Научная статья на тему 'Анализ мирового рынка взаимного страхования'

Анализ мирового рынка взаимного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ / GLOBAL MARKET / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КООПЕРАТИВНОЕ СТРАХОВАНИЕ / COOPERATIVE INSURANCE / MUTUAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Н.В., Лопаткин Д.С.

В статье подчеркивается, что на мировом рынке страховых услуг одной из самых распространенных форм создания страхового фонда является взаимное страхование. Это система страхования, обеспечивающая страховую защиту имущественных интересов физических и юридических лиц на некоммерческой, взаимной основе путем консолидирования необходимых для этого средств в обществах взаимного страхования. При взаимном страховании каждый страхователь одновременно является членом страхового общества. Проводится исследование состояния современного мирового рынка взаимного страхования. Во многих развитых странах взаимное страхование является важным условием формирования полноценной конкурентной среды, оказывает серьезное противодействие значительной концентрации в страховой сфере, необоснованному росту цен на страховые услуги. Отмечается, что в Российской Федерации пока зарегистрировано всего лишь 12 обществ взаимного страхования. Существующая законодательная база (отсутствие законодательной возможности у российских страховых обществ осуществлять личное страхование, ограничения по количеству членов общества и др.), а также невысокий уровень страховой грамотности населения (недостаточная информация о взаимном страховании, его преимуществах перед коммерческой формой страховой защиты) являются главными причинами медленного внедрения данной формы страхования в нашей стране. Это в свою очередь сильно тормозит развитие всего страхового рынка России. В таких условиях общества взаимного страхования просто не могут составить конкуренцию коммерческим страховым компаниям. Делается вывод, что успешное продвижение взаимного страхования в Российской Федерации может стать серьезным шагом к расширению рынка страховых услуг для хозяйствующих субъектов и населения страны, а также позволит внести весомый вклад в укрепление всего мирового рынка взаимного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of mutual insurance global market

The article emphasizes that the mutual insurance is one of the most widespread forms of creation of insurance fund in the global market of insurance services. It is an insurance system, which provides an insurance protection of property interests of natural and legal entities on a nonprofit, mutual basis by consolidation of means, which are necessary for this purpose in mutual insurance societies. In case of mutual insurance, each insurer, at the same time, is the member of an insurance company. The authors research the development of the modern global mutual insurance market. In many developed countries, the mutual insurance is an important condition of formation of the full-fledged competitive environment, and it seriously counters considerable concentration in an insurance sphere, and an unreasonable price rise for insurance services. The paper points out that until now only 12 societies of a mutual insurance have been registered in the Russian Federation. The existing legislative base (lack of legislative opportunity in the Russian insurance companies to carry out personal insurance, restrictions regarding a number of members of society, etc.), and also low level of the population insurance literacy (insufficient information on a mutual insurance, its advantages in comparison to a commercial form of insurance protection) are the main reasons of slow introduction of this form of insurance in our country. In its turn, the existing legislative base strongly slows down the Russian insurance market development in general. In such conditions, mutual insurance societies simply are not able to compete with business insurance companies. The authors came to a conclusion that successful advance of a mutual insurance in the Russian Federation can become a serious step towards the insurance services market expansion for economic entities and the country’s population, and also will enable to make a powerful contribution to the strengthening of global mutual insurance market, in general.

Текст научной работы на тему «Анализ мирового рынка взаимного страхования»

Страхование

УДК 368.01

анализ мирового рынка

взаимного страхования

В статье подчеркивается, что на мировом рынке страховых услуг одной из самых распространенных форм создания страхового фонда является взаимное страхование. Это система страхования, обеспечивающая страховую защиту имущественных интересов физических и юридических лиц на некоммерческой, взаимной основе путем консолидирования необходимых для этого средств в обществах взаимного страхования. При взаимном страховании каждый страхователь одновременно является членом страхового общества.

Проводится исследование состояния современного мирового рынка взаимного страхования. Во многих развитых странах взаимное страхование является важным условием формирования полноценной конкурентной среды, оказывает серьезное противодействие значительной концентрации в страховой сфере, необоснованному росту цен на страховые услуги.

Отмечается, что в Российской Федерации пока зарегистрировано всего лишь 12 обществ взаимного страхования. Существующая законодательная база (отсутствие законодательной возможности у российских страховых обществ осуществлять личное страхование, ограничения по количеству членов общества и др.), а также невысокий уровень страховой грамотности населения (недостаточная информация о взаимном страховании, его преимуществах перед коммерческой формой страховой

Н.В. ЖУРАВЛЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: juravleva2005@mail.ru

Д.С. ЛОПАТКИН, аспирант кафедры экономики E-mail: dreiven118@mail.ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

защиты) являются главными причинами медленного внедрения данной формы страхования в нашей стране. Это в свою очередь сильно тормозит развитие всего страхового рынка России. В таких условиях общества взаимного страхования просто не могут составить конкуренцию коммерческим страховым компаниям.

Делается вывод, что успешное продвижение взаимного страхования в Российской Федерации может стать серьезным шагом к расширению рынка страховых услуг для хозяйствующих субъектов и населения страны, а также позволит внести весомый вклад в укрепление всего мирового рынка взаимного страхования.

Ключевые слова: мировой рынок взаимного страхования, конкуренция, кооперативное страхование

На мировом рынке страховых услуг одной из распространенных форм создания страхового фонда является взаимное страхование. Взаимное страхование - это система страхования, обеспечивающая страховую защиту имущественных интересов физических и юридических лиц на некоммерческой, взаимной основе путем консолидирования необходимых для этого средств в обществах взаимного страхования. При взаимном страховании каждый

страхователь одновременно является членом страхового общества.

Мировой рынок взаимного страхования (кооперативные и взаимные страховщики) в 2011 г. собрал премий на сумму 1 трлн 220 млрд долл., что на 7,5% больше, чем в предыдущем году (в 2010 г. -1 трлн 135 млрд долл.). Рынок взаимного страхования оценивается в 1 трлн долл. благодаря росту активов, который наблюдается в данном секторе вот уже четвертый год подряд. Этому способствовало ежегодное увеличение сбора страховых премий в 2007-2011 гг., которое составило 6,5% за указанный период. В целом на страховом рынке данный показатель составил всего 2,8%.

Развитие сектора взаимного страхования шло более быстрыми темпами, чем в страховой отрасли в целом. В результате доля взаимного страхования на мировом рынке поднялась с 23,6% в 2007 г. до 26,7% в 2011 г.

В рамках ежегодного исследования ситуации в секторе взаимного страхования ICMIF (Международная федерация взаимного и кооперативного страхования) опубликовала данные о количестве организаций, функционирующих на страховых рынках разных стран. Эти сведения позволяют сделать вывод, что по всему миру работают по крайне мере 3 388 взаимных и кооперативных страховых компаний1 (табл. 1) [4].

В настоящее время в США имеется наибольшее количество организаций взаимного страхования (34% премий от всего мирового рынка взаимного страхования) - 1 911. В Германии работают 290 взаимных страховых компаний (из них 100 - пенсионные кассы). Более 100 страховых организаций взаимного типа действуют в Канаде и Испании.

Сложные экономические условия в США, возникшие после финансового кризиса, привели к снижению спроса на страхование жизни. Продажи сокращались ежегодно в течение 2008-2010 гг. В результате ослабления фондового рынка и снижения процентных ставок упали продажи полисов страхования жизни, привязанных к фондовому индексу и полисов аннуитетного страхования. Отрасль страхования жизни начала приходить в себя лишь в 2011 г., когда экономическая среда в стране начала восстанавливаться. Оправившиеся фондовые рынки демонстрировали возобновление интереса к различным аннуитетам: эти продукты стали более

1 URL: http://www.icmif.org/wp-content/uploads/2013/05/ Mutual-Market-Share-2011.pdf.

Таблица 1

Положение на мировом рынке взаимного страхования в 2011 г.

Страна Величина Количество

премий, млн долл. предприятий, ед.

США 414,939 1 911

Япония 271,391 63

Германия 111,489 290

Франция 109,433 95

Нидерланды 55,038 82

Испания 28,089 104

Италия 27,662 8

Великобритания 25,714 82

Канада 23,637 115

Финляндия 18,295 80

Источник: официальные статистические данные Международной федерации кооперативного и взаимного страхования.

привлекательны, чем продукты с фиксированным доходом. Однако, несмотря на рост в 7,3% величины собранных премий по страхованию жизни (в 2011 г.), начиная с 2007 г. этот американский рынок сократился в общей сложности на 6,1%.

Отрасль взаимного страхования жизни показала устойчивость к сжатию рынка страхования жизни в Соединенных Штатах. С 2007 г. наблюдались рост премий более чем на 10% и увеличение их доли на американском рынке более чем на 15%. Этот сектор показал себя исключительно хорошо в первые два года после начала мирового финансового кризиса. В 2008 г. премии выросли здесь на 7,6%, в то время как общий объем страхового рынка сокращался. В 2009 г. на рынке взаимного страхования жизни произошло небольшое снижение премий (-1,4%). Однако стоит вспомнить спад на 13,3%, произошедший на общем рынке страхования жизни, поскольку на страховой сфере также сказывался спад в экономике США. В целом доля рынка взаимного страхования жизни увеличилась с 23,8% в 2007 г. до 29,1% в 2009 г.

Экономика Соединенных Штатов в 2010 г. начала выходить из рецессии, и рынок страхования жизни постепенно восстанавливался. Повышение продаж полисов страхования жизни и групповых аннуитетов привело к увеличению собранных премий в 2011 г. (впервые с 2007 г.). Сектор взаимного страхования жизни, снизившись на 2,0% в 2010 г. (это привело к падению доли на рынке до 28,3%), попытался восстановить былые позиции в 2011 г (увеличение премий на 6,1%). Однако динамика его роста была ниже, чем у сектора страхования жизни в целом.

На 25 компаний приходится более 90% всех собранных премий в секторе взаимного страхования

жизни, при этом «большая семерка»2 аккумулирует до 61% премий. У 17 страховщиков наблюдался рост премий в 2011 г. Это неудивительно, учитывая общее увеличение во взаимном страховании жизни на 6%. В 2010 г. только у 13 крупнейших поставщиков услуг по взаимному страхованию жизни наблюдался рост премий, в то время как на общем рынке взаимного страхования было зафиксировано 2%-ное падение.

У двух крупнейших компаний - Nationwide (4-е место) и MassMutual (3-е место) в 2011 г. был наибольший рост премий. Nationwide увеличила объем премий на 22,5%. Это было обусловлено рекордными продажами продуктов с аннуитетом (особенно по индивидуальным полисам). У MassMutual рост составил 18,6%. Ей удалось добиться рекордного уровня продаж продуктов по взаимному страхованию жизни в целом и пенсионных продуктов в частности. New York Life (крупнейший страховщик на рынке взаимного страхования жизни) и Guardian Life смогли восстановить позиции в 2011 г. (после резких падений доходов в 2010 г.). В результате расширения страховых продуктов и восстановления показателей по аннуитетным продажам у Pacific Life наблюдался рост премий на 13,9%. Два года подряд высокие показатели роста демонстрировали такие компании, как Liberty Mutual (+17,2%) и Penn Mutual (+11,7%). У Thrivent - крупнейшего братского страхового общества в США3 рост премий наблюдался пять лет подряд.

Влияние братских обществ на рынок взаимного страхования США увеличивается с каждым годом. В 2011 г. на их долю приходилось около 7% всех собранных премий во взаимном страховании жизни и почти 2,5% всего рынка взаимного страхования. Но в том же году рост премий замедлился до 1,3% (по сравнению с увеличением на 13% в 2010 г.). Произошло это в результате падения на 2,1% в аннуитетных продажах.

На рост общего объема страховых премий в секторе взаимного страхования повлияло увеличение в 2011 г. на 15,4% величины премий, собранных в имущественном страховании и в страховании от несчастных случаев (P&C)4.

2 «Большая семерка» - семь компаний, на которых приходится больше половины всех собранных премий.

3 Братское страховое общество - одна из организационно-правовых форм взаимного страхования в США (аналогична дружеским обществам в Великобритании).

4 P&C (property and casualty) - общепринятая аббревиатура имущественного страхования и страхования от несчастных случаев.

Среднегодовой темп роста премий от P&C-страхования оставался относительно стабильным -на уровне 0,7%. В ходе финансового кризиса увеличивался рост безработицы, а следовательно, и количество выплат страховыми компаниями компенсаций застрахованным работникам. К 2010 г. Р&С-сектор поддерживался хорошим спросом на индивидуальные страховые продукты (например, на полис домовладельца), так как спрос на недвижимость начал восстанавливаться. Данный сектор также пострадал от значительных потерь в андеррайтинге. Экономическая неопределенность в стране и продолжающийся жилищный кризис влияли на техническую рентабельность и сдерживали рост в ипотечном бизнесе и сфере финансовых гарантий. Все это в сочетании с высоким количеством имущественных претензий от ураганов и других стихийных бедствий привело к изменчивой рентабельности страховых компаний на рынке P&C.

Рост всего сектора Р&С-страхования в сложных экономических условиях замедлился до 1,3%. А взаимное Р&С-страхование с 2007 г. увеличилось на 16%, что повлияло на объемы всего сектора взаимного страхования. Лишь в 2008 г., когда премии по взаимному страхованию увеличились на 8,3%, они росли более быстрыми темпами, чем во взаимном страховании жизни.

Учитывая высокую долю взаимного страхования в Р&С-секторе (доля рынка 2011 г. - 39%) по сравнению с взаимным страхованием жизни (2011 г. -28% рынка), неудивительно, что пять из десяти крупнейших Р&С-страховщиков были взаимными страховыми компаниями, в то время как в десятку крупнейших компаний по страхованию жизни входил лишь один страховщик, действующий согласно методам взаимного страхования (New York Life). Рост крупнейших взаимных Р&С-компаний был более последовательным, чем во взаимном страховании жизни. У 22 из 25 компаний наблюдался рост премий (по взаимному страхованию жизни - у 17 из 25).

Крупнейшие взаимные Р&С-компании (State Farm, Farmers Insurance и Nationwide) незначительно увеличили объем премий в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Вторая по величине взаимная компания Liberty Mutual достигла впечатляющего роста премий (+5,3%), как и военное общество USAA Group (+7,9%). USAA Group добивалась схожего увеличения и в предыдущие годы (+7,6% в 2010 г.). Компания получала прибыль от выполнения обязательств перед страхователями, поддержи-

вая высокую конкурентоспособность страховых продуктов и качественно обслуживая ключевые группы своих потребителей.

Наиболее быстрорастущей компанией во взаимном Р&С-секторе в 2011 г. была Citizens Property Insurance Corp., которая специализировалась на страховании жилой и коммерческой недвижимости. Рост премий составлял 18,4%, что было обусловлено увеличением продаж индивидуальных полисов. Компания State Insurance Fund NY, занимающаяся страхованием от несчастных случаев работников в Нью-Йорке, и компания AEGIS, специализировавшаяся на страховании коммунальных и энергетических организаций, подняли свои премии в 2011 г. на 14,2 и 12,2% соответственно.

На рынке взаимного страхования в странах Евросоюза в 2010 г. количество собранных премий увеличилось на 4,9% (на 3,6% - в страховании жизни; на 6,2% - в страховании ином, чем страхование жизни). Похожий рост наблюдался и в 2009 г. (5,3%), в то время как за предыдущие годы объем собранных премий почти не увеличивался (2008 г. - 0,3%, 2007 г. - 0,7%). А ведь в 2006 г. рост премий на европейском рынке взаимного страхования составлял более 10%. Такая тенденция была связана с влиянием мирового экономического кризиса 2007-2008 гг., оправиться от которого страховщики смогли уже к 2009 г.

Между европейскими странами существуют значительные различия. Есть ряд государств, где взаимное страхование отсутствует или его доля

очень мала (Кипр, Чехия, Эстония, Исландия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Мальта) и, следовательно, рост собранных премий там равняется нулю. На другие же страны (Германия, Франция, Нидерланды) приходится большая часть всех собранных премий. В Германии и Франции сумма премий превышает 50 млрд евро. Если бы премии рассчитывались на 1 000 жителей, то Люксембург и Нидерланды показали самый высокий результат (Люксембург - 2,2 тыс. евро на 1 000 жителей; Нидерланды - 1,2 тыс. евро на 1 000 жителей).

Доля взаимного страхования на европейском страховом рынке составляет приблизительно 15,8%. (12,8% - в страховании жизни и 20,5% - в страховании ином, чем страхование жизни). В табл. 2 представлена доля взаимного страхования на европейском страховом рынке за три года.

Доля британских обществ взаимного страхования (ОВС) в страховании ином, чем страхование жизни, в 1992-1997 гг. упала с 14 до 9%, причем 4,5% этого сокращения связаны с акционированием компании Norwich Union. Также падению способствовало развитие и быстрый рост в 1990-х гг. продаж акционерными компаниями страховых услуг через банки. В настоящее время серьезным недостатком ОВС является отсутствие доступа к продаже полисов страхования через банки. Суммы премий, приходящиеся на общества взаимного страхования, сократились. Однако совокупная рыночная доля оставшихся ОВС за последние 10 лет практически не изменилась.

Таблица 2

Доля взаимного страхования на европейском страховом рынке по данным за 2008-2010 гг., %

Страна 2010 2009 2008 Страна 2010 2009 2008

Германия 31 32 31 Греция 4 4 3

Нидерланды 27 28 28 Италия 3 3 4

Франция 26 26 26 Словакия 2 2 2

Финляндия 23 26 26 Польша 2 2 1

Румыния 22 20 19 Болгария 2 2 6

Норвегия 18 17 20 Ирландия 1 2 1

Швеция 17 18 18 Португалия 1 1 1

Венгрия 17 1 18 Кипр 0 0 0

Испания 14 13 13 Чехия 0 0 0

Словения 13 14 13 Эстония 0 0 0

Бельгия 11 11 13 Исландия 0 0 0

Австрия 8 6 8 Латвия 0 0 0

Великобритания 7 6 5 Лихтенштейн 0 0 0

Дания 6 6 6 Литва 0 0 0

Люксембург 4 4 3 Мальта 0 0 0

Источник: официальные статистические данные Международной федерации кооперативного и взаимного страхования.

■42 (618) - 2014

На британском рынке страхования иного, чем страхование жизни, в настоящее время действует несколько достаточно крупных обществ взаимного страхования. Но доля этих обществ взаимного страхования данных рисков не превышает 10%.

На рынке страхования жизни ОВС играют лидирующую, но постоянно снижающуюся роль. Связано это с волной акционирования, начавшейся в Великобритании в 1989 г. с компании Abbey National, и достигшей своего пика в 1997 г. широкопрофильными преобразованиями компаний Norwich Union и Scottish Amicable.

В Германии в секторе страхования иного, чем страхование жизни, на долю ОВС приходится примерно одна шестая собираемой премии. После начала в 1994 г. дерегуляционных процессов в экономике этот показатель слегка снизился. Вследствие этого стала расти конкуренция, что привело к сокращению доходности в секторе страхования транспортных средств, в котором традиционно активны ОВС. На протяжении почти 30 лет рыночные позиции ОВС устойчивы и отражают значимость регулирования в выборе страховых продуктов и установлении страховых тарифов, следствием чего явились ослабление конкуренции и стабилизация структуры рынка страхования.

Наиболее существенной является роль ОВС в страховании транспортных средств: здесь их доля составляет 25%. Но в имущественном страховании она достигает лишь 13%, а в страховании от несчастного случая - 12%.

В Германии ОВС занимают примерно 20% рынка страхования жизни и здоровья (в страховании здоровья их доля достигает почти 50%). Достаточно сильны позиции ОВС и в предоставлении услуг по страхованию жизни (19%), в том числе в страховании ренты (11%). В настоящее время в этой стране наблюдается количественное изменение состава ОВС. Существует тенденция исчезновения небольших обществ, деятельность которых была ограничена рамками одной географической местности. Число акционерных компаний постоянно увеличивалось, в то время как количество крупных ОВС в течение последних 30 лет оставалось практически неизменным. Это связано с тем, что большинство из новых страховых компаний создано в том числе и существующими ОВС.

Во Франции ОВС ведут активную деятельность в секторе страхования иного, чем страхование жизни: их доля составляет 36%. Они являются до-

статочно разнородными по размеру: от небольших, географически или профессионально обособленных обществ до крупных, входящих в число гигантов французского страхового рынка. Текущие тенденции развития ОВС варьируются в зависимости от размера компании.

Причиной успеха в развитии ОВС в секторе страхования иного, чем страхование жизни, является ориентация на специфические сегменты рынка. Многие из ОВС, которые были созданы в 1960-1970-е гг., подчинены профессиональным ассоциациям, желающим предоставить своим членам дополнительные услуги. Такие общества взаимного страхования используют в качестве основного канала распространения страховых продуктов данные ассоциации, значительно сокращая свои издержки.

Наиболее значимой является роль ОВС в страховании транспортных средств и имущества: французские взаимные компании страхуют 75% автомобилей и домов, а рыночная доля по данному виду страхования составляет 40% и 35% соответственно. В этой стране рыночная доля обществ взаимного страхования в страховании жизни составляет около 50%, являясь одним из самых высоких среди европейских стран. За счет высочайшего уровня обслуживания клиентов и внедрения передовых компьютерных технологий достигаются высокая конкурентоспособность в данном сегменте страхового рынка и постоянное увеличение портфеля по страхованию жизни.

На шведском рынке взаимного страхования основным игроком является взаимная компания Lansforsakringar АВ. Она появилась в результате объединения в 1936 г. 24 национальных обществ взаимного страхования иного, чем страхование жизни.

В настоящее время Lansforsakringar АВ имеет 140 филиалов по всей территории Швеции - практически в каждом населенном пункте. Основная стратегия этой взаимной компании - быть как можно ближе к клиенту на привычном местном уровне. Реализация стратегии обеспечивается за счет большого штата - 4 500 служащих. Lansforsakringar АВ занимает первое место на рынке страхования ином, чем страхование жизни, и контролирует более 30% данного сегмента рынка. Объем собираемой ею страховой премии достиг 1 млрд евро.

На рынке страхования жизни ОВС занимают в Швеции 4-е место с объемом премии 980 млн евро.

Во многих странах мира взаимное страхование является хорошей альтернативой коммерческой форме организации страхового фонда. Развитие сектора взаимного страхования в послекризисный период шло более быстрыми темпами, чем во всей страховой отрасли в целом. В результате доля взаимного страхования на мировом рынке поднялась с 23,6% в 2007 г. до 26,7% в 2011 г.

В Российской Федерации, согласно статистическим данным Банка России, в едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.12.2013 зарегистрированы 432 страховщика, из них - 420 страховых организаций и всего лишь 12 обществ взаимного страхования.

Существующая законодательная база (отсутствие у российских ОВС законодательной возможности осуществлять личное страхование, ограничения по количеству членов общества и др.), а также недостаточно высокий уровень страховой грамотности населения (слабая информированность большинства граждан о взаимном страховании, его преимуществах перед коммерческой формой страховой защиты) являются главными причинами медленного развития взаимного страхования в нашей стране, что в свою очередь сильно тормозит развитие всего страхового рынка России. В таких условиях ОВС просто не могут составить конкуренцию коммерческим страховым компаниям.

По мнению авторов, успешное внедрение взаимного страхования в Российской Федерации может стать серьезным шагом к расширению рынка страховых услуг для хозяйствующих субъектов

и населения страны, позволит внести высомый вклад в развитие всего мирового рынка взаимного страхования.

Список литературы

1. Дадьков В.Н. Система управления обществом взаимного страхования // Управление страховой компанией. 2007. № 4. С. 23-29.

2. Дедиков С.В. Правовая природа страховой премии // Страховое право. 2006. № 1. С. 17-24.

3. Иванов С.С. Теория и практика рискового страхования. М.: Анкил. 2007. 480 с.

4.Мак Томас. Математика рискового страхования / пер. с нем. М.: Олимп-Бизнес. 2005. 432 с.

5.МанэсА. Основы страхового дела. М.: Анкил. 1993.108 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Меребашвили Т. А. Правовые проблемы взаимного страхования ответственности судовладельцев. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского государственного университета. 2004. 240 с.

7. Пинкин Ю.В. Справочник страховщика: все виды страхования в таблицах и схемах. Ростов н/Д.: Феникс. 2007. 176 с.

8. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.: Академия наук СССР. 1947. 282 с.

9. СафроновМ. Основные принципы взаимного страхования // Страховое дело. 1994. № 1. С. 20-31.

10. Шиловский С.П. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ « О взаимном страховании» (постатейный). М.: Деловой двор. 2009. 216 с.

Finance and credit Insurance

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

ANALYSIS OF MUTUAL INSURANCE GLOBAL MARKET

Nadezhda V. ZHURAVLEVA, Dmitrii S. LOPATKIN

Abstract

The article emphasizes that the mutual insurance is one of the most widespread forms of creation of insurance fund in the global market of insurance services. It is an insurance system, which provides an insurance protection of property interests of natural and legal entities on a nonprofit, mutual basis by consolidation of means,

which are necessary for this purpose in mutual insurance societies. In case ofmutual insurance, each insurer, at the same time, is the member of an insurance company. The authors research the development of the modern global mutual insurance market. In many developed countries, the mutual insurance is an important condition of formation of the full-fledged competitive environment,

and it seriously counters considerable concentration in an insurance sphere, and an unreasonable price rise for insurance services. The paper points out that until now only 12 societies of a mutual insurance have been registered in the Russian Federation. The existing legislative base (lack of legislative opportunity in the Russian insurance companies to carry out personal insurance, restrictions regarding a number of members of society, etc.), and also low level of the population insurance literacy (insufficient information on a mutual insurance, its advantages in comparison to a commercial form of insurance protection) are the main reasons of slow introduction of this form of insurance in our country. In its turn, the existing legislative base strongly slows down the Russian insurance market development in general. In such conditions, mutual insurance societies simply are not able to compete with business insurance companies. The authors came to a conclusion that successful advance of a mutual insurance in the Russian Federation can become a serious step towards the insurance services market expansion for economic entities and the country's population, and also will enable to make a powerful contribution to the strengthening of global mutual insurance market, in general.

Keywords: global market, mutual insurance, competition, cooperative insurance

References

1. Dad'kov V.N. Sistema upravleniya obsh-chestvom vzaimnogo strakhovaniya [A managerial system of mutual insurance association]. Upravlenie strakhovoi kompaniei - Insurance company management, 2007, no. 4, pp. 23-29.

2. Dedikov S.V. Pravovaya priroda strakhovoi premii [Legal nature of an insurance premium]. Stra-khovoe pravo - Insurance law, 2006, no. 1, pp. 17-24.

3. Ivanov S.S. Teoriya i praktika riskovogo stra-khovaniya [Theory and practice of risk insurance]. Moscow, Ankil Publ., 2007, 480 p.

4. Mack T. Matematika riskovogo strakhovaniya [Schadenversicherungsmathematik]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2005, 432 p.

5. Manes A. Osnovy strakhovogo dela [Versicherungswesen]. Moscow, Ankil Publ., 1993, 108 p.

6. Merebashvili T.A. Pravovye problemy vzaimnogo strakhovaniya otvetstvennosti sudovladel'tsev [Legal problems of a mutual insurance of ship-owners' responsibility]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2004, 240 p.

7. Pinkin Yu.V. Spravochnik strakhovshchika: vse vidy strakhovaniya v tablitsakh i skhemakh [A reference book of the insurer: all types of insurance in tables and schemes]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2007, 176 p.

8. Raikher V.K. Obshchestvenno-istoricheskie tipy strakhovaniya [Socio-historical types of insurance]. Moscow, Academy of Sciences of USSR Publ., 1947, 282 p.

9. Safronov M. Osnovnye printsipy vzaimnogo strakhovaniya [Basic principles of mutual insurance].

Strakhovoe delo - Insurance business, 1994, no. 1, pp.20-31.

10. Shilovskii S.P. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot29 noyabrya 2007g. № 286-FZ "O vzaimnom strakhovanii" (postateinyi) [Comments to the Federal Law "On Mutual insurance" (article-by-article) of November 29, 2007 № 286-FZ]. Moscow, Delovoi dvor Publ., 2009, 216 p.

Nadezhda V. ZHURAVLEVA

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation juravleva2005@mail.ru

Dmitrii S. LOPATKIN

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation dreiven118@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.