Научная статья на тему 'Анализ мирового рынка гражданской авиации'

Анализ мирового рынка гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиация / гражданская авиация / мировой рынок гражданской авиации / авиационная продукция / флот воздушных судов / aviation / civil aviation / civil aviation world market / aviation products / aircraft fleet.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А. Чапенко

В статье проводится анализ мирового рынка гражданской авиации. Рассматриваются такие ключевые показатели мирового рынка, как пассажирооборот, грузоперевозки, экспорт продукции авиастроения и финансовые показатели отрасли. Динамика каждого приведенного показателя комментируется, объясняются причины изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CIVIL AVIATION WORLD MARKET

The article analyzes the civil aviation world market. The world market indicators such as passenger turnover, cargo transportation, export of aircraft products and financial indicators of the industry are considered. The dynamics of each given indicator is commented on, the reasons for the changes are explained

Текст научной работы на тему «Анализ мирового рынка гражданской авиации»

АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ А.А. Чапенко, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

Б01: 10.24411/2411-0450-2019-11139

Аннотация. В статье проводится анализ мирового рынка гражданской авиации. Рассматриваются такие ключевые показатели мирового рынка, как пассажирооборот, грузоперевозки, экспорт продукции авиастроения и финансовые показатели отрасли. Динамика каждого приведенного показателя комментируется, объясняются причины изменений.

Ключевые слова: авиация, гражданская авиация, мировой рынок гражданской авиации, авиационная продукция, флот воздушных судов.

Рынок международной гражданской авиации является одним из наиболее динамично развивающихся рынков. Во многом это связано с тем, что востребованность авиаперевозок все растет, улучшается необходимая для авиации инфраструктура, совершенствуется международное и национальные законодательства. В качестве подтверждения здесь можно привести множество различных показателей. Одна-

За последние 10 лет объем авиаперевозок вырос в среднем в 1,5 раза. Так, количество перевезенных пассажиров увеличилось с 2,5 млрд. человек до 4,1 млрд. человек, т.е. на 35,5%. В свою очередь, объем грузоперевозок увеличился с 41,4 млн. тонн до 56,1 млн. тонн, т.е. на 65,4%. В то же время рост объемов авиаперевозок со-

ко в рамках данной работы внимание будет обращено на следующие ключевые показатели мирового рынка гражданской авиации:

- пассажирооборот;

- грузоперевозки;

- экспорт продукции авиастроения;

- финансовые показатели отрасли.

На рисунке 1 отражены показатели авиаперевозок за 2007-2017 гг.

провождался ростом количества эксплуатируемой в мире авиатехники. С 2003 г. мировой флот коммерческого авиатранспорта увеличился с 18972 самолетов до 27957 самолетов в 2017 г. [2].

Далее на рисунке 2 отражена динамика экспорта авиационной продукции за 20072017 гг.

60

в 50 s

? 40 s

S 30

& L-

10

47,2 48,2 47,5 48,6

50,2 50,5 52,3 56,1

41,4 39,9 39,6

2,5

2,5

2,5

2,7

2,9

3,0

3,1

3,3

3,6

3,8

4,1

5,0 « « -

4,0 22

3,0

2,0

&

л

1,0 &

0,0

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

LI "Груз, млн. т

1-'Пассажиры, млрд. чел.

Рис. 1. Показатели авиаперевозок, 2007-2017 гг. [1]

и es

в

0

183,6

210,8 213,2 222,6

252,3

350,0 315 3 324,7 332,2 332,9 330,1

9ЯЯ 7

300,0 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0 0,0

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. 2. Экспорт авиационной продукции в мире, 2007-2017 гг., млрд долл. США [3]

В последние годы мировой экспорт авиационной продукции несколько замедлил свой рост. В 2017 г. можно даже наблюдать некоторый спад. Однако в целом за последние 10 лет объем экспортируемой авиационной продукции, куда включается не только авиатехника, но и детали для нее, вырос на 79,8%, т.е. почти в два раза. В 2007 г. лидером по экспорту были США, чья доля в мире превышала 41%. Далее в тройку также входили Франция и Германия - 17% и 14,2% соответственно. Примечательно, что в 2007 г. за Россией не зафиксирован в мировой торговой статистике экспорт авиационной продукции.

По итогам 2017 г. среди лидеров серьезных изменений не произошло. В первую

тройку экспортёров авиационной продукции по-прежнему входят США (39,7%), Франция (15,6%) и Германия (12,7%). Россия при этом заняла 20-е место в мире с долей в 0,52%. Среди ключевых импортеров в 2017 г. можно выделить США (12,8%), Китай (10,5%) и Францию (9,9%).

Учитывая показатели торговли, становится понятно, что ключевыми рынками с точки зрения авиационной продукции являются рынки Северной Америки и Европы. Поэтому неудивительно, что эти два региона лидируют в структуре глобального коммерческого флота воздушных судов, что представлено на рисунке 3.

4,8%

2,8%

6,4%

20,1%

30,2%

ы Страны АТР

Северная Америка ^ Европа

^ Южная Америка ^ Ближний Восток ^ Россия и Центральная Азия ^ Африка

29,5%

Рис. 3. Структура глобального коммерческого флота воздушных судов по итогам

2017 года, в разрезе регионов мира [4]

Всего в мире сегодня насчитывается порядка 24,4 тыс. воздушных судов гражданского назначения. При этом прогнозируется рост к 2037 г. до 48,54 тыс. воздушных судов, т.е. почти в два раза может увеличиться глобальный коммерческий флот. В целом же сегодня мировым лидером по количеству воздушных судов является Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится 7360 воздушных судов. Несколько отстает Северная Америка - 7210 воздушных судов. Существенным коммерческим флотом обладают страны Европы, куда источник не вносит Россию

- 4900 судов. Если сравнить с показателями 2016 г., то мировое лидерство тогда еще было за Северной Америкой - 30%, в то время как на страны АТР приходилось 28% мирового коммерческого флота воздушных судов.

В заключение рассмотрим некоторые финансовые показатели мирового рынка авиации, публикуемые международной организацией The International Air Transport Association (IATA). Так, на рисунке 4 отражена динамика доходов и расходов авиакомпаний мира, а также величина чистой прибыли.

Рис. 4. Финансовые показатели мирового рынка авиации, 2013-2018 гг., $ млрд.

(по данным IATA) [5]

В 2015-2016 гг. сократилась выручка как с авиаперевозок пассажиров, так и с авиаперевозок грузов. Одна из возможных причин такого спада - это политический конфликт Запада с Россией, в результате чего сократились как международные перевозки, так и внутренние авиаперевозки в самой России. Тем не менее, за счет падения цен на нефть сократились расходы на топливо с $224 млрд. в 2014 г. до $135 млрд. в 2016 г., что положительно сказалось на показателе чистой прибыли. В последние годы можно отметить резкий рост рынка на фоне нормализации отношений между Россией и Западом, а также за счет увеличения количества авиаперевозок с 35,2 млн. в 2016 г. до 38,1 млн. в 2018 г.

Таким образом, проведенный анализ показал, что мировой рынок авиации развивается, что положительно отражается на его показателях. Среди основных можно выделить рост числа полетов с 32 млн. в 2013 г. до 38,1 млн. в 2018 г. Кроме того, существенно вырос экспорт авиационной продукции на 79,8% за последние 10 лет. Наконец, лидером по размеру воздушного флота сегодня является Азиатско-Тихоокеанский регион, хотя еще до недавнего времени лидерство было за Северной Америкой. Следовательно, усиливается конкуренция на мировом рынке гражданской авиации.

Библиографический список

1. Statistics Programme [Электронный ресурс] / ICAO. - Режим доступа: https://www.icao.int/sustainability/Pages/eap-sta-excel.aspx

2. Aviation Industry Overview - 2017 [Электронный ресурс] / ASCE Air Transportation Group. - Режим доступа: http://dyconsultants.com/wp-content/uploads/2017/06/Aviation-Industry-1.pdf.

3. International Trade Center (ITC) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trademap.org/

4. Size of aircraft fleets by region worldwide in 2017 and 2037 (in units) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/262971/aircraft-fleets-by-region-worldwide/

5. Industry Statistics [Электронный ресурс] / IATA. - Режим доступа: https://www.iata.org/pressroom/facts_figures/fact_sheets/Documents/fact-sheet-industry-facts.pdf.

ANALYSIS OF THE CIVIL AVIATION WORLD MARKET

A.A. Chapenko, Graduate Student

St. Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes the civil aviation world market. The world market indicators such as passenger turnover, cargo transportation, export of aircraft products and financial indicators of the industry are considered. The dynamics of each given indicator is commented on, the reasons for the changes are explained.

Keywords: aviation, civil aviation, civil aviation world market, aviation products, aircraft fleet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.