономики ЮАР является достаточно низким хотя бы вследствие того, что в районах данного государства, относительно удаленных от крупных мегаполисов, фактически существуют доиндустриальные и даже рабовладельческие социально-экономические отношения, которые никоим образом не корреспондируют ни с экономикой знаний, ни тем более с цифровой экономикой. Для Индии характерен достаточно

высокий потенциал удаленной занятости, в первую очередь использования достаточно дешевой рабочей силы программистов средней и низкой квалификации на мировом виртуальном рынке труда. Уровень же интеграции в цифровую экономику среднестатистических индийских субъектов предпринимательства является достаточно низким [5].

Что касается экономической системы Бразилии, то сравнительно низкий по сравнению с развитыми странами уровень индекса ИРЧП в данном государстве корреспондирует и с относительно низкой развитостью цифровой экономики. Это проявляется и в недостаточной, даже по сравнению с РФ, обеспеченностью электронными услугами органов государственной власти и местного самоуправления, и в сравнительно низкой интеграции бразильских субъектов предпринимательства в виртуальные экономические процессы, в инфраструктуру мирового информационного рынка и т.п. В значительной мере данная ситуация связана с недостаточным качеством бразильской системы профессионального образования, в первую очередь высшего.

В рамках же экономики КНР, помимо относительно низкого значения индекса воспроизводства человеческого капитала, основным сдерживающим фактором прогрессивного развития цифровой экономики являются ограничения доступа в глобальную компьютерную сеть Интернет, существующие как для физических, так и для юридических лиц.

Литература

1. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" // Утверждена

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р, п. IV.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2017 г. // Российская газета. 2017. №211. С.2.

3. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. С.171.

4. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т.10. №3. С.10.

5. Бланк С. Стартап: настольная книга пользователя. - М.: Альбина Паблишер, 2017. С.138.

6. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М., 2000. С.76.

7. Комаров М.А., Прокопьев А.И. Развитие правового симбиоза цифровой и реальной экономики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 4 (47). С. 113

8. Human development report 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/ 20l6_human_development _report.pdf.

9. Tapskott D. The digital economy. NY, 1994. P.8.

Ссылки:

1 Human development report 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/ 2016_human_development _report.pdf.

Analysis of world formation of digital

economy Mrochkovsky N.S.

REU of G.V. Plekhanov

The author of the article considers the conceptual apparatus of the digital economy, as well as the economic and theoretical basis for the formation of the modern concept of the digital economy.

The article presents the rationale for the development of the modern concept of digital economy, which is influenced by the General economic theory of scientific and technological progress, innovation and methodology of virtual economic relations based on the use of intelligent information technology. Next, we consider one of the most representative integral measures of the intensity of the digital

economy and the knowledge economy - the human development index. Keywords: entrepreneurship, digital economy, knowledge, resource, human development index References

1. The «Digital Economy of the Russian Federation»

program//Is approved by the Instruction of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r, the item IV.

2. Message of the President of the Russian

Federation to Federal Assembly on November 5, 2017//Russian newspaper. 2017. No. 211. Page 2.

3. Akmayeva R.I. Innovative management. - Rostov-

on-Don: Phoenix, 2017. Page 171.

4. Babkin A.V., Burkaltseva D.D., Kosten D.G.,

Vorobey Yu.N. Formation of digital economy in Russia: entity, features, technical normalization, development problems// Scientific and technical lists enemy. Economic sciences. 2017. T.10. No. 3. Page 10.

5. Form C. Startup: reference book of the user. -

M.: Albina Pablisher, 2017. Page 138.

6. Gates B. Business with a thought speed. - M,

2000. Page 76.

7. Komarov M.A., Prokopyev A.I. Development of

legal symbiosis of digital and real economy// Scientific works of the Russian academy of legal profession and notariate. 2017. No. 4 (47). Page 113

8. Human development report 2017 [An electronic

resource]. Access mode: http://hdr.undp.org/ sites/default/ files/2016_human_development _report.pdf.

9. Tapskott D. The digital economy. NY, 1994. P.8.

О

3

В

s

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 a

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.